ОМ Экономика

Приложение к основной образовательной программе ООО
МАОУ Гимназии № 8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Оценочные материалы
по учебному предмету
«Экономика»
10-11 классы

Пояснительная записка
Тематические тестовые работы составлены по каждому разделу, а также итоговые
задания для проверки знаний в конце учебного года. Каждая работа состоит из заданий
различного типа: выбор правильного ответа, дополнение пропущенных слов,
установление соответствия, работа с картинками.
Содержимое зданий направлено на проверку достижения уровня обязательной
подготовки, проверки знание на понимание важных элементов содержания (понятий, их
свойств и др.), владение основными алгоритмами.
Оценочные материалы содержат задания, при помощи которых проверяется умение
применять знания в простейших практических ситуациях. В конце каждых материалов
содержатся сложные задания, что направлено на дифференцированную проверку
повышенного уровня владения материалом. Задания высокого уровня сложности,
требуют развёрнутого ответа. При выполнении этих заданий учащиеся должны приводить
необходимые обоснования и пояснения.
Назначение оценочных материалов
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения
обучающимися федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом
соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным
в Федеральный перечень.
Содержание и структура оценочных материалов
Содержание и структура промежуточного контроля по экономике в 10-11
классе дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по темам:
 Основные концепции экономики


Микроэкономика



Макроэкономика



Международная экономика
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся
по экономике

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся является одним из документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов.
Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню
подготовки учащихся и проверяемых элементов содержания. В результате контроля и
оценки по обществознанию осуществляется комплексная проверка следующих знаний и
умений:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной
семьи;
– принимать

рациональные

решения

в

условиях

относительной

ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать

организационно-правовые

формы

предпринимательской

деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики
государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета
России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег вреальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;

– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решатьприкладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных
экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать
адаптированных

информацию

источников

об

экономической

различного

типа;

жизни

общества

анализировать

из

несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических институтов
на социально-экономическом развитии общества.

Система оценивания.
Общие критерии и нормы оценочной деятельности
Отметочная система оценивания (для обучающихся 10-11 классов).
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены
объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены
общедидактические критерии.
Письменный ответ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знания, понимания, глубину усвоения всего объема программного
материала.
2) Показывает умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3) Не допускает ошибки и недочеты при изложении изученного материала, соблюдает
требования к письменной речи, правила оформления письменных работ, в том числе логичное
и четкое изложение материала, доказательность, достоверность изложенных фактов,
аккуратность исполнения работы (написано разборчивым почерком, аккуратно выполнено
подчѐркивание, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае
необходимости - с применением специальных инструментов; исправление ошибок: неверно
написанные символ, часть слова, слово, словосочетание и т.д. зачеркиваются тонкой
горизонтальной линией; вместо зачѐркнутого вписывается правильный ответ).
4) Показывает 80-100% процентов верно выполненных заданий от общего объема (в
зависимости от вида работы) – демонстрирует высокий уровень.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание всего изученного программного материала.

2) Показывает умение выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутипредметные
связи, применять полученные знания на практике.
3) Допускает 1-2 (негрубые) ошибки и недочеты при изложении изученного материала,
не искажающие сути ответа по существу, соблюдает требования к письменной речи, правила
оформления письменных работ.
4) Показывает 65-80% процентов верно выполненных заданий от общего объема –
демонстрирует повышенный уровень.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы, затрудняется при выделении главного и второстепенного, при самостоятельном
изложении без незначительной помощи учителя- предметника.
2) Показывает умение работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на
видоизмененные вопросы.
3) Допускает ошибки, искажающие отдельные аспекты темы при воспроизведении
изученного материала, несоблюдение требований к письменной речи и правил оформления
письменных работ.
4) Показывает 50-64% процентов верно выполненных заданий от общего объема –
демонстрирует базовый уровень
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2) Демонстрирует отсутствие умения работать на уровне воспроизведения, вызывают
затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3) Допускает грубые ошибки, искажающие большинство аспектов темы, большое числа
неточностей при изложении изученного материала, значительное несоблюдение требований к
письменной речи и правил оформления письменных работ.
4) Показывает менее 50% процентов верно выполненных заданий от общего объема
демонстрирует уровень ниже базового.
Устный ответ:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать
собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; излагать материал литературным языком, правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для
доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при

воспроизведении изученного материала, определения понятий, допустил неполные ответы,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные
вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной.
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1) Усвоил основное содержание учебного материала, однако, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему освоению программного материала.
2) Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
3) Показывает недостаточную сформированность отдельных образовательных
достижений, знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
4) Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дает недостаточно четкие.
5) Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении.
6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская существенное) или воспроизводит
содержание учебного материала, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте.
8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
учебного материала или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская 1 - 3 грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2) Не делает выводов и обобщений.
3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов.
4) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5) При ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи
учителя.

Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных
условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.
Образцы контрольно – измерительных материалов
10-11 классов по экономике

Тестовые работы (на базе тестов ЕГЭ)
1. Задание 7 № 11117
Выберите в приведённом списке верные суждения о факторах производства и
запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Факторный доход с капитала называется рентой.
2) Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, которая
предлагает свой труд для производства товаров и услуг.
3) Качественные характеристики труда как фактора производства отражают уровень
квалификации работников.
4) Капитал как фактор производства не включает деньги, используемые для покупки
ресурсов с целью организации предпринимательской деятельности.
5) К особенностям земли как фактора производства относятся неперемещаемость
земли; ограниченность, невоспроизводимость земли, различия в природных условиях
производства.
2. Задание 7 № 9043
Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Экономический рост предполагает увеличение год от года производственных
возможностей страны.
2) К экстенсивным факторам экономического роста относят повышение квалификации
работников.
3) Ha темпы экономического роста влияет количество и качество трудовых ресурсов.
4) Экономический рост зависит от эффективности технологий и управления.
5) Интенсивный тип экономического роста обеспечивается увеличением количества
используемых факторов производства.
3. Задание 8 № 8128
Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми
проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.

ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ
A) безработица
Б) взаимодействие потребителей и
производителей на рынке товаров и услуг
B) экономический рост
Г) роль государства в экономике
Д) экономические отношения между
потребителями

ЧАСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НАУКИ
1)
макроэкономика
2)
микроэкономика

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

В

Г

Д

4. Задание 8 № 7922
Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами
издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК
A) расходы на сырье и материалы
Б) плата за аренду помещения
B) расходы на коммунальные услуги
Г) расходы на сдельную зарплату
сотрудников
Д) страховые выплаты

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
1) постоянные
2) переменные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

В

Г

Д

5. Задание 9 № 1026
Найдите в приведенном списке отличительные черты командной экономики.
Запишите цифры, под которыми они указаны
1) преобладание частной собственности
2) директивное планирование
3) жесткая централизация управления
4) свободное ценообразование
5) преобладание государственной собственности
6. Задание 9 № 11782
В стране Х — командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого
списка свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предприятия руководствуются планом, который был разработан государственными
органами и обязателен для выполнения.
2) Основные средства производства принадлежат государству.
3) В стране законодательно гарантируется многообразие форм собственности.
4) Производитель действует в условиях свободной конкуренции.
5) Ресурсы распределяются между производителями централизованно.
6) Цены на товары и услуги устанавливаются в результате взаимодействия спроса и
предложения.
7. Задание 10 № 9161
Ha графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: кривая спроса
переместилась из положенияD в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q —
количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры,
под которыми они указаны.

1) увеличение количества недорогих салонов красоты
2) увеличение доходности салонов красоты
3) мода на сложные причёски у женщин
4) появление в продаже эффективных средств для самостоятельного ухода за волосами
5) снижение доходов населения
8. Задание 10 № 7869

На рисунке отражена ситуация на рынке элитной недвижимости:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — объём
предложения). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) существенным ростом доходов населения
2) возрастанием требований заказчика к строительству жилья бизнес-класса
3) снижением цен на строительные материалы
4) увеличением налогов на строительство домов
5) предоставлением субсидий на покупку жилья военнослужащим
Тестовые работы оцениваются:
Балл (%)

В примере

Отметка

0-49

0-4

2

50-65

5-6

3

66-85

7-8

4

86-100

9-10

5

Самостоятельные и контрольные работы
1. Задание 7 № 17516
Выберите в приведённом списке верные суждения об экономическом цикле и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Безработица является максимальной в высшей точке экономического подъёма.
2) Учёные различают внутренние и внешние причины экономического кризиса.
3) Экономический кризис характеризуется резким падением объёмов производства.
4) Цикличность экономического развития свойственна всем экономическим системам.

5) Наиболее чувствительны к циклическим колебаниям фирмы, выпускающие
средства производства и потребительские товары длительного пользования.
2. Задание 7 № 1134
Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) закрытие убыточных предприятий
3) изъятие «лишних» денег центральным банком
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного
3. Задание 8 № 8220
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) ценная бумага, закрепляющая право её держателя на
получение от эмитента в предусмотренный ею срок номинальной
стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости
или имущественного эквивалента
Б) ценная бумага, в которой содержится распоряжение
плательщика своему банку уплатить получателю указанную в ней
сумму денег в течение срока ее действия.
В) держатель этой ценной бумаги имеет право на часть
имущества, остающегося после ликвидации предприятия.
Г) денежный документ, удостоверяющий внесение средств на
определенное время, имеющие обычно фиксированную ставку
процента
Д) ценная бумага, из суммы номиналов которой складывается
уставный капитал коммерческой организации

ВИД ЦЕННЫХ
БУМАГ
1) акция
2)
облигация
3)
сберегательный
сертификат
4) чек

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А

Б

В

Г

Д

4. Задание 8 № 9215
Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической
реформы
Б) покупка товара в магазине

СМЫСЛЫ
ПОНЯТИЯ
«ЭКОНОМИКА»
1) экономика
как наука
2) экономика

В) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) выплата налогов фирмой

как хозяйство

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A

Б

В

Г

Д

5. Задание 9 № 11148
Большинство дизайнерских бюро города Т заказывают мебель у одного из трёх
крупнейших поставщиков города. Выберите из приведённого списка характеристики
данного рынка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) рынок товаров
2) монополия
3) местный рынок
4) олигополия
5) фондовый рынок
6) рынок чистой конкуренции
6. Задание 9 № 35994
Государство Z защищает интересы отечественных производителей в международной
торговле. Выберите из приведённого ниже списка государственные меры, направленные
на защиту отечественных производителей, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижение таможенных пошлин на импортные товары
2) проведение политики свободы торговли
3) проведение международных экономических форумов
4) установление количественных ограничений на ввоз товаров, составляющих
конкуренцию аналогичным отечественным товарам
5) введение обязательного государственного лицензирования ряда товаров
иностранного производства
6) предоставление субсидий отечественным фирмам-экспортерам товаров
7. Задание 10 № 35995

На графике изображено изменение предложения мебели для стационарных
компьютеров на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из
положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.) Какие

из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) прекращение деятельности фирм, выпускающих мебель для стационарных
компьютеров
2) рост цен на металл, пластик и древесно-стружечные плиты, из которых делают
мебель для стационарных компьютеров
3) рост импортных поставок мебели для стационарных компьютеров
4) сокращение доходов потенциальных покупателей стационарных компьютеров
5) внедрение новых технологий в производство мебели для стационарных
компьютеров
8. Задание 10 № 17519

На графике изображено изменение ситуации на рынке легковых
автомобилей (с кузовом минивэн): кривая спроса переместилась из положения D в
положение D1 (на графике P — цена товара; Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) повышение цен на бензин
2) рост пошлин на минивэны
3) спад производства в автомобилестроительной отрасли страны
4) активная рекламная кампания доступных внедорожников
5) реализация выгодной для потребителей программы автомобильного кредитования
9. Задание 29 № 4000
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите минисочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой
автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите
рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия,
теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических
положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных
фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по
сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги,
просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и
подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение
или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть
однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)

29.2 Экономика: «Первая цель - качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов
менеджмента)
29.3 Социология, социальная психология: «Юность — весеннее время человека, в
которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
29.4 Политология: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся
вами». (Ш. Монталамбер)
29.5 Правоведение: «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и
мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время
страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)
Балл (%)

В примере

Отметка

0-49

0-4

2

50-65

5-6

3

66-85

7-8

4

86-100

9-10

5



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.