Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
4
4.
Материально–технические условия
4
5.
Содержание программы
5
6.
Тематическое планирование
9
7.
Требования к учебной дисциплине «Сольфеджио»
19
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Сольфеджио» разработана для обучающихся МАОУ
Гимназии № 8.
Обучение по данной программе сспособствует музыкально-эстетическому
воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса. На занятиях педагог воспитывает у обучающихся
любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, лучших
представителей зарубежной музыки, развивает их музыкальные данные.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, а также возрастных особенностей обучающихся.
Цель программы: организация музыкального слуха обучающихся и его развитие,
обучение активному использованию слуха в творческой и исполнительской практике.
Задачи программы:
Образовательные:
— обеспечить обучающихся теоретическими знаниями в области музыкального
искусства;
— формировать вокально-интонационные навыки (сольфеджирование, пение с
листа);
— использовать теоретические знания обучающихся в ходе выполнения творческих
практических задний.
Развивающие:
развивать у обучающихся:
— мелодический, гармонический слух;
— способность ощущать фонизм интервалов, аккордов, воспринимать их как
единое целостное звучание;
— чувство лада: осознание связей звуков, окраски мажора, минора;
— музыкальное мышление и память;
— навык анализа и обобщения музыкального текста, владения музыкальной
терминологией;
— развивать творческие способности обучающихся;
— формировать коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
— воспитывать чувство стиля, толерантность к музыке различных жанров, стилей,
эпох национальных композиторских школ;
— приобщить к мировой и Отечественной музыкальной культуре;
— формировать духовно-нравственные ценности и идеалы.
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Занятия ведутся из расчета 1
академического часа в неделю. Программа включает в себя 33 учебные недели для
обучающихся 1 класса, 34 учебные недели для обучающихся 2-8 классов. Объем
программы за весь период обучения составляет 271 час.
3
2. Планируемые результаты освоения программы
За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических
навыков:
— уметь правильно и интонационно точно петь выученную мелодию;
— правильно и интонационно точно петь один из голосов несложной
двухголосной песни;
— подбирать на инструменте знакомые мелодии;
— анализировать на слух, а также по нотному тексту несложные песни.
Полученные на занятиях по данной программе знания и навыки должны помочь
обучающемуся в его занятиях по программам «Слушание музыки», «Хор».
3. Календарный учебный график
3.1. Календарный учебный график утверждается директором ОУ в соответствии с
учебным годом, каждый год.
3.2. Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173
Время, дата и номер кабинета – в соответствии с утвержденным расписанием ОО
учреждения.
Форма занятия – групповая.
—
—
—
—
—
—
—
—
4. Материально-технические условия
учебная аудитория;
парты, стулья;
школьная доска для записей;
наличие аудиоаппаратуры;
наличие экрана для просмотра видеозаписей;
наличие компьютера с выходом в Интернет;
наличие музыкальной фонотеки;
музыкальный инструмент (фортепиано).
4
5. Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Введение. Звуковысотность.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, о правилах поведения в кабинете.
Понятие о высоте звука. Регистры: высокие, низкие, средние звуки.
Практика: Умение интонировать звуки различной высоты, определять на слух все
виды регистров.
Раздел 2. Метроритм.
Теория: Размер. Длительности. Паузы. Понятие о пульсе в музыке, метроритме,
сильных и слабых долях. Тактовая черта, двухдольный и трехдольный размер. Короткие и
длинные звуки, схема длительностей. Виды пауз.
Практика: Выполнение ритмических упражнений (ходьба, бег под музыку, хлопки).
Простукивание ритмического рисунка, проговаривание ритмического рисунка слогами и
тактирование. Определение на слух 2х и 3х дольных размеров.
Раздел 3. Нотная запись.
Теория: нотный стан. Басовый и скрипичный ключи. Название и запись нот в
скрипичном и басовом ключах. Фермата, реприза (знак повторения).
Практика: Работа с нотным текстом по учебнику. Чтение нот в басовом и
скрипичном ключах.
Раздел 4. Темпы.
Теория: Понятие о быстром, медленном и умеренном темпах. Итальянское
обозначение основных темпов.
Практика: Определение на слух темпа. Пение мелодий в различных темпах.
Раздел 5. Лад.
Теория: Тон, полутон, интервалы. Знаки альтерации. Тоника. Гамма. Устойчивые,
неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие. Мажор, минор.
Практика: анализ мелодий на слух. Пение разученных мелодий.
Второй год обучения
Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения
в кабинете.
Теория. Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения в кабинете.
Раздел 2. Лад.
Теория: Мажорные и минорные тональности. Сопоставление ладов. Виды минора,
параллельные тональности.
Практика: анализ мелодий на слух. Разучивание мелодий, 2х-голосное пение.
Чтение с листа.
Раздел 3. Метроритм.
Теория: Двухдольный и трехдольный размеры. Нота с точкой. Темпы. Итальянское
обозначение темпов. Ускорение, замедление.
Практика: Ритмические упражнения. Дирижирование в 2х и 3х дольных размерах.
Анализ ритмического рисунка в мелодиях. Пение мелодий с ритмическим
сопровождением.
Раздел 4. Знаки альтерации.
Теория: Значение диеза, бемоля, бекара. Случайные знаки. Квинтовый круг
диезных и бемольных тональностей.
Практика: Анализ мелодий. Пение с листа.
Третий год обучения
Раздел 1. Введение. Группировка нот.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, о правилах поведения в кабинете
5
музыкально-теоретических дисциплин. Понятие о вокальной и инструментальной
группировке. Значение лиги.
Практика: Анализ записи одной и той же мелодии с различными группировками,
запись распевов в вокальной музыке. Чтение с листа. Изменение группировок нот в
мелодиях с вокальной на инструментальную и наоборот.
Раздел 2. Метроритм.
Теория: Понятие. Значение лиги в вокальной музыке. Группировки шестнадцатых
длительностей.
Практика: Ритмическое двухголосие. Развитие умения пения с листа.
Простукивание ритма с одновременным счетом вслух. Сочинение второй мелодической
фразы к данной мелодии на заданный ритм. Пение мелодии с ритмическим
сопровождением.
Раздел 3. Интервалы.
Теория: Понятие о гармонических и мелодических интервалах, о характерных
интервалах в гармоническом миноре. Качественная величина интервала. Обращение
интервалов.
Практика: Пение интервалов в ладу на различных ступенях. Определение
интервалов в мелодии, построение интервалов от звука. Слуховой анализ.
Раздел 4. Аккорды.
Теория: Понятие обращения трезвучий. Обращение трезвучий, их обращение в
ладу. Интервальный состав трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов.
Практика: Игра и пение мажорного и минорного трезвучий и их обращений.
Определение на слух. Пение трехголосных упражнений.
Раздел 5. Лад.
Теория: Строение мажорного лада. Строение трех видов минора. Параллельные
тональности. Главные ступени лада. Понятие транспозиции (транспонирование в разные
тональности).
Практика: Построение и пение гамм в тональностях до трех знаков. Определение
тональности в разучиваемых мелодиях. Написание мелодических диктантов. Определение
на слух тонических трезвучий и их обращений. Транспонирование и пение разученных
мелодий.
Четвертый год обучения
Раздел 1. Введение. Лад.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения в кабинете
музыкально-теоретических дисциплин. Понятие о хроматизмах, модуляции, трезвучиях
главных ступеней.
Практика: Пение мелодий и последовательности ступеней в мажорных и минорных
тональностях. Развитие умения интонировать случайные знаки (хроматизмы), переход
мелодии в другую тональность. Развитие умения подбирать бас (главные ступения лада) к
мелодии.
Раздел 2. Интервалы.
Теория: Увеличенная кварта. Уменьшенная квинта. Сексты и септимы в
тональности.
Практика: Построение интервалов в ладу. Определение интервалов на слух. Петь и
слушать интервальные цепочки в ладу.
Раздел 3. Аккорды.
Теория: Секстаккорды и квартсекстаккорды тонических трезвучий в тональности и
от звука. Доминантсептаккорд.
Практика: Строить тонический секстаккорд и квартсекстаккорд в тональности.
Диминантсептаккорд в тональности. Определение на слух трезвучий, секстаккордов и
квартсекстаккордов, Д7.
6
Раздел 4. Метроритм.
Теория: Сложный размер 6/8. Триоли. Синкопа (восьмая с точкой-шестнадцатая).
Практика: Уметь простучать заданный ритм. Ритмическое двухголосие. Пение
выученных мелодий с ритмическим сопровождением.
Пятый год обучения
Раздел 1. Введение. Лад.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения в кабинете
музыкально-теоретических дисциплин. Квинтовый круг тональностей. Тональности до 5ти знаков. Альтерация, хроматизм, модуляция.
Практика: Пение трезвучий главных ступеней лада с обращениями и разрешениями,
уменьшенного трезвучия на УП ступени. Доминантсептаккорд с обращениями и
разрешением. Мелодии с более сложными мелодическими оборотами.
Раздел 2. Интервалы.
Теория: Тритоны в тональности с разрешением.
Практика: Пение интервалов в мелодическом и гармоническом звучании,
двухголосно, а также пение последовательностей из нескольких интервалов. Пение
мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов.
Раздел 3. Аккорды.
Теория: Трезвучия главных ступеней лада и их обращения. Доминантсептаккорд с
обращениями и разрешением.
Практика: Игра и пение аккордовых последовательностей в мелодическом и
гармоническом звучании. Пение мелодий с движением по звукам обращений трезвучий
главных ступеней, уменьшенного трезвучия и диминантсептаккорда.
Раздел 4. Ритм.
Теория: Ритмическая группа восьмая с точкой – шестнадцатая - восьмая – две
шестнадцатых - четверть с точкой – две шестнадцатых
Практика: Ритмические упражнения с использованием пройденных длятельностей.
Двухголосные ритмические упражнения.
Шестой год обучения
Раздел 1. Введение. Лад.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения в кабинете
музыкально-теоретических дисциплин. Тональности до 5-ти знаков - мажорные и
минорные. Модулирующие секвенции, хроматизм..
Практика: Двухголосное и трехголосное пение. Пение с аккомпанементом.
Мелодии с элементами хроматизма, модуляции, по звукам доминантсептаккорда и
уменьшенного трезвучия. Подбор аккомпанемента с различной фигурацией..
Раздел 2. Интервалы.
Теория: Характерные интервалы в гармоническом миноре на УП и IУ ступенях.
Практика: Пение характерных интервалов в гармоническом миноре с разрешением.
Последовательности из нескольких интервалов. Двухголосное пение интервалов и
последовательностей.
Раздел 3. Аккорды.
Теория: Понятие каденции. Полные и половинные каденции. Фигурация аккордов.
Практика: Играть каденции в пройденных тональностях. Уметь выбирать
фигурацию аккордов при подборе аккомпанемента к мелодии.
Раздел 4. Ритм.
Теория: Синкопа внутритактовая и междутактовая. Различные ритмические группы
в размере 6/8. Переменный размер.
7
Практика: Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных
ритмов. Ритмические диктанты. Ритмические упражнения. Переменный размер.
Седьмой год обучения
Раздел 1. Введение. Лад.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения в кабинете
музыкально-теоретических дисциплин. Тональности до 6-ти знаков - мажорные и
минорные. Модулирующие секвенции, хроматизм.
Практика: Двухголосное и трехголосное пение. Пение с аккомпанементом.
Мелодии с элементами хроматизма, модуляции, по звукам доминантсептаккорда и
уменьшенного трезвучия. Подбор аккомпанемента с различной фигурацией..
Раздел 2. Интервалы.
Теория: Характерные интервалы в гармоническом миноре на УП и IУ ступенях,
тритоны.
Практика: Пение характерных интервалов в гармоническом миноре с разрешением.
Последовательности из нескольких интервалов. Двухголосное пение интервалов и
последовательностей.
Раздел 3. Аккорды.
Теория: Малый вводный, уменьшенный вводны и доминантовый септаккорды в
мажоре и гармоническом миноре и их обращения
Практика: Построение аккордов иих обращений в тональности и от звука.
Построение аккордовых последовательностей.
Раздел 4. Ритм.
Теория: Синкопа внутритактовая и междутактовая. Залигованные ноты.
Практика: Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных
ритмов. Ритмические диктанты. Ритмические упражнения.
8
6. Тематическое планирование дисциплины
«Сольфеджио»
на 8 лет обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
прак.
1 1
теор.
1
2 2
0.5
0.5
3 3
0.5
0.5
4 4
0.5
0.5
5 5
0.5
0.5
6 6
0.5
0.5
7 7
1
8 8
1
9 9
1
10 10
0.5
0.5
11 11
1
12 12
0.5
13 13
1
14 14
0.5
0.5
15 15
0.5
0.5
16 16
0.5
0.5
17 17
1
0.5
Первый год обучения
Форма
занятия
Тема
беседа
Форма
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Правила
поведения в кабинете.
беседа
Понятие о высоте звука.
Регистры: высокие, низкие,
средние звуки. Метроритм
беседа
Понятие о пульсе. Нотный стан.
Басовый и скрипичный ключи.
Название и запись нот в
скрипичном ключе.
беседа
Понятие о метроритме. Пульс.
Короткие и длинные звуки.
комбинированное Доли в музыке: сильная и
слабая. Двухдольный и
трёхдольный метр.
комбинированное Длительности. Названия, запись.
беседа
практическая
Работа с нотным текстом по
работа
учебнику: ноты, длительности.
комбинированное Темп. Быстрый и медленный
темпы.
практическая
Повторение пройденного
работа
материала за 1 четверть
комбинированное Понятие о мелодии.
Восходящее и нисходящее
движение мелодии.
комбинированное Поступенное и скачкообразное
движение мелодии.
комбинированное Понятие о ладе. Окраска звука.
Мажор и минор.
комбинированное Ритм. Ритмические упражнения.
Длительности: целая,
половинная, четверть, восьмая.
комбинированное Ритм. Ритмические упражнения.
Устойчивые и неустойчивые
ступени.
комбинированное Сильная и слабая доли. Акцент,
такт, тактовая черта. Реприза.
комбинированное Расположение нот в басовом
ключе. Чтение нот в скрипичном
и басовом ключах.
практическая
Итоговый занятие.
работа
Повторение пройденного
материала во 2 четверти.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
контрольное
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
контрольное
занятие
9
№
18 18
0.5
0.5
комбинированное Размеры две четверти, три
четверти, их сопоставление.
Ноты в скрипичном и в басовом
ключах.
комбинированное Паузы. Виды пауз. Запись в
тетради.
комбинированное Фраза, мотив.
опрос
19 19
0.5
0.5
20 20
0.5
0.5
21 21
0.5
0.5
комбинированное Понятие о динамических
оттенках
комбинированное Понятие о темпах. Итальянское
обозначение темпов.
комбинированное Интервалы.
опрос
22 22
0.5
0.5
23 23
0.5
0.5
24 24
1
комбинированное Интервалы
опрос
25 25
0.5
опрос
0.5
практическая
работа
практическая
работа
комбинированное
26 26
1
27 27
0.5
28 28
0.5
0.5
комбинированное
29 29
0.5
0.5
комбинированное
30 30
0.5
0.5
комбинированное
31 31
0.5
0.5
комбинированное
32 32
0.5
0.5
комбинированное
33 33
0.5
0.5
практическая
работа
Учебная
неделя
0.5
Количество
часов
прак.
1 1
теор.
1
2 2
0.5
3 3
1
4 4
1
5 5
1
6 6
0.5
0.5
0.5
Закрепление пройденного
материала.
Контрольное занятие
Тон, полутон. Цифровое
обозначение интервалов.
Знаки альтерации: диез, бемоль,
бекар.
Гамма. Тоника. Определение
тональности.
Устойчивые и неустойчивые
ступени. Тоническое трезвучие.
Неустойчивые ступени лада.
Разрешение в устойчивые
ступени.
Вводные ступени. Опевание
тоники.
Закрепление материала за 4
четверть.
опрос
опрос
опрос
опрос
контрольное
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Второй год обучения
Форма
занятия
Тема
Форма
контроля
беседа
Вводное занятие. Инструктаж по беседа
технике безопасности. Правила
поведения в кабинете.
комбинированное Мажорные и минорные
опрос
тональности.
комбинированное Сопоставление ладов.
опрос
комбинированное Дирижирование в двухдольном
размере.
комбинированное Разучивание мелодий.
Чтение с листа.
комбинированное Параллельные тональности.
Анализ мелодий на слух.
опрос
опрос
опрос
10
7 7
1
комбинированное Двухголосное пение.
опрос
8 8
1
опрос
9 9
1
комбинированное Тональность си-минор.
Сопоставление параллельных
тональностей. 2-х голосие.
практическая
Контрольное занятие
работа
комбинированное Дирижирование в трёхдольном
размере.
комбинированное Пение с листа. Разучивание
мелодий.
комбинированное Вводный тон в мажорных
тональностях.
комбинированное Слуховой анализ.
0.5
комбинированное Тональность си-бемоль мажор.
опрос
опрос
0.5
комбинированное Чтение с листа. Разучивание
мелодий.
комбинированное Натуральный минор.
комбинированное Контрольное занятие
контрольное
занятие
опрос
10 10
0.5
0.5
11 11
1
12 12
0.5
13 13
1
14 14
0.5
15 15
1
16 16
0.5
17 17
1
18 18
0.5
19 19
1
комбинированное Гармонический минор.
Слуховой анализ.
комбинированное Пение с листа.
20 20
1
комбинированное Разучивание мелодий.
21 21
0.5
22 22
1
23 23
1
24 24
0.5
25 25
1
26 26
1
27 27
0.5
0.5
28 28
0.5
0.5
29 29
0.5
30 30
0.5
31 31
32 32
0.5
0.5
контрольное
занятие
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
0.5
комбинированное Ритмическая группа четверть с
опрос
точкой и восьмая в двухдольном
размере.
комбинированное Анализ ритмического рисунка в опрос
мелодиях.
комбинированное Ритмические упражнения.
опрос
0.5
опрос
0.5
комбинированное Ритмическая группа четверть с
точкой и восьмая в размере три
четверти. Анализ ритмического
рисунка.
комбинированное Ритмические упражнения.
Разучивание мелодий.
практическая
Контрольное занятие
работа
комбинированное Темпы. Ускорение и замедление
темпов.
комбинированное Итальянское обозначение
темпов.
комбинированное Интервалы.
0.5
комбинированное Две величины. Анализ на слух.
опрос
1
комбинированное Двухголосное пение.
опрос
1
комбинированное Разучивание песен.
опрос
опрос
контрольное
занятие
опрос
опрос
опрос
11
№
33 33
0.5
34 34
1
Учебная
неделя
0.5
Количество
часов
практ.
1 1
теор.
1
2 2
0,5
3 3
1
4 4
1
5 5
0,5
0,5
6 6
0,5
0,5
7 7
8 8
0,5
1
0,5
9 9
0,5
1
0,5
комбинированное Знаки альтерации. Бекар. Анализ опрос
текстов. Разучивание мелодий.
Чтение с листа.
практическая
Контрольное занятие
контрольное
работа
занятие
Третий год обучения
Форма
занятия
Тема
Форма
контроля
беседа
Вводное занятие. Инструктаж по беседа
технике безопасности.
Правила поведения в кабинете.
комбинированное Вокальная и инструментальная
опрос
группировка нот.
практическое
Лига. Значение лиги
опрос, чтение
с листа
комбинированное Лига. Ритмические упражнения, опрос
чтение с листа
комбинированное Шестнадцатые. Вокальная и
опрос
инструментальная группировка.
комбинированное Шестнадцатые в различных
ритмический
группировках. Ритмические
диктант
упражнения. Диктант
беседа
Мажорный лад. Строение
опрос
мажорной гаммы. Тетрахорд
C,D,G,F,B
комбинированное Устойчивые и неустойчивые
опрос
ступени лада. Главные ступени
лада
практическая
Минорный лад. Строение
опрос
работа
натурального минора.
комбинированное Три вида минора
опрос
10 10
0,5
11 11
1
комбинированное Параллельный минор
опрос
12 12
1
комбинированное Переменный лад
опрос
13 13
0,5
0,5
14 14
0,5
0,5
15 15
0,5
0,5
16 16
1
17 17
1
18 18
1
19 19
0,5
0,5
комбинированное Интервалы ув2 в гармоническом опрос
и мелодическом миноре
комбинированное Октавы. Развернутое трезвучие. опрос
комбинированное Квинты как крайние звуки
трезвучия
практическая
Повторение пройденного
работа
материала по итогам четверти
практическая
Интервалы. Терции.
работа
Качественная величина.
комбинированное Кварты в ладу. На разных
ступенях.
комбинированное Секунды 2м, 2б от звука. Ув2 в
гармоническом миноре.
опрос
контрольное
занятие
письменная
работа
опрос
опрос
12
20 20
1
чтение с листа
1
комбинированное Ритм – восьмая-две
шестнадцатые
комбинированное Ритм - две шестнадцатыхвосьмая
комбинированное Тональность a-moll
21 21
1
22 22
23 23
1
комбинированное Тональность fis-moll
опрос
24 24
1
опрос
25 25
1
26 26
1
27 27
1
комбинированное Большие и малые секунды от
звука.
практическая
Транспозиция
работа
практическая
Повторение пройденного
работа
материала по итогам четверти
комбинированное Тональность Es-dur
28 28
1
комбинированное Тональность c-moll
опрос
29 29
1
30 30
0,5
ритмический
диктант
опрос
31 31
1
комбинированное Размер три восьмых.
Группировки в этом размере
комбинированное Сексты в мажоре и миноре.
Секстаккорды,
квартсекстаккорды.
практическая
Построение интервалов от звука
работа
32 32
1
комбинированное Обращение трезвучий
33 33
1
34 34
1
комбинированное Обращениетрезвучий.
Перемещение в ладу
практическая
Итоговое занятие
работа
0,5
опрос
опрос
опрос
контрольное
занятие
опрос
анализ на
слух,
письменная
работа
опрос
опрос
контрольное
занятие
Четвертый год обучения
Учебная
неделя
№
Количество
часов
теор
прак
Форма
занятия
1
1
1
беседа
2
2
0,5
0,5
комбинированное
3
3
0,5
0,5
комбинированное
4
4
0,5
0,5
комбинированное
5
5
1
комбинированное
6
6
1
комбинированное
Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Правила поведения в кабинете.
Мажорные тональности
(повторение)
Минорные тональности.
Гармонический, натуральный
(повторение)
Минорные тональности. Три
вида минора (повторение)
Ритмические упражнения
(повторение). Чтение с листа
мелодий с ритмическим
сопровождением.
Двухголосное пение
Форма
контроля
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
13
7
7
8
8
9
9
10
0,5
0,5
комбинированное
опрос
комбинированное
Ритм восьмая с точкойшестнадцатая. Чтение с листа.
Ритмические упражнения.
Повторение пройденного
материала.
Тональность E-dur
1
комбинированное
0,5
0,5
10
0,5
0,5
комбинированное
Тональность cis-moll
опрос
11
11
0,5
0,5
комбинированное
опрос
1
комбинированное
0,5
0,5
комбинированное
0,5
0,5
комбинированное
15
1
комбинированное
Ритм –восьмая-четвертьвосьмая. Синкопа.
Ритм –восьмая-четвертьвосьмая. Пение мелодий с
ритмическим сопровождением.
Увеличенная кварта в
тональности.
Уменьшенная квинта в
тональности
Интервалы от звука и в ладу
12
12
13
13
14
14
15
16
16
1
комбинированное
контрольное
занятие
17
17
0,5
комбинированное
Повторение пройденного
материала.
Обращение интервалов
18
18
1
комбинированное
Обращение интервалов
письменная
работа
опрос
19
19
0,5
комбинированное
Обращение трезвучий
опрос
20
20
1
комбинированное
Обращение трезвучий
21
21
0,5
0,5
комбинированное
22
22
0,5
0,5
комбинированное
23
23
0,5
0,5
комбинированное
24
24
1
комбинированное
25
25
1
комбинированное
26
26
1
комбинированное
27
27
0,5
0,5
комбинированное
28
28
0,5
0,5
комбинированное
29
29
0,5
0,5
комбинированное
Секстаккорды тонических
трезвучий в тональности
Квартсекстаккорды тонических
трезвучий в тональности
Трезвучия главных ступеней
лада.
Трезвучия главных ступеней
лада. Пение и анализ мелодий
Трезвучия главных ступеней
лада. Мелодии с
сопровождением.
Повторение пройденного
материала.
Смена лада и тональности в
мелодии. Переменный лад.
Смена лада и тональности в
мелодии. Одноименные
тональности.
Размер 6/8. Сложный размер.
чтение с
листа
опрос
30
30
1
комбинированное
0,5
0,5
Размер 6/8. Разучивание
мелодий. Ритмические
упражнения.
опрос
опрос
опрос, чтение
с листа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
контрольное
занятие
опрос
опрос
опрос
ритмический
диктант
14
31
31
1
комбинированное
Ритм триоль.
32
32
1
комбинированное
33
33
0,5
комбинированное
Триоль. Разучивание мелодий.
Ритмические упражнения.
Доминантсептаккорд.
34
34
1
комбинированное
0,5
Повторение пройденного
материала.
анализ на
слух,
письменная
работа
опрос
опрос
контрольное
занятие
Пятый год обучения
Учебная
неделя
№
Количество
часов
теор
прак
Форма
занятия
1
1
1
2
2
0,5
0,5
комбинированное
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Правила поведения в кабинете.
Мажорные тональности. As-dur
3
3
0,5
0,5
комбинированное
Минорные тональности. F-moll
4
4
1
комбинированное
5
5
0,5
комбинированное
Ритмическая группа: восьмая с
точкой-шестнадцатая, восьмаядве шестнадцатых
Ритмическая группа - синкопа
6
6
1
комбинированное
7
7
0,5
комбинированное
8
8
1
практическое
9
9
0,5
0,5
комбинированное
10
10
0,5
0,5
комбинированное
11
11
1
практическое
12
12
0,5
0,5
комбинированное
13
13
0,5
0,5
комбинированное
14
14
0,5
0,5
комбинированное
15
15
0,5
0,5
комбинированное
16
16
1
практическое
17
17
0,5
0,5
комбинированное
Обращение трезвучий главных
ступеней лада.
Обращение трезвучий главных
ступеней лада. Аккордовые
последовательности.
Сексты и септимы в
тональности
Секстаккорды и
квартсекстаккорды от звука
Доминантсептаккорд и его
обращения
Обращение
доминантсептаккорда в ладу
Повторение пройденного
материала.
Тональность H-dur
18
18
0,5
0,5
комбинированное
Тональность gis-moll
0,5
0,5
беседа
Тема
Секстаккорды и
квартсекстаккорды тонических
трезвучий в тональности
Тритоны в тональности
Повторение пройденного
материала.
Трезвучия главных ступеней
лада.
Форма
контроля
опрос, чтение
с листа
опрос, чтение
с листа
опрос
опрос, чтение
с листа
Опрос
Опрос,
чтение с
листа
Опрос,
чтение с
листа
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
15
19
19
0,5
0,5
комбинированное
Измененные звуки в мелодии
(хроматизм)
20
20
0,5
0,5
комбинированное
Проходящие и
вспомогательные звуки
21
21
0,5
0,5
комбинированное
Модуляция (переход из одной
тональности в другую)
22
22
0,5
0,5
комбинированное
Модуляция в родственные
тональности
23
23
0,5
0,5
комбинированное
Секвенции
Опрос,
чтение с
листа
Опрос,
чтение с
листа
Опрос,
анализ муз.
произведения
Опрос,
анализ на
слух
Опрос
24
24
0,5
0,5
комбинированное
Синкопы и слигованные ноты
Опрос
25
25
1
практическое
Двухголосное пение
Опрос
26
26
1
комбинированное
Опрос
27
27
0,5
0,5
комбинированное
28
28
0,5
0,5
комбинированное
29
29
0,5
0,5
комбинированное
30
30
0,5
0,5
комбинированное
31
31
0,5
0,5
комбинированное
32
32
1
практическое
33
33
1
практическое
34
34
1
практическое
Повторение пройденного
материала.
Ритмическая группачетверть с
точкой- две шестнадцатых
Уменьшенное трезвучие в
мажоре
Уменьшенное трезвучие в
гармоническом миноре
Квинтовый круг диезных
тональностей
Квинтовый круг бемольных
тональностей
Аккорды (повторение).
Построение от звука и в
тональности
Интервалы (повторение). Пение
в ладу и от звука
Контрольное занятие
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Пение с листа
Контрольная
работа
Шестой год обучения
Учебная
неделя
№
Количество
часов
теор
прак
Форма
занятия
1
1
1
2
2
0,5
0,5
комбинированное
3
3
0,5
0,5
комбинированное
4
4
1
практическое
5
5
0,5
комбинированное
6
6
1
практическое
Различные ритмические группы
в размере 6/8
Обращение трезвучий главных
ступеней лада
Фигурация аккордов
7
7
0,5
практическое
Переменный размер
0,5
0,5
беседа
Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Правила поведения в кабинете.
Мажорные тональности. Desdur
Минорные тональности. b-moll
Форма
контроля
Беседа
беседа, чтение
с листа
Опрос, чтение
с листа
Опрос,
чтение с листа
Опрос
Опрос, чтение
с листа
Опрос, чтение
с листа
16
8
8
1
практическое
0,5
0,5
комбинированное
Повторение пройденного
материала.
Модуляция
9
9
10
10
11
0,5
0,5
практическое
Модуляция
11
1
практическое
12
12
1
комбинированное
13
13
0,5
0,5
комбинированное
14
14
0,5
0,5
комбинированное
Двухголосное и трехголосное
пение
Двухголосное и трехголосное
пение
Квинтовый круг. Построение
гамм
Модулирующие секвенции
15
15
1
практическое
Модулирующие секвенции
16
16
1
практическое
17
17
1
практическое
18
18
1
практическое
Повторение пройденного
материала.
Сочетание разных ритмических
групп
Сочетание разных ритмических
групп
19
19
0,5
0,5
комбинированное
20
20
0,5
0,5
комбинированное
21
21
1
практическое
22
22
0,5
0,5
комбинированное
Аккорды (повторение). Все
виды трезвучий
Аккорды. Обращение Д7 и их
разрешение. Построение от
звука и в тональности
Аккорды. Аккордовые
последовательности.
Интервалы (повторение)
23
23
0,5
0,5
практическое
Интервалы
Опрос
24
24
1
практическое
Пение с аккомпанементом
25
25
1
практическое
Пение с аккомпанементом
Чтение с
листа
Опрос
26
26
1
комбинированное
27
27
0,5
комбинированное
Повторение пройденного
материала.
Самостоятельный анализ
28
28
1
комбинированное
Самостоятельный анализ
29
29
0,5
комбинированное
Каденции
30
30
1
комбинированное
Каденции
31
31
0,5
комбинированное
32
32
1
практическое
33
33
1
практическое
Подбирание аккомпанемента с
фигурацией
Подбирание аккомпанемента с
фигурацией
Контрольное занятие
34
34
1
практическое
0,5
0,5
0,5
Повторение пройденного
материала
Контрольное
занятие
Беседа,
чтение с листа
Опрос
чтение с листа
Опрос, чтение
с листа
Опрос
Опрос, чтение
с листа
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос,
ритмический
диктант
Опрос,
построение
Опрос, чтение
с листа
Опрос
Опрос
Опрос
Чтение с
листа
Опрос
Чтение с
листа,
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Анализ на
слух, тест
Опрос
17
Седьмой год обучения
Учебная
неделя
№
Количество
часов
теор
прак
Форма
занятия
1
1
1
2
2
0,5
0,5
комбинированное
3
3
0,5
0,5
комбинированное
4
4
0,5
0,5
комбинированное
5
5
1
6
6
7
Форма
контроля
Беседа
практическое
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Правила поведения в кабинете.
Тональности до пяти знаков в
ключе. Квинтовый круг
диезных тональностей.
Тональности до пяти знаков в
ключе. Квинтовый круг
бемольных тональностей.
Транспонирование. Три вида
транпонирования.
Транспонирование
0,5
комбинированное
Интервалы (повторение)
Беседа, опрос
7
1
практическое
Интервалы
Опрос
8
8
1
практическое
9
9
0,5
0,5
комбинированное
10
10
0,5
0,5
комбинированное
11
11
1
практическое
Контрольное
занятие
Беседа,
построение
Опрос,
построение
Опрос
12
12
0,5
комбинированное
13
13
1
практическое
Повторение пройденного
материала.
Аккорды (повторение). Все
виды трезвучий.
Аккорды. Трезвучия главных
ступеней.
Аккорды. Аккордовые
последовательности.
Интервалы натурального и
гармонического минора
Тритоны
14
14
0,5
0,5
комбинированное
15
15
0,5
0,5
комбинированное
16
16
1
практическое
Опрос, чтение
с листа
Опрос,
построение
Опрос
17
17
0,5
0,5
комбинированное
18
18
0,5
0,5
комбинированное
19
19
0,5
0,5
комбинированное
20
20
0,5
0,5
комбинированное
21
21
1
практическое
22
22
0,5
0,5
комбинированное
23
23
0,5
0,5
комбинированное
24
24
1
практическое
25
25
1
практическое
Увеличенная секунда и
уменьшенная септима
Увеличенная секунда и
уменьшенная септима
Повторение пройденного
материала
Аккорды в мажоре, в
натуральном и гармоническом
миноре
Уменьшенное трезвучие на
второй ступени минора
Малый вводный септаккорд
седьмой ступени
Уменьшенный вводный
септаккорд седьмой ступени
Малый вводный и
уменьшенный септаккорды
Ритмические группы с
синкопами (повторение)
Ритмические группы с
синкопами и залигованными
нотами
Ритмические группы с
синкопами и залигованными
нотами
Контрольное занятие
0,5
0,5
беседа
Тема
Беседа,
чтение с листа
Опрос, анализ
мелодий
Опрос
чтение с листа
Опрос
Беседа,
чтение с листа
Опрос
Беседа,
построение
Опрос, чтение
с листа
Беседа,
построение
Беседа,
чтение с листа
Опрос
Опрос, чтение
с листа
Опрос,
ритмические
упражнения
Опрос
Опрос
18
26
26
1
практическое
Повторение пройденного
материала
27
27
0,5
0,5
комбинированное
Доминантсептаккорд (Д7)
28
28
0,5
0,5
комбинированное
29
29
0,5
0,5
комбинированное
30
30
1
практическое
31
31
0,5
0,5
комбинированное
32
32
0,5
0,5
комбинированное
33
33
1
практическое
Доминантсептаккорд с
обращениями в мажоре
Доминантсептаккорд с
обращениями в гармоническом
миноре
Обращения
доминантсептаккорда и их
разрешения от звука и в
тональности
Тональности с шестью знаками.
Фа-диез мажор и ре-диез минор
Тональности с шестью знаками.
Соль-бемоль мажор и мибемоль минор
Контррольное занятие
34
34
1
практическое
Повторение пройденного
материала
Опрос, анализ
нотных
примеров
Беседа,
чтение с листа
Беседа,
построение
Опрос,
построение
Опрос,
построение
Опрос, чтение
с листа
Опрос, чтение
с листа
Опрос
Опрос
7. Требования к учебной дисциплине
«Сольфеджио»
Учебная дисциплина «Сольфеджио» предполагает наличие следующих учебных пособий:
1. Учебник «Сольфеджио», автор А. Барабошкина (1-2 годы обучения)
2. Учебник «Сольфеджио», авторы Е. Давыдова, Е. Запорожец (3-8 годы обучения)
3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, автор Г. Калинина (1-4 годы обучения)
4. Нотная тетрадь для записей
5. Письменные принадлежности
6. Таблицы по сольфеджио
19