РП Я-гражданин России 2021

Приложение к основным образовательным программам НОО, ООО
МАОУ Гимназии № 8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
На заседании педагогического
совета МАОУ Гимназия № 8
Протокол от «30» августа 2021 г.
№ 14

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
_______________Е.Е. Трофимова
Введено в действие приказом
директора от «31» августа 2021
№ 110-О

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - гражданин России»»

г. Екатеринбург, 2021г

2
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
На уровне начального общего образования планируется достижение следующих
результатов:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека:
­ ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
­ элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном,
о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
­ первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной
истории и культуры;
­ опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
­ опыт социальной и межкультурной коммуникации;
­ начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
­ начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в
том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
­ нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
­ уважительное отношение к традиционным религиям;
­ неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
­ способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
­ уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
­ знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
­ ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
­ ценностное и творческое отношение к учебному труду;
­ элементарные представления о различных профессиях;
­ первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
­ осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового;
­ первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
­ потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
­ мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание):
­ ценностное отношение к природе;
­ первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к
природе;

3
­ элементарные знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в
культуре народов России, нормах экологической этики;
­ первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке, по месту жительства;
­ личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях:
Ценностные установки:
• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и
ответственность, доверие к людям;
• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и
младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
• родная земля, заповедная природа, планета Земля;
• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное
творчество.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
• •сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;

4
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• трудовые дела;
• тренинги;
• •наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная,
внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 6 классы. Она включает шесть
направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Разделы программы
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов,
практических - 21 час.
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура». Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа».
Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе

5
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе.
5. «Я и мое Отечество».
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета».
7. Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 11 часов,
практических-23 час.
1. Я и я».
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
Сбор игр.
2. «Я и семья».
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я - дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура».
Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4. «Я и школа».
Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.
Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).

6
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений.
Трудовой десант.
5. «Я и мое Отечество»
Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый посёлок.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции.
Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета»
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном посёлке.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города.
День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи
День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических -11 часов,
практических -23 часа
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто
что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на
все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках.
Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест».
Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким
пенсионерам.
3. «Я и культура». Формирование отношения к искусству. Раз - словечко, два - словечко, будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои
любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в
Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсия в библиотеку.
4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе. Мой класс - моя семья.
Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из
школьной жизни. Наша школа в будущем.

7
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и
порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант.
Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша
страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош,
мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие
по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники
Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и
рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков.
4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Общий годовой план работы составляет часов, из них: теоретических 15 - часов,
практических 19 - часов
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я
родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила
счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья.
Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3. «Я и культура». Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты.
Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные
обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» . Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права
ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию.
Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая

8
профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших
работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок,
стихов.
3. Тематическое планирование
1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока
1 . Праздник первого звонка
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе
3. Правила поведения в школе. Урок-игра
4. Моя семья - моя радость
5. Я, ты, мы. Игра
6. Кто что любит делать. Конкурс викторина
7. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
8. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала
9. Мисс Осени
10. Из истории Екатеринбурга. Домик Малахова
11. История моего города. Экскурсия в музей
12. Моя красивая мама. Конкурс рисунков
13. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора
15. Законы жизни в классе. Урок-игра
16. Откуда пришли елочные игрушки.
17. Школа вежливости. Беседа
18. Маленькая страна. Экологическая акция
19. Фотографии из семейного альбома. Презентация
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков
21. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина
22. Они защищают Родину. Конкурс стихов
23. Встречаем Масленицу
24. Загляните в мамины глаза. Праздник
25. Слушаем сказки моей бабушки
26. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных
Дню Земли
27. День Космонавтики
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия на природу
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка
30 Поклон тебе, солдат России
31. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества
32. Самый красивый школьный двор. Акция
33. Десант чистоты и порядка
ВСЕГО:

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Теория

Практика
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

1
1
20

9
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока
1. Урок Мира
2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)
3. Обязанности ученика в школе. Беседа
4. Осень в родном городе. Фотоконкурс
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры
6. Родной край в древности. Экскурсия в музей.
7. Наш город. Конкурс визиток.
8. Мой любимый город. Беседа.
9. Моя любимая мамочка. Презентация
10. О чем шепчут названия улиц. Конкурс рисунков
11. Я - ученик. Беседа с творческим заданием
12. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений
13. Школьная символика (гимн, герб, флаг)
14. Мой портфель. Игра-экспромт
15. Что посеешь, то пожнешь. Беседа с элементами игры.
16. Самый уютный класс. Конкурс
17. Экология нашего города. Беседа
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры
20. Мы и наши права. Урок-игра
21. Игры на развитие произвольных процессов
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений
23. Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс-соревнование
24. Широкая Масленица. Игра
25. По каким правилам мы живем в школе? Игра
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие
29. День птиц. Выставка рисунков
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного
края. Экскурсия в музей
31. Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества
32. Открытка ветерану. Акция
33. Десант чистоты и порядка
34. Знай и люби свой край. Викторина
ВСЕГО:

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Теория

1
1
1
1
34

1

1
1
1

Практика
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

1
1
1
23

3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока
1. Знакомство с символами Российского государства
2. Мой класс - моя семья. Беседа. Анкетирование.
3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе
4. Люблю тебя, моя Россия. Музыкально-поэтическая
гостиная
5. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам
журналов. Флаги России.
6. Уважения достойны. Беседы о пожилых людях. Операция
«Красный крест» - помощь пожилым людям
7. По каким правилам мы живем. Игра
8. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с
творческим заданием
9. Я - талантлив! Беседа с творческим заданием.
10. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков

Всего
1
1
1

Теория
1
1
1

Практика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

10
11. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием
12. Мамины помощники. Ролевая игра.
13. Мастерская по изготовлению сувениров. Операция
«Сувенир»
14. Новогодние зарисовки. Конкурс газет
15. Новогодняя сказка. Праздник
16. Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа.
17. Быть человеком. Дискуссия.
18. Панорама добрых дел. Смотр - конкурс.
19. Дорогая моя столица. Заочная экскурсия.
20. Богатыри земли Русской. Урок-вернисаж
21. Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в
армии родных.
22. Честь имею. Игровая программа для мальчиков.
23. У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных
поделок.
24. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.
25. Чем живёт планета Земля? КВН
26. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.
27. Посмотри, как он хорош! Мир, в котором ты живёшь.
Конкурс стихов.
28. День птиц. Викторина.
29. История страны в названиях улиц. Презентация.
30. Вам, защитники Отечества! Акция
31. Дети войны. Литературное чтение.
32. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков
33. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка
34. Игра: знатоки истории.
ВСЕГО:

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
34

1
1
1
1

11

1
1
1
23

4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока
1. Поговорим о толерантности
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием
3. Символика России и нашего края. Презентация.
4. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового
материала
5. День пожилого человека. Акция «Доброта души»
6. Тест «Познай себя»
7. Я и мой класс. Конкурс рисунков
8. Продолжаем изучать школьный Устав
9. Государственный праздник- День Согласия и примирения.
10. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»
11. Моя семья. Мини-проект
12. Мой город. Конкурс сочинений «Откуда я родом».
13. Знаменитые писатели и поэты Урала. Литературная
викторина
14. Новый год шагает по планете. Презентация.
15. Покоримте птиц зимой! Мастерская кормушек.
16. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры
17. Основной закон жизни нашего государства. Беседа
18. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма
19. Самое сильное звено. Игровая программа
20. Панорама добрых дел
21. Герои России. Сообщения учащихся
22. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Теория
1
1
1

Практика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
23. Образ русской женщины. Беседа-диалог
24. Мой лучший школьный друг. Письмо другу
25. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием
26. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов
27. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут
28. Знаешь ли ты страны мира? Викторина
29. Природа в поэзии. Конкурс стихов «Когда говорят о
России, я вижу свой синий Урал»
30. Геральдика - наука о гербах. Беседа
31. Берегите природу. Конкурс экологических сказок
32. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках
33. Память. Герои Великой Отечественной войны. Урок
Мужества. Создание презентации и размещение в Интернете
лучших работ.
34. Города-герои. Оформление альбома
ВСЕГО:

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
34

15

1
19

Тематическое планирование 5 класс (35 часов)
№
Тема
п/п
Тема «Я – ученик» - 3 часа
1/1
Я - пятиклассник!
2/2

Мои права и обязанности

Я в школе, я – дома, я – среди
людей
Тема «Моя семья» - 7 часов
4/1
Я один из рода
3/3

Содержание деятельности
Тренинг
Час общения
Ролевая игра
Беседа

56/2-3

Моя родословная

7/4

Я и моё имя

8/5

Что могут рассказать имена,
отчества и фамилии о прошлом

Беседа

9/6

Что значит быть хорошим сыном
или дочерью
Семейные праздники

Беседа

10/7

Тема «Моя Родина» - 9 часов
11/1 Моя страна. Гордость моей
страны
12/2 Москва – столица Родины

Беседа, знакомство с
понятиями «род», «народ»,
«человечество».
Составление родословного
древа семьи.
Беседа

Сюжетно – ролевая игра
Беседа
Заочное путешествие

1314/34
15/5

Мой город -Екатеринбург

Беседа. Экскурсия

Достояние Свердловской области

Просмотр презентации

16/6

Символы государства

Беседа, презентация.

Оборудование и
инструменты урока
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши, альбом
Альбом, цветные
карандаши
Фотографии, альбом,
ножницы, клей,
цветные карандаши
ПК, слайды, тетрадь,
ручки
ПК, слайды, тетрадь,
ручки, карандаши,
альбом
ПК, слайды, тетрадь,
ручки
ПК, слайды, тетрадь,
ручки
ПК, проектор,
презентации
ПК, проектор,
презентации
Блокнот, ручка
ПК, проектор,
презентации
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши

12
17/7

Золотое кольцо России

Заочное путешествие

18/8

Наша гордость. Знаменитые
Уральцы.
История Октябрьского района.

Просмотр презентации

19/9

Экскурсия, презентация,
беседа

Тема «Толерантность» - 6 часов
20/1 Доброта в стихах
21/2

Давайте жить дружно

22/3
23/4

Как мы разрешаем конфликты
Учимся сотрудничать

Чтение, инсценирование
отрывков
Беседа по правилам
поведения в школе
Анкетирование
Беседа, игра.

24/5

Культура разных народов мира

Просмотр презентации

25/6 Вежливое поколение
Тема «Выбор профессии»-3 часа
26/1 Чем пахнут ремёсла

Беседа

27/2

Кем я хочу быть

28/3

Профессия – Родину защищать.

Беседа, встречи с
родителями
Рисование на тему «Моя
будущая профессия»
Встречи с
военнослужащими, беседа

Тема «Я – Гражданин России» - 7 часов
29/1 За что я люблю Родину
Диспут

ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды
Костюмы из школьного
театра
ПК, слайды
Блокнот, ручка
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
Альбом, краски, кисти
ПК, слайды
Блокнот, ручки

30/2
31/3

Рисунки о России
Я – Гражданин России

Выставка рисунков
Беседа, презентация

32/4

Герои России.

33/5
3435/67

Патриотические песни.
Итоговое занятие. Коллективный
рисунок «Я – Гражданин России»

Беседа, просмотр фильма,
встречи.
Выступление на концерте.
Коллективная работа

Альбом, краски, кисти
ПК, слайды, тетрадь,
карандаши
ПК, слайды
Альбом, краски, кисти

Тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№

1

Тема урока

Введение

Виды деятельности по формированию и
развитию УУД
Познавате
льные

Коммуни
кативные

Наша Родина – Великая Россия!
2
Страна, которую
Способнос
мы любим
ть
применять
понятийны
й аппарат
и приёмы
анализа
3
Дружелюбие
Готовност
россиян
ьк
сотруднич

личностн
ые

регулятив
ные

Осознание
своей
идентично
сти как
гражданин
а страны
Осознание
значения
семьи в

Основные виды
деятельности
учащихся
Раскрывать суть
предстоящей
работы
Обсуждение
поступков
былинных
богатырей.
Проследить связь с
прошлым России

Способнос
ть
сознательн

Подготовка
сообщений о
достойных

13
еству с
учениками
,
коллектив
ной работе

4

Подготовка
сообщений о
достойных
гражданах России
в разные ее
времена

Готовност
ьк
сотруднич
еству с
соученика
ми,
коллектив
ной работе

5

Составление
схемы «Мои права
и обязанности».

Способнос
ть решать
творческие
задачи

6

Интеллектуальны
й марафон по
правам человека

Уметь
извлекать
информац
ию

7

Наша
толерантность

8

Мы – патриоты
России

Уметь
извлекать
информац
ию

жизни
человека и
общества,
освоение
социальны
х норм,
правил
поведения,
ролей и
форм
социально
й жизни

о
организов
ывать и
регулиров
ать свою
деятельнос
ть

гражданах России
в разные ее
времена

Способнос
ть
сознательн
о
организов
ывать и
регулиров
ать свою
деятельнос
ть

Анализ и
обсуждение
литературных
произведений.
Составление
схемы «Мои права
и обязанности».
Выработка
собственных прав
человека и
собственных
обязанностей.
Права и
обязанности
школьника.
Вести диалог на
заданную тему:
«Что я знаю о
Конституции
России»

Способнос
ть
сознательн
о
организов
ывать и
регулиров
ать свою
деятельнос
ть
Определят
ь
правильно
сть
выполненн
ого
задания
Предвосхи
щать
промежуто
чные и
конечные
результаты
своих
действий
Выбирать
средства
для
организац
ии своего
поведения

Знать статьи
раздела
Конституции
Викторина «Что
мы знаем о своих
правах?»
Конкурс рисунков,
плакатов по
теме; подготовка
эссе «Хотя мы
разные, но мы Россия» (рассказ
об характерных
чертах и обычаях
представителей
разных наций).
Разыгрывание
ситуаций

14
Наше государство и его символы
9
Мы – граждане
Владение
России
умениями
работать с
учебной и
внешкольн
ой
информац
ией,
обосновыв
ать
выводы
10

Наш
Государственный
флаг

Способнос
ть решать
творческие
задачи

11

Наш
Государственный
герб

12

Наш
Государственный
гимн.

Владение
умениями
работать с
учебной и
внешкольн
ой
информац
ией,
способнос
ть решать
творческие
задачи
Представл
ять
результаты
своей
деятельнос
ти в
различных
формах
(сообщени
е)

Жизнь даётся один раз
13 Наше здоровье

Подготовка эссе
«Мой кумир в
искусстве, науке,
спорте –
сторонник
здорового образа
жизни»

Анализ сказок
народов мира по
теме. Подготовить
презентацию
«История
государственной
символики»
Подготовка эссе
«Хотя мы разные,
но мы - Россия»
(рассказ об
характерных
чертах и обычаях
представителей
разных наций).

Подготовить
презентацию
«История
государственной
символики»

Анализиро
вать и
обобщать
факты
Анализиро
вать и
обобщать
факты

Готовност
ьк
коллектив
ной работе

Наш выбор – здоровый образ жизни
15 Человек и его
Представл

Готовност

14

Алкоголь –
губитель судеб

Освоение
гуманисти
ческих
традиций
и
ценностей
современн
ого
общества,
уважение
прав и
свобод
человека
Понимани
е
культурно
го
многообра
зия мира

Осмыслен
ие
социальнонравствен
ного опыта
предшеств
ующих
поколений

Подготовка минисочинений «Я и
мои родители»,
«Родительская
любовь»
Анализ материалов
СМИ по
проблемам
здорового образа
жизни молодежи

Обсуждение

15
здоровье

16

Ваш выбор:
радости или
страдания

17

Проведение акции
«Доброе сердце»

ять
результаты
своей
деятельнос
ти в
различных
формах
(сообщени
е
Использов
ать
современн
ые
источники
информац
ии, в том
числе
материалы
на
электронн
ых
носителях
Уметь
добывать
информац
ию из
дополните
льных
источнико
в

ьк
сотруднич
еству с
соученика
ми,
коллектив
ной работе

ситуации на
примере своей
школы.

Готовност
ьк
коллектив
ной работе

«Ласковое слово»
Характеризовать
понятия
Проводить
сравнение

Уланирова
ть,
контролир
овать и
выполнять
действие

Достоинства и недостатки человека
18 Познавать и
Представл
улучшать себя
ять
результаты
своей
деятельнос
ти в
различных
формах
(сообщени
е)
19 Честь Совесть
Способнос
ть решать
творческие
задачи
20 Доброта и
гуманность

21

Жадность Зависть

Способнос
ть решать
творческие
задачи,

22

Злобность и
жестокость

Представл
ять

Способнос
ть
сознательн
о
организов
ывать и
регулиров
ать свою
деятельнос
ть

Встреча с
ребятами общества
инвалидов
Кротовки

Подготовка эссе
«Мой спортивный
кумир- защитник
чести России»

Тренинги «Каков я
на самом деле»
Анализиро
вать и
обобщать
факты
Формулир
овать и
обосновыв
ать
выводы
Формулир
овать и

Анализ и
обсуждение
примеров из
литературных
произведений.
Анализ и
обсуждение
примеров из
литературных
произведений.
Вести дискуссию
«Если бы

16
результаты
своей
деятельнос
ти в
различных
формах
(сообщени
е)
Наши права и ответственность
23 О моральных и
Анализиро
правовых нормах
вать и
обобщать
факты,
формулир
овать и
обосновыв
ать
выводы
24

обосновыв
ать
выводы,

президентом
России был я»
(собственный
вариант решения
злободневной
проблемы)

Вести
конструкт
ивный
диалог

Анализировать
сюжеты экскурсии
в различные
структуры
государственной
власти (милицию,
военкомат,
местную
администрацию и
др.)
Выделять
признаки и
объяснять их
значения

Наше равноправие

Гражданин России: наши права и свободы
25 Российская
Конституция и
наши права.

26

Наше право на
личную жизнь

27

Право на
образование

Мы в обществе
28 Человек среди
людей

Способност
и
применять
понятийны
й аппарат

Готовность
и
способност
ь вести
диалог с
другими
людьми и
достигать в
нём
взаимопони
мания

Готовность
формулиро
вать и
высказыват
ь
собственно
е мнение по
проблемам
прошлого

Находить
дополнительную
информацию
(Интернет)

Освоение
гуманистич
еских
традиций и
ценностей
современно
го общества

Подготовка
коллективной
презентации «Наш
класс»

Сознатель
но
организов
ывать и
регулиров
ать свою
деятельнос

Составление
таблицы интересов

Владение
умением
анализиро
вать и
обобщать
факты

Анализировать
приведённые
ситуации

17
29

Благополучие
семьи

30
32

Акция «Помоги
ветерану»

33
34

Выставка моих
достижений и
достижений моей
семьи.

Анализиро
вать
ситуации,
формирова
ние
понятийно
го
аппарата
Уметь
извлекать
информац
ию,
представле
нную в
виде
текста,
иллюстрац
ии

ть
Аргумента
ции
собственн
ых версий
и
личностно
й позиции

Анализ статей
семейного кодекса

Осознават
ь радость и
гордость
от того,
что мы
родились и
живем в
России.

Выбирать
средства
для
организац
ии своего
поведения

Встреча с
ветеранами,
изготовление
подарков
ветеранам, защита
проектов о людях
фронта и тыла

Осознават
ь радость и
гордость
от того,
что мы
родились и
живем в
России.

Определят
ь цель
учебной
деятельнос
ти

Подбор
фотографий и
комментарий
экскурса «Мой
семейный альбом»



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.