Пленэрная практика (1-8 кл.) 2025-2026 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летняя учебная практика является продолжением учебной работы
учащихся по рисунку, живописи, композиции на пленэре.
Цель программы – стремление раскрыть детям природную красоту
окружающего мира через понимание основных его законов. Увидеть в
обыденном мире прекрасное и необычное. Она решает две основные
задачи: 1) наблюдение и изучение окружающей действительности,
проникновение вглубь жизненных явлений; 2) освоение своеобразных
особенностей работы графическими и живописными средствами на
открытом воздухе.
Воспитательная сторона пленэрной практики - изучение накопленного
поколениями художников опыта работы на открытом воздухе, а также
изучение исторического и культурного наследия нашего региона.
Во время летней учебной практики в городской местности учащиеся
знакомятся с характером среды, с ее достопримечательностями, с трудом и
бытом ее обитателей. На этом этапе происходит процесс накапливания
этюдного материала для композиции, поэтому выбор базовых мест летней
учебной практики является одним из ответственных моментов в работе
педагога в подготовительном процессе. Для успешной работы на пленэре
педагог должен проинформировать родителей о приобретении
необходимых материалов, а также сопутствующих предметов.
Летняя учебная практика имеет особое значение, как для роста
профессионального мастерства учащихся, так и для овладения ими
художественно-реалистического метода.
Летняя учебная практика проводится в течение одной-двух недель в
соответствии с учебными планами различных возрастных групп. Первая
возрастная группа объединяет учащихся 1-4 классов с продолжительностью
учебного процесса 34 часа, вторая возрастная группа 5-7 классы с
продолжительностью 51 час.
Продолжительность рабочего дня для учащихся от 3 до 4 часов.
Ежедневная нагрузка в период летней практики – 4 часа. В нее входят:
педагогические и консультационные часы, организационная и
воспитательная работа.
Режим рабочего дня устанавливается преподавателем, ведущим
практику. Практика проводится без выезда за город – в городских парках,
зоопарке, исторических местах и т.д. (не исключается, возможность
однодневных поездок за город, а также в соседние города области).
Практику
рекомендуется
проводить
на
местах, богатых
архитектурными
памятниками, а также мест интересных своими
природными и ландшафтными условиями.

Перед началом летней практики педагог проводит с учащимися беседу о
задачах летней практики, о методах работы на открытом воздухе, знакомит
их с программой работы и режимом рабочего дня.
Начиная с первых дней пребывания на практике, учащиеся знакомятся с
характером данной местности, с особенностями жизни
местных жителей. В процессе этого знакомства ученики под руководством
педагога отбирают самое типичное и характерное для данного места,
собирают и систематизируют натурный материал, продумывают темы
композиции,
разрабатывают
первоначальный
эскиз.
За время летней практики учащиеся выполняют длительные и
кратковременные задания (зарисовки и этюды), как под руководством
педагога, так и самостоятельно во внеурочное время.
Последовательность заданий и количество времени, отводимое по
программе для выполнения отдельных заданий, могут быть
скорректированы педагогом в зависимости от внешних факторов (погодные
условия, особенности рабочего дня и пр.), при сохранении системности
процесса обучения.
Кроме заданий, выполненных с натуры, учащимся рекомендуется делать
рисунки и этюды по памяти и наблюдениям (самостоятельная внеурочная
работа).
Задания по композиции выполняются в виде эскизов.
По окончании летней практики проводится просмотр всех работ с их
оценкой по всем предметам и на этой основе выставление общей оценки и
организуется отчетная выставка с обсуждением.
Лучшие работы формируют фонд пленэрной практики, на основе
которого идет системное обучение учеников, а также является одной из
составляющих выставочной деятельности.
Оценка по практике учитывается наравне с оценками по специальным
предметам и выставляется в свидетельство при окончании неполной
средней школы.
Выполнение программы пленэра в полном объеме обязательно для всех
учащихся отделения изобразительного искусства.
При невозможности прохождения практики учеником, он предоставляет
заявление от родителей о переносе просмотра на осень (без снижения
оценок). Летние работы выполняются
самостоятельно, придерживаясь программы. Ученик, не посещавший
практику без уважительной причины, просматривается осенью с
понижением оценки на один балл.
Настоящий проект программы разрабатывается для его реализации в
гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева».
Приведенный в программе тематический план является
примерным.
В зависимости от местных условий предметная комиссия специального
цикла может вносить целесообразные изменения в распределение учебных

часов по разделам и видам заданий. При этом общее количество часов,
отведенных учебными планами на
предмет, должно быть сохранено. Все рациональные изменения
утверждаются художественным руководителем отделения изобразительного
искусства и заместителем директора гимназии по учебной части
художественно-эстетического цикла.
Прохождение пленэрной практики в 1-4 классах составляет 7 дней по 4
академических часа, что составляет 28 часов.
В старших класса с 5-8 класс пленэрная практика составляет 14 дней по 4
академических часа, что составляет 56 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-4 классы
класс
1

2

3

4

№
Наименование темы
Кол-во
темы
часов
1
Зарисовки растений, веток деревьев,
2
отдельно стоящих деревьев
2
Зарисовки птиц и животных
2
3
Архитектурные зарисовки
2
4
Зарисовки растений, веток деревьев,
2
отдельно стоящих деревьев
5
Зарисовки птиц и животных
2
6
Архитектурные зарисовки
2
7
Зарисовки растений, веток деревьев,
2
отдельно стоящих деревьев
8
Зарисовки птиц и животных
2
9
Архитектурные зарисовки
2
10
Зарисовки фигуры человека
2
11
Зарисовки растений, веток деревьев,
2
отдельно стоящих деревьев
12
Зарисовки птиц и животных
2
13
Архитектурные зарисовки
2
14
Зарисовки фигуры человека в пейзаже
2
Всего:
28

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 класс
1. Выполняется 8-10 рисунков характерных растений. (12 часов)
Задача: изучение особенностей растения, определение его формы.
Материал – карандаш, цв. карандаши, мягкий материал, лиенер. Формат А3.
2. Выполняется 6-8 зарисовок малоподвижных, наиболее простых по форме
и характерных по образу птиц или животных и 2-3 рисунка чучел птиц или
животных. (8 часов)
Задача: развитие наблюдательности и в короткий временной срок сделать
зарисовку. Рекомендуется делать зарисовки по памяти.
Материал – карандаш, цв. карандаши, мягкий материал масляная пастель,
линер. Формат А-3.
3. Выполняется 4-6 зарисовок архитектурных форм. (14 часов)
Задача:
определение
пропорциональных
соотношений
больших
архитектурных форм.
Материал – карандаш, мягкий материал, маркер. Формат А – 3.
Основной задачей пленэра в 1 классе является передача наиболее
характерных черт изображаемого объекта, его узнаваемость. Ученик должен
уметь компоновать изображение в листе, работать с различными
материалами.
2 класс.
4. Выполняется 8-10 рисунков характерных растений. (12 часов)
Задача: изучение особенностей растения, определение его формы, строения.
Материал – карандаш, мягкий материал. Формат А-3, А-4
Усложнение композиционных задач, пластичности линий, графического
разнообразия.
5. Изображение малоподвижных птиц и животных выполняются как на
основе натурных зарисовок выполненных в зоопарке 8-10 рисунков, так и с
помощью чучел 2-3 рисунка. (8 часов)
Задача: определение ребенком характерных особенностей животного или
птицы, работа с деталями. Задание выполняется графитом, масляной
пастелью, и мягким материалом на белой или тонированной бумаге формата
А-3, А-4.
6. Пейзаж – архитектурный и парковый с элементами переднего и второго
плана. Выполняется 4-6 рисунков (14 часов) на белой или тонированной
бумаге формата А-3.
Использование пленэрных мотивов – летящие птицы, облака.
Задача: умение передать плановость в изображении предметов, их
соразмерность.
Материал: мягкий графит, мягкий материал, масляная пастель.
Основной задачей пленэра во 2 классе является передача наиболее
характерных черт изображаемого объекта, узнаваемость и соразмерность

изображения рядом стоящих предметов. Умение передавать предметы
первого и второго плана, компоновать изображение в листе, работать с
различными
материалами.
Продолжение
формирования
навыков
организации листа, как картинной плоскости.
3 класс.
7. Зарисовки растений и деревьев (10 часов) – задание выполняется
графитом, мягким материалом, линером. Выполняется 8-10рисунков на
формате А-3, А-4. Усложнение композиционных задач, пластичности
линий, графического разнообразия, изучение строения растений и деревьев.
8. Изображение птиц и животных (8 часов) выполняются как на основе
натурных зарисовок (8-10 рисунков) выполненных в зоопарке, так и с
помощью чучел (2-3 рисунка). Задание выполняется графитом и мягким
материалом на белой или тонированной бумаге формата А-3, А-4.
Задача: изучение характерных особенностей животных и птиц, их
анатомические различия.
9. Пейзаж – архитектурный и парковый с элементами переднего и второго
плана (12 часов). Использование пленэрных мотивов – летящие птицы,
облака, включение в пейзаж фигуры человека. Задание выполняется (6-8
рисунков) на белой или тонированной бумаге формата А-3. Материал:
мягкий графит, мягкий материал.
Задача: передать плановость средствами линейной и воздушной
перспективы.
10. Зарисовки фигуры человека (4 часа). Выполняется 4-6 рисунков на
формате А-3, А-4.
Материал: мягкий графит.
Задачи: определение пропорциональных отношений фигуры, характера ее
позы.
Основной задачей пленэра в 3 классе является передача наиболее
характерных черт изображаемого объекта, узнаваемость и соразмерность
изображения. Умение передавать предметы первого и второго плана,
компоновать изображение в листе, работать с различными материалами.
Продолжение формирования навыков
организации листа, как картинной плоскости.

4 класс.
11. Зарисовки растений и деревьев (10 часов) – задание выполняется (8-10
рисунков) на формате А-3, А-4 графитом, мягким материалом, акварелью
или гуашью. Усложнение композиционных задач, пластичности линий,

графического разнообразия, изображение фактуры различных деревьев,
цветовое решение задания.
12. Изображение птиц и животных (8 часов) выполняются (10-12 рисунков)
как на основе натурных зарисовок сделанных в зоопарке, так и с помощью
чучел (нарисованных акварелью или гуашью на открытом воздухе). Задание
выполняется графитом и мягким материалом на белой или тонированной
бумаге формата А-3, А-4. Задача: изучение характерных особенностей
животных и птиц, их анатомического строения.
13. Пейзаж – архитектурный и парковый с элементами переднего и второго
плана (12 часов). Использование пленэрных мотивов – летящие птицы,
облака, включение в пейзаж фигуры человека. Материал: мягкий графит,
мягкий материал, акварель, гуашь. Задание выполняется на белой или
тонированной бумаге формата А-3, А-4.
Задача: передать плановость средствами линейной и воздушной
перспективы, при помощи графических средств и цвета.
14. Зарисовки отдельной фигуры и группы фигур с элементами пейзажа (4
часа). Выполняется 2-4 рисунка. Материал: мягкий графит. Задание
выполняется на формате А-3, А-4.
Основной задачей пленэра в 4 классе является передача характерных
черт изображаемого объекта, соразмерность изображения. Умение
передавать предметы первого и второго плана при помощи линейной и
воздушной перспективы, компоновать изображение в листе, работать с
различными материалами. Введение в работу акварели и гуаши, как основы
формирования живописного начала. Продолжение формирования навыков
организации листа, как картинной плоскости.

класс
5

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 -8 КЛАССЫ
№
Наименование разделов и темы
Кол-во
темы
часов
РАЗДЕЛ 1. РИСУНОК
1
Зарисовки растений
2
2
Зарисовки веток, стволов, отдельных
2
деревьев и групп деревьев
3
Зарисовки архитектурных памятников,
8
архитектурных фрагментов
4
Зарисовки городского пейзажа
8
5
Рисунки и наброски животных и птиц
4
в статике и движении
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ
6
Этюд несложного пейзажа с
8
ограниченным пространством

7

Этюд несложного пространственного
пейзажа

8

8

Серия этюдов городского пейзажа для
композиции
РАЗДЕЛ 3. КОМПОЗИЦИЯ
Композиционный эскиз городского
пейзажа на основе эскизов и наблюдений
РАЗДЕЛ 1. РИСУНОК
Зарисовки растений
Зарисовки веток, стволов и отдельных
деревьев
Зарисовки архитектурных памятников,
архитектурных фрагментов
Зарисовки городского пейзажа
Рисунки и наброски животных и птиц в
статике и движении
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ
Этюд несложного пейзажа с
ограниченным пространством и
отражением

5

Этюд несложного пространственного
пейзажа
Серия этюдов городского пейзажа для
композиции

8

9
6
10
11
12
13
14

15

16
17

18
7
19
20
21
22
23

24
25
26

РАЗДЕЛ 3. КОМПОЗИЦИЯ
Композиционный эскиз городского
пейзажа на основе наблюдений
РАЗДЕЛ 1. РИСУНОК
Зарисовки растений
Зарисовки веток, стволов, отдельных
деревьев и групп деревьев
Зарисовки архитектурных сооружений,
архитектурных фрагментов
Зарисовки городского пейзажа
Рисунки и наброски животных и птиц в
статике и движении
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ
Натюрморт, освещенный солнцем
Натюрморт в тени
Серия этюдов паркового пейзажа
РАЗДЕЛ 3. КОМПОЗИЦИЯ

6

2
2
8
8
4

8

5

6

2
2
8
8
4

8
8
5

27
8
28
29
30
31

32
33
34
35

Композиционный эскиз городского
пейзажа на основе наблюдений
РАЗДЕЛ 1. РИСУНОК
Зарисовки растений, отдельных деревьев
и групп деревьев

6

Зарисовки архитектурных сооружений,
архитектурных фрагментов
Зарисовки городского пейзажа
Рисунки и наброски животных и птиц в
статике и движении
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ
Натюрморт, освещенный солнцем
Натюрморт в тени
Серия этюдов паркового пейзажа
РАЗДЕЛ 3. КОМПОЗИЦИЯ
Композиционный эскиз городского
пейзажа на основе наблюдений

8

4

8
4

8
8
5
6

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5 класс
Раздел 1. РИСУНОК
Тема 1.1. Зарисовки травянистых растений (2 часа)
Выполняются 4-6 рисунков одуванчика, подорожника, лопуха и т.д.
Изображение делается вместе с окружающей средой.
Задача: изучение особенностей данного растения; определение
формы, закономерности строения, его пластика передача глубины
пространства.
Материал – карандаш, перо, тушь. Размер – А-4
Тема 1.2. Зарисовки веток и стволов, отдельных деревьев (2 часа)
Выполняются 3-4 рисунка:
1) Рисунок крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев.
Задача: изучение строения ветки; ее характер расположение на ней более
мелких веток и листьев, передача ближних и удаленных ее частей.

2) Рисунки стволов деревьев: ствол старого тополя, старой ивы, ствол
молодой березы, отдельных деревьев разных пород.
Задача: определение характерных особенностей каждого дерева и
отличие его от других пород деревьев.
Задача: Передача общей формы, пропорций, направления веток, глубины
пространства и т.д.
Материал – карандаш. Размер А-3 – А-4.
Тема 1.3. Зарисовки архитектурных памятников, архитектурных
фрагментов (8 часов)
Выполняется 4-6 рисунков.
Задача: передача построения сооружений с учетом линии горизонта и
перспективного сокращения, характерных особенностей конструкции,
элементов декора.
Материал – карандаш. Размер – А-3
Тема 1.4 Зарисовки городского пейзажа (8 часов)
Выполняются 8-10 рисунков на улицах города, где могут встретиться
архитектурные памятники или интересные по своей ритмике
архитектурные сооружения.
Задача: передать художественными средствами черты города, стремясь
найти наиболее выразительную точку выбора места, передать воздушную и
линейную перспективу.
Материал – карандаш, цветной карандаш, белая или тонированная
бумага, перо, тушь и т.д. Размер формата по усмотрению преподавателя.
Тема 1.5. Рисунки и наброски животных и птиц
в статике и в движении (4 часа)
Выполняются кратковременные рисунки (продолжительность каждого
рисунка от 10 до 20 минут). Рисунки могут выполняться как в зоопарке, так
и на открытой природе (птицы, собаки, кошки).
Задача: развитие наблюдательности при изображении животных и птиц,
передача их конструктивного и анатомического строения.
Материал – карандаш, мягкие материалы (пастель, соус, сангина и т.д.),
акварель, тушь, тонированная бумага. Размер – А-4.
Раздел 2. ЖИВОПИСЬ
Тема 2.6. Этюд несложного пейзажа с ограниченным пространством (8
часов)
Выполняется 2-3 этюда. Для этюда выбирается уголок парка, часть
двора,
ограниченные
строениями,
забором.
Длительный
этюд
рекомендуется писать в пасмурный день, что обеспечивает более
равномерное освещение.

Задача: композиционное решение пейзажа, выбор наиболее
выразительной точки изображения, определение основных цветовых
отношений пейзажа, решение крупных объемов.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-3.
Тема 2.7. Этюд несложного пространственного пейзажа (8 часов)
Объекты для работы: улица, аллея парка. Выполняется 2-3 этюда.
Задача: определение цветовых отношений переднего и дальнего планов,
передача воздушной перспективы.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-3.
Задача: передача основных цветовых отношений – земли к небу,
дальнего плана к переднему, решение тональной среды средствами
живописи (цветовая гамма, колорит и пр.)
Тема 2.8. Серия этюдов городского пейзажа для композиции (5 часов)
Выполняются 3-4 этюда. Задания могут выполняться самостоятельно в
течение всего периода практики с целью поисков сюжета для композиции.
Этюды пишутся в различных местах города и за его пределами в различное
время дня.
Задача: выработка навыков проведения и написания этюдов на пленэре,
умение
выбрать мотив,
композиционное решение,
определить
последовательность выполнения задания.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-4.
Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ,
Тема 3.9. Композиционный эскиз городского пейзажа на основе
наблюдений.
В процессе работы на пленэре преподаватель рекомендует ученикам
выбрать среди выполненных этюдов или рисунков один или два с наиболее
ярко выраженной композиционной задачей, своеобразным ракурсом,
колористическим состоянием и т.д.
Предполагается повторить данный этюд, рисунок, переработав его с
усилением указанных задач, при этом несколько увеличив размеры будущей
композиции.
Задача: привить учащимся умение в своих композициях перерабатывать
виденный пейзаж согласно задуманному композиционному решению, с
учетом передачи определенного состояния природы, время суток.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-3.
6 класс
Раздел 1. РИСУНОК
Тема 1.10. Зарисовки травянистых растений (2 часа)
Выполняются 4-6 рисунков одуванчика, подорожника, лопуха и т.д.
Изображение делается вместе с окружающей средой.

Задача: изучение особенностей данного растения; определение формы,
закономерности строения, его пластика передача глубины пространства.
Материал – карандаш, перо, тушь. Размер – А-4.
Тема 1.11. Зарисовки веток и стволов, отдельных деревьев (2 часа)
Выполняются 3-4 рисунка:
1) Рисунок крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев.
Задача: изучение строения ветки; ее характер расположение на ней более
мелких веток и листьев, передача ближних и удаленных ее частей.
2) Рисунки стволов деревьев: ствол старого тополя, старой ивы, ствол
молодой березы, отдельных деревьев разных пород.
Задача: определение характерных особенностей каждого дерева и
отличие его от других пород деревьев.
Задача: Передача общей формы, пропорций, направления веток, глубины
пространства и т.д.
Материал – карандаш. Размер А-3 – А-4.
Тема 1.12. Зарисовки архитектурных памятников, архитектурных
фрагментов (8 часов)
Выполняется 4-6 рисунков.
Задача: передача построения сооружений с учетом линии горизонта и
перспективного сокращения, характерных особенностей конструкции,
элементов декора.
Материал – карандаш. Размер – А-3
Тема 1.13. Зарисовки городского пейзажа (8 часов)
Выполняются 8-10 рисунков на улицах города, где могут встретиться
архитектурные памятники или интересные по своей ритмике
архитектурные сооружения.
Задача: передать художественными средствами черты города, стремясь
найти наиболее выразительную точку выбора места, передать воздушную и
линейную перспективу.
Материал – карандаш, цветной карандаш, белая или тонированная
бумага, перо, тушь и т.д. Размер формата по усмотрению преподавателя.
Тема 1.14. Рисунки и наброски животных и птиц
в статике и в движении (4 часа)
Выполняются кратковременные рисунки (продолжительность каждого
рисунка от 10 до 20 минут). Рисунки могут выполняться как в зоопарке, так
и на открытой природе (птицы, собаки, кошки).
Задача: развитие наблюдательности при изображении животных и птиц,
передача их конструктивного и анатомического строения.
Материал – карандаш, мягкие материалы (пастель, соус, сангина и т.д.),
акварель, тушь, тонированная бумага. Размер – А-4, А-3

Раздел 2. ЖИВОПИСЬ
Тема 2.15. Этюд пейзажа с ограниченным пространством и отражением (8
часов)
Выполняется 2-3 этюда. Для этюда выбирается уголок парка с водоемом,
ограниченный кустами, деревьями.
Задача: композиционное решение, выбор наиболее выразительной точки
изображения, определение основных цветовых
и тональных отношений отражения к пейзажу.
Материал – акварель, гуашь. Размер листа по усмотрению педагога.
Тема 2.16. Этюд несложного пространственного пейзажа (8 часов)
Этюды несложного пейзажа в различных состояниях
Выполняются 2-3 этюда небольшого размера (в течение всей практики,
возможна самостоятельная внеурочная работа) в различные периоды дня и в
различных состояниях: солнечный, пасмурный день, вечерний закат, туман.
Задача: передача основных цветовых отношений – земли к небу,
дальнего плана к переднему, решение тональной среды средствами
живописи (цветовая гамма, колорит и пр.)
передача воздушной
перспективы.
Материал – акварель, гуашь. Размер по предложению педагога.
Размер А-3
Тема 2.17. Серия этюдов городского пейзажа для композиции (5 часов)
Выполняются 3-4 этюда. Задания могут выполняться самостоятельно в
течение всего периода практики с целью поисков сюжета для композиции.
Этюды пишутся в различных местах города и за его пределами в различное
время дня.
Задача: выработка навыков проведения и написания этюдов на пленэре,
умение
выбрать мотив,
композиционное решение,
определить
последовательность выполнения задания.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-4
Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ.
Тема 3.18. Композиционный эскиз городского пейзажа на основе
наблюдений (6 часов)
В процессе работы на пленэре преподаватель рекомендует ученикам
выбрать среди выполненных этюдов или рисунков один или два с наиболее
ярко выраженной композиционной задачей, своеобразным ракурсом,
колористическим состоянием и т.д.
Предполагается повторить данный этюд, рисунок, переработав его с
усилением указанных задач, при этом несколько увеличив размеры будущей
композиции.

Задача: привить учащимся умение в своих композициях перерабатывать
виденный пейзаж согласно задуманному композиционному решению, с
учетом передачи определенного состояния природы, время суток. Педагог
должен обратить внимание учащихся на умение использовать собранный
подготовительный материал по рисунку и живописи для работы над
композицией.
Материал – акварель гуашь. Размер А-3
7 класс
Раздел 1. РИСУНОК
Тема 1.19. Зарисовки травянистых растений (2 часа)
Выполняются 4-6 рисунков одуванчика, подорожника, лопуха и т.д.
Изображение делается вместе с окружающей средой.
Задача: изучение особенностей данного растения; определение формы,
закономерности строения, его пластика передача глубины пространства.
Материал – карандаш, перо, тушь. Размер – А-4
Тема 1.20. Зарисовки веток и стволов, отдельных деревьев (2 часа)
Выполняются 3-4 рисунка:
3) Рисунок крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев.
Задача: изучение строения ветки; ее характер расположение на ней более
мелких веток и листьев, передача ближних и удаленных ее частей.
4) Рисунки стволов деревьев: ствол старого тополя, старой ивы, ствол
молодой березы, отдельных деревьев разных пород.
Задача: определение характерных особенностей каждого дерева и
отличие его от других пород деревьев.
Задача: Передача общей формы, пропорций, направления веток, глубины
пространства и т.д.
Материал – карандаш. Размер А-3 – А-4
Тема 1.21. Зарисовки архитектурных памятников, архитектурных
фрагментов (8 часов)
Выполняется 4-6 рисунков.
Задача: передача построения сооружений с учетом линии горизонта и
перспективного сокращения, характерных особенностей конструкции,
элементов декора.
Материал – карандаш. Размер – А-3
Тема 1.22 Зарисовки городского пейзажа (8 часов)
Выполняются 8-10 рисунков на улицах города, где могут встретиться
архитектурные памятники или интересные по своей ритмике архитектурные
сооружения.
Задача: передать художественными средствами черты города, стремясь
найти наиболее выразительную точку выбора места, передать воздушную и
линейную перспективу.
Материал – карандаш, цветной карандаш, белая или
тонированная
бумага, перо, тушь и т.д. Размер формата по усмотрению преподавателя.

Тема 1.23. Рисунки и наброски животных и птиц
в статике и в движении (4 часа)
Выполняются кратковременные рисунки (продолжительность каждого
рисунка 10 - 20 минут). Рисунки могут выполняться как в зоопарке, так и на
открытой природе (птицы, собаки, кошки).
Задача: развитие наблюдательности при изображении животных и птиц,
передача их конструктивного и анатомического строения.
Материал – карандаш, мягкие материалы (пастель, соус, сангина и т.д.),
акварель, тушь, тонированная бумага. Размер – А-4
Раздел 2. ЖИВОПИСЬ
Тема 2.24. Этюд натюрморта освещенного солнцем (8 часов)
Выполняется одна работа. Натюрморт ставится на открытом воздухе на
траве на освещенном участке.
Работа над натюрмортом ведется аналогично классным заданиям с
учетом воздушной среды, освещения, цветовых рефлексов.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-2
Тема 2.25. Этюд натюрморта в тени (8 часов)
Выполняется одна работа. Натюрморт ставится на открытом воздухе
на траве на теневом участке.
Работа над натюрмортом ведется аналогично классным заданиям с
учетом воздушной среды, освещения, цветовых рефлексов.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-2
Тема 2.26. Серия этюдов городского и паркового пейзажа для композиции
(5 часов).
Выполняются этюды по 2-3 часа каждый. Задания могут выполняться
самостоятельно в течение всего периода практики с целью поисков сюжета
для композиции. Этюды пишутся в различных местах города и за его
пределами в различное время дня.
Задача: выработка навыков проведения и написания этюдов на пленэре,
умение
выбрать мотив,
композиционное решение,
определить
последовательность выполнения.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-4
Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ,
Тема 3.27. Композиционный эскиз городского пейзажа на основе
наблюдений.
Примерные темы: «Район новостройки», «Утро», «Вечером на реке»,
«Дождь в городе».

В процессе работы на пленэре преподаватель рекомендует ученикам
выбрать среди выполненных этюдов или рисунков один или два с наиболее
ярко выраженной композиционной задачей, своеобразным ракурсом,
колористическим состоянием и т.д.
Предполагается повторить данный этюд, рисунок, переработав его с
усилением указанных задач, при этом несколько увеличив размеры будущей
композиции.
Задача: привить учащимся умение в своих композициях перерабатывать
виденный пейзаж согласно задуманному композиционному решению, с
учетом передачи определенного состояния природы, время суток. Педагог
должен обратить внимание учащихся на умение использовать собранный
подготовительный материал по рисунку и живописи для работы над
композицией.
Материал – акварель гуашь. Размер А-3
8 класс
Раздел 1. РИСУНОК
Тема 1.28. Зарисовки растений, отдельных деревьев, групп деревьев (4 часа)
Выполняются 4-6 рисунков одуванчика, подорожника, лопуха и т.д.
Изображение делается вместе с окружающей средой.
Задача: изучение особенностей данного растения; определение формы,
закономерности строения, его пластика передача глубины пространства.
Материал – карандаш, перо, тушь. Размер – А-4, А-3
Выполняются 3-4
рисунка:
5) Рисунок крупной ветки дерева с небольшим количеством листьев.
Задача: изучение строения ветки; ее характер расположение на ней более
мелких веток и листьев, передача ближних и удаленных ее частей.
6) Рисунки стволов деревьев: ствол старого тополя, старой ивы, ствол
молодой березы, отдельных деревьев разных пород.
Задача: определение характерных особенностей каждого дерева и
отличие его от других пород деревьев.
Задача: Передача общей формы, пропорций, направления веток, глубины
пространства и т.д.
Материал – карандаш. Размер А-3 – А-4
Тема 1.21. Зарисовки архитектурных памятников, архитектурных
фрагментов (8 часов)
Выполняется 4-6 рисунков.
Задача: передача построения сооружений с учетом линии горизонта и
перспективного сокращения, характерных особенностей конструкции,
элементов декора.
Материал – карандаш. Размер – А-3
Тема 1.22 Зарисовки городского пейзажа (8 часов)
Выполняются 8-10 рисунков на улицах города, где могут встретиться
архитектурные памятники или интересные по своей ритмике архитектурные
сооружения.

Задача: передать художественными средствами черты города, стремясь
найти наиболее выразительную точку выбора места, передать воздушную и
линейную перспективу.
Материал – карандаш, цветной карандаш, белая или
тонированная
бумага, перо, тушь и т.д. Размер формата по усмотрению преподавателя.
Тема 1.23. Рисунки и наброски животных и птиц
в статике и в движении (4 часа)
Выполняются кратковременные рисунки (продолжительность каждого
рисунка 10 - 20 минут). Рисунки могут выполняться как в зоопарке, так и на
открытой природе (птицы, собаки, кошки).
Задача: развитие наблюдательности при изображении животных и птиц,
передача их конструктивного и анатомического строения.
Материал – карандаш, мягкие материалы (пастель, соус, сангина и т.д.),
акварель, тушь, тонированная бумага. Размер – А-4
Раздел 2. ЖИВОПИСЬ
Тема 2.24. Этюд натюрморта освещенного солнцем (8 часов)
Выполняется одна работа. Натюрморт ставится на открытом воздухе на
траве на освещенном участке.
Работа над натюрмортом ведется аналогично классным заданиям с
учетом воздушной среды, освещения, цветовых рефлексов.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-2
Тема 2.25. Этюд натюрморта в тени (8 часов)
Выполняется одна
работа. Натюрморт ставится на открытом воздухе
на траве на теневом участке.
Работа над натюрмортом ведется аналогично классным заданиям с
учетом воздушной среды, освещения, цветовых рефлексов.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-2
Тема 2.26. Серия этюдов городского и паркового пейзажа для композиции
(5 часов).
Выполняются этюды по 2-3 часа каждый. Задания могут выполняться
самостоятельно в течение всего периода практики с целью поисков сюжета
для композиции. Этюды пишутся в различных местах города и за его
пределами в различное время дня.
Задача: выработка навыков проведения и написания этюдов на пленэре,
умение
выбрать мотив,
композиционное решение,
определить
последовательность выполнения.
Материал – акварель, гуашь. Размер А-4
Раздел 3. КОМПОЗИЦИЯ,

Тема 3.27. Композиционный эскиз городского пейзажа на основе
наблюдений.
Примерные темы: «Район новостройки», «Утро», «Вечером на реке»,
«Дождь в городе».
В процессе работы на пленэре преподаватель рекомендует ученикам
выбрать среди выполненных этюдов или рисунков один или два с наиболее
ярко выраженной композиционной задачей, своеобразным ракурсом,
колористическим состоянием и т.д.
Предполагается повторить данный этюд, рисунок, переработав его с
усилением указанных задач, при этом несколько увеличив размеры будущей
композиции.
Задача: привить учащимся умение в своих композициях перерабатывать
виденный пейзаж согласно задуманному композиционному решению, с
учетом передачи определенного состояния природы, время суток. Педагог
должен обратить внимание учащихся на умение использовать собранный
подготовительный материал по рисунку и живописи для работы над
композицией.
Материал – акварель гуашь. Размер А-3
Одной из основных задач, которые ставятся перед учащимися старших
классов, является изучение и применение на практике законов линейной и
воздушной перспективы (построение предметов на плоскости, законы
цветовых и тональных изменений предметов в пространстве). Умение
организации листа, как картинной плоскости, выбора точки и ракурса
изображаемого объекта, а так же самостоятельного выбора материала.

Требования к уровню подготовки обучающегося
Программа учебного предмета «Пленэр» обеспечивает целостное
художественно эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;

- навыками работы с подготовительными материалами;
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной и воздушной
перспективы, равновесия;
- умения применять навыки и знания, приобретенные на предметах
«Рисунок» и «Живопись»
Программа направлена на получение общей художественно-эстетической
грамотности.
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации учебного предмета «Пленэр» является
составной частью содержания учебного предмета и включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по программе учебного предмета «Пленэр».
Периодичность промежуточной аттестации определяется учебным планом,
и оценивает результаты учебной деятельности обучающихся детей по ее
завершению в конце учебного года. Основной формой аттестации является
просмотр учебных работ, выполненных в рамках программы. Контроль
знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает управление учебным
процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.

Критерии оценок
По результатам промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем
требованиям к выполнению задания, учащийся самостоятельно выполняет
все задачи на высоком уровне.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если есть небольшие
ошибки. Учащийся справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется в том случае, если работа
выполнена с ошибками, а для завершения работы необходима постоянная
помощь преподавателя.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если учащийся
не может выполнить поставленные перед ним задачи, работу выполняет с
грубыми ошибками.
Методическое обеспечение учебного предмета
Основное учебное время программы отводится для выполнения
учащимися практической работы. Весь учебный материал преподаватель
обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя
его. Обучение происходит наиболее плодотворно при чередовании
теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной
работе с каждым учеником.
Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками,
что способствует стимулированию их интереса и творческой активности.

Методические рекомендации.
Перечень учебно-наглядного обеспечения.
Художественные альбомы, используемые для наглядного иллюстрирования
изучаемого материала.
Андрияка Сергей «Рисунок» Карандаш, уголь, тушь, ретушь. М. 2005
Андрияка Сергей «Зарубежье» Акварель. М. 2005
Андрияка Сергей «Городская архитектура» Акварель. М. 2005
Андрияка Сергей «Пейзаж» Акварель. М. 2008
Андрияка Сергей «Акварель, рисунок» Каталог произведений 20052008 гг. М. 2008
6. Danica Zvtakova Kresba 19.storocia na Slovensku
7. Каталог работ учащихся школы акварели Сергея Андрияки. М. 2008
8. Малышев Сергей Акварель, рисунок. Е., Творческая мастерская
«Екатеринбургский художник» 2014
1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы:
1.Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению». М.,
«Изобразительное искусство» 1985
2.Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Владос, 2005
3. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М.,1957
4. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Ермаков Г.И. Пленэр. Учебно-методическое пособие. М:, «Прометей»,
2013

6. Кадыйрова А.Х. «Пленэр: практикум по изобразительному искусству»
«Владос» 2012
7. Кальнинг А. Акварельная живопись. М.; Искусство, 1968
8. Капланова С.Г. Русская акварельная живопись конца XIX начала XX
века. «Искусство» М., 1968
9. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М:, 1966
10.Маслов Н.Я. «Пленэр» «Просвещение»1984
11.Петрова Е. Рисунок и акварель в русской культуре. Первая половина XIX
века. СПб. Palace Editions 2005
12.Петрова Е. Рисунок и акварель в России. Вторая половина XIX века.
СПб. Palace Editions 2006
13.Пособие по рисованию. Под общей редакцией проф. Д.Н. Кардовского и
др. «Госстройиздат»; М., Л., 1938
14.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985
15.Соловьева Б.А. Искусство рисунка. «Искусство» Л., 1989
16.ТютюноваЮ.М. «Пленэр. Наброски, зарисовки, этюды» Изд.,
«Академический проект» 2015
17.«Художники путешествуют» каталог выставки из собрания Русского
музея г. Санкт Петербург. 2006
18.«Юный художник». Подбор статей. М., «Молодая гвардия». 1988 - 1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».