Шахматы НОО 1-4 класс 22-23

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «Шахматы»
ФГОС НОО

Екатеринбург, 2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Шахматы»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народ ов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строи ть
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письме нной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том чис ле с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
- о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- о названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
- выигрышные стратегии матования одинокого короля;
К концу изучения учащиеся должны знать:
- шахматную доску и её структуру;- обозначение полей линий;
-ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
выигрышные стратегии матования одинокого короля;

- основные идеи комбинаций различных типов;
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- слабые и сильные поля, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;
К концу изучения учащиеся должны уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути её достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доске между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход;
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.

2. Содержание учебного предмета «Шахматы».
Теоретические основы и правила шахматной игры. История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные
выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения
шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по
шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные
фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие
на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные
тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Программа рассчитана в 1 классе- 34 часа, 2-4классах 35 часов. Программа реализуется по безотметочной системе
3. Тематическое планирование.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1 класс.
Тема урока

Количество
часов
Шахматы - мои друзья. Из истории шахмат. История возникновения шахмат. Появление шахмат на Руси. 1
Знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Изучение основ шахматной игры. Шахматная доска.
1
Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Горизонталь
1
Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Вертикаль
1
Изучение основ шахматной игры. Шахматные фигуры. Диагональ
1
Изучение основ шахматной игры. Шахматная нотация.
1
Шахматные фигуры и начальная позиция.
1
Шахматные фигуры. Ладья.
1
Шахматные фигуры. Слон.
1
Шахматные фигуры. Ферзь.
1
Шахматные фигуры. Конь.
1
Шахматные фигуры. Пешка.
1
Шахматные фигуры. Превращение пешки.
1
Шахматные фигуры. Король.
1
Шахматные фигуры. Ценность фигур.
1
Нападение.
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31-34

Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат-ничья.
Рокировка.
Основные принципы игры в начале партии.
Мать двумя ладьями одинокому королю.
Мат ферзём и ладьёй одинокому королю.
Мат ферзём и королём одинокому королю.
Материальное преимущество.
Нарушение основных принципов игры в начале партии.
Партии-миниатюры.
Запись шахматной партии.
Шахматный этикет.
Шахматный турнир. «Первенство класса»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

2 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема урока
За страницами истории шахмат. Чемпиона мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира
Шахматные фигуры (повторение)
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка. (повторение)
Мат. Пат. Мат в один ход (повторение)
Защита в шахматной партии: уход из нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Тактический приём «Двойной удар».
Тактический приём «Связка».
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Тактический приём «Ловля фигуры».
Тактический приём «Сквозной удар».
Мат на последней горизонтали.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Тактический приём «Открытый шах».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16.
17-20.
21.
22-23.
24-25.
26-28.
29.
30-33.
34-35

Тактический приём «Двойной шах».
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.
Основы игры в дебюте: атака на короля
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.
Основы анализа шахматной партии.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Шахматный турнир.
Шахматный праздник.

1
3
1
2
2
1
1
3
2

3 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16-19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Тема урока
Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение)
Тактические комбинации и приёмы «связка» , «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры»(повторение).
Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение).
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Тактический приём «завлечение».
Тактический приём «отвлечение».
Тактический приём «уничтожение защиты».
Тактический приём «спёртый мат».
Сочетание тактических приёмов.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Борьба за инициативу.
Основы дебюта: атака на нерокировавшего короля.
Основы дебюта: атака на рокировавшего короля.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.
Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.
Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом».
Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.
Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.
Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата.
Теоритические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1

27.
28.
29.
30-33.
34-35

Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов.
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд-М. Карлсен.
Шахматный турнир.
Шахматный праздник.

1
1
1
3
2

4 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18-21.
22-25.
26.
27.
28.
29.
30-33.
34-35

Тема урока
История возникновения шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.
Основные принципы в дебюте.
Перевес в развитии фигур.
Атака на короля.
Перевес в пространстве.
Оценка позиции.
План игры.
Выбор хода.
Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты.
Гамбиты.
Тактический приём «мельницы».
Тактический приём «перекрытие».
Тактический приём «рентген».
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Анализ шахматной партии: выбери ход.
Шахматный турнир.
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля.
Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.
Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю.
Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.
Шахматный турнир.
Шахматный праздник.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
3
3
1
1
1
1
1
2



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.