Экономика вокруг нас

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова
Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономика вокруг нас»
для обучающихся 8-х классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
1.Введение
Задачи курса «Экономика вокруг нас».
2.Главные вопросы экономики
Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности.
Экономика как наука. Экономические и неэкономические блага. Товары и
услуги. Производство. Факторы производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство. Информация как фактор производства. Главные
вопросы экономики. Рациональное поведение человека в экономике.
Альтернативная стоимость. Экономическая система. Традиционная система.
Рыночная экономика. Функции рынка. Централизованная экономика.
Смешанная экономика.
3.Рыночный механизм
Как образуется цена. Спрос и закон спроса. Предложение и закон
предложения.
Равновесная
цена.
Конкуренция.
Совершенная
и
несовершенная конкуренция. Методы конкуренция. Особенности рынка
труда. Оплата труда. Профсоюзы. Виды предприятий. Издержки, выручка,
прибыль предприятия. Организационно-правовые формы предприятий:
индивидуальное предприятие, хозяйственные товарищества, хозяйственные
общества. Кооператив. Унитарное предприятие. Домашние хозяйства.
Семейный бюджет.
4.Экономика семьи
Источники доходов семей в странах с различными типами
экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие
экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных
расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о
номинальных и реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для
обеспечения экономического развития страны. Страхование.
5. В мире денег
Появление денег. Виды денег. Функции денег. Инфляция и её виды.
Возникновение банков. Функции банка. Виды банков. Кредит и принципы
кредитования. Потребительский кредит. Страхование и его функции.
Механизм страхования. Виды страхования.
6. Роль государства в экономике
Противоположность
взглядов
государственного
регулирования
экономики. Экономическая политика государства. Формы и методы

государственного регулирования. Кредитно-денежная политика. Валютное
регулирование. Появление налогов. Налоговая система. Функции налогов.
Налоговая политика государства. Валовой внутренний продукт.
Экономический рост. Экономические циклы. Сущность государственного
бюджета. Доходы и расходы бюджета. Дефицит и 5 профицит бюджета.
Безработица и её виды. Политика занятости. Направления социальной
политики государства. Социальное государство. Социальная защита.
Социальное обеспечение.
7. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков
Современная экономика России: особенности и основные проблемы.
Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.
Формирование смешанной экономики в России. Что такое
либерализация экономики и как она осуществлялась в России.
Планируемые результаты освоения предмета «Экономика вокруг
нас»
Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
3) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со
сверстниками, детьми и взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах
деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая
приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с учащимися по
совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать информацию;
4) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты:
1) понимание роли экономики в истории человечества, противоречие между
экономическими и социальными интересами общества; глобализация
экономики и еѐ возможные последствия для России;
2) усвоение основных идей, принципов и закономерностей экономики;
3) развитие способности ученика к формированию своих суждений об
эффективности действий экономических субъектов – государства, фирм,
банков и др.; сохранению им устойчивого интереса к накоплению
полученных знаний;
4) умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из
источников (из газет, справочников, сети Интернет);
5) способность анализировать экономические события; вести дискуссию по
проблемам курса;
6) понимание особой важности правового порядка для успешного
функционирования экономики.




Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования
являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных
примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной
информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности
для решения задач творческого и поискового характера;
- участие
в
проектной
деятельности,
владение
приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
(умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
2. Содержание учебного предмета «Экономика вокруг нас»
Тема
1.Введение

Основное содержание
Задачи курса «Экономика вокруг нас».

Кол-во
часов
1

2.Главные вопросы Что такое экономика. Экономика как хозяйство. 7
экономики
Ресурсы и потребности. Экономика как наука.
Экономические и неэкономические блага. Товары
и услуги. Производство. Факторы производства:
земля, труд, капитал, предпринимательство.
Информация как фактор производства. Главные
вопросы экономики. Рациональное поведение
человека
в
экономике.
Альтернативная
стоимость.
Экономическая
система.
Традиционная система. Рыночная экономика.
Функции рынка. Централизованная экономика.
Смешанная экономика.

3.Рыночный
механизм

4.Экономика семьи

Как образуется цена. Спрос и закон спроса. 5
Предложение и закон предложения. Равновесная
цена.
Конкуренция.
Совершенная
и
несовершенная
конкуренция.
Методы
конкуренция. Особенности рынка труда. Оплата
труда.
Профсоюзы.
Виды
предприятий.
Издержки, выручка, прибыль предприятия.
Организационно-правовые формы предприятий:
индивидуальное предприятие, хозяйственные
товарищества,
хозяйственные
общества.
Кооператив. Унитарное предприятие. Домашние
хозяйства. Семейный бюджет.

Источники доходов семей в странах с 5
различными типами экономических систем.
Изменение структуры доходов семей как
следствие экономических преобразований в
стране. Закон Энгеля. Структура семейных
расходов как индикатор уровня экономического
развития страны. Понятие о номинальных и
реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль
семейных
сбережений
для
обеспечения
экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и неравенство богатства.
Методы
измерения
неравенства
доходов.
Экономические
последствия
неравенства
доходов.
Механизм
регулирования
дифференциации
доходов
в
экономике
смешанного типа. Экономические аспекты
бедности. Социальные программы как метод
смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы
программ поддержки беднейших групп общества.
5. В мире денег
Появление денег. Виды денег. Функции денег. 5
Инфляция и её виды. Возникновение банков.
Функции банка. Виды банков. Кредит и
принципы
кредитования.
Потребительский
кредит. Страхование и его функции. Механизм
страхования. Виды страхования.
6. Роль государства Противоположность взглядов государственного 9
в экономике
регулирования
экономики.
Экономическая
политика государства. Формы и методы
государственного регулирования. Кредитноденежная политика. Валютное регулирование.
Появление налогов. Налоговая система. Функции
налогов. Налоговая политика государства.
Валовой внутренний продукт. Экономический
рост.
Экономические
циклы.
Сущность
государственного бюджета. Доходы и расходы
бюджета. Дефицит и 5 профицит бюджета.
Безработица и её виды. Политика занятости.
Направления социальной политики государства.
Социальное государство. Социальная защита.

7. Экономическое
устройство России
на рубеже 20-21
веков

Социальное обеспечение.
Современная экономика России: особенности и 2
основные проблемы. Уровень жизни в России в
сопоставлении с другими странами.
Формирование смешанной экономики в России.
Что такое либерализация экономики и как она
осуществлялась в России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Всего

1.1

Введение

Итого по разделу
2.1

Главные вопросы экономики

Итого по разделу
3.1

Рыночный механизм

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1
7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

7
5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу
4.1

Экономика семьи

5
5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

5.1

В мире денег

Итого по разделу
6.1

Роль государства в экономике

5

Библиотека ЦОК
5

https://m.edsoo.ru/7f415294

5
9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

9

7.1

Экономическое устройство России на
рубеже 20-21 веков

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Кол-во
часов
№ п/п

Тема урока

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего

1

Задачи курса «Экономика вокруг
нас».

1

2

Что такое экономика. Экономика
как хозяйство. Ресурсы и
потребности. Экономика как наука.

1

3

Экономические и неэкономические
блага.

1

4

Товары и услуги.

1

5

Производство. Факторы
производства: земля, труд, капитал,
предпринимательство.

1

6

Информация как фактор
производства.

1

7

Главные вопросы экономики.
Рациональное поведение человека в
экономике. Альтернативная
стоимость.

1

8

Экономическая система.
Традиционная система. Рыночная
экономика. Функции рынка.
Централизованная экономика.
Смешанная экономика.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb673c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb763c

9

Как образуется цена. Спрос и закон
спроса. Предложение и закон
предложения. Равновесная цена.

1

10

Конкуренция. Совершенная и
несовершенная конкуренция.
Методы конкуренция.

1

11

Особенности рынка труда. Оплата
труда.

1

12

Профсоюзы. Виды предприятий.
Издержки, выручка, прибыль
предприятия.

1

13

Организационно-правовые формы
предприятий: индивидуальное
предприятие, хозяйственные
товарищества, хозяйственные
общества. Кооператив. Унитарное
предприятие. Домашние хозяйства.

1

14

Источники доходов семей в странах
с различными типами
экономических систем. Изменение
структуры доходов семей как
следствие экономических
преобразований в стране.

1

15

Закон Энгеля. Структура семейных
расходов как индикатор уровня
экономического развития страны.
Понятие о номинальных и
реальных доходах семей.

1

16

Влияние инфляции на уровень
жизни семей. Роль семейных
сбережений для обеспечения
экономического развития страны.
Страхование.

1

17

Неравенство доходов и неравенство
богатства. Методы измерения
неравенства доходов.
Экономические последствия
неравенства доходов. Механизм
регулирования дифференциации
доходов в экономике смешанного
типа.

1

18

Экономические аспекты бедности.
Социальные программы как метод
смягчения проблемы бедности.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb835c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8910

Плюсы и минусы программ
поддержки беднейших групп
общества.
19

Появление денег. Виды денег.
Функции денег.

1

20

Инфляция и её виды.

1

21

Возникновение банков. Функции
банка. Виды банков.

1

22

Кредит и принципы кредитования.
Потребительский кредит.

1

23

Страхование и его функции.
Механизм страхования. Виды
страхования.

1

24

Противоположность взглядов
государственного регулирования
экономики. Экономическая
политика государства.

1

25

Формы и методы государственного
регулирования.

1

26

Кредитно-денежная политика.
Валютное регулирование.

1

27

Появление налогов. Налоговая
система. Функции налогов.
Налоговая политика государства.
Валовой внутренний продукт.

1

28

Экономический рост.

1

29

Экономические циклы.

1

30

Сущность государственного
бюджета. Доходы и расходы
бюджета. Дефицит и профицит
бюджета.

1

31

Безработица и её виды. Политика
занятости.
Направления социальной политики
государства.

1

32

Социальное государство.
Социальная защита. Социальное
обеспечение.

1

33

Современная экономика России:
особенности и основные проблемы.
Уровень жизни в России в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9054

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb932e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb966c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb97de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9964

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9aea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba300

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba468

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba17a

сопоставлении с другими странами.

34

Формирование смешанной
экономики в России. Что такое
либерализация экономики и как она
осуществлялась в России.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebab52



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.