РП Шахматы 2021

Приложение к основным образовательным программам НОО, ООО
МАОУ Гимназии № 8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
На заседании педагогического
совета МАОУ Гимназия № 8
Протокол от «30» августа 2021 г.
№ 14

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
_______________Е.Е. Трофимова
Введено в действие приказом
директора от «31» августа 2021
№ 110-О

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

г. Екатеринбург, 2021г

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы»
I модуль «Азбука шахматной игры»
-устойчивый интерес к занятиям шахматами; -развитое тактическое зрение;
-навыки самостоятельной работы над шахматами;
-знание понятия инициативы в дебюте;
-навыки решения общих задач теоретической и практической подготовки;
-волевые качества;
-спортивное трудолюбие;
-целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков;
-способности удерживать свои цели и мобилизовать ресурсы для их достижения;
-способности находить нестандартные и эффективные решения, выдвигать идеи,
предлагать индивидуальные, необычные, проработанные версии;
Учащийся должен знать:
-все ходы фигур;
-шахматную нотацию; -сравнительную ценность фигур; -что такое шах, мат, пат; -общие
принципы игры в начале партии; -правила поведения во время игры; -тактические удары (связка,
двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах);
-общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле; -правила поведения в помещении и
на улице; -правила техники безопасности; -правила поведения во время игры. -проводить атаку на
короля; -простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя
против пешки;
-что такое открытая линия; -7-я, 2-я горизонталь.
Учащийся должен уметь:
-ставить мат тяжёлыми фигурами;
-играть шахматную партию с записью; -правильно вести себя во время игры. -решать
комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные, комбинации с сочетанием
идей и др.); -играть шахматную партию с записью и часами; -уважительно относиться к сопернику
по игре;
Регулятивные:
-понимать и принимать учебную цель и задачи;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над номером;
-анализировать причины успеха/неуспеха;
Познавательные:
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные интеллектуальные способности;
Коммуникативные:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами:
индивидуальный опрос
тестирование
результаты конкурсов и турниров
личные достижения каждого учащегося
промежуточный контроль
итоговый контроль

II модуль «Основы стратегии»
-понимание тонкости, силы и слабости каждого дебюта;
-навыки доработки своего стиля игры, добавление в него новых фишек и подходов,
-навыки анализа своих и чужих партий, понимание причины тех или иных ходов,
-умелое решение шахматных задач,
-правильное распределение своих сил и внимательности,
-навыки изучения противников,
-умение владеть собой;
-уметь достойно принять поражение или победу;
-самостоятельно анализировать позицию;
- быть эмоционально выдержанным
-умение поддерживать высокую спортивную форму до полной победы;
Учащийся должен знать:
-темы шахматной стратегии (пешечный центр, подрыв пешечного центра, фигуры против
пешечного центра разноцветные слоны в миттельшпиле, борьба за открытую линию, роль центра
при фланговых операциях);
-технические приёмы в эндшпиле (пешечном, ладейном);
-лучшее пешечное расположение в эндшпиле;
-знать основные положения Шахматного кодекса РФ.
Учащийся должен уметь:
-тренировать технику расчёта;
-решать комбинации на разные темы;
-самостоятельно работать с шахматной литературой;
-играть с записью и часами;
-играть турнирные партии;
-решать комбинационные позиции с основными тактическими приёмами в три, четыре,
пять ходов;
Регулятивные:
-в сотрудничестве с педагогом уметь ставить новые учебные задачи;
-накопление представлений о стратегии и тактике,
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
Познавательные:
-умение учиться: решение шахматных задач, поиск, анализ;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные интеллектуальные способности при решении этюдов и задач;
Коммуникативные:
-задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-наблюдать за различными событиями шахмат, понимание их специфики и научного
многообразия;
-планировать, контролировать и оценивать собственные действия, понимать их успешность
или причины неуспешности, умение корректировать свои действия.
Оценка качества обучения по модулю производится различными
методами и средствами:
индивидуальный опрос
тестирование
результаты конкурсов и турниров
личные достижения каждого учащегося
промежуточный контроль
итоговый контроль

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»
I модуль «Азбука шахматной игры»
I Общие понятия о шахматах. Из истории шахмат. Легенды о шахматах.
Теория:
Вводное занятие. Знакомство с шахматной школой. Содержание и режим занятий.
Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной
безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
Практика:
Красота шахматных партий. Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).
II В гостях у шахматного короля.
Теория:
Король – главная фигура в шахматах: «Запомни: основную роль играет в шахматах
Король!»
Практика:
Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Короле. Дидактическая
игра «Что могут Короли?». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о
Короле. Презентация« В гостях у Короля».
III Шахматная доска. Правила игры.
Теория:
Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь. Секреты шахматного поля.
Шахматная дорожка – вертикаль. Секреты шахматной доски. Шахматная дорожка – диагональ.
Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали, номера горизонтали: 1, 2,3,4,5,6,7,8. Секрет
вертикали. Восемь имён вертикали: А,B,С,D,E,F,G, H. «Вот эта улица, вот этот дом…». Адрес
шахматных клеток. Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг
против друга два войска стоят.
Практика:
Тренировка техники расчета вариантов, общие положения. Просмотр фрагмента
обучающей игры «Шахматы в сказках» о шахматной доске и правильном её расположении перед
игрой и решение заданий первого занятия. Чтение стихотворения «Доску правильно клади».
Дидактическая игра «Куча мала». Демонстрация партий мастеров различных стилей. Зарождение
учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии. Слабые
поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки.
Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь
между различными стадиями партии. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре
доски. Висящая пешка.
IV Начало партии - дебют. Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка.
Королевский гамбит.
Теория:
Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит.
На занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале
шахматной партии. Дебютная теория. Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация,
безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема
шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.
Практика:
а) Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит.
Гамбит Эванса. Защита Стейница в испанской партии. Защита Филидора.
б) Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.

в) Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.
Игра в тематических турнирах. Решение задач по тактике.
V Учебные партии. Игра со сказочными героями. Нападение и защита. Правила поведения
во время игры.
Теория:
Игра со сказочными героями. Нападение и защита. Правила поведения во время игры.
Практика:
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения.
VI Миттельшпиль. Роль шахматных фигур в миттельшпиле. Мат на последней и
предпоследней горизонталях. Атака и защита.
Теория:
Роль шахматных фигур в миттельшпиле. Мат на последней и предпоследней горизонталях.
Атака и защита. Роль Коня в миттельшпиле. Роль Ладьи в миттельшпиле. Роль Ферзя в
миттельшпиле. Роль Пешки в миттельшпиле.
Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым
позициям как один из методов реализации перевеса.
Практика:
Участие в шахматном турнире.
Разбор сыгранных партий учащихся.
VII Эндшпиль. Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и
пешки.
Теория:
Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и пешки.
Уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! «Таблица умножения» шахмат. Все
виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.
Эндшпильная техника.
Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым
позициям как один из методов реализации перевеса. Окончания с проходными пешками. Лучшее
пешечное расположение. Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против
пешки. Ладья с пешкой против ладьи.
Многопешечные ладейные окончания. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем
и ладьей. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.
Практика:
Разбор сыгранных партий учащихся.
Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике.
Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
VIII Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий.
Теория:
Постановка дебюта. Психологическая подготовка шахматиста. Разучивание шахматных
приемов. Разбор партий учащихся. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и
слабость играющих программ. Этика поведения во время партии.
Практика:
Участие в соревнованиях и турнирах.
Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома
самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей
подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в различных
тематических турнирах.

IX Конкурс решения задач и этюдов.
Теория:
Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной
партии. Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые
поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки.
Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь
между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы.
Изолированные пешки в центре
Практика:
Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров). Атаки: на
нерокировавшегося короля; при односторонних рокировках; при разносторонних рокировках.
II модуль «Основы стратегии»
I «Основы стратегии». Тактика игры
Теория
Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка.
Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при
разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля.
Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций,
решение тематических этюдов.
Практика
Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной
партии. Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые
поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки.
Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.
Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.
Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре
доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.
II Стратегия игры
Теория
Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил.
Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных
фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций.
Практика
Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница.
Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости.
Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких
преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов.
Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Закрытый центр.
Блокада.
III Эндшпиль
Теория
Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой
фигуры в эндшпиле.
Практика

Основы комбинационной и позиционной игры. Элементы шахматной тактики и их роль в
игре. Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Практические занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально подобранных позиций, решение задач.
IV Дебют
Теория
Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного
репертуара.
Практика
Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных
шахматистов.
V Конкурсы решения задач, этюдов
Теория:
Различные приемы шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные
задачи и этюды. А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.
Практика:
Решение сложных позиций с большим числом разветвлений. Конкурс решения задач.
Конкурс решения комбинаций. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с
помощью двойного шаха. Классификация комбинационных тактических приемов. Комбинация и
ее роль в шахматной партии. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней
горизонтали. Спертый мат.
VI Сеансы одновременной игры
Сеансы одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий
с учащимися.
VII Проектная деятельность
Научно-исследовательский проект «Шахматы- это спорт или игра?»
Шахматы – это спорт? Шахматы – это игра? Шахматы – это наука? Шахматы – это
искусство? Шахматы – жизнь в миниатюре.
Проект «Шахматы – верный путь к успеху"
Индийские истоки шахмат. Арабские преобразования. Шахматы на Руси. Такие разные
шахматы... Верный путь к успеху.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-17 лет. В
одной группе: 10-15 учащихся. Данное количество учащихся оптимально для проведения занятий,
т.к. позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных
учащимися на каждом занятии; позволяет организовывать работу в группах, опираясь на
поддержку и помощь со стороны более подготовленных учащихся; четное количество
обусловлено необходимостью проведения практических игровых занятий, как в парах
постоянного состава, так и в парах сменного состава. При подборе пар обязательно учитывается
уровень подготовки, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро
разочаруется, потеряет веру в свои силы.
Сроки реализации программы и режим занятий: 1 год.
Формы занятий: практикум, контрольная работа, конкурс, лекция, беседа, соревнование,
турнир, сеанс одновременной игры, турнир, блиц-турнир, семинар, анализ партий,
консультационная партия. Учащиеся разделены на 3 группы: группу начинающих и 2 группы
совершенствования. В объединение принимаются все желающие. На первых занятиях проходит
начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой
учащиеся распределяются в ту или иную группу. В группе совершенствования 1 группы
занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными

знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый
игровой опыт. В группе совершенствования 2 группы занимаются учащиеся, уверенно владеющие
тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные
дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию по 40 минут.
3. Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

I модуль «Азбука шахматной игры»
Общие понятия о шахматах.
I
Из истории шахмат. Легенды о шахматах.
II
В гостях у шахматного короля.
III Шахматная доска. Правила игры.
Начало партии - дебют. Дебют и его задачи. Три главных
IV правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит.
партии. Игра со сказочными героями. Нападение
V Учебные
и защита. Правила поведения во время игры.
Миттельшпиль. Роль шахматных фигур в миттельшпиле.
VI Мат на последней и предпоследней горизонталях. Атака и
защита.
Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и
VII Эндшпиль.
пешка против короля и пешки.
VIII Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий
IX Конкурс решения задач и этюдов
ИТОГО:
II модуль «Основы стратегии»
I
Тактика игры
II
Стратегия игры
III Эндшпиль
IV Дебют
V Конкурсы решения задач, этюдов
VI Сеансы одновременной игры
VII Проектная деятельность
ИТОГО:
ВСЕГО:

Количество часов
Всего
Теория Практи
часов
ка
1

1

0

5
6

2
2

3
4

10

4

6

10

4

6

10

4

6

10

4

6

6
10
68

2
2
25

4
8
43

16
18
18
18
6
4
20
100
168

6
6
6
6
2
1
2,5
29,5
54,5

10
12
12
12
4
3
17,5
70,5
113,5



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.