МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математическая грамотность» для обучающихся 8 классов г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Числа и вычисления Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Действительные числа. 2. Алгебраические выражения Буквенные выражения (выражения с переменными). Свойство степени с целым показателем. Многочлены алгебраические дроби. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. 3. Уравнения и неравенства Уравнения. Неравенства. Текстовые задачи. 4. Числовые последовательности Понятие последовательности. Арифметическая последовательность. Геометрическая последовательность. 5. Функции и графики Числовые функции. графики. 6. Координаты на прямой и плоскости Координатная прямая. Декартовы координаты на плоскости. 7. Геометрия Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. Треугольники. Многоугольники. Окружность и круг. Измерение геометрических величин. Векторы на плоскости. 8. Статистика и теория вероятности. Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: 1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; 8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные: 1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; 5. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные(алгебра): 1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; 2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; 3. умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных; математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; 5. умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; 6. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; 7. овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; 8. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Предметные(геометрия): 1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника); 7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №/п 1 2 3 4 5 6-7 8-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20 21-22 23 24-25 27-27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Алгебра – 22 часа Числа и вычисления Анализ диаграмм, таблиц, графиков Числовые неравенства, координатная прямая Числа, вычисления и алгебраические выражения Числа, вычисления и алгебраические выражения Простейшие текстовые задачи Текстовые задачи повышенной сложности Статистика, вероятности Графики функций и их свойства. Работа с планом Арифметические и геометрические прогрессии Алгебраические выражения Расчеты по формулам Уравнения, неравенства и их системы Геометрия – 12 часов Практические задачи по геометрии Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы Окружность, круг и их элементы Фигуры на квадратной решётке Анализ геометрических высказываний Геометрическая задача на вычисление Геометрическая задача на доказательство Геометрическая задача повышенной сложности Пробное тестирование Итоговое занятие. Кол-во часов Форма проведения занятия 1 1 1 Лекция Дискуссия Диспут 1 Лекция 1 Тренинг 2 3 Соревнование Дискуссия 2 2 2 2 Лекция Диспут Экскурсия Лекция 1 1 2 Круглый стол Соревнование Тренинг 1 2 Игра Конференция 2 1 1 Диспут Турнир Тренинг 1 Игра 1 Диспут 1 Лекция 1 1 Соревнование Беседа