Положение об оценке образовательных достижений обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
____________________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

Положение об оценке образовательных достижений обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оценке образовательных достижений обучающихся
Гимназии № 8 разработано на основании
• Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации», статья 28 (с изменениями на 16 апреля 2022года),
• Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2021 года №
СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»,
• Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в том
числе, обновленных ФГОС;
• Письма
Министерства
просвещения
России
от
13.01.2023
03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования"),
• образовательных программ Гимназии № 8,
• Устава Гимназии № 8.
1.2. Данное Положение об оценке образовательных достижений обучающихся
(далее - Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных
достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии
оценивания в Гимназии № 8.
1.3. Настоящее Положение является локальным актом, рассматривается и
принимается на Педагогическом совете Гимназии № 8, имеющим право при
необходимости вносить в него свои изменения и дополнения, и обязательно для
исполнения всеми участниками образовательной деятельности.
1.4. Цели системы оценки образовательных достижений обучающихся школы:
• создание единой системы оценивания и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
1

влияющих
на образовательные достижения обучающихся;
• получение объективной информации о состоянии образовательных достижений
обучающихся, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
• формирование объективной внутренней системы оценки качества образования;
• повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг
• при принятии решений, связанных с образованием;
• принятие
обоснованных
управленческих
решений
администрацией
общеобразовательного учреждения.
1.5.
Задачи системы оценки образовательных достижений, обучающихся
школы:
 формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к
его измерению;
 повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии
образования;
 проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений,
обучающихся и внесения необходимых корректив в образовательный процесс;
 обеспечение
условий
для
самоанализа
и
самооценки
всех
участников
образовательного процесса;
 содействие
повышению
квалификации
работников
системы
образования,
принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.
1.6.
Принципы построения системы оценивания образовательных достижений:
 объективность, достоверность, полнота и системность информации;
 реалистичность требований, норм и показателей образовательных
достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
 открытость, прозрачность процедур оценивания;
 прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать
ожидаемые результаты;
 доступность информации о состоянии образовательных достижений.
1.7. Система оценивания в Гимназии № 8 включает две группы - внутреннее
(внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Обе группы направлены на
выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов.
Внутришкольное оценивание предназначается для организации процесса обучения в
классе по учебным предметам и включает: текущую оценку, представляющую собой
процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы
учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения
тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; промежуточную
аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету
(предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного
периода; стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности
обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к
прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества
образования; комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения
обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов, и т.д. Все
элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают
внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня
достижений личностных, метапредметных и предметных результатов, и являются частью
ВСОКО Гимназии № 8.
К процедурам внешней оценки относятся: государственная итоговая аттестация
(только для уровней основного общего и среднего общего образования); всероссийские
2

проверочные работы (ВПР); мониторинговые исследования федерального, регионального
и муниципального уровней.
1.8. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется
качественной оценкой в конце учебного года. По итогам года учитель делает вывод, усвоил
ли обучающийся 1 класса программу, частично усвоил или не усвоил.
1.9. Во 2-11 классах оценивание идет по пятибалльной шкале. По курсу ОРКСЭ
вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по данному курсу становится
нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как
универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил
морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к
духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных
упражнений и тестовых заданий разных типов. По итогам четверти, года применяется
зачетная система («зачет», «незачет»). При изучении элективных учебных предметов
применяется зачетная система («зачет», «незачет»).
1.10. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся 2-9 классов по четвертям, а 10-11 классов - по полугодиям.
Основанием для перевода обучающихся 2-8-х и 10- х классов в следующий класс являются
результаты промежуточной аттестации за год.
1.11. Итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах осуществляется соответственно в
формате ГИА в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012., является внешней оценкой.
1.12. Промежуточная аттестация со 2 по 11 класс проводится в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ
в форме контрольных и проверочных работ, диктантов, диагностических работ,
тестирования, защиты проектов или исследовательских работ, зачёта и т.д.
Промежуточная аттестация обучающихся за четверть (2-9 кл.) и полугодие (10-11
классы) проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания
учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении
определенного временного промежутка (четверть, полугодие). Отметка обучающегося за
четверть (полугодие) выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с
учетом результатов письменных контрольных работ. Отметка обучающимся 2-11 классов
выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период.
Четвертная отметка обучающимся 2 - 9-х классов и полугодовая отметка в 10 - 11
классах выставляется на основе результатов текущих письменных работ и устных ответов с
учетом фактических знаний, умений и навыков обучающихся. Четвертная (полугодовая)
отметка должна быть средним арифметическим текущих отметок (с учетом рекомендаций
«Параграфа», но она не может быть «отлично», если имеется одна неудовлетворительная
отметка за учебную тему и эта тема не отработана. В этом случае обучающийся должен в
обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной
теме. При выставлении четвертной (полугодовой) отметки учитель руководствуется
следующим:
- отметка «5» выставляется при наличии большего количества отличных отметок, при
среднем рекомендуемом балле от 4,5;
- отметка «4» выставляется при наличии большего количества отметок «4», при отсутствии
неудовлетворительных отметок (однако, неудовлетворительная отметка не учитывается, если
обучающийся в течение четверти (полугодия) показал более высокие знания по этому же
материалу и получил удовлетворительную отметку), при среднем рекомендуемом балле от
3,5;
- отметка «3» выставляется при наличии большего количества удовлетворительных оценок,
при среднем рекомендуемом балле от 2,5, при условии, что за контрольные работы по темам
преимущественно стоит отметка 3;
- неудовлетворительная отметка «2» выставляется, если обучающийся не усвоил изучаемый
3

материал и имеет в основном отметки «2».
При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества
отметок для аттестации за четверть обучающийся не аттестуется. В классный журнал в
соответствующей графе отметка не выставляется, а ставится пометка о неаттестации.
Обучающийся по данному предмету имеет право сдать пропущенный материал учителю и
пройти аттестацию за четверть.
Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-8 и 10 классов.
Промежуточная аттестация за год - это установление уровня достижения результатов
освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой. Промежуточная аттестация проводится на основании результатов
четвертной/полугодовой аттестации в случае, если предмет изучался в срок одной
четверти/полугодия, или как среднее арифметическое результатов четвертных/полугодовых
аттестаций, если предмет изучался в срок более одной четверти/полугодия. Округление
результата может проводиться с учетом итоговых контрольных работ по итогам учебного
года.
Годовая отметка по предметам в 10-х и 11-х классах выставляется как округленное до
целого числа среднее арифметическое полугодовых отметок, полученных обучающимся по
данному предмету.
Обучающимся могут быть зачтены результаты обучения в иных образовательных
организациях, имеющих аккредитацию, например, в связи с пребыванием в оздоровительных
образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении, или в лечебно-профилактических учреждениях.
1.13. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам или не прохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую
обучающиеся обязаны ликвидировать в сроки, определяемые Гимназией № 8. Родители
(законные представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны создать условия и
обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
1.14. Промежуточный и итоговый внутренний контроль в школе осуществляют
педагоги и администрация. Периодичность и формы внутреннего контроля по предмету
определяются учителем в соответствии с рабочей программой по каждому предмету.
1.15. В Гимназии № 8 определяются следующие виды оценивания:
стартовый (входной) контроль, который осуществляется в начале учебного года.
Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный
уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий
(УУД), связанных с предстоящей деятельностью;
текущий тематический контроль проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов с образцом;
промежуточный контроль;
контроль
динамики
индивидуальных
образовательных
достижений обучающихся;
итоговый контроль; итоги годовой промежуточной аттестации (отметка за год)
обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по
которым она проводилась.
Оценивание личностных результатов образовательной деятельности в соответствии с
ФГОС общего образования проводится в ходе внешних и внутренних
не персонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них
разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается
4

на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической
диагностики. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, используются
только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
В системе оценивания приоритетными являются формы контроля (далее - ФК) продуктивные задания (задачи), метапредметные диагностические работы. Основной
процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита
итогового индивидуального проекта.
Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) используются как форма
промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ в соответствии с
письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. СК-228/03 /
01.16/08-01. В Гимназии № 8 ВПР, проводимые в весенний период, используются в
качестве итоговой контрольной работы/промежуточной аттестации. Если ВПР перенесены
на осенний период, отметка по ВПР выставляется в качестве отметки за текущую
контрольную работу.
1.16. Средствами фиксации результатов являются электронные классные
журналы, электронные дневники.
1.17. Технология оценивания определятся в настоящем Положении на каждом
уровне обучения в образовательной организации.
2. Шкала отметок
2.1. В образовательном учреждении принята 5-бальная шкала отметок:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно,
«1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
2.2. Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается
один недочет, объем знаний составляет 90 - 100% содержания (правильный полный ответ,
представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную
тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает
свои суждения, применяет знания на практике, применяет знания в новой ситуации,
приводит собственные примеры).
2.3. Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной
программы и объем знаний составляет 70 - 90% содержания (правильный, но не совсем
точный ответ), применяет знания в стандартной ситуации.
2.4. Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям 4
программы, однако имеется определенный набор грубых и негрубых ошибок и недочетов.
Обучающийся владеет знаниями в объеме 50 - 70% содержания (правильный, но не полный
ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил,
недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет
приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
2.5. Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям
программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний
обучающегося составляет до 50% содержания (неправильный ответ).
2.6. Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы
без объяснения причины или неуважительной причины.
3.

Технология оценивания на уровне начального общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального
5

общего образования отражает:

содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной
деятельности;
ориентирование образовательной деятельности на достижение планируемых
результатов освоения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у
обучающихся;
обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения программы
начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и
метапредметных результатов;
оценку динамики учебных достижений обучающихся;
возможность получения объективной информации о качестве подготовки
обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
3.1. Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов
освоения основной образовательной программы начального обучения.
3.1.1. Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение
общего представления о воспитательной деятельности Гимназии № 8 и ее влиянии на
коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является
предметом специальной работы в будущем.
3.1.2. Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление
индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и
индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды.
3.1.3. Метапредметные
результаты
обучающихся
определяются
через
сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий:
способность ученика принимать и сохранять учебную цель и задачи;
способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии сопоставленной задачей и
искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок; умение проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к
известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных
предметах. Поэтому процедуры оценки, как правило, тесно связаны с процедурами и
содержанием оценки предметных результатов.
3.1.4.
Предметные
результаты
обучающих
определяются через сформированность результатов по отдельным предметам:
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно - практические
задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе на основе метапредметных действий.
В связи с обновлением ФГОС общего образования при определении содержания
оценки предметных результатов учитель учитывает новые компоненты содержания по
каждому учебному предмету и обязательные планируемые результаты на конец каждого
6

учебного года, отраженные во ФГОС общего образования и федеральных основных
общеобразовательных программах.
3.2. Оценка результатов
3.2.1. Личностные результаты выпускников на уровне начального общего
образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов осуществляется в ходе
внешних не персонифицированных мониторинговых исследований и предметом оценки
является эффективность образовательной деятельности образовательной организации.
3.2.2. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы и рабочей
программы по каждому предмету и внеучебной деятельности.
3.2.3. Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем или
классным руководителем 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы)
методом встроенного наблюдения.
3.2.4. Оценка
предметных
результатов
проводится
как
в
ходе
не персонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности Гимназии
№ 8, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов
учебной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования. При этом
итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых
обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного
учебного курса.
3.2.5. Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
комплексные (интегрированные) проверочные работы;
сочинение, изложение, диктант, мини-сочинение; портфолио учащегося;
исследовательские работы, творческие проекты и др.
3.2.6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить
актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить
«зону» ближайшего развития ученика.
3.2.7. Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на
проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в
рамках данной учебной задачи.
3.2.8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в
ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.2.9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля - мае) включает
все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но
и развития компонентов учебной деятельности. Работа может проводиться в несколько
этапов. Результаты проверки фиксируются в электронном журнале. В 4 классе итоговой
работой считается ВПР.
3.3. Процедуры оценивания
3.3.1. Оценивание обучающихся начальных классов в течение первого года
обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе,
а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в
соответствии с критериями.
В течение 1-го года обучения в журнале фиксируются только пропуски уроков.
Со 2 класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде
отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические проверочные
(контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти,
проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное
чтение стихотворений наизусть, пересказы и т.д.
3.3.2. На уровне начального общего образования учителем используются
7

разнообразные методы оценивания:
наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением;
оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий,
выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах;
тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободной форме - как устных, так и
письменных;
оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с
коротким свободным ответом);
оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы достижений,
дневники учащихся и др.).
При составлении работы учитель предлагает задания базового и повышенного
уровней.
3.3.3. За задачи, решённые при изучении новой темы, текущая отметка ставится
только по желанию ученика. За задачу проверочной/контрольной работы по итогам темы
отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки,
имеет право пересдать.
3.3.4. Предметные четвертные оценки/отметки определяются как среднее
арифметическое выставленных отметок с учетом их значимости.
3.3.5. Оценка предметных результатов ученика начальной школы производится на
основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Программный
уровень имеет две ступени - повышенный и просто программный. Предметные результаты
учащихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового
уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки.
4. Технология оценивания на уровне основного общего образования
4.1.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
основного общего образования отражает:
содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной
деятельности;
комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего
образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных
результатов;
оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения,
взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных,
исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки,
наблюдения, тестов, динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе
формируемых с использованием цифровых технологий;
оценку динамики учебных достижений обучающихся;
обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве
подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.
4.2. Цели оценочной деятельности
4.2.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на ступени
основной школы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и
оценка результатов деятельности школы и педагогических кадров (соответственно с
целями аккредитации и аттестации).
4.2.2. Основная цель диагностики - определить готовность выпускников основной
школы к итоговой аттестации в форме ГИА.
4.2.3. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность
личностных универсальных учебных действий.
4.2.4. Метапредметные результаты учащихся
определяются
через
сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
8

учебных действий.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем
ивоплощению
найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
4.2.5. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих
результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.
4.2.6. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС является:
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
4.3.
Оценка результатов
4.3.1. На итоговую оценку на уровне основного общего образования выносятся
только предметные и метапредметные результаты. Онаформируется на основе:
результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем
предметам, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на
межпредметной основе;
оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта (исследовательской работы);
оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА).
4.3.2. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов
не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности воспитательно-образовательной деятельности общеобразовательного
учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов
образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не персонифицированных
мониторинговых
исследований
на
основе
централизованно
разработанного
инструментария психологом общеобразовательного учреждения. Оценка этих достижений
проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности
и эмоциональному статусу ребенка, и может использоваться исключительно в целях
оптимизации личностного развития обучающихся.
4.3.3.
Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основной
школы заключаются в комплексном использовании материалов: формой оценки
метапредметных результатов является комплексная работа.
4.4.
Процедуры оценивания
4.4.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе
различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
4.4.2. Дополнительным
источником
данных
о
достижении
отдельных
метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как
правило, тематических) по всем предметам.
4.4.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках
9

системы промежуточной аттестации.
4.4.4. Оценка функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и
креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной
грамотности) осуществляется практически на всех учебных предметах, в урочной и
внеурочной деятельности. В учебном процессе и во внеурочной деятельности
используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных
учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как
правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы
представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения
проблемы явно не задан. На всех предметах обучающиеся работают с информацией,
представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной
области задачи. Оценка функциональной грамотности включена в план реализации
ВСОКО.
4.4.5. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся
каждым учителем-предметником и фиксируется в классных электронных журналах.
5. Технология оценивания на уровне среднего общего образования
5.1. Цели оценочной деятельности
5.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на уровне СОО
в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений
обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности школы и
педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная
цель диагностики - определить готовность выпускников старшей школы к итоговой
аттестации в форме ЕГЭ.
5.1.2. Основным объектом системы оценки результатов образования на уровне
среднего общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают
планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
5.1.3. Конечная
цель
контрольно-оценочной
деятельности
выпускников
заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении
полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного
самообразования.
5.1.4. Основным объектом оценки метапредметных результатов выпускников
является:
 готовность к самостоятельному проектированию;
 сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения;
практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; овладение
стратегией смыслового чтения и работы с информацией для её дальнейшей
интерпретации;
 адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в Интернете для
обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности;
 построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к
получаемой информации.
5.1.5. Оценка предметных результатов на уровне среднего общего образования
представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по
отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательной деятельности - учебных предметов.
5.1.6. Оценка функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и
креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной
грамотности) осуществляется практически на всех учебных предметах, в урочной и
внеурочной деятельности. На всех предметах обучающиеся работают с информацией,
10

представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной
области задачи.
5.2. Оценка результатов
5.2.1. На
итоговую
оценку
уровня
среднего
общего
образования
выносятся только предметные и метапредметные результаты.
5.2.2. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 10-11 классах проводится
в следующих формах:
итоговая контрольная работа, тестирование, защита рефератов, творческих и
исследовательских работ, защита проектов.
5.2.3. Итоговая аттестация выпускников 11 класса осуществляется на основе
внешней оценки в форме ЕГЭ.
6. Ведение документации
6.1. Общие положения
6.1.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в
классных электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.
Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом
результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год.
6.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно
проинформированы о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе
промежуточной аттестации.
6.1.3. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до
начала каникул. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического
совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей.
6.2. Ведение документации учителем
Ведение журнала успеваемости входит в перечень услуг, оказываемых
государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями,
предоставляемых
в электронной
форме,
утвержденных
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г.
6.2.4. При проведении оценочных процедур учителя применяют критериальное
оценивание. Критериальное оценивание - это процесс сравнения образовательных
достижений, обучающихся с заранее определенными и известными
участникам
образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию
образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Таким
образом, в ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения
планируемых
результатов
учителем,
обучающимися,
другими
участниками
образовательного процесса.
6.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу
классный руководитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие
качеству усвоения предметов.
6.3. Ведение документации обучающимся
6.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для
выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет
проверку работ в данной тетради. Для проверочных/ контрольных работ используется
тетрадь для контрольных работ, тетрадь для работ по развитию речи и т.п.
Ведение документации администрацией школы
6.3.2. В своей деятельности администрация школы использует все необходимые
материалы учителей, обучающихся и службы сопровождения для создания целостной
картины реализации и эффективности обучения в общеобразовательной организации.
7. Права и обязанности участников образовательных отношений.
7.3. Права и обязанности обучающихся
7.3.1. Обучающиеся имеют право:
11

на собственную оценку своих достижений и трудностей;
участвовать в разработке критериев оценки работы;
на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
на оценку своего творчества и инициативы;
представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и
публично их защитить;
• обучающемуся, вышедшему после длительного пропуска (более 3 уроков) по
уважительной причине на тематический контроль, неудовлетворительные отметки
не выставляются в журнал;
7.3.2. Обучающиеся обязаны:
• по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
• овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней
школе;
• освоить обязательный минимум УУД в соответствии с ФГОС.
7.4. Права и обязанности учителя
7.4.1. Учитель имеет право:
• иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
• оценивать работу школьников по их запросу и по своему усмотрению.
• оценивать обучающихся только относительно их собственных возможностей и
достижений.
7.4.2. Учитель обязан:
• соблюдать правила оценочной безопасности;
• работать над формированием самоконтроля и самооценки у учеников;
• оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу
во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
• вести учет продвижения обучающихся в классном электронном журнале;
• своевременно доводить до сведения родителей информацию о неуспеваемости
обучающихся.
7.5. Права и обязанности родителей (законных представителей)
7.5.1. Родители (законные представители) имеют право:
• знать о принципах оценивания в школе;
• на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
• на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей
преодоления их у своего ребенка (по предварительной договоренности с учителем);
7.5.2. Родители (законные представители) обязаны:
•
присутствовать на родительских собраниях,
•
постоянно контролировать текущую успеваемость своего ребенка и создавать
все необходимые условия для качественного и своевременного выполнения им домашнего
задания по предмету и подготовки к урокам,
•
обеспечивать
контроль
за
посещением
им
дополнительных
занятий
и
ликвидацией
задолженности
(неудовлетворительной
отметки
или
отсутствия аттестации (н/а) за четверть (полугодие, год) по предмету.
8. Ответственность сторон
8.3.
Администрация школы управляет процессом оценочной деятельности на
основании данного Положения о системе оценивания достижений обучающихся
образовательной организации.
8.4.
В период подготовки к промежуточной аттестации администрация школы:
• организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке и формах
проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее
результатам;
•
•
•
•
•

12

•

организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке к
промежуточной аттестации.

13

При поступлении письменного заявления от родителей (законных
представителей) заместитель директора по учебно-воспитательной работе издает
распоряжение о создании комиссии по проверке объективности выставленной текущей
отметки за письменную работу. В состав комиссии входят: заместитель директора по УВР,
два учителя, в том числе учитель, выставивший оспариваемую отметку. Комиссия в
присутствии родителей (законных представителей) проводит проверку объективности
выставленной текущей отметки за письменную работу и принимает решение о ее
изменении (оставлении без изменения).
8.5.
После завершения промежуточной аттестации администрация школы
организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и
педагогического совета.
8.6.
Образовательная организация ответственна за:
• обеспечение обучающемуся школы получение бесплатного общего образования на
уровнях: начального, основного и среднего общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС;
• обеспечение
обучающемуся
организации
образовательной
деятельности
в
соответствии с образовательной программой школы, учебным планом, календарным
учебным графиком, режимом работы и расписанием занятий;
• обеспечение условий для ликвидации академической задолженности;
• осуществление текущего, промежуточного и итогового контроля за результатами
освоения обучающимися образовательной программы и посредством электронного
дневника информировании о результатах родителей и обучающегося;
• обеспечение бесплатного доступа к библиотечным и информационным ресурсам
школы;
• обеспечение участия обучающегося в государственной итоговой аттестации по
результатам освоения программы основного и среднего общего образования в форме
и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
8.7.
Родители (законные представители) обучающихся ответственны за:
• обеспечение
условий
для
освоения детьми
образовательной
программы,
действующей в Гимназии № 8;
• обеспечение посещения обучающимся занятий согласно учебному расписанию, и
иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими
деятельность образовательной организации;
• обеспечение контроля за ликвидацией академической задолженности;
Ответственность за прохождение учебного материала при смешанной форме
обучения возлагается на учащегося, его родителей (законных представителей).
9. Заключительные положения
9.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы,
принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора.
9.4. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, принимаются
педагогическим советом.
9.5.
Положение принимается на неопределенный срок.
9.6. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
•

14

Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Отметка - это результат оценивания учебной деятельности обучающихся, количественное
выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах; фиксирование уровня
усвоения обучающимся учебного материала и/или практических действий;
Оценивание - процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.
Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально
достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний,
так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные
достижения ученика в учебной деятельности.
ВПР - Всероссийская проверочная работа
ГИА - Государственная итоговая аттестация
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти