Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
____________________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
общеобразовательных учреждений
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных
достижений обучающихся общеобразовательных учреждений разработано в целях
создания условий для введения федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации
образования по направлению «Развитие региональной системы оценки качества
образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования,
внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру,
содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
(далее – портфолио).
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в определенный период их обучения с 2-го по
11-й классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет
учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности:
учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
1.2. Цели портфолио:

поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
обучающихся;

формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;

содействовать
индивидуализации
(персонализации)
образования
обучающихся;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации;

обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в
широком образовательном контексте, продемонстрировать их способности практически
применять приобретенные знания и умения;

формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях
обучающихся.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также
всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как
качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из четырех разделов: «Мой портрет», «Портфолио
документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов».
2.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:

личные данные обучающегося;

автобиографию (резюме) обучающегося;

результаты психологической диагностики обучающегося;

информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой
характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования,
самопознания;

результаты проведенного обучающимся самоанализа;

описание целей, поставленных обучающимся на определенный период,
анализ их достижений;

результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению обучающегося;

другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
2.1.2. Раздел «Портфолио документов» включает в себя портфель
сертифицированных
(документированных)
индивидуальных
образовательных
достижений.
Этот раздел включает в себя:

перечень и результаты предметных олимпиад – школьных, муниципальных,
региональных,

всероссийских и др., в которых принял участие обучающийся;

перечень и результаты мероприятий и конкурсов, проводимых
учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными
фондами и др., в которых принял участие обучающийся;

перечень и результаты образовательных тестирований и курсов по
предметам, которые прошел обучающийся;

перечень школьных и межшкольных научных обществ, в которых состоит
обучающийся;

перечень и результаты мероприятий и конкурсов, организованных
муниципальными органами управления образованием, в которых принял участие
обучающийся;
Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
2.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных
творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание


основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных
конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного
рода практик, спортивные и художественные достижения и др.
Этот раздел включает в себя:

перечень исследовательских работ и рефератов. Указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.;

перечень проектных работ. Указывается тема проекта, дается описание
работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или
электронном варианте;

техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная
работа, дается ее краткое описание;

перечень работ по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках;

другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре,
хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах;

перечень элективных курсов и факультативов, которые посещает
обучающийся. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой
проходили занятия;

различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая.
Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;

занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных
учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность
занятий и их результаты;

участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия
в нем обучающихся;

спортивные достижения. Указываются сведения об участии в
соревнованиях, наличии спортивного разряда;

иная
информация,
раскрывающая
творческие,
проектные,
исследовательские способности обучающихся.
2.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения
обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а
также письменный анализ самим обучающимся своей конкретной деятельности и ее
результатов. Содержание раздела может быть представлено в виде текстов заключений,
рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Этот раздел включает в себя:

заключения о качестве выполненной работы (в научном обществе
школьников и др.);

рецензии на статьи, опубликованные в средствах массовой информации;

отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного
образования, о выступлениях на научно-практических конференциях;

резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных
достижений;



эссе обучающегося,

посвященное

выбору направления

дальнейшего

обучения;
рекомендательные письма о прохождении социальной практики;
иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным
видам деятельности.
2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования
документов,
помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть
портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений.
2.3. Разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную
часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных
интересов
и
потребностей
обучающихся,
особенностей
реализуемых
в
общеобразовательном учреждении образовательных программ.
3. Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного
руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения,
в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в
портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

систематичность и регулярность ведения портфолио;

достоверность сведений, представленных в портфолио;

аккуратность и эстетичность оформления;

разборчивость при ведении записей;

целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все
необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой
оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на
основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной
группой, назначаемой приказом директора образовательной организации (далее – ОО). В
состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель.
Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой
оценки их портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при
ведении портфолио обучающегося
4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся,
классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОО.
4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между
участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор ОО разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников



образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для
мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
3) заместитель директора ОО организует работу по реализации в практике
работы ОО технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных
образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОО;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе
формирования
портфолио;
проводит
информационную,
консультативную,
диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает
обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые
документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися,
направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят
информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по
предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную
психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях:

федеральный уровень: победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник
– 3 балла;

региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 баллов; участник
– 2 балла;

муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник –
1 балл;

школьный уровень: победитель, призер – 2 балла.
5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения)
в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в
рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в
дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных
экзаменов), осуществляется следующим образом:

сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных
фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т. д. – 2 балла за каждый
сертификат;

удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик
(социальной, трудовой, языковой, педагогической и т. д.) – 2 балла за каждое
удостоверение и сертификат.
6. Учет результатов портфолио
Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам
портфолио) учитывается:

при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением
отдельных предметов, профильные классы;

в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;

при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
педагогических и руководящих работников;

при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на
квалификационную категорию;

при проведении внутришкольного контроля;

в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО
(аккредитация ОО, контроль качества образования).
7. Электронное портфолио школьников
Электронное портфолио школьников – это инструментальная среда
информационной поддержки формирования новой модели портфолио учащихся в
условиях введения новых Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов. Предназначена для фиксации, накопления и оценки результатов
деятельности и достижений в разных областях деятельности учащихся с помощью
информационных технологий.
Электронное портфолио позволяет упростить процесс отслеживания
индивидуальной траектории школьников, развития и личностного роста, анализа и
самоанализа.
Электронное портфолио обеспечивает:
 накопление различных данных (информации) в электронном виде в течение
всего периода обучения;
 наглядность основной компетентности учащегося за выбранный (заданный)
период;
 проведение
анализа
показателей
приведших
к
желательным
(нежелательным) результатам;
 развитие мышления учащегося (гибкость, рациональность, оригинальность)
и умения решать абстрактные задачи;
 развитие способности осуществлять самоконтроль и самооценку;
 формирование прикладных умений (способность решать практические
задачи, применяя имеющиеся знания;
 формирование коммуникативных умений учащегося;
 формирование интересов (увлечённости) к конкретным областям знаний и
будущей профессии.
Для ведения электронного портфолио в гимназии используется сервис
«Школьное портфолио».
«Школьное портфолио» — образовательный сервис для школьников и их
родителей на Госуслугах, в котором можно:


- узнать количество дней до каникул, оценки за прошлые периоды, средний балл
ребёнка по каждому предмету;
- получить информацию о школьных событиях и результатах проверочных работ
- создать учётную запись ребёнкаhttps://www.gosuslugi.ru/myedu/?_=1696583234010



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти