Информатика НОО 1-3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии №8
«Лицей им. С.П.Дягилева»
Протокол № 1 от «28» августа 2024 г.

Рабочая программа
по информатике
на 2024/2025 учебный год
1-3 классы

Рабочая программа по информатике
(для 1–3-х классов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Правила игры. Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником
(листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.
*Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с
компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с
компьютерными уроками. Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия.
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных
объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты
одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин.
Сравнение фигурок наложением. Допустимые действия с основными объектами в
бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в
окно, пометь галочкой. Допустимые действия с основными объектами в
компьютерных задачах: раскрась,обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне,
пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области. Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.
Подсчѐт областей в картинке.
Цепочка. Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.
Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия:
первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок
элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом
ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного
счѐта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца,
второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки.
Понятия, связанные с отсчѐтом элементов от любого элементацепочки: второй после,
третий после, первый перед, четвѐртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире:
цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия
перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число
объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов,
цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого
элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.
*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных
задачах.
Мешок. Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества.
Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по
одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков
цепочек.
Основы логики высказываний. Понятия все/каждый для элементов цепочки
и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих
условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные.

Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно
определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не
имеют смысла.
Язык. Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинсий алфавиты),
алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и
цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и
апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном
словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова.
Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов. Понятия инструкция и описание. Различия
инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта
(фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых
алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчѐта
областей картинки, алгоритма подсчѐта букв в тексте, алгоритма поиска слова в
учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево)
Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение
и восстановление программы по результату еѐ выполнения. Использование
конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы
Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.
*Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.
Дерево. Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия
следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие
лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех
путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево
вычисления арифметического выражения. *Использование инструмента «дерево»
для построения деревьев в компьютерных задачах.
Игры с полной информацией. Турниры и соревнования — правила кругового
и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и
позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией:
«Крестики(нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные
позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий
в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Математическое представление информации. Одномерная и двумерная
таблицы для мешка — использование таблицы для классификации объектов по
одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчѐта
букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков.
Сбор и представление информации, связанной со счѐтом (пересчѐтом), измерением
величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и
круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач. Поиск двух одинаковых объектов в большой
совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и
группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»). Изготовление телесной
модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание

их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»). Решение проектных задач на анализ
текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление
объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»). Исследование
частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки
в русском тексте»). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества
мешков с большим числом объектов путѐм построения сводной таблицы (проект
«Одинаковые мешки»). Работа с большими словарями, поиск слов в больших
словарях (проект «Лексикографический порядок»). Сортировка большого количества
слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки
слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и
выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения
кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»). Сбор
информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц,
а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за
погодой»).
Решение практических задач. ИКТ квалификация.
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с
использованием набора готовых
изображений средствами стандартного
графического редактора (проект «Новогодняя открытка»). Изготовление в
стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и
фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой
лучший друг»/«Мой любимец»). Определение дерева по веточкам и почкам с
использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по
веточкам и почкам»). Изготовление графического изображения с элементами
анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) в программе
компьютерной анимации) (проект «Живая картина»). Наблюдение и регистрация
данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение
итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник
наблюдения за погодой»).
Основными
практическими
информационно-коммуникативными
технологиями (ИКТ), формируемыми при изучении информатики в начальной
школе, являются:
- сканирование изображения;
- запись аудиовизуальной информации об объекте;
- подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
- создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
- заполнение учебной базы данных;
- создание изображения с использованием графических возможностей
компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов
(компьютерная аппликация).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с
использованием набора готовых изображений средствами стандартного
графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации,
включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и
сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного
определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).
Изготовление графического изображения с элементами анимации
(включающее хотя бы один движущийся объект) в программе компьютерной
анимации) (проект «Живая картина»).
Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи
компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов
в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»). Поиск информации
на заданную тему в Интернете.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) овладение
начальными
навыками адаптации
в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения
информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это
позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше
ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к
практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах,социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:


устанавливать связи и зависимости между объектами («часть – целое»,

«причина – следствие», «протяженность»);


применять базовые логические универсальные действия: сравнение,

анализ, классификация (группировка), обобщение;



приобретать практические графические и измерительные навыки для

успешного решения учебных и житейских задач;
Базовые исследовательские действия:


понимать

и

адекватно

использовать

терминологию:

различать,

характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;


применять изученные методы познания (измерение, моделирование,

перебор вариантов).
Работа с информацией:


находить и использовать для решения учебных задач текстовую,

графическую информацию в разных источниках информационной среды;


читать, интерпретировать графически представленную информацию

(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);


представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),

формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;


принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные

средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:


конструировать утверждения, проверять их истинность;



использовать текст задания для объяснения способа и хода решения

задачи;


комментировать процесс вычисления, построения, решения;



объяснять

полученный

ответ

с

использованием

изученной

терминологии;


в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать

вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить
доказательства своей правоты, проявлять этику общения;


создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –

описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);


ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять

деформированные;



самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым

изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:


планировать действия по решению учебной задачи для получения

результата;


планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность

учебных действий;


выполнять правила безопасного использования электронных средств,

предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):


осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;



выбирать и при необходимости корректировать способы действий;



находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск

путей преодоления ошибок;


предвидеть

предусматривать

возможность

способы

их

возникновения

предупреждения

трудностей

(формулирование

и

ошибок,
вопросов,

обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);


оценивать рациональность своих действий, давать им качественную

характеристику.
Совместная деятельность:


участвовать в совместной деятельности: распределять работу между

членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого
количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров), согласовывать
мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;


осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,

предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать
пути их предупреждения.
Предметные результаты:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
 знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее

свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
 знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его
свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
 знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
 формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
 знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
 знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений,
знакомство с конструкцией повторения;
 знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
 знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение
понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) овладение практически значимыми информационными умениями и
навыками, их применением к решению информатических
и
неинформатических задач, предполагающее умение:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки,
дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта;
понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в
том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имѐн для указания нужных объектов;

использование справочного материала для поиска нужной информации,
втом числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в
томчисле расположение слов в словарном порядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения
некоторойпрактической или учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в
томчисле, включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов
партийигры, классификации, описания структуры;

построение выигрышной стратегии на примере игры Камешки;

построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том
числе для представления информации;

построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том
числе для представления информации;

использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах
большогообъѐма;
ИКТ-квалификация



сканирование изображения;
запись аудио-визуальной информации об объекте;


подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

заполнение учебной базы данных;

создание изображения с использованием графических возможностей
компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов
(компьютерная аппликация).

Содержание учебного предмета
1-3 классы
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Основные разделы курса
ТБ. Правило раскрашивания. Цвет. Области.
Одинаковые (такая же). Разные. Обведи. Соедини.
Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.
Вырежи и наклей. Сравни. Русские буквы и цифры.
Цепочка.
Истинные и ложные утверждения. Есть, нет.
Одинаковые и
разные цепочки. Цепочка:
следующий и предыдущий. Алфавитная цепочка.
Слово. Имена
Мешок. Одинаковые и разные мешки. Мешок
бусин цепочки. Таблица для мешка.

1

2
3

4

Итого

Всего ЦИФРОВЫЕ
часов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
10

7
8

8

http://school-collection.edu.ru Сайт Единой коллекции
Цифровых ресурсов
http://www.old.prosv.ru/umk/pers
pektiva - Официальный сайт
Образовательной
системы «Перспектива
http://www.intedu.ru/index.php?m1=1038&m2=
0&ms=2
Институт
новых технологий
образования. Учебнометодические издания
http://nachalka.seminfo.ru/course/
category.php?id=240 Ресурсный центр
введения ФГОС НОО.
Математика и информатика

33

2 класс
№
п/п
1

2

3

Основные разделы курса
Фигурки, буквы, цифры. Одинаковые. Разные.
Бусины. Все каждый. Есть. Нет. Все разные.
Порядок бусин в цепочке. Одинаковые и разные
цепочки. Истинные и ложные утверждения. Раньше
– позже.
Сколько всего областей. Мешок. Одинаковые
разные мешки. Двумерные мешки. Таблица для
мешка.
Работа в графическом редакторе. Знакомство с
русским текстом. Прописные и строчные буквы.
Знаки препинания. Если бусина не одна. Если
бусины нет. Словарный порядок.

Всего ЦИФРОВЫЕ
часов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
9 http://school-collection.edu.ru Сайт Единой коллекции
Цифровых ресурсов
http://www.old.prosv.ru/umk/pers
pektiva - Официальный сайт
7 Образовательной
системы «Перспектива
http://www.int10 edu.ru/index.php?m1=1038&m2=
0&ms=2
Институт
новых технологий
образования. Учебно-

Календарь. Работа в текстовом процессоре.
Повторение. Закрепление пройденного материала.
Представление информации в виде презентации.
Резерв

4

5

Итого

6

2

методические издания
http://nachalka.seminfo.ru/course/
category.php?id=240
Ресурсный центр
введения ФГОС НОО.
Математика и информатика

34

3 класс
№
п/п
1

2

3
4

5

Основные разделы курса
Дерево. Бусины. Корневые бусины.
Уровни дерева.
Таблица для мешка. Робот. Команды для
Робота
Работа в среде программирования Лого
Мир. Перед каждой бусиной. После
каждой бусины. Знаки препинания. Дефис
и апостроф. Склеивание
цепочки цепочек.
Путь дерева. Все пути дерева. Работа в
программе компьютерной анимации
Работа в программе компьютерной
анимации.Повторение. Закрепление
пройденного материала.
Представление информации в виде
презентации.
Резерв
Итого

Всего
часов
9

7

10
6

2
34

ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://school-collection.edu.ru - Сайт
Единой коллекции Цифровых
ресурсов
http://www.old.prosv.ru/umk/perspek
tiva - Официальный сайт
Образовательной
системы «Перспектива
http://www.intedu.ru/index.php?m1=1038&m2=
0&ms=2
Институт
новых технологий
образования. Учебнометодические издания
http://nachalka.seminfo.ru/course/cat
egory.php?id=240
Ресурсный центр
введения ФГОС НОО. Математика
и информатика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».