ОМ Право

Приложение к основной образовательной программе ООО
МАОУ Гимназии № 8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Оценочные материалы
по учебному предмету
«Право»
10-11 классы

Пояснительная записка
Тематические тестовые работы составлены по каждому разделу, а также итоговые
задания для проверки знаний в конце учебного года. Каждая работа состоит из заданий
различного типа: выбор правильного ответа, дополнение пропущенных слов,
установление соответствия, работа с картинками.
Содержимое зданий направлено на проверку достижения уровня обязательной
подготовки, проверки знание на понимание важных элементов содержания (понятий, их
свойств и др.), владение основными алгоритмами.
Оценочные материалы содержат задания, при помощи которых проверяется умение
применять знания в простейших практических ситуациях. В конце каждых материалов
содержатся сложные задания, что направлено на дифференцированную проверку
повышенного уровня владения материалом. Задания высокого уровня сложности,
требуют развёрнутого ответа. При выполнении этих заданий учащиеся должны приводить
необходимые обоснования и пояснения.
Назначение оценочных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения
обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом
соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным
в Федеральный перечень.
Содержание и структура оценочных материалов







Содержание и структура промежуточного контроля по предмету «Право»
в 10-11 классе дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений
по темам:
Теория государства и права
Конституционное право
Международное право
Основные отрасли российского права
Основы российского судопроизводства

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся
по предмету «Право»
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся является одним из документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов.
Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню
подготовки учащихся и проверяемых элементов содержания. В результате контроля и
оценки по праву осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:
–
опознавать и классифицировать государства по их признакам,
функциям и формам;

–

выявлять элементы системы права и дифференцировать источники

–

характеризовать

права;
нормативно-правовой

акт

как

основу

законодательства;
–

различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности

правовых норм как вида социальных норм;
–

различать субъекты и объекты правоотношений;

–

дифференцировать правоспособность, дееспособность;

–

оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного

поведения человека, делать соответствующие выводы;
–

оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие

правопорядка и законности в Российской Федерации;
–

характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной

закон государства, определяющий государственное устройство Российской
Федерации;
–

осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской

Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических
ценностей и правопорядка;
–

формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой

связи между государством и человеком;
–

устанавливать

взаимосвязь

между

правами

и

обязанностями

гражданина Российской Федерации;
–

называть элементы системы органов государственной власти в

Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и
Федерального Собрания Российской Федерации;
–

выявлять

особенности

судебной

системы

и

системы

правоохранительных органов в Российской Федерации;
–

описывать законодательный процесс как целостный государственный

механизм;
–

характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

–

объяснять на конкретном примере структуру и функции органов

местного самоуправления в Российской Федерации;
–

характеризовать и классифицировать права человека;

–

объяснять основные идеи международных документов, направленных

на защиту прав человека;

–

характеризовать

гражданское,

семейное,

трудовое,

административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского
права;
–

характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
–

иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав

потребителя;
–

иллюстрировать

примерами

особенности

реализации

права

собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать
особенности гражданско-правового договора;
–

иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой

ответственности;
–

характеризовать права и обязанности членов семьи;

–

объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

–

характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать

участников этих правоотношений;
–

раскрывать содержание трудового договора;

–

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних

в трудовых отношениях;
–

иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и

привлечение к дисциплинарной ответственности;
–

различать виды административных правонарушений и описывать

порядок привлечения к административной ответственности;
–

дифференцировать виды административных наказаний;

–

дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

–

выявлять

специфику

уголовной

ответственности

несовершеннолетних;
–

различать права и обязанности налогоплательщика;

–

анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими,

семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
–

различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство,

грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами;

–

высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней

убежденности в необходимости соблюдения норм права;
–

различать виды юридических профессий.

Система оценивания.
Общие критерии и нормы оценочной деятельности
Отметочная система оценивания (для обучающихся 10 -11 классов).
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены
объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены
общедидактические критерии.
Письменный ответ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знания, понимания, глубину усвоения всего объема программного
материала.
2) Показывает умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3) Не допускает ошибки и недочеты при изложении изученного материала, соблюдает
требования к письменной речи, правила оформления письменных работ, в том числе логичное
и четкое изложение материала, доказательность, достоверность изложенных фактов,
аккуратность исполнения работы (написано разборчивым почерком, аккуратно выполнено
подчѐркивание, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае
необходимости - с применением специальных инструментов; исправление ошибок: неверно
написанные символ, часть слова, слово, словосочетание и т.д. зачеркиваются тонкой
горизонтальной линией; вместо зачѐркнутого вписывается правильный ответ).
4) Показывает 80-100% процентов верно выполненных заданий от общего объема (в
зависимости от вида работы) – демонстрирует высокий уровень.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание всего изученного программного материала.
2) Показывает умение выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутипредметные
связи, применять полученные знания на практике.
3) Допускает 1-2 (негрубые) ошибки и недочеты при изложении изученного материала,
не искажающие сути ответа по существу, соблюдает требования к письменной речи, правила
оформления письменных работ.
4) Показывает 65-80% процентов верно выполненных заданий от общего объема –
демонстрирует повышенный уровень.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы, затрудняется при выделении главного и второстепенного, при самостоятельном
изложении без незначительной помощи учителя- предметника.
2) Показывает умение работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на
видоизмененные вопросы.
3) Допускает ошибки, искажающие отдельные аспекты темы при воспроизведении
изученного материала, несоблюдение требований к письменной речи и правил оформления
письменных работ.
4) Показывает 50-64% процентов верно выполненных заданий от общего объема –
демонстрирует базовый уровень
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований

программы, отдельные представления об изученном материале.
2) Демонстрирует отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, вызывают
затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3) Допускает грубые ошибки, искажающие большинство аспектов темы, большое числа
неточностей при изложении изученного материала, значительное несоблюдение требований к
письменной речи и правил оформления письменных работ.
4) Показывает менее 50% процентов верно выполненных заданий от общего объема
демонстрирует уровень ниже базового.
Устный ответ:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать
собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; излагать материал литературным языком, правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для
доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий, допустил неполные ответы,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные
вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной.
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1) Усвоил основное содержание учебного материала, однако, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему освоению программного материала.
2) Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
3) Показывает недостаточную сформированность отдельных образовательных
достижений, знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
4) Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии,

определения понятий дает недостаточно четкие.
5) Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении.
6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская существенное) или воспроизводит
содержание учебного материала, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
учебного материала или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская 1 - 3 грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2) Не делает выводов и обобщений.
3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов.
4) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5) При ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи
учителя.

Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных
условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.
Образцы контрольно – измерительных материалов
10-11 -классов по предмету «Право»
Подготовить реферат: «Романо-германское право».
Требование к заданию: представление печатного варианта реферата в объеме не
менее 5- 10 листов (шрифт 14, интервал 1,5); для получения повышенной оценки –
представление пакета доп. материалов (приложений) по теме реферата (схемы, таблицы,
фотографии, карты событий, плакаты, листовки и т.д.)
Тестовые работы (на базе тестов ЕГЭ).
1. Задание 16 № 9456
Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам)
гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на неприкосновенность частной жизни
2) право на труд в нормальных условиях
3) право на тайну переписки, телефонных переговоров
4) свобода совести
5) свобода предпринимательской деятельности

2. Задание 17 № 3805
Найдите
в
приведённом
ниже
списке
элементы
правового
статуса
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) право самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и иными
доходами
2) право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру
3) право вносить вклады в банк от своего имени
4) право осуществлять права авторства литературного произведения
5) право самостоятельно заключать любые сделки
6) право с 15-летнего возраста быть членом кооператива
3. Задание 18 № 8461
Установите соответствие между примерами правовых санкций и видами юридической
ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРИМЕР ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ
А) выговор
Б) дисквалификация
В) лишение специального права
Г) конфискация
Д) увольнение

1) дисциплинарная
2) административная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

В

Г

Д

Тестовые работы оцениваются:
Балл (%)

В примере

Отметка

0-49

0-4

2

50-65

5-6

3

66-85

7-8

4

86-100

9-10

5

Самостоятельные и контрольные работы
1. Задание 1 № 1020
Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Задание 2 № 10791
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.
3. Задание 3 № 4721
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями
социальной стратификации.
1) доход
2) социальная роль
3) престиж
4) власть
5) авторитет
6) образование
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под
которыми они указаны.
4. Задание 16 № 17525
Что из перечисленного ниже относится к исключительному ведению Российской
Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданство в Российской Федерации
2) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и
другими природными ресурсами
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий
4) кадры судебных и правоохранительных органов
5) внешнеэкономические отношения Российской Федерации
5. Задание 16 № 11789
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина
РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие обязанности.
1) пользование родным языком
2) равный доступ к государственной службе
3) участие в отправлении правосудия
4) уважение прав и законных интересов других лиц
5) охрана историко-культурного наследия
6. Задание 17 № 10416
Выберите верные суждения о субъектах гражданского права и запишите цифры, под
которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Юридические лица — это организации, имеющие право участвовать в гражданскоправовом обороте.
2) Лица без гражданства не могут являться субъектами гражданского права.

3) Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно
распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами.
4) Гражданская дееспособность физического лица возникает с момента рождения
человека.
5) Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его
регистрации в установленном законом порядке.
7. Задание 17 № 10358
Выберите верные суждения о действии уголовного закона во времени и пространстве
и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Временем совершения преступления признаётся время наступления общественно
опасных последствий.
2) Преступность деяния определяется уголовным законом, действующим на момент
вынесения приговора по делу.
3) Гражданин России не может быть выдан для суда и наказания иностранному
государству.
4) Иностранные граждане, совершившие преступление на территории России,
подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.
5) Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление,
имеет обратную силу.
8. Задание 18 № 9962
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в
РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.

МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
РФ

ПРИМЕРЫ
А) возмещение убытков
Б) предупреждение
В) дисквалификация
Г) взыскание неустойки
Д) замечание

1) способы защиты гражданских прав
2) дисциплинарные взыскания
3) административные наказания

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A

Б

В

Г

Д

9. Задание 18 № 11791
Установите соответствие между сведениями и условиями трудового договора: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
СВЕДЕНИЯ
А) характеристика условий труда
Б) испытательный срок
В) оплата проезда до места работы

УСЛОВИЯ
1) необходимые условия
2) дополнительные условия

Г) дата начала работы
Д) наименование работодателя
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

В

Г

Д

10. Задание 29 № 9235
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите минисочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой
автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите
рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия,
теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических
положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных
фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по
сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги,
просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и
подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение
или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть
однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия. «Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но
недостаточно для жизни». (Д. Сантаяна)
29.2 Экономика. «Каждый вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на
машинах по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро
у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они
приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество». (Д. Гуднайт)
29.3 Социология, социальная психология. «У всякого человека бывает два
воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе
сам». (Э. Гиббон)
29.4 Политология. «Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и
дарованиях». (Вольтер)
29.5 Правоведение. «Право должно быть главным образом приспособлено к тому, что
случается часто и легко, а не весьма редко». (Положение римского права)
Балл (%)

В примере

Отметка

0-49

0-4

2

50-65

5-6

3

66-85

7-8

4

86-100

9-10

5

Письменные зачеты:

На базе задания 29 обр. ЕГЭ (сочинение)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.