МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического
совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум для решения задач по математике»
для обучающихся 10-11 классов
г. Екатеринбург
Содержание курса
10 класс
Раздел 1.Прикладная математика (12 часов)
Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь
математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция,
вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование,
фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики,
биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии.
Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим
содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа
практической значимости вводимых математических формул, понятий.
Раздел 2.Профессия и математика (10 часов)
Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной
деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических
закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике,
технологии, экономике, организации труда и т.д.
Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых
математические методы успешно применяются при планировании и организации
производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов,
для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта
«Профессии моих родителей»
Раздел 3. Домашняя математика (6 часов)
Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние
предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике
для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним
строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.
Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать
параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и
дающие возможность вычислить искомую величину.
Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (6 часов)
Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера.
Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач.
Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».
11 класс
Раздел 5.Метод математических моделей (2 часа)
Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: Составление
графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с
моделями, выводы по результатам и запись ответ
Раздел 6.Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа)
Теория:
Изучение
проблем
производительности труда.
экономической
теории,
рентабельности
и
Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и
производительности труда.
Раздел 7.Функции в экономике (9 часов)
Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения,
производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции,
связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции
полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции
спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике.
Практика: По условию задачи составлять функции в экономике. Раздел
8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)
Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения
Практика:
Решение
примеров
нахождения
равновесия прирешении систем уравнений.
рыночного
Раздел 9.Проценты и банковские расчеты (4 часа)
Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая
процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых
процентов, начисление простых процентов на часть года.
Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул
арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы
простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых
процентов за часть года.
Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов)
Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов,
формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года,
число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление
процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор
банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты.
Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков.
Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа)
Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей;
бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о
«проедании» вклада.
Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о
«проедании» вклада.
Раздел 12.Расчеты заемщика с банком (3 часа)
Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика
банку; консолидированные платежи.
Практика: Решение задач
консолидированных платежей
на
расчет
равномерных
выплат
заемщика,
2. Планируемые результаты освоения программы курса
УУД
Формируемые умения
Мотивация к обучению
Самоорганизация и
саморазвитие
личностные
Познавательные умения
Умений
самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве
Средства формирования
o Организация познавательной
деятельности
o Организация
парной,
групповой,
коллективной творческой деятельности
o Организация практической деятельности
с использованием оборудования и
подручных средств
Умения и навыки практических
действий
для
решения
практических задач
Метапредметные результаты
Определять цель деятельности на o подведение к формулировке цели через
зону ближайшего развития
уроке самостоятельно и с
помощью учителя.
o планирование действий для выполнения
учебной задачи, распределение функций
Совместно
с
учителем
или ролей внутри группы, коллектива
обнаруживать и формулировать
при содействии учителя
учебную проблему.
Планировать учебную
деятельность на уроке и
последовательность выполнения
действий.
регулятивные
Высказывать свои версии и
предлагать способы их
проверки
(на
основе
продуктивных заданий).
o внесение дополнений и корректив в план
действий в случае отклонения от
ожидаемого результата
o прогнозирование результата
деятельности
o самоконтроль, взаимоконтроль, контроль
со стороны учителя
o оценка результатов деятельности и
побуждение к преодолению затруднений
Работая по предложенному
плану,
использовать
необходимые
средства
(справочные
пособия,
инструменты, подручные
средства).
Определять
успешность
выполнения своего задания.
Учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
познавательные
навыки решения проблем
творческого и поискового
характера,
o в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
o преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
навыки
поиска,
анализа, o проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве
интерпретации и конструирования
информации.
o обеспечить расширение границ поиска
информации за счёт библиотечного
навыки выбора наиболее
центра и открытого информационного
эффективных способов действий
пространства
умение выполнять различные
роли
в
группе
(лидера,
исполнителя, критика).
умение координировать свои
усилия с усилиями других.
формулировать собственное
мнение и позицию;
коммуникативные
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
стремиться к координации
различных позиций в
o учитывать разные мнения интересы и
обосновывать собственную позицию;
o понимать относительность мнений
и подходов к решению проблемы;
o аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности
o продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его
участников
o достаточно точно, последовательно и
полно
передавать
партнеру
необходимую
информацию
как
построения действия
ориентир
для
o инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации
o защита проектов
Ожидаемые результаты реализации программы в
результате прохождения программы ученик научится:
Находить необходимую информацию в информационных источниках и в
открытом информационном пространстве
Создавать презентации;
Распознавать математические понятия и применять их при решении задач
практического характера;
Решать
нестандартные
неравенства;
Применять
некоторые
уравнения
приёмы
и
неравенства,
быстрых
решений
квадратные
практических
задач;
Выбирать
способ
представления
данных
в соответствии
поставленной задачей в таблицы, схемы, графики, диаграммы;
с
Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации
в дальнейшей практической деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
⚫ повторить
и
систематизировать
ранее
изученный
материал
школьного курса математики;
⚫ освоить основные приемы решения задач;
⚫ овладеть
навыками
построения
и
анализа
предполагаемого
решения
поставленной задачи;
⚫ овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
⚫ познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения
задач;
⚫ повысить уровень своей математической культуры, творческого развития,
познавательной активности;
⚫ познакомиться
с возможностями
использования
средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к
электронных
итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных
практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у
школьников способности к:
Целеполаганию (поставка и удержание цели);
Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к
необходимому результату);
Моделированию
(представление
способа
деятельности
через
использование моделей, представление результата с помощью
математической моделей);
Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;
Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности –
почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих
ошибок;
Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары,
группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при
решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное
отклонение других точек зрения).
Освоение
программы
дает
следующих результатов развития:
возможность
обучающимся
достичь
В личностном направлении:
1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры
2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от
факта
3. Представление о математической науке как о сфере человеческой
деятельности
4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач
5. Умение контролировать процесс и результат деятельности
6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей,
задач, решений, рассуждений
В метапредметном направлении:
1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об
универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и
процессов
2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации,
в окружающей жизни
3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения проблем и представлять ее в понятной форме
4. Умение понимать и использовать математические модели для
иллюстрации, интерпретации, аргументации
5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки
6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач
7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения
учебных и практических проблем
8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера
Содержание программы обеспечивает меж предметные связи:
с уроками информатики:
презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание
эссе.
поиск
информации
в
Интернете,
создание
С уроками черчения: изображение объекта.
С уроками экономики: использование экономических понятий в решении
учебных и практических задач.
С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм,
законодательных актов в решении учебных и практических задач.
Календарно-тематическое планирование10 класс
№
Форма
урока
Прикладная
часов
проведен
ия
Кол-во
часов
Содержание материала
математика
12
1
Математика в физических явлениях
1
Лекция
2
Применение математики в технике
1
Беседа
3
Применение математики в технологических
1
Лекция
1
Экскурсия
1
Практикум
1
Практикум
1
Презентация
процессах производства
4
Знакомство учащихся с технической
литературой, справочниками
5
Решение практических задач на понятие
вектора, силы, перемещения и других
6
Решение практических задач, составленных
учащимися
7
Математическая обработка химических
процессов
Математическая обработка биологических
8
1
Презентация
1
Диспут
математической 1
Диспут
процессов
Исторические процессы с математической
9
точки зрения
10
Природные
точки
процессы
с
зрения
11
Тарифы ЖКХ. Табличное представление
1
Презентация
1
Презентация
данных
12
Круговые диаграммы и география
Профессия и математика 10 часов
13
Математика в политехническом образовании 1
Конференция
14
Решение практических задач, составленных
1
Практикум
учащимися
15
Математика в легкой промышленности
1
Исследование
16
Математика и сфера обслуживания
1
Исследование
17
Экономика – успех производства
1
Исследование
18
Доходы и убытки предприятий
1
Исследование
19
Подготовка проектов «Профессия моих
1
Исследование
родителей», связь с математикой
20
Защита проектов
1
НПК
21
Математика и искусство
1
Экскурсия
22
Симметрия в живописи
1
Экскурсия
Домашняя математика 6 часов
23
Расчеты для ремонта дома
1
Практикум
24
Практические задачи на взвешивание и 1
объемы
Практикум
25
Домашняя экономика
1
Практикум
26
Сделай сам
1
Практикум
27
Расчеты на земельном участке
1
Практикум
28
Строительство и математические расчеты
1
Практикум
Жизненные задачи в ЕГЭ 6 часов
29
Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение 1
Практикум
30
Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты 1
Практикум
31
Решение тестовых
табличные
на 1
Практикум
задач
из
ЕГЭ
данные
32
Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы
1
Практикум
33
Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы 1
Практикум
34
Решение тестовых задач из ЕГЭ на покупки
Практикум
11класс
1
№
Тема урока
п\п
Кол-во
Форма
часов
проведения
Метод математических моделей (2 часа)
1
Понятие о математических моделях
2
Составление графических, аналитических и др. 1
математических моделей по условию задачи
1
Лекция
Круглый стол
Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа)
3
Проблемы экономической теории
1
Презентация
4
Рентабельность
1
Исследование
5
Производительность труда
1
Исследование
6
Решение задач, составленных учащимися
1
Практикум
1
Презентация
Функции в экономике (9 часов)
7
О понятии функции
8
Линейная, квадратичная функции в экономике 1
Беседа
9
Дробная функция в экономике
1
Исследование
10
Функции спроса и предложения
1
Диспут
11
Презентации учащихся
1
НПК
12
Откуда берутся функции в экономике
1
Исследование
13
Производственные функции
1
Конференция
14
Функции потребления и сбережения
1
Диспут
15
функции, связанные с банковскими
операциями
1
Исследование
Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа)
16
Рыночное равновесие
1
Презентация
17
Решение задач на рыночное равновесие
1
Практикум
18
Решение уравнений на рыночное равновесие
1
Практикум
Проценты и банковские расчеты (4 часа)
19
Что такое банк? Простые проценты
1
Исследование
20
Годовая процентная ставка, формула простых
процентов
1
Практикум
21
Решение задач на расчет простых процентов с 1
помощью формул арифметической прогрессии
Практикум
22
Начисление простых процентов за часть года
Практикум
1
Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов)
23
Ежегодное начисление сложных процентов.
24
Многократное
начисление
процентов
в
1
Диспут
1
Практикум
течение одного года и течение нескольких лет
25
Начисление процентов при нецелом
промежутке времени.
1
Соревнование
26
Изменяющиеся процентные ставки. Выбор
банком годовой процентной ставки
1
Исследование
27
Задачи на проценты в литературных и
исторических сюжетах
1
Исследование
Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа)
28
Современная стоимость потока платежей
1
Презентация
29
бессрочная рента и сумма бесконечно
1
Исследование
убывающей геометрической прогрессии
30
Задача о «проедании» вклада.
1
Практикум
31
Задачи на расчет бессрочной ренты
1
Практикум
Расчеты заемщика с банком (3 часа)
32
Банки и деловая активность предприятий
1
Практикум
33
Равномерные выплаты заемщика банку
1
Практикум
34
Консолидированные платежи
1
Практикум