Избранные вопросы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Избранные вопросы общей химии»
для обучающихся 10-11 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические
уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности
распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых
четырёх периодов. Электронная конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
химической

связи

Строение вещества. Химическая связь. Виды
(ковалентная

неполярная

и

полярная,

ионная,

металлическая). Механизмы образования ковалентной химической связи
(обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки. Классификация неорганических соединений.
Генетическая

связь

неорганических

веществ,

принадлежащих

к

различным классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии.
слабые

Электролитическая диссоциация. Сильные и

электролиты.

Среда

водных

растворов

веществ:

кислая,

нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции.
Расчётные задачи.Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе
термохимические расчёты, расчёты с использованием понятия «массовая
доля вещества».
Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических
элементов

Д.

И.

Менделеева

и

особенности

строения

атомов.

Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и
углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих
кислот, водородных соединений).

Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов
металлов.

Свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций,

магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений,
качественные реакции на катионы металлов).
Расчётные задачи. Расчёты массы вещества или объёма газов по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в
реакции

веществ,

расчёты

массы

(объёма,

количества

вещества)

продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Теоретические основы органической химии
Гомология, изомерия. Химическая связь в органических соединениях –
одинарные и кратные связи. Классификации органических веществ.
Номенклатура

органических

соединений

(систематическая)

и

тривиальные названия важнейших представителей классов органических
веществ.
Углеводороды. Химическая свойства, генетическая связь.
Расчётные задачи. Вычисления по уравнению химической реакции (массы,
объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по
известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или
продуктов реакции).
Кислородсодержащие органические соединения, их свойства. Генетическая
связь.Азотсодержащие

органические

соединения

их

свойства.

Генетическая связь.
Расчётные

задачи.

Определение

формул

органических

веществ

по

относительной плотности газов. Определение формул веществ на основе
продуктов сгорания. Определение формул кислородсодержащих веществ
на основе химических свойств. Вычисления по уравнению химической
реакции (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта
реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных
веществ или продуктов реакции).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и
предметным).

Научно-методической

планируемых

результатов

основой

освоения

для

программ

разработки

среднего

общего

образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования

выделены

следующие

составляющие:

осознание

обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию,

самостоятельности

мотивации

обучению;целенаправленное

к

и

самоопределению;
развитие

наличие

внутренних

убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических
традиций базовой науки химии;готовность и способность обучающихся
руководствоваться

в

своей

деятельности

ценностно-смысловыми

установками, присущими целостной системе химического образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве
учебной

и

воспитательной

гуманистическими,

деятельности

социокультурными,

в

соответствии

с

духовно-нравственными

ценностями и идеалами российского гражданского общества, принятыми
в обществе нормами и правилами поведения, способствующими
процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления
личности обучающихся. Личностные результаты освоения предмета
«Химия»

отражают

сформированность

опыта

познавательной

и

практической деятельности обучающихся по реализации принятых в
обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:

осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы
других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных
наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного
труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной
химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями,
и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому
здоровью; соблюдения правил безопасного обращения с веществами в
быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности;

понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования,
будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с
учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и
потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически

целесообразного

отношения

к

природе,

как

источнику

существования жизни на Земле;
понимания

глобального

характера

экологических

проблем,

влияния

экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения
вопросов рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной
среде,

умения

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться
ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике,
способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:

сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления
об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании
природных закономерностей и решении проблем сохранения природного
равновесия; убеждённости в особой значимости химии для современной
цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в
создании новой базы материальной культуры, решении глобальных
проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической,
пищевой

и

экологической

безопасности,

в

развитии

медицины,

обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни
каждого члена общества; естественно-научной грамотности: понимания
сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения
явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения
делать обоснованные заключения
имеющихся

данных

с

целью

на

основе

получения

научных

фактов и

достоверных

выводов;

способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях; интереса к познанию
и

исследовательской

деятельности;

готовности

и

способности

к

непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению
новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные)

общенаучные

понятия,

отражающие

целостность

научной картины мира и специфику методов познания, используемых в
естественных науках (материя, вещество, энергия, явление, процесс,

система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные

учебные

регулятивные),

действия

(познавательные,

обеспечивающие

коммуникативные,

формирование

функциональной

грамотности и социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся
мировоззренческие

использовать освоенные

знания и

междисциплинарные,

универсальные учебные действия в

познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и

устанавливать их взаимосвязь,

использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических
реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические
(знаковые)

модели,

преобразовывать

модельные

представления

–

химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение
химической реакции – при решении учебных познавательных и
практических задач, применять названные модельные представления для

выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических
реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента
познания

и

основы

для

формирования

гипотезы

по

проверке

правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
и выводы относительно достоверности результатов исследования,
составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы
Интернета), анализировать информацию различных видов и форм
представления,

критически

оценивать

её

достоверность

и

непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого
типа;
приобретать

опыт

использования

информационно-коммуникативных

технологий и различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);

использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические)
знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога
и/или дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
выступать

с

презентацией

результатов

познавательной

деятельности,

полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при
выполнении

химического

эксперимента,

практической

работы

по

исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта
и формулировать выводы
по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в ходе
обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно

планировать

и

осуществлять

свою

познавательную

деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в
формировании мышления и культуры личности, её функциональной
грамотности,

необходимой

для

решения

практических

задач

и

экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной
среде;

владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома,
молекула,

валентность,

электроотрицательность,

химическая

связь,

структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса,
молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал,
изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды,
кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное
звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория
строения органических веществ А. М. Бутлерова, закон сохранения массы
веществ);

закономерности,

символический

язык

химии;

мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и
системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах,
составе,

получении

и

безопасном

использовании

важнейших

органических веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность

умений

выявлять

характерные

признаки

понятий,

устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия
при

описании

состава,

строения

и

превращений

органических

соединений;
сформированность

умений

использовать

химическую

символику

для

составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой)
формул органических веществ и уравнений химических реакций,
изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации
их химического и пространственного строения;
сформированность

умений

устанавливать

принадлежность

изученных

органических веществ по их составу и строению к определённому
классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие
соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по
систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные
названия отдельных органических веществ.
сформированность умения определять виды химической связи в органических
соединениях (одинарные и кратные);

сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и
химические свойства типичных представителей различных классов
органических веществ, иллюстрировать генетическую связь между ними
уравнениями соответствующих химических реакций с использованием
структурных формул;
сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям
(массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по
известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или
продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных методах
научного познания, используемых в химии при изучении веществ и
химических явлений,

сформированность умений соблюдать правила

пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность

умений

критически

анализировать

химическую

информацию, получаемую из разных источников (средства массовой
информации, Интернет и других); для слепых и слабовидящих
обучающихся:

умение

использовать

рельефно-точечную

систему

обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие
понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные
орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность,
электроотрицательность,

степень

окисления,

химическая

связь

(ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая
решётка,

типы

неэлектролиты,

химических

реакций,

электролитическая

раствор,

электролиты,

диссоциация,

окислитель,

восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие);
теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический
закон Д. И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон
сохранения

и

превращения

энергии

при

химических

реакциях),

закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических
явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и
безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и
практической деятельности человека;
сформированность

умений

выявлять

характерные

признаки

понятий,

устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия
при описании неорганических веществ и их превращений;
сформированность

умений

составления

формул

использовать
веществ

и

химическую

уравнений

символику

химических

для

реакций,

систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия
отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак,
гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления
химических

элементов

в

соединениях

различного

состава,

вид

химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в
соединениях, тип кристаллической решётки конкретного вещества
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в
водных растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических
веществ по их составу к определённому классу/группе соединений
(простые вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты,
амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов
химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные
орбитали»,

«энергетические

уровни»,

объяснять

закономерности

изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и
группам

Периодической

Менделеева;

системы

химических

элементов

Д.

И.

сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические
свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать
существование генетической связи между неорганическими веществами с
помощью уравнений соответствующих химических реакций;
сформированность

умения

классифицировать

химические

реакции

по

различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому
эффекту

реакции,

изменению

степеней

окисления

элементов,

обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов,
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая
условия, при которых эти реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный
состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём
ионы, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность

умений

раскрывать

сущность

окислительно-

восстановительных реакций посредством составления электронного
баланса этих реакций;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при
химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному
количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в
реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов
сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность знаний

качественных реакции на сульфат-, карбонат- и

хлорид-анионы, на катион аммония.
Сформированность
органических
классификации

понятий

гомология,

соединениях
органических

–

изомерия,

одинарные
веществ,

химическая
и

кратные

номенклатуре

связь

в

связи,

о

органических

соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших
представителей классов органических веществ.

Углеводороды, химические свойства, генетическая связь, сформированность
умений.Сформированность знаний по азотсодержащим органическим
соединениям, свойства, генетическая связь.
Сформированность умений: вычисления по уравнению химической реакции
(массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по
известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или
продуктов реакции). Сформированность умений по кислородсодержащим
органическим соединениям: свойства, генетическая связь.
Сформированность умений по решению расчётных задач.
Тематическое планирование
10 класс. 68 час.
№
урока

1.

2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

Тема урока

Формы
проведения
уроков

Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка.
Энергетические уровни, подуровни. Атомные
орбитали, s-, p-, d- элементы.
Атомные орбитали p-, d- элементы. Определение
элемента по его внешнего уровня.
Определение элемента по строению его внешнего
уровня.
Строение вещества. Химическая связь.
Виды химической связи.
Определение видов химической связи по формуле
веществ.
Типы кристаллических решёток. Зависимость
свойства веществ от типа кристаллической решётки.
Химическая реакция. Классификация химических
реакций в неорганической.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
электролиты.
Среда
водных
растворов
веществ:
кислая,
нейтральная, щелочная.

Беседа

Гидролиз неорганических соединений.

Урок
практикум

Урок
диалог
Урок
диалог
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа
Урок
практикум

12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.
28.

29.

30.

Гидролиз неорганических соединений разных типов
солей
Валентность.
Электроотрицательность.
Степень Урок
окисления. Ионы: катионы и анионы.
беседа.
Определение степени окисления элемента по его
положению в периодической системе.
Определение степени окисления элемента по формуле
вещества.
Степень окисления элемента в формуле вещества.
Окислительно-восстановительные реакции.

Урок
практикум
Урок
практикум

Урок
беседа
Окислитель, восстановитель. Процессы окисления и Урок
бкседа
восстановления. Важнейшие окислители.
Подбор коэффициентов методом электронного Урок
баланса.
практикум
Подбор коэффициентов.
Урок
практикум
Подбор коэффициентов в уравнениях.

Урок
практикум
Подбор коэффициентов в уравнениях ОВР.
Урок
практикум
ОВР. Подбор коэффициентов.
Урок
практикум
Различные способы решения задач на растворы. Урок
Растворимость кристаллогидратов и их осаждение практикум

из насыщенных растворов
Задачи
с
использованием
сведений
о
растворимости кристаллогидратов или связанные
с их получением
Правило смешения и алгебраический способ
решения задач на смешивание растворов.
Молярная концентрация. Решение задач с
использованием молярной концентрации.
Решение задач с применением разнообразных
способов выражения содержания растворенного
вещества в растворах. Переход от одной
концентрации к другой.
Расчёт количества вещества, массы продукта
реакции, если исходное вещество дано с
примесями.
Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся

Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум

Урок
практикум
Урок
практикум

в растворах после реакции, если одно из
реагирующих веществ дано в избытке
31

32.

33.

34.

35.
36.

37.
38.
39.
40.

Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической Беседа
системе химических элементов Д. И. Менделеева и
особенности строения атомов.
Аллотропия
неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и
углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов Урок
(галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и практикум
кремния) их оксидов и гидроксидов.
Особенность
окислительно-восстановительных Беседа

свойств галогенов. Вытеснительная способность
галогенов.
Взаимодействие галогенов со щелочами при
разных условиях. Безопасное поведение при
работе с веществами.
Кислородсодержащие соединения галогенов.
Генетическая
связь
между
соединениями
галогенов. Качественные реакции на галогены.
Правила безопасности при работе с реактивами.
Особенность
взаимодействия
неметаллов
со
щелочами и кислотами.
Металлы. Общность химических свойств. Особые
химические свойства металлов.
Амфотерный характер металлов, оксидов и
гидроксидов.
Свойства металлов, оксидов и гидроксидов в
расплавах и растворах.

Урок
практикум
Беседа.
Беседа.

Урок
практикум
Беседа.
Беседа.
Урок
практикум

41.

Свойства важнейших металлов (натрий, калий, Беседа.
кальций, магний, алюминий, цинк)
качественные
реакции на катионы металлов).

42.

Свойства важнейших металлов ( хром, железо, медь) Беседа.
и их соединений, качественные реакции на катионы
металлов).

43.

Генетическая
связь
между
различными
неорганическими веществами.
Осуществление
генетической
связи
между
различными неорганическими веществами.

44.

45.

Урок
практикум
Урок
практикум

Расчётные задачи. Расчёты массы вещества или Урок

объёма газов по известному количеству вещества, практикум
массе.
46.

Расчётные задачи. Расчёты массы вещества или Урок
объёма газов по известному количеству вещества, практикум
объёму одного из участвующих в реакции веществ.

47.

Расчёты массы (объёма, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ имеет
примеси.
Расчёты массы (объёма, количества вещества)
продуктов уравнений реакций, если одно из веществ
имеет примеси.
Вычисления по химическим уравнениям, если одно из
веществ в избытке.
Решение задач на избыток и недостаток.

48.

49.
50.
51.
52
53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.

Расчеты по химическим уравнениям. Расчеты,
связанные с количественным составом растворов.
Решение задач с усложняющими элементами
неорганической химии.
Решение задач с составлением одной пропорции.
Решение задач с использованием разности масс и
продуктов реакции.
Решение задач с составлением двух и более
пропорций
по
уравнениям
нескольких
последовательных реакций.
Решение задач на сравнение количественных данных
нескольких процессов.
Расчеты по уравнениям одновременно протекающих
процессов.
Решение задач на смешивание и разбавление
растворов разными способами.
Расчеты
по
уравнениям
нескольких
последовательных реакций
Расчеты с использованием избытка одного из
исходных элементов.

61.

Работа с тестами. Строение атома.

62.

Работа с тестами. Изменение свойств элементов и их
Соединений по положению в периодической системе.
Работа с тестами. Определение степени окисления.

63.

Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум

64.
65.
66.
67.
68.

Работа с тестами. Определение
восстановителя, процессов.
Работа с тестами. Баланс.

окислителя, Урок
практикум
Урок
практикум
Работа с тестами. РИО. По краткому ионному Урок
выбрать молекулярное.
практикум
Работа с тестами. Осуществление генетической связи. Урок
практикум
Обобщение знаний по теме: Избранные вопросы по Беседа.
неорганической химии.

Тематическое планирование
11 класс. 34 час.
№
урока

Тема урока

1.

Гомологи, умение записывать формулы.

2.

Изомерия, умение записывать формулы.

3.

Виды изомеров. Номенклатура.

4.

Изомерия алканов.Номенклатура.

5.

Изомерия алкенов.Номенклатура.

6.

Изомерия алкинов.Номенклатура.

7.

Изомерия диенов.Номенклатура.

8.

Пространственная изомерия.Номенклатура.

9.
10.

Углеводороды, обобщение свойств.
Генетическая связь между углеводородами.

11.

Осуществление
генетической
связи
предельных углеводородов.
Генетическая связь среди углеводородов.

12.

Формы
проведения
уроков

Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
беседа
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Беседа
Урок
практикум
среди Урок
практикум
Урок

практикум
13.
14.

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.

25.
26.
27.
28.

29.
30.

Осуществление генетической связи
между
предельными, непредельными углеводородами.
Осуществление генетической связи
между
предельными, непредельными и ароматическими
углеводородами.
Осуществление генетической связи
между
предельными, непредельными и ароматическими
углеводородами. Уметь записывать уравнения.
Осуществление
генетической
связи
для
предельных, непредельных и ароматических
углеводородов.
Обобщение
свойств
кислородсодержащих
соединений. Спирты.
Обобщение
свойств
кислородсодержащих
соединений. Альдегиды.
Обобщение
свойств
кислородсодержащих
соединений. Кислоты.
Генетическая связь между кислородсодержащими
соединениями.
Генетическая связь между кислородсодержащими
соединениями: спирты, альдегиды.
Генетическая связь между кислородсодержащими
соединениями: спирты, альдегиды, кислоты.

Урок
практикум
Урок
практикум

Генетическая связь между кислородсодержащими
соединениями: спирты, альдегиды, кислоты. Уметь
осуществлять превращения.
Осуществлять с помощью уравнений генетическую
связь между кислородсодержащими соединениями:
спирты, альдегиды, кислоты
Азотсодержащие соединения, обобщение свойств.
Азотсодержащие соединения, обобщение свойств.
Основный характер аминов.
Азотсодержащие соединения, обобщение свойств.
Амфотерный характер аминокислот.
Расчётные
задачи.
Определение
формул
органических веществ по относительной плотности
газов.
Определение формул органических веществ по
относительной плотности газов.
Определение формул веществ на основе продуктов
сгорания.

Урок
практикум

Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум

Урок
практикум
Беседа
Беседа
Беседа.
Урок
практикум
Урок
практикум
Урок
практикум

31.
32.

Решение задач. Определение формул веществ на Урок
основе продуктов сгорания.
практикум
Решение задач. Определение формул веществ на Урок
основе химических свойств.
практикум

33.

Решение
задач.
кислородсодержащих
химических свойств.

34.

Обобщение знаний по
веществ.

Определение
веществ
на

формул Урок
основе практикум

свойствам органических Урок
практикум



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.