Окружающий мир НОО 2023-2024

Выписка из ООП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»

Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
(непосредственное применение федеральной рабочей программы)

г. Екатеринбург

Содержание учебного предмета
1 класс
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной
работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный
труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб,
флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам,
уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края.
Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по
термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние,

краткое

описание).

Лиственные

и

хвойные

растения.

Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая

характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота
о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:


сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать

зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;


(звери,

приводить примеры представителей разных групп животных
насекомые,

рыбы,

птицы),

называть

главную

особенность

представителей одной группы (в пределах изученного);


приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать

их, устанавливать различия во внешнем виде.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


понимать, что информация может быть представлена в разной

форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;


соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его

названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на

вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным
мнениям;


воспроизводить названия своего населенного пункта, название

страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;


соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с

принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;


описывать по предложенному плану время года, передавать в

рассказе своё отношение к природным явлениям;


сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они

различаются.
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


сравнивать

организацию

своей

жизни

с

установленными

правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
активность,

закаливание,

безопасность

использования

бытовых

электроприборов);


оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах

и улицах другими детьми, выполнять самооценку;


анализировать

предложенные

ситуации:

устанавливать

нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений:


соблюдать

правила

общения

в

совместной

деятельности:

договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
2 класс
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни
Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание

Москвы,

строительство

Кремля

и

др.).

Герб

Москвы.

Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным

природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи
и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в
быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной

сети

Интернет

(коммуникация

в

мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных

действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия
(пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:


ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,

сравнение, измерение);


определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое,

твёрдое, газообразное);


различать символы РФ;



различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в

пределах изученного);


группировать

растения:

дикорастущие

и

культурные;

лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);


различать прошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


различать информацию, представленную в тексте, графически,

аудиовизуально;


читать информацию, представленную в схеме, таблице;



используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять

схемы;


соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со

временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
1.

ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой

характеристикой:


понятия

и

термины,

связанные

с

социальным

миром

(индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение,

старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край,
регион);


понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания,

тело, явление, вещество; заповедник);


понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и

охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность,
опасная ситуация).
1.

описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от

других планет Солнечной системы;
2.

создавать небольшие описания на предложенную тему (например,

«Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?»,
«Лес – природное сообщество» и др.);
3.

создавать

высказывания-рассуждения

(например,

признаки

животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе
с явлениями неживой природы);
4.

приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную

книгу России (на примере своей местности);
5.

описывать современные события от имени их участника.

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


следовать образцу, предложенному плану и инструкции при

решении учебной задачи;


контролировать

с

небольшой

помощью

учителя

последовательность действий по решению учебной задачи;


оценивать результаты своей работы, анализировать оценку

учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


строить свою учебную и игровую деятельность, житейские

ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;



оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,

культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;


проводить в парах (группах) простые опыты по определению

свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно
намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;


определять причины возможных конфликтов, выбирать (из

предложенных) способы их разрешения.
3 класс
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России.
Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух

– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение
для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные

представления

о

бактериях.

Грибы:

строение

шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека.

Системы

дыхательная,

органов

кровеносная,

(опорно-двигательная,
нервная,

органы

пищеварительная,

чувств),

их

роль

в

жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира

железнодорожного,

водного

и

авиатранспорта

(правила

безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной
информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах)
в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных

логические

и

исследовательские

универсальных

учебных

действия

действий

как

часть

способствуют

формированию умений:


проводить

несложные

наблюдения

в

природе

(сезонные

изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно

составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками
наблюдений (в парах, группах) делать выводы;


устанавливать

зависимость

между

внешним

видом,

особенностями поведения и условиями жизни животного;


определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)

существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;


моделировать цепи питания в природном сообществе;



различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;

соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать

полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;


находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их

названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;


читать несложные планы, соотносить условные обозначения с

изображёнными объектами;


находить по предложению учителя информацию в разных

источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);


соблюдать правила безопасности при работе в информационной

среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их

краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания,
Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).


описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;



описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на

основе сравнения объектов природы;


приводить примеры, кратко характеризовать представителей

разных царств природы;


называть признаки (характеризовать) животного (растения) как

живого организма;


описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей

страны (в пределах изученного).
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать

свои действия (при небольшой помощи учителя);


устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,

корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


участвуя

в

совместной

деятельности,

выполнять

роли

руководителя (лидера), подчинённого;


оценивать результаты деятельности участников, положительно

реагировать на советы и замечания в свой адрес;


выполнять правила совместной деятельности, признавать право

другого человека иметь собственное суждение, мнение;


самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом

этики общения.

4 класс
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре,

истории,

традициям

своего

народа

и

других

народов,

государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.

Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы
России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые

доступные

для

понимания

экологические

проблемы

взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск

достоверной

информации,

опознавание

государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого

доступа

в

информационно-коммуникационную

сеть

Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных

логические

и

исследовательские

универсальных

учебных

действия

действий

как

часть

способствуют

формированию умений:


устанавливать последовательность этапов возрастного развития

человека;


конструировать в учебных и игровых ситуациях правила

безопасного поведения в среде обитания;


моделировать схемы природных объектов (строение почвы;

движение реки, форма поверхности);


соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой

природной зоне;


классифицировать природные объекты по принадлежности к

природной зоне;



определять разрыв между реальным и желательным состоянием

объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


использовать умения работать с информацией, представленной в

разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного

использования

электронных

образовательных

и

информационных ресурсов;


использовать для уточнения и расширения своих знаний об

окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-коммуникационную

сеть

Интернет

(в

условиях

контролируемого выхода);


делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе

дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;

культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;


характеризовать человека как живой организм: раскрывать

функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;


создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и

самочувствия организма вредных привычек;


описывать

ситуации

проявления

нравственных

качеств

–

отзывчивости, доброты, справедливости и др.;


составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе

(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);



составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина



создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории

РФ»;
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;

предвидеть трудности и возможные ошибки;


контролировать процесс и результат выполнения задания,

корректировать учебные действия при необходимости;


адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу

над ошибками;


находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их

причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


выполнять правила совместной деятельности при выполнении

разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;


ответственно относиться к своим обязанностям в процессе

совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;


анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных

игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.
Планируемые результаты освоения программы
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования

направлено

на

достижение

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными

российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:


становление ценностного отношения к своей Родине – России;

понимание особой роли многонациональной России в современном мире;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской

идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;


сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей

страны и родного края;


проявление интереса к истории и многонациональной культуре

своей страны, уважения к своему и другим народам;


первоначальные представления о человеке как члене общества,

осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:


проявление культуры общения, уважительного отношения к

людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;


принятие существующих в обществе нравственно-этических норм

поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;


применение

способности

правил

договариваться,

совместной
неприятие

деятельности,
любых

форм

проявление
поведения,

направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:


понимание особой роли России в развитии общемировой

художественной

культуры,

проявление

уважительного

отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;



использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


соблюдение правил организации здорового и безопасного (для

себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);


приобретение

опыта

эмоционального

отношения

к

среде

обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:


осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и

общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:


осознание роли человека в природе и обществе, принятие

экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:


осознание

ценности

познания

для

развития

человека,

необходимости самообразования и саморазвития;


проявление

познавательного

интереса,

активности,

инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:


природной

понимать
и

целостность

социальной

среды

окружающего
обитания),

мира

проявлять

ориентироваться в изменяющейся действительности;

(взаимосвязь
способность



на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира

устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина
– следствие; изменения во времени и в пространстве);


сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания

для сравнения, устанавливать аналогии;


объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;



определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать предложенные объекты;


находить закономерности и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;


выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:


проводить (по предложенному и самостоятельно составленному

плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;


проявлять

интерес

к

экспериментам,

проводимым

под

руководством учителя;


определять разницу между реальным и желательным состоянием

объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;


формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;


моделировать ситуации на основе изученного материала о связях

в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также
в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и др.);


проводить

по

предложенному

плану

опыт,

несложное

исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);



основе

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
результатов

проведённого

наблюдения

(опыта,

измерения,

исследования).
3) Работа с информацией:


использовать различные источники для поиска информации,

выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;


находить

в

предложенном

источнике

информацию,

представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;


распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;


находить и использовать для решения учебных задач текстовую,

графическую, аудиовизуальную информацию;


читать

и

интерпретировать

графически

представленную

информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);


анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,

звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;


фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,

выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:


в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,

оценивать выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;


соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять

уважительное отношение к собеседнику;



использовать смысловое чтение для определения темы, главной

мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;


создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,

повествование);


результатов

конструировать обобщения и выводы на основе полученных
наблюдений

и

опытной

работы,

подкреплять

их

доказательствами;


находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об

изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;


готовить небольшие публичные выступления с возможной

презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:


планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя

действия по решению учебной задачи;


выстраивать

последовательность

выбранных

действий

и

операций.
2) Самоконтроль и самооценка:


осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;



находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;



корректировать свои действия при необходимости (с небольшой

помощью учителя);


предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,

предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.


объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить

свою оценку с оценкой учителя;


оценивать целесообразность выбранных способов действия, при

необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:


решения

понимать значение коллективной деятельности для успешного
учебной

формулировании

(практической)

краткосрочных

задачи;

и

активно

долгосрочных

участвовать

целей

в

совместной

деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);


коллективно строить действия по достижению общей цели:

распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы;


проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;


выполнять

правила

совместной

деятельности: справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;


ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные
1-й класс:
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:


называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,

профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила
нравственного поведения в социуме и на природе;


воспроизводить название своего населённого пункта, региона,

страны;


приводить

примеры

культурных

объектов

родного

края,

школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;


различать объекты живой и неживой природы, объекты,

созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень,

стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в



родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники,
травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
применять



правила

ухода

за

комнатными

растениями

и

домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные



групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт
времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе



и обществе;


оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное

отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;


время

соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во
наблюдений

и

опытов;

безопасно

пользоваться

бытовыми

электроприборами;


соблюдать

правила

использования

электронных

средств,

оснащённых экраном;


соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;



соблюдать правила безопасного поведения пешехода;



соблюдать правила безопасного поведения в природе;



с

помощью

взрослых

(учителя,

родители)

электронным дневником и электронными ресурсами школы.
2-й класс:
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

пользоваться



находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой

регион и его главный город;


узнавать государственную символику Российской Федерации

(гимн, герб, флаг) и своего региона;


проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,

традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;


распознавать изученные объекты окружающего мира по их

описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;


приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников

народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;


проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные

наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;


приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,

иллюстрирующие значение природы в жизни человека;


описывать на основе предложенного плана или опорных слов

изученные культурные объекты (достопримечательности родного края,
музейные экспонаты);


описывать на основе предложенного плана или опорных слов

изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия,
планеты;


группировать изученные объекты живой и неживой природы по

предложенным признакам;


сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков;


ориентироваться на местности по местным природным признакам,

Солнцу, компасу;


создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о

природе и обществе;



использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе

и обществе;


соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в

природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в
ней;


соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила

безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;


соблюдать режим дня и питания;



безопасно

использовать

мессенджеры

в

условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;


безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах

с помощью учителя (при необходимости).
3-й класс:
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:


различать государственную символику Российской Федерации

(гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России
и своего региона;


проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,

традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;


приводить примеры памятников природы, культурных объектов и

достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного
искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов
России;


показывать на карте мира материки, изученные страны мира;



различать расходы и доходы семейного бюджета;

распознавать изученные объекты природы по их описанию,



рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие



опыты

с

природными

лабораторного

объектами

оборудования

и

с

использованием

измерительных

приборов;

простейшего
соблюдать

безопасность проведения опытов;


группировать изученные объекты живой и неживой природы,

проводить простейшую классификацию;


сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и

неживой природы;


описывать на основе предложенного плана изученные объекты и

явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;


использовать различные источники информации о природе и

обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;


использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и

природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;


фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе

коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;


создавать

по

заданному

плану

собственные

развёрнутые

высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);


соблюдать

правила

безопасного

поведения

пассажира

железнодорожного, водного и авиатранспорта;


соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе

требования к двигательной активности и принципы здорового питания;


соблюдать основы профилактики заболеваний;



соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



безопасно использовать персональные данные в условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;


ориентироваться в возможных мошеннических действиях при

общении в мессенджерах.
4-й класс:
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:


проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,

традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;


соблюдать правила нравственного поведения в социуме;



показывать

на

физической

карте

изученные

крупные

географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря,
омывающие территорию России);


показывать на исторической карте места изученных исторических

событий;


находить место изученных событий на «ленте времени»;



знать основные права и обязанности гражданина Российской

Федерации;


соотносить изученные исторические события и исторических

деятелей с веками и периодами истории России;


рассказывать о государственных праздниках России, наиболее

важных событиях истории

России,

наиболее

известных российских

исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы
России и родного края;


описывать на основе предложенного плана изученные объекты,

выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;



проводить по предложенному/самостоятельно составленному

плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами

природы

с

использованием

простейшего

лабораторного

оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;


распознавать изученные объекты и явления живой и неживой

природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;


группировать изученные объекты живой и неживой природы,

самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;


сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их

внешних признаков и известных характерных свойств;


использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения

простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины
смены природных зон);


называть наиболее значимые природные объекты Всемирного

наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);


называть экологические проблемы и определять пути их решения;



создавать

по

заданному

плану

собственные

развёрнутые

высказывания о природе и обществе;


использовать различные источники информации для поиска и

извлечения информации, ответов на вопросы;


соблюдать правила нравственного поведения на природе;



осознавать возможные последствия вредных привычек для

здоровья и жизни человека;


соблюдать правила безопасного поведения при использовании

объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах,

кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т.д.);


соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

езде

на

велосипеде, самокате;


осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и

верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;


соблюдать правила безопасного для здоровья использования

электронных образовательных и информационных ресурсов.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем
программы

Количество часов

Электронные
Контрольные
Практические (цифровые)
Всего
образовательные ресурсы
работы
работы

Раздел 1.Человек и общество

1.1

Школа.
Школьная жизнь

Семья.
Взаимоотношения
1.2
взаимопомощь
семье

и
в

3

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных
исследований»

2

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

1.3

Россия
Родина

– наша

Итого по разделу

11

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

16

Раздел 2.Человек и природа

Природа – среда
обитания
человека.
2.1
Взаимосвязи между
человеком и природой

Растительный
мир.
Растения
2.2
ближайшего
окружения

13

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных
исследований»

9

«Окружающий мир» 1
класс,
авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Мир животных.
2.3 Разные
группы
животных

15

Итого по разделу

37

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности

3

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Безопасность в
быту,
безопасность
3.2 пешехода,
безопасность в сети
Интернет

4

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Итого по разделу

7

3.1

Режим
школьника

Повторение

дня

6

«Окружающий мир» 1
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО

«Издательство
"Академкнига/Учебник"»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

0

0

2 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем
программы

Количество часов

Электронные
Контрольные
Практические (цифровые)
Всего
образовательные ресурсы
работы
работы

Раздел 1.Человек и общество

1.1

Наша
– Россия

родина

Семья.
1.2 Семейные ценности и
традиции

12

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных
исследований»

2

«Окружающий мир»
2 класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,

Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»
Правила
культурного
1.3
поведения
в
общественных местах

2

Итого по разделу

16

«Окружающий мир»
2 класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»

Раздел 2.Человек и природа

Методы
познания
природы.
2.1 Земля
и
другие
панеты, звезды и
созвездия

Многообразие
2.2
растений

7

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных
исследований»

8

«Окружающий мир» 2
класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,

Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»

11

«Окружающий мир»
2 класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»

Красная книга
2.4 России. Заповедники
и природные парки

8

«Окружающий мир»
2 класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»

Итого по разделу

34

2.3

Многообразие
животных

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности

3.1

Здоровый образ
жизни школьника

4

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр

образования и социальногуманитарных
исследований»
Безопасность в
школе
и
общественном
3.2
транспорте,
безопасность в сети
Интернет

8

Итого по разделу

12

Повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем
программы

Раздел 1.Человек и общество

«Окружающий мир»
2 класс, авторы – Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
"Издательство
«Академкнига/Учебник»

6

3

68

3

Количество часов

«Окружающий мир» 2
класс, авторы - Федотова
О.Н.,
Трафимова
Г.В.,
Трафимов
С.А.,
ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»
0

Электронные
Контрольные
Практические (цифровые)
Всего
образовательные ресурсы
работы
работы

Наша родина
1.1 – Российская
Федерация

Семья
1.2 – коллектив близких.
Родных людей

14

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных исследований»

2

«Окружающий мир» 3
класс в 2-х частях, авторы –
Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., Царёва
Л.А., ООО «Издательство
"Академкнига/Учебник"»
Библиотека

Страны
1.3
народы мира

и

Итого по разделу

4

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03

20

Раздел 2.Человек и природа
2.1

Методы
изучения природы.

11

Мы и окружающий
мир: электронный учебно-

Разнообразие
веществ
в
окружающем мире

Бактерии,
2.2 грибы
и
разнообразие

их

методический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных исследований»

2

«Окружающий мир» 3
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., Царёва
Л.А., ООО «Издательство
"Академкнига/Учебник"»
Библиотека

2.3

Разнообразие
растений

7

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03
Библиотека

2.4

Разнообразие
животных

7

2.5

Природные
сообщества

3

ФГИС
школа»

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03
Библиотека
«Моя

ФГИС
школа»

– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03
Библиотека
2.6

Человек – часть
природы

Итого по разделу

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03

5

35

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности

2

«Окружающий мир» 3
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., Царёва
Л.А., ООО «Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Правила
безопасного
поведения
3.2
пассажира.
Безопасность в сети
Интернет

5

Библиотека
ФГИС
«Моя
школа»
–
lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/03

Итого по разделу

7

3.1

Здоровый образ
жизни

Повторение

6

4

«Окружающий мир» 3
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., Царёва

Л.А., ООО «Издательство
"Академкнига/Учебник"»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

4 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем
программы

Количество часов

Электронные
Контрольные
Практические (цифровые)
Всего
образовательные ресурсы
работы
работы

Раздел 1.Человек и общество

Наша родина 1.1 Российская
Федерация

История
Отечества.
«Лента
1.2
времени»
и
историческая карта

10

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных исследований»

17

«Окружающий мир» 4
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО

«Издательство
"Академкнига/Учебник"»
Человек
– творец культурных
1.3 ценностей.
Всемирное
культурное наследие

6

Итого по разделу

33

Библиотека
ФГИС
«Моя школа»
–
lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/04

Раздел 2.Человек и природа

Методы
познания
2.1 окружающей
природы. Солнечная
система

Формы земной
поверхности.
2.2
Водоемы
и
их
разнообразие

5

Мы и окружающий
мир: электронный учебнометодический
комплекс
(ЭУМК) для организации
урочной
и
внеурочной
образовательной
деятельности обучающихся
1–4
классов,
ООО
«Международный
центр
образования и социальногуманитарных исследований»

9

«Окружающий мир» 4
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»

Природные
зоны России: общее
2.3 представление,
основные природные
зоны

Библиотека
5

Природные и
культурные объекты
Всемирного
2.4
наследия.
Экологические
проблемы

5

Итого по разделу

24

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/04
Библиотека

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/04

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ
3.1 жизни: профилактика
вредных привычек

1

«Окружающий мир» 4
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»
Библиотека

Безопасность в
3.2 городе. Безопасность
в сети Интернет

4

Итого по разделу

5

ФГИС
школа»

«Моя
– lesson.academycontent.myschool.edu.ru/15/04

Повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6

4

68

4

«Окружающий мир» 4
класс в 2-х частях, авторы
– Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., ООО
«Издательство
"Академкнига/Учебник"»
0



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.