Скульптура (5-9 кл.) 2025-2026 уч.год

1

Пояснительная записка.
Цель предлагаемой программы- реализация естественной потребности
личности ребёнка в самовыражении через объёмно-пространственное
творчество в художественной керамике.
В основу обучения взят материал керамика в силу своей
универсальности, как лучший из пластических материалов, созданный
природой.
Керамика (греч.Keramike-гончарное искусство, глина)-изделия и
материалы из глины, и их смеси с различными неорганическими
соединениями, закалённые специальным обжигом. Пластические
свойства глин и богатство керамического декора позволяют создавать
разнообразную художественную утварь, скульптуру, панно, вазы,
изразцы.
Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его
существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали
изображения людей и животных. Народные умельцы вкладывали в
искусство керамики свою душу, поднимая эстетическую и художественную ценность этих предметов порой на недосягаемую высоту.
Изучение истории художественной керамики и самостоятельная
творческая деятельность в этой области позволяет учащимся ощутить
себя субъектом исторического и активным участником современного
процессов развития общества.

На занятиях по предмету «Скульптура» преподаватель должен научить,
то есть дать учащимся навыки выполнения творческих, интересных по
замыслу, эффектных по исполнению работ в различных техниках и
материалах в объёме, необходимом для развития творческих
способностей школьников от 11 до 15 лет. В процессе преподавания
предмета учитель должен обучить учащихся правильно понимать язык
изобразительного искусства, анализировать произведения мастеров,
помочь им свободно ориентироваться в современных изобразительных
тенденциях на художественном и учебно-воспитательном материале.

Нужно больше внимания уделять развитию навыков, практически
необходимых для создания произведения художественной керамики 2

вида искусства, который формирует профессиональное мышление,
развивает у учащихся трёхмерное восприятие объёмной формы и
умение чувствовать и передавать её изобразительными средствами
собственные замыслы, основанные на личностном, соответствующем
возрасту, мировоззрении.
Используя разнообразные формы обучения технике художественной
керамики и выполняя работы широкой функциональной
направленности разнообразными приёмами лепки и декорирования,
нужно разбудить и сохранять в учащихся творческий азарт и
инициативу. На занятиях по предмету «Скульптура» у преподавателя
всегда есть возможность активно влиять на познавательную и
исполнительскую активность ученика, вовремя предупреждать,
выявлять и корректировать ошибки. Однако создание атмосферы
ситуации успеха на занятиях, радости и удовольствия от процесса
создания и получения конкретного, явного, практического результата в
виде художественного произведения в технике художественной
керамики, должны являться приоритетными и способствовать
творческому развитию личности ребёнка.

Уроки по предмету «Скульптура» проводятся в форме групповых
занятий педагога с учениками (2 урока по 40 минут). Урок проводится 1
раз в неделю. Объем образовательной нагрузки соответствует
«Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности в области изобразительного искусства
по учебному предмету «Скульптура 5-9 класс», утверждённой в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Гимназия №8 «Лицей им.С.П. Дягилева».

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале. Форма
отчёта – просмотры, защита дипломных работ, отчётная выставка.

Цели и задачи учебного процесса
Главная цель - воспитать любовь к изобразительному искусству, дать
3

начальное творческое образование, привить хороший художественный
вкус.
Задачи образовательного процесса:
- общее знакомство с керамикой и особенностями её композиции;
-изучение технологических особенностей шамотной массы;
-свободное использование знаний о пластическом языке стилизации;
-самостоятельный выбор композиционных средств и техники
декорирования;
-развитие профессиональных навыков в изготовлении декоративных
керамических изделий;
-создание
условий
для
самостоятельного
профессионального самоопределения;

жизненного

и

-воспитание культуры труда;
-воспитание духовно-нравственных и эстетических качеств личности,
интерес и любовь к культуре и искусству посредством приобщения к
шедеврам классического и современного отечественного и мирового
изобразительного искусства, лучшим образцам мастеров народного
творчества.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся
является
реализация
в
учебном
процессе
Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной
направленности в области изобразительного искусства по учебному
предмету «Скульптура 5-9 класс», которая строится на принципах
постепенного усложнения поставленных задач, их разнообразии как по
тематике, так и по технологическим навыкам, учитывающих возрастные
особенности детей, направлена на решение педагогических, творческих,
технических задач и реализуется методом проектной деятельности с
получением
конкретного
результата
–
художественного
изобразительного произведения, выполненного в технологически
сложной изобразительной технике художественной керамики.

Основные особенности учебного процесса
4

Обучение творчеству - процесс многогранный и очень сложный,
протяженный во времен и требующий многих усилий…
Чтобы пробудить у детей желание создавать творческие работы из
керамики, получая удовольствие от процесса её исполнения, педагог в
своей работе должен опираться на глубокое знание детской психологии,
понимать особенности детского возраста. Внимание к душевному
состоянию ученика — непременное условие работы на уроке. Нельзя
начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта. Нужно
уметь определить настроение детей, уловить психологическое
состояние, поднять эмоциональный настрой, найти правильную тональность общения с каждым, проявлять безмерное чувство такта и
абсолютное уважение к ученику.
Во время занятий следует, учитывая индивидуальные особенности
учеников, правильно дозировать нагрузки, не торопить педагогический
процесс, в каждом конкретном случае учитывать выносливость ребенка
и часто поощрять его. Педагог, наделяя ученика творческой энергией,
вызывает в нем стремление к самовыражению.
Очень важно контактировать и поддерживать творческое
содружество с родителями учеников. Наблюдая за серьезными и
уважительными отношениями между учителем и учениками, чувствуя
их неподдельный интерес к изобразительному искусству, родители
свободнее и с большей радостью начинают общаться со своими детьми.
Изучая творческие возможности скульптуры и художественной
керамики,
перед
детьми
открывается
прекрасный
мир
изобразительного искусства, что помогает рождению настоящих,
полноценных, гармоничных людей.

Развитие технических навыков
Техническое воспитание ученика идет по направлению развития у
учащихся сознательного активного подхода к скульптуре, основанного
на ясном понимании поставленной задачи и глубоком изучении
изображаемого объекта, приобретении необходимых знаний и
практических навыков в работе над скульптурой, основанных на

5

большом разнообразии техник и материалов её исполнения и
обязательной смысловой нагрузки.
Теоретической частью занятий являются беседы, на которых
проходит ознакомление учеников с понятиями и принципами
художественной керамики, скульптуры; с историческими, а также
современными тенденциями в этом виде искусства; с разнообразием
творческих возможностей скульптурных материалов. Эти беседы
необходимо сопровождать показом керамических изделий, скульптур,
иллюстраций, методических работ, фото и видеоматериалов.
Рекомендуется устраивать выставки репродукций, а также постоянные
экспозиции работ учеников в классе, в школе. Очень важно проводить
экскурсии в музеи, посещать выставки.

На протяжении всего практического курса обучения, учащиеся
выполняют проектные задания, позволяющие активизировать и
реализовывать творческие способности, изначально основываясь на
работе с натуры, чувственном абстрагировании:
- работа с натуры;
- работа по памяти;
-работа по представлению;
-работа по воображению;
-копирование;
-работа с различными информационными источниками.

Учебно-тематический план
6

5 класс
Задачи:
- знакомство с рельефом;
- знакомство с объемной формой – куб;
- изучение конструктивных особенностей предметов;
- изучение конструктивных особенностей животных;
- знакомство с пропорциями фигуры человека.

1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Вводная беседа
–скульптурные
виды
Лепка на
свободную тему
Геометрическая
фигура
Изготовление
пласта по
шаблону
Заполнение
куба большими
массами
Набросок
фигуры
человека
Фигурная
композиция по
мотивам
народной
игрушки
Выполнение 2-х
фигур на
дощечке
Детальная
проработка
композиции в

2
3
4
5
6
7

8
9

Цели и задачи

Формат и материалы

Познакомить с необхоальбом
димыми материалами и
инструментами,терминами
Самостоятельный выбор
Альбом,
темы
пластилин
Развитие глазомера
Шаблон,скул.пластилин

Колво
часов
1
2
2

10х10 шаблон

скул.пластилин
дощечка

2

Выравнивание и
моделировка

скул.пластилин

2

Поиск равновесия в
композиции

Альбом
скул.пластилин

2

Эскиз,композиционное
решение

скул.пластилин

2

Целостность композиции

скул.пластилин
цветной пластилин

2

Целостное цветовое
решение

скул.пластилин
цветной пластилин

1

7

цвете
Всего:

16

2 четверть
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока

Цели и задачи

Лепка гипсовой розетки с
натуры
Изготовление плинта

Знакомство с
рельефом
Раскатка плинта

Выполнение рисунка
розетки и заполнение
объёма
Моделирование розетки

Заполнение объёма

Рельеф «Мой город»
Изготовление пластины и
элементов пейзажа
Декорирование рельефа
штампиками
Рождественский сувенир
пластика малых форм
Декорирование формы
простыми элементами

Моделирование
формы по силуэту
Поиски композиции
Знакомство со
свойствами глины
Ритм и орнаментика
Развитие умения
упрощать форму
Развитие чувства
прекрасного

Формат и
материалы
альбом

Колво
часов
2

скул.пластилин
дощечка
скул.пластилин
дощечка

2

скул.пластилин
дощечка
альбом
Керамическая
масса
Ткань,штампы

2

Глина шликер

2

Глина

2

Всего:

16

2

2
2
2

3 четверть
№
урока

Тема урока

1

Конструктивное
животное эскиз

2

Разбор формы
животного на простые
составляющие
Лепка геометрических
форм животного по

3

Цели и задачи
Развитие
конструктивного
мышления
Знакомство со
строением
животного
Развитие глазомера
8

Формат и
материалы
альбом

Колво
часов
2

скул.пластилин
альбом

2

скул.пластилин
дощечка

2

4
5

6
7
8
9
10
11

схеме
Моделирование и
фактурная проработка
Лепка животного по
памяти (мягкая
стилизация)
Выполнение геом. Форм
составляющих форму
животного
Проработка деталей и
фактур животного
Ваза функциональность
Набор формы вазы
Совмещение вазы и
животного, создание
образа
Декорирование формы

Пропорциональные
отношения в фигуре
Передача
характерных
особенностей
животного
Развитие
воображения
Стилизация форм
детализация
Эскиз,воображение
Приём жгут, пласт
Обобщение формы
роспись

скул.пластилин

2

Альбом,глина

2

Глина,стеки,ткань

2

Глина,стеки

2

Глина,стеки
Глина,стеки
Глина,стеки

2
2
2

Глина,ангобы
Всего:

2
22

4 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

1

Декоративный настенный
пласт «Музыка весны»
эскиз
Лепка и декорирование
рельефа
Человек и животное
(скульптурный монолит из
цельного куска)
Лепка плинта

Знакомство с
техникой
изготовления пласта
Ритм и симметрия

альбом

Колво
часов
1

Глина стеки

2

Глина стеки

2

Развитие
аккуратности
Цельность
композиции

скул.пластилин
дощечка
скул.пластилин

1

Поиск
выразительного
движения
Повторение приёмов
лепки
Развитие
воображения
Развитие

скул.пластилин
проволока

2

Альбом
глина
глина

2

глина

1

2
3
4
5
6
7

Лепка основных масс
фигуры человека и
животного
Моделирование форм,
фактурная проработка

8

Лепка из пласта «Ваза с
характером»
Поиск образа вазы эскиз

9

Декорирование

Выполнение по
эскизу

9

2

1

( рельеф, контррельеф)

ассоциативного
мышления

Всего:
За год:
Планируемые результаты пятого года обучения:

14
68

-владеют знаниями о видах рельефов и навыками рельефного
изображения;
-владеют навыками выполнения объемной геометрической фигуры по
заданным размерам;
-уверенно анализируют конструкции предметов и владеют навыками их
объемного изображения;
-уверенно анализируют конструктивные особенности животных и
владеют навыками их объемного изображения;
-владеют знаниями о пропорциях фигуры человека и применяют их в
работе при изображении человека.

6 класс
Задачи:
- изучение видов рельефов;
- изучение конструктивного разбора предметов;
- изучение особенностей выполнения керамических пустотелых форм;
- изучение способов декорирования керамики.
1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Вводная беседа о керамике
упражнение

2

Копия гипсовой маски с

Цели и задачи
Особенности
изготовления
изделий из
керамики
Развитие
10

Формат и
материалы
альбом

Колво
часов
2

Альбом,глина

2

натуры эскиз
3
4
5
6
7
8

пластических
навыков
Лепка плинта, перенос
Умение выделять
рисунка силуэта
центр
композиции
Детальная
Передача
проработка,моделирование пропорций
формы
Композиция на
Компоновка в
плоскости(рельеф фрукты- круг
овощи)эскиз
Лепка основы методом
Разработка эскиза
пласт.перенос рисунка на
глину
Лепка формы способом
Закрепление
жгут на ребро
умений в лепке
методом пласт
Завершение
Лепка деталей
работы,детализация

скул.пластилин
дощечка

2

скул.пластилин
стеки

2

альбом

2

Глина,стеки,ткань

2

глина

2

глина

2

Всего:

16

2 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и материалы

1

Динамика и
статика
Зимние сны из
геметрических
форм
Выполнение эскиза

Особенности
изготовления
изделий из керамики

альбом

Колво
часов
1

Освоение приёмов
бумагопластики
Конструирование из
бумаги

Бумага,ножницы,клей

1

Бумага,ножницы,клей

2

блёстки,искусственный
снег,вата

2

Альбом
скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

2
3

4
5
6
7

Построение
композиции в
динамике или
статике
Декорирование
работы
Копия
керамического
сосуда
Лепка формы
методом жгут
Декорирование

Создание яркого
выразительного
образа
Закрепить навыки
формообразования
Правильно передать
пропорции
Характерные
11

8

сосуда
Лепка рельефа
сказочный городок

особенности сосуда
Выполнение в
технике сграффито
контррельеф

цветной 3-4 цвета
Глина, ангоб

2

Всего:

16

3 четверть
№
урока
1
2
3
4

5

6

7

8
9
10
11

Тема урока

Цели и задачи

Формат и материалы

Наброски с фигуры Учить передавать
альбом
человека эскиз
движение
пропорции
Лепка фигуры
Знакомство с
Проволока,досочка,гвозди
человека на основе каркасом
каркаса
Распределение
Цельность
скул.пластилин
основных масс
решения работы
фигуры
Человек и его
Разработка эскиза
альбом
профессия
,образность
«Творческий
мышления
портрет»
Выполнение
Пластические
глина
эскиза в
поиски в объёме
натуральную
величину
Выполнение в
Лепка методом
глина
материале
жгут
Керамическая
глина
Декорирование
Выражение
Ангобы,кисти
портрета
внутреннего
состояния через
цвет
Декорирование
Работа с рельефом
стеки
портрета в технике
сграфито
Блюдо на тему Показ и
альбом
пословицы
объяснение разных
техник лепки
Лепка блюда по
Взаимосвязь
Глина,стеки ,ткань
шаблону
текста и
изображения
Декорирование
Лепка по шаблону
Глина,штампы
12

Колво
часов
2
2
2
2

2

2

2

2
2
2
2

рельефом
Всего:

22

4 четверть
№
урока

Тема урока

1

Ваза «Мой город»

2

Лепка основания
жгутом
Пластическая и
фактурная
проработка
Декорирование вазы
ангобом
Декоративный пласт
«Пространство и
человек»
Создание образа
человека в технике
пласта
Проработка деталей

3
4
5
6
7
8

Проработка
элементов фона и
пространства

Цели и задачи
Развитие навыков
декоративной
стилизации формы
Лепка в виде домика
Развитие навыков
цветового решения
Развитие навыков
работы с пластом
Знакомство с
творчеством мастеров
латвийской керамики
Умение лепить мелкие
формы, стилизовать
Обобщение мелких
деталей
Умение завершать
работу

Формат и
материалы
альбом

Колво
часов
1

Глина, стеки,
ткань
глина

2

Глина, ангоб

2

альбом

2

Глина, ткань

2

глина

2

Глина, ангоб

1

Всего:
За год:

14
68

2

Планируемые результаты шестого года обучения:
- владеют навыками выполнения рельефов различных видов;
- владеют навыками конструктивного разбора предметов и их
пустотелого выполнения в материале;
- осознанно соблюдают последовательность выполнения керамической
работы;
- владеют навыками декорирования керамики.

13

7 класс
Задачи:
- знакомство с перспективой в рельефе;
- закрепление навыков по передаче конструктивных особенностей
предметов;
- знакомство со способами передачи материальности и пространства
объёма.
1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Копия гипсового
слепка части
лица(нос,губы,ухо)
эскиз

2

Лепка плинта

3

Распределение
соотношений
основных масс и
объёмов обрубовка
Проработка деталей

4
5
6

7
8

Моделировка формы
соотношение с
натурой
Персонаж басни или
сказки в стиле
народной игрушки
эскиз
Лепка основы для
фигуры
Декорирование
работы приёмом
налепа и рельефом

Цели и задачи
Сформировать
представление о
конструкции и
принципах
построения частей
лица
Пластическая
взаимосвязь частей
лица
Умение обрубать
форму

Формат и
материалы
Альбом,карандаш

Колво
часов
1

скул.пластилин
досочка

2

скул.пластилин

2

скул.пластилин
стеки
скул.пластилин
стеки

2

Умение создавать
образ
Память,воображение

Альбом,карандаш

2

Использование
приёмов лепки
Использование
приёмов
декорирования

Глина,стеки ,ткань

2

Глина,стеки ,ткань

2

Всего:

16

обобщение
Перенос пропорций с
натуры в работу

2 четверть
14

2

№
урока

Тема урока

1

Вводное
занятие.Беседа о
керамике и её
свойствах, этапах
развития. Упражнение.
Плакетки. Упражнение
на фактурность

2
3

4
5
6
7
8

Цели и задачи

Формат и
материалы
Альбом,карандаш

Колво
часов
2

глина

2

глина

2

глина

2

Глина,стеки ,ткань

2

Штампы,стеки

2

ангобы

2

Глазурь,кисти

2

Всего:

16

Знакомство с
основными
терминами

Закрепление навыков
лепки основы под
рельеф
Зимние сны
Развитие творческой
.Декоративная
активности в поиске
композиция на основе выразительных
шара(эскиз)
средств
Лепка шара круговыми Поэтапность
налёпами
укладывания и
соединения валиков
Лепка основной
Распределение форм
формы композиции
по круглой форме
Проработка деталей
Использование
штампов и
инструментов
Декорирование
Цветовое решение в
фактурным налепом,
соответствии с
ангобами
замыслом
Глазурование работы
аккуратность
после обжига
3 четверть

№
урока

Тема урока

1

Конструктивные животные
эскиз

2

Стилизация формы
конструкция

3

Лепка основных форм
найденного образа

4

Декорирование фактурами,

Цели и задачи
Создание эскиза
на основе
фотоматериалов
Беседа о
стилизации и
свойствах
керамики
Выполнение
работы методом
пласт
Цельное решение
15

Формат и
материалы

Колво
часов
Альбом,карандаш
2
Альбом,карандаш

2

Глина,ткань

2

Стеки, штампы

2

5

6

7
8
9
10

деталями
Рельеф «А звери так похожи на
людей» эскизы

формы и декора
Развитие
Альбом,карандаш
творческой
активности
выразительность
стилизации
Лепка пласта как основы для
Закрепление
Глина,ткань
рельефа
умений по
созданию
рельефа
Выполнение
каркаса
Декорирование рельефа
Завершение
глина
фактурами
композиционного
замысла
Этюд фрукты на
Поиск
Альбом,карандаш
состояние(ужас,печаль,радость) выразительных
средств,силуэта
Лепка плинта
Выполнение
скул.пластилин
каркаса
стеки
Проработка деталей фигуры на Распределение
скул.пластилин
каркасе
масс с учетом
равновесия
Всего:
4 четверть

№
урока

Тема урока

1

Фантазийный портрет
эскиз

2

Соединение эскизов в
один
Лепка портрета

3
4
5
6
7
8

Декорирование
ангобами
Лепка фигуры
мифической птицы
Лепка и набор
основной формы
Декорирование
рельефом
Завершение работы

Цели и задачи

2

2
2
2
4
22

Создание образа на
основе фантазий и
воображения
Выполнение модели

Альбом,карандаш

Колво
часов
1

скул.пластилин

1

Лепка методом жгут

скул.пластилин

2

Цветовое решение

скул.пластилин
ангобы
глина

2

глина

2

глина

2

глина

2

Развитие фантазии
Использование
методов лепки
Развитие мелкой
моторики
Умение обобщать
16

Формат и
материалы

2

2

детали
Всего:
За год:
Планируемые результаты седьмого года обучения:

14
68

- владеют навыками выполнения перспективных сокращений в
рельефах различных видов;
- уверенно анализируют и передают конструктивные особенности
предметов в рельефе;
- уверенно анализируют и передают конструктивные особенности
предметов в объеме;
- владеют навыками передачи материальности и пространства в объеме.

8 класс
Задачи:
- развитие профессиональных навыков выполнения декоративных
керамических изделий;
- изучение способов стилизации;
- закрепление знаний о композиционных средствах и техниках
декорирования;

1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Копия гипсового
черепа человека
обрубовка
Изучение
конструкции черепа.
Набор затылочной
массы
Лепка лицевой части
черепа

2

3
4

Проработка деталей

Цели и задачи

Альбом,карандаш

Колво
часов
2

Изучение
пропорций,массы,формы

скул.пластилин

2

Последовательность
ведения работы от
общего к частному
Уточнение симметрии,

скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

Изучение частей лица
человека

17

Формат и
материалы

5
6
7

8

лицевой части
черепа
Обработка и
уточнение деталей
затылочной части
Мелкая пластика
упражнение
Лепка из куска
глины,
различные способы
декорирования
Завершение работы

пропорций
Заглаживание,внимание
к деталям

скул.пластилин

2

Развивать умение
стилизовать и упрощать
форму
Научить различным
способам
декорирования

Альбом,карандаш

2

глина

2

глина
Всего:

2
16

Учить видеть в целом

2 четверть
№
урока

Тема урока

1

Декоративная
скульптура «Образ
предмета» эскиз

2

Декоративная
скульптура, образ
предмета
Лепка модели
предмета
Выполнение
основной формы
Уточнение деталей,
фактур, декора.
Пласт на тему
«Искусство» рельеф
эскиз
Лепка пласта.

3
4
5
6
7
8

Проработка деталей,
фактур

Цели и задачи

Альбом,карандаш

Колво
часов
2

скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

Лепка методом жгут

скул.пластилин

2

Декоративное
оформление.
Создание эскиза.

скул.пластилин

2

Альбом,карандаш

2

Глина,ткань

2

Глина,ткань

2

Развитие
ассоциативного
мышления,
творческого
мышления
Работа с
иллюстративным
материалом
Стилизация форм

Поиск и отбор
выразительных
средств.
Композиционный
вес деталей и
равновесие.
18

Формат и материалы

9

Декорирование
ангобами, глазурью

Особенности средств
декоративного
оформления.

Ангобы,глазурь,кисти

2

Всего

16

3 четверть
№
урока
1
2
3
4
5

6
7

8
9
10

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

Этюд с натуры.
Драпировка.
Набивка плинта.
Разметка рисунка.

Зарисовка с натуры.

Альбом,карандаш

Подготовительный
этап работы.

2

Лепка драпировки.
Барельеф.
Тематический
натюрморт с
драпировкой.
Лепка растительных
форм.
Упражнение.

Выполнение
работы.
Создание эскиза по
фотоматериалам.

Скульпт.
Пластилин,
дощечка, стеки.
Скульпт.пластилин.
Альбом,карандаш.

2

Глина, ткань.

2

Альбом, карандаш.

2

глина

2

Альбом.Карандаш.

2

Дощечка,
проволока.
скул.пластилин,
стеки.

2

Всего

22

Развитие
творческой
активности,
выразительность
стилизации
Создание эскиза.

Композиция с
применением
растительных форм.
Выполнение композиции Композиционное
с растительными
решение группы
формами.
элементов в
пространстве.
Пластические наброски
Эскизы. Поиск
фигуры человека.
выразительности
силуэта
Подготовка плинта под
Подготовительный
рельеф.
этап работы.
Композиция из 1-2 фигур Распределение масс
на тему «Цирк», «Танец». с учетом
Барельеф.
равновесия

4 четверть
19

Колво
часов
2

4

2

№
урока

Тема урока

1

Портретный жанр в
скульптуре.

2

Выполнение
объемных портретных
набросков
Упражнения по
передаче мимических
особенностей лица
человека.

3

4

5

6
7

Цели и задачи
Передача
эмоционального
состояния.
Выполнение модели

Поиск и передача
мимики лица.
Знакомство с
пластическими
возможностями в
портрете.
Объемные наброски
Изучение
рук человека.
анатомических
особенностей и
пластики рук
человека.
Стилизация
Передача
портретного
эмоционального
изображения.
состояния средствами
стилизации.Эскизы.
Выполнение портрета. Использование
комбинаторных
способов лепки.
Декорирование.
Цветовое и фактурное
оформление.

Формат и
материалы
Альбом,карандаш

Колво
часов
2

скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

скул.пластилин

2

глина

2

глина

4

ангобы, глазурь.

2

Всего:
За год:

14
68

Планируемые результаты восьмого года обучения.
-анализируют конструкцию и выполняют с натуры бытовые предметы,
драпировки в объемных изображениях;
-анализируют конструкцию и выполняют с натуры голову и фигуру
человека в объеме;
- владеют навыками выполнения рельефных изображенийс передачей
плановой и линейной перспективы;
- владеют композиционными средствами;
20

- уверенно применяют методы стилизации;
- применяют на практике особенности изображения в технике
керамики;
- владеют приёмами лепки и декорирования.
9 класс
Задачи:
- разработка творческого проекта и выполнение итоговой дипломной
работы в технике художественной керамики;
- выполнение заданий повышенной сложности с полным объемом
учебных задач;
- владение полным объемом знаний по выполнению скульптурных
изображений;
- владение полным объемом исполнительских навыков и приёмов по
выполнению работ в технике художественной керамики.
1 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Формат и
материалы

1

Вводное занятие.
Беседа о современных
тенденциях в
скульптуре, в
художественной
керамике, об
утилитарной,
выставочной и
интерьерной
керамике, о
дипломном проекте,
этапах и сроках его
выполнения.

Знакомство с формой
итогового отчетного
мероприятия и
темами,
рекомендуемыми для
выполнения
дипломного проекта.

Альбом, карандаш

2

Итоговая дипломная
работа. Тема по
собственному выбору
или из рекомендуемых
преподавателем:

Выполнение эскизов
по выбранной теме на
основе собранного
информационного
материала.

Альбом, карандаш,
другие
изобразительные
материалы по
выбору.

21

Колво
часов
2

4

«Цитата», «Диалоги»,
«Декоративный
набор», «Образный
портрет».
Сбор
информационного
материала.
Итоговая дипломная
работа. Разработка
проекта.

Упражнения.

4

Итоговая дипломная
работа. Разработка
проекта.

Осознание проектной
задачи. Эскизы,
Упражнения.

5

Итоговая дипломная
работа. Разработка
технологического
процесса.

Выбор и анализ
технологии
исполнения и
выполнение эскиза
проекта с
конструктивным
разбором и полным
описанием
технологического
маршрута.

3

Поиск проектной
проблемы. Эскизы.
Упражнения.

Альбом, карандаш,
другие
изобразительные
материалы по
выбору.
Альбом, карандаш,
другие
изобразительные
материалы по
выбору.
Альбом, карандаш,
другие
изобразительные
материалы по
выбору.

4

Всего

16

Формат и
материалы

Колво
часов
6

4

2

2 четверть
№
урока
1
2
3

Тема урока
Итоговая дипломная
работа.
Итоговая дипломная
работа.
Итоговая дипломная
работа.

Цели и задачи
Выполнение
объемных эскизов.
Выполнение
конструктивных
эскизов.
Выбор наиболее
удачного решения
проекта и
изготовление
рабочей модели.
22

Скульптурный
пластилин, стеки.
Скульптурный
пластилин, стеки.

4

Скульптурный
пластилин, стеки.

6

Всего

16

3 четверть
№
урока

Тема урока

1

Итоговая дипломная
работа

2

Итоговая дипломная
работа

3

Итоговая дипломная
работа

4

Итоговая дипломная
работа

Цели и задачи
Выполнение в
материале.
Основные
конструктивные
модули.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.
Выполнение в
материале. Сборка.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.
Выполнение в
материале.
Деталировка.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.
Выполнение в
материале. Правка
и уточнения,
обобщение.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.

Формат и
материалы
Глина, стеки.

Колво
часов
10

Глина, стеки.

4

Глина, стеки.

6

Глина, стеки.

2

Всего

22

4 четверть
№
урока
1

Тема урока
Итоговая дипломная
работа.

Цели и задачи
Выполнение в
материале.
Декорирование.
23

Формат и
материалы
Глина, стеки,
штампы.

Колво
часов
4

2

Итоговая дипломная
работа.

3

Итоговая дипломная
работа.

Фактуры.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.
Эскизы-пробники.
Выполнение в
материале.
Декорирование.
Цветовое решение.
Эскизы-пробники.
Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.
Выполнение в
материале. Выбор
наиболее удачных
вариантов
декорирования и
оформление ими
работы. Практическая
реализация
технологических
знаний и навыков.

Глина, пигменты,
ангобы, глазури,
кисти.

4

Глина, пигменты,
ангобы, глазури,
кисти.

8

Всего:
За год:

14
68

Планируемые результаты девятого года обучения.
- умеют готовить глину к работе, пользоваться оборудованием и
инструментами;
- владеют методом творческого проекта;
- решают задачи повышенной композиционной и технической
сложности с полным объемом ранее изученного учебного материала;
- владеют полным объемом исполнительских навыков и приёмов по
выполнению работ в технике художественной керамики.
- выполняют итоговую за весь курс обучения по предмету, творческую
работу в технике художественной керамики.
Требования по годам обучения
24

5-й класс
Объем программы

Что должен уметь

68 часов

Самостоятельно готовить и
оценивать пластичность глины
для работы. Пользоваться
инструментами
для
скульптуры.
Выполнять
скульптурные изображения с
натуры несложных предметов в
объеме. Готовить плинт для
рельефа. Выполнять рельефное
изображение.
Создавать
пустотелую форму двумя
способами. Применять на
практике изученные приёмы
лепки.
Использовать
на
практике простых средств
выразительности.
Уметь
упрощать сложную форму.
Умение применять на практике
знания
о
пропорциях.
Применять
на
практике
изученные
приемы
декорирования.

6-й класс
Объем программы
68 часов

Что должен уметь
Выполнять несложные геометрические
предметы с натуры с соблюдением
пропорций.
Выполнять
копию
несложной, приближенной по форме к
геометрической, гипсовой маски с
соблюдением пропорций. Выполнять на
практике скульптурные изображения
разными способами лепки. Выполнять
рельефные изображения в качестве
25

декора на керамике. Выполнять
несложный контррельеф. Декорировать
керамическую поверхность техникой
сграфитто.

7-й класс
Объем программы
68 часов

Что должен уметь
Выполнять с натуры бытовые
предметы несложной конструкции.
Выполнять копии гипсовых слепков
частей лица. Выполнять несложные
керамические
конструкции
с
соблюдением условия пустотелости.
Выполнять на практике скульптурные
изображения разными способами лепки.
Выполнять этюдные изображения
животных в движении. Выполнять
объемные наброски фигуры человека в
несложной позе. Передавать в объемных
изображениях состояния статики и
динамики. Изготавливать каркас для
трехмерных изображений. Создавать
несложные декоративные рельефные
изображения-плакетки. Декорировать
керамическую поверхность способом
нанесения фактур.

8-й класс
Объем программы
68 часов

Что должен уметь
Выполнять копию гипсового черепа
человека. Пользоваться способами
самоконтроля при работе с натуры.
Выполнять с натуры объемное этюдное
изображение
головы
человека.
Передавать основные портретные
26

особенности и мимику лица. Выполнять
с натуры бытовые предметы с
драпировкой. Создавать рельефные
изображения с передачей плановости и
линейной перспективы. Выполнять
перевод натурных изображений в
декоративные.
Декорировать
керамическую
поверхность
разнообразными ранее изученными
способами.

9-й класс
Объем программы
68 часов

Что должен уметь
Уверенно применять метод
творческого проекта.
Пользоваться широким объемом
композиционных приёмов. Решать
задачи повышенной
композиционной и технической
сложности с полным объемом
ранее изученного учебного
материала. Применять на
практике особенности
изображения в технике керамики.
Владеть полным объемом
исполнительских навыков и
приёмов по выполнению работ в
технике художественной
керамики.

27

Методическое обеспечение образовательной программы
Возможные формы занятий: групповое занятие, индивидуальное
занятие, конкурсы.
Приемы
процесса

и

методы

организации

учебно-воспитательного

Методы организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, анализ задания)
-наглядный (изучение
репродукций мастеров, творческих работ
методического фонда и архива, посещение мастер-классов и выставок,
музеев)
-практический (упражнения, эскизы, модели, выполнение заданий в
скульптурных материалах)
-Методы, в основе которых лежит
творческой деятельности детей:

форма

организации

-объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию)
-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности)
-частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с
педагогом)
-исследовательский (самостоятельная творческая работа учащегося)
Методы, в основе которых
деятельности учащихся:

лежит

-индивидуальный(индивидуальное
проблем)

выполнение

-групповой (выполнение заданий в группах)

Приемы, используемые педагогом:

28

форма

организации

задания,

решение

-устное изложение, беседа, диалог, анализ рассматриваемой задачи,
разбор, обсуждение и решение проблемных ситуаций, практическая
демонстрация техник и приемов, игра, наблюдение.
Дидактический материал: методическая литература;
иллюстративные и литературные источники, фотоматериалы, набор
репродукций; методический и архивный фонд, включающие в себя работы
учащихся по темам, предусмотренными программой; методические
таблицы: примеры последовательности выполнения отдельных
композиционных заданий и технологических приёмов, пропорциональные
возрастные соотношения фигуры человека, построение изображения в
рельефе; различные карточки и модули к заданиям.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной
программы: дневник, индивидуальные планы, ведомость успеваемости.

Список рекомендуемой литературы педагогу:
-Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции. Харвест.Минск.2009г.
- Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования
художественных керамических изделий.-Москва.Высшая школа, 1984 г.
-Алексеева А.И. Пока рука держит кисть.-М.1982г.
-Авсеян О.А. Натура и рисование по представлению.-М.1985г.
-Антакольский М.М. Каталог выставки. Санкт-Петербург, 1994г.
-Базазьянц. Даниэль Митлянский. Образ, настроение, мысль.-М.1977г.
-Британский музей. Лондон:Альбом(автор-составитель Ривкин Б.И.)М:Изобразительное искусство1980г.
- Буббико Х. Крус. Керамика. Техники. Материалы. Изделия. Изд-во НиколаПресс.2006г.
-Ватагин В.А. Изображение животного. Сварог и К. М.1999г.
-Власова М.Н. Новая абевега русских суеверий.-Санкт-Петербург.1995г.
-Воронов Н.В. Монументальная скульптура.1960-1980,-М.1984г.
-Воронов О.П. Искусство скульптуры.-М.Знание.1981г.
-Газарян С.С. Прекрасное-своими руками.-М.1986г.
29

-Громыко А.А. Маски и скульптура.-М.1985г.
-Иттен И. Искусство формы. М.Издатель Д.Аронов.2001г.
-Какабадзе А.Г. Современная грузинская керамика.-М.1984г.
-Лебедева В.Е. Монументальное искусство. Изд.Советский
художник.1985г.
-Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры:Теория и
практика.-М.1983г.
-Неменский Б.М. Мудрость красоты.М.1987г.
-Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство.-М.1984г.
-Сентекс Б. Керамика. М. Астрель. 2005г.
-Степанова А.П. Теория орнамента. Ростов-на-Дону.Феникс.2011г.
-Танк В. Анатомия животных для художников. М. АСТ Астрель.2004г.
-Писаревский Л.М. Лепка головы человека.-М.1968г.
-Школа изобразительного искусства:вып.1-3:Учебное
пособие.Изобразительное искусство, 1986г.
-Шмидт И.М. Беседы о скульптуре.-М.1963г.

Материально-технические условия для реализации предмета
«Скульптура 5-9 классы»
Реализация программы учебного предмета «Скульптура 5-9 классы»
обеспечивается учебными аудиториями для групповых занятий,
которые
обеспечены
соответствующим
оборудованием
и
материалами. Оборудование: стеллажи, шкафы, полки, столы,
поворотные круги различныхных диаметров, стеки различной формы,
кисти щетинные и беличьи, подиумы, софиты, электрическая
муфельная печь, натурный фонд. Материалы: глина, шамот, глазури,
эмали, ангобы.

Оценочные материалы
30

Реализация образовательной программы предусматривает текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольные задания, экзаменационные просмотры по результатам
учебных четвертей на протяжении всего курса обучения, защита
дипломного проекта по окончании девятого класса и завершении всего
курса обучения, творческие конкурсы и выставки различных уровней,
отчетная выставка один раз в пять лет.
При оценивании учащихся следует учитывать:
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
-развитие творческого мышления;
-выполнение скульптурных и керамических заданий на высоком
исполнительском уровне, соответствующему возрасту ребенка;
-степень продвижения учащегося, успешность личных творческих
достижений.

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».