MyHr4III4rrAJrbHoE ABToHoMHoE OEIUEoFeA3OBATEJIbHOE vr{pEXAEHIiIE |IIMHA3I4JI J\b 8 (JII4UEi{ urnr. C.II'A-f,|I4JIEBA)) TIPHH.f,TO: Ha 3aceAaHI4I4 neAaforl4qecKofo coBeTa MAOY f urvrHaslrra Jtls 8 A.IO. Ilporonol or <28> aBfycra 2024r' Nsl Y're6nufi rrJraH HaqaJrbHofo o6rqero o6pasoBaHrlfl H^ 2024-2025 Yqe6Hbrft roA Пояснительная записка В качестве учебного плана начального общего образования Гимназии №8 выбран Федеральный учебный план Вариант № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от 19.03.2024 № 171. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план программы начального общего образования Гимназии № 8 обеспечивает реализацию требований ФГОС, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование период учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и нормативам. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе. Продолжительность урока составляет: в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май); в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут; в 2-4 классах – 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков, 2–4-х классов – не более пяти уроков. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования Гимназии № 8 выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Гимназией №8 осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. Учебный план начального общего образования определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Федеральный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, – 20% от общего объема. Обязательная часть федерального учебного плана Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности(урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и Русский язык, Литературное чтение литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Иностранный язык Математика Окружающий мир Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся. Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». При проведении занятий по учебному предмету «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. По учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах) осуществляется деление на группы в соответствии с выбранным по заявлениям родителей модулям с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: 1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого Гимназией № 8, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: Курс «Информатика», 1-3 класс (1 час в неделю), – в процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.. В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ2859/03 в 4х классах реализуется третий час физической активности за счет часов структурного подразделения «Блок искусств», спортивных секций и спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей, а также за счет курса внеурочной деятельности «Шахматы в школу». 2. на курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Гимназией № 8, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю); «В здоровом теле - здоровый дух», 1–4-й классы (0,5 час в неделю); «В жизнь по безопасной дороге», 1–4-й классы (0,5 час в неделю); «Шахматы в Школу», 1–4-й классы (1 час в неделю). «Функциональная грамотность», 1-4 классы (1 час в неделю) Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественнополезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Гимназии № 8. Промежуточная аттестация Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» Гимназии № 8. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предмет Форма годовой промежуточной аттестации 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык Качест венная оценка уровня знаний контрольная работа / годовая отметка контрольная работа/ годовая отметка контрольная работа /выставление годовой отметки Литературно е чтение Качест венная оценка уровня знаний контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/ выставление годовой отметки Иностранны й язык (Английский ) Математика Окружающи й мир Качест венная оценка уровня знаний Качест венная оценка уровня знаний собеседование/выст авление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставлени е годовой отметки контрольная контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставлени е годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставлени е годовой отметки работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки Основы религиозных культур и светской этики собеседование/выс тавление «зачет/незачет» Изобразител ьное искусство Качест венная оценка уровня знаний ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки Музыка Качест венная оценка уровня знаний ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки Труд (технология) Качест венная оценка уровня знаний ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки Физическая культура зачет/г одовая отметк а зачет /годовая отметка зачет /годовая отметка зачет /Выставление годовой отметки Физическая культура (подвижные игры) зачет/г одовая отметк а зачет /годовая отметка зачет /годовая отметка зачет / выставление «зачет/незачет» Формы промежуточной аттестации начального общего образования Предметы Русский язык 2 класс Контрольная работа 3 класс Контрольнаяработа 4 класс Контрольная работа Литературноечтение Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Иностранный язык Математика Годовая отметка Контрольная работа Годовая отметка Контрольнаяработа Контрольная работа Контрольная работа Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическаякультура Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельностииз перечня, предлагаемого образовательной организацией. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся иих родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое. При организации внеурочной деятельности обучающихся школа использует возможности организаций дополнительного образования (структурного подразделения «Блок искусств», учреждения культуры, спорта). Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы/ Количество часов в неделю классы I II III Обязательная часть IV Всего Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Английский язык – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Итого: Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Обществознаниеи естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: Информатика I II III IV Всего 1 1 1 0 3 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 782 782 782 3039 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Курсы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 4 «В здоровом теле – здоровый дух» 0,5 0,5 0,5 0,5 2 «В жизнь по безопасной дороге» 0,5 0,5 0,5 0,5 2 «Шахматы в школу» 1 1 1 1 4 «Функциональная грамотность» 1 1 1 1 4 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности Учебные недели 4 4 4 4 16 33 34 34 34 135 Всего часов 132 136 136 136 540 План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Учебный план на уровне начального общего образования 2024-2025 Предметные области Учебные классы Количество часов в неделю предметы/ 1а 1б 1в 1г 2а 2б 2в 3а 3б 3в 3г 4а 4б 4в 4г Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 75 Литературное чтение 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 60 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Английский язык 0 0 0 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22 Математика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 60 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Музыка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Труд (технология) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 20 20 20 20 22 22 22 22 22 22 22 23 23 23 23 326 Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого: Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть, формируемая участниками образовательных отношений Информатика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 11 Максимально допустимая недельная нагрузка при 5 ти дневной учебной 21 21 21 21 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 23 337 Учебные недели 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 782 782 782 782 782 782 Всего часов 693 693 693 693 782 782 782 782 782 11374 Курсы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» «В здоровом теле – здоровый дух» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 15 7,5 «В жизнь по безопасной дороге» «Шахматы в школу» « Функциональная грамотность» Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности Учебные недели Всего часов 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 7,5 15 15 60 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 506 132 132 132 136 136 136 136 136 136 136 136 136 136 132 136 2024