МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ Гимназии № 8 ____________________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии Федеральным законом г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», методическим письмом № 3414/20 от 19.03.2020г. «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (приложение) для использования в работе, Уставом ОО. Настоящее Положение регламентирует порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОО. 1.2. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии учащихся и педагогических работников. 1.3. Основной целью дистанционного обучения школьников является предоставление обучающимся доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные общеобразовательные дисциплины на базовом и углубленном уровнях с использованием современных информационных технологий. 1.4. С использованием ДОТ может реализовываться: 1.4.1. Обучение учащихся ОО при выборе дисциплин профильной подготовки, дисциплин дополнительного образования, необходимости организации индивидуальных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, детей, обучающихся на дому по состоянию здоровья или обучающихся, длительно отсутствующих на занятиях по различным уважительным причинам или иным причинам, обучение обучающихся заочной формы обучения; 1.5. Использование электронного обучения и обучения с помощью дистанционных технологий способствует решению следующих задач: а) повышению эффективности учебной деятельности учащихся; б) повышению эффективности организации учебного процесса; в) повышению эффективности использования учебных помещений 1.6. Основными принципами организации обучения с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий являются: принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, онлайн уроки); принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся. 2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и использования дистанционных технологий. 2.1. МАОУ Гимназия № 8 реализует обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, создает и развивает информационную среду. Создание и развитие информационной среды, в свою очередь, отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде. 2.2. Прием школьников на обучение по программам начального, основного общего и среднего общего образования с применением дистанционных образовательных технологий осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей), содержащего сведения об обучающемся (для регистрации присвоения индивидуального пароля и логина, установления контакта. 2.3. С помощью систем дистанционного обучения: - учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся заданий или создаёт, нужные для обучающихся, а также ресурсы и задания; администрация МАОУ Гимназия № 8, методические службы, учителя, обучающиеся и их законные представители, своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде; обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью; учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, форумов, устных онлайн консультаций; обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая свое мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде. 2.4. Определяется порядок организации обучения с применением дистанционных технологий: 2.4.1. Администрация МАОУ Гимназии № 8 -Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий. -Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые приложения). Обеспечивает учителей необходимым оборудованием. -Определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе. Определяет ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по каждой параллели, каждому классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет обучающимся одной параллели один набор ресурсов. -Информирует всех участников образовательного процесса о возможных механизмах использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. -Утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных образовательных технологий, включая видео чаты ( онлайн уроки, вебинары и т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций. -Закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками. 2.4.2. Учитель-классный руководитель -Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий. -Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера/ноутбука/планшета/телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей). -Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками. 2.4.3. Учитель-предметник. -Определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы работы по учебному предмету. -Определяет средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал; формат проведения видео уроков-вебинаров и т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации обратной связи, рефлексии. -Определяет учебный материал для своего учебного предмета; -Проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих программ. -Определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две (либо другой временной интервал, который определяет ОО) в дистанционной форме обучения. Домашние задания рекомендовано укрупнить (один-два раза в неделю в зависимости от учебного предмета). -Определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, -Определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучении детей с применением дистанционных образовательных технологий (памятка для информирования родителей (законных представителей). 2.5. Использование информационных систем обучения для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий Система дистанционного обучения не обязательно должна быть установлена в образовательной организации, осуществляющей обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Лицей может использовать доступ к системам дистанционного обучения, предоставляемыми сторонними организациями и использование следующих электронных образовательных ресурсов : Информационная система; Образовательные онлайн-платформы: - Заочная форма обучения реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. 2.6. В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования выступают педагоги МАОУ Гимназии № 8, имеющие объективную потребность в использовании системы электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий, необходимое материально-техническое обеспечение, позволяющее участвовать в осуществлении дистанционного обучения, обучающиеся и родители (законные представители). 2.7. Право на реализацию технологий дистанционного обучения и обучения с использованием электронных ресурсов предоставляется с момента издания приказа директора ОО о реализации обучения с использованием электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. 2.8. Основными элементами системы дистанционного обучения являются: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные наглядные пособия; 2.9. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по предметам. В обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности: лекция; консультация; семинар; практическое занятие; контрольная работа; самостоятельная работа. 2.10. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов: электронные учебники; интерактивные обучающие ресурсы; компьютерные демонстрации; электронные источники информации; 2.11. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут быть: тестирование онлайн; конкурсы, консультации онлайн; предоставление методических материалов. 2.12. Дистанционные авторские курсы должны разрабатываться на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету (для базового и профильного уровня). 2.13. Дистанционные курсы могут содержать следующие учебные материалы: а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала; б) систему открытого планирования всех тем; в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста, содержащего ссылки на другие учебные материалы; г) терминологический словарь; д) мультимедийные объекты: видео-и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты; е) интерактивные тесты; ж) тренажеры по предметам; з) лабораторный практикум удаленного доступа; и) комплексные домашние задания и творческие работы; к) справочники; л) иллюстративный материал; м) архивную и энциклопедическую информацию; н) библиографические ссылки; о) систему поиска информации. Подробные требования к наполнению образовательной платформы представлены в «Порядке ведения образовательной платформы» 3. Структура занятия и процесс обучения 3.1.Занятия в форме дистанционного обучения представляют собою: прочтение учащимся методических материалов (с тренировочными упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах); ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию; возможна подготовка реферата при завершении темы; разработка индивидуального проекта; 3.2. Начало изучения каждой из тем определяется получением методических материалов по теме. Вместе с этими материалами направляются рекомендации по их изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета по теме. Это не означает, что не допускаются оперативные вопросы слушателей по ходу выполнения занятий. При индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки учительученик с помощью VK-мессенджер. 4. Аттестация учащихся 4.1. Аттестация учащихся по дистанционной форме – это проверка, контроль, фиксация выполнения ими всех требований учебного процесса. 4.2. Требования к аттестации определяются Положением о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. 5. Заключительные положения. 5.1.Настоящее Положение действует до принятия нового с даты введения его в действие приказом директора МАОУ Гимназии № 8.