Изобразительное искусство

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5-7 классов

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
Солярные

знаки

(декоративное

изображение

и

их

условно-

символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных
игрушках

(Дымковская

игрушка,

Филимоновская

игрушка).

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово,
роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы

цветоведения.

Композиция.

Натюрморт.

Понятие

формы.

Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила
построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов
(К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин,

И.Е.

Репин,

И.Н.

Крамской,

В.А.

Серов).

Портрет

в

изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка
фигуры

человека.

Набросок

фигуры

человека

с

натуры.

Основы

представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX
века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения
«Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и
повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой
Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.
Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство
иллюстрации

(И.Я.

Билибин,

В.А.

Милашевский,

В.А.

Фаворский).

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн
моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная

культура

и

искусство

Древней

Руси,

ее

символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура
Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры ВладимироСуздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы
Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова
в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое).

Искусство

шрифта.

Композиционные

основы

макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги,
рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры
стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская
классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.
Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр
(В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический
музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г.
Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века
(М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века
(модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф.
Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие
художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская
галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство
и художник. Сценография – особый вид художественного творчества.
Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я.

Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой
деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Особенности

художественной

фотографии.

Выразительные

средства

фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств.
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства
эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие

проекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка
и

языков

народов

сопричастности

России,

судьбе

осознание

российского

и

народа).

ощущение

личностной

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и

человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным

поступкам

самосовершенствованию;

(способность

веротерпимость,

к

нравственному

уважительное

отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4.Сформированность
современному

уровню

целостного
развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.

5.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога,

готовность

к

конструированию

процесса

диалога

как

конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6.Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

группе

равноправного

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

"другого"

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

самовыражению

и

к

эмоционально-ценностному

ориентации

в

художественном

освоению
и

мира,

нравственном

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).
9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
- умение овладевать

навыками самостоятельного приобретения новых

знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных задач;
-

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно
выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для
решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в
группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения
своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно
пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем,
прогнозирования;
-и

умение

работать

взаимодействовать на

в

группе

основе

–

эффективно

координации

сотрудничать

различных

позиций

и
при

выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
на практике;

-

формирование

умений

ставить

вопросы,

выдвигать

гипотезу

и

обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие
одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К

концу

освоения

предмета

«Изобразительное

искусство»

обучающийся научится:


характеризовать особенности уникального народного искусства,

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,
птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе
русских образов;


раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их

отражение в народном искусстве и в современной жизни;


создавать эскизы декоративного убранства русской избы;



создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;



определять специфику образного языка декоративно-прикладного

искусства;


создавать

самостоятельные

варианты

орнаментального

построения вышивки с опорой на народные традиции;


создавать

эскизы

народного

праздничного

костюма,

его

отдельных элементов в цветовом решении;


умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,

принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
декора (на доступном для данного возраста уровне);


выстраивать

декоративные,

орнаментальные

композиции

в

традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных
или геометрических элементов;



владеть практическими навыками выразительного использования

фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном

материале

плоскостных

или

объемных

и

игрушки

декоративных

композиций;


распознавать

называть

ведущих

народных

художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;


характеризовать

основы

народного

орнамента;

создавать

орнаменты на основе народных традиций;


различать

виды

и

материалы

декоративно-прикладного

искусства;


различать национальные особенности русского орнамента и

орнаментов других народов России;


находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,

конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;


различать

и

характеризовать

несколько

народных

художественных промыслов России;


называть пространственные и временные виды искусства и

объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов
искусства;


классифицировать

жанровую

систему

в

изобразительном

искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;


объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и

содержанием изображения;


композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с

различными художественными материалами;



создавать образы, используя все выразительные возможности

художественных материалов;


простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных

отношений;


навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых

предметов (кухонная утварь);


изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение

простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;


создавать

линейные

изображения

геометрических

тел

и

натюрморт с натуры из геометрических тел;


строить изображения простых предметов по правилам линейной

перспективы;


характеризовать

освещение

как

важнейшее

выразительное

средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;


передавать с помощью света характер формы и эмоциональное

напряжение в композиции натюрморта;


творческому опыту выполнения графического натюрморта и

гравюры наклейками на картоне;


выражать цветом в натюрморте собственное настроение и

переживания;


рассуждать

о

разных

способах

передачи

перспективы

в

изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;


применять перспективу в практической творческой работе;



навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках

наблюдаемого;


навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя

правила линейной и воздушной перспективы;



видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость

цветового состояния и настроения в природе;


навыкам создания пейзажных зарисовок;



различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,

воздушная перспектива;


пользоваться правилами работы на пленэре;



использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и

представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;


навыкам

композиции,

наблюдательной

перспективы

и

ритмической организации плоскости изображения;


различать основные средства художественной выразительности в

изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и
др.);


определять композицию как целостный и образный строй

произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его
метафорическом смысле;


пользоваться

графическими

красками

материалами

(гуашь,

(карандаш,

акварель),

тушь),

обладать

несколькими
первичными

навыками лепки, использовать коллажные техники;


различать

и

характеризовать

понятия:

эпический

пейзаж,

романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;


различать и характеризовать виды портрета;



понимать и

характеризовать основы

изображения

головы

человека;


пользоваться навыками работы с доступными скульптурными

материалами;



видеть

и

использовать

в

качестве

средств

выражения

соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при
изображении с натуры, по представлению, по памяти;


видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными

навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;


использовать графические материалы в работе над портретом;



использовать образные возможности освещения в портрете;



пользоваться правилами схематического построения головы

человека в рисунке;


называть имена выдающихся русских и зарубежных художников

- портретистов и определять их произведения;


навыкам

передачи

в

плоскостном

изображении

простых

движений фигуры человека;


навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного

образа;


навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;



рассуждать

(с

опорой

на

восприятие

художественных

произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости
образа человека в истории искусства;


приемам выразительности при работе с натуры над набросками и

зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические
материалы;


характеризовать

сюжетно-тематическую

картину

как

обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений
художника над жизнью;


объяснять

понятия

«тема»,

«содержание»,

«сюжет»

в

произведениях станковой живописи;


изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы

над эскизом;



узнавать

и

объяснять

понятия

«тематическая

картина»,

«станковая живопись»;


перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-

тематической картины;


характеризовать исторический жанр как идейное и образное

выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;


узнавать

и

характеризовать

несколько

классических

произведений и называть имена великих русских мастеров исторической
картины;


характеризовать значение тематической картины XIX века в

развитии русской культуры;


рассуждать о значении творчества великих русских художников в

создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;


называть имена нескольких известных художников объединения

«Мир искусства» и их наиболее известные произведения;


творческому опыту по разработке и созданию изобразительного

образа на выбранный исторический сюжет;


творческому опыту по разработке художественного проекта –

разработки композиции на историческую тему;


творческому опыту создания композиции на основе библейских

сюжетов;


представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе

сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в
культуре;


называть имена великих европейских и русских художников,

творивших на библейские темы;



узнавать и характеризовать произведения великих европейских и

русских художников на библейские темы;


характеризовать роль монументальных памятников в жизни

общества;


рассуждать об особенностях художественного образа советского

народа в годы Великой Отечественной войны;


описывать и характеризовать выдающиеся монументальные

памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;


творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому

историческому событию или историческому герою;


анализировать

художественно-выразительные

средства

произведений изобразительного искусства XX века;


культуре зрительского восприятия;



характеризовать временные и пространственные искусства;



понимать разницу между реальностью и художественным

образом;


представлениям

об

искусстве

иллюстрации

и

творчестве

известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;


опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы

графическими материалами;


собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер

одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и
т.д.);


представлениям об анималистическом жанре изобразительного

искусства и творчестве художников-анималистов;


опыту художественного творчества по созданию стилизованных

образов животных;



систематизировать и характеризовать основные этапы развития и

истории архитектуры и дизайна;


распознавать объект и пространство в конструктивных видах

искусства;


понимать сочетание различных объемов в здании;



понимать единство художественного и функционального в вещи,

форму и материал;


иметь общее представление и рассказывать об особенностях

архитектурно-художественных стилей разных эпох;


понимать тенденции и перспективы развития современной

архитектуры;


различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;



характеризовать и различать малые формы архитектуры и

дизайна в пространстве городской среды;


понимать

плоскостную

композицию

как

возможное

схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;


осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда

точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;


применять

в

создаваемых

пространственных

композициях

доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;


применять навыки формообразования, использования объемов в

дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);


создавать композиционные макеты объектов на предметной

плоскости и в пространстве;


создавать практические творческие композиции в технике

коллажа, дизайн-проектов;


получать представления о влиянии цвета на восприятие формы

объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет
расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;



приобретать общее представление о традициях ландшафтно-

парковой архитектуры;


характеризовать основные школы садово-паркового искусства;



понимать основы краткой истории русской усадебной культуры

XVIII – XIX веков;


называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;



понимать основы краткой истории костюма;



характеризовать

и

раскрывать

смысл

композиционно-

конструктивных принципов дизайна одежды;


применять

навыки

сочинения

объемно-пространственной

композиции в формировании букета по принципам икэбаны;


использовать старые и осваивать новые приемы работы с

бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурноландшафтных объектов;


отражать

в

эскизном

проекте

дизайна

сада

образно-

архитектурный композиционный замысел;


использовать графические навыки и технологии выполнения

коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических
комплектов одежды;


узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего

Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;


различать итальянские и русские традиции в архитектуре

Московского

Кремля.

Характеризовать

и

описывать

архитектурные

особенности

древнерусской

особенности соборов Московского Кремля;


различать

и

характеризовать

иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;


узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;



характеризовать

особенности

церкви

Вознесения

в

селе

Коломенском и храма Покрова-на-Рву;


раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII

веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;


работать над проектом (индивидуальным или коллективным),

создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным
темам;


различать стилевые особенности разных школ архитектуры

Древней Руси;


создавать с натуры и по воображению архитектурные образы

графическими материалами и др.;


работать над эскизом монументального произведения (витраж,

мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный
язык при моделировании архитектурного пространства;


сравнивать,

сопоставлять

и

анализировать

произведения

живописи Древней Руси;


рассуждать о значении художественного образа древнерусской

культуры;


ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений

изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;


использовать в речи новые термины, связанные со стилями в

изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;


выявлять

и

называть

характерные

особенности

русской

портретной живописи XVIII века;


характеризовать признаки и особенности московского барокко;



создавать

разнообразные

конструкции) в материале.

творческие

работы

(фантазийные

ТЕМАТИЧЕСОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы

Количество учебных часов по классам и разделам
5 класс
35 ч.
4

6 класс
35 ч.
4

7 класс 35 ч.

№ 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка

4

4

4

№ 3 Понимание смысла деятельности художника

3

3

3

№ 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве

4

4

4

№ 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

5

5

5

№ 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

3

3

3

№ 7 Искусство полиграфии
№ 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

2
3

2
3

2
3

№ 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

2

2

2

№ 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография

4

4

5

Промежуточная аттестация (выставка рисунков)

1

1

1

№ 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты

3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 4 ч.
1
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер).
2
Древние образы в народном творчестве.
3

Русская изба: единство конструкции и декора.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры.
Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч.
5
Пространственные искусства. Художественные материалы.
4

1
1
1
1

1
1

7

Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.

8

Художественный образ. Стилевое единство, линия, пятно, ритм, цвет, композиция.

1

9

Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

6

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека МЭШ:
https://707.su/0uU
Библиотека МЭШ:
https://707.su/EEQ
Библиотека МЭШ:
https://707.su/sir
Библиотека МЭШ:
https://707.su/oX9
Библиотека МЭШ:
https://707.su/76g
Библиотека МЭШ:
https://707.su/LW8
Библиотека МЭШ:
https://707.su/1vH
Библиотека МЭШ:
https://707.su/Lbw
Библиотека МЭШ:
https://707.su/22n

10

Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.

1

11
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете.
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч.
12
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

1

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
14
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти).
15
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д.
Поленов).
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч.
16
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека.
17
От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов.
18
Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

13

1

1
1

1

Библиотека МЭШ:
https://707.su/4Ak

Библиотека МЭШ:
https://707.su/18Z
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/BwbXj
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/PoMHE

1
1

19

Вещь как сочетание объемов и как образ времени.

1

20

Единство художественного и функционального в вещи.

1

Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч.
21
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека.
22
Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
23
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.

Библиотека МЭШ:
https://707.su/R96

1
1
1

Инфоурок:
https://kurl.ru/hRNPm
Инфоурок:
https://kurl.ru/xgtto
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/dvksg
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/WwIif
Учительский портал:
https://kurl.ru/QPbcu

Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч.
24

Специфика изображения в полиграфии.

1

25

Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки,
буклеты).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/hkFOm
Инфоурок:
https://kurl.ru/kNABM

Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч.
26

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/KganO

27

Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А.
Ринальди).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/fdPwo

28

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/irgJG

Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч
29

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/fcRxa

30

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/bxtVh

Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 4 ч.
31

Роль изображения в синтетических искусствах.

1

32

Театральное искусство и художник.

1

33

Сценография – особый вид художественного творчества.

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/yFLzq
Инфоурок:
https://kurl.ru/nOyEW
Учительский портал:
https://kurl.ru/euNrC

34

Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин,
А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/PakOa

Промежуточная аттестация
35

Выставка рисунков

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 4 ч.
1
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –
целостный художественный образ.
2
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России.
4
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
игрушка).
Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч.
5
Основы цветоведения. Освещение, свет и тень.
3

1
1
1
1

1

6

Натюрморт в графике и в цвете.

1

7

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Инфоурок:
https://kurl.ru/BhNhi
Инфоурок:
https://kurl.ru/ObCiF
Инфоурок:
https://kurl.ru/usvoC
Инфоурок:
https://kurl.ru/uQwdI
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/qYeXZ
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/tdGXt
Инфоурок:

8

Изображение объема на плоскости.

1

9

Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч.
Роль цвета в портрете.

1

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А.
Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д.
Корин).
11
Изображение фигуры человека и образ человека.
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч.
12
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
10

13
14

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа,
Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).
Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).

15
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч.
16
Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.

1

https://kurl.ru/uoBhW
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/BluHP
Инфоурок:
https://kurl.ru/xrNoy
Инфоурок:
https://kurl.ru/YlTdw

1
1
1
1

Инфоурок:
https://kurl.ru/XdOuU
Инфоурок:
https://kurl.ru/dXuSV
Инфоурок:
https://kurl.ru/xIvBQ

1
1

17

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

1

18

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

19

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица), природа и архитектура.

1

20

Ландшафтный дизайн.

1

Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч.

Инфоурок:
https://kurl.ru/qpfXt
Инфоурок:
https://kurl.ru/kbwSk
Инфоурок:
https://kurl.ru/PrIWG
Инфоурок:
https://kurl.ru/awrgv
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/FKIMp

21

Архитектура Великого Новгорода.

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/ZIrBi
Инфоурок:
https://kurl.ru/ZTSuC

22

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

1

23

Соборы Московского Кремля.

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/XqCeG

24

Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч.
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/fNQof

25

Искусство шрифта.

1

26

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/TPlfL

27

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов).

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/uETjC

28

«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/DjYxk

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/XyUza
Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч.

Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч
29

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/CQvvJ

30

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея).

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/CQvvJ

Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 4 ч.
31
Опыт художественно-творческой деятельности.
1

Инфоурок:
https://kurl.ru/yoUgM

32

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии.

1

33

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

1

34

Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных
искусств.

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/mZpID
Инфоурок:
https://kurl.ru/Iskkg

Промежуточная аттестация
35
Выставка рисунков
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 3 ч.
1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово)

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/Effgr

2

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте).
Связь времен в народном искусстве.

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/IfooV

1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/GirAg

3

Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч.
4
Многообразие форм окружающего мира.

1

5

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

6

Пейзаж в живописи и в графике художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж настроения.
Природа и художник. Работа на пленэре.

1

7

Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч.
8
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден).
9
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в
образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В.
Нестеров).
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч.
11
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
живописи. Мемориальные ансамбли.
10

12
13

16

1
1
1
1

1
1

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

1

декоративно-прикладного

Проектирование пространственной и предметной среды.

Инфоурок:
https://kurl.ru/lXJSg
Инфоурок:
https://kurl.ru/yxfCP
Инфоурок:
https://kurl.ru/ZYcMq

Инфоурок:

https://kurl.ru/OAYgr

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников,
В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).

Образы животных в современных предметах
искусства. Стилизация изображения животных.
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч.
15
Основные школы садово-паркового искусства.
14

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/jMSXU
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/qRKpZ
Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/ctrjB

Инфоурок:

https://kurl.ru/hdyDm

1

1
1

Инфоурок:
https://kurl.ru/eZvpK

17

Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

1

18

Искусство флористики. Дизайн моего сада.

1

19

История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч.
20
Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву).
21
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

1
1

Библиотека МЭШ:
https://kurl.ru/FKIMp
Инфоурок:
https://kurl.ru/SCnav
Инфоурок:
https://kurl.ru/IFfWF
Учебник:
https://kurl.ru/NzRdf

22
Московское барокко.
Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч.
23
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
26
Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в
г. Санкт - Петербурге).
27
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч

1

1

Учительский портал:
https://kurl.ru/hBIit

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская
галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.

1

Культура РФ:
https://kurl.ru/JyUxu

Инфоурок:
https://kurl.ru/vxTUK
24
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
1
Инфоурок:
https://kurl.ru/uMrDs\
Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч.
25

28

1

1

Инфоурок:
https://kurl.ru/uaQoK
Инфоурок:
https://kurl.ru/uaQoK

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская
1
галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 5 ч.
29

30

Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

1

31

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

1

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А.
Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет,
репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

1

32

33
34

Промежуточная аттестация
35
Выставка рисунков
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35

1

1

1

Культура РФ:
https://kurl.ru/JyUxu

Инфоурок:
https://kurl.ru/yYbUn
Инфоурок:
https://kurl.ru/yYbUn
Инфоурок:
https://kurl.ru/bxjOL

Инфоурок:
https://kurl.ru/itXLy



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.