Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку»
для обучающихся 11 классов

г. Екатеринбург

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности
ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм
Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма
(нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм.
Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления;
заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические
нормы
(словообразовательная,
морфологическая,
синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение
ошибок
при
словообразовании
и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение.
Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование
сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы
управления. Построение предложений с однородными членами.
Построение
сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование
деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой
речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание – Н- и –
НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и
НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом
предложении: знаки препинания в предложениях
с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
2

предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи
предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей
речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения,
проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.
Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе
выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы
формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем
экзаменационных работ
предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы
комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к
формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской
позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ
выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные
ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование
собственных текстов.
Обобщающее повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьников.
Личностные результаты: Личностные результаты среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
3

принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные
результаты
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимания роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего идругих народов; понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового
образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз
4

личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности..
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях
развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как
средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
-потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи.
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
5

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Рефлексивные:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной
деятельности;
- применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
Предметные результаты:
- соблюдать основные лексические правила современного русского литературного
языка; извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников,
использовать ее в различных видах деятельности;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора
пользоваться различными видами лексических, этимологических словарей
(толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Кол
ч.

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство
демоверсией.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4

1

3

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы. ЕГЭ
5

1

4

Лексические выразительные средства. Тропы. ЕГЭ 26

1

5

Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 26

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка. ЕГЭ 26

1

1. 1
2. 2

1

Форма
проведения
урока
Исследовател
ьская работа
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Самостоятель
ная работа
6

7

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
ЕГЭ 13, 23

1

Исследовател
ьская работа

8

Морфологические нормы. Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением. ЕГЭ 6
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.
ЕГЭ 8
Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное,
сложное предложение. Синонимия синтаксических
конструкций.
ЕГЭ 16
Синтаксические выразительные средства.
Стилистические фигуры. ЕГЭ 26
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении,
осложненном однородными членами, обособленными
определениями, обстоятельствами, вводными словами.
ЕГЭ 17, 16
Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. ЕГЭ 19
Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.

1

Урокпрактикум
Урокпрактикум

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. ЕГЭ 18,19
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с
разными видами связи. ЕГЭ 19, 21
Тестирование.
Текст. Выделение основной и дополнительной
информации в тексте. Способы и средства связи
предложений в тексте. ЕГЭ 1, 20-23
Текст. Стили и типы речи. Задания ЕГЭ 21

1

Задание 27. Композиция сочинения. Критерии
оценивания задания 27
Виды вступлений к сочинению
Формулировка проблемы текста. Способы формулировки
проблемы.

1
1
1

Лекция
Урокпрактикум

1

24

Комментарий к сформулированной проблеме, связь
примеров.
Позиция автора

25

Обоснование собственного мнения по проблеме

1

26
27

Способы обоснования собственного мнения.
Типы аргументов

1
1

28

Создание банка данных аргументов

1

29

Виды заключений к сочинению

1

Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Семинар
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урок-

9

10

11
12

13
14

15
16
17
18

19
20
21
22

23

1

1

Урокпрактикум

1

Урокпрактикум
Исследовател
ьская работа

1

1
1

1
1
1

1

1

Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Урокпрактикум
Тест
Исследовател
ьская работа
Исследовател
ьская работа
Семинар

7

30
31

Написание сочинения-рассуждения
Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

1
1

32
33

Речевое оформление сочинения.
Выполнение контрольного тестирования.

1
1

34

Выполнение задания 27. Анализ трудных случаев при
выполнении заданий ЕГЭ

1

практикум
Зачёт
Работа над
ошибками
Круглый стол
Контрольная
работа
Урокпрактикум

8



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.