ОМ окружающий мир ШР 2-4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

Оценочные материалы
по учебному предмету «Окружающий мир»
для учащихся 2 – 4 классов

«Школа России»

0

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся
классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы,
высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир
Ошибки:
 неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия
несущественной;
 нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является
существенной;
 неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного
явления, процесса;
 неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным
признакам;
 незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение
использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
 ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
 неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты
(природоведческие и исторические).
Недочеты:
 преобладание при описании объекта несущественных признаков;
 несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений
и подписей;
 отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к
неправильному результату;
 неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после
наводящих вопросов;
 неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки
или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются
отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения
учебного материала.
Осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои
наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические
1

работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

«4»

Ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки
"5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического
материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти
недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

«3»

Ученик усвоил основное содержание учебного материала, но допускает
фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи
между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но
может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не
оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих
развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами,
приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания.
Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные
виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор
ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать,
классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические
задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют
проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую
информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения
использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки
не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями,
лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня
развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести
самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и
обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных
частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

2

Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго
полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на
одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.

Итоговый тест за 2 класс
Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС
НОО по основным разделам программы.
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения
программы по окружающему миру за 2 класс.
А1. Назови объект неживой природы.
1) сосна
3) ромашка
2) воздух
4) воробей .
А2 Что относится к природным явлениям?
1) чтение газеты
3) снегопад
2) строительство дома
4) встреча с другом
А3. Какое явление относится к осадкам?
1) гром
3) гололѐд
2) дождь
4) ветер
А4. К какой группе животных относятся лягушки?
1) к зверям
3) к насекомым
2) к земноводным
4) к рыбам
А5 Что производит лѐгкая промышленность?
1) станки
3) шерсть
2) одежду
4) кино
А6. К какому виду транспорта относится вертолѐт?
1) к водному
2) к наземному
3) к воздушному
4) к подземному
.
А7. Какие функции выполняют лѐгкие?
1) орган дыхания
2) орган пищеварения
3) управляют работой организма
4) гонят кровь по телу
А8 . По какому телефону можно вызвать скорую помощь?
1)01
З ) 03
2)02
4)04
3

А9. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?
1) горизонт
2) линия горизонта
3) Земля
4) открытая местность
А10. Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах?
1) горы
3) овраги
2) холмы
4) балки
В1. Что растѐт в водоѐмах?
1) ландыш
2) кувшинка

3) лютик
4) вороний глаз

В2.
Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу?
1) быстро перебежать
2) встать на специальном белом островке посередине дороги
3) вернуться обратно
4) аккуратно пройти между машинами
В3. Чем ты можешь помочь родителям по дому?
1) починить розетку
2) отремонтировать утюг
3) потравить насекомых
4) сходить за хлебом
В4. Как нужно вести себя в автобусе?
1) громко смеяться
2) толкать пассажиров, если мало места
3) уступать места пожилым людям
4) ехать на нижней подножке
С1. Назови русские города.
1) Париж
2) Москва

3) Новгород
4) Санкт-Петербург

С2. Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечься от солнечного удара?
1) как можно реже выходить летом на улицу
2) прятаться от солнечного света
3) носить в солнечную погоду панаму
4) загорать в меру
СЗ. Какие утверждения верные?
1) Москва — столица России.
2) В Москве находится Эрмитаж.
3) Основатель Москвы — Юрий Долгорукий.
4) Русский флот был создан Петром I в Москве

4

Итоговый тест за 3 класс
Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС
НОО по основным разделам программы.
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения
программы по окружающему миру за 3 класс.
1. Правильная и нормальная работа всего организма.
а) охрана здоровья
б) здоровье
в) режим дня
2. Голова, шея, туловище, руки, ноги - …
а) основные части тела человека
б) организм человека
в) человеческое тело
3. Функция скелета:
а) защита тела
б) опора
в) красота
4. Мышцы - …
а) двигают кровь в нашем организме
б) разносят питательные вещества и кислород
в) скрепляют кости и приводят их в движение
5. Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца – это …
а) аорта
б) артерия
в) вена
6. Толчки крови, выбрасываемые с силой из сердца – это …
а) ритм
б) пульс
в) выброс
7. Органы дыхания - …
а) ротовая полость, печень, желудок
б) глотка, пищевод
в) носовая полость, бронхи, легкие
8. В какой части тела расположены лѐгкие?
а) в грудной клетке
б) в позвоночнике
в) в черепе
9. Помогает дышать, жевать, смачивать еду слюной, глотать, узнавать вкус …
а) печень
б) язык
в) лѐгкие
10. Организм человека в единое целое объединяет ….
а) нервная система
б) органы пищеварения
в) органы дыхания
11. Нос – это орган …
5

а) вкуса
б) осязания
в) обоняния
12. Различает холод и тепло – орган …
а) обоняния
б) осязания
в) зрения
13. Наблюдение – это …
а) метод познания окружающего мира
б) явление природы
в) взаимосвязь живой и неживой природы
14. Изменения, происходящие в природе, называют …
а) явление природы
б) развитие природы
в) ритмы природы
15. Изображение земной поверхности, уменьшенное во много раз, называется …
а) план местности
б) географическая карта
в) землеописание
16. Перемещение воздуха над поверхностью земли называется …
а) флюгер
б) гроза
в) ветер
17. Мельчайшие капельки воды, концентрируясь в воздухе, образуют …
а) туман
б) позѐмку
в) радугу
18. Русло – это …
а) углубление в земле, по которому течѐт река
б) место, где река берет свое начало
в) место, где река впадает в море
19. Искусственное озеро – это …
а) родник
б) скважина
в) водохранилище
20. Горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека,
называются …
а) полезные ископаемые
б) земные пласты
в) месторождения
21. Какое полезное ископаемое имеет свойство: жидкое, легче воды, темного цвета, с резким запахом,
хорошо горит?
а) уголь
б) нефть
в) торф
22. К горючим полезным ископаемым относятся …
а) соль, песок, гранит, глина
б) медная руда, железная руда, уголь
в) каменный уголь, нефть, газ
23. Почва – это …
а) плотные горные породы
б) рыхлые горные породы
в) плодородный верхний слой земли
6

24. Дерево – это …
а) растение с мягким и сочным стеблем
б) многолетнее растение с одним стеблем
в) многолетнее растение с несколькими стеблями
25. Амфибии – это …
а) земноводные
б) пресмыкающиеся
в) насекомые
26. Отличительные особенности представителей группы насекомых – это …
а) крылья, перья
б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног
в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия
27. Кто возглавляет наше государство?
а) вооруженные силы
б) президент
в) Премьер – Министр

7

Итоговый тест за 4 класс
Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС
НОО по основным разделам программы.
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения
программы по окружающему миру за курс начальной школы.
1. Кто выдвинул теорию о происхождении человека от обезьяны?
а) Ньютон
б) Дарвин
в) Сеченов
2. Продолжи фразу «Труд сделал человека…»
а) обезьяной
б) человеком
в) личностью
3. Планета Земля в космическом пространстве появилась …
а) около 5 тыс. лет назад
б) около 5 миллионов лет назад
в) около 5 миллиардов лет назад
4. Ориентирование – это …
а) определение направления по отношению к сторонам горизонта
б) определение направление по карте
в) нахождение нужной дороги
5. Основные формы поверхности земли - это…
а) горы, равнины
б) углубление, холмы
в) горы, овраги
6. Разрушение горных пород – это …
а) размельчение
б) распад
в) выветривание
7. Полезные ископаемые – это …
а) горные породы и минералы, добываемые из недр земли и используемые человеком
б) горные породы специально обрабатываемые
в) горные породы, залегающие на дне водоѐмов
8. Металл в результате использования, которого, был назван целый период в истории
человечества?
а) бронза
б) свинец
в) алюминий
9. Состояние, в которых вода существует в природе?
а) жидком, твердом, газообразном
б) жидком, газообразном
в) твердом, жидком
10. Твердые осадки – это …
а) дождь, роса, туман
б) снег, град, иней,
в) пар
11. Какую часть земного шара занимает вода?
8

а) 1/3
б) 2/3
в) 3/4
12. Смесь газов, не имеющая запаха и цвета?
а) кислород
б) воздух
в) азот
13. Воздух состоит из …
а) кислорода, углекислого газа, азота
б) кислорода, углекислого газа, хлора
в) кислорода, азота, пропана
14. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности?
а) погода
б) климат
в) температура
15. Движение воздуха в горизонтальном положении?
а) погода
б) ветер
в) климат
16. К какому виду природных сообществ относятся данные определения:
песчаные, солончаковые, глинистые, каменистые?
а) степь
б) луг
в) пустыня
17. Животные лесов – это …
а) архар, джейран
б) медведь, кабан
в) варан, черепаха
18. Утка, цапля, лебедь – это…
а) птицы лугов
б) птицы гор
в) птицы водоемов
19. Окружающий Землю мир – это …
а) Галактика
б) Вселенная
в) Солнечная система
20. Солнечная система – это …
а) все, что нас окружает
б) наша планета
в) Солнце и окружающие ее планеты
21. Уменьшенная модель Земли – это …
а) карта
б) план
в) глобус
22. Линия, расположенная на одинаковом расстоянии от полюсов – это …
а) экватор
б) меридиан
в) параллель
23. Смена времѐн года происходит из-за …
а) вращения Земли вокруг солнца
б) вращения солнца вокруг Земли
в) вращения луны вокруг Земли
24. Значение приобретенных знаний в школе?
9

а) активное участие в кружках
б) использование в своей жизни
в) помощь малышам

10



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.