РП ФГ 1-4 класс

Приложение к основным образовательным программам НОО, ООО МАОУ
Гимназии № 8 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
На заседании педагогического
совета МАОУ Гимназия № 8
Протокол от «30» августа 2021 г. №
14

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Гимназии № 8
_______________Е.Е.
Трофимова Введено в действие
приказом директора от «31»
августа 2021 № 110-О

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»

Екатеринбург

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной
грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Основы функциональной грамотности» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения
и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации во 1-4 классе начальной школы и рассчитана на 135
часов – 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах при 1 часе в неделю.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
обучающихся для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов. В первом полугодии 3 класса проводятся занятия по
формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором
полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. В первом
полугодии 4 класса проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.

Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений
и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых
диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр
треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения
и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно- познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия,
дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее
/ однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая
грамотность
(занятия
26-33):
нахождение
значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение
размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
Планируемые результаты освоения курса
Программа
обеспечивает
достижение
четвероклассниками
следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать
различные
способы поиска, сбора, обработки,
анализа
и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать
и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
– контролировать
и оценивать
свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и

размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 КЛАСС
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижений планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием часов, отводимых на усвоение каждой темы
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
На уровне начального общего образования приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, бережного
отношения к природе, культуре родного края, предметам материального мира; норм
коммуникативного взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями; для
активного проявления своего познавательного, творческого личностного потенциала
через систему ключевых классных и общешкольных событий с активным участием семей
и родителей обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает:

 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;



использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
(демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);



применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

учащихся,

стимулирующих познавательную мотивацию, возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога, командную работу (интеллектуальные игры, дискуссии,
групповая работа или работа в парах);

 поддержка мотивации к получению знаний, налаживание позитивных
межличностных отношений в классе, установление доброжелательной атмосферы во
время урока (игровые технологии);

 формирование социально-значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи
(шефство)

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников,
дающей возможность приобрести навыки: самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к
чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (индивидуальные и групповые исследовательские
проекты)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

1.
2.
3.
4
5.
6
7
8

9
10
11
12

Тема

Формы проведения
занятий

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Блок «Читательская грамотность» * часов
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Русская народная сказка.
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
Мороз и заяц
https://fg.resh.edu.ru/
Владимир Сутеев. Живые грибы
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Грузинская сказка. Лев и заяц
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Русская народная сказка.
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
Как лиса училась летать
https://fg.resh.edu.ru/
Евгений Пермяк. Четыре брата
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Математическая грамотность» (8 часов)
Про курочку Рябу, золотые и простые
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
яйца
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Про козу, козлят и капусту
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Про петушка и
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
жерновцы
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Как петушок и курочки делили бобовые
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:

13

зёрнышки
Про наливные яблочки

Библиотечный урок

14. Про Машу и трёх медведей

Деловая беседа

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

17

За покупками

18

Находчивый Колобок

19

День рождения
Мухи-Цокотухи

20

Буратино и карманные деньги

21

Кот Василий
продаёт молоко

22

Лесной банк

23

Как мужик и медведь прибыль делили

24

Как мужик золото менял

Исследовательская
дискуссия
Исследовательская
дискуссия

https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Финансовая грамотность» (8 часов)
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/
Библиотечный урок
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Деловая беседа
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Практические
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
упражнения
https://fg.resh.edu.ru/
Исследовательская
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
дискуссия
https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Естественно-научная грамотность» (9 часов)
25

Как Иванушка хотел попить водицы

Библиотечный урок

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:

27

Про репку и другие корнеплоды

28

Плывёт, плывёт кораблик

29

Про Снегурочку и превращения воды

Практические
упражнения
Исследовательская
дискуссия
Библиотечный урок

30

Как делили апельсин

Деловая беседа

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

32

Иванова соль

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Практические
упражнения
Исследовательская
дискуссия
Библиотечный урок

https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/

2 КЛАСС
№

Тема

Формы проведения занятий

Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)

1.

Михаил Пришвин. Беличья память

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

2.

Про беличьи запасы

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

3.

Беличьи деньги

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

4

Про белочку и погоду

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

5.

И. Соколов-Микитов. В берлоге

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

8

Лесные сладкоежки

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
9

Лев Толстой. Зайцы

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

10

Про зайчат и зайчиху

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

11

Банковская карта

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

12

Про Зайчишку и овощи

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

13

Николай Сладков. Весёлая игра

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

14

Лисьи забавы

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

15

Безопасность денег на банковской карте

Исследовательская дискуссия

16

Лисьи норы

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
17

Обыкновенные
кроты

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

18

Про крота

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

19

Про кредиты

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

20

Корень – часть растения

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

21

Эдуард Шим. Тяжкий труд

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

22

Про ежа

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

23

Про вклады

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

24

Занимательные особенности яблока

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
25

Полевой хомяк

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

26

Про полевого хомяка

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

27

Ловушки для денег

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

28

Про хомяка и его запасы

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

29

Про бобров

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

30

Бобры-строители

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

31

Такие разные деньги

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

32

Материал для плотин

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

33

Позвоночные животные

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

34

Встреча друзей

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Формы проведения занятий

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
№

Тема

Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)
1.

Про дождевого червяка

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

2.

Кальций

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

3.

Сколько весит облако?

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

4

Хлеб – всему голова

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

5.

Про мел

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

6

Про мыло

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

7

История свечи

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

8

Магнит

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
9

Дождевые черви

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

10

Полезный кальций

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

11

Про облака

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

12

Про хлеб и дрожжи

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

13

Интересное вещество – мел

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

14

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

15

Про свечи

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

16

Волшебный магнит

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

17

Проверь себя

Проверочная работа

Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
18

Что такое «бюджет»?

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

19

Семейный бюджет

Исследовательская дискуссия

20

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

21

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

22

Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

23

На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

24

На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

25

Практические упражнения

Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
26

Расходы и доходы бюджета

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

27

Планируем семейный бюджет

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

28

Подсчитываем семейный доход

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

29

Пенсии и пособия

Практические упражнения

30

Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы

Исследовательская дискуссия

31

Подсчитываем расходы

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

32

Расходы на обязательные платежи

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

Исследовательская
дискуссия

34

Проверь
себя

Проверочная работа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

4 КЛАСС
№

Тема

Формы проведения занятий

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Блок «Читательская грамотность» (8 ч.)
1

Старинная женская одежда

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

2

Старинные женские головные уборы

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

3

Старинная мужская одежда и головные
уборы

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

4

Жилище крестьянской семьи на Руси

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

5-6

Внутреннее убранство и предметы
обихода русской избы

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

7

История посуды на Руси

Библиотечный урок

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

8

Какие деньги были раньше в России

Деловая беседа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Естественно-научная грамотность» (8 ч.)
9

Томат

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

10

Болгарский перец

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

11

Картофель

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

13

Лук

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

14

Капуста

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

15

Горох

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

16

Грибы

Работа с текстом. Опыты

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Творческая работа (1 ч.)
17

Творческая работа

Творческое занятие

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Финансовая грамотность» (8 ч.)
18 19

Потребительская корзина

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

20

Прожиточный
минимум

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

21

Инфляция

Практические упражнения

22 23

Распродажи, скидки, бонусы

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

24

Благотворительность

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

25

Страхование

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Блок «Математическая грамотность» (8 ч.)
26

В бассейне

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

2728

Делаем ремонт

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

29

Праздничный торт

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

30

Обустраиваем участок

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

3132

Поход в кино

Практические упражнения

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

33

Отправляемся в путешествие

Исследовательская дискуссия

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

Творческая работа (1 ч.)
34

Составляем словарик по финансовой
грамотности

Творческая работа

Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya- gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».