Шаг за шагом к ЕГЭ по литературе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Шаг за шагом к ЕГЭ по литературе»
для обучающихся 11 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I. Введение. Из теории литературы
Содержание ЕГЭ по литературе
II. Фольклор и древнерусская литература
III. Литература XVIII века
Древнерусская литература и фольклор. Русское Просвещение и его национальные
черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
IV. Литература первой половины XIX века
Романтизм как художественное направление.
Творчество В.А. Жуковского. Жанры элегии и баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса
«Горе от ума».
Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений.
Реализм как художественное направление. Роман «Евгений Онегин» Лирика М.Ю.
Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы.
Роман «Герой нашего времени». Творчество Н. В. Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма Н.В.
Гоголя «Мертвые души».
V. Литература второй половины XIX века
Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева. Ф.И. Тютчев и А.А.
Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Творчество Н.А. Некрасова. Сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой.
Роман-эпопея «Война и мир». Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в романе.
Главные герои романа
VI. Литература конца XIX-XX века
Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.
Творчество А.А. Блока, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского, С.А. Есенина. Творчество М.
Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева. Творчество Л. Андреева, В. Набокова, А.
Солженицына. Антиутопии А. Платонова и Е. Замятина. Литература о Великой
Отечественной войне. Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности лирики. Лирический
герой. Русская проза 50-90-х годов. Основные темы и жанры.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,
к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на
основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

1-2

I. Введение. Из теории литературы
Содержание ЕГЭ по литературе
II. Фольклор и древнерусская литература
III. Литература XVIII века
Древнерусская литература и фольклор. Русское
Просвещение и его национальные черты. Черты
классицизма и сентиментализма в русском
Просвещении.
IV. Литература первой половины XIX века
Романтизм как художественное направление.
Творчество В.А. Жуковского. Жанры элегии и

3-4

5-6

Количест Форма
во часов проведения
урока
2
Лекция
2

Исследовате
льская
работа

2

Семинар

баллады. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
7-8 Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое
многообразие стихотворений. Реализм как
художественное направление.
Роман «Евгений Онегин»
9-10 Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и
тематическое многообразие стихотворений,
основные мотивы. Роман «Герой нашего времени»
11- Творчество Н. В. Гоголя. Пьеса «Ревизор». Поэма
12
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
13- V. Литература второй половины XIX века
14
Творчество И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С.
Тургенева.
15- Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Традиции и новаторство в
16
поэзии. Творчество Н.А. Некрасова. Сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина
17- Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и
18
наказание»

2

Исследовате
льская
работа

2

Урокпрактикум

2

Лекция

2

Лекция

2

Исследовате
льская
работа
Исследовате
льская
работа
Исследовате
льская
работа
Круглый
стол
Семинар

2

1920

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

2

2122
2324

Историко-философские взгляды Л.Н. Толстого в
романе. Главные герои романа
VI. Литература конца XIX-XX века
Творчество А.П. Чехова. Творчество И.А. Бунина,
А.И. Куприна, М. Горького
Творчество А.А. Блока, А.А. Ахматовой, В.В.
Маяковского, С.А. Есенина

2

Творчество М. Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова,
А. Фадеева.
Творчество Л. Андреева, В. Набокова, А.
Солженицына. Антиутопии А. Платонова и Е.
Замятина.
Литература о Великой Отечественной войне.
Поэзия 70-90-х годов. Жанровые разновидности
лирики. Лирический герой. Русская проза 50-90-х
годов. Основные темы и жанры.
Сочинение

2

Исследовате
льская
работа
Семинар

2

Семинар

2

Исследовате
льская
работа

1

Анализ контрольной работы. Обсуждение трудных
вопросов курса.

1

Контрольная
работа
Консультаци
я

2526
2728
2930
3132

33
34

2

2



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.