Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
4
4
Материально–технические условия
4
5
Содержание программы
5
6
Тематическое планирование
6
7
Требования к учебной дисциплине «Спец. курс «Боевые искусства»»
8
1. Пояснительная записка
Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании
здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, поэтому развитие массового
спорта среди детей и молодежи является приоритетным направлением молодежной
политики.
Цель программы – создание условий для саморазвития, самоутверждения,
самореализации детей, содействие гармоничному физическому развитию и укреплению
здоровья обучающихся, вовлечение детей в полезную развивающую деятельность,
формирование физической культуры личности.
Задачи программы:
Образовательные:
— расширение знаний, обучающихся о мире японской культуры, национальной
японской борьбы, осознание наследуемых ценностей и их усвоение, то есть включение в
свою непосредственную деятельность уже имеющегося массива культуры.
Развивающие:
— формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и
спортом, каратэ, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу
самореализации личностно значимому проявлению человеческих способностей;
— развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию, как
основы формирования образовательных запросов и потребностей;
— формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и
спортом, каратэ, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу
самореализации личностно значимому проявлению человеческих способностей;
— воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих
способностей, обучающихся;
— формирование и совершенствование навыков выполнения общеразвивающих,
специально-подготовительных и соревновательных упражнений;
— формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных,
учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных поединков;
— формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа
и объяснения элементов техники и тактики каратэ;
— формирование и совершенствование знаний, умений и навыков организации,
проведения и судейства соревнований по каратэ.
Воспитательные:
— воспитание таких черт характера, как настойчивость, целеустремленность,
дисциплинированность, трудолюбие;
— оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их самопознании,
самореализации и самосовершенствовании;
— организация содержательного досуга детей, подростков и их родителей;
— укрепление и развитие взаимодействия с семьями воспитанников;
— профилактика асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия ведутся из расчета 2
академических (по 40 минут) часов в неделю. Программа включает в себя 33 учебные
недели для обучающихся 1 класса, 34 учебные недели для обучающихся 2 – 4 классов.
Объем программы за весь период обучения составляет 270 часов.
3
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Предметные результаты:
— укрепление психофизического здоровья детей;
— овладение основами знаний и умений в области каратэ;
— повышение имиджа и популяризация занятий каратэ.
Метапредметные результаты:
— умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
— овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
— сплочение детского коллектива.
3. Календарный учебный график
3.1. Календарный учебный график утверждается директором ОУ в соответствии с
учебным годом, каждый год.
3.2. Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173
Время, дата и номер кабинета – в соответствии с утвержденным расписанием ОО
учреждения.
Форма занятия – групповая.
4. Материально–технические условия
— Помещение для учебных занятий;
— Напольное покрытие – татами, маты гимнастические;
— Специальное оборудование: боксерские мешки, тренировочные лапы,
макивары, гантели, манекен для занятий единоборствами, амортизатор резиновый для
выполнения силовых упражнений;
— Зеркало.
4
5. Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Пожарная безопасность
Теория: знакомство с группой и педагогом; инструктаж по правилам поведения в
спортивном зале, по технике электро- и пожарной безопасности, по охране труда; краткий
обзор истории развития единоборств в мире и в России.
Раздел 2. Технико–тактическая подготовка
Тема 2.1. Боевые дистанции
Практика: обучение и совершенствование техники и тактики атакующих и
контратакующих приёмов на дальней, средней и ближней дистанциях; отработка техники
и тактики путем спортивной игры.
Тема 2.2. Тренировка в парах
Практика: спортивная честь, спортивные ритуалы в единоборствах. Обучение и
совершенствование техники и тактики атакующих и контратакующих приёмов с
напарником; условный бой по заданию.
Тема 2.3. Спарринг
Практика: обучение и совершенствование техники и тактики атакующих и
контратакующих приёмов единоборств на дальней, средней и ближней дистанциях;
условный бой по заданию.
Раздел 3. Специальные комплексы движений (ката)
Тема 3.1. Техника движений ката
Практика: ката – древние формализованные комплексы движений; значение ката в
освоении базовой техники единоборств; терминология. Обучение и совершенствование
техники выполнения ката.
Тема 3.2. Анализ движений ката
Практика: применение техники ката для защиты от атаки нескольких противников;
самостоятельное выполнение комбинаций.
Раздел 4. Соревновательная подготовка и участие в соревнованиях
Практика: подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.
5
6. Тематическое планирование дисциплины
«Спец. курс «Боевые искусства»»
на 4 года обучения
Учебная
неделя
№
Количество часов
практ.
теор.
0,5
Форма
занятия
Тема
Форма
контроля
1
1
0,5
2
1
1
комбинированное Инструктаж по технике безопасности.
беседа
Этикет и ритуал додзё. Обучение медитации.
Ознакомление со спаринговой работой. Бои
по заданию. Свободные бои.
практическое
Обучение и отработка тэйкиоку трех форм. опрос
3
2
1
практическое
4
2
1
практическое
5
3
6
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
опрос
1
Отработка тэйкиоку трех форм
Разучивание ката пинан соно ити
комбинированное Бои по заданию. Свободные бои
3
1
практическое
опрос
7
4
1
практическое
Отработка тэйкиоку трех форм
Закрепление материала по пинан соно ити
Свободные бои. Бои по заданию
8
4
1
практическое
Отработка отдельных элементов ката пинан опрос
9
5
1
комбинированное Бои по заданию. Свободные бои
опрос
10
5
1
практическое
опрос
11
6
1
практическое
12
6
1
практическое
13
7
14
Применение отдельных элементов ката
пинан (бункай)
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
опрос
опрос
опрос
1
Обучение ката пинан соно ни.
Отработка ранее изученых ката
комбинированное Бои по заданию. Свободные бои
7
1
практическое
Отработка ката пинан соно ни.
опрос
15
8
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
16
8
1
практическое
17
9
1
Отработка отдельных элементов ката пинан опрос
соно ни
комбинированное Бои по заданию. Свободные бои
опрос
18
9
1
практическое
19
10
1
практическое
20
10
1
опрос
21
11
1
комбинированное Наработка тэйкиоку трех форм по времени
исполнения
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
22
11
1
практическое
Требования к исполнению ката и оценка
опрос
23
12
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
24
12
1
комбинированное Наработка ката пинан соно ити по времени
опрос
25
13
1
практическое
опрос
Применение отдельных элементов ката
пинан соно ни (бункай)
Бои по заданию. Свободные бои
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
опрос
опрос
опрос
6
26
13
1
практическое
Отработка ката пинан соно ни по времени
опрос
27
14
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
28
14
1
опрос
29
15
1
комбинированное Требования к исполнению ката пинан соно
ити, соно ни и оценка
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
30
15
1
практическое
опрос
31
16
1
практическое
32
16
1
33
17
1
комбинированное Требования к исполнению тэйкиоку трех
форм, пинан соно ити и соно ни и оценка
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
34
17
1
практическое
35
18
1
практическое
36
18
1
комбинированное Обучение ката пинан соно сан
опрос
37
19
1
комбинированное Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
38
19
1
комбинированное Отработка ката пинан соно сан
опрос
39
20
1
практическое
опрос
40
20
1
опрос
41
21
1
комбинированное Отработка отдельных элеменых ката пинан
соно сан
практическое
Бои по заданию. Свободные бои.
42
21
1
практическое
опрос
43
22
1
практическое
44
22
1
45
23
1
комбинированное Повторение и отработка тэйкиоку трех форм, опрос
пинана 1,2,3
практическое
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
46
23
1
практическое
47
24
1
практическое
48
24
1
49
25
1
комбинированное Отработка отдельных элементов ката пинан беседа
соно ён. Наработка ранее изученых ката
практическое
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
50
25
1
практическое
51
26
1
практическое
52
26
1
53
27
1
комбинированное Наработка ката пинан соно ён по времени
исполнения
практическое
Бои по заданию. Свободные бои.
54
27
1
практическое
Повторение и отработка ранее изученых ката опрос
55
28
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
56
28
1
комбинированное Обучение ката пинан соно го
Отработка тэйкиоку трех форм, пинан соно
ити и соно ни
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
опрос
опрос
опрос
Повторение тэйкиоку трех форм, пинан соно опрос
ити и соно ни
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
Бои по заданию. Свободные бои
Отработка отдельных элеменых ката пинан
соно сан (бункай)
Бои по заданию. Свободные бои.
Обучение ката пинан соно ён.
Наработка ранее изученых ката
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
опрос
опрос
опрос
Отработка отдельных элементов ката пинан опрос
соно ён (бункай)
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
беседа
опрос
опрос
беседа
7
57
29
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
опрос
58
29
1
практическое
Обучение и отработка ката пинан соно го
опрос
59
30
1
практическое
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
60
30
1
61
31
1
62
31
1
63
32
1
комбинированное Отработка отдельных элементов ката пинан беседа
соно го. Отработка ранее изученых ката
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
соответствие
нормативам
практическое
Отработка отдельных элементов ката пинан опрос
соно го (бункай)
практическое
Бои по заданию. Свободные бои
самоконтроль
64
32
1
комбинированное Наработка ката пинан соно го по времени
опрос
65
33
1
практическое
самоконтроль
66
33
1
практическое
67
34
1
практическое
68
34
1
комбинированное Отработка всех ката по времени исполнения опрос
Бои по заданию. Свободные бои
Требования к исполнению тэйкиоку трех
опрос
форм, пинан соно ити, ни, сан, си, го и оценка
Бои по заданию. Свободные бои.
опрос
7. Требования к учебной дисциплине
«Боевые искусства»
Учебная дисциплина «Боевые искусства» предполагает специальную одежду
(форму) – доги (кимоно), перчатки на руки, защиту голени и стопы, шлем, защиту паха (у
мальчиков), нагрудник (у девочек).
8