Рисунок 5-9 классы

Пояснительная записка.
Рисунок является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а
именно, живописью и композицией.
Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать
трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания
композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и
навыки графических приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от
простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей
степени завершенности рисунка.
Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся
длительных и краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с
неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на
продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво
передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, формирует
необходимые теоретические и практические навыки. Учащиеся приобретают
необходимые знания об основах наблюдательной (наглядной)перспективы, о
светотеневых отношениях.
Одновременно они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по
принципу от общего к частному и от частного к обогащённому общему, а также
осваивают технические приёмы рисунка, познают их выразительные возможности (уголь,
сангина, соус, пастель и т.д.). Кроме того, на занятиях по длительному рисунку
проводится работа по воспитанию необходимых для художника качеств: «постановка
глаза», развитие «твёрдости руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и
запоминать увиденное, воспитание остроты и точности глазомера и т. д.
Краткосрочные учебные рисунки – зарисовки и наброски – являются вспомогательными,
но очень ценными упражнениями, активизирующими весь учебный процесс. Они
помогают развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие,
расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память, приучают к
умению цельно видеть и быстро передавать наблюдаемое на бумаге.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших
упражнений до длительной, творческой работы над натюрмортом.
Такой путь обучения позволяет учащимся легче усваивать учебный материал и ясно
представлять отдельные звенья процесса освоения реалистического рисунка.
Последовательность этапов работы над рисунком строится таким образом, чтобы ясно
ощущалась взаимосвязь между ними.
Большое место в процессе изучения натуры уделяется приобретению навыков анализа и
синтеза в работе с натурой. Особое значение данное умение приобретает в дальнейшем.
Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального
рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и
изучается каждая часть в отдельности.
Данная программа предусматривает классическую методику обучения рисованию с
натуры при длительных учебных рисунках. Выделяются три основных этапа работы:
1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги, определения
общего характера формы предмета. Работа над предварительным (малого формата)
линейным, в отдельных случаях, тоновым эскизом;
2. Пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры – в
многочасовых тональных рисунках. Выявление конструктивно-пространственных
особенностей рисунка. Лёгкое обозначение тонального ритма в подобных рисунках;
3. Обобщение работы по уровню готовности к этому учащихся в каждом классе и
подведение итогов всей проделанной работы. Особое внимание уделяется определённой

«законченности» рисунка на каждом этапе, качеством решения поставленной учебной
задачи. А также качественному усвоению учащимися полученных знаний и навыков, с
обязательным закреплением их на последующих занятиях.
постановка на плоскости и т.д.), а довольно скучные тональные упражнения (без которых,
увы, не обойтись в дальнейшем) можно преподнести через композиционные задания и
установки. Подобный метод позволяет закрепить целый ряд умений и навыков в
тональной работе (равномерные штрихи на плоскости, умение заполнить плоскость –
«набрать» тональное пятно,
Предлагая на определённых этапах работы некоторые композиционные моменты
стилизации, работу различными материалами и техниками. В результате процесс
обучения становится более интересным, насыщенным и результативным. Кроме того,
ученики почти сразу начинают привыкать к большей самостоятельности, к умению
думать, делать отбор и анализировать полученный результат. Данные компоненты
являются слагаемыми успешной работы в дальнейшем), когда программа всё более и
более усложняется и на первый план в учебном процессе выступает углубленный анализ
форм, стремление и способность учащихся к активной самостоятельной работе.
Цели и задачи учебного процесса
В структуре общего образования особое место занимает деятельность учреждений
дополнительного образования, в том числе детских художественных школ. Это связано с
тем, что система дополнительного образования потенциально является сферой наиболее
адекватной развитию личности ребенка потому, что носит личностно-ориентированный
характер и направлена на самостоятельную практическую деятельность учащихся.
Направленность образовательной программы.
Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность
потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к
профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии.
Данная образовательная программа позволяет повысить общий уровень
академической подготовки выпускников школ через оптимальную адаптацию к
изобразительному искусству в младших классах и качественному усвоению
академических требований в старших классах.
Педагогическая целесообразность.
Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна потому,
что отобранный дидактический материал для занятий и соответствующие приемы и
методы обучения имеют раннюю проф. ориентационную направленность и позволяют
воспитывать в массе своей грамотного зрителя, ценителя культурного наследия страны и
зарубежной художественной культуры.
Достижению подобных результатов способствует применение, наряду с
традиционными, таких дидактических принципов как:
- индивидуализации;
- оптимизации;
- проблемного обучения;
- создания благоприятного эмоционального фона обучения.
Принцип индивидуализации является центральным в системе дополнительного
образования и направлен на формирование индивидуального стиля в процессе
реализации практической, самостоятельной деятельности ребенка.
Принцип оптимизации обеспечивает максимально возможную эффективность
решения педагогических задач путем выбора оптимальных форм обучения,

оптимальности распределения активности учащихся, оптимального выбора методов и
средств обучения, а также оптимального сочетания методов преподавания и контроля.
Без использования дидактического принципа проблемного обучения
невозможно формирование полноценного опыта творческой деятельности ребенка,
приобретаемого в условиях решения и преодоления определенных препятствий через
эмоциональное переживание.
Включению положительных эмоций и чувств способствует и применение такого
дидактического принципа как создание благоприятного эмоционального фона обучения,
сопровождающего качественную познавательно – созидательную деятельность учащихся.
Среди дидактических средств реализации данных принципов приоритет отдается
группе методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности, к
которым относятся:
-методы эмоционального стимулирования (эмоционального закрепления,
наведения, коррекции - создания ситуаций удивления и успеха; использование игровых
форм учебной деятельности; развитие чувства комического; поощрение и порицание в
обучении);
-методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия
учебного материала с применением опорного принципа сочинения художественного
образа; стимулирование занимательным содержанием);
-методы формирования ответственности и обязательности (формирования
понимания личностной значимости учения; предъявления учебных требований и
оперативного контроля);
-методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся
(развитие индивидуальности; создание проблемных ситуаций в обучении; выполнение
творческих заданий; организация совместного обсуждения продуктивной деятельности
учащихся и др.).
Средства обучения, помимо самой образовательной программы, включают в себя
разнообразную литературу по специальности и другие учебные пособия на печатной
основе, приведенные в списке литературы. В качестве натуральных и объемно-образных
средств наглядности используются чучела животных, муляжи овощей и фруктов.
Образно-знаковые средства наглядности представлены широко используемыми в учебном
процессе картинами, рисунками, фото, видеоматериалами, а условно-знаковые средства –
схемами, чертежами, таблицами и др.
Средства осуществления практических действий включают художественные
материалы (краски, кисти, графические материалы и пр.), оборудование учебных классов
(мольберты, натюрмортные столики, стулья и др.) Сюда относятся и средства
окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но
используемые в нем с указанной целью.
Технически средства обучения (ТСО) позволяют реализовать сразу несколько
дидактических функций образовательного процесса с помощью специальных технических
устройств. Все эти технические устройства преобразовывают дидактические средства
обучения (носители информации) в удобную для восприятия форму. В качестве
вспомогательных технических средств учебного процесса выступают устройства
дистанционного управления комплексами ТСО, усилители, экраны, интерактивные доски
и т. п.
Выбор и сочетание конкретных методов и средств обучения осуществляется по
следующим критериям - соответствию:
- целям и задачам обучения;
- принципам обучения:
- содержанию данной темы;
- учебным возможностям учащихся:

- имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
- возможностям самих учителей, которые определяются их предшествующим
опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными
качествами.
Перечисленные выше дидактические принципы и средства организации
адаптивного обучения учащихся изобразительному искусству, опираются на последние
достижения современной педагогической науки и обеспечивают педагогическую
целесообразность предложенной образовательной программы.
Цели образовательной программы.
Триединство педагогического процесса - обучение, развитие и воспитание
учащихся обеспечивается реализацией следующих целей обучения учащихся переходного
возраста изобразительному искусству.
1.Дидактическая цель:
1.1.Формирование мотивационной и эмоционально-ценностной сферы
учащихся с обеспечением устойчивого интереса к изобразительной деятельности и
эмоционального комфорта обучения.
1.2.Достижение достаточного уровня усвоения специальных знаний, практических
умений и навыков в изобразительной деятельности, как основы
для дальнейшего
профессионального самоопределения учащихся.
2.Воспитательная цель:
2.1.Расширение базовой культуры личности посредством дальнейшего
формирования определенных социально значимых качеств, развитых взглядов и
убеждений.
2.2.Усвоение общественного опыта эмоционально-ценностных отношений и
отношений личности через социальное взаимодействие участников образовательного
процесса.
2.3.Профилактика асоциального поведения.
3.Развивающая цель:
1.Формирование устойчивых подструктур самосознания и развитие самопознания
личности через организацию образовательной деятельности нового качества,
активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказание помощи в самоопределении, самореализации и самоутверждении,
выработке индивидуального стиля деятельности ребенка и потребности в здоровом образе
жизни.
3.Раскрытие творческих способностей учащихся посредством преимущественного
развития
наглядно-образного
мышления,
художественного
воображения,
наблюдательности и памяти.
Задачи образовательной программы.
Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем
решения соответствующих задач обучения.
Дидактические задачи.
С целью формирования у детей устойчивого интереса к изобразительной
деятельности и обеспечения эмоционального комфорта обучения:
1.Сформировать содержательные мотивы учения, направленные на качественную
перестройку ценностно-смысловой сферы личности.
2.Применить, наряду с обще-дидактическими принципами и принципы
проблемного обучения и создания благоприятного эмоционального фона обучения
3.Реализовать данные принципы дидактики через применение метода развития
творческих способностей и личностных качеств учащихся – создание проблемных
ситуаций в обучении и методов эмоционального стимулирования и развития
познавательного интереса – использование игровых форм учебной деятельности; развитие

чувства комического; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций
удивления и успеха и др.
4.Внедрить амплификацию – максимальное усложнение изобразительной
деятельности ребенка с учетом его возрастных, психофизиологических особенностей.
5.Осуществить выход за пределы моно-художественного образования с
установлением меж-предметных связей с блоком общеобразовательных учебных
дисциплин.
Для достижения достаточного уровня усвоения специальных знаний и
практических действий в изобразительной деятельности, как основы для дальнейшего
профессионального самоопределения, учащимся необходимо:
1.Применить, наряду с обще-дидактическими принципами, такие принципы
дидактики, как индивидуализации и оптимизации учебной деятельности.
2.Реализовать данные принципы с помощью методов формирования
ответственности, обязательности и методов развития творческих способностей и
личностных качеств учащихся – формирования понимания личностной значимости
учения; выполнение творческих заданий; предъявления учебных требований и др.
3.Учащийся, успешно освоивший данную образовательную программу, должен
овладеть определенными способами и техническими приемами графического выполнения
изображения на плоскости, навыками конструктивного построения, выявления тональных
особенностей предметов и выработку «культуры» штриха.
.
2.Воспитательные задачи:
В целях расширения базовой культуры личности:
1.Воспитывать гармонично развитую личность с формированием глубоких
идейных убеждений на крепких мировоззренческих позициях и социально значимых
качеств – гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.
2.Прививать основы нравственной культуры и общепринятые нормы человеческой
морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.).
3.Формировать эстетическую культуру учащихся средствами изобразительного
искусства.
В целях успешного усвоения общественного опыта эмоционально-ценностных
отношений и отношений личности:
1.Оказывать помощь личности ребенка в формировании позитивного отношения к
окружающему миру и к самому себе, способности к адекватным самооценкам и оценкам,
саморегуляции своего поведения и деятельности.
2.Способствовать воспитанию социально-активной личности, настроенной на
позитивное изменение и совершенствование окружающей действительности.
3.Оказывать корректирующее воздействие на проявления одной из ведущих
деятельностей ребенка переходного возраста – общение.
Для профилактики асоциального поведения:
1.
«Включить» раннюю
профилактику
устранить
обстоятельства,
способствующие формированию асоциального поведения, до того, как эти обстоятельства
существенно скажутся на поведении.
2.Разработать этапы непосредственной профилактики асоциального поведения:
2.1.Первый этап - оздоровить среду, условия обучения и воспитания учащихся,
которые пагубно влияют на них, и одновременно корректировать их личностную
позицию.
2.2.Второй этап – принять аналогичные меры в отношении лиц, уже совершивших
и находящихся, поэтому в сфере внимания правоохранительных органов; инспекций по
делам несовершеннолетних, участковых инспекторов.

2.3.Третий этап – правовоспитательное воздействие на учащихся, систематически
совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать
реальную опасность перехода на преступный путь.
3.Предусмотреть, в случае необходимости, профилактику рецидива –
соответствующую работу с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание
или заменяющие его меры не предусматривают их изъятие из школьного коллектива.
Развивающие задачи.
В целях развития самосознания личности необходимо:
1.Способствовать динамичному развитию самопознания личности и формированию
устойчивых подструктур самосознания, направленных на активное включение ребенка в
систему общественных отношений.
2.Оказывать квалифицированную помощь в постоянном укреплении особой формы
детского самосознания – чувства взрослости и постепенном изменении отношения к
подросткам как к все более взрослым людям.
3.Создавать условия для адекватного самоопределения, самореализации и
самоутверждении личности ребенка, выработке индивидуального художественного стиля
в процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
В целях раскрытия творческих способностей учащихся:
1.Обеспечивать дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, напрямую
связанного с процессом создания художественного образа и затрагивающего
эмоциональную сферу и «образное» воображение ребенка.
2.Активизировать аналитико-синтетическую деятельность мозга ребенка путем
приоритетного развития организованного восприятия и на его основе - эстетической
наблюдательности.
3.Развивать творческое воображение ребенка как процесс преобразующего
отражения действительности на материалах прошлых восприятий.
4.Инициировать продуктивное развитие всех видов памяти ребенка, в особенности
наглядно-образной, эмоциональной и смысловой памяти, путем формирования
соответствующих представлений.
-знать элементарные приемы пользования графитным карандашом;
-уметь правильно выбирать формат листа;
-уметь компоновать несколько предметов натюрморта (по контуру) в соответствие с
масштабом листа и с соблюдением основных пропорциональных отношений.
-видеть тональные различия предметов и показать их при помощи равномерного,
плоскостного штрихования.
На изучение дисциплины «Рисунок отведено по 4 учебных часа в неделю. Таким
образом, на пятигодичное освоение учащимися программных требований по рисунку
предусматривается по 136 учебных часа в год и общим количеством –544 часа.
Рекомендуется в 5 классе проводить сдвоенные уроки (два урока вместе), каждый по 40
минут. А начиная с 6 класса можно проводите четыре урока вместе, каждый по 40
минут.
Формы и организационные методы занятий.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В
авторской программе инициируются следующие формы проведения занятий: беседа;
вернисаж; обсуждение; ситуативная игра; коллективный проект; мастер-класс;
наблюдение; практическое занятие; размышление; творческая мастерская; совместный
просмотр; экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы обучения:
-словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.);

-наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций;
наблюдение);
-практические (практические занятия).
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как:
-объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая
информация);
-репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов
действий);
-частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);
-исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами
метода научного познания).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
Дидактические результаты:
1.Сформирован устойчивый интерес учащихся к занятиям изобразительной
деятельностью, характеризующийся положительным эмоциональным подъемом и
соответствующим качеством обучения.
2.В результате завершения обучения изобразительному искусству учащийся
должен по предмету «Рисунок»:
-овладеть изученной терминологией учебного предмета; -показать умение
пользоваться изученными графическими художественными техниками; -правильно
определять формат листа и находить в нем наилучшее компоновочное решение
предметов; -овладеть простейшими приемами линейно-конструктивного построения
формы предметов и штрихования.
.
Воспитательные результаты:
1.Расширена базовая культура личности и подготовлена почва для дальнейшего
динамичного формирования определенных социально значимых качеств ребенка гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.
2.Привиты азы нравственной культуры и общепринятых норм человеческой морали
с формированием основ эстетической культуры.
3.Активизировано позитивное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, отражающееся в его поведенческих функциях.
4.Нивелированы случаи асоциального поведения учащихся.
Развивающие результаты.
1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и
развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности
нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и
самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в
процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
3.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их
изобразительной деятельности.
Способы определения результативности.
В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы
используются следующие методы отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся,
решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.
3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика
личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета,
введение 5-бальной оценочной системы и др.
5 КЛАСС.
Содержание изучаемого курса
Задачи:









Уметь компоновать предметы в заданном формате
Уметь правильно держать карандаш и проводить разные линии.
Уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы.
Овладеть навыком построения окружности в перспективе
Знать линейную и воздушную перспективу.
Уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик.
Уметь строить и изображать собственные и падающие тени от гипсовых тел.

1 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

1

Вступительная беседа о значении и
роли рисунка в изобразительном
искусстве. Исторический ракурс. Виды
рисунка, материалы и технические
средства. Упражнение на освоение
линии.
Проведение прямых линий.

Правильная посадка,
постановка руки.

Формат А-3

2

Колво
часов
2

бумага,
карандаш
Правильная посадка,
постановка руки.

Формат А-3

2

бумага,

3-4

5-6

Живая линия (зарисовка комнатных
растений, паутины, завитков и т.д.)

Изменение характера
линии в зависимости
от касания
поверхности
карандашом.

Деление отрезка на равные части.

карандаш
Формат А-3
бумага,
карандаш
Формат А-3

Развитие глазомера.

4

бумага,
карандаш

4

7-8

9-11

12-13

14-15

16

Построение плоских геометрических
фигур (квадрат и вписанный в него
круг).

Орнамент. Построение орнамента из
прямоугольных элементов. Создание
собственного орнамента. Построение
орнамента из элементов круга.

Создание оригинального орнамента из
смешанных элементов (эскиз).
Построение орнамента, основы
симметрии, вспомогательные линии.
Выполнение орнамента с введением
тона
Наблюдательная перспектива.
Перспектива сокращения квадрата и
вписанной в него окружности с одной
точкой схода. Растяжка тоном.
Штриховка. Упражнения.

Наброски человека.

Развитие глаз Основы
симметрии,
диагонали,
геометрический
центр. Понятие
вспомогательных
линий, т.е. линий
построения.

Формат А-3

Соблюдение
симметрии и равное
деление. Развитие
творческой фантазии,
изучение
возможностей линии
(толщина,
тональность и т.д.)
Развитие творческой
фантазии, изучение
возможностей линии
(толщина,
тональность и т.д.)

Формат А-3

Знакомство с
закономерностями
построения квадрата
и вписанной в него
окружности с одной
точкой схода.
Воспитание культуры
штриховой техники
Пропорции фигуры
человека.

4

бумага,
карандаш

6

бумага,
карандаш

Формат А-3

4

бумага,
карандаш
Формат А-3

4

бумага,
карандаш

Формат А-3

2

бумага,
карандаш
Итого:

32

2 четверть.
№
урока

1

Тема урока

Рисунок цилиндра. Объяснение и
эскизирование.
Компоновка в листе.

Цели и задачи

Углубление знаний
перспективы,
знакомство с
методом визирования

Формат и
материалы
Формат А-3
бумага,
карандаш

Конструктивное построение.

Закономерности
построения эллипса.

Колво
часов
10

Построение собственной и падающей
тени. Тональный разбор

Творческий натюрморт в мягким
карандашом или углём (комнатное
растение, сухой цветок и т.д.)
Беседа, раскрывающая возможности и
особенности каждого графического
материала.

Знакомство с
законами
распределения
светотени на телах
вращения простой
формы.
Ознакомить
учащихся с
принципами работы
различными
графическими
материалами.

Формат А-3

8

бумага,
карандаш
уголь

Использование всех возможностей
угля или мягкого карандаша. Введение
«живой» линии и стирательной
резинки.
Рисунок конуса.
Компоновка на листе.
Конструктивное построение.
Построение собственной и падающей
теней.
Поддержка тоном.

Закрепление
изученных ранее
законов
перспективных
сокращений,
пропорциональных
отношений,
знакомство с
законами
распределения
светотени на
предметах конусной
формы. Роль линии и
штриха в
изображении
объемных форм.

Формат А-3
бумага,
карандаш

Формат А-3

Наброски с фигуры человека
мягким карандашом.

10

4

бумага,
Живая линая, выделение ближнего и
ослабление дальней линии.

карандаш

Итого:

32

3 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-6

Изображение висячей драпировки,
зафиксированной в одной точке.
Складки, направленные вниз
принимают коническую форму.
Обсуждение. Эскизирование.
Компоновка в листе.

Изучение связи
конических форм с
конструктивным
построением складок.
Передача средствами
линии и тона объема
складок, их
конструктивности и
связи со средой.

Формат А-3
Бумага,

12

карандаш

Конструктивное построение.
Построение собственной и падающей
тени.
Работа тоном по форме предмета.
Обобщение и цельность рисунка.
Рисунок натюрморта в мягком
материале.
7-11
Компоновка на листе.

Раскрыть
возможности и
особенности мягкого
материала

Формат А-3
Бумага

10

Уголь
Изображение предметов.
сангина
Тональный разбор.
Линия в перспективе
Обобщение и внесение нюансов.

12-19

Постановка из одного предмета быта
на фоне драпировки. Модель – тело
вращения (кувшин, крынка, бидон).
На драпировке одна вертикальная
складка.
Эскизирование.
Компоновка на листе.
Конструктивное построение.
Построение собственной и падающей
тени.
Поддержка тоном.
Штриховка по форме предмета.
Обобщение, внесение нюансов.

Передать линией и
тоном объемную
форму предмета и
драпировки,
взаимосвязь в
пространстве и
плановость. Увидеть
за внешними
очертаниями
конструкцию и
расчленить сложную
форму на несколько
простых. В задании
применяется метод
сквозной прорисовки,
позволяющей лучше
уяснить характер и
строение модели.

Формат А-3
Бумага,
карандаш

16

Лист А-3

20-22
Наброски кистью с фигуры человека.
Передать движение
тела, его
конструктивные
особенности,
пропорции. Передать
характер очертания
фигуры.

Акварель или
тушь чёрная

Всего:

4

44

4 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

Изображение квадрата в
перспективе под случайным углом.
1-4
Упражнение. Понятие линии горизонта
и двух точек схода.

Дальнейшее
осмысление законов
перспективы с двумя
точками схода.

Формат А-3
Бумага

8

карандаш

Изображение квадрата в перспективе
выше и ниже линии горизонта.
Изображение куба в перспективе.

5-8

Изображение куба в перспективе.
Рисунок модели куба (проволочный
каркас).
Компоновка в листе.
Конструктивное построение.
Передача объема линией.

Определение
основных пропорций
и перспектив,
использование
метода
эскизирования.

Формат А-3
Бумага
карандаш

8

Рисунок гипсового куба на
нейтральном фоне при боковом
освещении.

9-14

Эскизирование.
Компоновка в листе.
Конструктивное построение.
Построение собственной и падающей
теней.

Особое внимание на
перспективные
ракурсы и
сокращения,
передача пропорций.
Необходимо передать
линией и тоном
объемную форму
предмета,
пространственную
среду и
освещенность.

Формат А-3

Изучение схем
построения формы
птиц.

Формат А-3

Бумага

12

карандаш

Поддержка тоном.
Внесение нюансов.
Подготовка к пленеру.
15-16

Зарисовки птиц. Схемы построения.

Бумага
Карандаш, уголь

Зарисовка птиц карандашом.
Зарисовка птиц мягкими материалами.
Итого;:

28

Всего:

136

6 КЛАСС.









Уметь компоновать предметы в заданном формате
Уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы
Знать линейную и воздушную перспективу
Уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик
Грамотно использовать разный графический материал
Уметь воплощать свой замысел для создания художественно-графического образа
постановки
Углубить свои свои умения в изображении гипсовых тел (сложные ракурсы).
1 четверть.

№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-3

4-6

7-8

Конструктивные зарисовки
предметов быта. Объектом служат
несложные по форме предметы
округлой и граненой формы.
Компоновка в листе. Конструктивное
построение – соразмерность
предметов. Конструктивное
построение – основные овалы,
перспективные сокращения.
Уточнение пропорций, использование
линии для передачи перспективы,
легкая поддержка тоном.

Закрепление навыков
работы над
перспективнопространственным
изображением
предметов,
изученных в 5 классе.

Формат А-3

Натюрморт из 2 предметов
различных по форме и тону.
Компоновка на листе. Компоновка с
учетом соразмерности предметов.
Конструктивное построение (оси,
раскрытие овалов). Перспективные
сокращения. Уточнение соразмерности
предметов. Построение собственной и
падающей теней. Поддержка тоном.
Приемы работы штрихом (фон, по
форме предметов). Соблюдение шести
градаций работы тоном. Внесение
нюансов, использование линии для
выразительности.

Соблюдение этапов в
работе.

Формат А-3

Наброски с фигуры человека.

Передать движение
тела, его
конструктивные
особенности,
пропорции. Передать
характер очертания
фигуры.

Бумага

12

карандаш

12

карандаш
Закрепление
изученных ранее
законов
перспективных
сокращений и
пропорциональных
отношений,
распределение
светотени.

А-3

8

Мягкий карандаш

Итого:

32

2 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-3

Сквозная прорисовка куба с
вписанными во все грани
окружностями. Построение куба.
Нахождение геометрических центров в
каждой грани. Построение
окружностей, вписанных в грани куба.
Выявление объема живой линией

Изучение
закономерностей
построения
окружностей,
вписанных в грани
куба. Передачи
средствами линии
пространства.

Формат А-3

12

Бумага
карандаш

Развитие логического
и пространственного
мышления.

Уточнение пропорций.

Изучение
закономерностей
линейноперспективного
построения рамы и
лежачего цилиндра.

Линейно-конструктивное построение
лежачего цилиндра.

Соблюдение этапов в
работе.

Оси цилиндра – раскрытие овалов.

Роль направленности
штриха в
изображении
объемной формы.

Рисунок цилиндра. Цилиндр в
горизонтальном положении.
Компоновка в листе.

Построение собственной и падающей
теней.

Формат А-3
Бумага

12

карандаш

Передача средствами
линии и тона
объемной формы
предметов.

Поддержка тоном.
Проверка построения. Работа
штриховкой по форме предмета.
Использование живой линии для
перспективы.
Зарисовки с человека.

Соблюдение
пропорций. Живая
линия.

Формат А-3

8

Бумага
карандаш

Итого:

32

3 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

Рисунок шара на нейтральном
фоне.

Сделать объёмное
изображение шара.
Формат А-3

1-4

16

Компоновка в листе.
Бумага
Построение шара.
карандаш
Построение собственной и
падающей тени.
Поддержка тоном
Работа в тоне.
Натюрморт с предметом
округлой формы.
5-8
Компоновка в листе.
Соразмерность всех предметов.
Построение каждого предмета
Построение собственной и
падающей теней.

Развитие навыков
творческого решения
изобразительных
задач и
выразительности
графического языка.

Формат А-3
Бумага

16

карандаш

Закрепления знания в
рисовании огруглой
формы.

Поддержка тоном.

9-11

Внесение нюансов для
выразительности работы.
Тональный рисунок
натюрморта (ботинки,
головные уборы и др.).
Компоновка в листе.
Соразмерность всех пропорций

Передать общую
композицию и форму
изображения.
Передать
характерную
пластику предметов.
Обозначить
материальность.

Формат А-3
Бумага, уголь

12

Выполнение работы.
Работа стоном
Итого:

44

4 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

Творческая натюрморт с
комнатным цветком.

1-4

Эскизирование.
Выбор наиболее интересного
эскиза. Выход на формат.
Компоновка в листе.

Раскрыть свойства
графических
материалов, их
возможности в
передаче градаций
светотени,
материальной
фактуры и
пространство.

Формат А-3

Повторение и
закрепление
построения шара и
цилиндрической
формы, лежащий на
плоскости стола.

Формат А-3

Бумага

12

Соус, уголь

Построение.
Выполнение в материале.
Внесение нюансов.
Контрольный натюрморт.

5-7

Два предмета быта ( один
предмет кружка в
горизонтальном положении) и
фрукт округлой формы.

16

Бумага
карандаш

Итого:

28

Всего:

136

7 КЛАСС.








Уметь компоновать предметы в заданном формате
Уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы
Знать линейную и воздушную перспективу
Уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик
Грамотно использовать разный графический материал
Уметь воплощать свой замысел для создания художественно-графического образа
постановки

1 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Ко
лво
час

ов
Конструктивные зарисовки
предметов быта сложной формы
(предметы граненой, округлой
формы).

1-9

Компоновка в листе.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение каждого
предмета.

Развитие
пространственного
мышления, умения
логически
конструктивно
строить форму
средствами одной
лишь линии

Формат А-2

18

Бумага
карандаш

Использование основных и
вспомогательных линий.

Выделение объема линией.

10-18

.
Натюрморт из гипсовых
геометрических тел на
нейтральном фоне (куб и
конус).
Эскизирование. Компоновка.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение.
Соразмерность каждого
предмета. Построение
собственной и падающей теней.
Поддержка тоном. Работа с
окружающим фоном. Обобщение,
работа с нюансами.

Знакомство с
навыками передачи
пропорций,
конструктивности,
плановости и объема
изображаемых
предметов
средствами линии и
тона.

Формат А-2

18

Бумага
карандаш

Итого:

32

2 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-9

Рисунок висящей драпировки,
зафиксированной в двух
точках.
Эскизирование.
Компоновка.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение.

Знакомство с
навыками передачи
пропорций,
конструктивности,
плановости и объема
изображаемых
предметов
средствами линии и
тона.

Формат А-2

Более углубленное
изучение построения
и закономерностей
образования складок.

Формат А-2

18

Бумага
карандаш

Соразмерность каждого
предмета.
Построение собственной и
падающей теней.
Поддержка тоном.
Работа с окружающим фоном.

10-18

Обобщение, работа с нюансами.
Натюрморт из бытовых
предметов на фоне ткани со
складками
Эскизирование.

Бумага
уголь

Компоновка в листе.
Соразмерность предметов

Построение.

Построение собственной и
падающей тени.
Поддержка тоном.
Работа с окружающим тоном.
Обобщение.
Поддержка тоном.

18

Итого:

32

3 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

Рисунок гипсовой розетки
простой формы.
1-9
Компоновка.
Конструктивное построение.

Построение рисунка
относительно линии
горизонта с учетом
законов перспективы.
Передача линией
объема и
пространства.

Формат А-2

18

Бумага, карандаш

Определение линий горизонта,
конструктивное построение
плинта.
Построение рельефа.
Передача объёма линий
Работа в тоне.
Стадия обобщения.
Творческая работа: натюрморт
из предметов быта и растений.

Формат А-2
Бумага, карандаш

10-18
Эскизирование.
Выбор эскиза и выход на формат.
Компоновка.
Построение.
Соразмерность предметов.
Тонирование листа.
Работа пером, кистью,
чернилами.
Детализация.

Материал по
выбору

18

чернилами.
Детализация.

19-22

Обобщение.
Наброски с человека.

Формат А-3

Наброски с человека.

Совершенствование
владения живой
линией.

8

Бумага
карандаш
Итого:

44

4 четверть.
№ урока

1-4

Тема урока

Тональный рисунок
натюрморта(три предмета).

Цели и задачи

Градация предметов
по тону

Формат и
материалы

Колво

Формат А-2

часов
16

карандаш
Компоновка в листе
Конструктивное построение
предметов
Поддержка тоном.
Тональный разбор.
Создание тональных контрастов

Натюрморт с чучелом птицы
5-8

Эскизирование
Компоновка.
Соразмерность предметов.
Построение.

Конструктивный
анализ формы птицы.
Целостное
восприятие
натюрморта, строгое
соблюдение этапов
рисунка, выявление
объемнопространственного
строения

16
Формат А-2
Мягкий материал

Построение формы птицы.
Построение каждого предмета.

изображаемых
предметов
средствами линии и
тона.

Построение теней.
Творческий подход к
изображению птицы.
Подержание тоном.
Обобщение.
Внесение нюансов.
Итого:

28

Всего:

136

8 КЛАСС.









Уметь компоновать предметы в заданном формате
Уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы
Знать линейную и воздушную перспективу
Уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик
Грамотно использовать разный графический материал
Уметь воплощать свой замысел для создания художественно-графического образа
постановки
Углубить свои свои умения в изображении гипсовых тел (сложные ракурсы).
1 четверть.

№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-5

Постановка из 2-х кубических
предметов, расположенных в
углу классной
комнаты.(простые предметы:
коробка, чемодан, ящик)
Эскизирование.
Компоновка в листе.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение
пропорций, осей , относительно
линии горизонта.

Изучение правил
перспективного
построения различно
расположенных в
пространстве
предметов простой
формы.

Формат А-2
Бумага
карандаш

18

Построение основных
плоскостей
интерьера(стены,пола)
Легкая тоновая поддержка,
корректировка конструктивного
построения.
Доработка тоном.
Обобщение и цельность рисунка.
Внесение нюансов.

6-8

Рисунок мебели простой
конструкции на фоне
неглубокого пространства
интерьера. Для постановки
можно использовать стол, стул,
мольберт простой формы.
Компоновка в листе.

18
Развитие
пространственного
мышления, умения
логически
конструктивно
строить форму.

Формат А-2
Бумага,
карандаш

Конструктивное построение
предмета относительно
плоскостей интерьера.
Построение этого предмета,
лежащего на горизонтальной
поверхности.
Передача объёма линией
Рисунок предмета в разных
ракурсах
Итого:

32

Формат и
материалы

Колво

2 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

часов

1-5

Натюрморт с драпировкой в
интерьере. Драпировка
накинута на стул, табуретку,
тумбочку.

Изображение
пространственной
глубины и
перспективных
планов, взаимосвязь

Формат А-2
Бумага

18

6-8

предметов и
интерьера.

Компоновка

Уголь, сангина,
соус

Конструктивное построение
предметов.
Поддержка тоном.
Работа в тоне.
Стадия обобщения.

Творческая работа: постановка из
предметов быта и растений).

Формат А-2

Эскизирование.

Интересные находки
композиции и умение
владеть различными
материалами.

Выход на формат.
Построение с учетом пропорций.

18

Бумага

Мокрый соус
Выполнение работы в материале.
Обобщение, нюансы.

Всего:

32

Формат и
материалы

Колво

3 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

часов
Рисунок натюрморта из
крупных бытовых предметов.
1-9
(Эскизирование.

Проверка знаний,
полученных на
предыдущих
занятиях. Умение
работать с высокой
линией горизонта.

Формат А-2
Бумага, карандаш

18

Выход на формат.
Компоновка.
Конструктивное построение
каждого предмета.
Построение собственной и
падающей теней.

10-18

Поддержка тоном.
Творческий натюрморт с
атрибутами художника (ваза с
кистями, рама, рулон бумаги,
баночки с тушью, гуашью).
Эскизирование.
Выход на формат.

Правильная
компоновка на
формате.
Использование в
рисунке законов
линейной и
воздушной
перспектив.

Формат А-2
Бумага,

18

Материал по
выбору

Компоновка.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение
каждого предмета
Поддержка тоном.

19-22

Обобщение, нюансы.
Наброски с человека.
Наброски с человека.

Формат А-2
Соблюдение
пропорций и
совершенствование
владения живой
линией.

8

Бумага
карандаш
Всего:

44

Формат и
материалы

Колво

4 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

часов

Рисунок тематического
натюрморта (бытовые
предметы разнообразные по
форме и фактуре).

1-5

Эскизирование.
Выбор эскиза - выход на формат.

Выполнение
тонального рисунка с
полным объемом
учебных задач.
Умение пользоваться
различными
графическими
материалами.

Формат А-2

20

Тонированная
бумага, соус,
сангина, белила

Компоновка.
Соразмерность предметов.
Построение всех предметов.
Тонирование бумаги.
Работа материалами.
Детализация.
Обобщение.
Зарисовки птиц.

6-7

Соблюдение
пропорций.

Формат А-3

8

Бумага,
Карандаш,
Мягкие
материалы
Всего:

28

За год:

136

9 КЛАСС.










Уметь компоновать предметы в заданном формате
Уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы
Знать линейную и воздушную перспективу
Уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик
Грамотно использовать разный графический материал
Уметь воплощать свой замысел для создания художественно-графического образа
постановки
Углубить свои свои умения в изображении гипсовых тел(сложные ракурсы).

1 четверть.

№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-6

Натюрморт повышенной
сложности из предметов
различных по форме, тону и
материалу.
Эскизирование.

Выполнение
тонального рисунка с
полным объемом
учебных задач.

Формат А-2

24

Бумага
карандаш

Выход на формат.
Компоновка в листе.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение.
Построение с учетом перспектив
сокращения.
Сквозное построение
архитектурных деталей.
Построение собственной и
падающей теней.
Поддержка тоном.
Обобщение. Внесение нюансов.
Зарисовки с человека.
7-8

Соблюдение
пропорций, живой
линии, тон.

Формат А-2
Бумага,

8

карандаш
Всего:

32

Формат и
материалы

Колво

2 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

часов

1-8

Творческий натюрморт с
крупными бытовыми
предметами.
Поиски, эскизирование.
Выбор эскиза – выход на формат.

Развитие навыков
творческого решения
натюрморта с
применением
различных
графических
материалов.

Формат
свободный,
Бумага,

32

Компоновка.

Материалы по
выбору

Соразмерность.
Конструктивное построение всех
предметов.
Тонирование листа.
Выполнение в материале.
Обобщение, внесение нюансов.
Всего:

32

Формат и
материалы

Колво

3 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

часов

1-11

Натюрморт в интерьере из
крупных предметов быта
(тумба, стул, рама, книга или
ваза, рулон ватмана).
Эскизирование.
Выход на формат.
Компоновка.

Графически грамотно
и выразительно найти
композицию рисунка.
Соблюдение законов
перспективы.
Пропорциональность
предметов. Показать
взаимосвязь
архитектурного
пространства с
предметов.

Формат А-2

44

Материал по
выбору

Соразмерность.
Конструктивное построение
каждого предмета.
Построение собственной и
падающей теней.
Поддержка тоном.
Обобщение.
Внесение нюансов.
Всего:

44

4 четверть.
№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Колво
часов

1-7

Рисунок тематического
натюрморта в смешанной
технике (старые вещи,
атрибуты крестьянского быта).
Эскизирование.
Выбор эскиза - выход на формат.
Компоновка.
Соразмерность предметов.
Конструктивное построение всех
предметов.

Передать не только все
видимые признаки и
качества вещей, а
выразить свое личное
эмоциональное
отношение к
изображаемым
предметам. Поиск
соответствующих
средств и приемов
изображения, техники и
материалов,
раскрывающих
свойства и характер
предметов.

Формат А-1

28

Бумага,
свободный
выбор
материалов.

Видение цвета.
Выполнение в материалах.
Обобщение. Введение нюансов.
Детализация.
Всего:

28

За год

136

Критерии оценки
5 баллов — задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной
грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень графической
грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения,
учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с построением, но допускает
незначительные ошибки в тональном решении или компоновке.
3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;
уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и
учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает
грубые ошибки в композиционном и тоновом решении работы.

2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень графической грамотности не
соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не
ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю
стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность
следующих заданий для него.

Список литературы.
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для
Учителя. – М.: Просвещение, 1984
2.Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
– 176 с.
3..Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение,
1982. – 191 с.
4. Барщ А М. Рисунок в средней художественной школе.-М.Академия художеств.:2013.284с.
5..Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1982. – 144 с.
6. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998
7.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /
Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
8.Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК им.
Н.К. Крупской, 1991. – 77 с.
9.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов
– слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.
10.Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые
размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
11.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.:
Просвещение, 1980 – 239 с.
12.Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях
рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.:
Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
13.Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное
пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 310 с.
14Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999,2003. – 368 с., 12 л. ил.: ил.

15.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4.
Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.: цв. ил.
16.Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад.
художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
17.Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.