Литература Урала

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова
Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература Урала»
для обучающихся 8 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Вещи дороже золота». Тема дружбы в рассказе И.И. Ликстанова
«Малышок».
Школа военных лет, взаимоотношения между подростками в повести Б.А.
Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».
Тема преодоления в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».
Тема родства и связи поколений в рассказе Р. Валеева «Фининспектор и
дедушка».
Особенности литературы Урала 20 века.
Поэзия Урала. Обзор авторов и произведений.
Тема войны в родной литературе. Жизнь и творчество М. Джалиля.
Уральские предания, легенды, сказы.
Городской фольклор — что это такое?
Н.Н. Никонов. Краткая биография писателя.
Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного вида».
Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного вида». Проблема становления
личности. Художественная идея произведения.
Н.Н. Никонов «След рыси». Человек и природа. Проблематика повести.
Особенности художественного мира.
Анна Матвеева. Краткие сведения о писательнице.
Анна Матвеева «Перевал Дятлова». Две сюжетные линии повести.
Специфика художественного замысла.
Ольга Славникова «Бессмертный». Герои, проблематика произведения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных
смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром
авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести
диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (34 часа)

№

Тема урока

Форма проведения

1

«Вещи дороже золота». Тема дружбы в
рассказе И.И. Ликстанова «Малышок».

Лекция

2

Школа военных лет, взаимоотношения
между подростками в повести Б.А.
Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».

Лекция

3

Тема преодоления в повести Б.А.
Путилова «Сокрушение Лёхи Быкова».

Урок-практикум

4

Тема родства и связи поколений в
рассказе Р. Валеева «Фининспектор и
дедушка».

Урок-практикум

5

Герой-подросток в литературе Урала.
Урок-обобщение.

Урок-практикум

6

Герой-подросток в литературе Урала.
Защита проектов.

Практическая работа

7

Особенности литературы Урала 20 века.

Урок-практикум

8

Поэзия Урала. Обзор авторов и
произведений.

Урок-практикум

9

Поэзия Урала. Обзор авторов и изданий
последних лет.

Урок-практикум

10

Тема войны в родной литературе. Жизнь
и творчество М. Джалиля.

Лекция

11

Тема силы человеческого духа в
стихотворениях М.Джалиля.

Лекция

12

Лирическое и публицистическое начало в Лекция
поэзии М.Джалиля.

13

Мини-сочинение по творчеству М.
Джалиля.

Сочинение

14

Читательская конференция по уральской
поэзии.

Лекция

15

Сочинение по творчеству поэтов и
писателей Урала.

Лекция

16

Защита творческих проектов по
предмету.

Урок-практикум

17

Итоговый урок. Обсуждение списка
рекомендуемой литературы.

Урок-практикум

18

Уральские предания, легенды, сказы.

Лекция

19

Городской фольклор — что это такое?

Лекция

20

Н.Н. Никонов. Краткая биография
писателя.

Урок-практикум

21

Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного
вида».

Урок-практикум

22

Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного
вида». Проблема становления личности.

Урок-практикум

23

Н.Н. Никонов «Глагол несовершенного
вида». Художественная идея
произведения.

Практическая работа

24

Н.Н. Никонов «След рыси».

Урок-практикум

25

Н.Н. Никонов «След рыси». Человек и
природа. Проблематика повести.

Урок-практикум

26

Н.Н. Никонов «След рыси». Особенности

Урок-практикум

художественного мира.
27

Анна Матвеева. Краткие сведения о
писательнице.

Лекция

28

Анна Матвеева «Перевал Дятлова».

Лекция

29

Анна Матвеева «Перевал Дятлова». Две
сюжетные линии повести.

Лекция

30

Анна Матвеева «Перевал Дятлова».
Специфика художественного замысла.

Сочинение

31

Ольга Славникова. Краткие сведения о
писательнице.

Лекция

32

Ольга Славникова «Бессмертный». Герои, Лекция
проблематика произведения.

33

Обобщение изученного. Сочинение по
впечатлениям от пройденного.

Урок-практикум

34

Современная родная литература.
Читательская конференция.

Урок-практикум



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.