Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модулю «Шахматы» ФГОС НОО Екатеринбург, 2022 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Шахматы» Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народ ов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строи ть речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письме нной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том чис ле с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты: В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления: - о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; - о названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры; - выигрышные стратегии матования одинокого короля; К концу изучения учащиеся должны знать: - шахматную доску и её структуру;- обозначение полей линий; -ходы и взятия всех фигур, рокировку; - основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.); выигрышные стратегии матования одинокого короля; - основные идеи комбинаций различных типов; - понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии; - слабые и сильные поля, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады; К концу изучения учащиеся должны уметь: - играть партию от начала до конца по шахматным правилам; - записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; - находить мат в один ход в любых задачах такого типа; - оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; - планировать, контролировать и оценивать действия соперников; - определять общую цель и пути её достижения; - решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. - ориентироваться на шахматной доске; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - правильно помещать шахматную доске между партнерами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; -рокировать; - объявлять шах; - ставить мат; - решать элементарные задачи на мат в один ход; - ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции; - понимать причины своего выигрыша и проигрыша; - сравнивать и анализировать действия других игроков; - разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили; - осуществлять простейшие комбинации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата. - занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали; - блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур; - использовать базовые понятия. 2. Содержание учебного предмета «Шахматы». Теоретические основы и правила шахматной игры. История шахмат История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Программа рассчитана в 1 классе- 34 часа, 2-4классах 35 часов. Программа реализуется по безотметочной системе 3. Тематическое планирование. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1 класс. Тема урока Количество часов Шахматы - мои друзья. Из истории шахмат. История возникновения шахмат. Появление шахмат на Руси. 1 Знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. Изучение основ шахматной игры. Шахматная доска. 1 Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Горизонталь 1 Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Вертикаль 1 Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Диагональ 1 Изучение основ шахматной игры. Шахматная нотация. 1 Шахматные фигуры и начальная позиция. 1 Шахматные фигуры. Ладья. 1 Шахматные фигуры. Слон. 1 Шахматные фигуры. Ферзь. 1 Шахматные фигуры. Конь. 1 Шахматные фигуры. Пешка. 1 Шахматные фигуры. Превращение пешки. 1 Шахматные фигуры. Король. 1 Шахматные фигуры. Ценность фигур. 1 Нападение. 1 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31-34 Взятие. Взятие на проходе. Шах и защита от шаха. Мат. Пат-ничья. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. Мать двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии-миниатюры. Запись шахматной партии. Шахматный этикет. Шахматный турнир. «Первенство класса» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Тема урока За страницами истории шахмат. Чемпиона мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира Шахматные фигуры (повторение) Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка. (повторение) Мат. Пат. Мат в один ход (повторение) Защита в шахматной партии: уход из нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «Двойной удар». Тактический приём «Связка». Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «Ловля фигуры». Тактический приём «Сквозной удар». Мат на последней горизонтали. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «Открытый шах». Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17-20. 21. 22-23. 24-25. 26-28. 29. 30-33. 34-35 Тактический приём «Двойной шах». Шахматный турнир. Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. Основы игры в дебюте: атака на короля Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Основы анализа шахматной партии. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Шахматный турнир. Шахматный праздник. 1 3 1 2 2 1 1 3 2 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16-19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тема урока Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) Тактические комбинации и приёмы «связка» , «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры»(повторение). Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение). Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Тактический приём «завлечение». Тактический приём «отвлечение». Тактический приём «уничтожение защиты». Тактический приём «спёртый мат». Сочетание тактических приёмов. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Борьба за инициативу. Основы дебюта: атака на нерокировавшего короля. Основы дебюта: атака на рокировавшего короля. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Шахматный турнир Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата. Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом». Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля. Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой. Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата. Теоритические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30-33. 34-35 Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов. Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд-М. Карлсен. Шахматный турнир. Шахматный праздник. 1 1 1 3 2 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18-21. 22-25. 26. 27. 28. 29. 30-33. 34-35 Тема урока История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Основные принципы в дебюте. Перевес в развитии фигур. Атака на короля. Перевес в пространстве. Оценка позиции. План игры. Выбор хода. Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Гамбиты. Тактический приём «мельницы». Тактический приём «перекрытие». Тактический приём «рентген». Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход. Шахматный турнир. Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю. Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. Шахматный турнир. Шахматный праздник. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 3 3 1 1 1 1 1 2