Мир вокруг нас (9 кл.) 2025-2026 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.
Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения,
связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности
экзаменационной
работы
по
географии,
структура
КИМов,
демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности,
их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа
суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы
Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, еѐ состав и строение. Мировой океан, его части;
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, еѐ взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров.
Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная
поясность.
Территориальные
комплексы:
природные,
природнохозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и
впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и
страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные
типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере,
литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые
пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных
форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы
и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный
и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной
состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Народы и основные религии России.
Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса.
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерной формах) и анализ его результативности.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса по географии «Мир вокруг
нас»
Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой
физико-географических,
картографических,
социально-экономических,
экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений;
освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях;
формирование
у
школьников
социальных,
коммуникативных,
географических компетенций.

Личностными результатами являются: готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме.
Метапредметными
результатами
являются:
освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной
области «География», виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
Изучение курса направлено на формирование следующих
компетенций:
1.
Ценностно-смысловая
компетенция.
Формирование
мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.
2. Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с
особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовнонравственными основами жизни человека и человечества, отдельных
народов, с культурологическими основами семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни
человека, их влиянием на мир.
3.
Учебно-познавательная
компетенция.
Способствовать
формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной
деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками

их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции
определяются требования соответствующей функциональной грамотности:
умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи информационных
технологий
(Интернет),
способствовать
формированию
умений
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта
компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией,
содержащейся в различных источниках.
5. Метапредметные компетенции:
информации;
географических объектов и явлений;
ение элементарными практическими умениями;
объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов,
адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
обучающихся);
заданиями
КИМ).
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к
уровню
подготовки
обучающихся
для
проведения
основного
государственного экзамена по географии, выпускник должен:
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их 4 изменение в результате
деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между географическим положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и
стран;
- специфику географического положения и административнотерриториального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных
зон и районов;
природные
и
антропогенные
причины
возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном
уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных
природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления,
высоты
точек;
географические
координаты
и
местоположение
географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических
объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных
территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и
охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под
влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливноэнергетических баз, районов и центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и
внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и
стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой
основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретѐнные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей
среды, ее использованию.
ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2

3
4

Тема
Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9
классов по географии.
Источники географической
информации:
глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб,
условные знаки, способы
картографического изображения.
Работа по построению профилей
рельефа местности
Географические координаты

5

Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового
океана;

6

Полезные
ископаемые,
зависимость
их
размещения от строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли,
их виды и оценка.
Пробное РТ

7
8

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и
его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей.

9

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота.
Водные
ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение,
циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле.
Погода и климат.
Изучение элементов погоды. Климаты Земли.

10

Форма проведения занятия
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
топографической картой.

Выполнение заданий из
сборника КИМов
Определение
географической широты и
долготы.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
физическими картой мира и
России.
Работа с тектонической картой.
Выполнение заданий из сборника
КИМов.
Тренировочное
заполнение бланков
Работа с географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника КИМов.
Работа с географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника КИМов.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
климатическими
картами. Работа с
климатограммами.

11

Распределение солнечного света и тепла на Земле

12

Движение литосферных плит. Стихийные
природные явления.

13

Природные зоны Земли

14

Имена на карте мира. Выдающиеся географические
исследования,
открытия и путешествия

15

Пробное РТ

16

Основные черты природы Африки, Австралии,
Северной и Южной
Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные
ресурсы и их использование. Изменение природы
под влиянием хозяйственной
деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы

17

18
19

20

21
22

23

24

25

Влияние хозяйственной деятельности людей на
природу. Основные типы природопользования

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами.
Характеристика
природных зон Земли.
Работа с картой природных зон.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами
Тренировочное
заполнение бланков
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами материков.

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами.
Географическое
положение
России.
Выполнение заданий из
Территория
и
акватория,
морские
и
сборника КИМов. Работа с
сухопутные границы
географическими
картами.
Часовые пояса
Решение задач. Работа с
картой часовых поясов.
Природа России. Особенности геологического
Выполнение заданий из сборника
строения и
КИМов. Работа
распространения крупных форм
с географическими
рельефа
картами.
Типы климатов, факторы их
Выполнение заданий из
формирования, климатические пояса.
сборника КИМов. Работа с
Климат и хозяйственная деятельность людей.
климатическими
Многолетняя мерзлота.
картами. Климатограмма.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их Выполнение заданий из
размещения на территории страны. Природносборника КИМов. Работа с
хозяйственные различия морей России.
географическими
картами.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению Выполнение заданий из сборника
плодородия почв.
КИМов. Работа
с почвенной картой.

26

Пробное РТ

27
28

Население России. Численность,
естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса
расселения.

29

Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.

Тренировочное
заполнение бланков
Работа с картой населения
России.
Работа с картой плотности
населения России.

32

Выполнение заданий из сборника
КИМов. Работа
с картой народов России.
Городское и сельское население.
Выполнение заданий из
Крупнейшие города.
сборника КИМов.
Особенности отраслевой и территориальной
Выполнение заданий из
структуры хозяйства России.
сборника КИМов. Работа с
географическими
картами
Природно-хозяйственное
Выполнение заданий из
районирование России. Географические особенности сборника КИМов. Работа с
отдельных районов и
картами регионов
регионов:
России.
Север и Северо-Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской
части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их
природный, человеческий и хозяйственный
потенциал.

33

Пробное РТ

34

Работа над ошибками. Индивидуальные
консультации.

30
31

Тренировочное
заполнение бланков
Заполнение бланков и выполнение
тренировочного варианта
экзаменационных работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».