Приложение к основным образовательным программам НОО, ООО МАОУ Гимназии № 8 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета МАОУ Гимназия № 8 Протокол от «30» августа 2021 г. № 14 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ Гимназии № 8 _______________Е.Е. Трофимова Введено в действие приказом директора от «31» августа 2021 № 110-О Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» г. Екатеринбург, 2021г 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы» I модуль «Азбука шахматной игры» -устойчивый интерес к занятиям шахматами; -развитое тактическое зрение; -навыки самостоятельной работы над шахматами; -знание понятия инициативы в дебюте; -навыки решения общих задач теоретической и практической подготовки; -волевые качества; -спортивное трудолюбие; -целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков; -способности удерживать свои цели и мобилизовать ресурсы для их достижения; -способности находить нестандартные и эффективные решения, выдвигать идеи, предлагать индивидуальные, необычные, проработанные версии; Учащийся должен знать: -все ходы фигур; -шахматную нотацию; -сравнительную ценность фигур; -что такое шах, мат, пат; -общие принципы игры в начале партии; -правила поведения во время игры; -тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); -общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле; -правила поведения в помещении и на улице; -правила техники безопасности; -правила поведения во время игры. -проводить атаку на короля; -простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя против пешки; -что такое открытая линия; -7-я, 2-я горизонталь. Учащийся должен уметь: -ставить мат тяжёлыми фигурами; -играть шахматную партию с записью; -правильно вести себя во время игры. -решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные, комбинации с сочетанием идей и др.); -играть шахматную партию с записью и часами; -уважительно относиться к сопернику по игре; Регулятивные: -понимать и принимать учебную цель и задачи; -планировать свои действия на отдельных этапах работы над номером; -анализировать причины успеха/неуспеха; Познавательные: -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -проявлять индивидуальные интеллектуальные способности; Коммуникативные: -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; -работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; -обращаться за помощью; -формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами: индивидуальный опрос тестирование результаты конкурсов и турниров личные достижения каждого учащегося промежуточный контроль итоговый контроль II модуль «Основы стратегии» -понимание тонкости, силы и слабости каждого дебюта; -навыки доработки своего стиля игры, добавление в него новых фишек и подходов, -навыки анализа своих и чужих партий, понимание причины тех или иных ходов, -умелое решение шахматных задач, -правильное распределение своих сил и внимательности, -навыки изучения противников, -умение владеть собой; -уметь достойно принять поражение или победу; -самостоятельно анализировать позицию; - быть эмоционально выдержанным -умение поддерживать высокую спортивную форму до полной победы; Учащийся должен знать: -темы шахматной стратегии (пешечный центр, подрыв пешечного центра, фигуры против пешечного центра разноцветные слоны в миттельшпиле, борьба за открытую линию, роль центра при фланговых операциях); -технические приёмы в эндшпиле (пешечном, ладейном); -лучшее пешечное расположение в эндшпиле; -знать основные положения Шахматного кодекса РФ. Учащийся должен уметь: -тренировать технику расчёта; -решать комбинации на разные темы; -самостоятельно работать с шахматной литературой; -играть с записью и часами; -играть турнирные партии; -решать комбинационные позиции с основными тактическими приёмами в три, четыре, пять ходов; Регулятивные: -в сотрудничестве с педагогом уметь ставить новые учебные задачи; -накопление представлений о стратегии и тактике, -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: -умение учиться: решение шахматных задач, поиск, анализ; -понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -проявлять индивидуальные интеллектуальные способности при решении этюдов и задач; Коммуникативные: -задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций; - формулировать собственное мнение и позицию; -наблюдать за различными событиями шахмат, понимание их специфики и научного многообразия; -планировать, контролировать и оценивать собственные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение корректировать свои действия. Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами: индивидуальный опрос тестирование результаты конкурсов и турниров личные достижения каждого учащегося промежуточный контроль итоговый контроль 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» I модуль «Азбука шахматной игры» I Общие понятия о шахматах. Из истории шахмат. Легенды о шахматах. Теория: Вводное занятие. Знакомство с шахматной школой. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях). Практика: Красота шахматных партий. Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров). II В гостях у шахматного короля. Теория: Король – главная фигура в шахматах: «Запомни: основную роль играет в шахматах Король!» Практика: Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Короле. Дидактическая игра «Что могут Короли?». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Короле. Презентация« В гостях у Короля». III Шахматная доска. Правила игры. Теория: Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь. Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – вертикаль. Секреты шахматной доски. Шахматная дорожка – диагональ. Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали, номера горизонтали: 1, 2,3,4,5,6,7,8. Секрет вертикали. Восемь имён вертикали: А,B,С,D,E,F,G, H. «Вот эта улица, вот этот дом…». Адрес шахматных клеток. Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят. Практика: Тренировка техники расчета вариантов, общие положения. Просмотр фрагмента обучающей игры «Шахматы в сказках» о шахматной доске и правильном её расположении перед игрой и решение заданий первого занятия. Чтение стихотворения «Доску правильно клади». Дидактическая игра «Куча мала». Демонстрация партий мастеров различных стилей. Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. IV Начало партии - дебют. Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит. Теория: Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит. На занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале шахматной партии. Дебютная теория. Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация, безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов. Практика: а) Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Гамбит Эванса. Защита Стейница в испанской партии. Защита Филидора. б) Закрытые дебюты, ферзевый гамбит. в) Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма. Игра в тематических турнирах. Решение задач по тактике. V Учебные партии. Игра со сказочными героями. Нападение и защита. Правила поведения во время игры. Теория: Игра со сказочными героями. Нападение и защита. Правила поведения во время игры. Практика: Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. VI Миттельшпиль. Роль шахматных фигур в миттельшпиле. Мат на последней и предпоследней горизонталях. Атака и защита. Теория: Роль шахматных фигур в миттельшпиле. Мат на последней и предпоследней горизонталях. Атака и защита. Роль Коня в миттельшпиле. Роль Ладьи в миттельшпиле. Роль Ферзя в миттельшпиле. Роль Пешки в миттельшпиле. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. Практика: Участие в шахматном турнире. Разбор сыгранных партий учащихся. VII Эндшпиль. Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и пешки. Теория: Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и пешки. Уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! «Таблица умножения» шахмат. Все виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые. Эндшпильная техника. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные окончания. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя. Практика: Разбор сыгранных партий учащихся. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике. Зачеты по тактике и технике эндшпиля. VIII Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий. Теория: Постановка дебюта. Психологическая подготовка шахматиста. Разучивание шахматных приемов. Разбор партий учащихся. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость играющих программ. Этика поведения во время партии. Практика: Участие в соревнованиях и турнирах. Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в различных тематических турнирах. IX Конкурс решения задач и этюдов. Теория: Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии. Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре Практика: Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров). Атаки: на нерокировавшегося короля; при односторонних рокировках; при разносторонних рокировках. II модуль «Основы стратегии» I «Основы стратегии». Тактика игры Теория Сквозное действие фигур. Слабые поля. Захват пункта. Далеко продвинутая пешка. Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур. Разрушение пешечного прикрытия. Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. Комбинирование приемов. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Практика Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии. Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада. II Стратегия игры Теория Мобилизация сил. Центр. Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил. Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. Практика Причины возникновения комбинаций. Основные положения теории Стейница. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Закрытый центр. Блокада. III Эндшпиль Теория Фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Практика Основы комбинационной и позиционной игры. Элементы шахматной тактики и их роль в игре. Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. IV Дебют Теория Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор дебютного репертуара. Практика Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов. V Конкурсы решения задач, этюдов Теория: Различные приемы шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды. А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма. Практика: Решение сложных позиций с большим числом разветвлений. Конкурс решения задач. Конкурс решения комбинаций. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха. Классификация комбинационных тактических приемов. Комбинация и ее роль в шахматной партии. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. VI Сеансы одновременной игры Сеансы одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с учащимися. VII Проектная деятельность Научно-исследовательский проект «Шахматы- это спорт или игра?» Шахматы – это спорт? Шахматы – это игра? Шахматы – это наука? Шахматы – это искусство? Шахматы – жизнь в миниатюре. Проект «Шахматы – верный путь к успеху" Индийские истоки шахмат. Арабские преобразования. Шахматы на Руси. Такие разные шахматы... Верный путь к успеху. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-17 лет. В одной группе: 10-15 учащихся. Данное количество учащихся оптимально для проведения занятий, т.к. позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на каждом занятии; позволяет организовывать работу в группах, опираясь на поддержку и помощь со стороны более подготовленных учащихся; четное количество обусловлено необходимостью проведения практических игровых занятий, как в парах постоянного состава, так и в парах сменного состава. При подборе пар обязательно учитывается уровень подготовки, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Сроки реализации программы и режим занятий: 1 год. Формы занятий: практикум, контрольная работа, конкурс, лекция, беседа, соревнование, турнир, сеанс одновременной игры, турнир, блиц-турнир, семинар, анализ партий, консультационная партия. Учащиеся разделены на 3 группы: группу начинающих и 2 группы совершенствования. В объединение принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В группе совершенствования 1 группы занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. В группе совершенствования 2 группы занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию по 40 минут. 3. Тематическое планирование № п/п Тема занятия I модуль «Азбука шахматной игры» Общие понятия о шахматах. I Из истории шахмат. Легенды о шахматах. II В гостях у шахматного короля. III Шахматная доска. Правила игры. Начало партии - дебют. Дебют и его задачи. Три главных IV правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит. партии. Игра со сказочными героями. Нападение V Учебные и защита. Правила поведения во время игры. Миттельшпиль. Роль шахматных фигур в миттельшпиле. VI Мат на последней и предпоследней горизонталях. Атака и защита. Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и VII Эндшпиль. пешка против короля и пешки. VIII Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий IX Конкурс решения задач и этюдов ИТОГО: II модуль «Основы стратегии» I Тактика игры II Стратегия игры III Эндшпиль IV Дебют V Конкурсы решения задач, этюдов VI Сеансы одновременной игры VII Проектная деятельность ИТОГО: ВСЕГО: Количество часов Всего Теория Практи часов ка 1 1 0 5 6 2 2 3 4 10 4 6 10 4 6 10 4 6 10 4 6 6 10 68 2 2 25 4 8 43 16 18 18 18 6 4 20 100 168 6 6 6 6 2 1 2,5 29,5 54,5 10 12 12 12 4 3 17,5 70,5 113,5