МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10-11 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Введение в курс. Проектная деятельность, её история и роль в современном мире. Прагматический аспект проектной деятельности. Виды проектной деятельности и её продукт. Освоение основных терминов. Выбор темы проекта на основе личностного интереса. Консультация по определению темы, знакомство с научным руководителем. Введение в основы проектной деятельности. Структура проекта. Эскизная зарисовка введения, теоретических и практических глав. Продукт исследования. Формулировка объекта, предмета, целей и задач исследования. Глава 1: теоретический аспект. Формулировка актуальности и гипотезы исследования. Виды актуальности исследования. Глава 2: практический аспект исследования. Методологическая база исследования. Виды основных методов исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, опрос, анализ, синтез и др. Определение источников информации для написания проекта. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. Терминологическая база исследования. Система основных терминов, используемая в проекте. Консультация по организации проектной деятельности. Отчёт учащихся о проделанной работе с научным руководителем. Принятие, уточнение и конкретизация цели, задач и актуальности проекта. Корректировка введения проекта с учетом полученных результатов. Основные параметры оформления текста в редакторе Microsoft Word (ГОСТ). Алгоритм исследования. Презентация разработанного материала, защита проектов. Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет. Анализ, синтез и структура проекта. Технологические требования к представлению проекта. Способы презентации проекта. Визуальное сопровождение. Способы оформления презентации в соответствии с содержанием проекта. Корректировка теоретических глав проекта с учётом полученных результатов. Коммуникативный аспект защиты проекта: закономерности эффективных коммуникаций, построение грамотной речи. Нормы и правила оформления материалов и выводов, гипотезы. Отчёт по оформлению проекта (текст, презентация) с последующей корректировкой. Отчёт по оформлению проекта (продукт) с последующей корректировкой. Предзащита проектов с последующим обсуждением: круглый стол, конференция. Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов проекта. Подготовка к защите проекта. Презентация разработанного материала с последующим анализом и корректировкой. Коммуникативный аспект защиты проекта: правила и навыки аргументации, основные правила ведения дискуссии. Презентация разработанного материала с последующим анализом и корректировкой. Обработка и анализ результатов (продукта) проекта, оформление, дизайн, общие выводы, консультация с научным руководителем, оформление, дизайн. Самостоятельная доработка деталей проекта с научным руководителем. Публичная защита проектов. Обсуждение результатов защиты в формате круглого стола. Индивидуальная консультация по введению и первой теоретической главе. Корректировка и репетиция выступления защиты проекта. Индивидуальная консультация по второй практической главе (а также третьей четвёртой и т.д. – если таковые имеются). Корректировка и репетиция выступления защиты проекта. Обсуждение результатов защиты. Обобщение и систематизация. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» 2.1. Личностные результаты: 2.1.1. уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2.1.2. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2.1.3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 2.1.4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 2.1.5. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 2.1.6. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 2.1.7. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 2.1.8. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 2.1.9. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 2.1.10. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; 2.1.11. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. 2.2. Метапредметные результаты: 2.2.1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.2.2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.2.3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 2.2.4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 2.2.5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 2.2.6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 2.2.7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 2.2.8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 2.2.9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 2.3. Предметные результаты: Десятиклассник научится: 2.3.1. базовым навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; 2.3.2. базовым навыкам инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; 2.3.3. базовым навыкам проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; 2.3.4. базовым навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; 2.3.5. умению излагать результаты проектной работы перед школьной аудиторией. По окончании курса «Индивидуальный проект» ученик должен научаться следующим навыкам и умениям: 2.3.6. продвинутому уровню коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; 2.3.7. продвинутому уровню инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; 2.3.8. продвинутому уровню проектной деятельности, а также самостоятельному применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; 2.3.9. продвинутому уровню постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; 2.3.10. умению излагать результаты проектной работы перед внешкольной аудиторией: конференциях, фестивалях, конкурсах, семинарах различного уровня; 2.3.11. навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; 2.3.12. навыкам инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; 2.3.13. навыкам проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; 2.3.14. навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; 2.3.15. умению излагать результаты проектной работы перед школьной аудиторией Выпускник получит возможность научиться: 2.3.16. самостоятельности в приобретении знаний и решении проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. 2.3.17. сформированности предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 2.3.18. умению самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 2.3.19. Умению ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № № 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 Разделы. Темы уроков. ЭОР Введение в курс «Проектная деятельность» (14 ч) Введение в курс. Проектная деятельность, её история и https://obuchonok.ru/l роль в современном мире. iterature Прагматический аспект проектной деятельности. Виды проектной деятельности и её продукт. Освоение основных терминов. Выбор темы проекта на основе личностного интереса. Консультация по определению темы, знакомство с научным руководителем. Структура проекта. Эскизная зарисовка введения, теоретических и практических глав. Продукт исследования. https://workproekt.ru/ strukturaproekta/vvedenieproektnoy-rabotyi/ Введение ИП. Формулировка объекта, предмета, целей и https://workproekt.ru/ задач исследования. Глава 1: теоретический аспект strukturaproekta/vvedenieproektnoy-rabotyi/ Введение ИП. Формулировка актуальности и гипотезы https://school42.edu.y исследования. Виды актуальности исследования. Глава 2: ar.ru/proektnaya_deya telnost.html практический аспект исследования. Введение ИП. Методологическая база исследования. Виды https://kstu.kg/filead основных методов исследования: наблюдение, экспериmin/user_upload/lectu мент, анкетирование, опрос, анализ, синтез и др. re2_computer_techno logies_science_japaro v_m.t..pdf Определение источников информации для написания про- https://kstu.kg/filead екта, формирование ресурсов для успешного осуществле- min/user_upload/lectu ния проекта. re2_computer_techno logies_science_japaro v_m.t..pdf Терминологическая база исследования. Система основных терминов, используемая в проекте. 10 10 Консультация по организации проектной деятельности. Отчёт учащихся о проделанной работе с научным руководителем. 11 11 Принятие, уточнение и конкретизация цели, задач и актуальности проекта. 12 12 Корректировка введения проекта с учетом полученных результатов. 9 https://obuchonok.ru/l iterature https://obuchonok.ru/r usskiy-yazik/11 9 https://bibloid.ru/kurs ach/gost/formatting.ht ml 13 13 Основные параметры оформления текста в редакторе https://bibloid.ru/kurs Microsoft Word (ГОСТ). ach/gost/formatting.ht ml 14 14 Основные параметры оформления текста в редакторе https://bibloid.ru/kurs Microsoft Word (ГОСТ). ach/gost/formatting.ht ml Алгоритм исследования. Презентация разработанного материала, защита проектов (20 ч) 15 1 Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет. 16 2 17 3 Анализ, синтез и структура проекта. Технологические требования к представлению проекта. Способы презентации проекта. Визуальное сопровождение. 18 4 Способы оформления презентации в соответствии с содержанием проекта. 19 5 Корректировка теоретических глав проекта с учётом полученных результатов. Коммуникативный аспект защиты проекта: закономерности эффективных коммуникаций, построение грамотной речи. 21 7 Нормы и правила оформления материалов и выводов, гипотезы. 22 8 Отчёт по оформлению проекта (текст, презентация) с последующей корректировкой. 23 9 Отчёт по оформлению проекта (продукт) с последующей корректировкой. 24 10 Предзащита проектов с последующим обсуждением: круглый стол, конференция. 25 11 Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов проекта. 26 12 Подготовка к защите проекта. Презентация разработанного материала с последующим анализом и корректировкой. 20 6 27 13 Подготовка к защите проекта. Коммуникативный аспект защиты проекта: правила и навыки аргументации, основные правила ведения дискуссии. 28 14 Подготовка к защите проекта. Презентация разработанного материала с последующим анализом и корректировкой. https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovyeraboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovyeraboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovyeraboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ https://www.cossa.ru/ trends/310433/ https://www.cossa.ru/ trends/310433/ https://shirokayavaleri ya.wixsite.com/tsigh/ post.html https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovyeraboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovyeraboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ https://tebestudent.ru/ poleznoznat/kursovye- raboty/spisokliteratury-v-kursovoyrabote/ 29 15 Подготовка к защите проекта. Обработка и анализ результатов (продукта) проекта. Подготовка к защите проекта: оформление, дизайн. Подготовка к защите проекта: общие выводы, консультация с научным руководителем, оформление, дизайн 30 16 Самостоятельная доработка деталей проекта с научным руководителем: индивидуальная консультация по введению и первой теоретической главе. Корректировка и репетиция выступления защиты проекта. 31 17 Индивидуальная консультация по второй практической главе (а также третьей четвёртой и т.д. – если таковые имеются). Корректировка и репетиция выступления защиты проекта. 32 18 Публичная защита проектов, ч.1 33 19 Публичная защита проектов, ч. 2 34 20 Обсуждение результатов защиты. Обобщение и систематизация. https://infourok.ru/pra vila-uspeshnoyzaschiti-proekta1293539.html https://infourok.ru/pra vila-uspeshnoyzaschiti-proekta1293539.html https://infourok.ru/pra vila-uspeshnoyzaschiti-proekta1293539.html Литература Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45 Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности: http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.