СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
1. Введение
Задачи курса «Экономика вокруг нас».
2. Главные вопросы экономики
Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Ресурсы и потребности.
Экономика как наука. Экономические и неэкономические блага. Товары и услуги.
Производство. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство.
Информация как фактор производства. Главные вопросы экономики. Рациональное
поведение человека в экономике. Альтернативная стоимость. Экономическая
система. Традиционная система. Рыночная экономика. Функции рынка.
Централизованная экономика. Смешанная экономика.
3. Рыночный механизм
Как образуется цена. Спрос и закон спроса. Предложение и закон
предложения. Равновесная цена. Конкуренция. Совершенная и несовершенная
конкуренция. Методы конкуренция. Особенности рынка труда. Оплата труда.
Профсоюзы. Виды предприятий. Издержки, выручка, прибыль предприятия.
Организационно-правовые формы предприятий: индивидуальное предприятие,
хозяйственные товарищества, хозяйственные общества. Кооператив. Унитарное
предприятие. Домашние хозяйства. Семейный бюджет.
4. Экономика семьи
Источники доходов семей в странах с различными типами экономических
систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических
преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как
индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и
реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для
обеспечения экономического развития страны. Страхование.
5. В мире денег
Появление денег. Виды денег. Функции денег. Инфляция и её виды.
Возникновение банков. Функции банка. Виды банков. Кредит и принципы
кредитования. Потребительский кредит. Страхование и его функции. Механизм
страхования. Виды страхования.
6. Роль государства в экономике
Противоположность взглядов государственного регулирования экономики.
Экономическая политика государства. Формы и методы государственного
регулирования. Кредитно-денежная политика. Валютное регулирование.
Появление налогов. Налоговая система. Функции налогов. Налоговая политика
государства. Валовой внутренний продукт. Экономический рост. Экономические
циклы. Сущность государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета.
Дефицит и 5 профицит бюджета. Безработица и её виды. Политика занятости.
Направления социальной политики государства. Социальное государство.
Социальная защита. Социальное обеспечение.
7. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков
Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень
жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование смешанной
экономики в России. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась
в России.
Планируемые результаты освоения предмета «Экономика вокруг
нас»
Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
3) сформированность
навыков
продуктивного
сотрудничества
со
сверстниками, детьми и взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты освоения учебного курса должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая
приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с учащимися по
совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать информацию;
4) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, участвовать в дискуссии;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты:
1) понимание роли экономики в истории человечества, противоречие между
экономическими и социальными интересами общества; глобализация экономики и
ее возможные последствия для России;
2) усвоение основных идей, принципов и закономерностей экономики;
3) развитие способности ученика к формированию своих суждений об
эффективности действий экономических субъектов - государства, фирм, банков и
др.; сохранению им устойчивого интереса к накоплению полученных знаний;
4) умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из
источников (из газет, справочников, сети Интернет);
5) способность анализировать экономические события; вести дискуссию по
проблемам курса;
6) понимание особой важности правового порядка для успешного
функционирования экономики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•
получения и оценки экономической информации;
•
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных
примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в
различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
участие
в
проектной
деятельности,
владение
приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение
отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз
данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения
диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
2. Содержание учебного предмета «Экономика вокруг нас»
Тема
Основное содержание
Кол-во часов
1. Введение
2. Главные вопросы
экономики
3. Рыночный
механизм
Задачи курса «Экономика вокруг нас».
Что такое экономика. Экономика как
хозяйство. Ресурсы и потребности.
Экономика как наука. Экономические и
неэкономические блага. Товары и услуги.
Производство. Факторы производства:
земля, труд, капитал, предпринимательство.
Информация как фактор производства.
Главные вопросы экономики. Рациональное
поведение человека в экономике.
Альтернативная стоимость. Экономическая
система. Традиционная система. Рыночная
экономика. Функции рынка.
Централизованная экономика. Смешанная
экономика.
Как образуется цена. Спрос и закон спроса.
Предложение и закон предложения.
Равновесная цена. Конкуренция.
Совершенная и несовершенная
конкуренция. Методы конкуренция.
Особенности рынка труда. Оплата труда.
Профсоюзы. Виды предприятий.
Издержки, выручка, прибыль предприятия.
Организационно-правовые формы
предприятий: индивидуальное предприятие,
хозяйственные
товарищества, хозяйственные общества.
Кооператив. Унитарное предприятие.
Домашние хозяйства. Семейный бюджет.
1
7
5
4.Экономика семьи Источники доходов семей в странах с
различными типами экономических систем.
Изменение структуры доходов семей как
следствие экономических преобразований в
стране. Закон Энгеля. Структура семейных
расходов как индикатор уровня
экономического развития страны.
Понятие о номинальных и
реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей.
Роль семейных сбережений для обеспечения
экономического развития страны.
Страхование. Неравенство доходов и
неравенство богатства. Методы
измерения неравенства доходов.
Экономические последствия неравенства
доходов. Механизм регулирования
дифференциации доходов в экономике
смешанного типа. Экономические аспекты
бедности. Социальные программы как
метод смягчения проблемы бедности.
Плюсы и минусы программ поддержки
беднейших групп общества.
5. В мире денег
Появление денег. Виды денег. Функции
денег. Инфляция и её виды. Возникновение
банков. Функции банка. Виды банков.
Кредит и принципы кредитования.
Потребительский кредит. Страхование и его
функции. Механизм страхования. Виды
страхования.
5
5
6. Роль государства в
экономике
Противоположность взглядов
государственного регулирования
экономики. Экономическая
политика государства. Формы и методы
государственного регулирования. Кредитноденежная политика. Валютное
регулирование. Появление налогов.
Налоговая система. Функции налогов.
Налоговая политика государства.
Валовой внутренний продукт.
Экономический рост. Экономические
циклы. Сущность
государственного бюджета. Доходы и
расходы бюджета. Дефицит и 5 профицит
бюджета. Безработица и её виды. Политика
занятости. Направления социальной
политики государства. Социальное
государство. Социальная защита.
7. Экономическое
Современная экономика России:
устройство России на
особенности и основные проблемы.
рубеже 20-21 веков Уровень жизни в России в сопоставлении с
другими странами.
Формирование смешанной экономики в
России. Что такое либерализация экономики
и как она осуществлялась в России.
9
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Кол-во
часов
Всего
1.1
Введение
Итого по разделу
2.1
Главные вопросы экономики
1
1
7
Итого по разделу
Рыночный механизм
3.1
7
Итого по разделу
5
4.1
Экономика семьи
Итого по разделу
5.1
В мире денег
Итого по разделу
6.1
Роль государства в экономике
Итого по разделу
5
5
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41529
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41529
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
5
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
5
9
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
7.1
Экономическое устройство России
на рубеже 20-21 веков
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
2
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
№
п/п
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Кол-во Электронные цифровые
часов
образовательные
Тема урока
ресурсы
Всего
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb67
3c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a
4
1
Задачи курса «Экономика
вокруг нас».
2
Что такое экономика.
Экономика как хозяйство.
Ресурсы и потребности.
Экономика как наука.
3
Экономические и
неэкономические блага.
1
4
Товары и услуги.
1
5
Производство. Факторы
производства: земля, труд,
капитал, предпринимательство.
1
6
Информация как фактор
производства.
7
Главные вопросы экономики.
Рациональное поведение
человека в экономике.
Альтернативная стоимость.
8
Экономическая система.
Традиционная система.
Рыночная экономика. Функции
рынка. Централизованная
экономика. Смешанная
экономика.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d
90 ЦОК
Библиотека
https://m.edsoo.ru/f5eb6f3
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74
b6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb76
3c
9
10
11
12
13
Как образуется цена. Спрос и
закон спроса. Предложение и
закон предложения.
Равновесная цена.
Конкуренция. Совершенная и
несовершенная конкуренция.
Методы конкуренция.
Особенности рынка труда.
Оплата труда.
Профсоюзы. Виды
предприятий. Издержки,
выручка, прибыль
предприятия.
Организационно-правовые
формы предприятий:
индивидуальное предприятие,
хозяйственные товарищества,
хозяйственные общества.
Кооператив. Унитарное
предприятие. Домашние
хозяйства.
14
Источники доходов семей в
странах с различными типами
экономических систем.
Изменение структуры доходов
семей как следствие
экономических преобразований
в стране.
15
Закон Энгеля. Структура
семейных расходов как
индикатор уровня
экономического развития
страны. Понятие о
номинальных и реальных
доходах семей.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7a7
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7b
dc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d
58
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81
b8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb83
5c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84c
e
16
Влияние инфляции на уровень
жизни семей. Роль семейных
сбережений для обеспечения
экономического развития
страны. Страхование.
17
Неравенство доходов и
неравенство богатства. Методы
измерения неравенства
доходов. Экономические
последствия неравенства
доходов. Механизм
регулирования
дифференциации доходов в
экономике смешанного типа.
18
Экономические аспекты
бедности. Социальные
программы как метод
смягчения проблемы бедности.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb86
40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87
b2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb89
10
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Плюсы и минусы программ
поддержки беднейших групп
общества.
Появление денег. Виды денег.
Функции денег.
Инфляция и её виды.
Возникновение банков.
Функции банка. Виды банков.
Кредит и принципы
кредитования.
Потребительский кредит.
Страхование и его функции.
Механизм страхования. Виды
страхования.
Противоположность взглядов
государственного
регулирования экономики.
Экономическая политика
государства.
Формы и методы
государственного
Кредитно-денежная
политика.
регулирования.
Валютное регулирование.
Появление налогов. Налоговая
система. Функции налогов.
Налоговая политика государства.
Валовой внутренний продукт.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Экономический рост.
1
29
Экономические циклы.
1
30
31
Сущность государственного
бюджета. Доходы и расходы
бюджета. Дефицит и профицит
бюджета.
Безработица и её виды. Политика
занятости.
Направления социальной
политики государства.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a7
8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d
48 ЦОК
Библиотека
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed
8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb90
54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb93
2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb96
6c ЦОК
Библиотека
https://m.edsoo.ru/f5eb97
de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb99
64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9ae
a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9ae
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9c7
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba30
0
32
Социальное государство.
Социальная защита.
Социальное обеспечение.
Современная экономика
России: особенности и
33
основные проблемы.
Уровень жизни в России.
Формирование смешанной
экономики в России. Что такое
либерализация экономики и
34
как она осуществлялась в
России.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba46
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eba17
a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebab5
2
34