МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8 «ЛИЦЕЙ им. С.П.ДЯГИЛЕВА» ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАОУ Гимназии № 8 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Кропачева И.В., 28.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназии № 8 __________________ Трофимова Е.Е. Приказ № 123-О от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «За страницами учебника математики» для обучающихся 10-11 классов г. Екатеринбург Пояснительная записка 1.Содержание курса 10 класс Раздел 1.Прикладная математика (12 часов) Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии. Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий. Раздел 2.Профессия и математика (10 часов) Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д. Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей» Раздел 3. Домашняя математика (6 часов) Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (6 часов) Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера. Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!». 11 класс Раздел 5.Метод математических моделей (2 часа) Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответ Раздел 6.Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа) Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда. Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Раздел 7.Функции в экономике (9 часов) Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике. Практика: По условию задачи составлять функции в экономике. Раздел 8. Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа) Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений. Раздел 9.Проценты и банковские расчеты (4 часа) Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года. Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года. Раздел 10.Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов) Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты. Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков. Раздел 11.Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа) Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада. Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада. Раздел 12.Расчеты заемщика с банком (3 часа) Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи. Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей УУД Формируемые умения Средства формирования личностные 2. Планируемые результаты освоения программы курса Мотивация к обучению Самоорганизация и саморазвитие Познавательные умения Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве Умения и навыки практических действий для решения практических задач o Организация познавательной деятельности o Организация парной, групповой, коллективной творческой деятельности o Организация практической деятельности с использованием оборудования и подручных средств Метапредметные результаты регулятивные познавательные Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий. Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства). Определять успешность выполнения своего задания. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в o подведение к формулировке цели через зону ближайшего развития o планирование действий для выполнения учебной задачи, распределение функций или ролей внутри группы, коллектива при содействии учителя o внесение дополнений и корректив в план действий в случае отклонения от ожидаемого результата o прогнозирование результата деятельности o самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя o оценка результатов деятельности и побуждение к преодолению затруднений o в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; навыки решения проблем o преобразовывать практическую задачу в творческого и поискового познавательную; характера, o проявлять познавательную инициативу в навыки поиска, анализа, учебном сотрудничестве интерпретации и конструирования o обеспечить расширение границ поиска информации. информации за счёт библиотечного навыки выбора наиболее центра и открытого информационного эффективных способов действий пространства коммуникативные умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; стремиться к координации различных позиций в o учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию; o понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; o аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров всотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности o продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников o достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия o инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации o защита проектов Ожидаемые результаты реализации программы В результате прохождения программы ученик научится: Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве Создавать презентации; Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического характера; Решать нестандартные уравнения и неравенства, квадратные неравенства; Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач; Выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей в таблицы, схемы, графики, диаграммы; Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности. Ученик получит возможность научиться: ⚫ повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; ⚫ освоить основные приемы решения задач; ⚫ овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; ⚫ овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста; ⚫ познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; ⚫ повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; ⚫ познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к: Целеполаганию (поставка и удержание цели); Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату); Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей); Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач; Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок; Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения). Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: В личностном направлении: 1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры 2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта 3. Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности 4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач 5. Умение контролировать процесс и результат деятельности 6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений В метапредметном направлении: 1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов 2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни 3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме 4. Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации 5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки 6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач 7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем 8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Содержание программы обеспечивает меж предметные связи: с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе. С уроками черчения: изображение объекта. С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач. С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач. 3. Календарно-тематическое планирование 10 класс № урок а 1 2 Содержание материала Кол-во часов Форма проведен ия Прикладная математика 12 часов 1 Математика в физических явлениях Лекция Применение математики в технике Беседа 1 № Содержание материала урок а Кол-во часов 12 Применение математики в технологических процессах производства Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других Решение практических задач, составленных учащимися Математическая обработка химических процессов Математическая обработка биологических процессов Исторические процессы с математической точки зрения Природные процессы с математической точки зрения Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных Круговые диаграммы и география 13 Профессия и математика 10 часов 1 Математика в политехническом образовании 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Форма проведения 1 Лекция 1 Экскурсия 1 Практикум 1 Практикум 1 Презентация 1 Презентация 1 Диспут 1 Диспут 1 Презентация 1 Презентация Конференция 1 Практикум 15 Решение практических задач, составленных учащимися Математика в легкой промышленности 1 Исследование 16 Математика и сфера обслуживания 1 Исследование 17 Экономика – успех производства 1 Исследование 18 Доходы и убытки предприятий 1 Исследование 1 Исследование 20 Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой Защита проектов 1 НПК 21 Математика и искусство 1 Экскурсия 22 Симметрия в живописи 1 Экскурсия 14 19 Домашняя математика 6 часов 1 24 Расчеты для ремонта дома Практические задачи на взвешивание и объемы 1 Практикум Практикум 25 Домашняя экономика 1 Практикум 26 Сделай сам 1 Практикум 23 № урок а Содержание материала Кол-во часов Форма проведения 27 Расчеты на земельном участке 1 Практикум 28 Строительство и математические расчеты 1 Практикум 29 Жизненные задачи в ЕГЭ 6 часов 1 Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение 30 Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты 1 Практикум Практикум 1 Практикум 32 Решение тестовых задач из ЕГЭ на табличные данные Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы 1 Практикум 33 Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы 1 Практикум 34 Решение тестовых задач из ЕГЭ на покупки 1 Практикум 31 11класс № п\п Тема урока Кол-во часов Форма проведения Метод математических моделей (2 часа) 1 Понятие о математических моделях 1 Лекция 2 Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи 1 Круглый стол Производство, рентабельность и производительность труда (4 часа) 3 Проблемы экономической теории 1 Презентация 4 Рентабельность 1 Исследование 5 Производительность труда 1 Исследование 6 Решение задач, составленных учащимися 1 Практикум Функции в экономике (9 часов) 7 О понятии функции 1 Презентация 8 Линейная, квадратичная функции в экономике 1 Беседа 9 Дробная функция в экономике 1 Исследование 10 Функции спроса и предложения 1 Диспут 11 Презентации учащихся 1 НПК 12 Откуда берутся функции в экономике 1 Исследование 13 Производственные функции 1 Конференция 14 Функции потребления и сбережения 1 Диспут 15 функции, связанные с банковскими операциями 1 Исследование Системы уравнений и рыночное равновесие (3 часа) 16 Рыночное равновесие 1 Презентация 17 Решение задач на рыночное равновесие 1 Практикум 18 Решение уравнений на рыночное равновесие 1 Практикум Проценты и банковские расчеты (4 часа) 19 Что такое банк? Простые проценты 1 Исследование 20 Годовая процентная ставка, формула простых процентов 1 Практикум 21 Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии 1 Практикум 22 Начисление простых процентов за часть года 1 Практикум Сложные проценты и годовые ставки банков (5 часов) 23 Ежегодное начисление сложных процентов. 1 Диспут 24 Многократное начисление процентов в течение одного года и течение нескольких лет 1 Практикум 25 Начисление процентов при нецелом промежутке времени. 1 Соревнование 26 Изменяющиеся процентные ставки. Выбор банком годовой процентной ставки 1 Исследование 27 1 Задачи на проценты в литературных и Исследование исторических сюжетах Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей (4 часа) 28 Современная стоимость потока платежей 1 Презентация 29 бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии 1 Исследование 30 Задача о «проедании» вклада. 1 Практикум 31 Задачи на расчет бессрочной ренты 1 Практикум Расчеты заемщика с банком (3 часа) 32 Банки и деловая активность предприятий 1 Практикум 33 Равномерные выплаты заемщика банку 1 Практикум 34 Консолидированные платежи 1 Практикум