Композиция (5-9 кл.) 2025-2026 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Композиция» является составной частью учебной работы
учащихся по рисунку, живописи и скульптуре. Он решает две основные
задачи: 1) изучение окружающей действительности, проникновение вглубь
жизненных явлений; 2) освоение своеобразных особенностей работы
графическими и живописными средствами.
Воспитательная сторона предмета - изучение накопленного поколениями
художников опыта работы, а так же изучение исторического и культурного
наследия нашего региона.
Предмет «Композиция»имеет особое значение, как для роста
профессионального мастерства учащихся, так и для овладения ими
художественно-реалистического, а так же декоративного метода работы.
Предмет «Композиция» проводится один раз в неделю по два академических
часа в течение всего учебного процесса.
Перед началом разработки темы педагог проводит с учащимися беседу о
задачах композиции, о методах работы, знакомит их с программой работы.
В процессе этого знакомства ученики под руководством педагога отбирают
самое типичное и характерное для выполнения данного задания, собирают и
систематизируют натурный материал, продумывают темы композиции,
разрабатывают первоначальный эскиз.
Последовательность заданий и количество времени, отводимое по
программе для выполнения отдельных заданий, могут быть скорректированы
педагогом, при сохранении системности процесса обучения.
Кроме заданий, выполненных на уроке, учащимся рекомендуется делать
подготовительную работу по сбору подсобного материала (самостоятельная
внеурочная работа).
Задания по композиции выполняются в виде эскизов с исполнением
программной работы.
Лучшие работы формируют фонд, на основе которого идет системное
обучение учеников, а так же является одной из составляющих выставочной
деятельности.
Приведенный в программе тематический план является примерным.
В зависимости от условий предметная комиссия специального цикла может
вносить целесообразные изменения в распределение учебных часов по
разделам и видам заданий. При этом общее количество часов, отведенных
учебными планами на предмет, должно быть сохранено. Все рациональные
изменения утверждаются художественным руководителем отделения
изобразительного искусства и заместителем директора гимназии по учебной
части художественно-эстетического цикла.

Цели и задачи учебного процесса:
Главная цель - дать основы знаний законов композиции.
способствовать формированию художественного видения, композиционного
мышления;
- развивать творческую активность
изобразительной деятельности;

в

процессе

освоения

опыта

- воспитывать
эстетическое
восприятие,
приобщение
к
миру
изобразительного искусства как важнейшему средству формирования
духовного мира человека;
Задачи образовательного процесса:
- обучать учащихся различным техникам и приёмам изобразительного
искусства, умение применять их на практике, оказывать помощь в
определении будущей профессии;
- создание доверительной, комфортной среды общения, положительного
эмоционального настроя и атмосферы творческого сотрудничества, учащихся
в процессе работы над учебными и творческими заданиями:
- достижение положительной мотивации в учебно-творческой деятельности;
- создание условий для успешного решения учащимися заданий, активизации
творческого поиска вариантов пластического, стилистического и
живописного решения композиционного изображения. Формирование
творческой активности у каждого ребенка посредством педагогического
сопровождения и помощи, направленной на индивидуально-личностное
развитие.
Основные особенности учебного процесса:
Обучение на уроках композиции происходит на основе практических занятий
в классе, это сложный многоэтапный процесс, требующий усилий педагога и
учеников. Занятия строятся по принципу погружения в тему, необходимости
самостоятельного сбора подготовительного материала, для дальнейшего
поиска и развития решения поставленной задачи и выполнения в материале.
Главная цель при работе с детьми –повысить уровень творческой активности
учащихся,через освоение основ композиции, направленное на освоение
становления начального художественного образования. Индивидуальный
подход к каждому ребенку при работе над практическими занятиями
является приоритетным. Взаимодействие педагог – ученик очень важный
элемент в процессе обучения. Выслушать, объяснить, направить поддержать,
помочь выявить интересное решение в придумывании создаваемой
композиции. Все это дает залог для успешного выполнения задания.
Необходимо стимулировать к активизации творческого процесса,

заинтересованности к познанию, формированию творческой активности
ребенка и выполнение заданий, через разнообразные практические задания в
которых используются различные техники и материалы. Регулярные,
интересные задания, нацеленные на преодоление шаблонного мышления и
обеспечивающие результат, содержащие свежие идеи и элементы новизны,
позволяет активизировать процессы в деятельности ребенка.
Все это способствует становлению творческой личности ребенка,
сформированным композиционным мышлением, художественным вкусом,
умеющей адаптироваться в окружающем его пространстве
Развитие технических навыков:
Техническое воспитание ученика идет по развивающемуся направлению, по
пути от использования, простых по исполнению заданий, к более сложным.
Разнообразные упражнения и задания с применением разных
художественных материалов способствуют развитию графических навыков,
освоению и применению (гуашь, акварель, акрил, тушь, маркеры и т. д.).
Овладение смешанными техниками, печатной графикой (линогравюра, сухая
игла и т.п.). Это разносторонне развивает технические навыки ученика,
выявляет те индивидуальные качества учащегося, которыми педагог может
руководствоваться при работе над практическими заданиями. Главное
внимание на первом этапе уделяется систематической работе в выполнении
заданий с применением таких материалов, как тушь, маркеры. Необходимо
прививать культуру графической линии, штриха, фактуры. Рисунки
выполняются аккуратно, точно, в соответствии с поставленной задачей. В
дальнейшем развивается навык работы с гуашью, акварелью, а так же в
старших классах овладение монотипией и другой печатной графикой.
Умение работать резцами, вырезывать рисунок на линолеуме или другом
материале. Требуется от учащихся собранность, усидчивость и точность
выполнения этапов работы. И завершения работы на печатном станке. Все
это способствует расширению знаний и умений ребенка в образовательном
процессе.

Учебно-тематический план
5 класс1 четверть (16 часов)
Задачи:
Развивать интерес к предмету композиция;
Овладевать начальными техническими средствами;
Развивать вариативность в выполнении упражнений:
Развивать графическую культуру;
Воспитывать ответственность, работоспособность, умение завершать работу.
№
урока
1

Тема урока

Цели и задачи

2

Стилизация растения
Выбор сюжета, работа над
реалистическим
изображением растения
Силуэт, линейный рисунок

Знакомство с предметом
композиция. Вводная
беседа. Знакомство с
понятием стилизация,
способы стилизации.
Линия, пятно, фактура.

3

Обрубовка, линейный рисунок

4

Применение в стилизованном
изображении фактуры

5

Применение в стилизованном
изображении фактуры

6

Создание орнаментальной
композиции (в полосе,
квадрате или в круге,
используя стилизованные
изображения)
Выбор сюжета, работа над
эскизами
Продолжение работы над
эскизами
Работа над оригиналом в
формате

7
8

9

Умение создавать
простые
орнаментальные
композиции на основе
метода чередования,
масштабирования,
симметрии, ритма и т.д.

Познакомить
учащихся с понятием
«композиционный
центр»

Работа над оригиналом в
формате. Завершение работы

Формат и
материалы
А-5 – А-4,
карандаш

Кол-во
часов
1

А-5 – А-4,
карандаш, тушь,
перо, линер,
маркер
А-5 – А-4,
карандаш, тушь,
перо, линер,
маркер
А-5 – А-4,
карандаш, тушь,
перо, линер,
маркер
А-5 – А-4,
карандаш, тушь,
перо, линер,
маркер
А-5 – А-4,
карандаш

1

А-5 – А-4,
карандаш
А-3, карандаш,
тушь, перо,
линер, маркер
А-3, карандаш,
тушь, перо,
линер, маркер

2

2

2

2

2

2

2

5 класс 2 четверть (16 часов)
Стилизация фруктов
(овощей)
17

18

Выбор сюжета, работа над
реалистическим изображением
фруктов, овощей
Силуэт, линейный рисунок

Закрепление навыков
стилизации и
графической работы.

А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,

1

2

19

Обрубовка, линейный рисунок

20

Применение в стилизованном
изображении фактуры

21

Применение в стилизованном
изображении фактуры

22

Рисунок чашки с фруктами
(овощами)

23

Декоративный натюрморт
Работа над эскизами.

24
25
26

Работа над эскизами.
Выход на формат
Завершение работы
Оформление работы

Выявить
композиционный центр,
использовать различные
способы стилизации,
введение цветового
пятна для выявления
доминанты.

линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь
А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь, гуашь

2

2

2

2

2

1
1
1

5 класс 3 четверть (22 часа)
10

11
12

13
14

Равновесие. Физическое
Знакомство с понятием
равновесие и равновесие
закона композиции
зрительное.
(равновесие)
Создание двух композиционных
упражнений различных по
приёму исполнения на тему
равновесие:
линия, пятно (упражнение
выполняется введением
нескольких чёрных пятен
простой геометрической
формы)
Работа над упражнением
Работа над упражнением
линия, пятно, фактура
Для выполнения упражнения
использовать шаблоны простых
геометрических форм (квадрат,
прямоугольник, треугольник)
разной масштабности. При
композиционном размещении
шаблонов на плоскости листа
обратить внимание на
возможные варианты
расположения предметов
относительно друг друга
(соприкосновение предметов,
наложение одного предмета на
другой, нахождение одного
предмета в другом и т.д.).
Работа над упражнением
Работа над упражнением
Итоговая работа. Выполнение
при помощи геометрических

Вырабатывание
навыков графического
исполнения
упражнения.

Развитие образного
мышления, используя

Формат А5,карандаш,
линер, маркер,
тушь

2

2
Формат А-5,
4
карандаш, линер,
маркер, тушь

2
Формат А-4,
2
карандаш, линер,

фигур изображения дерева,
животного, птицы (на выбор),
используя прием стилизации.

15
16

Выполнение эскизов
Выполнение итоговой работы
Завершение выполнения
итоговой работы

25
26

Выход на формат
Завершение работы
Оформление работы

навыки работы с
простыми формами
плоскостной
композиции.

маркер, тушь

4
2

Умение грамотно
завершить работу над
композицией,
обобщить
второстепенные детали
и выделить главное,
смысловые и цветовые
пятна

2
2

5 класс 4 четверть (14 часов)
Ритм, статика, динамика
Упражнения на ритм, статику,
динамику.
27

28
29
30
31
31

33
34

Ритм, как средство организации
статической и динамической
композиции. Композиция
«Ритмы города»
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Перенос утвержденного эскиза
на формат
Перенос утвержденного эскиза
на формат
Работа в формате

Знакомство с законами
композиции.
Создание композиции с
использованием
навыков полученных в
течение года

Работа в формате
Завершение работы в формате.
Оформление работы

А-3 карандаш,
линер, маркер,
тушь (гуашь,
акварель)
А-5, карандаш,
линер (гуашь,
акварель, цв.
карандаши)

2

А-3 карандаш

2
2
2

А-3 карандаш

2

А-3 линер,
маркер, тушь
(гуашь,
акварель)

2

2

Содержание учебного предмета «Композиция»
В пятом классе по учебному предмету «Композиция» весь цикл, включает 7
заданий и упражнений. Курс рассчитан на постепенное освоение средств
композиции (линия, пятно, фактура). Формирование чувства равновесия в
листе, знакомство с законами композиции. Для разнообразия учебного
процесса выполняются задания по стилизации растений, фруктов, овощей и
выполнения простейших структур орнамента в квадрате, круге, выполнение
декоративного натюрморта с применением стилизованных фруктов и
овощей. Также выполняются задания на равновесие в листе

композиционных элементов из геометрических фигур. Знакомство с ритмом.
Выполняется композиция «Ритмы города», где осваиваются законы
композиции (ритм, статика, динамика). Задания строятся на краткосрочных
упражнениях с выходом на более проработанную композицию. Задания и
упражнения обусловлены спецификой возраста (11-12 лет).
Требования к уровню подготовки обучающегося:
В конце пятого класса обучающиеся знают:
- такие композиционные средства, как линия, пятно, фактура;
- знакомы с основными законами композиции: ритм, статика, динамика;
- понимают роль равновесия (тонального) в организации композиции.

6 класс 1 четверть (16 часов)
Задачи:
Закреплять и развивать навыки, полученные в пятом классе;
Осваивать более сложные, композиционные структуры;
Развивать образно-ассоциативное мышление;
Развивать графические приемы;
Овладевать приемами стилизации;
Воспитывать эмоционально-волевые качества, работоспособность,
собранность.

1

2
3
4
5
6
7
8
9

Образ в формальной
композиции.
«Дом, который построил…»
Додумать фразу, придумать
образ героя и его жилища
(художник, музыкант, ученый и
т.д.)
Выбор темы. Создание
литературной основы для
будущего изображения.
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Перенос работы на формат
Работа в формате
Завершение работы

Сформировать у
учащегося навыки
образного мышления
умение вариативности в
поисках идей.

А-3, акварель,
цв. карандаши,
маркеры

1

2
2
2
2
2
2
2
1

6 класс 2 четверть (16 часов)
10

Стилизация, как

Сформировать навыки

1

11
12
13
14

15
16

художественный метод.
«Графическая стилизация мира
флоры или фауны»
Эскизы
Стилизация зарисовок
Стилизация зарисовок
Создание орнаментальной
композиции (в полосе или
другой простой геометрической
форме)
Выполнение орнамента
Выполнение орнамента

работы с различными
способами стилизации,
умение
преобразовывать форму
Сформировать навыки
работы с плоским
изображением. Умение
составлять простые
ритмические структуры
орнамента.

А-4 маркер,
линер, тушь,
перо
2
2
2
2
А-3 карандаш,
маркер, линер,
тушь, перо
2
1

6 класс 3 четверть (22 часов)
17

Станковая композиция
(тема: Друзья)

18

Эскизы и поиски на заданную
тему, поиск композиции

19

Поиски расположения фигур и
сюжета.

20

Тональный разбор композиции

21

Продолжение работы над
поиском колористического
решения
Завершение колористического
поиска
Перевод эскиза на формат
Работа на формате
Работа на формате
Завершение работы.
Оформление.

22
23
24
25
26

Сформировать навыки
работать с двух- и
трёхмерным
пространством
Умение работать с
основными законами,
закономерностями,
правилами и приёмами
композиции.
Развитие способностей
к художественноисполнительской
деятельности.
Приобритение
обучающимися опыта
творческой
деятельности.
цветовая гармония

А-3 гуашь

2

А-4 карандаш

2

А-4 карандаш

2

2
А-4, гуашь
кисти

4

цветовая гармония

2

Умение переносить
эскиз ,соблюдая
пропорции и величины

2
2
2
2

6 класс 4 четверть (14 часов)
27

Фактура как выразительное
средство для передачи образа
в композиции
Упражнения на ознакомление с
различными фактурами

28

Создание композиции с
применением одного из
технических средств
(монотипия, арт-роллинг,
мастихин).
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа над эскизами
Работа на формате

29
30
31
32

Знакомство с
различными
техническими
выразительными
средствами (артроллинг, мастихин,
монотипия)

А-4 – А-3
Акварель, гуашь

1

2
Стремиться к
выразительности и
оригинальности
композиционной идеи.

А-3, акварель,
гуашь.
2
2
2
2

33
34

Работа на формате
Завершение работы на формате.
Оформление.

2
1

Содержание учебного предмета «Композиция»
В шестом классе по учебному предмету «Композиция» весь цикл включает 4
задания по четвертям. Задание на стилизацию животных построено из
нескольких упражнений на различные способы стилизаций с применением
средств композиции (линии, пятна и фактуры). Завершением этой работы
является орнаментальная полоса, в которой элементами композиционной
структуры являются стилизованные, животные. Изучаются различные
ритмические построения орнаментальной полосы.
Задание «Дом, который построил..? » предполагает развитие образного
решения. Необходимо закончить фразу (Дом, который построил художник,
…ученый, музыкант, шляпник, математик и т.д.) Создание выразительной,
фантазийной композиции, отражающей идею смысловое содержание
заключенную в названии используя средства композиции.
Задание на ассоциативный образ включает в себя упражнения на характер
линий (веселая, грустная, острая, и т. д.) и поиск образа.
За основу можно взять дерево-образ. В результате создается композиция,
выполненная в определенной цветовой гармонии. Выражающая идею, в
одной стилистической манере.
Задание «Фактура, как средство выразительной композиции» строится из
нескольких упражнений. В каждом из которых изучаются возможности
разных материалов (акварель, худ. масло) в монотипии. поиск различных
фактур с помощью отпечатка. выход на создание композиции, выполненной
в технике монотипия.
Требование к уровню подготовки учащегося
В конце 6-го класса обучающиеся должны уметь:
Уметь пользоваться композиционными средствами, как линия и пятно,
фактура;
Понимать роль равновесия (тонального, цветового); Начинать понимать роль
ритма (линейного ,тонального, цветового)в организации композиции;
.Уметь составлять цветовые гармонии;

Уметь работать разными техническими приемами.

7 класс 1 четверть (16 часов)
Задачи:
Развивать устойчивый интерес к предмету композиция;
Закреплять полученные навыки ранее;
Развивать колористические навыки;
Развивать образно-ассоциативное мышление;
Формирование творческой фантазии;
Воспитание ответственности, работоспособности, умения завершения
работы.
1

Особенности композиционной
структуры шрифтовой
композиции.
Вензель

Выполнение эскизов

2
3

Выполнение эскизов
Буквица

Вводная беседа о
шрифте. Формирование
умения работать с
формой буквы,
преобразовывая ее в
пластическую и
ритмически
организованную
самостоятельную
структуру. Развитие
образного
ассоциативного
мышления через
создание буквенного
образа.
Создание
выразительной,
гармоничной и
законченной
композиции используя
инициалы.

А-4, А-3
карандаш, тушь,
линер, маркер,
перо, кисть

Знакомство с шрифтом.

А-4, А-3
карандаш, тушь,
линер, маркер,
перо, кисть,
акварель, цв.
карандаш, гуашь

Выполнение эскизов

4
5

Выполнение эскизов
Буква-образ

А-4, А-3
карандаш, тушь,
линер, маркер,
перо, кисть,
акварель, цв.
карандаш, гуашь

Выполнение эскизов

6
7
8

Выполнение эскизов
Выполнение эскизов
Шрифтовая композиция –

Добиться узнаваемости

А-4, А-3

2

2
2

2
2

2
2
2

9

слово-образ (слон, жираф и
т.д.)
Выполнение эскизов
Выполнение эскизов.
Завершение работы

внешних характеристик
образа заключенных в
слове.

карандаш, тушь,
линер, маркер,
перо, кисть,
2

7 класс 2 четверть (16 часов)
10

11
12
13
14

15
16

Художественный образ.
Стилизация образа (портрет)
или шифровая новогодняя
открытка. Выбор и изучение
материала для работы над
эскизами.
работа над эскизами
работа над эскизами
работа над эскизами
Выход на формат
Продолжение работы
Продолжение работы.
Завершение.

Для открытки:
Использование ранее
полученных знаний о
шрифтах. Сочетание в
работе изобразительных
элементов и шрифта
вместе. Взаимодействие.
Для портрета: Создание
варианта образа,
используя элементы
стилизации и стиль
какого-либо художника
(Пикассо, Матисс и
т.д.). Развитие
художественного
видения образов в своей
интерпретации.

А-4, акварель,
гуашь, пастель

А-3 – А-2
акварель, гуашь,
пастель

2

2
2
2
2

2
4

7 класс 3 четверть (22 часов)
17

Станковая композиция на
тему: профессия.

18

Работа над эскизами, поиски
композиции и сюжета

19

Работа над эскизами, поиски
тонального решения

20

Работа над эскизами, поиски
цветового решения
композиции.
Выполнение цветовых
вариантов
Выполнение цветовых
вариантов
Выход на форматную
композицию в выбранной
цветовой гамме. Итоговая
работа.

21
22
23

24
25
26

Работа в цвете
Работа в цвете
Работа в цвете

Формирование
понимания процесса
работы над созданием
сюжетной композиции
путем поиска и
вариативности. Умение
применения знаний
композиционных
правил и приемов.
Выделение
композиционного
центра.
Эскизирование с
фигуры человека в
нужных позах
контраст, нюанс. Работа
над цветовыми
вариантами
Гармония цвета
Несколько цветовых
решений
Поиски итогового
варианта
Работа в формате

2
А-3, , гуашь.

А-4, карандаш

4

2

А-4, карандаш,

2

2
2
Формат А-3
гуашь

2

А-3 ,гуашь

2
2
2

7 класс 4 четверть (14 часов)

33

Колористическая композиция.
Изобразить один пейзаж в
разных состояниях природы(
осень, зима, весна, лето)
Выбор и тональная зарисовка
несложного пейзажа.
Этюд выбранного пейзажа в
состоянии(осень). Гамма,
характерные особенности.
Этюд выбранного пейзажа в
состоянии(зима). Гамма,
характерные особенности.
Этюд выбранного пейзажа в
состоянии(весна). Гамма,
характерные особенности.
Этюд выбранного пейзажа в
состоянии(лето). Гамма,
характерные особенности.
Работа в формате

34

Работа в формате

27

28
29

30

31

32

Формирование
понимания изменения
гаммы и оттенков при
разном состоянии
природы.
Смешение
определённой гаммы
для создания
определённой
атмосферы. Сравнение
разного состояния
природы и изменений
при смене времени года.

А-5, гуашь
1шт-карандаш
4шт-гуашь

1

А-5 карандаш

1

А-5 гуашь

2

А-5 гуашь

2

А-5 гуашь

2

А-5 гуашь

2

Завершение
работ.
Выклейка для
просмотра

2
2

Содержание учебного предмета «Композиция»
В 7 классе по учебному предмету « Композиция весь цикл , включает в себя
4 больших задания по четвертям. с постепенным усложнением
Задание на изучение особенностей шрифтовой композиционной структуры
состоит из нескольких небольших упражнений на работу с буквой-образом,
вензель, буквица и шрифтовая композиция с созданием образа;
Задание на художественный образ (Человек , портрет, в окружении),через
эскизный поиск, выбор стилистического языка, создание оригинальной
композиции;
Задание на колористику. Изучение цветовых гармоний Композиция
(фантазийный пейзаж) выполнение в различных цветовых
вариантах(холодный,теплый,тепло-холодный).
Задание на сюжетную станковую композицию (Мастерская художника и т.
д.) Где необходимо выделение композиционного центра ,умение
уравновесить ,выделение главного .
Требования к уровню подготовки обучающегося:
В конце 7-го класса обучающиеся должны
- осознанно подходить к ритмической организации листа;

- знать приемы стилизации и уметь применять их в композиции
-уметь выбирать колористическое решение композиции;
- уметь выделять композиционный центр;
8 класс 1 четверть (16 часов)
Задачи:
Овладение новыми материалами и техниками;
Закрепление приемов стилизации;
Умение передавать образное содержание композиции;
Закрепление знаний основных законов композиции;
Воспитание ответственности, собранности, усидчивости .
8 класс 1 четверть (14 часов)
1

2
3
4

5

6

7

8
9

Графическая композиция
(сюжетная) тема:
В мастерской.
Создание графической
композиции на основе
заданного или выбранного
сюжета. Выбор графического
материала на усмотрение
педагога.
Продумать сюжет,
реализовать в эскизе.
Собрать материал по теме:
наброски, зарисовки с натуры.
Найти форэскизы будущей
композиции.В эскизах
отобразить общую и главную
суть, абстрагируясь от
мелочей.
Определить формат и
размеризображения в
зависимости от
композиционного замысла.
Выделить сюжетнокомпозиционный центр.
Использовать контрасты-света
и тени для достижения
равновесия и цельности в
композиции.
Использовать графические
приёмы.
Завершение работы.

Передача темы,
сюжета,
эмоционального
состояния.
Установление связей
между отдельными
частями композиции и
подчинение их целому.
Использование
выразительных
средств- применение
линии, пятна, штриха,
фактуры, ритма для
достижения равновесия
и цельности
композиции.

А-2
1
тушь, перо, линер,
черная гуашь,
акварель(сдержанная
гамма)

Эскизирование
А-4, карандаш

1
2
2

2

А-4 – А-3, карандаш,
тушь, перо, линер,
черная гуашь.

2

2

Итоговая работа на
А-2 формате

2
2

8 класс 2 четверть (16 часов)
10

Декоративный натюрморт.
Выполнить зарисовки
предметов, в реалистической,

А-2, гуашь

2

11
12

13

14
15
16

17
18
19

стилизованной и
трансформированной форме.
Создание стилизованных
зарисовок
Выполнение композиционного
поиска натюрморта. Работа над
эскизами
Выполнение композиционного
поиска натюрморта. Работа над
эскизами
колористическое решение
колористическое решение
Перевод эскиза в формат,
начало работы в цвете.

Формирование
творческого подхода и
образно-ассоциативного
мышления. На основе
заданного предметного
ряда выстроить
композиционный
натюрморт с
доминантным
изображением.

2
2

2
А-4, гуашь
бумага формат
свободный,
гуашь.

Работы в цвете.
Работы в цвете.
Работы в цвете.

2
2
2

2
2
4

8 класс 3 четверть (22 часов)
20

Сюжетная композиция
На тему: Спорт.
Выбор сюжета. Подборка
материала.

21

Подборка материала. Работа
над эскизами. Зарисовки с
фигуры человека.
Работа над
эскизами(тональные)
Работа над эскизами(цветовые)
Выход на формат
Работа на формате

22
23
24
25
26
27

Закрепление знаний о
пропорциях фигуры
человека.
Формирование умений
изображать фигуру
человека в движении.
Закрепить знания о
законах композиции.

Формат А-4, А-5
тонированная
бумага, черная
гуашь, белила.

2

4

4

Итоговая работа
А-2, гуашь

Работа на формате
Завершение работы.
Оформление.

2
2
2
2
2

8 класс 4 четверть (14 часов)
28
29
30
31
32
33
34

Формирование
творческого подхода и
образно-ассоциативного
мышления. На основе
заданного предметного
ряда выстроить
композиционный
натюрморт с
доминантным
изображением.

А-4, карандаш

А-4, гуашь
бумага формат
свободный,
гуашь.

1
1
2
2
2
2
2

Содержание предмета «Композиция
В 8 классе по учебному предмету «композиция» весь цикл, строится из
заданий по четвертям с постепенным усложнением. Курс рассчитан на
закрепление изученного ранее в предыдущих классах. А также освоение
новых видов печатных техник (линогравюра )

Первое задание состоит из двух этапов:1- создание композиции в
определенной стилистики, и 2-является подготовительным материалом для
дальнейшего выхода на гравюру Изучение техники вырезания и печати на
станке готовой композиции.;
Задание «Декоративный натюрморт» предполагает упражнения на различные
приемы стилизации и создание композиции натюрморта. Может предложена
различная тематика и стили .(восточный, русский, китайский и т. д.)Выбор
цветового колорита или графического приема принимается самостоятельно
обучающимся.
Задание на «иллюстрацию» к литературному произведению изучаются новые
техники: работа на цветной тонированной бумаге, с применением белой,
черной и на выбор какого либо цвета.
Требование к уровню подготовки учащегося
В конце 8-го класса обучающиеся должны:
Уметь более осознанно подходить к ритмической организации листа;
Уметь выделить композиционный центр;
Владеть графическими навыками;
Владеть колористическими навыками;
Уметь работать в технике гравюра.
9класс 1 четверть
Задачи:
Умение самостоятельно анализировать, мыслить в ходе работы;
Умение делать обоснованный выбор в предпочтении художественного
материала и техники исполнения задания;
Умение проявить в композиции творческую фантазию и индивидуальность;
Умение применить полученные знания основ композиции;
Воспитание ответственности, усидчивости, эмоционально волевых качеств.
9 класс 1 полугодие (34 часов)
Образ в композиции
Создание декоративной
графической композиции на
заданную или самостоятельно
выбранную автором тему.

Использование
выразительных
возможностей силуэта,
а также возможности
цветовой гармонии в
организации изобразительной
плоскости, выделение

сюжета,
композиционного
центра
Умение грамотно
завершить работу над
композицией, обобщить
второстепенные детали
и выделить главное,
смысловые и цветовые
пятна
1
2
3
4
5
6

Разработка эскизов
Разработка эскизов
Разработка эскизов
Разработка эскизов
Вывод эскиза в реальный
формат

7

Работа в материале

8
9

Работа в материале
Работа в материале

Замысел. Сбор
подготовительного
изобразительного
материала из
наблюдений,
фантазии,
литературный и
музыкальный
материал
Выбор техники
исполнения
Тональные форэскизы

2
2
2
2
2
2

2
2
2

9 класс 2 полугодие (34 часов)
Сюжетной композиция на
выбранную тему. (Возможен
вариант выполнения
иллюстраций к литературным
произведениям русской или
зарубежной классики)
Предполагаемые темы:
«Спорт», «В парке»,
«Профессия», «Школа»,
«Городской сюжет»,
«Мастерская художника» и т.д.
Темы могут самостоятельно
разрабатываться автором.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Выбор темы. Сбор материала.
Сбор материала.
Сбор материала.
Работа над эскизами.
Работа над эскизами.
Работа над эскизами.
Работа над эскизами.
Работа над эскизами в цвете.
Работа над эскизами в цвете.
Утверждение эскизов

А-2 гуашь
(иллюстрации
Проявление творческой выполняются в
индивидуальности,
формате
применение колорита,
печатной
как средства
продукции).
выразительности образа, Работа
применение различных
выполняется
технических приемов.
акварелью или
гуашью (в
Владение
иллюстрации
художественными возможен любой
графический
средствами
вариант).

выражения

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Содержание учебного предмета «композиция»
В 9 классе по учебному предмету «композиция» весь цикл строится на более
сложных заданиях рассчитанных на закрепление всех изученных
композиционных навыков и повышения качества техники исполнения.
1-ый вариант
Цикл заданий: создание декоративных композиций ,выполненных в технике
гуаши , на определенную тему(«Мой город», иллюстрация к лит.
произведению ,и т. д.)с выполнением предварительных эскизов.
2-ой вариант.
Станковая композиция на заданную или свободную тему.

Требования к уровню подготовки обучающегося
В конце 9- го класса обучающиеся должны :
-знать основные законы, правила и средства композиции;
-уметь грамотно их применять в работе над своей композицией ;
-уметь организовывать плоскость листа, выделять композиционный центр;
-задавать колорит, передавать ощущение пространства;
--уметь вести работу цельно, сохраняя четкие тональные отношения;
Уметь работать над форэскизом и переводить его на большой формат,
сохраняя пропорции.
приложения
Методическое обеспечение образовательной программы
Возможные формы занятий: групповые занятия в классе, на пленере,
к дополнительным формам обучения относится самостоятельная домашняя
работа, посещение выставок, беседы, проведение мастер-классов.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы организации занятия:
-словесный(устное изложение, беседа, анализ темы);
-наглядный (иллюстрации, аналоги, методические пособия);
-практические (упражнения,).
Развивающие методы:

-объяснительно иллюстративный (показ наглядных пособий репродукции
работ известных художников ,детских работ,)дети воспринимают и
усваивают готовую информацию.
-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности),
-исследовательско-поисковый, проблемный метод (обучение приемам в
поисках самостоятельных решений творческих замыслов, выбор
соответствующих техник и материалов,
-метод личного показа (демонстрация педагогом технических приемов,
композиционных схем)).
Приемы используемые педагогом:
Игра, упражнения, изложение, беседа ,анализ темы
Дидактический материал:; методическая литература ,иллюстрации работ
художников ,таблицы с цветовым кругом, словари терминов по искусству.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы
Ведомость успеваемости, просмотры.

Список рекомендованной литературы:
Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982.
Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1976, 1981.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987.
Архитектура СССР, 1972, №8.
Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М., 1983.
В.Е. Бадян, В.И. Денисенко Основы композиции: Учебное пособие для вузов.
М.: Академический Проект; Трикста, 2011
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: «Владос» 2012
Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. М. – Л., 1935-1937.
Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М.,1935.
Буров А. К. Об архитектуре. М., 1960.

В книге системно изложены теоретические основы композиции, а также
впервые предложена методика практического обучения ее основам.
Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М., 1990.
Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985.
Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики. Киев., 1986.
Волошин А. В. Математика и искусство. М., 1992. Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1997
Вязникова Е.А. Цветовое моделирование в дизайне и творчестве.
Екатеринбург 2015
Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции //
Техническая эстетика, 1969, №4.
Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
Голубева О. Л.
Горощенко Г. Т. Основы композиции. – М., 1935.
Гримм Г. Д. Пропорциональность в архитектуре. М. – Л., 1935.
Ельшевская Г. В. Модель и образ. М., 1984.
Ефимов А. В. Изучение формообразующего действия цветов в макетах //
Ефимов А. В. Колористика города. М., 1990.
Ефимов А. В. Цвет в японской школе // Техническая эстетика, 1978, Nq4.
Журнал «Художественная школа» №5 – 2008, №6 – 2009, №5 – 2010
Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М., 1986.
Зернов В. А. Цветоведение. М. 1972.
Издание содержит более 100 иллюстраций.
Издательство «Изобразительное искусство»
Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
Колякина В.И. Методика организации коллективного творчества. М.:
«Владос» 2004

ИоханнесИттен Искусство цвета. М.: Д. Аронов2007
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
Кириллова Л. И. Масштабность в архитектуре. М., 1961.
Книга будет полезна всем, кто занимается творческой деятельностью в
области изобразительного искусства, а также тем, кто обучается в различных
художественных заведениях.
Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.М.,
1981.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:
«Педагогическое общество Россия» 2000
Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства. М., Айрис,
2000
Костин В. И. Что такое художественный образ. М., 1962.
Костин В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М., 1978.
Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурнопространственной композиции. М., 1968.
Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митысин А. А. О восприятии элементарных
ритмических композиций на плоскости // Техническая эстетика,1969, №8.
Лаврентьев А. А. Пропедевтическая дисциплина «Графика». ВХУТЕМАС
1920-1922 годы // Техническая эстетика, 1984, №7.
Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1970.
Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.
Лещинский А.А. Основы графики: Учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2003
Малевич К. С. Форма, цвет, ощущение // Современная архитектура,1928, №5.
Марц Л. Пропедевтический курс ВХуТЕМАСа-ВХуТЕИНа: Плоскостноцветовой концентр // Техническая эстетика, 1968. №12.
Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
Мастера искусства об искусстве. М., 1965-1970.
Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск., 1986.
Михайлова А. А. О художественной условности. М., 1970.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: 1987

Новые открытия. М., 1975.
О композиции. Сборник статей. М., 1959.
Ольга Леонидовна Голубева Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство,
2001. -120 е.: ил. ISBN 5-85200-045-0
Оствальд В. Цветоведение. М. – Л., 1926.
Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960.
Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как
функционирует произведение искусства. М., 1978.
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. М., 1974.
Рудер Э. Типографика. М., 1982.
Рыбаков Б. А. Мерило новгородского зодчего // Памятники культуры.
Сапего И. Г. Предмет и форма. М., 1984.
Сборник региональных документов в области образования. Екатеринбург,
2005
Смирнова М.А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе
рисунка: Метод. Пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2010
Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990.
Сомов Ю. С. Композиция в технике. М., 1987.
Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.
Учебное пособие
Фаворский В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.
Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. М.: 2005
Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск.: «Харвест» 1999
Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М.; 1990.
Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986.
Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.

Материально – технические условия
Реализация программы учебного предмета «композиция» обеспечивается
учебными аудиториями для групповых занятий, оснащенных партами,
мольбертами, магнитными досками.
Учебные кабинеты оборудованы соответственно потребностям учебного
процесса, имеются планшеты, баночки для воды, литература, визуальный
иллюстративный ряд. Организация учебного пространства призвана
создавать благоприятную психологическую обстановку, способствующую
более эффективному взаимодействию преподавателя и учащегося в процессе
занятия.
Материально-техническая условия соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Кадры
Для преподавания предмета «композиция» педагог должен обладать
соответствующими профессиональными навыками и иметь определенный
уровень квалификации. Все преподаватели имеют высшее специальное
художественное образование и регулярно подтверждают свою квалификацию
(первая или высшая категория)
Кроме того учебное заведение периодически организовывает курсы
повышения квалификации, также преподаватели выезжают на летние
пленэры , посещают конференции, семинары, мастер-классы, выставки,
благодаря которым педагоги расширяют спектр профессиональных умений и
навыков, необходимой для успешной образовательной деятельности.
Оценочные материалы Программа предусматривает текущий контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию. Для подведения итогов заданий и
тематических блоков, проводятся просмотры, работы которых анализируется
на методических заседаниях. Формами текущего и промежуточного
контроля являются контрольные задания и просмотры в конце четверти.
При оценивании учащихся следует учитывать:
Формирование устойчивого интереса к предмету « композиция», к занятиям
изобразительному искусству;
наличие графической культуры;
развитие образно-композиционного мышления;
овладение практическими навыками и умениями в разных видах
художественной деятельности;
степень продвижения учащегося, успешность личних достижений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».