Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................ 3 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 5 1. Области использования материально-технической базы ................................. 10 2. Требования к безопасности .................................................................................. 15 3. Рекомендации по использованию оборудования на учебных предметах обязательных предметных областей, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования . 17 4. Использование оборудования при организации разных видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС ООО .................................. 24 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ............................................................................. 27 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящие методические рекомендации разработаны организационно-методического сопровождения по материально-технической ЦОС внедрения базы в рамках с целью использованию цифровой образовательной среды для обучающихся основного общего образования. В рамках разработки методических рекомендаций решены следующие задачи: - разработаны методические рекомендации по времени использования оборудования в учебном процессе с учетом Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - разработаны методические рекомендации по использованию оборудования на учебных предметах обязательных предметных областей, указанных во ФГОС основного общего образования. Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи сотрудникам образовательных организаций в выработке оптимальных решений по использованию оборудования в рамках внедрения цифровой образовательной среды для обучающихся основного общего образования. Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», Приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО), Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПин). 3 Понятия и термины Ноутбук – переносной компьютер со встроенным дисплеем и клавиатурой, предназначенный для работы в течение продолжительного периода времени от встроенной аккумуляторной батареи или непосредственно от источника сетевого питания. Многофункциональное устройство (МФУ) – устройство, сочетающее в себе функции принтера, сканера, копировального модуля. Проектор – оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном. ЖК телевизор (Smart TV) – телевизор с доступом к сети Интернет. Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением – устройство, состоящее из интерактивной сенсорной панели с функцией электронной доски, вычислительного блока интерактивного комплекса, мобильного крепления, имеющее встроенную аудиосистему, предустановленное программное обеспечение. Программное обеспечение (ПО) – компьютерные программы и соответствующая документация. Электронные средства обучения (ЭСО) – термин, включающий в себя перечень различного образовательных целях, электронного таких оборудования, используемого как интерактивный комплекс, в телевизор, ноутбук, проектор. Сеть Интернет – информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, выход в которую осуществляется посредством подключения к Единой сети передачи данных (ЕСПД). 4 ВВЕДЕНИЕ Одним из направлений национального проекта «Образование» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (далее – ЦОС) направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. В рамках проекта идет обновление материально-технической базы для внедрения цифровой образовательной среды. Целевая модель цифровой образовательной среды утверждена приказом Минпросвещения России от 02.12.2019 г. № 649 и предусматривает реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы, информационнотелекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций. Внедрение ЦОС призвано обеспечить формирование цифрового образовательного профиля с использованием федеральных информационносервисных платформ, возможностей организационных парадигм обучения обучающимися цифровых к онлайн собственных сервисов форм и и и ресурсов, методов гибридной мобильных расширение обучения (смещение моделям, устройств, использование облачных технологий), способствуя получению наибольшего эффекта от внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Внедрение целевой модели ЦОС позволит создать условия для активного применения цифровых сервисов и всеми участниками образовательного процесса. 5 образовательного контента Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы основного общего образования. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения. Рекомендации определяют методическому общие сопровождению подходы к использования организационнообразовательными организациями компьютерного оборудования и программного обеспечения в рамках внедрения цифровой образовательной среды. Общие подходы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: развитие представлений обучающихся технологического развития страны, технологическими средствами в о высоком овладение ходе уровне ими обучения и научно- современными в повседневной жизни, разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения направленных предпрофессиональных знаний на осуществление осознанного и представлений, выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности; применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач. При составлении рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей рекомендуется включение в тематическое планирование возможности использования по этой теме электронных (цифровых) 6 образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийныепрограммы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. В программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся рекомендуется включать формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет, формирование культуры пользования ИКТ. В рабочие программы воспитания рекомендуется включать разделы, отражающие формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере. Оборудование, которым оснащаются образовательные организации в рамках внедрения цифровой образовательной среды, рекомендуется использовать в рамках реализации образовательных программ основного общего образования для использования цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента, соответствующего требованиям действующего законодательства, в том числе для организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах. Оборудование может использоваться как независимо друг от друга, так и совместно с другими типами оборудования, учитывая санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения. 7 Оборудование может использоваться в различных помещениях, в зависимости от целей и задач образовательной деятельности, а также в соответствии с рекомендациями по его размещению. В целях повышения эффективности индивидуальной образовательной деятельности обучающихся возможно использование ноутбуков в любом помещении, являющемся местом проведения занятия, предполагающего индивидуальную деятельность обучающегося с использованием ноутбука. При этом важно обеспечивать их своевременную зарядку в определенном для их хранения месте. Оборудование, которым оснащаются образовательные организации в рамках внедрения цифровой образовательной среды должно соответствовать примерному перечню, указанному в Методических рекомендациях по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта национального проекта «Цифровая образовательная «Образование», должно быть среда» приобретено, установлено, размещено, подключено и находиться в работоспособном состоянии, на всё оборудование должны быть в наличии инструкции по эксплуатации. Оборудование необходимо подключить к Единой сети передачи данных (ЕСПД), а также к локальной сети образовательной организации, сети Wi-Fi образовательной организации. С персональных устройств посредством систем беспроводного доступа должен быть обеспечен доступ к используемым в образовательной организации информационным ресурсам и системам: сервисы для работы с цифровым образовательным контентом; электронный журнал; электронное расписание; учет освоения дополнительных образовательных программ; 8 информационно-коммуникационная образовательная платформа; электронная отчетность и другие информационные ресурсы. Программное обеспечение, установленное на оборудование, должно соответствовать примерному перечню, указанному в Методических рекомендациях по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального национального проекта проекта «Цифровая «Образование», образовательная находиться в среда» работоспособном состоянии, соответствовать требованиям российского законодательства. Использование возможность материально-технической применения электронного базы обучения ЦОС и обеспечивает дистанционных образовательных технологий для обучающихся основного общего образования, предоставляет равный доступ к образовательному процессу для учащихся вне зависимости от места их проживания. Настоящие методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи по использованию материально-технической базы ЦОС педагогами и обучающимися средней школы и включают в себя: оптимальное время использования оборудования в соответствии требованиями СанПин; использование на учебных предметах обязательных предметных областей, указанных во ФГОС СОО; использование оборудования при организации разных видов учебной деятельности обучающихся. 9 1. Области использования материально-технической базы 1.1 Ноутбук Ноутбук – переносной компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания, а также аккумуляторные батареи, предназначен для работы с прикладным программным обеспечением. При использовании ноутбуков в образовательной организации важно соблюдать требования СанПин, предъявляемые ко времени работы учащихся с оборудованием. Рекомендуемые варианты использования: работа с цифровым образовательным контентом, доступ к работа с электронному дневнику; просмотр обучающего аудио-визуального контента; использование прикладного ПО: программирование, цифровыми лабораториями, графическими редакторами, электронными формами учебников, электронными книгами; поиск информации в сети интернет; работа над учебными проектами. Для школьников старше 14-ти лет рекомендуется (при наличии возможности) авторизация посредством Единой системы идентификации и аутентификации. 1.2 МФУ Для оптимального использования МФУ, предоставления возможности совместного использования печатного оборудования, удобства использования всеми педагогами школы, снижения издержек на печать и оптимизации учебного процесса, более рационального использования площади учебных помещений и снижения содержания вредных веществ в классах рекомендуется установка МФУ не в учебном классе, а в зоне печати, что позволит осуществлять печать с любого рабочего места на нескольких принтерах, выбирая наиболее подходящий для выполняемой задачи. 10 Дополнительное оборудование (оснащение опционально по выбору региона) 1.3 ЖК телевизор (Smart TV) Smart TV имеет техническую возможность подключения к сети Интернет. В Smart TV предустановлена операционная система, приложения и сервисы. Smart T V – рабочая среда, где может работать не только преподаватель, но и вся группа учеников вместе с учителем. Пульт дистанционного управления Smart TV – пульт, позволяющий вводить команды и управлять курсором на телевизоре. Данный функционал применим при работе с приложениями, поиске в сети Интернет или обзоре медиафайлов в библиотеке. Подключение Smart TV к ноутбуку, как второго монитора позволяет демонстрировать информацию с ноутбука, при организации показа учебного образовательного контента, демонстрации результатов работ, выполненных учениками, образовательных онлайн-сервисов совместной деятельности (документов совместного редактирования, многопользовательских онлайндосок и т. п.). В таком режиме несколько пользователей могут одновременно вносить правки, вся работа отображается на Smart TV в реальном времени. 1.4 Проектор Проекционное оборудование (далее проектор) - оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном. Магнитно-маркерная поверхность (далее покрытие) может быть использована в качестве экрана для проектора или как основа для записей и рисунков. Проектор и покрытие используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом изделия. Данные ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование данного оборудования должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору 11 (контролю). Размещение проектора и покрытия должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта, также при использовании данных ЭСО для демонстрации обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. При демонстрации в учебном процессе аудио-визуального контента с использованием проектора другие виды ЭСО (ноутбуки, мониторы компьютеров, планшеты) необходимо отключать или переводить в спящий режим. По окончании использования проектора устройство следует выключить или перевести в режим ожидания, если по плану занятия планируется его дальнейшее использование. Во время занятий проектор подключается к компьютеру или ноутбуку учителя и служит для демонстрации аудио-визуального контента, используемого в изучении материала урочной или внеурочной деятельности. Покрытие в дополнении к отображению информации, воспроизводимой проектором, может служить для нанесения информации специальными маркерами как в дополнение изображения, формируемого компьютером, так и самостоятельного. Магнитные свойства поверхности позволяют фиксировать элементы с помощью магнитных зажимов. 1.5 Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением Интерактивный комплекс с вычислительным блоком (далее комплекс) — комплекс оборудования, включающий в себя интерактивную панель, служащую для отображения аудио-визуальной информации, и запуска встроенного программного обеспечения; модуль OPS (встроенный вычислительный модуль), служащий для запуска установленной ОС и прикладного ПО и увеличивающий вычислительные мощности интерактивной 12 панели и мобильного крепления, используемого для установки и перемещения Комплекса. Используется в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом изделия. Данное ЭСО должно иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование данного оборудования должно осуществляться при условии его соответствия Единым санитарноэпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). В образовании использование комплекса регламентируется СанПин. При использовании ЭСО для демонстрации обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При демонстрации в учебном процессе аудио-визуального контента с использованием комплекса другие виды ЭСО (ноутбуки, мониторы компьютеров, планшеты) необходимо отключать или переводить в спящий режим. По окончании использования устройства его следует выключить или перевести в режим ожидания, если по плану занятия планируется его дальнейшее использование. Комплекс подключается к компьютеру или ноутбуку учителя и служит для демонстрации аудио-визуального контента, используемого в изучении материала урочной или внеурочной деятельности для широкого круга пользователей. Также комплекс может работать в режиме персонального компьютера, благодаря наличию встроенного вычислительного блока. Комплекс обладает встроенным ПО, которое позволяет использовать его без подключения внешнего (запуска внутреннего) компьютера. В режиме интерактивной панели может использоваться в качестве доски для заметок (используется совместно с комплектным стилусом). Имеет 13 встроенный браузер для отображения веб-страниц, размещенных в сети Интернет или в локальной сети, оснащен видеопроигрывателем, средствами для просмотра и редактирования графических файлов и офисных документов. Имеется возможность установить ПО для различных предметных областей. С помощью встроенного ПО можно организовать беспроводную трансляцию экрана любого ноутбука, подключенного к сети интернет, что позволяет провести проверку выполнения задания учеником, при этом делая пометки о правильности. 14 2. Требования к безопасности МФУ – в случае размещения МФУ в учебной аудитории рекомендуется использовать: функционал сканирования в любое учебное и внеучебное время, к примеру для демонстрации учащимся заданий с бумажного носителя, разбора выполнения сканирование задания фрагмента и в рабочей вывода панель/ЖК на тетради ученика средство через проецирования либо для объединения созданных учащимися изображений, схем и т. п. в (интерактивную телевизор/проектор), единый документ. функционал печати и копирования рекомендуется использовать в неучебное время, в случае размещения МФУ вне учебной аудитории функционал печати возможно использовать в любое удобное для педагога время. Пульт ДУ для телевизоров – не является активным оборудованием, время использования не ограничено. ЭСО (ноутбуки, ЖК-телевизор с функцией Smart TV, проектор, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением) – непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать согласно СанПин для учащихся 59-х классов - 15 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке в соответствии с СанПин не должна превышать для интерактивной панели - для детей старше 10 лет - 30 минут; ноутбука - для 5-9 классов - 30 минут. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам. Интерактивную панель и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, 15 когда их использование приостановлено или завершено. При реализации дистанционных образовательных образовательных программ технологий, с использованием электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. 16 3. Рекомендации по использованию оборудования на учебных предметах обязательных предметных областей, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования В целях эффективного освоения обучающимися учебных предметов, рекомендуется использование ЭСО и различных видов электронного контента в коллективной, групповой и индивидуальной видах деятельности при достижении предметных результатов. 3.1 По учебному предмету «Русский язык» Рекомендуется использование ЭСО при формировании у обучающихся навыков по извлечению информации из различных источников, ее осмыслению и оперирование ею, в том числе при организации учебных занятий с использованием лингвистических (информационно-справочными словарей, системами справочной в литературы электронной форме); использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых, орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационно-справочных систем в электронной форме), для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания. Рекомендуется проведение практических работ с использованием текстовых редакторов с применением ноутбуков при формировании навыков по оформлению деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика); составлению тезисов, конспекта, написания рецензии, реферата. 3.2 По учебному предмету «Литература» Рекомендуется обратить внимание на достижение предметного результата по овладению умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, выполнения учебной задачи. 17 сети Интернет для 3.3 По учебным предметам «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» предметной области «Иностранные языки», Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). Рекомендуется использование ЭСО (ноутбуков, интерактивного комплекса) при проведении занятий по аудированию, на котором учащиеся должны научиться воспринимать на слух и понимать звучащие до 2 минут несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в основного их содержания содержание: с пониманием текстов, пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации. Для эффективного использования оборудования рекомендуется воспроизведение аудио информации посредством оборудования ЦОС как при групповых, фронтальных формах работы, так и в индивидуальном режиме (прослушивание в наушниках), запись аудио-фрагментов (чтение текста учащимися) с помощью встроенных в ноутбуки записанного фрагмента средствами микрофонов специализированного для оценки цифрового ресурса. Ноутбуки рекомендуется использовать при организации занятий с целью приобретения опыта практической деятельности в повседневной жизни через участие в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов, проведения поисковой работы в сети Интернет для получения информации из иноязычных источников, использования иноязычных словарей и справочников, в том числе информационно-справочных систем в электронной форме. 18 3.4 По учебному предмету «Математика» (включая учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика») Рекомендуется использование ЭСО для достижения предметных результатов, как на базовом, так и на профильном уровнях, особо обращая внимание на следующие: умение изображать пространственные плоские фигуры фигуры от руки, с и их комбинации, помощью чертежных инструментов и электронных средств; умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы, таблицы, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; умение распознавать изменчивые величины в окружающем мире через использование электронных таблиц. 3.5 По учебному предмету «Информатика» При достижении предметных результатов рекомендуется использование ЭСО для достижения всех без исключения результатов, как на базовом, так и на профильном уровнях, особо обращая внимание на не только отработку навыков, но и на профессиональной сформированность деятельности, представлений связанных с о сферах информатикой, программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и 1Т-отрасли; освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; умение использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, умение 19 обеспечивать личную безопасность при использовании Интернет, в том числе умение защищать персональную несанкционированного подмены, утраты доступа данных) и с ресурсов информацию от его последствий учетом сети (разглашения, основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного вовлечение кода); себяи умение распознавать окружающих попытки и предупреждать в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). 3.6 По учебному предмету «История», учебному курсу «История России», учебному курсу «Всеобщая история» При достижении предметных результатов рекомендуется использование ЭСО для достижения всех без исключения результатов, активно использовать аудио-, видеоинформацию, библиотечные оцифрованные документы, тренажеры, практикумы, ленты времени, средства построения древовидной иерархии и пр. 3.7 По учебному предмету «Обществознание» Рекомендуется использование ЭСО для достижения всех без исключения результатов, в том числе, например: владение смысловым позволяющим чтением воспринимать, текстов обществоведческой понимать и тематики, интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и использование требуемый как контент, других нормативных электронных так и цифровых организации правовых ресурсов, актов через содержащих самостоятельного поиска необходимых источников в сети Интернет; умение составлять на основе текстов обществоведческой тематики план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации 20 (текстовой, графической, различных адаптированных массовой информации аудиовизуальной) с источников по и соблюдением заданной теме публикаций правил из средств информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя опыта использования ориентированные их аргументами полученных задания рекомендуется знаний приобретение через практико- по поиску, отбору, анализу, систематизации информации. 3.8 По учебному предмету «География» Рекомендуется использовать ЭСО для достижения всех предметных результатов, используя образовательный и адаптированный контент в формате аудио и видео, тренажеры, практикумы, тестовые материалы как верифицированного контента, так и самостоятельно подготовленные педагогом, разработанные учащимися во время выполнения учебных проектов. Организация деятельности по поиску и демонстрации атласов мира, стран, регионов, в том числе в интерактивных формах, позволит педагогу сформировать большой банк заданий, обеспечить индивидуализацию обучения. 3.9 По учебному предмету «Физика» (на базовом и профильном уровне) Рекомендуется использовать ЭСО для достижения всех предметных результатов, в частности: опыт поиска, преобразования и представления информации физического содержания, в том числе умение искать информацию физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос; умение оценивать достоверность полученной информации на основе 21 имеющихся знаний и дополнительных источников; умение использовать при выполнении учебных заданий научно- популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет. Также рекомендуется применять оборудование ЦОС при овладении учащимися приемами конспектирования текста, базовыми навыками преобразования информации из одной знаковой системы в другую; умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников, демонстрации физических процессов для процессов очень длительных или очень быстрых по времени, тех процессов, которые невозможно наблюдать в реальной жизни, и т. п. 3.10 По учебному предмету «Химия» Рекомендуется использование ЭСО при достижении всех предметных результатов, в частности: для демонстрации химических процессов очень быстрых или очень длительных по времени, а также могущих принести вред (например демонстрация химических реакций, сопровождающихся вредными выбросами), тестов, тренажеров решения задач и пр., а также при формировании опыта работы с различными источниками информации по химии (научная и научно-популярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы). 3.11 По учебному предмету «Биология» Рекомендуется использование ЭСО при достижении всех предметных результатов, в том числе при формировании таких умений и навыков, как: владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, графиков, диаграмм, моделей, схем, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности; умение планировать под руководством наставника и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать 22 выводы; публично представлять полученные результаты; умение характеризовать подходы к анализу больших данных в биологии, характеризовать цели и задачи биоинформатики. 3.12 По учебному предмету «Изобразительное искусство» Рекомендуется использование ЭСО как при демонстрации образовательного контента, так и в прикладном смысле через создание обучающимися собственных графических образов с использованием ЭСО и графических редакторов, онлайн-редакторов при выполнении учебно- творческих работ с применением различных материалов и техник. 3.13 По учебному предмету «Музыка» Рекомендуется использование ЭСО при достижении предметных результатов, например для демонстрации образовательного контента. 3.14 По учебному предмету «Технология» Рекомендуется использование ЭСО при достижении всех предметных результатов, обращая особое внимание на следующие результаты: сформированность представлений о современном уровне развития технологий и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и других приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации; сформированность преобразования умений и применять использования технологии представления, информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания. 23 4. Использование оборудования при организации разных видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС ООО Основная образовательная программа любого уровня образования в соответствии с требованием ФГОС ООО реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы ОО определяет самостоятельно в соответствии с ее типом, видом, целями и задачами, а также запросами всех участников образовательного процесса. По целям, задачам и содержанию обучения образовательная деятельность в рамках реализации основной образовательной программы каждого уровня общего образования делится на учебную и внеучебную. Учебная (по целям, задачам и содержанию) деятельность по форме организации подразделяется на: урочную – учебные занятия в рамках учебного плана по предметным областям, организуемые в классно-урочной форме; внеурочную – учебные занятия в формах, отличных от классно-урочной, проводимые в рамках учебного плана по предметным областям, по программе формирования и развития универсальных учебных действий, программе коррекционной работы, программе формирования ИКТ-компетенций, программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, другим подпрограммам образовательной программы общего образования; научнопрактические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т. д. Внеучебная (по содержанию) деятельность по форме организации является внеурочной развития личности деятельностью, осуществляется (спортивно-оздоровительное, по направлениям духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах виртуальных экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных 24 практик, социальных практик, художественных студий, спортивных клубов и секций, юношеских организаций, краеведческой работы, военно-патриотических объединений и т. д.). Применение ЭСО во всех видах учебной и внеучебной деятельности рекомендуется делать обоснованным и не вызывающим перегрузки учащихся, используя вариативные подходы к применению ЭСО, руководствуясь нормами СанПин, особенно во внеурочной деятельности. Применяя такие формы организации, как, например: свободное передвижение по кабинету (местности), в котором проводится внеурочное занятие; отсутствие отметочной формы оценивания, накопление портфолио достижений; проектная организация взаимодействия в ходе внеурочного занятия; выполнение педагогом иных функций: тьютора, фасилитатора, навигатора, руководителя проекта будет обеспечено снижение общей перегрузки обучающихся, т. к. одним из педагогических рисков в работе по ФГОС основного общего образования является перегрузка учащихся. Причина ее – проведение внеурочных занятий в той же форме, что и классно-урочных. Для достижения результатов могут выбираться различные формы реализации деятельностного подхода. Например, работа в группе позволяет сосредоточить внимание учеников на коллективных способах решения задач, умении договариваться и необходимости учета мнения всех участников группы. Высокую эффективность показывают проектные формы работы. Они поддерживают мотивацию на высоком уровне, успешно формируют у учащихся УУД. Проект может быть растянут на один или несколько уроков, а может занимать всего несколько минут с подробным обсуждением процесса и полученного результата. При проведении практикумов по различным предметам рекомендуется использование цифровых сервисов, позволяющих организовать совместный доступ и совместное редактирование учащимися (например: создание онлайн лент времени с общим доступом в сети Интернет и последующая демонстрация созданного продукта при организации практических работ по истории, совместная работа над проектами по созданию атласов, карт, других ресурсов). 25 Работа с сервисом ментальных карт (интеллект-карт) как при формировании этапов работы на уроке, так и на этапе закрепления, при подготовке проектов по предметам. Использование цифрового контента федеральных цифровых платформ при организации самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся. Таким образом, реализация деятельностного подхода, который является основным по ФГОС, позволяет сделать учебный процесс легким, интересным и менее травматичным психологически для детей. Педагоги используют природную пытливость ума ребенка, его стремление к познанию мира, развивают умение творчески мыслить и искать ответы на вопросы. При организации деятельности обучающихся и достижения предметных результатов ФГОС ООО ориентирует на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач, решать задачи более высокого уровня сложности. Рекомендуется использование ЭСО и различных видов электронного контента в коллективной, групповой и индивидуальной видах деятельности. 26 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) 2. Паспорт Совета национального при проекта Президенте РФ «Образование» по (утв. президиумом стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 3. Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО) 5. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 6. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий" 7. Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материальнотехнической базы общеобразовательных организаций профессиональных образовательных организаций в целях цифровой образовательной среды в и внедрения рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПин СП 2.4.3648-20) 27 и