Пояснительная записка
Дополнительное образование детей является важной составляющей образовательного пространства в современном российском обществе. Оно востребовано и
нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как
органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Процесс воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития, способностей,
потребностей и интересов детей, что способствует их самовыражению и
самореализации. Дополнительное образование – сфера свободного самоопределения
личности, и для существования этой сферы необходимо наличие вариативных и
дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по
мотивам и содержанию образовательные потребности детей и их родителей.
Одним из важнейших направлений в современном дополнительном образовании
является художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать,
понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. В процессе художественноэстетического воспитания в ребенке воспитывается стремление самому участвовать в
преобразовании окружающего мира, приобщаться к художественной деятельности, а
также развиваются творческие способности.
Человеку дана великолепная возможность различать многообразие цветов и
оттенков, которые дарит нам природа и окружающий нас мир и учащийся в полной мере
познает это многообразие на уроках живописи.
Программа по живописи, созданная преподавательским коллективом нашей
гимназии, способствует раскрытию творческого потенциала учащегося в области
познания цветовых отношений в природе, и эмоциональности цвета.
Преподаватель, работающий по данной программе, ставит перед собой массу
целей и задач, которые открывают перед учениками разноцветный мир, и способствуют
умению изображать его. Первоначальной задачей является развитие у учащихся
способности видеть и изображать форму во всём многообразии цветосветовых
отношений и характеристик, используя грамоту цветоведения.
Руководствуясь этой программой, преподаватель, в процессе обучения, даёт детям
возможность постепенно осваивать грамоту поэтапной работы над живописной
постановкой, а также научиться использовать возможности разных живописных
материалов (акварель, гуашь.)
Курс живописи рассчитан на 5 лет обучения с 5 по 9 классы. В 9 классе (в
выпускном классе), учащиеся выполняют итоговые работы, основываясь на знаниях и
умениях, полученных за 4 года обучения.
Одним из основных объектов обучения учащихся является натюрморт. Богатство
окружающих нас форм и материалов, возможность группировать различные предметы, а
также выбирать их в соответствии с колористическими задачами делают этот жанр
ведущим в приобретении необходимых знаний, умений и профессиональных навыков
живописи. Выполнение натюрмортных постановок осуществляется на протяжении всего
курса обучения живописи.
Во время постановки натюрморта учителю нужно учитывать их целевую и
методическую направленность. При составлении натюрморта (натуры) преподавателю
необходимо помнить, что сама постановка – это тоже искусство. В ней закладывается
основа композиции. Требования, предъявляемые к учебным постановкам, следующие:
выявление выразительных особенностей натуры, ясность поставленной задачи – при
прямом, боковом свете, против света; решение большого силуэта (светлое на темном и
темное на светлом); связь со средой (фоном, интерьером), пластическое решение формы;
общая живописная тональность. Постановка должна содержать и колористическую
задачу (то есть натюрморт должна отличать цветовая и тональная согласованность,
определенный колорит, цельность). Постановки должны быть разнообразны по характеру
и содержанию – тогда учащиеся будут работать с большей заинтересованностью, и
стремиться к творческому решению поставленных задач. В этом случае у них появится
возможность проявить себя с разных сторон, выявить свои природные склонности и
дарования. Хорошо продуманная, ясная по цели постановка, с удачно подобранной
натурой, воспитывает художественный вкус учащегося и во многом помогает ему в
раскрытии художественного образа.
Начинается процесс обучения живописи в пятом классе с заданий, знакомящих с
возможностями акварели. Затем изучается многообразие оттенков в природе на плоской
натуре (листья, ткань). Далее задачи усложняются сначала простыми объёмными
формами, а потом прибавляется влияние окружающей среды на объёмный предмет, и
речь идёт о рефлексах, цвето-световой гармонии и умении «вылепить» форму предмета,
используя характерный живописный мазок. Параллельно дети осваивают технику
акварельной живописи, а именно приёмы «лессировки, заливки, растяжки», учатся
создавать контрастные отношения, видеть и изображать цветовые и тоновые нюансы не
сложной постановки.
В шестом классе к предыдущим задачам прибавляется умение передать световоздушную среду в натюрморте, который усложняется с введением драпировок со
складками. Преподаватель ставит задачи, помогающие учащимся разобраться в цветовых
влияниях среды на предмет, одного предмета на другой и на драпировки.
В седьмом классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами
работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с
различными фактурами предметов (стекло, железо, дерево). Постановки усложняются.
Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят
более длительный характер.
В восьмом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими
требованиями к их исполнению. Учащийся уже должен сам ставить перед собой задачи,
учиться создавать колористическую гармонию, видеть нюансы цвета и образную
характеристику
натюрморта.
Натюрморты
носят
ясно
выраженный
тематический характер, намечается их связь со станковой композицией (портрет,
натюрморт в интерьере). Задачи работ восьмого класса предусматривают основные
задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача
формы,
объема
предметов,
их
фактуры;
решение
пространства, глубины в натюрморте.
Программа по живописи в девятом классе обобщает полученный ранее опыт и
направлена на развитие творческого потенциала учащегося, на активизацию его
восприятия красоты мира и дальнейшей его адаптации в жизни и поступления в СУЗы.
К учащимся девятого класса предъявляются следующие основные требования:
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
-выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.
В выполнении работ используется разный материал (гуашь и акварель) с целью
расширить изобразительные навыки будущих выпускников. В девятом классе учащиеся,
анализируя свои работы, оттачивают свой индивидуальный стиль живописного
мастерства.
Урок по предмету «живопись» проводится в форме группового занятия педагога с
учениками (рекомендовано два урока по 40 минут, которые идут один за другим). Такое
занятие (два урока по 40 минут) - проводится два раза в неделю. Оценка на уроке
ставится.
Формами
промежуточной
и
итоговой
аттестации
являются
про-
смотры работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти. В конце учебного года
выставляется годовая оценка. Из лучших работ формируются выставки и методические
пособия.
Цели и задачи учебного процесса
Основными целями программы «Живопись» являются:
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного
развития личности ребенка,
всемерного раскрытия его художественных способностей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы
в области изобразительного искусства
Задачи образовательного процесса:
развивать зрительное восприятие предметов и явлений окружающей
действительности, а также произведений живописи;
развивать зрительную память, цветоощущение, научить передавать форму
живописными средствами, взаимосвязь предметов с окружающей средой;
знакомить учащихся с теоретическими основами живописи: с основами
цветоведения, воздушной перспективой, технологией живописи;
учить делать теоретический анализ живописных работ учащихся,
оценивать их с точки зрения грамотности исполнения, овладения
необходимыми практическими приемами;
воспитывать духовно-нравственные и эстетические качества личности, интерес и любовь к культуре и искусству посредством приобщения к
шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим
образцам народного творчества, классического и современного искусства;
создавать условия для самостоятельного жизненного и профессионального
самоопределения.
Основные особенности учебного процесса
Учебный предмет «Живопись» - часть общего комплекса учебных предметов в
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись». Поэтому знания, полученные на этом
предмете, реализуются при решении художественно – композиционных задач на уроках
по учебным предметам скульптуре, композиции, рисунку, пленэрной практике. Изучение
предмета призвано расширить представления обучающихся о диапазоне художественных
средств и многообразии художественных решений, помогая им овладевать навыками
художественного воплощения в материале собственных жизненных впечатлений и
наблюдений. Знания и представления детей, полученные на занятиях по предмету
«Живопись» необходимы на других смежных учебных предметах – композиции, лепке,
истории искусства. Знания по теории живописной грамоты: цвет, форма, детали и их
соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов,
обучающиеся смогут применить на композиции.
Учебная практика «пленэр» - часть процесса обучения. Она проводится в конце
учебного года и является продолжением классных учебных занятий.
Главная цель практики – закрепление и расширение учебно-профессиональных знаний
по предмету «Живопись». Выработка умений сознательно применять их в
самостоятельной работе.
Основные задачи:
- научить глубокой пространственной ориентации - воспринимать натуру в трехмерном
пространстве, а ее изображение на двухмерной плоскости;
- целостному восприятию натуры, применять метод работы отношениями по цветотональности;
- освоение цветоведения и умелое применение воздушной перспективы;
- умение быстро и точно координировать положение глаз, рук в процессе работы,
оптимальных по скорости и точных движений.
На занятиях по живописи используются различные методы обучения: словесные,
наглядные, практические. Словесные методы - рассказ, объяснение, сопровождаются
демонстрацией наглядных пособий, иллюстрированных материалов, образцов из фонда.
Основное место на занятиях отводится практической работе - рисованию «неживой
натуры» (натюрмортов).
Обучение живописи - это изучение совокупности способов, приемов и средств
построения живописной формы цветом. Главная цель обучения – научить правильно
воспринимать и передавать цветом формы предмета и характеристики окружающего
пространства на плоскости. Единственный метод, позволяющий успешно создавать
зрительный образ натуры – это метод отношений.
Метод сравнения является основой для поиска цветовых отношений. Вся
картинная плоскость должна находиться в поле зрения юного художника и постоянно
трансформироваться: совершенствоваться, дополняться или же исправляться. Учебные
постановки желательно выполнять при естественном дневном освещении. Задачей
учебной живописи является развитие способности видеть натуру во всем ее
многообразии и богатстве форм и красок. Необходимо научить детей методике
выполнения живописной работы, выработать определенную систему. На завершающей
стадии изображение должно стать целостным: отдельные детали исчезают или
подчиняются выразительному целому.
Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих
технологий.
В основу данной программы «Живопись» положены следующие педагогические
принципы:
1. принцип последовательного усложнения учебных задач «от простого к
сложному», то есть учебно-тематический план программы является выражением
ряда беспрерывно усложняющихся задач;
2. принцип наглядности – это один из самых известных и интуитивно понятных
принципов обучения, эффективность обучения зависит от целесообразного
привлечения органов чувств к восприятию переработки учебного материала;
3. принцип доступности – требует учёта психических особенностей учащихся.
Доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и
зависит от их индивидуальных особенностей;
4. принцип обучения и воспитания в коллективе – предполагает сочетание
индивидуальных форм обучения с коллективным и групповым. Коллектив должен
создавать условия для всестороннего гармоничного развития;
5. принцип управления деятельностью учащихся – это сочетание педагогического
управления с развитием инициативы и самостоятельности детей. Это принцип
опоры на положительное в человеке и на сильные стороны в его личности;
6. принцип прочности – требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти
учеников, стали бы частью их сознания, основой поведения и привычек.
Примерные тематические планы каждого года обучения составлены из расчёта
136 часов в год по 4 часа в неделю соответственно году обучения.Задания могут
меняться преподавателем, в зависимости от уровня подготовки учащихся,
индивидуальных особенностей, как по темам, так и по количеству часов на задания.
Содержание программы разделено по годам обучения, и ожидаемых результатов от
обучения за год.
Для реализации данной программы необходимы определенные материальнотехнические условия. Учебная аудитория, предназначенная для изучения предмета
«Живопись», предполагает оснащение учебной мебелью (мольберты, подиумы, доска,
столы, стулья, стеллажи, шкафы, планшеты, софиты) и оформление наглядными
пособиями. Для демонстрации зрительного ряда необходимо наличие репродукций
известных произведений мирового искусства, наглядные пособия по темам. В школе
имеется натюрмортный фонд и выставочный зал.
Учебно-тематический план
5класс
Задачи:
- прививать обучающимся любовь к отображению окружающего мира во
всем его цветовом богатстве;
- овладеть основами акварельной живописи;
- отработка навыков работы акварелью;
- развивать у детей точность живописного восприятия;
- воспитывать живописную культуру изображения, основанную на изучении
изобразительного и теоретического наследия прошлого.
Для решения этих задач необходимо дать обучающимся представление об основах
цветоведения: понятия о теплых и холодных цветах, основных и дополнительных,
контрастных и сближенных, понятие о локальном цвете и тоне в живописи и т.д. Следует
познакомить обучающихся с первоначальными понятиями о цветовой гармонии,
декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков; а также с понятиями о свете,
тени, блике, цветовом рефлексе предметов в живописи. В процессе обучения необходимо
воспитывать у детей эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного,
образного содержания.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над
цветом и формой. Обучающиеся должны усвоить, что решение колористических задач не
может происходить в отрыве от изучения формы, основное внимание которой уделяется
на занятиях по рисунку. На первом году обучения учащиеся должны получить
представление о технических возможностях живописных материалов. Основным
материалом должна быть акварель (гуашь применять ограниченно, можно как акварель).
К завершению первого года обучения ученики должны научиться последовательно
вести работу над натюрмортом, обращая внимание на решение поставленной задачи в
каждом задании; видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, чувствовать
изменение локального цвета предмета в зависимости от особенностей окружающей
среды и характера освещенности, стараться видеть большими отношениями, стремиться
анализировать влияние одного цвета на другой.
Постановки, как правило, выполняются при естественном рассеянном боковом или
верхнебоковом освещении. Лишь в отдельных заданиях, где необходимо особо
подчеркнуть форму предметов, освещение - контрастное. Все задания выполняются на
листах А-3 формата.
Домашние задания даются преподавателем аналогичными классным заданиям:
этюды овощей, фруктов, копия лоскута ткани, несложные натюрморты с домашними
предметами обихода.
Содержание изучаемого курса
5 класс
1 четверть
№
урока
1
Тема урока
Цели и задачи
Беседа о живописных материалах, о
живописи. Знакомство с акварелью.
Акварельные краски и их свойства.
Знакомство с техникой
акварели
2
Равномерные заливки акварелью
(основные цвета).
3
Равномерные заливки акварелью
(дополнительные цвета – тёплые и
холодные).
Отработка навыков по
выполнению
равномерных заливок
плоскостей акварелью
Понятие о составе
сложных цветов путем
смешивания
4
Тонально-цветовые заливки плоскостей.
Растяжки одной краски (от темного к
светлому).
5
Тонально-цветовые заливки плоскостей.
Растяжки одного цвета в другой.
6
Лессировки. Оптическое и механическое
смешение цвета. Получение из основных
цветов составного цвета.
7
Лессировки. Оптическое и механическое
смешение цвета. Получение из основных
цветов составного цвета.
8-9
Этюды с осенних листьев. Многообразие
оттенков в природе на плоской натуре.
Понятие плавного
тонального и цветового
перехода
Закрепление приемов
работы с акварелью
Закрепление понятий
«основные», «составные
цвета». Оттенки одного
цвета. Отработка
приемов работы с
акварелью: заливка,
лессировка, мазок.
Формат и
материалы
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
Свободный
формат листа,
акварель
кисти
палитра
2
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
листья
деревьев
4
2
6
10-12
Работа с натуры. Изображение плоских
предметов разной конфигурации на
цветовом фоне. Заливки.
Передача сложного
локального цвета
методом наложения
одного прозрачного
цвета на другой.
Свободный
формат листа
акварель
кисти
палитра
Закрепление основных
приемов работы
акварелью. Передача
многообразия красочных
цветовых отношений.
Точный подбор цвета.
13-16
Копирование лоскутка ткани.
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
лоскут ткани
с рисунком
8
итого: 32 часа
2 четверть.
№
урока
1-3
Тема урока
Цели и задачи
Тональное изображение
цилиндра.
Изображение с натуры цилиндра при
боковом освещении (гризайль).
4-7
Этюд с одним простым предметом быта
цилиндрической формы на светлой
цветной драпировке.
Этюд яблока на цветном фоне.
Передача цветовых
отношений и объема
предметов.
Натюрморт с белым бидоном на
нейтральном цветовом фоне и темной
цветной драпировкой (бордовой, темнозеленой или синей) с яблоком.
Изменение локального
цвета предмета в
зависимости от
окружения.
8-11
12-16
Лепка формы, цветотональные отношения.
Закрепление навыков
работы акварелью
Формат и
материалы
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
6
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
8
Итого:
8
10
32 часа
3 четверть.
№
урока
1-5
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт с простым предметом
(крынка) и овощем в теплой цветовой
среде.
Передача тонально –
цветовых отношений.
Лепка формы предметов
цветом и тоном
Натюрморт с этими же предметами в
холодной цветовой среде.
Понятие колорита, цветового
строя. Закрепление навыков и
умений. Методичное ведение
работы над натюрмортом.
6-11
Формат и
материалы
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
10
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
10
12-17
18-22
Изображение куба при боковом
освещении.
Гризайль.
Тональное изображение
куба.
Отработка навыков в
выявлении объема
граненой формы.
Цвето-тональное решение в
Изображение куба в конкретной
теплой и холодной гамме
цветовой среде.
окружающего цвета.
Понятие «рефлекс» в
живописи. Понятие
«среда». Изменение цвета в
зависимости от фона и
освещения.
Итого:
Формат А-3
акварель
кисти
палитра
10
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
12
44 часа
4 четверть.
№
урока
1-5
Тема урока
Натюрморт из двух предметов
(Бидон и коробочка) на контрастном
фоне.
Цели и задачи
Формат и
материалы
Четкие тональные
отношения. Влияние среды
на предметы. Цветовая
гармония
Формат А-3
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
10
6-10
Натюрморт из двух предметов
быта(один предмет белый и фрукт).В
тёплой или холодной цветовой гамме.
Закрепление навыков и
умений. Методичное
ведение работы над
натюрмортом.
Формат А-3
Акварель или
гуашь по
выбору кисти
палитра
10
11-14
Этюд комнатного цветка (подготовка к
пленэрной практике)
Закрепление навыков
акварельной живописи.
Формат А-3
Акварель
8
Итого:
Учебных часов в 5 классе:
28
часов
136
часов
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся пятого класса к концу учебного года должны:
знать понятия цвета и тона в живописи;
знать понятие локального цвета и его зависимости от освещения;
уметь последовательно вести работу;
иметь первоначальные навыки в работе кистью и красками;
иметь первоначальные навыки в освоении различных технических приемов работы
акварельными красками (лессировка, послойная живопись);
иметь навыки лепки формы цветом и тоном.
Учебно-тематический план
6 класс
Задачи:
- Учить передавать влияние окружающей среды на цвет предмета.
- Наряду с умением силуэтного построения композиции натюрморта
научиться изображать предметы объёмно, в соответствии с методом
конструктивного построения формы.
- Понимать значение освещения в натюрморте (теплохолодность как
основной способ его передачи)
- Учиться видеть в натюрморте форму предметов, овладеть способами их
передачи на листе с учётом пространства в котором они находятся. Умение
выбрать фактуру и технику живописи в изображении предметов переднего
плана и дальнего плана.
- Умение гармонизировать в одной постановке контрастные цвета, а также
научиться различать сближенные оттенки, работать в выбранном колорите.
Для сохранения преемственности курса первые задания должны закреплять
знания и навыки, полученные в пятом классе по живописи, рисунку и композиции.
В шестом классе формат работ постепенно увеличивается. Необходимо обращать
внимание на композиционное решение листа, колористическую цельность решения
постановки. Учащиеся должны стараться вести работу последовательно. Необходимо
приучать их выполнять короткие эскизы для длительных постановок, с помощью
которых ведутся поиски формата листа, композиции и цветового решения работы. Нужно
постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая светоцветовые
отношения отдельных плоскостей.
В шестом классе следует дать теоретические сведения о спектре, цветовом круге,
законах основных, дополнительных и контрастных цветов. Углубляется понимание
холодной и теплой гаммы, колорита; вырабатываются навыки передачи фактуры
предметов, совершенствуется пластическое решение формы. Учащимся необходимо
следить за постановкой предметов на плоскости, а также, изображая предметы во всей
сложности цветовых нюансов, стараться сохранить локальный цвет предметов, выявляя
их объемную форму, стремиться к видению цельности исполнения работы. Длительные
постановки чередуются с краткосрочными этюдами: живописными набросками фигуры
человека, этюдами чучел птиц, животных, краткосрочными натюрмортами на
выразительность цветового решения.
Содержание изучаемого курса
6 класс
1 четверть
№
урока
1-4
Тема урока
Цели и задачи
Формат и
материалы
А-3 формат
листа
Акварель
кисти
Кол-во
часов
8
Два этюда крупных овощей и фруктов.
Обобщенно вылепить форму (арбуз,
тыква, яблоки и т. д. на светлой
драпировке).
Тональные и цветовые
отношения.
5-8
Натюрморт из двух предметов,
различных по форме и тону
(гризайль). Цилиндрической формы
предмет и фрукт.
Передача объема и
пространства. Чёрно-белое
изображение предметов.
Формат А-3
Акварель или
гуашь (по
выбору)
кисти
палитра
8
9-12
Натюрморт из 2 предметов различных
по форме и тону на нейтральном фоне.
Тот же натюрморт, но в цвете.
Передача светотеневых
отношений и тональная
лепка формы предметов
Формат А-3
Акварель или
гуашь (по
выбору)
кисти
палитра
8
13-16
Натюрморт из 3 предметов. Бытовой
предмет конической формы и два
фрукта (или овоща).
Передача светотеневых
отношений и тональная
лепка формы предметов
Формат А-3
Гуашь
кисти
8
Итого: 32 часа
2 четверть.
№
урока
1-5
6-10
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт из двух светлых предметов
на цветном фоне. Крупный предмет
быта простой формы и кружка.
Рефлексы.
Влияние окружения на
предметы, тональная
гармония, связь предметов
со средой.
Колористическая
цельность.
Изучение написания
стекла.
Умение использовать
технические приемы
акварели.
Натюрморт со стеклянным (тёмное
стекло) предметом и фруктом.
Формат и
материалы
Формат А-3
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
10
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
10
11-16
Натюрморт с предметом из стекла
(прозрачное стекло) и ярким фруктом.
Восприятие рефлексов,
передача фактуры.,
прозрачности
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
Итого:
12
32 часа
3 четверть.
№
урока
1-5
Тема урока
Цели и задачи
Формат и
материалы
Формат А-3
Акварель или
гуашь по
выбору кисти
палитра
Кол-во
часов
10
Натюрморт (три предмета, один из них
фрукт) в теплой цветовой гамме.
Предметы простые по форме и четкие
различия фона. Фон нейтральный,
светлый. Предварительный этюд.
Определение различии
тональных и цветовых
родственных цветов в
натюрморте.
Выявление объемности
предметов; определение
цвета предметов при
холодном освещении,
передача теплых и
холодных оттенков.
6-10
Натюрморт (три предмета, один из них
фрукт) в холодной цветовой гамме.
Предварительный этюд.
Влияние теплого света на
цветовые отношения в
натюрморте. Роль
рефлексов и освещения в
передаче объема
предметов,
теплохолодность.
Решение силуэта.
Отработка техники работы
акварелью. Подчинение
большой форме.
Формат А-3
Акварель или
гуашь по
выбору кисти
палитра
10
11-15
Этюд чучела птицы. Понятие
«пространство среды». Техника «посырому». Алла прима.
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
10
16-20
Этюд предмета одежды. Закрепление
техники «по-сырому».
Передача мягкости ткани.
Закрепление техники
живописи.
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
10
21-22
Этюд с фигуры человека используя
один цвет акварели (чёрный или
коричневый).
Передача пропорций
фигуры человека,
тональный разбор в одежде
фигуры.
Формат А-3
Акварель
4
Итого:
44 часа
№
урока
1-6
4 четверть.
Цели и задачи
Тема урока
Контрольный натюрморт.Натюрморт из
3 предметов.
(один из предметов быта -белый). Два
предмета быта и фрукт.
7-12
Контрастный натюрморт из двух-трех
предметов. Ведется с предварительным
этюдом.
13-14
Этюд с фигуры человека в цвете.
Роль рефлексов и
освещения в передаче
объема предметов,
теплохолодность.
Обобщение умений и
знаний, навыков работы с
акварелью
Передать гармонию
насыщенного колорита
путем рефлексных связей и
верных тональных и
цветовых отношений.
Передача пропорций
фигуры человека, передача
объёма.
Формат и
материалы
Формат А-3
Акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
12
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
12
Формат А-3
Акварель
4
Итого:
Учебных часов в 6 классе:
28
часов
136
часов
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся шестого класса к концу учебного года должны:
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- знать принцип работы тоновыми и цветовыми отношениями и
использовать его в своей практической работе, грамотно передавать эти
отношения между предметами;
- знать роль влияния окружающей среды на предметы в натюрморте;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- уметь передавать цветом планы и уходящие плоскости в натюрморте;
- делать наброски кистью.
Учебно-тематический план
7 класс
Задачи:
- Уметь детализировать изображаемые формы, сохраняя их большой объём и
конструктивные особенности.
- Уметь передать фактуру предметов (дерево, металл, стекло, гипс, шёлк,
бархат и др.), используя различные приёмы живописи и разные
инструменты: беличья кисть, щетина, мастихин, губка и др.
- Уметь композиционно мыслить, использовать всю цветовую гамму,
живописную технику для выражения эмоционального состояния
натюрморта. Работа с фор-эскизами над тематическими натюрмортами в
различном освещении.
- Работа с натюрмортами в интерьере. Учиться передавать живописными
средствами пространство натюрморта, характер его освещения.
Развивая живописные навыки учащихся, следует придавать большое значение
композиции листа, выявлению пространства постановки, четкой конструктивности
предметов, их цветовых отношений, передаче материала и фактуры предметов. Следует
уделять большое внимание понятию тональности, колористическому решению и умению
последовательно, правильно вести продолжительную работу в размере 1/2 листа.
В начале года следует закрепить приобретенные в шестом классе навыки на
коротких этюдах живых цветов, овощей, фруктов. После этого нужно перейти к более
продолжительным натюрмортам. Особое внимание обращается на последовательность
работы над постановкой одновременно по всей плоскости листа. Во всех постановках
должны быть четко определены главные задачи.
В шестом классе следует требовать от учащихся умения работать над
постановкой длительное время, последовательно насыщая цветом и выявляя форму,
вырабатывая навыки работы с акварелью в технике многослойной живописи
Содержание изучаемого курса
7 класс
1 четверть.
№
урока
1-8
9-16
Тема урока
Цели и задачи
Осенний натюрморт (цветы в вазе и
фрукты). Контрастные цветовые
отличия. Натюрморт в тёплых тонах.
Предварительный этюд на А-5
формате.
Определение общего цветового тона.
Передача общих больших тоновых и
цветовых отношений.
Моделировка объемной формы
предметов.
Выявление градаций светотени и их
живописная проработка с учетом
воздушной перспективы.
Обобщающий этап работы ; выявление
главного и второстепенного в цветовом
строе натюрморта. Подчинение всех
частей изображения целому, сочетания
цветовые и тональные.
Натюрморт, включающий крупный
предмет быта.
Предварительный этюд.
Композиционное
Восстановление навыков
работы акварелью.
Отработка навыков по
передаче различной
фактуры в технике
акварельной живописи.
Решение больших
цветотональных
отношений.
Формат и
материалы
Формат А-2
Гуашь, кисти
палитра
Кол-во
часов
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
16
16
размещение,построение предметов.
Определение общего цветового тона.
Передача общих больших тоновых и
цветовых отношений.
Моделировка объемной формы
предметов.
Работа в цвете.
Проработка объема предметов.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного.
Итого: 32 часа
2 четверть.
№
урока
1-8
9-16
Тема урока
Натюрморт со стеклянным предметом,
этюд на а-5 формате. Поиски
компоновки изображения. Начальная
стадия работы в цвете: поиск основных
цветовых отношений. Рефлексы и
отражения в стеклянном предмете.
Прозрачность. Проработка объема
предметов. Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и
второстепенного.
Натюрморт с белой вазой, тарелкой с
фруктами и драпировкой. Драпировка
со складками на переднем плане.
Предварительный этюд. Компоновка
предметов и построение складок.
Начальная стадия работы в цвете:
поиск основных цветовых отношений.
Лепка света и тени на складках.
Рефлексы на белой гипсовой вазе.
Проработка объема предметов.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Цели и задачи
Формат и
материалы
Передать материальность,
пространство.
Влияние окружающей
среды.
Формат А-2
акварель
кисти
палитра
Роль окружающей среды и
освещения в передаче
цвета и материальности
предметов.
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
16
16
Итого: 32 часа
3 четверть.
№
урока
1-9
10-18
19-22
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт с крупным блестящим
предметом при боковом освещении.
Предварительный этюд.
Компоновка изображения.
Подготовительный рисунок.
Начальная стадия работы в цвете:
поиск основных цветовых отношений.
Работа в цвете. Рефлексы и отражения в
блестящем предмете
Проработка объема предмета,
рефлексы.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Натюрморт с чучелом птицы.
Предварительный этюд на А-4
формате.
Компоновка изображения.
Подготовительный рисунок.
Начальная стадия работы в цвете:
поиск основных цветовых отношений,
работа по-сырому.
Фактура оперения.
Проработка объема предметов,
рефлексы.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Этюды фигуры человека.
Определение пропорций фигуры,
компоновка в листе движение фигуры,
наклон.
Взаимосвязь фигуры со средой.
Лепка складок, форм.
Решение
пространства, влияние
среды на цвет
пространства.
Передача особенностей
формы и материала
предметов.
Формат и
материалы
Кол-во
часов
16
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
Передача особенностей
характера оперения птицы
и цветовой характеристики
изображаемого объекта;
связь со средой.
Формат А-2
акварель
кисти
палитра
Решение фигуры силуэтом.
Три различные фигуры в
листе, в разных поворотах
и позах
— профильные и боковые
положения.
Формат А-2
акварель
кисти
палитра
20
18
Итого: 44 часа
4 четверть.
№
урока
1-8
Тема урока
Цели и задачи
Контрольный натюрморт.Натюрморт
из 3 предметов быта разных фактур с
драпировкой со складками на первом
плане.
Передача особенностей
формы, материала и цвета
предметов.
Формат и
материалы
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
16
9-16
Предварительный этюд.
Поиск основных цветовых отношений.
Работа в цвете. Важно найти разницу
между разно-фактурными предметами,
выявить материал, из которого они сделаны.
Работа в цвете. Проработка объема
предметов, рефлексы.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Творческий натюрморт из 3 предметов
Творческий подход к
быта, с включением
работе, передача сложной
орнаментированной драпировки
колористики декоративного
(творческое задание).
натюрморта.
Поиски-зарисовки, поиски формата.
Применение приёмов
Предварительный эскиз.
стилизации, изученных на
Компоновка предметов в листе.
уроках композиции.
Построение формы предметов,
перспектива.
Определение общего цветового тона.
Стилистика написания работы.
Работа в цвете
Обобщающий этап работы ; выявление
главного и второстепенного в цветовом
строе натюрморта. Подчинение всех
частей изображения целому.
Итого:
Учебных часов в 7 классе:
-
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
16
28
часов
136
часов
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся седьмого класса к концу учебного года должны:
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
грамотно передавать материальность различных фактур предметов быта.
Учебно-тематический план
8 класс
Задачи:
- Уметь работать над живописными постановками по композиционным форэскизам в тоне и цвете. Передавать форму и фактуру предметов, сохраняя
цельность живописного пространства и освещения в натюрморте.
- Учиться передавать конструктивные особенности формы живописными
средствами.
- Необходимо научиться применять в станковых композициях натурные
зарисовки и живописные этюды.
- Учиться применять использование различных живописных стилей
(реализм, импрессионизм, модернизм и др.) для придания художественного
образа натюрморту. (стилизация для творческих заданий).
В восьмом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими
требованиями к их исполнению, особое внимание уделяется поиску колорита,
тональному разбору, передаче объема, фактуры, пространства и освещенности.
Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со
станковой композицией (фигура в интерьере, натюрморт в интерьере). Живописные
работы восьмого класса предусматривают выполнение основных заданий академической
живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема
предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.
Содержание изучаемого курса
8 класс
1 четверть.
№
урока
1-8
9-16
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт с крупным предметов быта
и цветами. Монохром.
Предварительный этюд.
Компоновка изображения.
Подготовительный рисунок.
Начальная стадия работы в тоне: поиск
основных тоновых отношений.
Проработка объема предметов,
рефлексы.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Контрастные тональные
отношения. Разнообразие
фактуры, разнообразие
технических приемов.
Натюрморт в контрастных цветах с
крупным предметом быта и
драпировками со складками.
Предварительный этюд.
Компоновка изображения.
Подготовительный рисунок.
Начальная стадия работы в цвете:
поиск основных цветовых отношений.
Работа в цвете. Важно найти разницу
между предметами, выявить материал,
тональность.
Проработка объема предметов,
рефлексы.
Влияние окружающей
среды на цвет предметов.
Восприятие больших
светотональных и цветовых
отношений в условиях
определенной среды
Передача локального цвета
на свету, в полутени, тени;
поиски цветовых
рефлексов. Разобраться в
обилии рефлексов, создать
четкие тоновые контрасты
Формат и
материалы
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
16
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
16
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Итого:
32 часа
2 четверть.
№
урока
1-8
9-16
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт в темных тонах. Натюрморт из
темных предметов в среде драпировок.
Предварительный этюд.
Композиционное размещение изображения
всей группы и отдельных предметов на
плоскости листа
Линейно-конструктивное решение формы с
учетом их пропорций, пространственного
положения;
Определение общего цветового тона.
Передача общих больших тоновых и
цветовых отношений, пропорциональных
натуре.
Моделировка объемной формы предметов.
Выявление градаций светотени и их
живописная проработка с учетом воздушной
перспективы.
Обобщающий этап работы ; выявление
главного и второстепенного в цветовом
строе натюрморта.
Подчинение всех частей изображения
целому.
Творческий натюрморт.
Контрастный по цвету и тону натюрморт из
предметов быта, усложненных по форме с
богатой по фактуре и декору драпировкой.
Поиски-зарисовки, поиски формата в
эскизах.Компоновка предметов в листе.
Построение формы предметов, перспектива.
Определение общего цветового тона.
Стилистика написания работы.
Обобщающий этап работы ; выявление
главного и второстепенного в цветовом
строе натюрморта.
Подчинение всех частей изображения
целому.
Разобраться в цветовых
и тональных
отношениях.
Передать глубину,
форму и освещенность
предметов.
Декоративное решение
натюрморта.
Общее колористическое
построение; выявление
главного; творческий
подход к работе,
стилизация.
Формат и
материалы
Формат
А-2
Гуашь
кисти
палитра
Формат
свободный
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
16
16
Итого:
32 часа
3 четверть.
№
урока
1-10
11-20
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт из различных по фактуре
предметов быта и драпировок.
Предметы стоят на разных уровнях по
высоте.
Предварительный этюд. Компоновка
предметов в листе. Подготовительный
рисунок. Начальная стадия работы в
цвете: поиск основных цветовых
отношений. Работа в цвете.
Проработка объема предметов,
рефлексы.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
Передача формы и
фактуры предметов,
колорита, пространства.
Натюрморт из крупных бытовых
предметов. Творческий натюрморт.
Предварительные эскизы и поиски
компоновки предметов в формате.
Поиски в этюдах цветовых и тоновых
пятен.Компоновка предметов в листе,
построение формы предметов.
Завершающий этап - стадия
обобщения. Выделение главного и т.д.
состояния в натюрморте
(освещение, свет как
средство выразительности)
Формат и
материалы
Формат А-2
Акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
20
Формат
свободный
Гуашь или
акварель
кисти
палитра
24
Итого:
44 часа
4 четверть.
№
урока
1-8
9-14
Тема урока
Цели и задачи
Портрет одноклассника (погрудный,
без рук)
Передача пропорций,
характерных особенностей
портретируемого. Увязать
по цвету фон, одежду и тон
лица.
Контрольный натюрморт. Контрастные
цветовые отношения. 2—3 предмета
быта, четкие по цвету и форме,
драпировки со складками.
Решение всех задач
учебной работы по
живописи. Цветовые,
тональные отношения,
Формат и
материалы
Формат А-2
Гуашь
кисти
палитра
Формат А-2
Акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
12
16
Предварительный этюд.
Компоновка изображения. поиск
основных цветовых отношений.
Завершающий этап - стадия
обобщения.
Выделение главного и т.д.
-
лепка формы предметов
цветом, решение
пространства, цельность.
Цветовая гармония.
Итого:
28
часов
Учебных часов в 8 классе:
136
часов
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся восьмого класса к концу учебного года должны:
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотное и последовательное ведение длительной постановки;
применение различных приемов работы с акварелью и гуашью;
ритмическое построение цветовых пятен;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
передача материальности различных фактур.
Учебно-тематический план
9 класс
Задачи:
- Уметь последовательно вести живописную работу, работать над сложными
тематическими постановками по композиционным эскизам в тоне и цвете,
усиливая эмоциональное состояние натюрморта за счёт цветового решения
и живописной фактуры.
- Знать свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств.
- Знать художественные и эстетические свойств цвета, основные
закономерности, создание цветового строя.
- Уметь видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды.
- Уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека, передавая конструктивные особенности формы живописными
средствами.
- Уметь раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах, навыки в использовании основных техник и
материалов.
В девятом классе закрепляются все навыки, необходимые для завершения курса
обучения. По окончании обучения учащиеся должны представлять себе решение целого
комплекса задач (ритмического построения плоскости листа, колористического,
тонального, пластического решения и т.д.) поставленного педагогом в натюрморте. У них
должен сформироваться определенный уровень живописной культуры и технических
навыков.
Постановки становятся более длительными, должны быть методически
обоснованными, разными по характеру, задача - четко поставленной. Особое внимание
уделяется завершению работы, в конце которой полезно проанализировать выполнение
поставленных задач. Законченность состоит в достижении цветовой гармонии, т.е.
приведению к единству всех деталей, в подчинении всех элементов основному замыслу.
В девятом классе помимо длительных натюрмортов полезно давать короткие
этюды натюрмортов, овощей, фруктов, букетов цветов, фигуры человека без
предварительной карандашной прорисовки. Это приучает к большей свободе в работе
кистью, умению точно брать пропорции, общий силуэт, цвет.
Девятый класс целиком посвящается выполнению итоговых, дипломных работ, в
которых объединяются все приобретенные знания и навыки предыдущих лет. На уроках
учащиеся решают комплекс живописных задач в работе над натюрмортом.
Содержание изучаемого курса
9 класс
1 четверть.
№
урока
1-16
Тема урока
Цели и задачи
Натюрморт из сближенных по цвету
предметов (преимущественно в теплой
гамме) с ярко выраженными
рефлексами. Несколько вариантов
предварительных этюдов с разного
расположения.
Понятие теплых и
холодных цветов.
Закрепление и углубление
знаний и навыков по
композиции натюрморта.
Передача цветовых и
тональных отношений в
натюрморте. Создание
теплого колорита.
Формат и
материалы
Формат по
выбору
Акварель
кисти
палитра
Кол-во
часов
32
Формат и
материалы
Формат по
выбору
Гуашь
кисти
палитра
Кол-во
часов
32
Формат и
материалы
Кол-во
часов
2 четверть.
№
урока
1-16
Тема урока
Цели и задачи
Творческий натюрморт из предметов,
различных по материалу, с четко
выраженными пространственными
планами.
Анализ постановки с точки
зрения пространственной
взаимосвязи в ней,
цветового строя, тональной
насыщенности.
Решение формы, объема
предметов, проработка
деталей формы,
решение пространства;
материальность фактуры
предметов.
Композиционное решение
натюрморта(несколько вариантов в
эскизах).
Выполнение живописного этюда
натюрморта.
3 четверть.
№
урока
Тема урока
Цели и задачи
1-22
Натюрморт из предметов быта,
различных по материалу.
Композиционное решение,
выделение центра
композиции натюрморта;
лепка формы цветом;
влияние пространства.
Подробный цветовой
анализ состояния
постановки; передача
особенностей формы,
материала, цвета
предметов.
(Творческий натюрморт)
Выполнение живописного этюда
натюрморта с целью поиска тоновых и
цветовых отношений, а также
наиболее удачного композиционного
решения.
Формат по
выбору
Гуашь
кисти
палитра
44
Формат и
материалы
Кол-во
часов
32
4 четверть.
№
урока
1-16
Тема урока
Цели и задачи
Подготовка к защите дипломных работ
по живописи.
Завершить и довести
работы до нужного уровня.
Итого:
Учебных часов в 8 классе:
-
-
28
часов
136
часов
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся девятого класса к концу учебного года должны:
знать и применять различные средства художественной выразительности:
композиционное размещение, контрасты цветов и света, различные
технические приемы работы акварелью, гуашью и др.;
уметь изображать с натуры, по памяти отдельные предметы, натюрморты,
фигуры людей, животных, птиц;
уметь передавать пропорции, конструкцию, пространственное положение,
тональные и цветовые отношения;
уметь оценивать свои работы с точки зрения содержания и формы, средств
художественной выразительности;
вести целенаправленные наблюдения (восприятие) окружающей
действительности с целью познания жизни, в том числе ее эстетической
оценки, используя при этом живопись как средство и способ познания
свойств предметов и явлений;
передавать в работах с натуры свое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира
Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись,
станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ
и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
3. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос,
2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,
2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.
– М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 199233
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов
н/д: Феникс, 2007
16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. – М., 2003
17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986:
№1, 1988: №2
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. –
Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980
Материально-технические условия
для реализации предмета «Живопись».
1. Классы живописи, оборудованные мольбертами, стульями, натюрмортными
столами.
2. Шкафы и полки для хранения постановочного фонда, рам, красок и т.д.
3. Книжные шкафы для хранения библиотеки литературы по изобразительному
искусству, методического фонда работ, наглядно-методических пособий.
4. Общее освещение классов, соответствующе требованиям СанПин и переносные
электрические лампы-софиты.
5. Музыкальный центр для музыкального сопровождения занятий.
6. Компьютер с цветным принтером и сканером.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Кадры.
Для преподавания предмета «Живопись» педагог должен обладать
соответствующими профессиональными навыками и иметь определённый уровень
квалификации. Все преподаватели имеют высшее специальное художественнопедагогическое образование и регулярно подтверждают свою квалификацию (первая или
высшая категория). Кроме того, учебное заведение периодически организует курсы
повышения квалификации, благодаря которым педагоги расширяют спектр
профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной образовательной
деятельности.
Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной
работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок
и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого
просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по
окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению
проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оцениванииработ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
5класс
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
6 класс
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и прозрачных поверхностей.
7класс
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
8класс
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
9класс
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
- определять колорит;
- свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
- свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды;
- свободно владеть передачей материальности различных предметов.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
27