ОМ Художественная культура Урала

Приложение к основной образовательной программе ООО
МАОУ Гимназии № 8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Оценочные материалы по
элективному курсу
«Художественная культура Урала»
10-11 класс

Пояснительная записка
Тематические тестовые работы составлены по каждому разделу, а также итоговые
задания для проверки знаний в конце учебного года. Каждая работа состоит из заданий
различного типа: выбор правильного ответа, дополнение пропущенных слов,
установление соответствия, работа с картинками и картами.
Содержимое зданий направлено на проверку достижения уровня обязательной
подготовки, проверки знание на понимание важных элементов содержания (понятий, их
свойств и др.), владение основными алгоритмами.
Оценочные материалы содержат задания, при помощи которых проверяется умение
применять знания в простейших практических ситуациях. В конце каждых материалов
содержатся сложные задания, что направлено на дифференцированную проверку
повышенного уровня владения материалом. Задания высокого уровня сложности,
требуют развёрнутого ответа. При выполнении этих заданий учащиеся должны приводить
необходимые обоснования и пояснения.
Назначение оценочных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения
обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом
соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным
в Федеральный перечень.

Система оценивания.
Критерии оценивания учащихся
Оценка «5» ставится, если:
- учащийся знает основные виды и жанры искусства, выдающихся представителей
отечественного и зарубежного искусства и их произведения, особенности языка
различных видов искусств, в том числе и синтетических, узнает изученные стили и
направления в МХК;
- умеет анализировать содержание, образный язык произведений разных видов искусств,
умеет пользоваться различными источниками информации о МХК, выполняет учебные и
творческие задания по заданным темам;
- воспринимает и оценивает произведения искусства, высказывая собственное суждение.
Оценка «4» ставится, если:
- учащиеся знает основные виды и жанры искусства, некоторых выдающихся
представителей отечественного и зарубежного искусства и их главные работы, узнает
изученные стили и направления в МХК, допуская небольшие неточности;
- умеет анализировать содержание и язык произведений разных видов искусств,
затрудняясь при ответе на дополнительные вопросы;

- воспринимает произведения искусства, недостаточно полно высказывая собственное
суждение.
Оценка «3» ставится, если:
-учащийся допускает ряд ошибок, определяя основные виды и жанры искусства,
произведения выдающихся представителей отечественного и зарубежного искусства,
затрудняется в определении изученных стилей и направлений в МХК;
- допускает грубые ошибки при анализе содержания и языка произведений разных видов
искусства;
- не обосновывает собственного суждения при оценке произведений искусства.
Оценка «2» ставится, если:
- учащийся не знает виды и жанры искусства, представителей отечественного и
зарубежного искусства, стили и направления в МХК;
- не умеет анализировать произведения искусства;
- не имеет собственного суждения при восприятии искусства.

Спецификация заданий для тематического контроля
1. Назначение контрольных измерительных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень
освоения учащимися 10 - 11классов федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Тексты заданий
предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам,
принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень.
2. Содержание и структура промежуточного контроля
в 10 классе дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по
темам:
 Памятники первобытной культуры на Урале.
 Культура Урала ХVI-ХVIIIвеков
 Архитектура Урала в ХVIII - начале XX века.
 Уральские промыслы
 Профессиональное искусство на Урале.
 Религиозное искусство Урала.
Содержание и структура промежуточного контроля по ХКУ в 11 классе дают
возможность достаточно полно проверить комплекс умений по темам:

 Культура Урала в первые послереволюционные годы.
 Искусство 1930-х годов и создание мифа о советском Урале.
 Одна на всех Победа.
 «Суровый стиль Урала».
 Художественная жизнь Урала 1970-1980-х гг.
 Культура Урала между прошлым и будущим
Кодификатор
требований к уровню подготовки обучающихся
10 – 11 классов
по ХКУ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся является одним из документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов. Кодификатор является систематизированным
перечнем требований к уровню подготовки учащихся 10 - 11 классов и проверяемых
элементов содержания.
Кодификатор состоит из двух разделов:
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Художественная культура Урала» учащиеся должны
знать:
- историю региона, его развитие и способы реализации культуротворческих сил
человека
-основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии художественной культуре
Урала;
-основные стили и направления в художественной культуре Урала;
-роль и место классического художественного наследия Урала в художественной
культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную
структуру;
- выдающиеся памятники и произведения Уральского искусства различных эпох;
основные
художественные
музеи
Урала.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
-показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры
Урала в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и
интерпретировать ее.
-выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения,
рецензии);

- использовать

приобретённые

знания

и

умения

в

жизни.

Результатом преподавания учебного предмета «Художественная культура Урала»
должен явиться эстетический рост учеников, постигающих художественную культуру
Урала: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через
постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной
эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на
основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Образцы контрольно – измерительных материалов
10-11 классов по ХКУ
Проверочная работа по теме «Памятники первобытного искусства на Урале»
1. Какие первобытные верования вы знаете? Дайте объяснение каждому из них.
2.

Дайте определение понятию « Синкретизм первобытной культуры». Приведите
пример.

3. Какие памятники первобытного искусства на Урале Вам известны?
4. Где располагается Каповая пещера? Напишите второе название этой пещеры.
Расскажите о происхождении названия. Что было найдено в пещере? (раскройте
подробнее этот вопрос! )
5. Укажите название памятников первобытной культуры, представленных на
картинках . В каких местах находили произведения? Каких животных чаще
всего изображали? Почему?

6. Выберите правильные ответы из предложенных ниже. Скульптура звериного
стиля была:
А)бумажная

Б)мраморная

В)глиняная Г)каменная Д) чугунная

7. Как называются наскальные изображения, которые наносились на
вертикальные или слегка наклоненные поверхности скал, защищенных от
прямых атмосферных осадков, под навесами. Укажите характерные
особенности этих изображений? В долинах какой уральской реки было
найдено больше всего памятников?
Варианты: Вишеры, Туры, Тагила, Режа, Нейвы, Ирбита, Уфы
8. Укажите название памятников первобытной культуры. Где они были найдены?
Из какого материала выполнены? В чем их уникальность? В каком городе
сейчас хранятся? В каком музее их можно посмотреть?

9. Что такое Аркаим? Где он находится? В чем уникальность данного памятника?
(дайте развернутый ответ) Нарисуйте примерный план городища. Сколько
входов было предусмотрено? Перечислите основные занятие жителей Аркаима.
Почему арии покинули городище?
Проверочная работа по теме «Классицизм в архитектуре Урала. Михаил Павлович Малахов.
1. М.П. Малахов известный архитектор:
1) XVIII века
2) XIX века
3) XX века
2. М. П. Малахов родился:
1) В Пермской губернии
2) В Черниговском уезде
3) В Екатеринбурге
3. М. П. Малахов стал архитектором Екатеринбургского горного округа, а затем архитектором
Уральского горного управления:

1) С сентября 1800 г.
2) С марта 1805
3) С февраля 1815 г.
Вопросы по содержанию таблицы.
4. Для каких целей была построена Аптека горного ведомства?
5. Что располагалось за обнесенной оградой с красивыми воротами позади Аптеки?
6. Что сейчас располагается в здании Аптеки горного ведомства?
7. Владельцем этого дома являлся?(см.фото)
1)

В.А. Глинка

2) И. Г. Пшеничников
3) И.И.Свиязов

8. Какие именитые люди останавливались в резиденции у владельца дома?(см.фото)
9. Что сейчас располагается в данном доме? (см.фото)

10. Почему Дом М. Малахова называют загородной дачей, ведь здание расположено в черте
города, на улице Луначарского?

11. Главный фасад Дома М. Малахова украшен:
1) четырехколонным ионическим портиком с балконом, опирающимся на аркаду
2) пятиколонным коринфским портиком с балконом, опирающимся на аркаду
1) четырехколонным коринфским портиком с балконом, опирающимся на аркаду
12. Что сейчас располагается в Доме М. Малахова?
13. Укажите названия проектов М. Малахова:

Тема: Творчество Андрея Никифоровича Воронихина
На вопросы необходимо отвечать развернуто.

1. Где располагается Казанский собор? (страна, город)

2. Кто был архитектором Казанского собора?
3. Откуда был родом А. Воронихин?
4. В присутствии какого императора произошла закладка Казанского собора?
5. В каком стиле построен Казанский собор?
6. Какое сооружение послужило прототипом Казанского собора?
7. На протяжении скольких лет велось строительство собора?
8. Каким материалом облицованы фасады собора?
9. Что послужило образцом для отливки северных врат собора?
10. Сколько колонн расположено внутри храма? Укажите архитектурный ордер.
11. Какой полководец был похоронен в соборе в 1813 г.?
12. В каком году Казанский собор был превращен в Музей истории религии и атеизма?
13. Почему собору дано название Казанский?
Проверочная работа по теме «Усадебные постройки».
1. Что такое усадьба?
2. Приведи примеры усадебных построек в городе Екатеринбург (не менее двух)
3. Почему дом называют усадьбой Расторгуевых-Харитоновых.

4. В каком веке построена усадьба Расторгуевых-Харитоновых?
5. В каком стиле построена усадьба Расторгуевых-Харитоновых?
6. Сколько строилась усадьба?
7. Кто спроектировал флигель, где находилась молельня?
8. Что сейчас располагается в усадьбе Расторгуевых-Харитоновых?
9. Как называется рассказ, написанный А.Н. Толстым, по своим екатеринбургским
впечатлениям. В рассказе сплелись воедино предания о Демидовых, Харитонове и других
уральских промышленниках и золотоискателях?
10. Сколько лет деревьям-липам и лиственницам в Харитоновском парке?
11. С какой целью был построен грот в Харитоновском парке?
12. Почему ротонда в парке не имеет купола?
13. Съемки какого фильма проходили в Харитоновском парке в 1972 году, по
мотивам одноименного романа Д. Н. Мамина-Сибиряка?
14. Укажите название усадьбы, представленной на
фотографии
15. Укажите год постройки
16. В каком стиле построена усадьба?
17. Что сейчас располагается в усадьбе?

Кроссворд по теме «Художественный промыслы России»
1. Верхний слой березовой коры, состоящий из многих тоненьких
листчатых слоев, плотно соединенных между собой. Служит
материалом для приготовления весьма разнообразных предметов
домашнего обихода семьи.
2. С давних пор на Земле знаменит Русский камень – Орлец ( мелкие
осколки камня часто находили в орлиных гнёздах). Этим камнем
охотно цари украшали чертоги свои (цвет - розовый, вишнёво-розовый
или малиновый).
3. Название заречной слободы, где зародился один из русских народных
глиняных художественных промыслов.
4. В нем застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень
Во всех краях прославивших Урал?
5. Этот старинный русский народный промысел зародился в 17 веке в
Нижнем Новгороде и в его ближайших поселениях. Веками мастера
изготавливали и расписывали деревянную посуду, мебель и игрушки.
Традиционными элементами росписи являются красные сочные ягоды
рябины и земляники, цветы и ветки, часто встречаются птицы и звери.
6. Город на Урале, в котором появился, в начале 19 века, специальный
центр по изготовлению холодного украшенного оружия. Уральские
художники вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, но
и сюжетные сцены.
7. На колокололитейном заводе, на Урале, были отлиты колокола и для
собора……. Назовите город, в котором находится представленный
собор.

8. Небольшой уральский городок, в котором выпускали деревянную
точеную игрушку с ручной кистевой росписью. За время работы
фабрики в этом городе было произведено более 350 видов игрушек и
сувенирной продукции. Игрушки и сувениры знали и покупали не
только во всем СССР, но и за рубежом: в Голландии, Дании, Италии,
Швейцарии, ГДР, Норвегии, Франции, Финляндии, Исландии, ФРГ,
Югославии, Англии, Швеции, Канаде.
9. В сказе П. П. Бажова «Хрупкая веточка» из этого камня делали ягодки
клубники
10.Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой
находятся подобные ей куклы меньшего размера
11.Изготовление этих прекрасных фарфоровых изделий с кобальтовыми
(синими и голубыми) узорами является одним из самых популярных и
широко известных в мире русских народных промыслов. Истоки
промысла зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Как
называется этот промысел?
12.Город, в котором был отлит первый колокол, а 88 лет спустя в этом
городе был основан колокололитейный завод. Позже этот промысел
появился на металлургических предприятиях Екатеринбурга и
Каменска - Уральского
13.Город, в котором зародился народный промысел художественной
лаковой росписи металлических подносов, а позже распространился
далеко за пределы города, в частности в деревню Жостово
Мытищинского уезда Московской губернии, мастера которого во
многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой
стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.
14.Центр народного промысла художественного чугунного литья.
История литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков
Коробков основал на Южном Урале железоделательный и
чугуноплавильный завод. Место было выбрано богатое чугуном и
уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной
для производства угля.
15.Какой камень П.П. Бажов в своих сказах называл лазоревкой?
16.Город на Урале, в котором развивается художественный народный
промысел по изготовлению и росписи фарфора и фаянса

Проверочная работа по теме «Профессиональные художники Урала»
1.Известно, что изобразительное искусство на Урале развивалось в тесной связи с
иконописной традицией. Первые значительные художники были выходцами из семей
потомственных иконописцев.
a)
b)

Напишите фамилию династии пермских иконописцев и живописцев.
Известно о трех поколениях художников. Укажите основателя
династии.

c)

Укажите имена сыновей Петра Прокопьевича.

d)

В каком жанре работал Петр Петрович?

1

2.Укажите
авторов работ
и названия

3

4

5

6

7

8

3.Алексей Денисов-Уральский прославился своей серией аллегорических
скульптурных изображений государств — участников Первой мировой войны
1914—1918 годов. Скульптуры, изображают отдельные страны, объединяются в
цельный комплекс благодаря соблюдению единого «сценария»: на обязательном
постаменте-подставке помещены скульптуры реального животного, человеческой
фигуры или шаржированное изображение правителя той или иной страны в виде
животного. Обязательным элементом является круглая пластина светлого камня с
выгравированным изображением герба страны. К сожалению, аллегория России
была похищена из музея в 1933 году.

Аллегория – иносказательный образ, в котором конкретный предмет (явление, имя,
название) заменяет абстрактное понятие или отвлеченную идею
Творческое задание.
Придумай и нарисуй эскиз аллегории России

Тема: Творчество Степана Дмитриевича Эрьзи.
1.
фамилию.
2.

Почему художник взял псевдоним - Эрьзя?, укажите настоящую
Как творчество Степана Эрьзи связано с Уралом? (дайте развернутый

ответ)
3.
Укажите круг материалов, с которыми художник работал в течение
жизни (не менее 6)
4.

В каких странах выставлялись работы С. Эрьзи?(укажите не менее трех

5.

Укажите названия работ:

стран)

1

2

3

4
5

6

7

8

9

12
10
11

6.Укажите крут тем, отраженных в творчестве С.Эрьзи (приведите по одному
примеру на каждую тему)
Тема: Творчество В. В. Каменского
1.

Поэт-футурист, прозаик, художник, актёр, авиатор, революционер. Он
придумал слово «самолёт» и одним из первых применил слово «железобетон» О
ком идет речь?

Ответ:
Укажите место рождения поэта:

2.

3.

a)

Урал, Екатеринбург

b)

Урал, Челябинск

c)

Урал, Пермская губерния

Прочитай фрагмент из раннего стихотворения «Жизнь чудесна» и
докажи из примеров биографии, что поэт был влюблён в жизнь и был
«непромокаемым энтузиастом».

Жить чудесно! Подумай:
Утром рано с песнями
Тебя разбудят птицы —
О, не жалей недовиденного сна —
И вытащат взглянуть
На розовое солнечное утро.
Радуйся! Оно для тебя!
Ответ:

4.

Прочитайте черты и укажите, к какому художественному направлению
относил себя художник


Поэты «опрокидывали» общепринятые границы между искусством и
действительностью, отстаивали право поэта откликаться на любые явления
жизни



В литературе поэтов интересовало не столько содержание, сколько
форма стихосложения.



Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику,
профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Ответ:
5.

Заполни пропуск в тексте.

В 1914-1915 гг. поэт обращается к теме народного бунта-он пишет лирический роман
о………………………………………………….. с посвящением «Великому народу
русскому». Эта поэма о вольнице и разбойной удали, стихийной, грубой, все
разрушающей, о вековечной мечте о свободе-воле.
6.

Напиши об экспериментах поэта с формой стихосложения, о
визуальной поэзии ( это разновидность поэтического текста, в котором важная роль
отводится графическому изображению стиха и использованию особых
начертательных элементов).

Проверочная работа по теме «Соцреализм в искусстве России»
1.

Напишите год возникновения художественного направления
«соцреализм»

Ответ:
Укажите отличительные черты данного направления( не менее пяти).

2.
Ответ:

С какой целью организовывались культпоходы на Уральские стройки в

3.
1930 годы?
Ответ:

4.

Ответ:

Укажите названия произведений и авторов. Что объединяет данные
произведения скульптуры? Какой фигуры не хватает?

Укажите авторов и названия

Проверочная работа по темам «Художественная культура Урала в годы Великой
Отечественной Войны»

1.С первых дней войны встала проблема сохранения культурных ценностей России. Уже
27 июня 1941 г. Принимаются правительственные решения о вывозе ценностей
Оружейной палаты из Москвы и Эрмитажа и Русского музея из Ленинграда.
Заполните пропуск
А.Коллекция Третьяковской галереи
Б.Ценности Гос. музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина и Гос. Музея
восточных культур
В. Ценности Гос. Эрмитажа и Оружейной
палаты
Г.Коллекция Русского музея

1. Новосибирск и Пермь
2. Новосибирск и Соликамск

3.
4.Пермь

2. Укажите здание, в котором хранились эвакуированные ценности Эрмитажа в годы
ВОВ(укажите название улицы, что сейчас располагается в здании?)
1
2

3
4

3. Укажите, о ком идет речь в тексте.
Родился 16 февраля 1925 года в г. Чусовой Пермской области. Уральский композитор,
автор многих популярных в народе песен, фронтовик, почётный гражданин Свердловской
области и Екатеринбурга, народный артист России.

Незадолго перед войной был зачислен в комендантский взвод 158-й мотострелковой
дивизии, базировавшейся в Калинине. В годы войны прошёл путь
от рядового до старшего сержанта, часто выступал на передовой. В 1944 награждён
медалью «За отвагу». 23 апреля 1945 года тяжело ранен на реке Одер. После окончания
войны поступает на композиторское отделение Уральской государственной
консерватории. В 1950 году окончил консерваторию, после чего работал с Уральским
государственным русским народным хором. Самые известные произведения: Уральская
рябинушка (Ой, рябина кудрявая); «Свердловский вальс» и др.

4. В Екатеринбурге на углу улиц Радищева и 8-е Марта стоит весьма примечательный
дом. Этот дом построен в 1906 году екатеринбургским купцом мукомолом Евгением
Первушиным. Дом строился по проекту известного и модного в то время московского
архитектора Павла Заруцкого. Чем знаменит этот дом?



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.