ОРКСЭ НОО 4 класс 2023-2024

Выписка из ООП НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»

Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозной
культуры и светской этики»
для обучающихся 4 классов
(непосредственное применение федеральной рабочей программы)

г. Екатеринбург

Содержание учебного предмета
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение,

прикладное

искусство),

православный

календарь.

Праздники.

Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в
исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и
календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские

ритуалы.

Буддийские

святыни.

Буддийские

священные

сооружения.

Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их
основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях
мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг,
свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни
человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль
гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные

традиции

предпринимательства.

Что

значит

быть

нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:


понимать

основы

российской

гражданской

идентичности,

испытывать чувство гордости за свою Родину;


формировать национальную и гражданскую самоидентичность,

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;


понимать

значение

гуманистических

и

демократических

ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;


понимать значение нравственных норм и ценностей как условия

жизни личности, семьи, общества;


осознавать

право

гражданина

РФ

исповедовать

любую

традиционную религию или не исповедовать никакой религии;


строить своё общение, совместную деятельность на основе правил

коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;



соотносить

свои

поступки

с

нравственными

ценностями,

принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным
традициям

народов

России,

терпимость

к

представителям

разного

вероисповедания;


проявлять

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
в

повседневной

жизни

доброту,

справедливость,

доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;


понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-

нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;


понимать необходимость бережного отношения к материальным

и духовным ценностям.
Метапредметные результаты


овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач

учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;


формировать умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;


совершенствовать

умения

в

различных

видах

речевой

деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;


совершенствовать умения в области работы с информацией,

осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;



овладевать навыками смыслового чтения текстов различных

стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;


овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

обобщения,

классификации,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;


формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


совершенствовать

организационные

умения

в

области

коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:


ориентироваться

в

понятиях,

отражающих

нравственные

ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);


использовать разные методы получения знаний о традиционных

религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);


применять логические действия и операции для решения учебных

задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;


признавать возможность существования разных точек зрения;

обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;



выполнять

совместные

проектные

задания

с

опорой

на

предложенные образцы.
Работа с информацией:


воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,

подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;


использовать разные средства для получения информации в

соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);


находить дополнительную информацию к основному учебному

материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);


анализировать, сравнивать информацию, представленную в

разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:


использовать смысловое чтение для выделения главной мысли

религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;


соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно

задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;


создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для

воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:


проявлять самостоятельность, инициативность, организованность

в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,

предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,

ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в
поведении;


анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и

негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);


выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,

действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;


проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к

предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
Совместная деятельность:


выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по

деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;


владеть

умениями

совместной

деятельности:

подчиняться,

договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;


готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по

изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
Предметные результаты
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:



выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;


выражать своими словами понимание значимости нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;


рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской

морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;


раскрывать основное содержание нравственных категорий в

православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,
христианского

нравственного

идеала;

объяснять

«золотое

правило

нравственности» в православной христианской традиции;


первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки

поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;


раскрывать своими словами первоначальные представления о

мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;


рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий

Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее
число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;



рассказывать о назначении и устройстве православного храма

(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями;


рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая

Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;


раскрывать основное содержание норм отношений в православной

семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных
семейных ценностей;


распознавать

христианскую

символику,

объяснять

своими

словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;


рассказывать о художественной культуре в православной

традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении
с картинами;


излагать основные исторические сведения о возникновении

православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;


приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание

российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме

изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;


выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;


выражать своими словами понимание значимости нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;


рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской

религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;


исламской

раскрывать основное содержание нравственных категорий в
культуре,

традиции

(вера,

искренность,

милосердие,

ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность,
верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);



первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки

поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;


раскрывать своими словами первоначальные представления о

мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;


рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни

пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе
(намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);


рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),

нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;


рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-

байрам, Маулид);


раскрывать основное содержание норм отношений в исламской

семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;


распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её

смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;


рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,

религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;


излагать основные исторические сведения о возникновении

исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль
ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;



приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме

изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;


выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;


выражать своими словами понимание значимости нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;



рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской

религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;


буддийской

раскрывать основное содержание нравственных категорий в
культуре,

традиции

(сострадание,

милосердие,

любовь,

ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с
неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности
и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;


первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки

поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;


раскрывать своими словами первоначальные представления о

мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью
человеческой жизни и бытия;


рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле

принятия, восьмеричном пути и карме;


рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма,

нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;


рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;



раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской

семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;


распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами

её смысл и значение в буддийской культуре;


рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;



излагать основные исторические сведения о возникновении

буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;


приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме

изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;


выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;



выражать своими словами понимание значимости нравственного

совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;


рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской

морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;


раскрывать основное содержание нравственных категорий в

иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей,
борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде
всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;


первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки

поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;


раскрывать своими словами первоначальные представления о

мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;


рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о

Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;


рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах,

нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;


рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх,

включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;


раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской

семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,

матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских
традиционных семейных ценностей;


распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её

смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;


рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,

каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;


излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма

на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в
становлении

культуры

народов

России,

российской

культуры

и

государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;


приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме

изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;



выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы

религиозных

культур

народов

России»

должны

отражать

сформированность умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;


выражать своими словами понимание значимости нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;


рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в

традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;


раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,

свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;


соотносить нравственные формы поведения с нравственными

нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;


раскрывать своими словами первоначальные представления о

мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;



рассказывать о священных писаниях традиционных религий

народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);


рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений

(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения
в храмах, общения с верующими;


рассказывать

о

религиозных

календарях

и

праздниках

традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);


раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной

семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание
отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;


распознавать религиозную символику традиционных религий

народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной
культуре;


рассказывать о художественной культуре традиционных религий

народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия,
ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и
поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);


излагать основные исторические сведения о роли традиционных

религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;


первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по

изучению исторического и культурного наследия традиционных религий
народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;



приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России, народы России, для

которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;


выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности

духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;


выражать своими словами понимание значимости нравственного

самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;


выражать

понимание

и

принятие

значения

российских

традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;


рассказывать о российской светской (гражданской) этике как

общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и

поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;


раскрывать

основное

содержание

нравственных

категорий

российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение,
вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;


высказывать

суждения

оценочного

характера

о

значении

нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;


первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки

поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;


раскрывать своими словами первоначальные представления об

основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение
памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей
народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана
окружающей среды;


памяти

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической
народа,

общества;

российских

праздниках

(государственные,

народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках
(не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в
своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;



раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в

семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;


распознавать

российскую

государственную

символику,

символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе, законных
интересов и прав людей, сограждан;


трудовой

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
деятельности,

предпринимательства

в

России;

выражать

нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
трудящимся, результатам труда;


рассказывать о российских культурных и природных памятниках,

о культурных и природных достопримечательностях своего региона;


раскрывать

основное

содержание

российской

светской

(гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;


объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в

становлении российской государственности;


изучению

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
исторического

и

культурного

наследия

народов

России,

российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;


приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с

опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;


выражать

своими

словами

понимание

свободы

мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к

религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского

общенародного

(общенационального,

гражданского)

патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;


называть традиционные религии в России, народы России, для

которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;


выражать своими словами понимание человеческого достоинства,

ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

Тематическое планирование
Модуль «Основы православной культуры»
Количество часов
Электронные
Наименование
№
(цифровые)
разделов
и
тем
Контрольные
Практические
п/п
образовательные
Всего
программы
работы
работы
ресурсы
1

Россия
Родина

– наша

1

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

2

Культура и религия.
Введение в православную
духовную традицию

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

3

Во
что
верят
православные христиане

4

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

4

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое
правило
нравственности. Любовь к
ближнему

4

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

5

Отношение к труду.
Долг и ответственность

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

6

Милосердие
сострадание

и

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

7

Православие
России

в

5

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

8

Православный храм и
другие святыни

3

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

9

Символический язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески, церковное
пение,
прикладное
искусство), православный
календарь. Праздники

6

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

10

Христианская семья
и ее ценности

3

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
11 многонационального
и
многоконфессионального
народа

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

Модуль «Основы светской этики»

п/п

Наименование
№
разделов
и
тем
программы

Количество часов

Электронные
(цифровые)
Контрольные
Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы

1

Россия
Родина

–

наша

1

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

2

Этика и ее значение в
жизни человека. Нормы
морали.
Нравственные
ценности,
идеалы,
принципы

8

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

3

Государство
и
мораль
гражданина.
Основной
Закон
(Конституция)
в
государстве как источник
российской гражданской
этики

1

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

4

Образцы
нравственности в культуре
Отечества, народов России.
Природа и человек.

8

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

5

Праздники как одна
из форм исторической
памяти

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

6

Семейные ценности.
Этика
семейных
отношений.

1

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

7

Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства

3

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

8

Что значит быть
нравственным в наше
время.
Методы
нравственного
самосовершенствования.

6

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

2

https://cleverlab.pro/local/pages/?id=5

9

Этикет

Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
10 многонационального
и
многоконфессионального
народа России
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.