Пояснительная записка
«Первый этап обучения в школе должен через искусство заложить основы
художественного, эстетического восприятия явлений окружающей жизни»
Б. Неменский
Первостепенная задача педагога на уроках изобразительной грамоты –
раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в
каждом ребенке с рождения, привить каждому ребенку понимание того, что
труд художника- это умственный труд. Каждая работа маленького
художника – это его рассуждения по поводу тех или иных сторон
окружающего мира, людей и предметов, окружающих его. Ведь художникэто не только профессия. Это образ жизни. Это - особый тип мышления,
особое восприятие окружающего мира.
Необходимо уделять больше внимания комплексному развитию чуткого
восприятия формы объекта, повышать сенсорную чувствительность,
развивать мелкую моторику ребенка.
Используя в работе разнообразные материалы и техники, новаторские и
нетрадиционные методики нужно повышать опыт работы и уровень
подготовки учащихся.
Необходимо активно участвовать в конкурсной и выставочной
деятельности.
Урок по предмету изобразительная грамота проводится в форме
группового занятия педагога и учеников (два урока подряд, каждый по 40
минут). Парный урок проводится два раза в неделю. Задания постепенно
усложняются с учетом постепенного взросления учеников и усвоения ими
пройденного материала.
Оценка на уроке ставится. Форма отчета- четвертной просмотр,
выставки и конкурсы.
Цели и задачи учебного процесса
Главная цель - воспитать любовь к искусству, привить ребенку хороший
художественный вкус.
Задачи образовательного процесса:
- освоить различные техники и приемы
- через использование метода привлечения личного визуального,
эмоционального, бытового опыта использовать возрастную особенность
ребенка удивляться, радоваться, сопереживать, любоваться.
- раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в
каждом ребенке с рождения.
- изучить выразительные возможности тона.
- овладеть навыками умения отражать жизненные впечатления.
- знакомство с законами композиции, законами контрастов, законами
подчинения всех средств композиции единому замыслу.
- изучение правил композиции (передача ритма, выделение композиционного
центра, симметрия и асимметрия, расположение главного на втором
пространственном плане.)
- знакомство со средствами композиции (линия, штрих, пятно), с приемами
композиции (горизонтали и вертикали, диагональные направления.)
Основные особенности учебного процесса
Обучение изобразительной грамоте- довольно долгий и сложный
процесс, требующий постоянной практики и довольно серьезных усилий.
Результаты этого процесса проявляются не сразу. Багаж знаний и умений
необходимо накопить.
На уроках необходимо дать возможность ребенку накопить
профессиональные знания и навыки, сформировать образно- ассоциативное
творческое мышление. Один из главнейших навыков - навык осмысления
собственных эмоций. Формирование у ученика «умных» эмоций – цель
художественного образования.
Практическое обучение начинается не с того, что «нужно» выразить
художественный замысел. Оно начинается с изучения средств, способов
выполнения, возведенных в ранг «правил». А навыки можно набирать всю
жизнь. На уроках ставить акцент на творчество, на развитие эмоционального
восприятия окружающего мира. Когда ребенок, привыкнув выплескивать
свои эмоции при помощи изобразительных средств, сам почувствует
необходимость в ремесле. Сохранять у ребенка заинтересованность в
процессе обучения. Так складывается основа характера художника.
Выстраивать систему диалога педагога и ученика. Систему, подводящую
учеников к осознанию самых разных художественных образов, использовать
«метод широких ассоциаций», возможность «творческой интерпретации
содержания. Одна из самых важных задач, которые мы решаем на уроках –
это изложение мысли и настроения при помощи изобразительных средств.
Для ее решения привлекать различные виды искусства (литературу, музыку,
интернет ресурсы, методический материал). Очень много зависит от того,
насколько рано у ребенка произойдут встречи со звуками музыки, с первой
книгой, с первой картиной. Необходимо использовать различные виды
искусства в комплексе.
Учебно- тематический план.
1класс
Задачи:
- знакомство с различными техниками и приемами
- компоновка в листе
- изучить выразительные способности тона, смешение оттенков
- овладеть навыками умения отражать жизненные впечатления
- овладеть приёмами графики
2 класс
Задачи:
- развитие умения анализировать и передавать основные отношения
пропорций (высота, ширина, длина), величины изображаемых объектов.
- дальнейшее развитие умения правильно компоновать изображения
отдельных объектов в тематических композициях.
- рисование с натуры и по памяти отдельных объектов в цвете и тоне.
- делать наброски и зарисовки с натуры. Разбирать их в тоне.
- делать упражнения от руки (без использования линейки) горизонтальных,
вертикальных, наклонных, круговых линий.
3 класс
Задачи:
- закрепление навыков компоновки в листе
- построение предметов
- влияние окружающей среды на предмет
- передача светотеневого объема
- понятие «плановость»
- выявление главного в композиции
- понятие «световые акценты»
- понятие «контраст»
4 класс
Задачи:
- подведение итогов предыдущих классов. Суммирование полученных
знаний.
- дальнейшее развитие умения анализировать и передавать в рисунках
конструктивно-геометрическое строение предметов, их объем, распределение
светотени на их поверхности.
- закрепление способности поэтапно вести работу. От эскиза к работе на
формате листа.
- продолжить формирование умения рисовать с натуры животных, фигуру
человека.
- овладение основами живописи. Передача колорита. Связь предметов в
натюрморте с воздушной средой, работа в различных техниках живописи.
- знакомство с новыми мотериалами (сухая пастель, чернила, акварель,
мастихин)
К концу обучения в начальной школе ребенок должен уметь:
Работа с различными художественными материалами: гуашь, пастель
(сухая и масляная), уголь, карандаш, кисть, мастихин и др.
Работа с цветом, тоном, линией, пространством, формой при создании
графических и живописных работ.
Использовать при выполнении учебных и творческих работ на
доступном для детей младшего школьного уровня:
Основы цветоведения (три основных цвета, черный и белый, их
замесы, теплые и холодные цвета, цветовой контраст и нюанс).
Основы изображения лица и фигуры человека (пропорций), передача
движения
Ритм, силуэт, цвет, композиция как основные средства художественной
выразительности образа. Передача сюжета в композиции и смысловую
связь между объектами.
1 класс
Задачи:
- знакомство с различными техниками и приемами
- компоновка в листе
- изучить выразительные способности линии, пятна, тона
- овладеть навыками умения отражать жизненные впечатления
1 ЧЕТВЕРТЬ
№
урока
1-4
5-9
Тема урока
Натюрморт (ваза с цветами
и муляжом фрукта)
Осенний пейзаж.
10-11
4. Графическое упражнение
«Линии».
12-16
Животные(дикие) с
детёнышами
Цели и задачи
Компоновка предметов в листе. Понятие
«равновесие» в листе. Попытка передать
объем предметов. Изучение техники,
особенностей гуаши. Понятие «основные и
дополнительные цвета».
Работа в теплой цветовой гамме. Понятие
«оттенок». Разбить пейзаж на три плана:
передний, средний, дальний.
Знакомство с техникой «Графика».
Изучение и освоение выразительных
средств: линия, пятно, точка. Ввод
декоративного орнамента. Понятие «живая
линия».
Выбрать животное. Изучить строение и
форму тела животного, пропорции и
повадки. Работа с пропорциями (большое и
маленькое)
Формат,
материал
А-2
гуашь
Количество
часов
8
А-2
гуашь
10
А-4
фломастер
ручка,
линеры
маркер
А-2
Масляная
пастель
Или
фломастер
ы
4
Итого:
10
32 часа
2 ЧЕТВЕРТЬ
№
урока
Тема урока
1-5
Моя семья.
6-10
Птица.
11-16
Натюрморт в холодной
Цели и задачи
Пропорции фигуры человека. Одежда,
причёска.
Пропорции строения фигуры, характерные
особенности. Текстура оперения,
прорисовка среды обитания, применение
простых фактур (точка, линия, пятно).
Компоновка в листе. Работа в холодном
Формат,
материал
Количество
часов
А-2
гуашь
А-2
Линеры
фломастер
ы
А-2
10
10
8
гамме. Бытовой предмет и
фрукт
колорите. Поиск оттенков. Влияние
окружающей среды на предмет. Четкое
понимание свет-тень.
Итого:
гуашь
Цели и задачи
Формат,
материал
28 часов
3 ЧЕТВЕРТЬ
№
урока
Тема урока
1-5
Новогодний символ
6-10
Зимний
дворец.
11-16
Морские обитатели.
17-22
Домашние животные.
пейзаж.
Ледяной
Количество
часов
Изображение животного-символа года. А-2
10
Пропорции, характерные особенности.
Материал
по выбору
Смешение холодных оттенков. Фантазия А-2
10
при изображении строения, архитектурные гуашь
детали. Плановость.
Работа с пропорциями. Выделение главного А-2
12
и второстепенного. Работа с графическими Фломастер
материалами. Линия, пятно, фактура. ы
Передача фактуры чешуи.
линеры
Передача фактуры шерсти при помощи А-2
10
графических
приёмов.
Расстановка Лист для
акцентов белым цветом.
пастели
Чёрный
маркер и
линер
Белая
гуашь
Итого: 40 часа
4 ЧЕТВЕРТЬ
№
урока
1-6
Тема урока
Натюрморт с игрушками.
Мир насекомых
Цели и задачи
Компоновка в листе. Построение. Разбор в
тоне. Влияние окружающей среды на
предмет. Цвет и свет в живописи.
Формат,
материал
А-2
Количество
часов
10
Материал
на выбор
Изучение строения насекомого. Работа А-3
12
линией, точкой, пятном. Использование фломастер
декоративного орнамента.
ручка,
линер.
Зарисовка
комнатного Изучение растительной формы. Подготовка А-2
6
цветка в горшке.
к пленэру.
Тонирован
ный лист,
масляная
пастель
Всего: 28 часов
Итого: 132 часов
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником; механизм следует развивать
с малых лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли
верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли…»
Во втором классе необходимо продолжить знакомство с особенностями изобразительных
материалов, техникой работы ими.
Развивать умение анализировать и передавать основные отношения пропорций (высота,
ширина, длина), величины изображаемых объектов.
Дальнейшее развитие умения правильно компоновать изображения отдельных объектов
и изображения объектов в тематических композициях.
Рисование с натуры и по памяти отдельных объектов (в цвете и тоне).
Рисунки, наброски и зарисовки (в цвете и тоне) с натуры, по памяти и по
представлению природы (в разное время года) и животных.
Упражнения в выполнении от руки (без использования линейки) горизонтальных,
вертикальных, наклонных, круговых линий.
2 класс
1 четверть
№
Тема урока
1-6
Натюрморт в тёплой
цветовой гамме
(с цветами и фруктами)
711
Осенний пейзаж с малой
формой архитектуры.
1216
Портрет мамы.
Профессия мамы.
Цели и задачи
Последовательное ведение
натюрморта. Навыки работы с
цветом и тоном живописным
материалом. Умение различать цвета
на предметах разной формы и
фактуры, объединённых тёплой
гамммой.Развитие восприятия в
цвете множества оттенков.
Продолжить знакомить детей с
творчеством художниковпейзажистов.
Учить детей использовать весь
формат листа для работы над
композицией.
Передача состояния осенней
природы средствами живописи.
Воспитывать аккуратность, умение
видеть красоту в окружающем нас
мире.
Правильное расположение частей
лица и пропорции. Характерные
особенности: длина и форма носа,
высота лба, разрез глаз. Оттенки и
цвета при написании кожи.
Формат,
материалы
А-2
гуашь
Кол-во
часов
10
10
Бумага
А2, масляная
пастель
8
Всего:
28
2 четверть
№
1-3
Тема урока
Зарисовки с фигуры
Цели и задачи
Пропорции фигуры человека
Формат,
материалы
Бумага
Колво
часов
6
человека.
4-9
10-16
Тема: Цирк. Артисты
цирка,
дрессированные
животные.
Зимние забавы.
Выбор сюжета
Компоновка на листе фигур людей и
животных, передача плановости
Выделение главного в композиции.
Передача эмоций при помощи цвета и
контрастов.
Выбор сюжета
Компоновка на листе фигур людей,
передача плановости
Выделение главного в композиции.
Передача эмоций при помощи цвета и
контрастов.
А-3
карандаш
Бумага
А2,
Материалы по
выбору
12
Бумага
А2,
гуашь
14
Всего:
32
3 четверть
№
Тема урока
Декоративный натюрморт.
1-6
7-8
9-15
16-22
Эскизы на тему: Космос
или роботы.
Космос или железные
механизмы-роботы.
Динозавры. Эра вымерших
животных.
Цели и задачи
Формат,
материалы
Кол-во
часов
Выявление декоративных свойств
предметов.
Стилизация предметов, их формы,
цвета, тона. Упрощение или
усложнение формы. Отказаться от
передачи объёма. Применение
фактур.
Придумать сюжет, перенести на лист
бумаги.
Умение выполнять рисунок на
заданную тему.
Просмотр материала. Грамотное
построение композиции с
выделением центра.
Активизировать познавательный
интерес к космосу.
Развитие творческого воображения.
Создать выразительные образы с
помощью разнообразных
изобразительных
средств.Познакомить детей с
внешним видом и условиями жизни
доисторических животных.
Бумага для
пастели
А-2
Линеры,
фломастеры
14
А-4
карандаш
А-2
Бумага для
пастели
Линеры,
фломастеры
4
16
А-2
Смешанная
техника
10
Всего:
44
4 четверть
№
Тема урока
1-6
Натюрморт в холодной
гамме
7-12
Животные севера.
13-14
Этюд в холодной гамме с
чучела совы, утки.
Цели и задачи
Формат,
материалы
Кол-во
часов
Грамотно закомпоновать натюрморт
в листе. Определить пропорции
предметов, установить их на
плоскость. Смешение сложных
холодных оттенков. Выделить свет и
тень на предметах.
Познакомить с особенностями
арктического холодного климата.
Северным сиянием, ледяным
покровом земли, айсбергами.
Расширять знания о животных севера
(характерном внешнем виде,
повадках, питании, детёнышей).
Учить подбирать холодную гамму
красок. Развивать умение передавать
в рисунке несложный сюжет. Рисунок
с элементами пейзажа.
А-2
Бумага для
пастели
Масляная
пастель
12
Подготовка к пленэрной практике.
А-3
гуашь
4
Всего:
28
Итого:
136
12
А-2
Матерьял
по выбору
Первостепенная задача на уроках изобразительной грамоты - привить каждому ребенку
понимание того, что труд художника - это умственный труд. Каждая работа маленького
художника – это его рассуждения по поводу тех или иных сторон окружающего мира, людей и
предметов окружающих его. Ведь художник- это не только профессия. Это образ жизни. Это особый тип мышления, особое восприятие окружающего мира. Необходимо использовать метод
привлечения личного визуального, эмоционального, бытового опыта. Происходит развитие
наблюдательности. Ребенок показывает свое отношение к жизни (к природе, человеку, животным,
обществу). Вводятся новые определения: цветовые и световые акценты, фактура, стилизация,
ритм.
3 класс
Задачи:
- закрепление навыков компоновки в листе
- построение предметов
- влияние окружающей среды на предмет
- передача светотеневого объема
- понятие «плановость»
- выявление главного в композиции
- понятие «световые акценты»
- понятие «контраст»
3 класс.
1 ЧЕТВЕРТЬ
«№урок
а
Тема урока
1-5
Натюрморт в контрастных
цветах.
6-9
Портрет одноклассника.
10-16
Как я провёл летние
каникулы.
Цели и задачи
Выявить цветовые отношения,
найти правильные цветовые
характеристики предметов в
световых частях и тенях.
Установить гармоничную связь
между контрастными
предметами, изучить
рефлексную связь между ними.
Изучение основных пропорций
головы человека. Передача
сходства с портретируемым.
Передать настроение летнего
дня через цвет и свет.
Изобразить характерные летние
детали (солнце, море, лес,
пляж). Показать движение и
эмоции персонажей. Передать
текстуру различных материалов
(песок, вода, листва).
Отразить конкретное событие из
каникул.
Формат,
материал
А-2
гуашь
Количес
тво
часов
10
А-2
Бумага для
пастели
Масляная
пастель
А-2
гуашь
8
Всего:
32
14
2 ЧЕТВЕРТЬ
№урок
а
Тема урока
1-5
Натюрморт с крупным
бытовым предметами и
фруктами.
6-10
Городской пейзаж с
включением городского
транспорта.
11-16
Человек и животное.
Цели и задачи
Формат,
материал
Выполнение в три цвета и к ним
плюсом белый и чёрный цвет.
Сдержанная цветовая гамма.
Умение смешать множество оттенков в
ограниченном количестве красок.
Передача атмосферы города,
изображение динамики движения
транспорта, разнообразие.
Плановость.
Закомпоновать фигуру животного и
человека в листе. Продумать сюжет.
(Движение, наклон, поворот).
Воспитывать любовь к животным.
А-2
Бумага
гуашь
Количеств
о
часов
10
А-2
Материал
по выбору
10
А-2
Материал
по выбору
12
Сдержанная цветовая гамма.
Всего:
32
3 четверть
№урока
Тема урока
1-8
Декоративный натюрморт
с драпировками с
орнаментами.
9-15
Иллюстрация к сказке.
Цели и задачи
Плоскостное изображение предметов.
Выявление декоративных свойств
предметов.
Стилизация предметов, их формы,
цвета, тона. Упрощение или
усложнение формы. Отказаться от
передачи объёма. Применение фактур.
Выбор сюжета. Эпизода.
Продумывание композиции.
Расположить главных героев
.Узнаваемость. Характер героев и их
окружения. Передача эмоций в
движениях и цвете.
Формат,
Количество
материал
часов
А-2
16
Гуашь
фломастеры,
линеры
смешанная
техника
А-2
Гуашь
Или
фломастеры,
линеры
15-22
Всего:
16
12
44
4 четверть
№ур
ока
Тема урока
Цели и задачи
Формат,
материал
Количеств
о
часов
Всего:
Итого:
28
136
4 класс
4 класс
Задачи:
- подведение итогов предыдущих классов. Суммирование полученных знаний .
- дальнейшее развитие умения анализировать и передавать в рисунках конструктивногеометрическое строение предметов, их объем, распределение светотени на их поверхности.
- закрепление способности поэтапно вести работу. От эскиза- нашлепка до этюда в живописи, от
наброска- идеи до тонального рисунка.
- продолжить формирование умения рисовать с натуры животных, фигуру человека.
- овладение основами живописи. Передача колорита. Связь предметов в натюрморте с воздушной
средой, работа в различных техниках живописи.
1 четверть
№
Тема урока
1-6
Натюрморт с крупным
бытовым предметом и
сухими цветами.
7-12
Пейзаж на состояние
природы (рассвет, закат,
туман, снегопад)
13-16
Пушистый зверь.
Цели и задачи
Знакомство с новым графическим
материалом.
Изучение свойств сухой пастели.
Плановость в натюрморте.
Подбор цветовой гаммы.
Рисование методом «сухая кисть».
Изобразить текстуру шерсти при
помощи штрихов сухой кисти.
Формат,
материалы
Колво
часов
А-2
Бумага для
пастели
Сухая
пастель
А-2
Бумага для
пастели
Сухая
пастель
12
12
А-2
Бумага для
пастели
Жёсткая
кисть
Белая и
чёрная
гуашь
Всего:
8
32
2 четверть
№
Тема урока
Натюрморт с крупными
предметами. Букет цветов.
Цели и задачи
Изучение новой техники рисования.
Создание выразительных текстур,
передача объёмов и цвета. Создавать
рельефные мазки. Смешение оттенков
непосредственно на листе.
Формат,
Кол-во
материалы часов
12
А-2
Бумага
Гуашь
мастихин
Зарисовка портрета.
Личность на выбор.
Знаменитые люди России.
Сюжетная композиция.
Пропорции лица человека.
Характерные особенности.
А-3
карандаш
8
Организация пространства, выделение
композиционного центра, сюжетная
завязка. Узнаваемость личности.
А-2
Бумага
Материал
на выбор
12
Всего:
32
3 четверть
№
Тема урока
Цели и задачи
1-8
Декоративная композиция.
Сюжет из жизни.
Плоскостное изображение. Тоновой
разбор. Применение фактур. Линия,
пятно.
9-16
Праздничные гуляния
(пасха, колядки,
масленица)
Многофигурная
композиция.
17-22
Профессии все важны и
хороши.
Создание сюжетной композиции с
изображением участников
праздника.Передача атмосферы
праздника средствами
художественной выразительности:
яркими красками, нарядными
людьми.
Передавать в рисунке представление
о труде взрослого. Изображение
фигур людей в характерной
профессиональной одежде, в
трудовой обстановке с
необходимыми атрибутами.Развивать
композиционные умения
Формат,
материалы
Кол-во
часов
А-2
Бумага
Гуашь(три
цвета, два
из которых
белый и
чёрный)
А-2
Бумага
Материал
по выбору
16
А-2
Бумага
Гуашь
12
Всего:
44
16
4 четверть
№
1-5
Тема урока
Пейзаж со старым домом.
Достопримечательность
города.
Цели и задачи
Нетрадиционные графические
материалы. Приёмы .
Формат,
материалы
Кол-во
часов
А-2
10
Графические
материалы,
чернила,
6-7
8-14
Зарисовки с фигуры
человека.
Я и мои друзья (на
спортплощадке, в школе,
велосипед, скейт, скакалка,
батут)
кофе.
Пропорции фигуры человека.
А-3
карандаш
Изображение людей в движении.
А-2
Передача плановости в композиции. Акварель,
чернила,
тушь
Всего:
За год:
4
14
28
136
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методическое обеспечение образовательной программы
Возможные формы занятий: традиционные групповые занятия, конкурсы, выставки,
просмотры.
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса
Методы организации занятия:
- словесный (устное объяснение темы урока).
- наглядный (наглядно продемонстрировать те приемы, которые необходимо освоить
ученикам, используя доску или отдельную работу).
- практический (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно- иллюстративный
- репродуктивный
- поисковый
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальный
Приемы, используемые педагогом:
- диалог, устное изложение, анализ поставленной задачи
Дидактический материал:
Методическая литература, слушание музыки, чтение художественной литературы,
словари, каталоги, иллюстрации, рисунки.
Психолого- педагогическое сопровождение образовательной программы: дневник,
индивидуальные планы, ведомость успеваемости.
Материально- технические условия
для реализации предмета Изобразительная грамота
Реализация программы учебного процесса предмета изограмота обеспечивается
учебными аудиториями для групповых занятий, оснащенными натурными столиками,
мольбертами, планшетами, осветительными приборами, натурным фондом.
Созданы условия для содержания натурного фонда, методической литературы.
Организация учебного пространства способствует благоприятной психологической
обстановке.
Материально- техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда.
Кадры.
Для преподавания предмета изобразительная грамота педагог должен обладать
соответствующими профессиональными навыками и иметь определенный уровень
квалификации. Все преподаватели регулярно подтверждают свою квалификацию (первая
или высшая категория). Учебное заведение периодически организует курсы повышения
квалификации, благодаря которым педагоги расширяют спектр профессиональных
умений и навыков, необходимых для успешной образовательной деятельности.
Оценочные материалы.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую
аттестацию. Формами текущего и промежуточного контроля являются: просмотр работ в
конце каждой четверти, конкурсная и выставочная деятельность.
При оценивании учащихся следует учитывать:
Формирование интереса к изобразительному искусству
Развитие художественного мышления
Овладение практическими навыками
Степень продвижения учащегося, его личные достижения.
V. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ИЗОГРАМОТА»
Оценка качества реализации программы «Изограмота» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
5.1. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявления
отношения к предмету. На ответственную организацию домашних занятий. Имеет
воспитательные цели. Может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в школьную
документацию (классный журнал). В них учитывается:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности , как на уроке, так и во время
домашней работы;
темпы продвижения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании результатов
текущего контроля выводятся четвертные и полугодовые оценки.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться:
контрольные работы,
практическая работа,
устные опросы (как индивидуальные, так и фронтальные),
письменные работы,
тестирование,
доклады,
викторины,
самостоятельная работа,
просмотры академических и творческих работ учащихся).
5.2. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по программе «Изограмота». Содержание промежуточной аттестации
и условия ее проведения разрабатываются Школой самостоятельно на основании
ФГТ. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании четверти, полугодий в соответствии с графиком
образовательного процесса, обеспечивает управление учебной деятельностью
обучающегося, его корректировку и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном
этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
контрольных уроков;
зачетов;
экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ,
устных опросов, просмотров творческих работ, выставок, викторин и устных
опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих четвертных (полугодовых) учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся
за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
Школы
5.3. Итоговая аттестация учащихся по программе «Изограмота» представляет собой
форму контроля (оценки) освоения учащимися 4класса программы по предмету.
К итоговой аттестации допускаются выпускники 4 класса, освоившие программу
«Изограмота» в полном объеме, прошедшие промежуточную аттестацию по
предмету в соответствии с учебным планом.
По завершении изучения учебного предмета и результатам
итоговой аттестации
учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
обучения по дополнительной общеразвивающей образовательной программе
«Изограмота».
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
5.4.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно. Фонды оценочных средств, включая типовые задания, контрольные
работы, тесты и методы контроля, позволяют оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Изограмота» и ее
учебному плану. Фонды оценочных средства призваны обеспечить оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области изобразительного искусства.
5.5. Порядок выставления оценок.
Текущая оценка выставляется в классный журнал.
По итогам промежуточной аттестации выставляются четвертные, полугодовые и
годовые отметки.
Четвертные, полугодовые и годовые отметки заносятся в общешкольную ведомость
по классам.
Оценка, полученная на экзамене (в том числе и неудовлетворительная), заносится в
экзаменационную ведомость. По завершении всех экзаменов допускается пересдача
экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Условия повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте
Школы.
5.6. В Школе разработаны критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации в
соответствии с настоящими ФГТ. Критерии оценок отражаются в учебной
программе учебного предмета.
Критерии оценки качества подготовки обучающихся позволяют:
определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при
выполнении практических работ;
оценить обоснованность изложения ответа;
оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков, в том числе
исполнительских в процессе освоения (по окончанию освоения) программы
«Изограмота».
Отметка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного
материала. Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не
допустив ошибок. За умение самостоятельно разъяснять изучаемые
положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за
убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.
Отметка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение
программного материала. При этом допускаются неточности и
незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что ученик знает
основные положения учебного материала, но не умеет их разъяснить,
реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании
знаний, форме построения ответа.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение
материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ
показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет
основные положения, допускает существенные ошибки, которые искажают
смысл изученного. Ученик передает информацию, которая логически не
обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений,
доводов,
«н/а» (не аттестован) –
работы не представлены по уважительным причинам.
Порядок выставления оценок
- Каждая практическая работа по изобразительному искусству должна быть оценена по
пятибалльной системе.
- Текущая отметка
выставляется в классный журнал.
- По итогам
промежуточной аттестации выставляются годовые отметки.
– Четвертные и годовые отметки заносятся в табеля учащихся.
Четвертные и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам. - Контрольные
мероприятия по оценке знаний и умений учащихся в школе проводятся в соответствии с
учебным планом и программами.
Список методической литературы:
1. Протте М.К., Капальдо А. «Творчество и выражение».
М.; Советский художник, 1981г.
2. Ростовцев Н.Н. « Очерки по истории методов преподавания рисунка»
М., Изобразительное искусство, 1983г.
3. Неменский Б.М. «Мудрость красоты»
М., Просвещение, 1987г.
4. Чегодаева М.А. «Китч. Китч. Китч.»
М., Знание, 1990г.
5. Даниэль С.М. «Искусство видеть»
Ленинградское отделение, Искусство, 1990г.
6. Использование различных видов искусства для развития творческой
Активности учащихся художественного отделения ДШИ. Методика.,
М., 1991г.
7. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
М., 1991г.
8. Мелик- Пашаев А.А. «Способность младших школьников к
эстетическому сообщению»
М., 1989г.
9. Волков И.П. «Учим творчеству»
М., 1988г.
10. Астахов А.И. «Воспитание творчеством»
М., 1986г.