Лепка (1-4 кл.) 2025-2026 уч.год

№

Содержание

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик образования

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Учебный план 1-й год обучения. Содержание учебного плана.
Планируемые результаты

8

1.3

Учебный план 2-й год обучения. Содержание учебного плана.
Планируемые результаты

10

1.4

Учебный план 3-й год обучения. Содержание учебного плана.
Планируемые результаты

12

1.5

Учебный план 4-й год обучения. Содержание учебного плана.
Планируемые результаты

14

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Кадровое обеспечение

15

2.2

Методическое обеспечение образовательной программы

15

2.3

Список рекомендуемой литературы

15

2.4

Список литературы для обучающихся

16

2.5

Сведения о разработчиках

17

2.6

Аннотация

18

Приложение 1. Календарный учебный график на 2020-2021 уч.
год

19

Приложение 2. Методика разработки индивидуального
образовательного маршрута для детей особых категорий.

29

2
2

1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
В современном мире успешный человек должен быть всесторонне развит.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка» через
знакомство и приобщение детей к прикладному искусству оказывает влияние на
формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего
совершенствования творческих способностей обучающихся. Занятия по программе дают
возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные
знания и умения в реальной жизни.
В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления,
личностные качества, поэтому важно знакомить обучающихся с интересным миром
декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности,
способствующей духовному развитию.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных
задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением. Также, лепка, как одно из старинных ремесел, направлена на
сохранение традиционной культуры.
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Лепка» реализуется естественная потребность личности ребёнка в
самовыражении через объёмно-пространственное творчество в художественной керамике.
В основу обучения взят материал керамика в силу своей универсальности, как лучший
из пластических материалов, созданный природой.
Направленность программы – художественная.
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. №
09-3242;
 Устав ОО.
 Положение о дополнительном образовании, утвержденное приказом директора
МАОУ Гимназии № 8 от 14.12.2018 № 230-У.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность
Актуальность введения данной программы становится потребностью, продиктованной
временем. Программа наиболее актуальна на сегодняшний момент, поскольку позволяет
3
3

систематизировать основные методики обучения лепке в духе тенденций современного
изобразительного искусства. Данная программа опирается на многолетний опыт обучения
лепке и является синтезом различных методик, существующих в современной системе
педагогики.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для обучающихся
отделения изобразительного искусства гимназии. В программе учитывается: возрастные
особенности детей.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка»
разработана для обучающихся блока искусств гимназии с учетом пройденного материала по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Изограмота»,
«Рисунок».
Данная программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую
индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Занятие по программе в
основном практические. Небольшая вводная беседа, проводимая в классе, предваряющая
выполнение каждого задания, в ходе которых педагог разъясняет обучающимся содержание
задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом
иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т.д..
Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические
показы или выставки репродукций в мастерской. Особенностью данной программы является
обучение использования традиционных приёмов работы с глиной, это активизирует
индивидуальную творческую деятельность обучающихся. В процесс обучения необходимо
уделять постоянное внимание межпредметным связям. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Лепка» составлена в соответствии с возрастными
возможностями и учетом уровня развития детей.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка»
построена по принципу возрастания сложности поставленных задач в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся. В первый год обучения обучающиеся знакомятся
с керамикой и особенностями её композиции, со свойствами глины, пластилина, бумаги и
другими материалами, с круглой скульптурой и рельефом, способами декорирования. Они
учатся грамотно и последовательно вести работу, выбирать пластический язык при создании
образов. Во второй год обучения продолжается развитие навыков в работе с натурой.
Обучающиеся совершенствуют навыки в работе с рельефом. Вводится понятие - стилизация.
Обучающиеся приобретают навыки в создании декоративного сосуда по законам композиции:
ритм и симметрия, контрасты, композиционный центр, пропорциональность, равновесие. В
третий год обучения обучающиеся учатся обещать сложные по форме предметы до знакомых
простых геометрических форм. Изучают компоновку натюрморта и тематической композиции
на плоскости, применяя полученные знания. В четвертый год обучения обучающиеся учатся
самостоятельно выбирать композиционные средства в лепке и в технике декорирования. При
создании работы учатся свободно использовать знания о пластическом языке и стилизации.
Закрепляют навыки в изготовлении декоративных изделий из различных материалов.
Адресат программы: программа разработана для обучающихся в гимназии в возрасте
6,5-10 лет.
Цель:
Воспитать любовь к изобразительному искусству, дать начальное творческое
образование, привить хороший художественный вкус.
4
4

Задачи:
Обучающие:
 изучение технологических особенностей шамотной массы;
 свободное использование знаний о пластическом языке стилизации;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков в работе над скульптурой.
Развивающие:
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности
Воспитательные:
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
 выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
Срок и объем реализации
Программа рассчитана на 34 учебные недели в год из расчета 2 часа занятий в неделю.
Объем учебного времени, отводимого на занятия лепкой, составляет 68 часов в год для
обучающихся 1-4 года обучения. Объем программы за весь период обучения составляет 272
часа.
Условия реализации программы
Программа включает теоретическую и практическую части, а также организационную
и воспитательную работу.
Теоретической частью занятий являются вводные беседы, на которых проходит
ознакомление ребят с основными понятиями и принципами художественной керамики,
скульптуры.
При освоении приёмов создания художественной керамики дети знакомятся с
произведениями скульптуры и народных промыслов, получая возможность применять
полученные знания на практике.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы от 7 до 15
человек.
Программа рассчитана на 34 часа учебные недели из расчета 2 часа занятий в неделю,
68 часов в год.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются
следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядный (показ,
наблюдение, демонстрация приемов работы); практический; эмоциональный (подбор
5
5

ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений). Предложенные методы работы
в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации программы.
 Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100% времени
реализации программы).
 Муфельная печь (1 единица на группу; 30% времени реализации программы).
 Натурный фонд (муляжи, предметы утвари) (1 единица на группу; 35% времени
реализации программы).
 Глина (5 ведер на группу; 75% времени реализации программы).
 Стека (3 штуки на группу; 45% времени реализации программы).
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны знать:
 особенности и свойства материалов- пластилин, глина
 приемы и способы соединения деталей в поделках,
 об использовании инструментов и приспособлений
 приемы использования подручных средств,
 правила выполнения сборных конструкций,
 о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
 о работе в коллективе, понятий о взаимовыручки и поддержки, знаний о способах
самоорганизации в групповой работе.
должны уметь:
 укреплять поделку с помощью каркасов разного типа,
 соединять детали различными способами,
 применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для
составных конструкций
 анализировать готовое изделие,
 творчески подходить к выполнению работы.
 творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не
копировать чужие изделия, избегать шаблонности мышления, применять полученные
сведения при изготовлении работ, не заложенных в программу обучения.
Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок

Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы "Лепка" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом. В нем
учитывается: отношение ребёнка к занятиям, его старание; качество выполнения заданий;
инициативность и проявление самостоятельности; темпы продвижения.
Педагогический мониторинг результатов освоения программы
Реализация образовательной программы предусматривает текущий контроль,
промежуточную аттестацию.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
6
6

контрольные задания, экзаменационные просмотры по результатам учебных
четвертей на протяжении всего курса обучения, творческие конкурсы и выставки
различных уровней, отчетная выставка один раз в пять лет.
При оценивании обучающихся следует учитывать:
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
-развитие творческого мышления;
-выполнение скульптурных и керамических заданий на высоком исполнительском
уровне, соответствующему возрасту ребенка;
-степень продвижения обучающегося, успешность личных творческих достижений.
Требования по годам обучения
Первый год обучения
66 часов

 умеют работать с различными материалами (глина, скульптурный
пластилин, цветной пластилин, керапласт и т.д;
 умеют находить основные и дополнительные части предмета и их
соотношение;
 создают образно-выразительный объект;
 умеют пользоваться инструментами.

Второй год обучения
68 часов


знакомы с понятием «плоская скульптура» и умеют создавать
плановость в рельефе;

умеют создать объект в несложном движении;

знакомы со стилизацией предмета и умеют стилизовать предметы
из нескольких частей;

умеют выполнять творческие задания самостоятельно.

Третий год обучения
68 часов


умеют создавать скульптурные композиции из трех и более
предметов;

стилизуют и придают выразительность образу, путем выделения
характерных черт объекта;

умеют разложить сложную форму на простые составляющие;

умеют работать по представлению.

Четвертый год обучения
68 часов


умеют определять характер формы предмета, его строение,
основные части и их соотношение;

умеют создавать выразительные образы;

умеют в самостоятельной работе свободно использовать
полученные навыки;

умеют работать с различными материалами и использовать
инструменты (стеки, ножи, фактуры)
7
7



умеют работать по представлению.
1.2 Учебно-тематический план 1 год обучения

№

Название раздела, темы

Количество часов
Практика
1

Теор
ия
1

3

1

3

Всег
о
Вводное занятие. Беседа о лепке, её 2
изобразительных возможностях
Лепка простых форм: овощи, 4
фрукты, ягоды
Лепка корзины для урожая
4

3

1

4

Лепка рельефа «Осень»

6

5

1

5

Лепка
животных
«Любимый зверь»

памяти 4

3

1

6

Лепка рельефа «Ёлка»

4

3

1

7

Колокольчик

4

3

1

8

«Сказочный герой»

4

3

1

9

5

1

7

1

11

Лепка жгутом на картоне «Нарядные 6
животные»
Декоративная
«Рыба»,«Птица», 8
«Зверь»(по выбору)
Сувенир для Мамы
4

3

1

12

Животные-герои сказок

6

5

1

13

Насекомый народец

4

3

1

14

«Весенние птицы»

6

5

1

ИТОГО

66

52

14

1
2

10

по

Форма аттестации, контроля

Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа

Содержание учебно – тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о лепке, её изобразительных возможностях.
Теория. Рассказ о скульптуре, её видах и роли в жизни человека, о лепке, материалах и их
возможностях. Знакомство с мастерской.
Практика. Лепка на свободную тему.
Рекомендованный материал: цветной пластилин
Тема 2. Лепка простых форм: овощи, фрукты, ягоды
Теория. Рассказ о лепке из цельного куска простых по форме предметов
Практика. Лепка из целого куска, анализ формы. Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 3. Лепка корзины для урожая.
Теория Знакомство с лепкой в технике «жгут».
Практика. Освоение приёма лепки в технике «жгут». Лепка корзины. Объём.
8
8

Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 4. Лепка рельефа «Осень»
Теория. Рассказ об изобразительных средствах, передающих настроение.
Практика. Лепка на дощечке осеннего дерева в технике рельефа.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 5. Лепка животных по памяти «Любимый зверь»
Теория. Рассказ о конструктивном способе лепки.
Практика. Знакомство с материалом глина, лепка животного конструктивным способом.
Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 6. Лепка рельефа «Ёлка»
Теория.Рассказ о лепке из пласта.
Практика. Лепка из пласта новогодней елки. Рельеф.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 7. Колокольчик
Теория. Рассказ о видах колокольчиков и их назначении.
Практика. Лепка колокольчика. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 8. «Сказочный герой»
Теория. Обсуждение значения сказок, характеров их героев (добрый, злой, хитрый и т.п.)
Практика. Знакомство с техникой работы с модулем. Развитие образного мышления. Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 9. Лепка жгутом на картоне «Нарядные животные»
Теория. Рассказ о разнообразии приемов лепки, их значении в передаче образа.
Практика. Лепка жгутом на картоне животного, передача характерных особенностей
(силуэт, фактурность, цвет). Рельеф.
Рекомендованный материал: цветной пластилин, картон.
Тема 10. Декоративная «Рыба», «Птица», «Зверь» (по выбору)
Теория. Обсуждение приёма лепки из пласта, формировании объёмов и декора на пласте.
Практика. Освоение приемов пластовой лепки и декорирования. Комбинирование объёма и
плоскости.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 11. Сувенир для Мамы
Теория. Беседа о декоративном и прикладном назначении изделий из керамики.
Практика. Лепка шкатулочки из глины. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 12. Животные-герои сказок
Теория. Беседа о животных, как персонажах народных сказок, символизирующих характеры
людей.
Практика. Лепка животных-персонажей сказок. Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
9
9

Тема 13 Насекомый народец
Теория. Беседа о многообразии форм и видов насекомых, об уникальности внешнего строения,
окрасок, образа жизни и характерологических особенностей (добрый, злой, вредный и т.п.)
Практика. Лепка насекомого комбинированным способом, с передачей характера и
декорированием различными приёмами по выбору (рельеф, прорисовка, оттиски штампиками,
использование дополнительных материалов (бусины, пуговицы и т.п.) Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 14 Весенние птицы
Теория. Беседа о роли птиц в природе, значении в жизни человека, о разнообразии их видов,
образа жизни и мест обитания.
Практика. Лепка птицы на основе базового модуля, способ лепки базового модуля по выбору
от замысла. Декорирование различными способами ( жгут, сграффито, фактурные оттиски и
т.п.)
Рельеф.
Рекомендованный материал: глина.

10
10

1.3. Учебно-тематический план 2 год обучения
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всег
о

1

Образы Лета.

8

Прак
тика
7

Теори
я

2

Домашнее животное

8

7

1

3

Зимние прогулки

6

5

1

4

Портрет друга

6

5

1

5

Свистулька

4

3

1

6

Мамина Колыбельная

8

7

1

7

Вазочка

8

7

1

8

Декоративный пласт

4

3

1

9

Изразец

8

7

1

10

Народная глиняная игрушка

8

7

1

ИТОГО

68

57

11

1

Формааттестации, контроля

Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа
Групповая/
Наблюдение,беседа,
практическая работа

Содержание учебно – тематического плана
Тема 1. Беседа о средствах и способах объемного изображения характера и эмоций.
Образы Лета.
Теория. Беседа о настроениях и эмоциях времён года, о способах их передачи в искусстве, и в
изобразительном, в частности.
Практика. Лепка на картоне Образа Лета, его эмоций. Рельеф.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин, картон.
Тема 2. Домашнее животное.
Теория. Обсуждение повадок, поведения и характеров домашних животных
Практика. Лепка животного по памяти конструктивным способом. Объём.
Рекомендованный материал: Скульптурный и цветной пластилин.
Тема 3. Зимние прогулки
Теория. Беседа о понятии пространства, его видах и назначении.
Практика. Лепка человека в пространстве. Освоение приемов рельефной лепки, соблюдение
несложной плановости. Рельеф.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 4. Портрет друга
Теория. Беседа о жанре портрета. Обсуждение понятий главное -второстепенное.
Практика. Выполнение объемной работы «Портрет друга» с использованием модуля. Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
11
11

Тема 5. Свистулька
Теория. Беседа об истории, разнообразии и назначении свистулек в народной культуре.
Практика. Лепка игрушки-свистульки и ее декорирование. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 6. Мамина Колыбельная
Теория. Передача характера в портрете., обсуждение приемов.
Практика. Лепка портрета на основе пустотелой базовой формы. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 7. Вазочка
Теория. Беседа о декоративном и утилитарном назначении предметов из керамики.
Практика. Лепка несложной по форме вазочки способом жгута. Декорирование простейшими
приёмами. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 8. Декоративный пласт
Теория. Беседа о понятии декоративности, о приёмах и способах декоративной лепки и
оформления поверхности.
Практика. Лепка пласта и декорирование его фактурами и цветом. Рельеф.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 9.Изразец.
Теория. Беседа об изразцовых плитках, их роли в декоративном искусстве, о сочетании в них
декоративности и функциональности. Рельеф.
Практика. Изготовление изразцовой плитки.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 10. Народная глиняная игрушка
Теория. Беседа об истории и разнообразии глиняных игрушек. Знакомство с основными
ремеслами и промыслами. Объём.
Практика. Лепка глиняной игрушки по мотивам выбранного промысла.
Рекомендованный материал: глина.

№

1.4. Учебно-тематический план 3 год обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, контроля
Всего

Практика

Теори
я

9

1

Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа

2

Вводное занятие. Беседа о средствах 10
и способах объемного изображения
фантазийного
портрета:Характер
Лета...
Натюрморт с натуры.
6

5

1

3

Лепка животного

8

7

1

4

Ваза

8

7

1

Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа
Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа
Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа

1

12
12

5

Бумагопластика.

14

13

1

6

Декоративные птицы

6

5

1

7

Портрет мамы.

8

7

1

8

Мир профессий.

8

7

1

ИТОГО

68

60

8

Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа
Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа
Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа
Групповая/
Наблюдение,
беседа, практическая работа

Содержание учебно – тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Беседа о средствах и способах объемного изображения
фантазийного портрета: Характер Лета...
Теория. Беседа об образном изображении, о переносе качеств для раскрытия смысла.
Практика. Лепка образного портрета с использованием модуля. Развитие образного
мышления.
Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 2. Лепка натюрморта с натуры. Рельеф.
Теория. Беседа о жанре натюрморта, поиск выразительности и эмоциональности изображения.
Практика. Лепка натюрморта в технике рельефа. Цельность и несложная плановость. Рельеф.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 3. Лепка животного пластическим способом из целого куска
Теория. Беседа о способах лепки. Объяснение принципов лепки способом вытягивания из
целого куска.
Практика. Освоение способа лепки пластическим способом. Выполнение задуманного образа
животного из целого куска глины. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 4. Ваза
Теория. Беседа о понятии стилизации в декоративном изображении
Практика. Лепка пустотелой формы, выдержанной в задуманном силуэте. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 5. Бумагопластика.
Теория. Беседа о материале бумага, ее качествах и пластических свойствах.
Практика. Выполнение простых геометрических модулей и построение из них задуманных
образов. Объём.
Рекомендованный материал: бумага.
Тема 6. Декоративные птицы
Теория. Беседа о разнообразии видов птиц, о приемах и способах их изображения. Значение
стилизации в передаче образа.
Практика. Лепка птицы на основе пустотелой формы. Применение принципов простейших
стилизаций. Декорирование различными способами по выбору от образа. Объём.
Рекомендованный материал: глина.

13
13

Тема 7. Портрет мамы.
Теория. Беседа о передаче в портрете внешних особенностей и психологических
характеристик.
Практика. Лепка портрета комбинированным способом. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 8. Мир профессий.
Теория. Беседа о профессиях, как важнейшем роде деятельности. Обсуждение разнообразия
видов животного мира. Животное по выбору. Объяснения о способе переноса качеств:
антропоморфизме. Для изучения основных формообразований и применения приема
олицетворения для примера берем жуков, как ярких представителей уникальномногообразного мира насекомых.
Практика. Выполнение сложной формы. Применение антропоморфных приёмов. Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.

1.5. Учебно-тематический план 4 год обучения
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Форма аттестации, контроля

Практика

Теори
я

9

1

2

Вводное занятие. Беседа о жанре 10
группового портрета. Дружба.
Рельеф. Натюрморт.
6

5

1

3

Конструктивное животное.

16

15

1

4

Тематическое блюдо.

10

9

1

5

Декоративный пласт

10

9

1

6

Декоративная композиция.

16

15

1

ИТОГО

68

62

6

1

Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа
Групповая/ Наблюдение, беседа,
практическая работа

Содержание учебно – тематического плана
Тема 1.Дружба.
Теория. Обсуждение понятия дружбы и ее значения во взаимоотношениях. Беседа о жанре
группового портрета, средствах, способах и приемах передачи замысла.
Практика. Лепка портрета с использованием модулей. Передача дружеских взаимоотношений.
Объём.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 2. Рельеф. Натюрморт.
Теория. Беседа о жанре натюрморт. Тематическая направленность. Обсуждение средств
выразительности для раскрытия замысла.
Практика. Лепка натюрморта. Рельеф.
Рекомендованный материал: скульптурный и цветной пластилин.
Тема 3. Конструктивное животное.
14
14

Теория. Беседа о конструировании, о понятии и значении модуля. Виды модулей.
Практика. Лепка конструктивных модулей и объединение их в единую конструкцию.
Передача характерных особенностей формы животного. Объём.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 4. Блюдо.
Теория. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Блюдо, как предмет искусства.
Виды композиции в заданном формате.
Практика. Лепка блюда и его оформление. Раскрытие темы пластическими и декоративными
способами и приемами.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 5. Декоративный пласт.
Теория. Беседа о декоративности, о разнообразии материалов и способов декорирования
поверхности.
Практика. Лепка пласта и его декорирование. Рельеф.
Рекомендованный материал: глина.
Тема 6. Декоративная композиция.
Теория. Беседа об утилитарности. Разнообразие прикладных предметов (чайник, шкатулка,
светильник, блюдо и т.п.) Объединение отдельных предметов в единую декоративную
композицию.
Практика. Лепка предметов. Декорирование и объединение е единую композицию. Объём.
Рекомендованный материал: глина.

15
15

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее профессиональное или
высшее образование в сфере изобразительного искусства, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями.
2.2 Методическое обеспечение образовательной программы
Дидактический материал: методическая литература; иллюстративные и литературные
источники, фотоматериалы, набор репродукций; методический и архивный фонд,
включающие в себя работы обучающихся по темам, предусмотренными программой;
методические
таблицы:
примеры
последовательности
выполнения
отдельных
композиционных заданий и технологических приёмов, пропорциональные возрастные
соотношения фигуры человека, построение изображения в рельефе; различные карточки и
модули к заданиям.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы: дневник,
индивидуальные планы.
2.3 Список рекомендуемой литературы педагогу:
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции. – Минск: Харвест, 2009. –159 с.
2. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных
керамических изделий. –М.: Высшая школа, 1984. –254 с.
3. Авсеян О.А. Натура и рисование по представлению. –М.: Изобразительное искусство, 1985
– 273 с.
4. Базазьянц. Даниэль Митлянский. Образ, настроение, мысль. –М.: Изобразительное
искусство, 1977. –255 с.
5. Британский музей. Лондон: Альбом (автор-составитель Ривкин Б.И.). –М: Изобразительное
искусство, 1980. –285 с.
6. Буббико Х. Крус. Керамика. Техники. Материалы. Изделия. –М: Изобразительное
искусство, 2006. – 275 с.
7. Ватагин В.А. Изображение животного. – М.:Знание, 1999. – 295 с.
8. Воронов О.П. Искусство скульптуры. – М.: Знание,1981. – 352 с.
9. Газарян С.С. Прекрасное-своими руками. –М.:Изобразительное искусство, 1986. –269 с.
10. Громыко А.А. Маски и скульптура. –М: Советский художник, 1985.–325 с.
11. Иттен И. Искусство формы. –М.:Издатель Д.Аронов,2001.–280 с.
12. Какабадзе А.Г. Современная грузинская керамика. –М.: Советский художник, 1984.–320
с.
13. Лебедева В.Е. Монументальное искусство. – М.:Советский художник,1985.–195 с.
14. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. –М.:
Советский художник, 1983.–325 с.
15. Сентекс Б. Керамика. –М.: Астрель, 2005.–296 с.
16. Степанова А.П. Теория орнамента. –Ростов-на-Дону.:Феникс, 2011–285 с.
17. Танк В. Анатомия животных для художников. –М.: АСТ Астрель, 2004.–355 с.
18. Писаревский Л.М. Лепка головы человека. –М.:Советский художник,1968.– 325 с.
19. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. –М.:Советский художник, 1963.– 326 с.
2.4 Литература для обучающихся
1. Алексеева А.И. Пока рука держит кисть. –М.: Высшая школа, 1982. – 264 с.
2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. –М.: Изобразительное искусство, 1987.–285 с.
16
16

3. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. –М. Изобразительное
искусство,1984–355 с.
4. Школа изобразительного искусства: вып.1-3: Учебное пособие. –Изобразительное
искусство, 1986 -155 с.

17
17

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка» через
знакомство и приобщение детей к прикладному искусству оказывает влияние на
формирование художественного вкуса и открывает простор для последующего
совершенствования творческих способностей обучающихся.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных
задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением.
В результате освоения данной программы реализуется естественная потребность
личности ребёнка в самовыражении через объёмно-пространственное творчество в
художественной керамике.
В основу обучения взят материал керамика в силу своей универсальности, как лучший
из пластических материалов, созданный природой.
Цель:
Воспитать любовь к изобразительному искусству, дать начальное творческое
образование, привить хороший художественный вкус.
Задачи:
Обучающие:
 изучение технологических особенностей шамотной массы;
 свободное использование знаний о пластическом языке стилизации;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков в работе над скульптурой.
Развивающие:
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности
Воспитательные:
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
 выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

18
18

1 год обучения
№

Учебная
неделя

1

1.

Количество
часов
Практ. теория

Форма занятия

Тема занятия

Форма
контроля

1

комбинированное
занятие

Вводное занятие. Беседа
о лепке, её
изобразительных
возможностях.

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение

1

Практическая лепка.
2

2.

1

3

3.

2

4

4.

1

5

5.

2

6

6.

1

7

7.

8

1

1

комбинированное
занятие

лепка простых форм:
овощи, фрукты, ягоды
Практическое
выполнение.

комбинированное
занятие

Лепка простых форм:
овощи, фрукты, ягоды.
Практическое
выполнение.
Лепка корзины для
урожая. Практическое
выполнение.

комбинированное
занятие

комбинированное
занятие

Лепка корзины для
урожая. Практическое
выполнение.

комбинированное
занятие

«Осень».Эскизы.

2

комбинированное
занятие

Лепка рельефа«Осень».
Практическое
выполнение.

8.

2

комбинированное
занятие

9

9.

1

комбинированное
занятие

Лепка рельефа «Осень».
Практическое
выполнение.
«Любимый зверь»
Эскизы.

10

10.

2

комбинированное
занятие

Лепка животного по
памяти «Любимый

1

1

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

19
19

1

комбинированное
занятие

11

11.

1

12

12.

2

13

13.

1

14

14.

2

15

15.

1

16

16.

2

17

17.

1

18

18.

2

комбинированное
занятие

19

19.

2

комбинированное
занятие

20

20.

1

21

21.

2

комбинированное
занятие

22

22.

2

комбинированное
занятие

комбинированное
занятие
1

1

1

1

комбинированное
занятие

зверь». Практическое
выполнение.
Лепка рельефа
«Ёлка».Эскизы.

Лепка рельефа «Ёлка».
Практическое
выполнение.
Колокольчик.
Практическое
выполнение.

комбинированное
занятие

Колокольчик.
Декорирование.

комбинированное
занятие

«Сказочный герой».
Эскизы.

комбинированное
занятие

«Сказочный герой».
Практическое
выполнение.
«Нарядные животные».
Беседа. Эскизы.

комбинированное
занятие

комбинированное
занятие

Лепка жгутом на картоне
«Нарядные животные».
Практическое
выполнение.
Лепка жгутом на картоне
«Нарядные животные».
Практическое
выполнение.
Декоративная «Рыба»
«Птица», «Зверь» (по
выбору) Беседа. Эскизы.
Декоративная «Рыба»,
«Птица», «Зверь» (по
выбору).
Практическое
выполнение.
Декоративная «Рыба»,
«Птица», «Зверь» (по
выбору).

Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

педагогическое
наблюдение

20
20

комбинированное
занятие

23

23.

2

24

24.

1

25

25.

2

26

26.

1

27

27.

2

комбинированное
занятие

28

28.

2

комбинированное
занятие

29

29.

1

30

30.

2

31

31.

1

32

32.

2

комбинированное
занятие

2

комбинированное
занятие

33

1

комбинированное
занятие

комбинированное
занятие
1

1

1

33.

комбинированное
занятие

Практическое
выполнение.
Декоративная «Рыба»,
«Птица», «Зверь» (по
выбору).
Практическое
выполнение.
Сувенир для Мамы.
Беседа. Эскизы.

Сувенир для Мамы.
Практическое
выполнение.
Животные-герои сказок.
Беседа. Эскизы.

Животные-герои сказок.
Практическое
выполнение.
Животные-герои сказок.
Практическое
выполнение.

комбинированное
занятие

Насекомый народец..
Эскизы.

комбинированное
занятие

Насекомый народец.
Практическое
выполнение.
«Весенние птицы».
Практическое
выполнение.
«Весенние птицы»
Эскизы.

комбинированное
занятие

«Весенние птицы».
Практическое
выполнение.

педагогическое
наблюдение

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

34
Всего

52

14

21
21

2 год обучения
№

Учебная
неделя

Форма занятия

Тема занятия

Форма
контроля

1.

Количест
во часов
пра тео
кти рия
ка
1
1

1

комбинированное занятие

Образы Лета. Вводное занятие.
Беседа о средствах и способах
объемного изображения
характера и эмоций.

2

2.

2

комбинированное занятие

3

3.

2

комбинированное занятие

4

4.

2

комбинированное занятие

5

5.

1

Образы Лета. Лепка на картоне.
Практическое выполнение
Образы Лета. Лепка на картоне.
Практическое выполнение
Образы Лета. Лепка на картоне.
Практическое выполнение
Домашнее животное. Беседа.
Эскизы.

6

6.

2

комбинированное занятие

7

7.

2

комбинированное занятие

8

8.

2

комбинированное занятие

9

9.

1

10

10.

2

комбинированное занятие

11

11.

2

комбинированное занятие

12

12.

1

13

13.

2

комбинированное занятие

14

14.

2

комбинированное занятие

15

15.

1

1

комбинированное занятие

Портрет друга. Практическое
выполнение.
Портрет друга. Практическое
выполнение.
Свистулька. Беседа. Лепка.

16

16.

1

1

комбинированное занятие

Свистулька. Декорирование.

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

1

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

Домашнее животное.
Практическое выполнение.
Домашнее животное.
Практическое выполнение.
Домашнее животное.
Практическое выполнение.
Зимние прогулки. Обсуждение.
Эскизы.

Зимние прогулки.
Практическое выполнение.
Зимние прогулки.
Практическое выполнение.
Портрет друга. Обсуждение.
Эскизы.

22
22

комбинированное занятие

Мамина Колыбельная. Беседа.
Эскизы.

2

комбинированное занятие

19.

2

комбинированное занятие

20

20.

2

комбинированное занятие

21

21.

1

Мамина Колыбельная.
Практическое выполнение.
Мамина Колыбельная.
Практическое выполнение.
Мамина Колыбельная.
Практическое выполнение.
Вазочка. Беседа. Эскизы.

22

22.

2

комбинированное занятие

23

23.

2

комбинированное занятие

24

24.

2

комбинированное занятие

25

25.

1

26

26.

2

27

27.

1

28

28.

2

комбинированное занятие

Изразец.
Практическое выполнение.

Групповая,
индивидуальная,
беседа,опрос,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

29

29.

2

комбинированное занятие

Изразец.
Практическое выполнение.

педагогическое
наблюдение

30

30.

2

комбинированное занятие

Изразец.
Практическое выполнение.

педагогическое
наблюдение

31

31.

1

комбинированное занятие

Народная глиняная игрушка.
Беседа. Эскизы.

32

32.

2

комбинированное занятие

2

комбинированное занятие

2

комбинированное занятие

Народная глиняная игрушка.
Практическое выполнение.
Народная глиняная игрушка.
Практическое выполнение.
Народная глиняная игрушка.
Практическое выполнение.

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

17

17.

1

18

18.

19

33
34

33.
34.

1

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие
1

1

комбинированное занятие

Вазочка. Практическое
выполнение.
Вазочка. Практическое
выполнение.
Вазочка. Практическое
выполнение.
Декоративный пласт. Беседа.
Эскизы.

Декоративный пласт.
Практическое выполнение.
Изразец. Беседа. Эскизы.

23
23

Всего

57

11

3 год обучения
№

Учебная
неделя

Форма занятия

Тема занятия

1.

Количе
ство
часов
пра те
кти о
ка
р
и
я
1
1

1

Комбинированное занятие

2

2.

2

комбинированное занятие

3

3.

2

комбинированное занятие

4

4.

2

комбинированное занятие

5

5.

2

комбинированное занятие

6

6.

1

Характер Лета. Вводное
занятие. Беседа о средствах
и способах объемного
изображения фантазийного
портрета. Эскизы.
Характер Лета.
Практическое выполнение.
Характер Лета.
Практическое выполнение.
Характер Лета.
Практическое выполнение.
Характер Лета.
Практическое выполнение.
Натюрморт с натуры.
Рельеф. Беседа. Эскизы.

7

7.

2

комбинированное занятие

8

8.

2

комбинированное занятие

9

9.

1

10

10.

2

комбинированное занятие

11

11.

2

комбинированное занятие

12

12.

2

комбинированное занятие

13

13.

1

14

14.

2

1

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

Форма
контроля

Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
Лепка натюрморта с натуры.. педагогическое
наблюдение
Лепка натюрморта с натуры. педагогическое
наблюдение
Животное. Беседа о
Групповая,
способах лепки.
индивидуальная,
Практическое выполнение.
беседа,
педагогическое
наблюдение
Животное. Практическое
педагогическое
выполнение.
наблюдение
Животное. Практическое
педагогическое
выполнение.
наблюдение
Животное. Практическое
педагогическое
выполнение.
наблюдение
Ваза. Беседа. Эскизы.
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
Ваза. Практическое
педагогическое
выполнение.
наблюдение

24
24

15

15.

2

комбинированное занятие

16

16.

2

комбинированное занятие

17

17.

1

18

18.

2

комбинированное занятие

19

19.

2

комбинированное занятие

20

20.

2

комбинированное занятие

21

21.

2

комбинированное занятие

22

22.

2

комбинированное занятие

23

23.

2

комбинированное занятие

24

24.

1

25

25.

2

комбинированное занятие

26

26.

2

комбинированное занятие

27

27.

1

28

28.

2

комбинированное занятие

29

29.

2

комбинированное занятие

30

30.

2

комбинированное занятие

31

31.

1

32

32.

2

комбинированное занятие

2

комбинированное занятие

2

комбинированное занятие

33
34

33.
34.

1

1

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

Ваза. Практическое
выполнение.
Ваза. Практическое
выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика. Беседа.
Эскизы.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Птицы, Рыбы, Звери.
Бумагопластика.
Практическое выполнение.
Декоративные птицы.
Беседа. Эскизы.

Декоративные птицы.
Практическое выполнение.
Декоративные птицы.
Практическое выполнение.
Портрет мамы. Беседа.
Эскизы.

Портрет мамы.
Практическое выполнение.
Портрет мамы.
Практическое выполнение.
Портрет мамы.
Практическое выполнение.
Мир профессий. Беседа.
Эскизы.
Мир профессий.
Практическое выполнение.
Мир профессий.
Практическое выполнение.
Мир профессий.
Практическое выполнение.

практическая
работа
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальная,
беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

25
25

Всего

60

8

4 год обучения
№

Учебная
неделя

Форма занятия

Тема занятия

Форма
контроля

1.

Количество
часов
Практ теор
ика
ия
1
1

1

комбинированное занятие

Дружба. Вводное занятие.
Беседа о жанре группового
портрета. Эскизы.

2

2.

2

комбинированное занятие

3

3.

2

комбинированное занятие

4

4.

2

комбинированное занятие

5

5.

2

комбинированное занятие

6

6.

1

Дружба. Практическое
выполнение.
Дружба. Практическое
выполнение.
Дружба. Практическое
выполнение.
Дружба. Практическое
выполнение.
Рельеф. Натюрморт.
Беседа. Эскизы.

7

7.

2

комбинированное занятие

8

8.

2

комбинированное занятие

9

9.

1

10

10.

2

комбинированное занятие

11

11.

2

комбинированное занятие

12

12.

2

комбинированное занятие

13

13.

2

комбинированное занятие

14

14.

2

комбинированное занятие

15

15.

2

комбинированное занятие

16

16.

2

комбинированное занятие

17

17.

1

Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
практическая
работа
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение

1

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

комбинированное занятие

Рельеф. Натюрморт.
Практическое выполнение.
Рельеф. Натюрморт.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Беседа. Эскизы.

Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Конструктивное животное.
Практическое выполнение.
Тематическое блюдо.
Беседа. Эскизы.

26
26

18

18.

2

комбинированное занятие

19

19.

2

комбинированное занятие

20

20.

2

комбинированное занятие

21

21.

2

комбинированное занятие

22

22.

1

23

23.

2

комбинированное занятие

24

24.

2

комбинированное занятие

25

25.

2

комбинированное занятие

26

26.

2

комбинированное занятие

27

27.

1

28

28.

2

комбинированное занятие

Декоративная композиция.
Практическое выполнение.

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
Групповая,
индивидуальна
я, беседа,
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

29

29.

2

комбинированное занятие

30

30.

2

комбинированное занятие

31

31.

2

комбинированное занятие

32

32.

2

беседа

2

комбинированное занятие

2

комбинированное занятие

Декоративная композиция.
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Практическое выполнение.

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

33
34

33.
34.
Всего

62

1

1

комбинированное занятие

комбинированное занятие

Тематическое блюдо.
Практическое выполнение.
Тематическое блюдо.
Практическое выполнение.
Тематическое блюдо.
Практическое выполнение.
Тематическое блюдо.
Практическое выполнение.
Декоративный пласт.
Беседа. Эскизы.

Декоративный пласт
Практическое выполнение.
Декоративный пласт
Практическое выполнение.
Декоративный пласт
Практическое выполнение.
Декоративный пласт
Практическое выполнение.
Декоративная композиция.
Беседа. Эскизы.

6

27
27

Приложение № 2

Методика разработки индивидуального образовательного маршрута
для детей особых категорий.
В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди,
имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в
зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей
было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с
ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в СУЗы, среднеспециальные учебные
заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном
смысле. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ,
федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов
в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не
только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах
искусств, художественных школах.
Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребенка,
представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Сегодня в образовательной практике и научных исследованиях представлены разные программы
и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывающие
индивидуальные особенности ребенка и способствующие многогранному развитию личности.
Современная государственная система образования в России предполагает создание таких
условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями
получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в
социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент
актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии.
Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического
и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением
времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав
детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение
равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий
для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их
индивидуальных особенностей.
Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить
мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное
отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только
средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств.
28
28

Издавна известны и широко используются
терапевтические возможности искусства.

психокоррекционные,

компенсирующие,

Одним из направлений работы является создание условий для оптимального развития детей
с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с
учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то,
что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на
своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Желание заниматься изобразительной деятельностью возникает у многих детей, ведь
потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них
физического недуга.
Значение изобразительного искусства в жизни детей с особенностями развития трудно
переоценить, и эта мысль прослеживается в работах специалистов, разрабатывающих вопросы
педагогической помощи таким детям.
Изобразительное искусство является важным средством профилактики и коррекции целого
ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и
психоэмоциональной сферы ребенка. Использование изобразительного искусства с лечебными и
коррекционными целями вылилось в отдельное направление в медицине, психологии и педагогике
и получило название «арт-терапия». Известно, что между руками и мозгом существует тесная
связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей
моторики пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным
средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Актуальность разработки индивидуального образовательного маршрута продиктована
необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению в классе
фортепиано.
Цель - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, ощутить радость
творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной
активности через развитие творческих способностей на занятиях лепкой.
В зависимости от творческих способностей детям предполагается три уровня усвоения
программы: стартовый, базовый и продвинутый.
Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ,
демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях.
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

29
29

Индивидуальный урок в классе является основной формой учебно-воспитательного
процесса. На уроке происходит синтез всех знаний, умений и навыков, а также развитие
творческих способностей и психофизических возможностей обучающихся таких, как:
- образного мышления;
- памяти;
- сенсомоторики;
- эмоциональной сферы;
- творческих возможностей.
Принцип комплексного развития творческих, двигательных и интеллектуальных
способностей – основа обучения в классе. В своей работе преподаватели опираются на такие
общепедагогические принципы, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- доступности, постепенности;
- наглядности;
- рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).

30
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».