Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
4
4
Материально–технические условия
4
5
Содержание программы
5
6
Тематическое планирование
13
7
Требования к учебной дисциплине «Общее фортепиано»
17
8
Примерные репертуарные списки
18
9
Общие требования по гаммам
26
10
Музыкальные термины
27
1. Пояснительная записка
Предмет «Общее фортепиано» является органичным звеном в воспитании
всесторонне развитого человека и призван ввести учащихся в мир музыкального
искусства. Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания.
Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области
музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает
развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от
начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как
новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает
музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Игра на фортепиано – занятие, требующее большого внимания и отдачи. В
процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социальнодеятельной и активной личности.
Цели программы:
— развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся;
— создание всех необходимых условий для развития творческих способностей и
самореализации ребенка средствами музыки.
Задачи программы:
Образовательные:
— Обеспечить обучающихся теоретическими знаниями в области фортепианного
искусства;
— Наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано;
Развивающие:
— Навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной
терминологией;
— стимулирование
музыкальных
интересов
учеников,
развитие
самостоятельности мышления и творческой инициативы;
— Развивать творческие способности обучающихся;
— Формировать коммуникативные компетенции;
— Развитие аналитического мышления и музыкальной памяти;
— Формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной
культуре в целом; овладение навыками восприятия элементов музыкального языка.
Воспитательные:
— воспитывать чувство стиля, толерантность к музыке различных жанров, стилей,
эпох национальных композиторских школ.
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Занятия ведутся из расчета 1
академического часа (по 40 минут) в неделю у обучающихся 1 класса и 2 академических
часов у обучающихся 2-8 классов. Программа включает в себя 33 учебные недели в год у
обучающихся 1 класса и 34 учебные недели у обучающихся 2-8 классов. Объем
программы за весь период обучения составляет 509 часов.
3
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Предметные результаты:
— владеют навыками исполнительской деятельности (развитыми музыкальнослуховыми представлениями, умеют следить за качеством звучания, развитой беглости
пальцев и координации движений);
— получение опыта слухового восприятия различных музыкальных произведений;
— формирование умения понимать музыкальную речь;
— владение первоначальным понятийным музыкальным мышлением;
— формирование понятийного музыковедческого языка;
— знание форм, жанров и стилей музыкального материала;
— знание основ музыкальной грамоты;
— участвуют в концертах и других мероприятиях учреждения, конкурсах и
фестивалях детского творчества.
Метапредметные результаты:
— умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
— сформирована ответственность, трудоспособность, выносливость;
— сформирована культура поведения на сцене и культура внешнего вида.
3. Календарный учебный график
3.1. Календарный учебный график утверждается директором ОУ в соответствии с
учебным годом, каждый год.
3.2. Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173
Время, дата и номер кабинета – в соответствии с утвержденным расписанием ОО
учреждения.
Форма занятия – индивидуальная.
4. Материально–технические условия
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не
менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а
также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть
настроены.
4
5. Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1: Вводное занятие «Введение в мир музыкального искусства».
Инструктаж по технике безопасности, о правилах поведения на занятиях, в учреждении.
Теория. Беседа о музыке, ее значение в жизни.
Практика. Представление о музыкальном звуке: высота, длина, характер.
Раздел 2: Введение в мир музыки.
2.1. Знакомство с фортепиано.
Теория. Введение ребенка в мир музыки. Жанры музыкального искусства (песня, марш,
танец).
Практика. Знакомство с инструментом: звучание педальное и беспедальное, различать
звучание регистров. Представление о музыкальном звуке: высота, длина. Привлечение
учащихся к выполнению простейших упражнений на инструменте.
2.2. Нотная грамота. Музыкальные термины.
Теория. Понятия: нотный стан, ноты, гамма, мажор, минор, такт, тактовая черта, размер.
2.3. Развитие музыкально-слуховых представлений, метра, ритма.
Теория. Понятие: Виды звуков: шумовые, музыкальные, звуки природы и др.
Определение метра, ритма, лада.
Практика. Пение простейших попевок, тренинги на ритмические рисунки, ритмические
муз. диктанты. Прохлопывание ритмических формул в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Раздел 3.
3.1. Развитие музыкально-творческих способностей
Теория. Знакомство с простейшими народными попевками, песенками. Понятие сильной и
слабой доли через метро-ритм стиха.
Практика. Пение и подбор по слуху на инструменте простейших попевок, их игра от
разных нот, досочинение мелодий.
3.2. Ансамблевое музицирование.
Теория. Понятие «Ансамбль». Творческая деятельность. Требования и культура
исполнения на инструменте в ансамбле.
Практика. Пение простейших попевок и подбор их на инструменте. Простейшие
фортепианные дуэты с педагогом. Несложные упражнения и маленькие пьесы в четыре
руки.
Раздел 4.
4.1. Посадка за инструментом. Постановочные и двигательно – игровые
навыки.
Теория. Понятия: игровые движения (постановка), позиция, диапазон, звукоизвлечение,
интонирование.
Практика. Обучение ребенка сознательному управлению своим мышечно-двигательным
аппаратом. Различные упражнения «Шаг муравья», «Окошечко», «Зеркальце», «Дерево с
листьями». Игра приемом nonlegato. Изучение штрихов. Исполнение простейших попевок
на legato и staccato.
4.2. Элементарные динамические градации.
Теория. Понятие: Динамические оттенки.
Практика. Игра упражнений с использованием различных динамических оттенков:
«Петушок», «Пешеход», «Как под горкой», «Зайка», «Котик», «Охотник» и др.
Раздел 5. Работа над репертуаром.
5.1.Подготовительная работа к гаммам
Теория. Понятия: Знакомство с гаммой. Слуховое представление мажорного и минорного
лада.
Практика. Игра мажорного звукоряда на слух от ноты «До». Можно со словами, которые
предлагаются педагогом или придумываются детьми на уроке.
5
5.2. Строением музыкальных пьес. Простейшие виды транспонирования.
Теория. Строение пьесы по фразам, по частям. Что такое транспонирование.
Практика. Упражнения и игра в позициях. Игра приемом nonlegato песенок: «Дин-дон», «2
кота», «Паровоз», «Василек» и т.д. от любых белых клавиш.
5.3. Первые навыки работы над пьесой. Основы пальцевой техники.
Теория. Основы пальцевой техники каждой рукой: отскок, падение, перенос, особое
внимание работе первого пальца.
Практика. Изучение нотного текста на инструменте: текст, запоминание наизусть,
слуховой контроль. Исполнение простейшей песенки с использованием поочередно
каждого из пальцев, добиваясь точной работы рук и слуховой координации.
Второй год обучения
Раздел 1. Вводное занятие «Звуки музыки».
Инструктаж по технике безопасности
Теория. Беседа и музыкальная игра на различные ассоциации в музыке.
Слушание музыки в исполнении ведущих пианистов мира.
Раздел 2. Основы музыкальной грамотности.
2.1. Закрепление нотной грамоты, развитие навыков чтения нот.
Теория. Закрепление нотной грамотности.
Практика. Чтение нот и игра пьес в разных регистрах с использованием басового и
скрипичного ключей.
2.2. Метроритмические представления.
Теория. Освоение более сложных ритмических конфигураций: синкопа, затакт, паузы,
размеры 6/8.
Практика. Закрепление навыков счета. Игра в ансамбле с педагогом для организации
метроритма.
Раздел 3. Музицирование
3.1. Чтение нот с листа.
Теория. Понятие тоники, ритма стиха.
Практика. Чтение нот с листа. Ощущение тоники.
3.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Теория. Характер музыки. Настроение. Музыкальные образы. Средства выразительности.
Динамические оттенки. Форма, лад, интервал, штрих, аппликатура.
Практика. Включение детей в творческую деятельность на простейшем материале.
Воспитание навыков ансамблевой игры.
Раздел 4. Формирование постановочных и двигательно-игровых навыков.
Теория. Расширить понятия навыков звукоизвлечения и интонирования. Виды штрихов.
Демонстрация штриховой техники.
Практика. Исполнение знакомых различных упражнений и несложных пьес. Исполнение
параллельно и в расходящемся движении гамм в одну октаву различными штрихами и
разной динамикой. Изучение этюдов на разные виды техники.
4.1. Артикуляция.
Теория. Определение артикуляции. Формирование представления об артикуляции.
Практика. Работа над артикуляцией. Совмещение выразительного интонирования с
работой над пальцевой техникой.
4.2. Основы пальцевой беглости. Работа над гаммами.
Теория. Построение мажорных гамм.
Практика. Игра мажорных гамм в прямом и противоположном движении. Работа каждой
рукой по позициям. Упражнения для первого пальца.
Раздел 5. Музыкальная форма.
5.1. Строение музыкальных пьес.
Теория. Дать представление о музыкальной форме.
6
Строение музыкальной формы. Знаки сокращения нотного письма. Музыкальный лад.
Практика. Знакомство со схематичной записью строения музыкальной формы.
Рассматривание знаков сокращенного нотного письма (например, «реприза» как часть 3хчастной формы и т.д.). Выстраивание динамической палитры.
5.2. Основы полифонического развития.
Теория. Понятие многоголосия.
Практика. Исполнение 2-х голосов разной артикуляцией (legato и nonlegato), сохраняя
пластичность аппарата.
Раздел 6. Развитие музыкального мышления.
6.1. Работа над развитием образно-ассоциативного мышления.
Теория. Изобразительность в музыке: характер движения, картины природы, образы
животных.
Практика. Использование средств выразительности в различных по характеру пьесах
Третий год обучения
Раздел 1. Вводное занятие «Ансамбль».
Инструктаж по технике безопасности, о правилах поведения на занятиях, в учреждении.
Теория. Известные профессиональные ансамбли в мире музыкального искусства.
Просмотр и прослушивание дисков с записями профессиональных ансамблей
инструменталистов.
Практика. Совместное музицирование ученика и педагога простейших пьес.
Раздел 2. Развитие творческих способностей.
Теория. Анализ музыкального произведения: тоника, гармоническое строение, термины.
Практика. Чтение нот с листа, анализ ритмического рисунка. Усложнение задач.
Раздел 3. Музицирование.
3.1. Закрепление навыков чтения с листа.
Теория. Изучение терминов их применение в музыкальных произведениях.
Практика. Использование музыкальных терминов, типичных мелодических и
гармонических оборотов при чтении нот с листа.
3.2. Ансамблевое музицирование.
Теория. Правила ансамблевого музицирования. Культура поведения на сцене.
Практика. Разучивание партий, усложнение музыкального материала, игра в ансамбле с
педагогом и с другим учеником. Дальнейшее развитие навыков совместного
музицирования. Углубленная работа над качеством звучания. Совершенствование
исполнительского процесса, который был сформирован на предыдущем этапе. Игра
первых и вторых партий.
Раздел 4. Техническое развитие учащихся.
4.1. 4.2. Развитие штриховой техники. Развитие пальцевой беглости.
Теория. Более полное определение артикуляции. Важность совмещения артикуляции с
работой над пальцевой техникой. Аппликатурные принципы гамм и аккордов.
Практика. Дальнейшая работа над артикуляцией и ее совмещение с работой над пальцевой
техникой. Работа над совершенствованием пианистического аппарата. Расширение круга
тональностей и технических формул.
Раздел 5. Музыкальная форма.
Теория. Дать более полное представление о музыкальной форме. Строение музыкальной
формы. Понятие крупной формы.
Практика. Работа со схематичной записью строения музыкальной формы. Работа над
фразировкой, динамикой. Дальнейшая работа над выстраиванием динамической палитры.
Изучение произведений крупной формы, их структура.
Раздел 6. Изучение произведений. Работа над развитием образноассоциативного мышления
7
6.1. Игра пьес различных стилей и жанров. Освоение музыкального языка.
Мелодия и гармония
Теория. Многообразие средств выразительности.
Практика. Работа над музыкальными миниатюрами. Изменение средств выразительности,
для создания различных музыкальных образов.
Четвертый год обучения
Раздел 1. Тема: Вводное занятие «Педаль – душа фортепиано».
Инструктаж по технике безопасности
Теория. Разговор о роль педали при игре на инструменте, в разных жанрах музыкального
искусства, ассоциации в музыке.
Раздел 2. Развитие творческих способностей.
Теория. Анализ музыкального произведения: тоника, гармоническое строение, термины.
Практика. Чтение нот с листа 2 руками, анализ ритмического рисунка. Отработка навыка
«Вижу – Слышу - Играю». Усложнение задач.
Раздел 3. Музицирование.
3.1. Подбор мелодии по слуху, закрепление навыков чтения с листа.
Теория. Изучение терминов их применение в музыкальных произведениях.
Практика. Использование музыкальных терминов, типичных мелодических и
гармонических оборотов при чтении нот с листа. Подбор по слуху.
3.2. Ансамблевое музицирование.
Теория. Правила ансамблевого музицирования. Исполнительская схожесть и различие в
индивидуальном и ансамблевом музицировании. Культура поведения во время
исполнения музыкального материала
Практика. Дальнейшее развитие навыков совместного музицирования Продолжение
работы над развитием музыкального слуха, интонацией, углубленная работа над
качеством звучания. Совершенствование исполнительского процесса, который был
сформирован на предыдущем этапе.
Раздел 4. Формирование постановочных и двигательно-игровых навыков.
Расширить понятия навыков звукоизвлечения и интонирования. Техника
педализации.
Теория. Расширить понятия навыков звукоизвлечения и интонирования. Акустические
свойства педали.
Практика. Техника педализации. Работа над артикуляцией с педалью, возможности ее
использования в произведениях разного характера.
Раздел 5. Техническое развитие учащихся.
5.1. Работа над гаммами
Теория. Построение мажорных и минорных гамм по кварто-квинтовому кругу.
Аппликатурные принципы.
Практика. Формирование пианистической техники движений, опираясь на развитие
физических (мышечных) возможностей и волевых качеств. Игра гамм в прямом и
противоположном движении с симметричной аппликатурой.
5.2. Работа над этюдами и упражнениями
Теория. Детальный позиционный анализ и тщательный подбор аппликатуры в
зависимости от технических и художественных задач.
Практика. Этюды на мелкую технику – основа развития беглости. Навыки работы в
разных темпах.
Раздел 6. Музыкальная форма.
6.1. Строение музыкальной формы рондо. Работа над фразировкой,
динамикой.
Теория. Анализ музыкальных форм и их строение.
8
Практика. Знакомство с построением, схематичность записи изучаемых произведений.
Выстраивание динамики в музыке разных стилей. Работа над фактурой.
6.2. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Теория. Характерные особенности полифонического изложения: подголосочного,
имитационного.
Практика. Развивать навыки работы над полифонией: точность голосоведения,
специфичность аппликатуры. Умение слышать и воспринимать движение мелодии как по
вертикали, так и по горизонтали.
Раздел 7. Работа над развитием образно-ассоциативного мышления
7.1. Работа над произведениями малых форм, (пьесы контрастного характера).
Теория. Знакомство с выразительными средствами произведений разного характера.
Практика. Создание звуковых образов, работа над звукоизвлечением, слуховой контроль
красочности штрихов, нюансов, знакомство с выразительными функциями разного
сопровождения.
7.2. Освоение музыкального языка, мелодия и гармония, тембры.
Теория. Создание звуковых образов разными средствами выразительности.
Практика. Работа над звукоизвлечением, точностью смены штрихов.
Пятый год обучения
Раздел 1. Вводное занятие «Сонатное аллегро»
Инструктаж по технике безопасности
Теория. Беседа. Жанры музыкального искусства. Слушать запись исполнения
произведений венских классиков.
Раздел 2. Развитие творческих способностей. Чтение нот с листа 2 руками
Теория. Анализ произведений: тоника, ритм и метр, термины.
Практика. Обучение свободному чтению с листа 2 руками, усложнение материала.
Отработка навыка «Вижу- Слышу- Играю». Усложнение задач (уровень 2-3 класса).
Чтение с листа популярной музыки в облегченном переложении помогает расширить
музыкальный кругозор учащихся.
Раздел 3. Музицирование.
3.1. Подбор по слуху мелодии, навыки импровизации, подбор аккомпанемента.
Заложенные в первые годы обучения творческие навыки совершенствуются в процессе
занятий.
3.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Теория. Исполнительская схожесть в ансамблевом музицировании. Культура поведения
во время исполнения музыкального материала.
Практика. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры: синхронность и и схожесть
пианистических движений, выстраивание динамики. Творческая концертная
просветительская деятельность.
Раздел 4. Техническое развитие учащихся.
4.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
Теория. Понятия позиционности, аппликатурные принципы
Практика. Выработка автоматизации движений, добиваясь ровности звука при высокой
беглости пальцев. Игра упражнений на крупные виды техники (аккорды, арпеджио).
4.2. Работа над этюдами и упражнениями
Теория. Понятия позиционности, аппликатурные принципы
Практика. Репетиционная техника, работа над украшениями. Умение работать в разных
темпах, переход к подвижным темпам.
Раздел 5. Работа над музыкальными формами.
5.1. 5.2. Строение музыкальной формы «сонатное аллегро». Работа над
фразировкой, динамикой. Работа над динамическими оттенками.
Теория. Знакомство с построением формы «Сонатное аллегро».
9
Практика. Построение формы сонатное аллегро. Различение музыкально-смысловой и
структурно-синтаксических особенностей каждой темы, приемы достижения контраста.
Достижение единой линии сквозного музыкального развития. Работа над динамикой,
тембральными красками.
5.3. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Теория. Орнаментика. Ее многообразие.
Практика. Техника исполнения украшений. Аппликатурные принципы в полифонии.
Работа над характерными особенностями полифонического изложения
Раздел 6. Работа над произведениями малых форм.
6.1. Работа над кантиленой.
Теория. Средства выразительности в пьесах. Разница фактуры аккомпанемента.
Практика. Работа над звукоизвлечением, дыхание музыкальной фразы, гибкость и
пластичность движения в кантилене. Четкость расчлененность изложения, острота
ритмической пульсации, яркость динамических сопоставлений в пьесах подвижного
характера. Работа над динамическими оттенками.
Шестой год обучения
Раздел 1. Вводное занятие « Полифония»
Инструктаж по технике безопасности
Теория. Беседа. Рассказ педагога о старинной музыке. Особенности жанра полифонии.
Раздел 2. Музицирование.
2.1. Подбор по слуху мелодии.
Заложенные в первые годы обучения творческие навыки совершенствуются в процессе
занятий (задачи определяются с учетом возможностей ученика).
2.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Теория. Исполнительская схожесть в ансамблевом музицировании. Культура поведения
во время исполнения музыкального материала.
Практика. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры: синхронность и схожесть
пианистических движений, выстраивание динамики, звукового баланса. Творческая
концертная просветительская деятельность.
Раздел 3. Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
Теория. Понятия позиционности, аппликатурные принципы
Практика. Использование ритмической вариантности. Выработка автоматизации
движений, добиваясь ровности звука при высокой беглости пальцев. Игра упражнений на
крупные виды техники (аккорды, арпеджио).
3.2. Работа над этюдами и упражнениями
Теория. Понятия позиционности, аппликатурные принципы
Практика. Детальный позиционный анализ и тщательный подбор аппликатуры в
зависимости от художественных и технических задач. Использование ритмической
вариантности в работе над качеством звука. Умение работать в разных темпах, переход к
подвижным темпам.
Раздел 4. Работа над музыкальными формами.
4.1. Строение произведений крупной формы. Работа над фразировкой. Работа
над динамическими оттенками.
Теория. Построение формы вариаций, отличительные особенности от других
произведений крупной формы.
Практика. Изучение особенностей произведений крупной формы (рондо, сонат и
вариаций).особенности работы над формой сонатного аллегро. Различение музыкальносмысловой и структурно-синтаксических особенностей каждой темы, приемы достижения
контраста.
Достижение
единой
линии
сквозного
музыкального
развития.
10
Исполнительские задачи в вариационных циклах разных типов. Работа над динамикой,
тембральными красками.
4.2. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Теория. Характерные особенности полифонического изложения Виды полифоний подголосочная, контрастная, имитационная. Специфические трудности при исполнении
многоголосия.
Практика. Анализ структуры произведения. Интонационная характеристика темы:
смысловое различие темы в случае смены тональности, лада, регистра, ритмического
облика. Противосложение и его роль в развитии формы. Аппликатурные принципы в
полифонии. Работа над непрерывностью развития каждого голоса.
Раздел 5. Работа над произведениями малых форм.
5.1. Работа над кантиленой.
Теория. Средства выразительности в пьесах канителенного характера. Роль фактуры
аккомпанемента.
Практика. Работа над звукоизвлечением (вес руки, положение пальцев), дыхание
музыкальной фразы, гибкость и пластичность движения в кантилене. Работа над
выразительными средствами разнообразного сопровождения (аккордового, гомофонногармонического). Роль педали и ее акустические свойства в кантилене. Работа над
динамическими оттенками.
5.2. Работа над пьесами подвижного характера
Теория. Средства выразительности в пьесах кантеленного характера. Роль фактуры
аккомпанемента.
Практика. Работа над звукоизвлечением, ощущение горизонтального движения Четкость и
расчлененность изложения, острота ритмической пульсации, яркость динамических
сопоставлений достигаются слаженностью действий игрового аппарата в пьесах
подвижного характера. Работа над аккомпанементом романтического типа. Работа над
динамическими оттенками
Седьмой год обучения
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Вводное занятие.
Исполнение
преподавателем
выбранной
программы.
Активное
включение
самостоятельного творческого мышления. Зрительное знакомство с текстом произведения
и его анализ.
Раздел 2. Музицирование.
2.1. Подбор простейших мелодий. Игра аккомпанемента по буквенным
обозначениям звуков.
Теория. Исполнительская схожесть в ансамблевом музицировании.
Практика. Синхронность исполнения, выстраивание динамики и звукового баланса.
Раздел 3. Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
Теория. Аппликатурные принципы.
Практика. Выработка автоматизации движений, ровность звука при высокой беглости
пальцев.
3.2. Работа над этюдами.
Теория. Аппликатурные принципы.
Практика. Решение технических трудностей изучаемого материала. Организация
пластичности действия аппарата при исполнении различных видов техники. Умение
работать в разных темпах.
Раздел 4. Музыкальная форма.
Подробный разбор произведений.
11
Теория и практика. Анализ структуры произведений. Фактурные особенности.
Динамический план. Тщательная проработка аппликатуры.
Раздел 5. Работа над элементами художественной выразительности.
Теория и практика. Проникновение в суть авторского замысла. Детальная проработка
фразировки, динамики, агогики. Стабилизация интонационных и метроритмических
навыков. Эмоциональное наполнение произведения.
Восьмой год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности.
Подбор репертуара. Исполнительский показ преподавателем. Воспитание в ученике
умения дать характеристику услышанному. Совместный анализ основных эмоциональносмысловых и стилистических особенностей произведения.
Раздел 2. Музицирование.
2.1. Подбор по слуху простейших мелодий с аккордовым аккомпанементом в
виде трезвучий и их обращений. Игра аккомпанемента по буквенным обозначениям
звуков. Координированное движение рук для достижения синхронности и правильном
соотношении звучания мелодии и аккомпанемента.
2.2. Навыки ансамблевой игры.
Теория. Синхронность в ансамблевом музицировании.
Практика. Синхронность пианистических движений, динамики, звукового баланса.
Раздел 3. Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами и арпеджио.
Теория. Аппликатурные принципы.
Практика. Беглое и ритмически ровное исполнение мажорных и минорных гамм.
3.2. Работа над этюдами.
Теория. Элементы фортепианной техники.
Практика. Отработка двигательно-координационных приемов и их автоматизации.
Закрепление в слухо-моторной памяти основных технических формул.
Раздел 4. Музыкальная форма.
Подробный разбор произведений.
Теория и практика. Осмысление формы и содержания. Ладотональный и гармонический
разбор. Тщательная проработка фактуры. Детальная нюансировка. Расстановка
эмоционально-смысловых акцентов.
Раздел 5. Работа над элементами художественной выразительности.
Теория и практика. Углубленное изучение содержания произведения, позволяющее найти
средства музыкальной выразительности, необходимые для воплощения образного строя
произведения. Обогащение звуковой палитры посредством отработки плавной, мягкой и
подчеркнутой, внезапной атаки звука, весовой градации звука. Использование педали как
красочного
средства
музыкальной
выразительности.
Точное
исполнение
метроритмического рисунка. Четкость намерений и охват произведения в целом.
12
6. Тематическое планирование дисциплины
«Общее фортепиано»
на 8 лет обучения
Первый год обучения
№ раздела
1
2
3
4
5
6
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Знакомство с фортепиано.
2.1. Введение в мир музыки.
2.2. Освоение нотной грамоты, развитие навыков чтения нот.
2.3. Метроритм. (Длительность, размер).
3.1. Развитие музыкально-творческих способностей.
3.2. Музицирование, подбор по слух. Игра в ансамбле.
4.1. Посадка за инструментом. Постановочные и двигательно игровые навыки.
4.2.Освоение пианистических приемов, динамические градации.
5.1. Знакомство с игрой гамм, интервалов
5.2. Строение музыкальных пьес. Простейшие виды
транспонирования
5.3. Первичные навыки изучения пьес.
6.1. Слушание музыки.
6.2. Работа над развитием образно-ассоциативного мышления.
Количество часов
теория
практика
1
всего
1
1
6
7
1
5
6
1
3
4
1
7
8
1
4
5
1
1
33
7
Репетиции
8
Концерты
0
1
1
Итого
6
27
Второй год обучения
№ раздела
1
2
3
4
5
6
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Основы музыкальной грамотности.
2.1. Закрепление нотной грамоты, развитие навыков чтения нот.
2.2. Метроритм. Работа над темпо-ритмическим единством.
Музицирование.
3. 1. Чтение нот с листа, подбор мелодий.
3. 2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
4.1. Формирование постановочных и двигательно-игровых
навыков (звукоизвлечение, штрихи, аппликатура, педализация,
фактура).
4. 2. Основы пальцевой беглости.
Музыкальная форма
5.1. Строение музыкальных пьес.
5.2. Основы полифонического развития.
Развитие музыкального мышления.
6.1. Работа над развитием образно-ассоциативного мышления.
Количество часов
теория
практика
1
всего
1
1
17
18
1
10
11
1
15
16
1
5
6
1
5
6
7
Репетиции
5
5
8
Концерты, зачеты
5
5
62
68
Итого
6
13
Третий год обучения
№ раздела
Названия тем и разделов
7
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Развитие творческих способностей.
2.1. Чтение нот с листа 2 руками
2.2. Анализ ритмического рисунка.
2.3. Разбор произведения: тоника, термины.
Музицирование.
3.1. Закрепление навыков чтения с листа.
3.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
4.1. Развитие штриховой техники (звукоизвлечение, штрихи,
аппликатура, педализация, фактура).
4. 2. Развитие пальцевой беглости.
Музыкальная форма
5.1. работа над фразировкой, динамикой. понятие музыкальной
фразы. работа над динамическими оттенками.
5.2. Изучение произведений крупной формы.
5.3. Развитие полифонического мышления
Изучение произведений. Работа над развитием образноассоциативного мышления
6.1 Игра пьес различных стилей и жанров.
6.2. Освоение музыкального языка. Мелодия и гармония.
Репетиции
8
Концерты
1
2
3
4
5
6
Итого
Количество часов
теория
практика
1
всего
1
1
4
5
1
10
11
1
17
18
1
17
18
1
4
5
5
5
5
5
62
68
6
Четвертый год обучения
№ раздела
1
2
3
4
5
6
7
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности,
правила поведения в учебном заведении и на улице.
Развитие творческих навыков.
2.1.Чтение нот с листа 2 руками, анализ произведения.
2.2.Отработка навыка «Вижу- Слышу-Играю». Усложнение
задач.
Музицирование.
3.1. Подбор мелодии по слуху, изучение терминов их применение
в музыкальных произведениях.
3.3. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Формирование постановочных и двигательно-игровых навыков.
4.1. Расширить понятия навыков звукоизвлечения и
интонирования.
4.2.Техника педализации.
Техническое развитие учащихся.
5.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
5.2. Работа над этюдами и упражнениями
Музыкальная форма
6.1. Строение музыкальной формы рондо.
6.2. Работа над фразировкой, динамикой.
6.3. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Работа над развитием образно-ассоциативного мышления
7.1 Работа над произведениями малых форм. ( пьесы
контрастного характера).
Количество часов
теория
практика
1
всего
1
1
5
6
1
5
6
1
15
16
1
10
11
1
15
16
4
4
14
7.2. Освоение музыкального языка, мелодия и гармония,
Тембры.
8
Репетиции
4
4
9
Концерты
4
4
62
68
Итого
6
Пятый год обучения
№ раздела
1
2
3
4
5
6
Названия тем и разделов
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в
учебном заведении и на улице.
Развитие творческих способностей.
2.1. Чтение нот с листа 2 руками
2.2. Анализ ритмического рисунка.
2.3. Анализ произведения: тоника, строение мелодии,термины.
2.4. Отработка навыка «Вижу-Слышу-Играю». Усложнение
задач.
Музицирование.
3.1. Подбор мелодии по слуху, изучение терминов их применение
в музыкальных произведениях.
3.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
4.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
4.2. Работа над этюдами и упражнениями
Музыкальная форма
5.1. Строение музыкальной формы «сонатное аллегро»
5.2. Работа над фразировкой, динамикой. Работа над
динамическими оттенками.
5.3. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Работа над произведениями малых форм.
6.1. Работа над кантиленой.
6.2. Пьесы подвижного характера.
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
1
5
6
1
5
6
1
12
13
1
12
13
1
20
21
7
Репетиции
4
4
8
Концерты
4
4
62
68
Итого
6
Шестой год обучения
№ раздела
1
2
3
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Музицирование.
2.1. Подбор мелодии по слуху, изучение терминов их применение
в музыкальных произведениях.
2.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
3.2. Работа над этюдами и упражнениями
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
1
5
6
1
10
11
15
4
5
Музыкальная форма
4.1. Строение музыкальной формы рондо, сонатное аллегро,
вариации.
4.2. Работа над фразировкой, динамикой. Работа над
динамическими оттенками.
4.3. Дальнейшее развитие навыков работы над полифонией.
Работа над произведениями малых форм.
5.1. Работа над кантиленой.
5.2. Пьесы подвижного характера.
1
20
21
1
20
21
6
Репетиции
4
4
7
Концерты
4
4
63
68
Итого
5
Седьмой год обучения
№ раздела
1
2
3
4
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Музицирование.
2.1. Подбор мелодии по слуху, изучение терминов их применение
в музыкальных произведениях.
2.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
3.2. Работа над этюдами и упражнениями
Музыкальная форма.
Подробный разбор произведений
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
1
6
7
1
14
15
1
17
18
1
18
19
5
Работа над элементами художественной выразительности.
6
Репетиции
4
4
7
Концерты
4
4
63
68
Итого
5
Восьмой год обучения
№ раздела
1
2
3
4
5
Названия тем и разделов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правила
поведения в учебном заведении и на улице.
Музицирование.
2.1. Подбор мелодии по слуху, изучение терминов их применение
в музыкальных произведениях.
2.2. Воспитание навыков ансамблевой игры.
Техническое развитие учащихся.
3.1. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
3.2. Работа над этюдами и упражнениями
Музыкальная форма.
Подробный разбор произведений
Работа над элементами художественной выразительности.
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
1
6
7
1
14
15
1
17
18
1
18
19
16
6
Репетиции
4
4
7
Концерты
4
4
63
68
Итого
5
7. Требования к учебной дисциплине
«Общее фортепиано»
Учебная дисциплина «Общее фортепиано» предполагает наличие у обучающегося на
уроке нотной литературы, нотной тетради, наличие у обучающего дома музыкального
инструмента – фортепиано.
17
8. Примерные репертуарные списки
Этюды
Е. Гнесина, Этюд C-dur
А. Гумберт Этюд C-dur
А. Лемуан Этюд G-dur
Л. Шитте Этюд C-dur
К. Черни Этюд C-dur
Первый год обучения
Пьесы
О. Геталова «Лягушки танцуют»
М. Красев «Елочка»
Е. Туманян «Маленькая Юлька»
В. Игнатьев «Тихая песня»
М. Кочурбина «Мишка с куклой»
А. Гедике «Ригадон»
К.Л. Друшкевичова «Из бабушкиных воспоминаний»
М. Крутицкий «Зима»
Н. Любарский «Курочка»
А. Кореневская «Дождик»
Т. Емельянова «Щенок»
И. Гайдн «Антанте»
А. Руббах «Воробей»
П. Берлин «Марширующие поросята»
П. Берлин «Пони-звездочка»
Е. Ботяров «Танец»
Д. Тюрк «Ариозо»
И. Филипп «Колыбельная»
С. Майкапар «Мотылек»
А. Николаев «Колобок»
А. Моцарт «Менуэт»
А. Кореневский «Осенью»
Ансамбли
Б. Флис «Колыбельная»
Укр. нар. песня «Журавель»
С. Прокофьев «Кошка», «Петя»
Ю. Юманс «Пьеса»
Дж. Шеринг «Колыбельная»
18
Второй год обучения
Этюды
Г. Беренс, Этюд соч. 70 № 45 C-dur
А. Гедике Этюд a-moll
М. Фогель Этюд
Л. Шитте Этюд d-moll
К. Черни, Этюд G-dur
Полифонические произведения
В.А. Моцарт «Менуэт» d-moll
В.А. Моцарт «Бурре»
В. А. Моцарт «Ария»
Н. Руднев «Щебетала пташечка»
И.С. Бах «Волынка»
Г. Гендель «Ария»
И. Гайдн «Менуэт» G-dur
И. Сен – Люк «Бурре»
Произведения крупной формы
И. Беркович «Вариации»
А. Гедике «Сонатина» C-dur
Ю. Чичков «Маленькая сонатина»
Т. Хаслингер «Сонатина»
Пьесы
С.Майкапар «Пастушок»
А. Роули «В стране гномов»
А. Гедике «Танец»
А. Гедике «Пьеса»
Д. Шостакович «Марш»
Р. Шуман «Солдатский марш»
А. Гречанинов «В разлуке»
А. Гречанинов «Мазурка»
П. Чайковский «Болезнь куклы»
Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»
И. Беркович «На опушке»
М. Пархаладзе «Кукушка»
Ансамбли
М. Глинка. «Славься»
П. Чайковский «Вальс» из оперы «Спящая красавица»
П. Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»
Л. Бетховен «Марш» из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Русская нар. песня «Светит месяц»
19
Этюды
А. Жилинский Этюд G-dur
А. Лемуан Этюд F-dur
Л. Шитте Этюд B-dur
К. Черни Этюд соч. 139 № 50
А. Гедике Этюд G-dur
Третий год обучения
Полифонические произведения
В.А. Моцарт «Менуэт»
И.С. Бах «Полонез»
И. Пахельбель «Сарабанда»
А. Корелли «Сарабанда»
Г. Гендель «Менуэт»
Г.Гендель «Сарабанда»
Произведения крупнойя формы
Т.Назарова Вариации на тему «Пойду ль я, выйду ль я»
А. Жилинскис «Сонатина» G-dur, 2-3 части
Д. Чимароза "Сонатина" d-moll
Э. Мелартин "Сонатина" B-dur
Пьесы
П. Чайковский «Новая кукла»
П. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»
П. Чайковский «Старинная французская песенка»
А. Гречанинов «Первоцвет»
А. Гречанинов «Мой первый бал»
С. Майкапар «Листок из альбома», «Колыбельная»
Д. Кабалевский «Клоуны»
А. Гаврилин «Каприччио»
Э. Тетцель «Прелюдия»
Г. Свиридов «Ласковая просьба»
Б. Тобис «Негритенок грустит. Негритенок улыбается»
В. Гиллок «Фламенко»
Д. Шостакович «Шарманка»
Ансамбли
А. Дворжак «Славянский танец»
М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Р. Шуберт «Немецкий танец»
А. Глазунов Отрывок из балета «Барышня-служанка»
Белорусский танец «Полька-янка»
М. Шмитц «Принцесса танцует вальс»
20
Четвертый год обучения
Этюды
А. Лемуан Этюды соч. 37 № 11,27, 35
К. Черни Этюд C-dur
И. Беркович Этюд a-moll
Н. Бургмюллер «Успех»
Ж. Дювернуа Этюды соч. 176 № 24
Полифонические произведения
И.С. Бах «Маленькие прелюдии» C-dur, g-moll
И.С. Бах «Полонез» g-moll
А. Александров «Кума»
Ю. Щуровский «Инвенция»
В.А. Моцарт «Менуэт» G-dur
Д. Скарлатти «Ария»
Произведения крупной формы
Л. Бетховен «Сонатина» G-dur
А. Диабелли «Сонатина» соч. 168 № 1
М. Клементи «Сонатина» соч. 36 № 1
И. Беркович «Сонатина» G-dur
Д. Кабалевский «Легкие вариации»
Р.Глиэр «Рондо»
Пьесы
П.Чайковский «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Песня жаворонка», «Новая кукла»,
«Немецкая песенка»
Р. Шуман «Смелый наездник»
С. Прокофьев «Марш», «Дождь и радуга»
Д. Кабалевский «Медленный вальс»
С. Майкапар «Педальная прелюдия»
А. Хачатурян «Андантино»
Д. Шостакович «Шарманка»
Н. Шейко «Прелюдия»
И. Беркович «Танец куклы»
Ансамбли
Л. Бетховен «Анданте» из сонатины соч. 47
М. Глинка «Танцы» из оперы «Иван Сусанин»
В. Моцарт «Контрданс» из сонатины № 1
Н. Симонян «Полька Хоттабыча»
21
Пятый год обучения
Этюды
И. Беренс Этюды соч. 88 № 15, 17
А. Лемуан Этюды соч.37 № 10,11,17, 23
А. Лешгорн Этюд соч. 65
К. Черни Этюды соч. 821, № 5, 7
А. Шитте Этюды соч. 68 № 2,3, 6
Полифонические произведения
Ж. Арман «Фугетта» C-dur
И.С. Бах Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах:
Менуэт № 3
Менуэт № 12
Полонез № 19
Ф.Э. Бах «Менуэт»
И. Кригер «Сарабанда»
И. Кунау «Сарабанда»
А. Лядов «Четыре русские народные песни»: «Подлюбная»
Произведения крупной формы
И. Беркович «Сонатина» C-dur
Л. Бетховен «Сонатина» F-dur
П. Диабелли «Сонатина» соч. 151 № 1 часть 3
Д. Чимароза «Сонатина» a-moll
Ф. Кулау «Вариации» соч. 42
Пьесы
А. Гедике «Пьеса» A-dur
М. Глинка «Чувство», «Прощальный вальс»
Д. Кабалевский «Токкатина»
И. Шамо «Скерцо»
П. Чайковский «Камаринская», «В церкви», «Итальянская песенка»
Д. Шостакович «Гавот», «Танец»
Р. Шуман «Веселый крестьянин», «Сицилийская песенка»
С. Майкапар «Тарантелла»
Э. Григ «Вальс» e-moll
Ю. Щуровский «Часы»
И. Купревич «Осенняя песенка»
Ансамбли
Л. Бетховен «Три немецких танца»
Р. Глиэр «Мазурка»
С. Аракишвили «Тихая звездная ночь»
К. Глюк «Гавот»
О. Евлахов «Танец восковых фигурок»
С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»
22
Шестой год обучения
Этюды
А. Бертини Этюды соч. 29,32 (по выбору)
А. Лемуан Этюды соч. 37, № 28,32, 33,36,44
А. Лешгорн Этюды соч. 66, № 1-4
К. Черни- Г. Гермер Этюды, часть 1 № 32,43,44, часть 2 № 3, 7, 8
Полифонические произведения
Г. Гендель «Сарабанда с вариациями»
М. Глинка «Двухголосная фуга» a-moll
С. Павлюченко «Фугетта» a-moll
Д. Циполи «Фугетта» e-moll
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
И. Кирнбергер «Полонез» g-moll
Произведения крупной формы
А. Андре «Сонатина» a-moll
И. Бенда «Сонатина» a-moll
В.А. Моцарт Рондо из сонаты A-dur
С. Майкапар «Вариации на русскую тему» соч. 8
С. Майкапар «Сонатина» соч. 36
Пьесы
В.Ф. Бах «Весна»
Р. Глиэр «Колыбельная», «Листок из альбома»
Э. Григ «Вальс», «Танец эльфов»
С. Майкапар «Ариэтта из Большой сонатины»
Г. Пахульский «В мечтах»
С. Прокофьев «Прогулка», «Тарантелла»
П. Чайковский «Сладкая греза», «Баба Яга»
Д. Шостакович «Лирический вальс», «Полька-скакалка»
Ф. Шуберт «Вальс» h-moll
Ю. Щуровский «Танец»
Р. Шуман «Маленький романс»
Т. Кирхнер «Листок из альбома»
Д. Кабалевский «Рондо – токатта»
Ансамбли
И. Штраус «Анна-полька»
Дж. Мартини «Гавот»
С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии»
А.Хачатурян «Вальс цветов»
23
Седьмой год обучения
Этюды
А. Бертини соч. 29 Этюды № 1, 7, 18
Д. Кабалевский Этюд a-moll
А. Лешгорн Этюд соч. 66 № 22
К. Черни-Г.Гермер часть 2 Этюды № 19,20
Полифонические произведения
Г. Гендель Сюита № 11 d-moll
С. Майкапар Прелюдия и фугетта соч. 37 № 14
Д. Мартини Ария c-moll
И. Маттесон Сюита c-moll
Г. Муффат «Сицилиана»
Произведения крупной формы
Й. Бенда Сонатина d-moll
Я. Дюссек Сонатина
В.А. Моцарт Сонатина C-dur
А. Жилин «Как на дубчике два голубчика» Русская песня с вариациями
Ю. Рожавская Рондо
Пьесы
Н. Дремлюга «Лирическая песня»
В. Калинников «Грустная песенка»
В. Купревич «Прелюдия»
С. Прокофьев «Утро», «Вечер»
Н. Раков «Бабочки»
В. Уманец «Прелюдия» e-moll
А. Грибоедов «Вальс»
Х. Хагихара «Рассказ»
Р. Шуман «Отзвуки театра»
Р.Шуман «Дед Мороз»
Ансамбли
И. С. Бах «Шутка», «Сарабанда»
С. Рахманинов «Романс»
В. Гаврилин «Военная песня»
Э. Григ «Норвежский танец»
Э. Григ «Танец Анитры»
Г. Балаев «Звездная россыпь»
24
Восьмой год обучения
Этюды
Ф. Бургмюллер «Кавалькада», «Тарантелла»
Г. Беренс Этюд a-moll
К. Черни ред. Гермер Избранные фортепианные этюды № 9-12, 15-21
Л.Шитте Этюд А –dur, Этюд E-dur
А. Йенсен Этюд fis-moll
Полифонические произведения
И.С. Бах Инвенции a-moll, d-moll
Г. Гендель Сарабанда d-moll
Г. Гендель Аллеманда d-moll
Дж. Перголези Ария f-moll
Произведения крупной формы
И. Гайдн Легкая соната G-dur
В.А. Моцарт Сонатина C-dur
Дж. Сандони Соната
Я. Ваньхаль Соната A-dur
Пьесы
Л. Бетховен «Багатели» № 1,2,3
Ф. Шопен «Кантабиле», «Листок из альбома»
Э. Григ «Поэтическая картинка», соч. 3№ 1, «Песня Сольвейг»
З. Фибих «Поэма»
Я. Сибелиус «Колыбельная»
И. Мусоргский «Слеза»
А. Гречанинов «Жалоба»
А. Глазунов «Мазурка» G-dur
Д. Шостакович «Вальс-шутка»
В. Гаврилин «Танец»
В. Ребиков «Осенние листья»
Ф. Мендельсон «Песня без слов», E-dur
Ансамбли
Д. Шостакович «Охота»
Н. Раков «Протяжная»
С. Рахманинов «Итальянская полька»
С. Рахманинов «Сирень»
Г. Свиридов «Романс» из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель»
25
9. Общие требования по гаммам
I класс - Ознакомление с построением гамм, аккордов и арпеджио
II класс
III
•
•
•
Гаммы C-dur, G-dur, a-moll, e-moll
В прямом движении двумя руками на две октавы;
Короткие арпеджио отдельными руками на две октавы;
Аккорды отдельными руками на две октавы.
•
•
•
•
Гаммы G-dur, D-dur, a-moll, d-moll
В прямом движении двумя руками на две октавы;
Короткие арпеджио двумя руками на две октавы;
Длинные арпеджио отдельными руками на две октавы;
Аккорды двумя руками на две октавы.
•
•
•
•
•
•
Гаммы G-dur, F-dur, e-moll, d-moll (нат. и гарм.)
В прямом движении двумя руками на четыре октавы (мажор);
В прямом движении двумя руками на четыре октавы (минор);
Хроматическая гамма на четыре октавы отдельными руками;
Короткие арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Длинные арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Аккорды двумя руками па четыре октавы.
•
•
•
•
•
Гаммы A-dur, F-dur, e-moll, d-moll (нат. и гарм.)
В прямом движении двумя руками на четыре октавы;
Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками;
Короткие арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Длинные арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Аккорды двумя руками на четыре октавы.
•
•
•
•
•
Гаммы A-dur, D-dur, d-moll, g-moll
В прямом движении двумя руками на четыре октаны;
Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками;
Короткие арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Длинные арпеджио двумя руками на четыре октавы;
Аккорды двумя руками на четыре октавы.
КЛАСС
IV класс
V класс
VI класс
VII класс
Гаммы B-dur, A-dur, g-moll, d-moll (нат. и гарм.)
• В прямом движении двумя руками на четыре октавы;
• Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками;
• Короткие арпеджио двумя руками на четыре октавы;
• Длинные арпеджио двумя руками на четыре октавы;
• Аккорды двумя руками на четыре октавы.
VIII класс
Повторение пройденного материала.
26
10. Музыкальные термины
1 класс
legato
non legato
легато
нон легато
плавно, связно
не связно
staccato
стаккато
отрывисто
форте
громко
фортиссимо
очень громко, громоподобно
пиано
тихо
forte
f
fortissimo
ff
p
piano
pp
pianissimo
пианиссимо
очень тихо
mf
mezzo forte
меццо форте
умеренно громко
mp
mezzo piano
меццо пиано
умеренно тихо
cresc.
крещендо
постепенно усиливая звук
dim.
диминуэндо
постепенно ослабляя звук
диез
повышает звук на полтона
бемоль
понижает ноту на пол тона
бекар
знак отмены
ритенуто
замедление
фермата
увеличение длительности
реприза
знак повторения
rit.
ritenuto
fermatа
cresc.
dim.
постепенно усиливая звук
диминуэндо
постепенно ослабляя звук
диез
повышает звук на полтона
бемоль
понижает ноту на пол тона
бекар
знак отмены
фермата
увеличение длительности
ритенуто
замедляя
andante
анданте
не спеша, задумчиво
adagio
адажио
спокойно, медленно
allegro
аллегро
быстро, весело
fermatа
rit.
2 класс
крещендо
ritenuto
27
3 класс
andante
анданте
не спеша, задумчиво
andantino
андантино
не торопливо, чуть живее andante
adagio
адажио
спокойно, медленно
moderato
модерато
умеренно, сдержанно
allegro
аллегро
быстро, весело
allegretto
аллегретто
медленнее, чем allegro
dolce
дольче
нежно
cantabile
кантабиле
певуче
a tempo
а темпо
в прежнем темпе
sostenuto
состенуто
сдержанно
ritenuto
ритенуто
замедляя
4 класс
andante
анданте
не спеша, задумчиво
adagio
адажио
спокойно, медленно
andantino
андантино
не торопливо, чуть живее andante
moderato
модерато
умеренно, сдержанно
allegro
аллегро
быстро, весело
allegretto
аллегретто
медленнее, чем allegro
a tempo
а темпо
в прежнем темпе
presto
престо
очень скоро
largo
лярго
широко
dolce
дольче
нежно
cantabile
кантабиле
певуче
marcato
маркато
отчетливо, с ударением
fermatа
фермата
увеличение длительности
subito
субито
внезапно
sostenuto
состенуто
сдержанно
ritenuto
ритенуто
замедляя
rallentando
ралентандо
замедляя
accelerando
аччелерандо
ускоряя
simile
симиле
и так далее
28
5 класс
presto
престо
очень скоро
vivo
виво
живо
largo
лярго
широко
dolce
дольче
нежно
cantabile
кантабиле
певуче
poco a poco
поко а поко
постепенно
piu mosso
пиу моссо
более подвижно
meno mosso
мено моссо
менее подвижно
sostenuto
состенуто
сдержанно
rallentando
ралентандо
замедляя
accelerando
аччелерандо
ускоряя
6 класс
dolce
дольче
нежно
cantabile
кантабиле
певуче
poco a poco
поко а поко
постепенно
piu mosso
пиу моссо
более подвижно
meno mosso
мено моссо
менее подвижно
sostenuto
состенуто
сдержанно
rallentando
ралентандо
замедляя
accelerando
аччелерандо
ускоряя
morendo
морендо
замирая, затихая
leggiero
леджеро
легко
29
7 класс
andante
анданте
не спеша, задумчиво
andantino
андантино
не торопливо, чуть живее andante
adagio
адажио
спокойно, медленно
moderato
модерато
умеренно, сдержанно
allegro
аллегро
быстро, весело
allegretto
аллегретто
медленнее, чем allegro
presto
престо
очень скоро
vivo
виво
живо
largo
лярго
широко
subito
субито
внезапно
simile
симиле
и так далее
dolce
дольче
нежно
cantabile
кантабиле
певуче
poco a poco
поко а поко
постепенно
piu mosso
пиу моссо
более подвижно
meno mosso
мено моссо
менее подвижно
sostenuto
состенуто
сдержанно
ritenuto
ритенуто
замедляя
rallentando
ралентандо
замедляя
accelerando
аччелерандо
ускоряя
con moto
кон мото
с движением
espressivo
экспрессиво
выразительно
morendo
морендо
замирая, затихая
leggiero
леджеро
легко
30