Приложение к основным образовательным программам НОО, ООО МАОУ
Гимназии № 8 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
На заседании педагогического
совета МАОУ Гимназия № 8
Протокол от «30» августа 2021 г. №
14
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
_______________Е.Е.
Трофимова Введено в действие
приказом директора от «31»
августа 2021 № 110-О
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
Екатеринбург
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Основы функциональной грамотности» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации во 1-4 классе начальной школы и рассчитана на 135
часов – 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах при 1 часе в неделю.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
обучающихся для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов. В первом полугодии 3 класса проводятся занятия по
формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором
полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. В первом
полугодии 4 класса проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений
и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно- познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия,
дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее
/ однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая
грамотность
(занятия
26-33):
нахождение
значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение
размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
Планируемые результаты освоения курса
Программа
обеспечивает
достижение
четвероклассниками
следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать
различные
способы поиска, сбора, обработки,
анализа
и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать
и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
– контролировать
и оценивать
свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижений планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного
отношения к природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм
коммуникативного взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для
активного проявления своего познавательного, творческого личностного потенциала
через систему ключевых классных и общешкольных событий с активным участием семей
и родителей обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся,
стимулирующих познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии,
групповая работа или работа в парах);
поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);
формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников,
дающей возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к
чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские
проекты)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4
5.
6
7
8
9
10
11
12
Тема
Формы проведения
занятий
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Блок «Читательская грамотность» * часов
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Русская народная сказка.
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
Мороз и заяц
https://fg.resh.edu.ru/
Владимир Сутеев. Живые грибы
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Грузинская сказка. Лев и заяц
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Русская народная сказка.
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
Как лиса училась летать
https://fg.resh.edu.ru/
Евгений Пермяк. Четыре брата
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Математическая грамотность» (8 часов)
Про курочку Рябу, золотые и простые
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
яйца
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Про козу, козлят и капусту
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Про петушка и
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
жерновцы
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Как петушок и курочки делили бобовые
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
13
зёрнышки
Про наливные яблочки
Библиотечный урок
14. Про Машу и трёх медведей
Деловая беседа
15
Про старика, старуху, волка и лисичку
16
Про медведя, лису и мишкин мёд
17
За покупками
18
Находчивый Колобок
19
День рождения
Мухи-Цокотухи
20
Буратино и карманные деньги
21
Кот Василий
продаёт молоко
22
Лесной банк
23
Как мужик и медведь прибыль делили
24
Как мужик золото менял
Исследовательская
дискуссия
Исследовательская
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Финансовая грамотность» (8 часов)
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Естественно-научная грамотность» (9 часов)
25
Как Иванушка хотел попить водицы
Библиотечный урок
26
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
27
Про репку и другие корнеплоды
28
Плывёт, плывёт кораблик
29
Про Снегурочку и превращения воды
Практические
упражнения
Исследовательская
дискуссия
Библиотечный урок
30
Как делили апельсин
Деловая беседа
31
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
32
Иванова соль
33
Владимир Сутеев. Яблоко
Практические
упражнения
Исследовательская
дискуссия
Библиотечный урок
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
2 КЛАСС
№
Тема
Формы проведения занятий
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)
1.
Михаил Пришвин. Беличья память
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
2.
Про беличьи запасы
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
3.
Беличьи деньги
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
4
Про белочку и погоду
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
5.
И. Соколов-Микитов. В берлоге
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
8
Лесные сладкоежки
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
9
Лев Толстой. Зайцы
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
10
Про зайчат и зайчиху
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
11
Банковская карта
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
12
Про Зайчишку и овощи
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
13
Николай Сладков. Весёлая игра
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
14
Лисьи забавы
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
15
Безопасность денег на банковской карте
Исследовательская дискуссия
16
Лисьи норы
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
17
Обыкновенные
кроты
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
18
Про крота
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
19
Про кредиты
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
20
Корень – часть растения
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
21
Эдуард Шим. Тяжкий труд
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
22
Про ежа
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
23
Про вклады
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
24
Занимательные особенности яблока
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
25
Полевой хомяк
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
26
Про полевого хомяка
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
27
Ловушки для денег
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
28
Про хомяка и его запасы
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
29
Про бобров
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
30
Бобры-строители
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
31
Такие разные деньги
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
32
Материал для плотин
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
33
Позвоночные животные
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
34
Встреча друзей
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Формы проведения занятий
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№
Тема
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)
1.
Про дождевого червяка
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
2.
Кальций
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
3.
Сколько весит облако?
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
4
Хлеб – всему голова
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
5.
Про мел
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
6
Про мыло
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
7
История свечи
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
8
Магнит
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
9
Дождевые черви
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
10
Полезный кальций
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
11
Про облака
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
12
Про хлеб и дрожжи
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
13
Интересное вещество – мел
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
14
Чем интересно мыло и как оно «работает»
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
15
Про свечи
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
16
Волшебный магнит
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
17
Проверь себя
Проверочная работа
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
18
Что такое «бюджет»?
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
19
Семейный бюджет
Исследовательская дискуссия
20
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
21
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
22
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
23
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
24
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
25
Практические упражнения
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
26
Расходы и доходы бюджета
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
27
Планируем семейный бюджет
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
28
Подсчитываем семейный доход
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
29
Пенсии и пособия
Практические упражнения
30
Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы
Исследовательская дискуссия
31
Подсчитываем расходы
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
32
Расходы на обязательные платежи
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
33
Подсчитываем сэкономленные деньги
Исследовательская
дискуссия
34
Проверь
себя
Проверочная работа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
4 КЛАСС
№
Тема
Формы проведения занятий
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)
1
Старинная женская одежда
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
2
Старинные женские головные уборы
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
3
Старинная мужская одежда и головные
уборы
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
4
Жилище крестьянской семьи на Руси
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
5-6
Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
7
История посуды на Руси
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
8
Какие деньги были раньше в России
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
9
Томат
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
10
Болгарский перец
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
11
Картофель
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
12
Баклажан. Семейство Паслёновые
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
13
Лук
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
14
Капуста
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
15
Горох
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
16
Грибы
Работа с текстом. Опыты
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Творческая работа (1 ч.)
17
Творческая работа
Творческое занятие
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
18 19
Потребительская корзина
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
20
Прожиточный
минимум
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
21
Инфляция
Практические упражнения
22 23
Распродажи, скидки, бонусы
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
24
Благотворительность
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
25
Страхование
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
26
В бассейне
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
2728
Делаем ремонт
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
29
Праздничный торт
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
30
Обустраиваем участок
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
3132
Поход в кино
Практические упражнения
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
33
Отправляемся в путешествие
Исследовательская дискуссия
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Творческая работа (1 ч.)
34
Составляем словарик по финансовой
грамотности
Творческая работа
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya- gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa