Содержание учебного предмета, курса
I. Цитологические основы наследственности (4 ч.)
Клетка – основная единица биологической активности. Основные компоненты
эукариотической клетки.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз и его сущность.
Строение и типы метафазных хромосом человека.
Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека.
II. Биохимические основы наследственности (4 ч.)
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК.
Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Особенности строения и полиморфизм
ДНК. Репликация ДНК. Генетическое определение первичной структуры белков (биосинтез
белка).
Генетический код и его свойства. Генная инженерия и биотехнология.
Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной генетике.
III. Закономерности наследования признаков (9 ч.)
Открытие Г. Менделем законов независимого наследования. Аллельные и неаллельные
гены. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы. Доминантные и
рецессивные признаки у человека. Законы
Менделя. Взаимодействие генов:
комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм. Типы наследования
менделирующих признаков у человека. Множественные аллели. Наследование групп
крови.
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепленные гены. Линейное
расположение генов в хромосомах. Кроссинговер. Хромосомный полиморфизм. Карты
хромосом человека.
Практическая работа № 2. Решение задач на I, II, III законы Менделя.
Практическая работа № 3-4. Решение задач на взаимодействие генов.
Практическая работа № 5. Решение задач на наследование групп крови.
Практическая работа № 6. Решение задач на сцепленное наследование.
IV. Наследственность человека (4ч.)
Генеалогический, близнецовый и цитогенетический методы антропогенетики.
Наследование признаков, сцепленных с аутосомами, наследование свойств крови человека.
Наследование ,сцепленное с полом , у человека. Генные и хромосомные мутации у
человека. Гетероплоидия по половым хромосомам и по аутосомам Родословная. Пробанд.
Условные обозначения и графическое изображение генеалогического древа. Метод анализа
родословных в генетических исследованиях человека. Значение знаний родословной.
Практическая работа № 7. Решение задач на составление родословной.
Практическая работа № 8. Составление и анализ генеалогического древа.
V. Мутационная изменчивость (3 ч.)
Мутации. Мутационная теория Ги де Фриза. Мутагенные факторы среды. Генетическая
опасность загрязнения окружающей среды.
Классификация мутаций по происхождению: спонтанные и индуцированные; по месту
возникновения: соматические и генеративные. По характеру изменения фенотипа: видимые
и биохимические; по влиянию на жизнеспособность: летальные, полулетальные,
нейтральные; по характеру изменения генетического материала: геномные, генные,
хромосомные. Мутагенез. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия
мутагенов.
VI. Основы медицинской генетики (11 ч.)
Этапы становления генетики человека. Методы генетики человека. Близнецовый метод.
Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение влияния наследственных задатков и
среды на формирование тех или иных признаков. Цитогенетический метод. Биохимический
метод и метод моделирования.
Геном. Структура генома человека. Хромосомное определение пола. Синдром Морриса.
Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные способности человека.
Гены счастья и тревоги. Генотерапия.
Наследственность. Виды наследственности - хромосомная, цитоплазматическая.
Наследственные болезни и их классификация: моногенные, полигенные, хромосомные.
Факторы риска генных заболеваний.
Моногенные заболевания с аутосомно-доминантным типом наследования (синдром
Альпорта, талассемия, гемолитическая анемия и др.); с аутосомно-рецессивным типом
наследования (фенилкетонурия, альбинизм, болезнь Тея-Сакса и др.); сцепленные c Ххромосомой, рецессивное наследование (гемофилия, дальтонизм, миопатия Дюшина);
сцепленное с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиоз).
Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна), моносамия (синдром
Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфелтера). Хромосомные заболевания, связанные со
структурной перестройкой хромосом: делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия
(микроцефалия). Врождённые болезни: наследственные и ненаследственные. Причины их
возникновения. Болезни с наследственной предрасположенностью: ревматизм,
бронхиальная астма, шизофрения и др. Профилактика наследственно обусловленных
заболеваний. Кровнородственные браки и наследственные болезни.
Наследственные заболевания крови - серповидноклеточная анемия, болезнь Кули.
Практическая работа № 9. Решение задач по теме «Наследственные болезни».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1.
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
2.
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
3.
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, учебно¬исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
4.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
5.
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6.
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
7.
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
8.
осознанный выбор будущей профессии.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1.
самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
2.
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную деятельность с учётом предварительного планирования;
3.
использовать различные ресурсы для достижения целей;
4.
выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
Познавательные учебно-логические универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1.
классифицировать объекты в соответствии с выбранными признаками;
2.
сравнивать объекты;
3.
систематизировать и обобщать информацию;
4.
определять проблему и способы её решения;
5.
владеть навыками анализа;
6.
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
7.
уметь самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач,
применять различные методы познания для изучения окружающего мира.
Познавательные учебно-информационные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1.
искать необходимые источники информации;
2.
самостоятельно и ответственно осуществлять информационную деятельность, в том
числе, ориентироваться в различных источниках информации;
3.
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
4.
иметь сформированные навыки работы с различными текстами;
5.
использовать различные виды моделирования, создания собственной информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1.
выступать перед аудиторией;
2.
вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек
зрения;
3.
продуктивно общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной
деятельности;
4.
учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих
способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов
совместной деятельности);
5.
эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих результатов:
1.
углубление содержания раздела генетики в рамках предмета «Общая биология»;
2.
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
генетики;
3.
устанавливать связь между развитием генетики и социально-этическими
проблемами человечества; анализировать и использовать генетическую информацию;
4.
пользоваться генетической терминологией и символикой;
5.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе изучения проблем современной генетики; решения генетических задач;
6.
знание основных терминов и понятий:
- законы Менделя, действующие в генетике;
- взаимодействие аллельных генов;
- независимое наследование;
- сцепленное наследование;
- признаки, локализующиеся в мужских и женских хромосомах;
- действие летальных генов.
7.
уметь:
- оформлять и решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер
наследования того или иного признака в ряду поколений;
- применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
1
Клетка – основная единица биологической активности.
Основные компоненты эукариотической клетки.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз и его сущность.
Строение и типы метафазных хромосом человека
Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека.
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК.
Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Особенности
строения и полиморфизм ДНК.
Генетический код и его свойства. Генная инженерия и
биотехнология.
Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной
генетике.
Открытие Г. Менделем законов независимого наследования.
Аллельные и неаллельные гены. Доминантные и рецессивные
признаки.
Законы Менделя.
Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия,
плейотропизм. Множественные аллели.
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепленные
гены. Кроссинговер.
Практическая работа № 2. Решение задач на I, II, III законы
Менделя.
Практическая работа № 3-4. Решение задач на взаимодействие
генов.
Практическая работа № 5. Решение задач на наследование групп
крови.
Практическая работа № 6. Решение задач на сцепленное
наследование.
Генеалогический, близнецовый и цитогенетический методы
антропогенетики.
Родословная. Пробанд. Метод анализа родословных в
генетических исследованиях человека.
Практическая работа № 7. Решение задач на составление
родословной.
Практическая работа № 8. Составление и анализ
генеалогического древа
Мутации. Мутационная теория Ги де Фриза.
Классификация мутаций
Мутагенез. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от
действия мутагенов.
Методы генетики человека. Близнецовый метод. Монозиготные
и дизиготные близнецы.
Геном. Структура генома человека
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14,
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
Моногенные заболевания с аутосомно-доминантным типом
наследования
Хромосомные наследственные заболевания
Геномные наследственные заболевания
Болезни с наследственной предрасположенностью
Кровнородственные браки и наследственные болезни.
Практическая работа № 9. Решение задач по теме
«Наследственные болезни».
Истоки и перспективы международной программы “Геном
человека”
1
1
1
1
1
2
1