ОМ литературное чтение ШР 2-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Оценочные материалы
по учебному предмету
«Литературное чтение»
для учащихся 2 – 4 классов

«Школа России»

0

Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями ФГОС,
программой по литературному чтению для начальной школы и ориентированы прежде
всего на учителей, работающих по учебнику Л.Ф. Климановой и др.
Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Данные работы позволяют:
быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся;
объективно оценить результаты работы;
повторить пройденный материал;
углубить и систематизировать знания учащихся.
На выполнение работы отводится 10—25 минут
(в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу
рекомендуется отвести весь урок.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ
Задания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В — 2 баллами, уровня С — 3
баллами (в заданиях этого уровня может быть, как один, так и несколько верных
ответов).
 Работа не содержит ошибок — оценка «5»;
 выполнено не менее 75% объѐма работы — оценка «4»;
 не менее 50% объѐма работы — оценка «3»;
 менее 50% объѐма работы — оценка «2».
Нормы оценок по литературному чтению

Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит
текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям
1

Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно
отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих
отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
классы

Обязательный уровень
1ч
2ч
Зч
4ч

Возможный уровень
1ч
2ч
Зч
4ч

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

40сл
65
85

55
75
95

10-15
50
70
90

15-20
55
75
95

20-30
60
80
100

20-25
60
80
100

25-30
65
85
105

30-35
70
90
1 10

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
 искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или
добавления букв, слогов, слов);
 неправильная постановка ударений (более двух);
 чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
 неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
 неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в
тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;
 нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
2

 нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
 монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:






не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее
установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности,
недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка ответов по литературному чтению

«5»

4»

«3»

2 класс
Понимает содержание прочитанного,
отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок
букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным
переходом на чтение целыми словами.
- читает плавно целыми словами во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах,
соблюдает интонацию,
соответствующую знакам
препинания в конце предложения;
- умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать
содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает
наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

- понимает содержание
прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает
целиком.
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.)
при соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает
речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой
помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки,
легко исправляет их сам.
- осваивает содержание
прочитанного только с помощью вопросов учителя.
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту;
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв,
слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые
ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

3

«2»

- читает по буквам, темп чтения менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не
воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью
воспроизводит текст прочитанного.
3 класс
- понимает смысл прочитанного,
читает правильно целыми словами.
- читает текст выразительно,
соблюдает логические ударения и паузы,
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное,
передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою
речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и
описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

«4» - читает текст осознанно,
выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам
(1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз
и логических ударений (2 полугодие),
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении
текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его
неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

«2»

- читает по слогам и только
отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена,
пропуск, перестановка бук в, слогов, слов и постановка ударений в словах (2
полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную
мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при
пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые
ошибки,
исправляет их только с помощью
учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает
монотонно.
- читает монотонно, по слогам или
отдельные слова читает целиком.
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных
вопросов,
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 класс
4

- читает осознанно, бегло, правильно,
с использованием основных средств выразительности.
- читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм
литературного произношения, передает с помощью интонации смысл
прочитанного и свое отношение к его содержанию.
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для
составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, гepoe);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
«4»

- читает текст бегло целыми словами,
использует логические ударения и паузы.
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических
ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно
(кратко, выборочно),
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает
отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные
неточности.

«3»

- читает целыми словами,
недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок.
- передает полное т‹ краткое содержание текста, основную мысль
прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов
учителя.
- воспроизводит наизусть текст стихотворение, но допускает ошибки и
исправляет их только с помощью учителя.

«2»

- читает текст по слогам и только
отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество
ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает
прочитанное
- не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание
прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст
стихотворения.

5

2 класс
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

1. Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Пустые страхи
Шѐл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнѐтся.
Сова закричала.
- Это сова меня держит! - Было дело, сунул лапу в дупло - дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, волк завыл.
Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берѐзе катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не
задавил.
«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует - по спине что-то бегает, по лапам, по
животу.
Пауки! - ахнул медвежонок. Сколько с паутины-то порвал, бродя по лесу, - ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку
медвежонку пощекотала.
Мишка-то как подскочит, как рванѐтся и свободен. За сучок шѐрсткой зацепился.
(В. Бахревский)
Вопросы и задания:
2. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
 Утром
 Днѐм
 Вечером
 Ночью

3. Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________
4. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________
5. Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться?
6

________________________________________________________________
6.
□
□
□

Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.
Пауки
Волк
Сова

7. Объясни значение словосочетания пустые страхи.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________
8. Кто на самом деле держал Мишку?
_____________________________________________________________________
9.
1)
2)
3)

Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Лесом шѐл, а дров не видел.
Глаза страшат, а руки делают.

7

3 класс
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Вариант 1
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и
что случилось потом
Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной
реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли
тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.
Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.
Собрались те, кто ещѐ был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать,
куда делась вся вода в стране.
Оказалось, что еѐ выпила лягушка небывалой величины.
И решили те, кто был ещѐ жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку,
чтобы вся вода вылилась из неѐ обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птицахохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге
журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.
Тогда забрался маленький юркий червячок на еѐ брюхо и начал щекотать его
кончиком хвоста.
Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, затряслась от
смеха, и вода хлынула водопадом из еѐ огромного рта.
И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, жизнь всего живого была спасена.
Вопросы и задания:
1. Где происходит действие?
1) около засохшей реки
2) у высохшего главного водопоя
3) около высохшего пруда
4) у высохшего ручья
2. Как можно озаглавить этот текст?
___________________________________________________________________
3.
1)
2)
3)
4)

Определи жанр произведения.
повесть
сказка
рассказ
пьеса

4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.
1. __________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
8

4. ___________________________________________________________________
5. Какими словами можно охарактеризовать лягушку?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Позарившись на чужое, потеряешь своѐ
Купец закупал товары в одном месте и вѐз их продавать в другое.
Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой
караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на
привале кошель с деньгами.
Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал
человека. Незнакомец его спрашивает:
Что ты здесь ищешь?
А сколько денег у тебя пропало?
Сто монет, - ответил купец.
Обрадовался незнакомец:
Их-то я, видимо, и нашѐл! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом и
говорит:
У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!
Не может того быть! Я нашѐл сто! - удивился незнакомец.
Пришлось им идти к царю - пусть сам царь рассудит их.
Царь спросил у купца:
Сколько денег у тебя пропало?
Двести монет.
А сколько ты нашѐл? - обратился царь к незнакомцу.
Сто, - ответил тот.
Тогда царь сказал:
Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашѐл двести. А
тот, кто нашѐл сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.
Вопросы и задания:
1. Где происходит действие?
9

1) в лесу
2) в поле

3) у реки
4) у озера

2. Как можно озаглавить этот текст?
________________________________________________________________________
3. Определи жанр произведения.
1) повесть
3)
сказка
2) рассказ
4)
пьеса
4. Раздели текст на четыре части. Озаглавь их.
1. ___________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________
5. Какими словами можно охарактеризовать купца?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________

10

4 класс
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили еѐ яички. Из разбитых скорлупок
выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать
у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нѐм птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалѐку гнездо другой птички – пеночки - пересмешки. Она только что
отложила своѐ четвѐртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки - чисто-голубое. Оно больше
и совсем не похоже на яички пересмешки: те - розовые с чѐрными точечками. И что
будет с птенцом каменки? Ведь он вот- вот должен выйти из яйца, а маленькие
пересмешки выклюнутся только ещѐ дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берѐзе так невысоко, что я мог достать его
рукой.
Когда я подошѐл к берѐзе, пересмешка слетела с гнезда.
Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно
умоляла не трогать еѐ гнезда.
Я положил голубое яичко к еѐ малиновым, отошѐл и спрятался за куст.
Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу
уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всѐ-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал
приѐмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка проклюнется из яйца? Когда утром
на следующий день я подошѐл к берѐзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой
- хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с
ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и
сунула еѐ в рот голенькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмен выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду, и каждый раз видел
торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она
поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всѐ
кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду. Но нет - в
11

гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала
рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть
видные из – под неѐ розовые яички.
Тогда я догадался, что приѐмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего
тельца он грел еѐ яички - высиживал еѐ птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приѐмыша, приѐмыш высиживал еѐ птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка
принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.
(В. Бианки)
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
_______________________________________________________________
2. С какого события началась эта история?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Как ты понимаешь название рассказа?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Что испугало В. Бианки на седьмой день?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Что удивило тебя в этом произведении?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
12

Прочитай текст, выполни задания, ответь на вопросы.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил
сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной
полочке, где в тѐплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью
столовую. Насыпал семян, зѐрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку
алой рябины положил. Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые
гости. Юркие синицы, степенные снегири шумные свиристели, бегуны-поползни... И
другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит,
и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин
гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замѐрзшие свои
гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки
крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым
стеклом огонѐк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ѐлке. Осторожно
так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел.
Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берѐзки, а она
рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тѐтка. Мигом
опустошила «скатѐрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждѐт, наверно, не
подложит ли чего ещѐ сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить
кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими
грибочками - хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле
кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на
него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда
сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим
сугробам, жена как-то тепло, но с твѐрдостью в голосе сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет
попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всѐ же послушался жену. Она была биологом.
И знала толк в своей науке.
(Н. Красильников)
Вопросы и задания:
1. Определи тему текста.
____________________________________________________________________
2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
13

3. Почему закончилась дружба с Манькой?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать,
смородинки глаз?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.