МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Юные инспектора движения» для обучающихся 5-6 классов г. Екатеринбург Содержание учебного курса 1. Понятие об участниках дорожного движения Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами. 6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 7. Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п. 9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. 10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступлений агитбригады. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: - принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - осознание ответственности человека за общее благополучие; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; -положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»; -способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; -навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Тема занятий Кол-во час. 1 Элементы улиц и дорог. 1 Урок-экскурсия 2 Дорожная разметка и дорожные знаки 1 3 Разнообразие транспортных средств. 1 Урок-творческий отчет Урок-прогулка 4 Правила для пешеходов и водителей. 1 Урок-семинар 5 Разбор действий пешеходов в дорожных ситуациях 6 Виды перекрестков и правила разъезда на них 1 Урок-диспут 1 Урок-лекция 7 Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. 1 8 Разбор действий велосипедистов в дорожных ситуациях. 1 9 Разбор действий водителей в дорожных ситуациях. 1 Урок-турнир Урок-викторина Урок-диспут 10 Ответственность за нарушение ПДД 1 Урок-лекция 11 Правила движения для велосипедистов. 1 Урок-дискуссия 12 Порядок движения группы велосипедистов. 1 Урок-лекция 13 Разбор дорожной обстановки на маршруте. 1 Урок-репортаж 14 Правила эксплуатации велосипеда. 1 Урок-интервью 15 Велосипедная прогулка. 1 Урок-лекция 16 Подготовка велосипеда к походу. 1 17 Велосипедный поход. 1 18 Разбор движения на сложных перекрёстках. 1 Урокпутешествие Урок-ролевая игра Урок-лекция 19 Особенности устройства велосипеда. 1 Урок-лекция 20 Назначение основных частей велосипеда 1 Урок-прогулка 21 Физические основы велосипеда. 1 Урок-брифинг 22 Особенности маневрирования на велосипеде. 1 23 Фигурное вождение велосипеда. 1 24 Освоение приёмов безопасного падения. 1 Урокконференция Урокконференция Урок-экскурсия 25 Освоение приёмов езды на велосипеде. 1 Урок-лекция 26 Велосипед, профилактика и ремонтные работы. 27 Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» 28 Викторина «В гостях у Светофорчика» 1 Урок-лекция 1 Урок-семинар 1 Урок-викторина 29 Творческая работа «Мой друг – велосипед» 1 Урок-телемост 30 Подготовка соревнований «Безопасное колесо». 31 Проведение тренировочных соревнований. 1 Урок-аукцион 1 Урок-игра 1 Урокконференция 1 Урок-ученый совет 1 Урокконференция 32 Проведение соревнований «Безопасное колесо». 33 Подготовка выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения. Проведение выступления агитбригады юных 34 инспекторов дорожного движения 34 Тематическое планирование в 6 классе. № п/п Тема занятий 1-2 Изучение правил дорожного движения. 3 Поведение пешехода при приближении к главной дороге. 4 Части дороги. Рисуем схему дороги. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние 5 до приближающегося транспорта и его скорость. Знаки для водителей, которые необходимо 6-7 знать пешеходам. Кол-во час. 1 Урок-лекция 1 Урок-творческий отчет Урок-прогулка 1 1 1 Урок-практикум Урок-диспут 8 Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в 9-10 практике дорожного движения. 1 1 Урок-откровение Урок-турнир 11 Состав и назначение автоаптечки. 1 Урок-лекция 12 Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. 13 Обработка ран и способы остановки кровотечения. 14 Отработка приёмов обработки ран и способов остановки кровотечения. 15 Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. 16 Отработка приёмов наложения повязок. 1 Урок-диспут 1 Урок-практика 1 Урок-лекция 1 Урок-лекция 1 Урок-репортаж 17 Правила транспортировки пострадавших. 1 Урок-интервью 18 Отработка правил транспортировки пострадавших. 19 Виды и назначение автогородков. 1 Урок-лекция 1 20 Устройство автогородка, 1 Урокпутешествие Урок-лекция 21- Разработка маршрутов по схеме безопасного 22 движения и поведения. 2 23 Правила движения в автогородке. 1 Урок-лекция 24 Тренинг по безопасному вождению велосипеда. 25- Настольная игра на тему правил дорожного 26 движения. 1 Урок-игра 27 Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». 28 Конкурс эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. 29 КВН «Красный, жёлтый, зелёный» 1 Урок-викторина 1 Урокконференция 1 Урок-КВН 30 Игра «Аукцион знаний» 1 Урок-игра 31 Подготовка соревнований «Безопасное колесо». 32 Проведение тренировочных соревнований. 1 Урок-семинар 2 1 Урок-лекция Урок-брифинг Соревнования по безопасному вождению велосипеда 1 34 Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. 1 33 34 Урок-телемост