Шаг за шагом к ОГЭ русскому языку

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
МАОУ Гимназии № 8
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Кропачева И.В.,
28.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
Гимназии № 8
__________________
Трофимова Е.Е.
Приказ № 123-О
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Шаг за шагом к ОГЭ (русский язык)»
для обучающихся 8-9 классов

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате
ОГЭ и критерии ее оценивания.
2. Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста. Микротекст. Микротема.
Абзац.
Виды и
средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста.
Способы сокращения текста.
3. Способы сокращения текста. Языковые приёмы сжатия исходного текста:
исключение, упрощение, обобщение. Применение способов сжатия. Содержательные
способы сокращения текста. Языковые способы сокращения текста.
4. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Виды сочинений. Этапы
работы над сочинением. Критерии оценивания. Учимся формулировать тезис и
аргументировать его. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. Учимся писать
вывод сочинения
5. Работа над тестовой частью ОГЭ.
Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор.
Грамматическая основа предложения. Задание 2. Обособленные члены предложения. Знаки
препинания в простом осложненном предложении Задание 3. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении,
в сложноподчиненном предложении. Задание 3.
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения.
Задание 3. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление,
примыкание). Задание 4. Правописание безударной гласной в корне слова. Правописание
приставок. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи. Задание 5. -Н- и –
НН- в различных частях речи. Задание 5. Правописание окончаний различных частей речи.
Задание 5. Понимание текста. Задание 6. Средства выразительности речи. Задание 7.
Синонимы. Омонимы .Антонимы. Задание 8.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьников.
Личностные результаты: должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности.
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимания роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз
личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение
рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Рефлексивные:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной
деятельности;
- применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая
деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:
- сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных
зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;
- создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной
деятельности,
- помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно
для самоактуализации и самореализации учащегося;
- создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных
результатов школьников.
Ученик:
- становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной,
исследовательской, творческой деятельности;
- реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной,
метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого
саморазвития в перспективе профессионального самоопределения
Предметные результаты:
- соблюдать основные лексические правила современного русского литературного
языка; извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников,
использовать ее в различных видах деятельности;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора
пользоваться различными видами лексических, этимологических словарей
(толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№

Тема занятия

Количест
во часов
тео
рия

1

2
3
4
5

Введение. Рекомендации по подготовке к
ОГЭ. Критерии оценки выполнения
заданий.
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования.
Композиция,логическая, грамматическая
структура текста
Способы сжатия текста.

пра
кти
ка
Лекция, беседа

1

0Беседа, групповая работа

0
0,5

0,5
0Беседа, групповая работа

0
0,5

0,5
0Беседа, групповая работа

0
0,5

0,5
0Лекция, групповая работа

0
0,5

6

Форма проведения
занятия

0,5
1

Сжатое изложение.

Лекция, беседа

1
7

Сжатое изложение.

Творческая
1
мастерская
1

8

9
10

11
12-13
14-15

16-17

Понятие
о
сочинении-рассуждении.
Критерии оценки сочинения. Тема, идея,
проблема текста.
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы,
вывод).
Оформление
вступления
и
концовки сочинения.
Алгоритм написания сочинения на
лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение
на
лингвистическую тему (9.1).
Сочинение-рассуждение,
связанное
с
объяснением
понимания
смысла
ключевого фрагмента исходного текста
(9.2).
Сочинение-рассуждение,
связанное
с
объяснением значения того или иного

Лекция, беседа
1
0Урок-диспут

0
0,5

0,5
0Беседа, групповая работа

0
0,5

0,5
1

Лекция, беседа
Беседа,
1
групповая работа

1

1
1
1
1

1

1
1

Лекция,
1
беседа, групповая
работа

1
1

Лекция,
1
беседа, групповая
работа

слова (9.3).
Анализ написанного сочинения по выбору
учащихся. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
Тестовые задания и алгоритм их решения – 16 ч.
19
Смысловой анализ текста.
1
20-21 Изобразительно-выразительные средства
русского языка.
1
22-23 Правописание приставок.
1
24-25 Правописание суффиксов.
1
26
Лексика и фразеология

Урок-диспут
1

18

27-28
29-30
31
32
33
34

Виды
подчинительной
связи
в
словосочетании
1
Способы выражения главных членов
предложения
1
Простое
осложненное
предложение.
Обособленные члены предложения.
0,5
Вводные слова и предложения. Вставные
конструкции. Обращения
0,5
Предложение. Количество грамматических
основ в предложении.
0,5
Сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения
0,5

1

1

Лекция, беседа

1
1
1
1
1
1

Лекция,
1
беседа, групповая
работа
Лекция,
1
урок- практикум

1
1
1
1
1
0
0,5
0
0,5
0
0,5
0
0,5

Лекция,
1
урок- практикум
Урок-практикум,
1
групповая работа
Лекция,
1
урок- практикум
Лекция,
1
беседа,
практикум
0Урок-практикум,
групповая работа
0Урок-практикум,
групповая работа
0Урок-практикум,
групповая работа
0Урок-практикум,
групповая работа

9 класс
№ ур

Основные разделы.
Тема урока.

Кол.
час

1. Введение.
1
Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому
языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

1
1

2. Текстоведение.

4

2

Понятие о тексте. Признаки текста.

1

3

Микротекст. Микротема. Абзац

1

4

Виды и средства связи предложений в тексте

1

5

Комплексный анализ текста

1

Форма
провед
ения
урока
Лекция

Исслед
ователь
ская
работа
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Практи
ческая

урок-

работа
3. Способы сокращения текста.
6
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение,
упрощение, обобщение.
7
Применение способов сжатия

5
1
1

8

Содержательные способы сокращения текста.

1

9

Языковые способы сокращения текста.

1

10

Практическая работа по сжатию текста. Работа с текстами.

1

4. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
11 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии
оценивания .
12 Учимся формулировать тезис и аргументировать его.

9
1
1

13

Аргумент. Способы введения примеров-аргументов

1

14

Учимся писать вывод сочинения

1

15

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему
(9.1)

1

16

Отработка навыка написания сочинения на понимание фрагмента
текста (9.2)

1

17

Отработка навыка написания сочинения-комментария определения
(9.3)

1

Сочинение по предложенному тексту
Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок. Способы
их устранения.
5. Работа над тестовой частью ОГЭ.
20 Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
Общий обзор.
21 Грамматическая основа предложения. Задание 2
18
19

22

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простом
осложненном предложении Задание 3

1
1
15
1
1

1

Лекция
Исслед
ователь
ская
работа
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Практи
ческая
работа
Лекция
Исслед
ователь
ская
работа
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Уроксемина
р
Урокпракти
кум
Коллок
виум
Тест
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум

23

Знаки препинания в сложносочиненном предложении, в
сложноподчиненном предложении. Задание 3

1

24

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные
бессоюзные предложения. Задание 3

1

25

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание). Задание 4

1

26

Правописание безударной гласной в корне слова. Правописание
приставок. Задание 5

1

27

Правописание суффиксов различных частей речи. Задание 5.

1

28

-Н- и –НН- в различных частях речи. Задание 5

1

29

Правописание окончаний различных частей речи. Задание 5.

1

30

Понимание текста. Задание 6

1

31

Средства выразительности речи. Задание 7

1

32

Синонимы. Омонимы .Антонимы. Задание 8

1

3334

Работа с типовыми тестовыми заданиями

2

Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Исслед
овател
ьская
работа
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Исслед
овател
ьская
работа
Урокпракти
кум
Урокпракти
кум
Самост
оятель
ная
работа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.