МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МАОУ Кропачева И.В., Гимназии № 8 28.08.2023 г. __________________ Протокол № 1 Трофимова Е.Е. от «28» августа 2023 г. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Война и экономика» для обучающихся 10-11 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема № 1. Война и экономика в древности Великие битвы Древнего Египта. Походы ассирийцев и их Империя. Кира Великого. Тема № 2: «Война в истории Древней Греции и Македонии» Греческий мир и экономика. Марафонская битва. Греко-Персидские войны. Косой клин против спартанской фаланги. Реформы Филиппа Македонского. Походы Александра Македонского. Битва при Гавгамелах. Эпоха эллинизма. Древняя Италия. Римская Республика: экономика и общество. Карфаген: экономика и общество. Ганнибал. Битва при Треббии. Битва при Каннах. Битва при Заме. Битва при Верцеллах. Реформы Гая Мария. Битвы при Каррах и Алезии. Гражданские войны в Риме. Сражение при Фарсале. Битва у мыса Акций. Римская Империя. Сражение в Тевтобургском лесу. Принятие христианства и битва у Мульвиева моста. Вторжение готов. Великое переселение народов Тема № 3: «Война в Средние века» Битва при Пуатье. Эпоха викингов. Крестовые походы. Столетняя война. Куликовская битва. Падение Константинополя в 1453. Тема № 4: «Битвы Нового времени» Сражение при Мариньяно. Падение ацтеков. Лепанто . Разгром Непобедимой Армады. Белая Гора. Окончание 30-летней войны. Битва при Рокруа. Венская битва. Битва при Нарве. Битва при Полтаве. Морские сражения Северной войны. Цорндорф и Кунерсдорф. Чесменское сражение. Сражение при Рымнике. Штурм Измаила. Итальянский и Египетский походы Наполеона. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Аустерлиц. Трафальгар. Йена. Битва при Фридланде. Бородинское сражение. Сражение при Дрезденепри Лейпциге. Ватерлоо. Наваринское сражение. Синопское сражение. Битва при Инкермане. Сражение у Альмы. Гражданская война в США. Геттисберг. Морские сражения 1861-1865. Чаттануга. Битва у Садовой. Битва у Плевны. Осада Порт-Артура. Мукденское сражение. Цусима русского флота. Чудо на Марне. Битва у Сарыкамыша. ВосточноПрусская операция 1914. Великое отступление 1915. Верденская мясорубка. Ютландское сражение. Брусиловский прорыв. Битва при Сомме. Тема № 2: «Битвы Новейшего времени» Гражданская война в России. Катастрофа РККА под Варшавой. Халхин-Гол. Операция Барбаросса. Битва за Ленинград. Битва за Москву. Морские сражения Второй мировой войны. Сталинград и Эль-Аламейн. Курская дуга. Высадка в Нормандии и «Багратион». Битва в Арденнах. Падение Берлина. Августовский шторм 1945 года. Арабо-израильские войны. Война во Вьетнаме. Война в Афганистане. «Буря в пустыне». Чеченские войны. Война в Сирии. Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; 5) физического воспитания: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; 6) трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и социальной среде; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории; 9) эмоциональный интеллект: развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения истории на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям. Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте. Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Коммуникативные универсальные учебные действия: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. Регулятивные универсальные учебные действия: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и другие; владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем. Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы на уровне среднего общего образования должны обеспечивать: 1) понимание значимости России в мировых политических и социальноэкономических процессах, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научнотехнологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России); 2) знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ – начале XXI в.; 3) умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе используя источники разных типов; 4) умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; 5) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в.; 6) умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; 7) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; 8) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и других); 9) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе традиционных ценностей российского общества: мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России; 10) умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность противодействовать фальсификациям российской истории; 11) знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров. Условием достижения каждого из предметных результатов изучения истории на уровне среднего общего образования является усвоение обучающимися знаний и формирование умений, которые составляют структуру предметного результата. Формирование умений, составляющих структуру предметных результатов, происходит на учебном материале, изучаемом в 10–11 классах с учетом того, что достижение предметных результатов предполагает не только обращение к истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в., но и к важнейшим событиям, явлениям, процессам истории нашей страны с древнейших времен до начала XX в. При планировании уроков истории следует предусмотреть повторение изученных ранее исторических событий, явлений, процессов, деятельности исторических личностей России, связанных с актуальным историческим материалом урока. . ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Электронные образовательные ресурсы Тема № 1. Война и экономика в древности 1 Великие битвы Древнего Египта 1 https://urok.apkpro.ru/ 2 Походы ассирийцев и их Империя 1 https://urok.apkpro.ru/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 3 Завоевания Кира Великого 4 Повторительно-обобщающий урок по теме «Война и экономика в древности» Тема № 2: «Война в истории Древней Греции и Македонии» 5 Греческий мир и экономика 1 https://urok.apkpro.ru/ 6 Марафонская битва 1 https://urok.apkpro.ru/ 7 Греко-Персидские войны 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 8 Косой клин против спартанской фаланги 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 9 Реформы Филиппа Македонского 1 https://urok.apkpro.ru/ 10 Походы Александра Македонского 1 https://urok.apkpro.ru/ 11 Битва при Гавгамелах 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachem- biblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 12 Эпоха эллинизма 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 13 Древняя Италия 1 https://urok.apkpro.ru/ 14 Римская Республика: экономика и общество 1 https://urok.apkpro.ru/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 15 Карфаген: экономика и общество 16 Ганнибал. Битва при Треббии 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 17 Битва при Каннах 1 https://urok.apkpro.ru/ 18 Битва при Заме 1 https://urok.apkpro.ru/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 19 Битва при Верцеллах. Реформы Гая Мария 20 Битвы при Каррах и Алезии 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 21 Гражданские войны в Риме. Сражение при Фарсале 1 https://urok.apkpro.ru/ 22 Битва у мыса Акций 1 https://urok.apkpro.ru/ 23 Римская Империя. Сражение в Тевтобургском лесу 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 24 Принятие христианства и битва у Мульвиева моста 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnye- obrazovatelnye-resursy/ 25 Вторжение готов 1 https://urok.apkpro.ru/ 26 Великое переселение народов 1 https://urok.apkpro.ru/ 27 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Война в истории Древней Греции и Македонии» 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ Тема № 3: «Война в Средние века» 28 Битва при Пуатье 1 https://urok.apkpro.ru/ 29 Эпоха викингов 1 https://urok.apkpro.ru/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 30 Крестовые походы 31 Столетняя война 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 32 Куликовская битва 1 https://urok.apkpro.ru/ 33 Падение Константинополя в 1453 1 https://urok.apkpro.ru/ 34 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Война в Средние века» 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Электронные образовательные ресурсы Тема № 1: «Битвы Нового времени» 1 Сражение при Мариньяно 1 https://urok.apkpro.ru/ 2 Падение ацтеков 1 https://urok.apkpro.ru/ 3 Лепанто 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 4 Разгром Непобедимой Армады 1 https://urok.apkpro.ru/ 5 Белая Гора 1 https://urok.apkpro.ru/ 6 Окончание 30-летней войны 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 7 Битва при Рокруа 1 https://urok.apkpro.ru/ 8 Венская битва 1 https://urok.apkpro.ru/ 9 Битва при Нарве 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 10 Битва при Полтаве 1 https://urok.apkpro.ru/ 11 Морские сражения Северной войны 1 https://urok.apkpro.ru/ 12 Цорндорф и Кунерсдорф 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 13 Чесменское сражение 1 https://urok.apkpro.ru/ 14 Сражение при Рымнике 1 https://urok.apkpro.ru/ 15 Штурм Измаила 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 16 Итальянский и Египетский походы Наполеона 1 https://urok.apkpro.ru/ 17 Итальянский и Швейцарский походы Суворова 1 https://urok.apkpro.ru/ 18 Аустерлиц 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 19 Трафальгар 1 https://urok.apkpro.ru/ 20 Йена 1 https://urok.apkpro.ru/ 21 Битва при Фридланде 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 22 Бородинское сражение 1 https://urok.apkpro.ru/ 23 Сражение при Дрездене 1 https://urok.apkpro.ru/ 24 Битва при Лейпциге 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 25 Ватерлоо 1 https://urok.apkpro.ru/ 26 Наваринское сражение 1 https://urok.apkpro.ru/ 27 Синопское сражение 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 28 Битва при Инкермане 1 https://urok.apkpro.ru/ 29 Сражение у Альмы 1 https://urok.apkpro.ru/ 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 30 Гражданская война в США 31 Геттисберг 1 https://urok.apkpro.ru/ 32 Морские сражения 1861-1865 1 https://urok.apkpro.ru/ 33 Чаттануга 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 34 Битва у Садовой 1 https://urok.apkpro.ru/ 35 Битва у Плевны 1 https://urok.apkpro.ru/ 36 Осада Порт-Артура 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 37 Мукденское сражение 1 https://urok.apkpro.ru/ 38 Цусима русского флота 1 https://urok.apkpro.ru/ 39 Чудо на Марне 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 40 Битва у Сарыкамыша 1 https://urok.apkpro.ru/ 41 Восточно-Прусская операция 1914 1 https://urok.apkpro.ru/ 42 Великое отступление 1915 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 43 Верденская мясорубка 1 https://urok.apkpro.ru/ 44 Ютландское сражение 1 https://urok.apkpro.ru/ 45 Брусиловский прорыв 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 46 Битва при Сомме 1 https://urok.apkpro.ru/ 47 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Битвы Нового времени» 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnye- obrazovatelnye-resursy/ Тема № 2: «Битвы Новейшего времени» 48 Гражданская война в России 1 https://urok.apkpro.ru/ 49 Катастрофа РККА под Варшавой 1 https://urok.apkpro.ru/ 50 Халхин-Гол 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 51 Операция Барбаросса 1 https://urok.apkpro.ru/ 52 Битва за Ленинград 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 53 Битва за Москву 1 https://urok.apkpro.ru/ 54 Морские сражения Второй мировой войны 1 https://urok.apkpro.ru/ 55 Сталинград и Эль-Аламейн 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 56 Курская дуга 1 https://urok.apkpro.ru/ 57 Высадка в Нормандии и «Багратион» 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 58 Битва в Арденнах 1 https://urok.apkpro.ru/ 59 Падение Берлина 1 https://urok.apkpro.ru/ 60 Августовский шторм 1945 года 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 61 Арабо-израильские войны 1 https://urok.apkpro.ru/ 62 Война во Вьетнаме 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnye- obrazovatelnye-resursy/ 63 Война в Афганистане 1 https://urok.apkpro.ru/ 64 «Буря в пустыне» 1 https://urok.apkpro.ru/ 65 Чеченские войны 1 https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 66 Война в Сирии 1 https://urok.apkpro.ru/ https://rosuchebnik.ru/material/zachembiblioteke-v-shkole-elektronnyeobrazovatelnye-resursy/ 67 Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО) 1 68 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Битвы Новейшего времени» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 https://urok.apkpro.ru/