Шаг за шагом к ОГЭ по литературе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Шаг за шагом к ОГЭ по литературе»
для обучающихся 9 классов

г. Екатеринбург

Содержание курса внеурочной деятельности
Сведения по теории и истории литературы
Художественная литература как искусство слова
Фольклор. Жанры фольклора
Художественный образ. Художественное время и пространство
Содержание и форма. Поэтика
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, романэпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня,
элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое
отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер.
Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя:
диалог, монолог; внутренняя речь.
Деталь. Символ. Подтекст
Историзм. Народность. Психологизм
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия.
Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих.
Литературная критика.
Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».
Из литературы XVIII в. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
Из литературы первой половины XIX в. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море» В.А. Ж
уковский. Баллада «Светлана». А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…»,
«Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное
мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога»,
«Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть
может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия»,
(«Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под
таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда
волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни
трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…»,
«Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Из литературы второй половины XIX в.
А.Н. Островский (одна пьеса по выбору).
И.С. Тургенев (одна повесть по выбору).
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени
первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…»
и др.
А.А. Фет Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ласточки
пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…» и др.
Н.А. Некрасов Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и
воли…» и др.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
Ф.М. Достоевский (одна повесть по выбору).
Л.Н. Толстой «После бала».
Из литературы рубежа XIX-XX века.
А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий».
И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька».
А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно
жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…» и др.
В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» и др.
С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…» и
др.
Из литературы первой половины XX века.
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы:«Переправа», «Два солдата»,
«Поединок»)
В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик».
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Из литературы второй половины XX – XXI века.
Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер,
Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.
Тендряков, В.Т. Шаламов (произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на
основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей
XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные
и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем

Кол-во Форма занятий
часов

1-2

I. Введение. Из теории литературы
Содержание ЕГЭ по литературе

1

Лекция - беседа, работа с
документами и КИМами.

3

Русский фольклор. УНТ. Народные сказки, былины.
Произведения малых жанров.

1

Практикум.

4

«Слово о полку Игореве» - памятник
древнерусской литературы.

1

Круглый стол

5

Классицизм.

1

Лекция.

6

Особенности литературы эпохи Просвещения.
Воплощение принципов классической комедии в
пьесе Фонвизина «Недоросль».

1

Урок-исследование.

7

Темы, идеи басен. Особенности поэтики басен.
Эзопов язык. Аллегория. Композиция басен. Образы
басен.

1

Урок-практикум

8

Черты романтизма в творчестве Жуковского.
Баллада как жанр эпохи романтизма.
Художественные особенности баллады «Светлана».

1

Урок- исследование.

9

«Горе от ума» – социально-политическая комедия.
Драматургическое новаторство автора: обилие
персонажей, двуединство конфликта и образы
главных героев, расширение художественного
пространства. Язык и стих комедии.
Сквозные темы лирики А.С. Пушкина : гражданская
лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика;
тема поэта и поэзии.

1

Семинар

1

Лекция

Понятие исторического романа. Жанровые
особенности повести А.С. Пущкина «Капитанская
дочка» Идейное содержание. Система образов и
композиция. Поэтика романа. Проблематика романа.
Энциклопедичность романа АС. Пушкина «Евгений
Онегин».
Жанровые и художественные особенности романа.
Типизация как художественный приём эпохи
реализма.
Жанровые и художественные особенности цикла
произведений А. С. Пушкина «Повести Белкина»

1

Урок-практикум

1

Беседа- практикум.

1

Защита мини проектов.

Понятие поэтической преемственности в творчестве
М.Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике
поэта. Реализм в лирике Лермонтова. Основные темы
лирики.
Образ «лишнего человека» в творчестве как традиция
в русской литературе XIX века. Роман «Герой нашего
времени».

1

Урок-практикум

1

Урок-исследование

Романтизм как художественный метод. История и
современность в «Песне про купца Калашникова»,
идейное содержание,
композиция, образ главного героя в поэме «Мцыри»
М.Ю. Лермонтова.

1

Лекция. Практическая
работа.

10

11

12

13

14

15

16

Жанровые и художественные особенности комедии
«Ревизор» Н.В. Гоголя. Идейное содержание.
Система образов и композиция. Типизация как
художественный приём эпохи реализма.
Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги.
лирическое отступление как традиционное средство
художественной выразительности в романе Н.В.
Гоголя «Мертвые души»
Жанровые и художественные особенности повести
«Шинель» Н.В. Гоголя. Проблема «маленького
человека» в русской литературе.

1

Урок-практикум

1

Урок-практикум

1

Урок-исследование

20

Жанровые и художественные особенности повести
И.С. Тургенева «Ася». Идейное содержание. Образ
главного героя. Образ Аси.

1

Круглый стол

21

Традиции и новаторство в лирике Тютчева и Фета.
Философская лирика. Романтизм в лирике Фета и
Тютчева.

1

Урок-практикум

22

Тема народа в лирике Некрасова. Художественные
особенности лирики.

1

Практическая работа.

23

Понятие сатиры как творческого принципа в
литературе. Идейно-художественные особенности
сказок Салтыкова-Щедрина. Своеобразие языка
сказок. Образ народа. Основной конфликт в «Сказках
для детей изрядного возраста»
Жанровые и художественные особенности повести
«После бала» Л.Н. Толстого. Идейное содержание.
Образ рассказчика. Образ полковника. Гражданское
звучание повести.
Идейно-художественное своеобразие рассказов
Чехова. Сатира в рассказах Чехова. Язык Чехова.

1

Беседа- практикум.

1

Практикум.

1

Урок-исследование

26

Символизм в лирике Блока. Художественные
особенности лирики.

1

Урок-практикум.

27

Продолжение традиций русской сатиры. Тема поэта
и поэзии. Человек и мир в лирике Маяковского. Язык
лирики Маяковского.

1

Урок-исследование

28

Основные темы лирики С. Есенина. Традиции
народной образности в русской поэзии.

1

Урок-практикум

29

Гражданское звучание рассказа. Нравственные
проблемы рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

1

Семинар

17

18

19

24

25

30

Образ праведника в русской литературе. Значение
образа главной героини повести «Матренин двор».
Образ русского села в повести.

1

Мини исследование.

31

1

Практическая работа.

32

Жанровые и художественные особенности поэмы
А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Идейное
содержание. Образ Василия Тёркина. Гражданское
звучание поэмы.
Жанр сочинения в формате ОГЭ.

1

Контрольная работа.
Сочинение

33

Выполнение тестовых заданий.

1

Урок-практикум

34

Анализ экзаменационных сочинений, работа над
ошибками.

1

Урок-практикум



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.