История искусств (1-9 кл.) 2025-2026 уч.год

Пояснительная записка
Курс истории искусств по колоритному определению искусствоведа Паолы
Волковой – это «мост через бездну». Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы этот
мост создать, не научить, а пробудить интерес, дать толчок художественному импульсу.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Волшебный мир
искусства» Киневой Л.А. с опорой на собственный практический педагогический опыт
Овечкиной Я.Р. Программа разработана специально для учащихся 1-9 классов
художественного отделения Лицея им. С.П. Дягилева, учитывая особенности контингента
детей, предоставляя просторы для творчества. Кроме того, данная программа отвечает
предъявленной задаче в ФГТ в сфере дополнительного образования: «сформировать
комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование
эстетических
взглядов,
художественного
вкуса,
пробуждение
интереса
к
изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства».
Цели и задачи учебного процесса

Программа курса ставит целью – сформировать комплекс знаний об
изобразительном искусстве, направленный на взращивание гармоничной, эстетически
развитой личности, свободно «плавающей» и созидающей в мире искусства прошлого и
настоящего.
И предполагает решение следующих учебно-методических задач:
 развитие творческого воображения и эстетического вкуса;
 формирование понимания языка искусства
и
закономерностей
художественного и исторического процессов;
 обучение навыкам анализа произведения искусства;
 воспитание духовно обогащенной личности, свободно ориентирующейся и
созидающей в мире прекрасного.
Основные особенности учебного процесса
Программа разделена на три блока:
1. «Вариации прекрасного» для 1-2 классов (начальный этап - беседы об
искусстве),
2. «Основы искусствознания» для 3 класса (виды и жанры искусства),
3. «История изобразительного искусства» для 4-9 классов (путешествие через века).
I блок – «Вариации прекрасного» (1-2 классы)
На этом этапе обучения у детей формируется эмоционально-личностное отношение
к произведению, они учатся внимательно слушать рассказ, смотреть и видеть детали,
воспринимать содержание произведения искусства, чувствовать и понимать настроение,
переданное художником, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов.
Урок выстраивается таким образом, что первая часть - беседы об искусстве, во второй
части дается возможность рисовать.
II блок – «Основы искусствознания» (3 класс)
Второй этап предполагает формирование умения воспринимать произведение
искусства на основе единства содержания и выразительных средств, понимать значимость
произведения, различать специфику каждого вида и жанра произведения. Этот этап
является основополагающим в образовании младших школьников.

III блок – «История изобразительного искусства» (4-9 классы)
Третий этап предполагает изучение особенностей художественного творчества от
эпохи первобытного общества до рубежа XIX – XX вв. Следуя принципу историзма,
распределение материала курса происходит следующим образом:
4 класс

Первобытное искусство
Искусство Древнего мира (Египет, Месопотамия, Америка)
Искусство стран Востока (Япония, Китай)

5 класс

Искусство Античности
Искусство Византии
Подходы к анализу художественного произведения

6 класс

Искусство Средних веков
Искусство эпохи Возрождения

7 класс

Искусство Руси и России X – XIX вв.

8 класс

Искусство западной Европы XVII – XVIII вв., начала XIX в.

9 класс

Искусство России рубежа XIX – XX вв.
Жемчужины западноевропейского искусства XIX – XX вв.
Подготовка к итоговой аттестации по курсу

Такое постепенное погружение в мир прекрасного позволяет, учитывая возрастные
особенности учащихся, пробуждать интерес к искусству, вдохновлять на художественную
деятельность и воспитывать духовно обогащенную личность.
Стоит отметить, что использование данной программы позволяет устанавливать
взаимосвязи с другими предмета общеобразовательного и художественного блоков, а
именно: с историей, МХК, литературой, композицией.
Программа построена на основе принципов историзма, интеграции, принципа
«через искусство» (связь искусства с жизнью), опоры на творческий метод (метод
художественно-педагогической драматургии Л.М. Предтеченской) и индивидуальным
подходом.
Успешных результатов в реализации программы можно достичь, применяя
следующие технологии: «Образ и мысль», проблемного обучения, коллективного
сотрудничества, проектные технологии, игровые, мультимедийные или информационные,
«Критического мышления», «Дебаты».
Невозможно постигать искусство без непосредственного общения с подлинниками.
Один из важных моментов в обучении – организация посещения выставок и музеев,
мастерских, художественных и культурных центров, экскурсии по городу.
Программа рассчитана на 9 лет обучения с преподаванием 1 часа в неделю (36
часов в год). Урок проводится в форме группового занятия педагога с обучающимися (40
минут). Итогом всех полученных знаний служит аттестация выпускников по предмету в
форме экзамена (по билетам или защита реферата), а также сдача репродукционного ряда.

Учебно-тематический план
1 класс
Задачи:
- развивать интерес к искусству;
- развивать умения внимательно слушать рассказ, смотреть и видеть детали,
- формировать эмоционально-личностное отношение к произведению,
- овладеть восприятием содержания произведения искусства,
- развивать умение чувствовать и понимать настроение, переданное художником.
1 четверть
№
урока
1

2
3

4
5

6

7
8

Тема урока
Вводное занятие

Великие творения людей. Наскальные
рисунки.
Великие творения людей. Загадка
египетских пирамид.

Цели и задачи
Знакомство с детьми; дать представление
о том, кто такой художник, материалах
художника.
Знакомство с наскальной живописью,
сухими материалами (уголь, сангина).
Знакомство с самым древним и
единственным сохранившимся чудом
света.
Знакомство с историей строения.

Великие творения людей. Легенда о
Вавилонской башне.
Великие творения людей.
Собор Знакомство с историей создания собораВасилия Блаженного.
памятника, его художественными
особенностями.
Знакомство с известными пейзажами И.
Русские живописные произведения
XIX века. Пейзажи нашей Родины.
Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, как
в них передается настроение?
Знакомство с произведениями В.
Русские живописные произведения
XIX века. Русские народные сказки.
Васнецова и И. Билибина.
Знакомство с портретами детей в
Русские живописные произведения
XIX века. Русский портрет.
творчестве И. Репина и В. Серова.

Колво
часов
1
1

1
1

1

1
1
1

2 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

1

Народные художественные промыслы.
Дымковская игрушка.

Знакомство с историей появления,
отличительными особенностями и
выразительными средствами дымковской
игрушки.
Знакомство с хохломским узором,
попробовать самому освоить узор.

2

Народные художественные промыслы.
Хохлома.

Колво
часов
1

1

3

4-5

6
7

8

Народные художественные промыслы.
Русская матрешка.
Народные художественные промыслы.
Занятие на выставке в центре «Гамаюн»
или Центре народных промыслов и
ремесел.
Библейские предания в живописи.
Библия как произведение искусства.
Библейские предания в живописи.
Библейские предания в живописи.
Рождество в живописи.

Знакомство с историей создания,
богатство декоративного решения образа,
символическое значение.
Закрепление материала, визуализация
образов.
Беседа о Библии как о величайшей книги
человечества и произведение искусства.
Знакомство с основными библейскими
историями в картинах (самые
жемчужины).
Беседа о Рождестве и рассмотреть образы
Рождества в живописи разных
художников.

1

2

1

1

1

3 четверть.
№
урока
5-6

7

Тема урока
Скульптура.

Мифы Античности в
живописи.

8

9
10-11

Икона «Богоматерь
Владимирская».
Путешествие в картину

Цели и задачи
Разобраться с тем, что такое скульптура и в
разнообразии материалов;
Познакомиться с историческими личностями в
скульптуре (Петр I, Нефертити, Татищев и де Генин);
Рассмотреть образы животных в скульптуре;
Познакомиться со скульптурами Екатеринбурга;
Скульптура в музее ИЗО (ЕМИИ – экскурсия).
Рассмотреть образы героев в живописи (на примере
Геракла, Тесея, русских богатырей), выявить
качества настоящего героя;

Колво
часов
6

1

Беседа по картине В. Серова «Похищение Европы».

1

Знакомство с историей, образом, настроением.

1

Учимся вглядываться в полотно (картины по
настроению и характеру детей подбираем).

2

4 четверть.
№
урока
1

Тема урока
Музеи и меценаты.

Цели и задачи
Дать представление о том, что такое музей
и кто такой меценат.

Колво
часов
1

2

3

4

5

6

7

8

Музеи и меценаты. Третьяков и его
галерея.
Путешествие в картину

Музеи и меценаты. Мамонтов и
Абрамцево.

Беседы о деятельности П.М. Третьякова,
истории создания и коллекции русской
живописи Третьяковской галереи.
Учимся вглядываться в полотно (на
примере картин из коллекции
Третьяковской галереи).
Беседа о деятельности С.Мамонтова, об
усадьбе Абрамцево как островке культуры,

Знакомство с историей создания картины В.
Васнецов «Алёнушка» (в Абрамцево) и
развиваем умение вглядываться в полотно.
Путешествие в картину
Учимся вглядываться в полотно (на
примере картины Б. Кустодиева «Портрет
Шаляпина»).
Музеи и меценаты. Княгиня Тенишева Беседа о деятельности М.К. Тенишевой, об
и Талашкино.
усадьбе Талашкино как островке культуры,

1

1

1

Путешествие в картину

«Ты пришел в музей»

Знакомство с коллекцией одного из
екатеринбургских музеев (выездной урок).
Итоговая беседа – осознание опыта года.
Ученик к концу 1 класса должен знать:



авторов и названия основных произведений, изучаемых в пределах программы.
Уметь и понимать:


содержание произведения;




рассказывать о нем;

сравнивать действия изображаемых персонажей с реальными;


замечать детали.

1

1

1

1

2 класс
Задачи:
- закрепить и развивать дальше умения и навыки, полученные в первом классе,
- овладевать навыком рассказа об\по увиденному произведению,
- формировать эмоционально-личностное отношение к произведению,
- овладевать восприятием содержания произведения искусства,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока
1

2

3

4

5

6

7-8

№
урока
1

2

Тема урока

Цели и задачи

Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; беседа об осознании роли
предмета; С.П. Дягилев и Лицей.
Беседа об архитектуре, кто такой зодчий?
Великие творения людей в
архитектуре. Что такое архитектура?
3 правила в архитектуре:
польза/прочность/красота.
Осознание роли храмов в Др. Руси,
Великие творения людей в
архитектуре. Храмы Древней Руси.
знакомство с ансамблем деревянного
зодчества в Кижи и Храмом Покрова на
Нерли.
Составить представление о том, что такое
Великие творения людей в
архитектуре. Ансамбль Московского
архитектурный ансамбль и основными
Кремля.
памятниками Московского Кремля.
Великие
творения
людей
в Знакомство с Петропавловской
архитектуре. Прогулка по Петербургу.
крепостью и ансамблем Дворцовой
площади.
Знакомство с сооружениями А. Гауди и
Великие творения людей в
архитектуре. Интересная и необычная
Ф. Хундертвассера и др. необычными
архитектура.
архитекторами.
Путешествие а одну из жемчужин
Великие творения людей в
архитектуры Свердловской области
архитектуре.
(Верхотурье/ Невьянск/Коптелово/…)
2 четверть

Колво
часов

Вводное занятие

Тема урока
Русские живописные произведения
XIX века. Пейзажи нашей Родины.
Русские живописные произведения
XIX века. Русские сказки.

Цели и задачи
Знакомство с зимними пейзажами (на
примере И. Грабаря, И. Шишкина, А,
Саврасова и др.), как в них передается
настроение? Как пишется снег?
Знакомство с произведениями М.
Врубеля («Царевна-Лебедь», «Пан» и
декорации к спектаклям, эскизы
костюмов).

1

1

1

1

1

1

2

Колво
часов
1

1

3

4

5-6

7

8

Знакомство с портретом на примере
творчества В. Тропинина и О.
Кипренского.
Знакомство с картинами Маковского и
Мясоедова.

Русские живописные произведения
XIX века. Русский портрет.
Русские живописные произведения
XIX века. Быт русского народа в
живописи.
Русские живописные произведения
XIX века. Историческая живопись.

Библейские предания в живописи.

Мифы Античности в скульптуре.

1

1

Знакомство с историческими полотнами
В. Сурикова, осознание того, как
художник передает историю в картине;
Беседа по картине «Последний день
Помпеи» К.Брюллова.
Рассмотреть картину А.Иванова
«Явление Христа народу», беседа об
образах, о труде мастера/гения.

1

Рассмотреть античные мифы на примере
скульптур Козловского

1

1
1

3 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

1

Народные художественные промыслы.
Гжель.

Знакомство с историей появления,
отличительными особенностями
росписи.
Знакомство с историей промысла, с
узором, попробовать самим вырезать
свой узор из белой бумаги.
Знакомство с историей, темами,
художественными особенностями.
История создания, богатство
декоративного решения образа,.
История создания, богатство
декоративного решения образа,
символическое значение.
Закрепление материала, визуализация
образов.
Разобраться с тем, что такое скульптура
и в разнообразии материалов;
Рассмотреть историю России в
скульптурных памятниках (например,
«1000-летие России», памятник Минину
и Пожарскому на Красной площади и
др.);
Монументальная скульптура (на примере
Екатеринбурга).
Учимся вглядываться в полотно (на
примере картин Б. Кустодиева
«Масленица» и др.).

2

3
4
3

6
7-9

10

Народные художественные промыслы.
Вологодское кружево.
Народные художественные промыслы.
Художественное чугунное литье.
Народные художественные промыслы.
Нижнетагильский расписной поднос.
Народные художественные промыслы.
Златоустовская гравюра на стали.
Народные художественные промыслы.
Занятие на выставке в ЕМИИ.
Скульптура.

Народные и церковные праздники в
живописи

Колво
часов
1

1
1
1

1
2

1

1

1
1

11

«Троица» А. Рублева

Беседа о том, что такое икона,
содержание образа, колорит.

1

4 четверть.
№
урока
1

2

3

4

Тема урока

Цели и задачи

Музеи мира: история и коллекция.
Лувр.
Музеи мира: история и коллекция.
Дрезденская картинная галерея.
Музеи мира: история и коллекция.
Эрмитаж.
Музеи мира: история и коллекция.
Русский музей.

Дать представление о том, где находится,
почему ценится, о коллекции (упор на трех
дамах Лувра!).
Дать представление о том, где находится,
почему ценится, о коллекции. Рассмотреть
«Сикстинскую мадонну» Рафаэля.
Дать представление о том, где находится,
почему ценится, о коллекции. Совершить
виртуальную прогулку по самым-самым
залам.
Знакомство с историей создания,
коллекцией. Познакомить с жемчужинами
коллекции.
Дать общий обзор/представление о музеях
Екатеринбурга.
Учимся вглядываться в полотно (на
примере картин из коллекции музеев мира).

Колво
часов
1

1

1

1

6

Музеи мира: история и коллекция.
Музеи нашего города.
Путешествие в картину

7

Путешествие в картину.

Учимся вглядываться в полотно (на примере
картин из коллекции музеев мира).

1

8

Итоговый урок.

Осознание опыта года. Викторина
«Занимательное искусство».

1

5

Ученик к концу 2 класса должен знать:


авторов и названия основных произведений, изучаемых в пределах программы.
Уметь и понимать:





самостоятельно рассматривать картину;

улавливать различия в видах изобразительных искусств;

чувствовать и понимать настроение, переданное художником;

обращать внимание на выразительные средства, использованные мастером.

1
1

3 класс
Задачи:
- овладеть навыком различать специфику каждого вида и жанра произведения,
- формировать умение воспринимать произведение искусства на основе единства
содержания и выразительных средств,
- развивать понимание значимости произведения,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

1

Вводное занятие

Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 2 класс.

2

Теория изобразительного искусства.

Рассмотреть все виды изо искусств, дать
определение, усвоить основные
характеристики каждого вида изо
искусств.
Усвоить понятие пейзажа, овладеть
умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров картин;
Разобрать виды пейзажа: сельский,
городской, морской;
«Марины» Айвазовского – виртуальное
путешествие в музей Айвазовского.
Усвоить понятие натюрморта, овладеть
умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров;
Разобрать виды натюрморта.
Рассмотреть животных в живописи,
умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров.

3

Пейзаж как жанр живописи.

4
5
6

7
8

Натюрморт как жанр живописи.

Анималистический жанр живописи.

Колво
часов
1

1

1

1
1
1

1
1

2 четверть
№
урока
1

Тема урока
Портрет как жанр живописи.

2
3

Исторический жанр живописи.

Цели и задачи
Усвоить понятие портрета, овладеть
умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров картин;
Разобрать виды портрета, овладеть
умением определять вид портрета.
Усвоить понятие исторического жанра,
овладеть умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров картин.

Колво
часов
1

1
1

4

5-6
7

Бытовой жанр живописи.
Игра-квест «Знатоки жанров живописи».
Живопись как вид изобразительного
искусства.

8

Усвоить понятие бытового жанра,
овладеть умением определять этот жанр,
запомнить несколько примеров картин.
Закрепление пройденного материала в
зале русской живописи ЕМИИ.
Познакомиться с зарождением живописи,
усвоить виды: монументальная,
станковая, миниатюра, овладеть умением
определять эти виды на конкретных
примерах;
Раскрыть понятие о композиции (центры,
точки зрения), овладеть умением
определять ее в картинах.

1
2
1

1

3 четверть.
№
урока
1

2

3

4

5
6

7
8-9

10
11

Тема урока

Цели и задачи

Раскрыть понятие перспективы, ее виды,
овладеть умением определять эти виды
на конкретных примерах;
Раскрыть понятие колорита, овладеть
умением определять тип на конкретных
примерах и использовать эти знания в
своей творческой деятельности.
Усвоить понятие графики,
Графика как вид изобразительного
познакомиться с историей, видами и
искусства.
средствами выразительности;
Усвоить понятие гравюры, особенность
техники, ее видов, овладеть умением
определять эти виды;
Усвоить понятие офорта, особенность
техники, запомнить основных мастеров.
Архитектура как вид изобразительного Усвоить понятие «архитектура»,
искусства.
«фасад», «законы Витрувия», типы
архитектуры;
Понятие стиля в архитектуре, как его
определять;
Рассмотреть архитектуру Екатеринбурга,
совершив экскурсию или виртуальное
путешествие.
Усвоить понятие «скульптура»;
Скульптура как вид изобразительного
искусства.
Разобрать виды и материалы
скульптуры, научиться их определять на
конкретных примерах;
Живопись как вид изобразительного
искусства. Продолжение).

Колво
часов
1

1

1

1

1
1

1
2

1
1

4 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Скульптура как вид
изобразительного искусства.
(Продолжение).
ДПИ как вид изобразительного
искусства.

1

2
3
4
5
6

Итоговый урок.

7
8

Колво
часов

Представить самостоятельное
исследование одного из памятников
(проект).
Усвоить понятие «декоративно-прикладное
искусство», уметь его «видеть» в искусстве;
Составить представление об орнаменте как
основе композиции ДПИ;
Разобраться в средствах выразительности
ДПИ: ритм, симметрия, цвет;
Представить самостоятельное
исследование одного из промысла (проект);
Обобщающее занятие в Центре народных
промыслов и ремесел.
Контрольная работа «Теория
изобразительного искусства»;
Осознание опыта года. Викторина
«Занимательное искусство».

Ученик к концу 3 класса должен знать:


авторов и названия основных произведений, изучаемых в пределах программы;


виды и жанры изобразительного искусства.
Уметь и понимать:




различать специфику каждого жанра и вида изо искусства;

воспринимать произведение искусства на основе единства содержания и различных средств
выразительности (ритма, цвета, формы, композиции);


чувствовать и понимать характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных
образов;


развивать свои суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
Задачи:
- формировать представление о временных рамках, периодах, а также особенностях
изобразительного искусства изучаемых эпох;
- овладевать умением работать с источниками;
- развивать умение чувствовать и понимать характер, взаимосвязь жизненных явлений и
художественных образов;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока
1

Тема урока
Вводное занятие

2

Первобытное искусство. Введение.

3

Первобытное искусство. Наскальная
живопись и скульптура.

4

5

6 -7

8

Первобытное искусство.
Мегалитические сооружения.
Первобытное искусство Урала.

Цели и задачи
Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 3 класс;
осознание истории искусств как
путешествия по эпохам.
Составить общее представление об эпохе;
усвоить периоды.
Рассмотреть основные темы рисунков,
материалы, древние пещеры, примеры
скульптуры.
Разобрать понятия: «мегалиты»,
«менгиры», «дольмены», «кромлехи»;
рассмотреть примеры мегалитических
сооружений (Стоунхендж и др.).
Рассмотреть памятники первобытного
искусства Урала: росписи, дольмены,
Шигирский идол.
Закрепить изученный материал,
визуализировать образы.

Первобытное искусство Урала.
Экскурсия в Шигирскую кладовую
(Краеведческий музей).
Искусство Древнего Египта. Вводный Разобрать географические особенности,
урок.
мифологию; усвоить периоды искусства.

Колво
часов

1
1

1

1

1

2
1

2 четверть
№
урока
1-2

3

Тема урока
Искусство Древнего Египта.
Архитектура.
Искусство Древнего Египта.
Скульптура и живопись.

Цели и задачи
Рассмотреть устройство пирамид, их
эволюцию, изучить Великие пирамиды,
разобрать символику Сфинкса;
Разобрать ансамбль египетского храма.
Разобрать египетский канон изображения
и символику цвета.

Колво
часов
1

1
1

4 -5

6-7
8

Разобрать особенности канона в это
период;
Познакомиться с открытием гробницы
Тутанхамона.
Закрепить изученный материал на
занятии в Краеведческом музее.
Завершающий урок в четверти,
расширение визуального ряда и
кругозора.

Искусство Древнего Египта.
Амарнский период.
Искусство Древнего Египта. Итоговый
урок.
«Занимательное искусство». Уроквикторина.

1
1
2

1

3 четверть.
№
урока
1

2
3
4

Тема урока
Искусство Древней Америки. Вводный
урок.
Искусство Древней Америки. Искусство
Северной Америки.
Искусство Древней Америки. Искусство
Южной Америки.

5
6
7

Цели и задачи

Искусство Древней Америки.
Обобщающее занятие.

8

Искусство Месопотамии. Введение.

9

Искусство Месопотамии. Архитектура.

10

Искусство Месопотамии. Скульптура.

11

Искусство Месопотамии. Урокобобщение.

Составить общие представления;
разобрать географические особенности,
мифологию; усвоить периоды искусства.
Составить общее представление о
культуре народов С.А.;
Разобрать архитектуру и скульптуру С.А.
Составить общее представление о
культуре народов Ю.А.;
Разобрать особенности искусства инков
(кипу, музыка, вышивка, скульптура);
Познакомиться с архитектурой инков
(Мачу-Пикчу!).
Закрепить изученный материал на основе
защиты проектов об искусстве Древней
Америки.
Составить общее представление о
географии, народах Месопотамии
Рассмотреть архитектуру, усвоить
понятие «зиккурат».
Рассмотреть основные темы, материалы,
усвоить скульптуру одорантов.
Закрепление изученного материала.

Колво
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

4 четверть.
№
урока
1

Тема урока
Искусство Китая. Введение.

Цели и задачи
Представить общую характеристику
китайского искусства как восточной
культуры.

Колво
часов
1

2

Искусство Китая. Архитектура и
скульптура.

Рассмотреть основные темы, материалы,
художественные особенности.

3

Искусство Китая. Живопись.

Познакомиться с основными жанрами и
представителями.

Искусство Японии. Введение.

4

Искусство Японии. Живопись.

5

Искусство Японии. Чайная
церемония.

6-7

Итоговый урок.

8

Представить общую характеристику
японского искусства как восточной
культуры.
Рассмотреть основные темы, материалы,
художественные особенности,
познакомиться с работами К. Хокусая.
Погрузиться в культуру Японии
непосредственно через участие в церемонии
(Японский культурный центр)
Обобщить и закрепить изученный за год
материал в игровой форме.

Ученик к концу 4 класса должен знать:


авторов и названия основных произведений, изучаемых в пределах программы;


особенности изобразительного искусства изучаемых эпох;


временные рамки и периоды изучаемых эпох.
Уметь и понимать:



работать с источниками, уметь передавать свои впечатления от прочитанного другим;




разбираться в исторических процессах изучаемых периодов на начальном уровне;
чувствовать и понимать характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных
образов;



развивать свои суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

1

1
1

1

2

1

5 класс
Задачи:
- формировать представление о временных рамках, периодах, а также особенностях
изобразительного искусства изучаемых эпох;
- овладевать умением работать с источниками;
- развивать умение анализировать произведение искусства по простой схеме, используя свой
визуальный и эмоциональный опыт;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока
1
2

3

4

Тема урока
Вводное занятие
Искусство Древней Греции. Введение.
Искусство Древней Греции. Критомикенское искусство.
Искусство Древней Греции.
Архитектура.

5
6

Искусство Древней Греции.
Скульптура.

7

8

Искусство Древней Греции. Керамика.

Цели и задачи
Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 4 класс.
Составить общее представление об эпохе;
усвоить понятие «античность»,
периодизацию искусства Др. Греции.
Рассмотреть архитектуру Кносского
дворца, фрески, уловить зачатки
художественного образа греческого
искусства.
Разобрать понятие «античная ордерная
система»;
Изучить ансамбль Афинского Акрополя.
Разобрать канон в изображении
человеческой фигуры;
Проследить эволюцию греческой
скульптуры: статика, динамика,
эмоциональная выразительность; усвоить
основных представителей и жемчужины
скульптуры.
Разобрать типы и стили греческих ваз.

Колво
часов
1
1

1

1
1
1

1

1

2 четверть
№
урока
1-2

3

4

Тема урока
Искусство Древней Греции.
Обобщающий урок.
Искусство Древнего Рима. Искусство
этрусков.

Цели и задачи
Закрепить и систематизировать
полученные знания на занятии в
Краеведческом музее.
Составить общую характеристику
этрусской культуры, разобрать основные
памятники;
просмотр обучающего фильма «Этруски:

Колво
часов
2
1

1

странности в вечности» с заданиями.
5

Искусство Древнего Рима.
Архитектура Рима.

6
7
8

Искусство Древнего Рима. Римские
фрески.

Рассмотреть основные памятники, понять
основную идею всех сооружений;
Усвоить основные римские изобретения:
арка, бетон, дороги, канализация и т.д.;
Архитектурные творческие проекты в
римском стиле.
Рассмотреть художественные
особенности римской живописи.

1
1
1
1

3 четверть.
№
урока
1

Тема урока
Искусство Древнего Рима. Скульптура.

2

3
4

Античное искусство: роль в общей
истории искусств.

5

6
7

8

9

10

Искусство Византии. Введение.

Искусство Византии. Архитектура.

Искусство Византии. Монументальная
живопись.
Искусство Византии. Иконопись.

Цели и задачи
Познакомиться с основными
скульптурными памятниками Рима,
понять основную задачу скульптуры
Рима, усвоить понятие «римский
скульптурный портрет»;
Провести сравнение греческой и римской
скульптуры, выявить отличительные
особенности;
Просмотр фильма об античной
скульптуре с заданиями.
Сопоставить искусство Др. Греции и Др.
Рима, выявить отличительные
особенности каждого и объединяющее
начало;
Исследовать, как Античность
присутствует в современности (защита
творческих проектов);
Поразмышлять, почему настал закат
Античности.
Составить общее представление об
образовании Византии, о начале
христианского мира.
Разобрать понятия базилики и крестовокупольного свода, познакомиться и
проанализировать архитектуру Собора
Святой Софии Константинопольской.
Познакомиться с мозаиками и фресками
базилик и соборов, уяснить понятия
фреска, мозаика.
Усвоить понятия икона и иконография,
выявить особенности византийской
иконографии.

Колво
часов
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

Искусство Византии. Итоговый урок.

11

Обобщение и закрепление изученного
материала, осознание роли византийской
культуры в Средневековье.

1

4 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Как анализировать произведение
архитектуры?

1

Как анализировать произведение
скульптуры?

2

Как анализировать живопись?

3

«Я пришел в музей и я вижу…»
(занятие на экспозиции ЕМИИ)

4-5

Проект «Я путешествую по миру».

6 -7

Итоговый урок.

8

Расширить умения воспринимать и
объяснять свои визуальные впечатления на
основе ранее изученных знаний и по
предлагаемой схеме.
Расширить умения воспринимать и
объяснять свои визуальные впечатления на
основе ранее изученных знаний и по
предлагаемой схеме.
Расширить умения воспринимать и
объяснять свои визуальные впечатления на
основе ранее изученных знаний и по
предлагаемой схеме.
Получить опыт анализа художественного
произведения «в поле» на конкретных
примерах.
Осознать и творчески представить свои
впечатления от поездки в любую
страну/город, используя умения видеть и
анализировать произведения искусства.
Обобщить и закрепить изученный за год
материал в игровой форме.

Ученик к концу 5 класса должен знать:


авторов и названия основных произведений, изучаемых в пределах программы;


особенности изобразительного искусства изучаемых эпох;


временные рамки и периоды изучаемых эпох.
Уметь и понимать:



разбираться в исторических процессах изучаемых периодов на среднем уровне;



чувствовать и понимать характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных
образов;



анализировать произведение искусства по простой схеме, используя свой визуальный и
эмоциональный опыт.

Колво
часов
1

1

1

2

2

1

6 класс
Задачи:
- формировать устойчивые знания о временных рамках, периодах, а также особенностях
изобразительного искусства изучаемых эпох;
- овладевать умением работать с источниками;
- овладевать навыком анализировать произведение искусства;
- развивать умение различать произведения искусства разных стилей и направлений по их
отличительным особенностям (в пределах программы);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

2

Искусство Средневековой Европы.
Введение.

3

4

5

6

7

8

Цели и задачи
Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 5 класс.

Раскрыть исторические условия периода;
составить общее представление о
периоде; усвоить понятие «средние века»
в искусстве; определить и запомнить
временные рамки периода.
Раскрыть предпосылки появления стиля,
Искусство Средневековой Европы.
Романская архитектура.
усвоить характерные черты романского
стиля, временные рамки, разобрать типы
сводов;
развивать умение анализировать
произведение архитектуры на конкретных
примерах – соборах романского стиля.
Рассмотреть романскую скульптуру как
Искусство Средневековой Европы.
Романская скульптура.
«Библию в камне», разобрать основные
сюжеты, художественные образы,
развивать умение анализировать
произведение скульптуры.
Рассмотреть художественные
Искусство Средневековой Европы.
Романская живопись.
особенности романской живописи,
сюжеты, колорит, роль в общем
восприятии романского храма.
Искусство Средневековой Европы. Разобрать историю появления,
Готическая архитектура.
художественные особенности,
конструкцию готического стиля в
архитектуре, усвоить основные понятия:
контрфорс, аркбутаны, нервюры,
проанализировать готический храм с
точки зрения о мире, Боге и человеке.
Выделить основные этапы развития
готического стиля в архитектуре, найти
общее и особенное у разных народов
Средневековой Европы, запомнить яркие

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

примеры готической архитектуры.

2 четверть
№
урока
1

2

3

4

5

6

7

8

Тема урока
Искусство Средневековой Европы.
Скульптура в готическом храме.

Искусство Средневековой Европы.
Витраж в готическом храме.

Искусство Средневековой Европы.
Сравнение романского и готического
стилей.

Искусство Возрождения. Введение.

Искусство Итальянского Возрождения.
Предвозрождение. Джотто.
Искусство Итальянского Возрождения.
Раннее Возрождение.

Искусство Итальянского Возрождения.
Архитектура Раннего Возрождения.
Искусство Итальянского Возрождения.
Скульптура Раннего Возрождения.

Цели и задачи
Рассмотреть художественные
особенности и образы готической
скульптуры, осознать их роль в
готическом храме, развивать умение
анализировать произведение скульптуры.
Вспомнить технику витража, рассмотреть
художественные особенности и сюжеты
готического витража, запомнить яркие
примеры в разных храмах Средневековой
Европы.
Выявить отличительные особенности
романского и готического стилей;
развивать умения анализировать
художественное произведение;
поразмышлять над античным и
средневековым представлениями о
красоте человека.
Раскрыть исторические условия эпохи;
составить общее представление об эпохе;
усвоить понятие
«Возрождение/Ренессанс» в искусстве;
определить и запомнить временные
рамки эпохи и периоды.
Рассмотреть творчество Джотто как
основоположника ренессансной
изобразительной системы.
Представить культурную обстановку
Италии РВ, разобрать принципы
гуманизма, роль Флоренции в развитии
эпохи, понять что именно античного
возрождается.
Рассмотреть особенности архитектуры на
примере творений Ф. Брунеллески и Л.
Альберти, усвоить яркие примеры
сооружений.
Разобрать художественные особенности,
материалы, сюжеты на примере
творчества Л. Альберти и Донателло,
развивать умение анализировать
произведение скульптуры.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

3 четверть.
№
урока

Тема урока

1

Искусство Итальянского Возрождения.
Живопись Раннего Возрождения.

2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

Искусство Итальянского Возрождения.
«Флоренция – звезда Возрождения».

Искусство Итальянского Возрождения.
Высокое Возрождение.
Искусство Итальянского Возрождения.
Живопись Леонардо да Винчи.
Искусство Итальянского Возрождения.
Творчество Леонардо да Винчи.
Искусство Итальянского Возрождения.
Живопись Рафаэля Санти.

Искусство Итальянского Возрождения.
«Афинская школа» Рафаэля.
Искусство Итальянского Возрождения.
Живопись Микеланджело.
Искусство Итальянского Возрождения.
Микеланджело – скульптор.
Искусство Итальянского Возрождения.
Микеланджело – архитектор и поэт.

Цели и задачи
Разобрать новые принципы
изобразительного языка в живописи на
примере Мозаччо и Ф. Липпи;
Проследить развитие этих принципов в
творчестве С.Боттичелли, развивать
умение анализировать живопись.
Закрепить полученные знания на основе
просмотра обучающего фильма о
Флоренции с выполнением заданий,
осознать роль Флоренции в становлении
искусства Возрождения.
Дать общую характеристику периода,
усвоить временные рамки, осознать, кто
такие титаны Возрождения.
Познакомиться с основными сюжетами и
жанрами мастера, выявить
художественные особенности его
живописи.
Познакомиться с разнообразием идей,
сфер деятельности гения.
Познакомиться с основными сюжетами и
жанрами мастера, выявить
художественные особенности его
живописи, усвоить Рафаэля как мастера
Мадонн.
Разобрать работу мастера с
художественной и культурноисторической точек зрения, используя
умения анализировать живопись.
Познакомиться с основными
живописными творениями гения,
выявить художественные особенности
его живописи.
Рассмотреть творения мастера в
скульптуре, усвоить титаническую мощь
его образов.
Познакомиться с идеями и проектами
мастера в архитектуре, с поэтическим
дарованием гения.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Позднее Итальянское Возрождение.
Джорджоне.
Позднее Итальянское Возрождение.
Тициан.
Искусство Северного Возрождения.
Ян ван Эйк.

1
2
3

Искусство Северного Возрождения.
И. Босх.
Искусство Северного Возрождения.
П. Брейгель.
Искусство Северного Возрождения.
А. Дюрер.

4
5
6

Итальянское и Северное Возрождение:
сравнение.

7

Итоговый урок. Годовая контрольная
работа.

8

Разобрать живописную школу Венеции на
примере творчества Джорджоне.
Рассмотреть идеи Венецианской школы
живописи в творчестве Тициана.
Разобрать особенности нидерландского
Возрождения на примере живописи Яна ван
Эйка.
Рассмотреть художественные особенности
образов Иеронима Босха.
Рассмотреть художественные особенности
образов Питера Брейгеля.
Разобрать особенности немецкого
Возрождения на примере гравюр Альбрехта
Дюрера.
Выявить черты сходства и различия
Итальянского и Северного Возрождения,
развивать навыки анализа и сопоставления.
Обобщить и закрепить изученный за год
материал.

Ученик к концу 6 класса должен знать:


имена деятелей искусства и названия основных произведений, изучаемых в пределах
программы;


особенности изобразительного искусства изучаемых эпох;


временные рамки и периоды изучаемых эпох.
Уметь и понимать:



разбираться в исторических процессах изучаемых периодов на среднем уровне;



различать произведения искусства разных стилей и направлений по их отличительным
особенностям (в пределах программы);



чувствовать и понимать характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных
образов;



анализировать произведение искусства;

грамотно формировать свои суждения и высказывания.

Колво
часов
1
1
1

1
1

1

1

1

7 класс
Задачи:
- формировать устойчивые знания о временных рамках, периодах, а также особенностях
изобразительного искусства изучаемых эпох;
- овладевать умением работать с источниками;
- овладевать навыком анализировать произведение искусства;
- развивать умение определять идейно-эстетическую связь искусства с эпохой, в которую
данное произведение было создано;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

2

Погружение в искусство Древней Руси.

3

4

5

6
7

8

Цели и задачи
Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 6 класс.

Рассмотреть становление и развитие,
осознать непреходящую значимость
русского искусства, усвоить
периодизацию искусства Др. Руси.
Искусство Киевской Руси. Архитектура.
Рассмотреть расцвет Киевского
государства, уловить связь русского с
искусства с византийскими корнями,
разобрать архитектуру древнерусских
соборов.
Искусство Киевской Руси. Иконопись.
Разобрать понятия «икона», «мозаика»,
«фреска», рассмотреть особенности
древнерусской иконописи,
иконографические типы Иисуса и
Богоматери.
Искусство Владимиро-Суздальской и
Рассмотреть архитектуру Владимира и
Новгородской Руси.
Суздаля, усвоить основные примеры,
разобрать мужественную архитектуру
Новгорода.
Искусство Московской Руси.
Рассмотреть архитектуру Москвы XIV в.,
застройку Московского Кремля.
Шатровое и деревянное зодчество Составить представление о шатровой
Древней Руси.
архитектуре Руси, усвоить основные
памятники, рассмотреть ансамбль
деревянного зодчества в Кижи.
Древнерусская иконопись: Феофан Грек Рассмотреть особенности творчества
и Дионисий.
иконописцев.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1
1

2 четверть
№

Тема урока

Цели и задачи

Кол-

урока
1

2

3

4-5

6

7

8

во
часов
Иконопись Андрея Рублева.

Русский иконостас и пространство
православного храма.
Древнерусская иконопись XVII века.
Невьянская икона (Урок-экскурсия).

Обобщающий урок по искусству Руси X
– XVII вв.
Русское искусство XVIII века.
Архитектура Петровского времени.

Архитектура классицизма.

Рассмотреть художественные
особенности образов Рублева, разобрать
символику иконы «Троица», ее роль в
истории иконописи и истории Др. Руси.
Рассмотреть пространство православного
храма, разобрать понятие «иконостас»,
ярусы, каноны в изображении.
Рассмотреть Строгановскую школу икон,
иконы Симона Ушакова, усвоить понятие
«парсуна».
Познакомиться с невьянской иконой в
музе Невьянской иконы, выявить
сходства и различия с древнерусскими
иконами.
Обобщить ранее полученные знания,
развивать интерес ребят к
самостоятельной поисковой деятельности
(сообщения).
Раскрыть кратко изменения в
исторических процессах (становление
империи), разобрать стиль «барокко»,
рассмотреть петровское барокко на
примере творений Растрелли.
Разобрать идеи просветительства и
формирование стиля «классицизм» в
русском искусстве, усвоить основные
памятники архитектуры и зодчих.

1

1

1

2

1

1

1

3 четверть.
№
урока
1

2

3

Тема урока
Русский портрет в живописи первой
половины XVIII века.

Русский портрет в живописи второй
половины XVIII века. Ф.С. Рокотов.

Русский портрет в живописи второй
половины XVIII века. Д.Г. Левицкий.

Цели и задачи
Разобрать становление русской школы
живописи на примере творчества И.Н.
Никитина и А.М. Матвеева, рассмотреть
образ человека эпохи того времени.
Рассмотреть творчество художника, выявить,
как характер эпохи передан через
портретный образ, выявить художественные
особенности мастера, развивать умение
анализировать живопись.
Рассмотреть творчество художника, выявить,
как характер эпохи передан через
портретный образ, выявить художественные
особенности мастера, развивать умение
анализировать живопись.

Колво
часов

1

1

1

4

5

6

7

8

9

10

11

Русский портрет в живописи второй
половины XVIII века.
В.Л. Боровиковский.
Русский скульптурный портрет XVIII
века.
Обобщающий урок по искусству России
XVIII века.
Введение в искусство XIX века.
Архитектура первой половины XIX в.

Романтизм в живописи.
Творчество А. Иванова.
Реализм в живописи.

Рассмотреть творчество художника, выявить,
как характер эпохи передан через
портретный образ, выявить художественные
особенности мастера, развивать умение
анализировать живопись.
Рассмотреть образы в скульптурах Шубина,
Фальконе и Растрелли, развивать умение
анализировать скульптуру.
Обобщить ранее полученные знания,
развивать интерес ребят к самостоятельной
поисковой деятельности (сообщения).
Дать характеристику эпохи с исторической и
культурной стороны, выявить основные
черты искусства, представителей, стили.
Разобрать стиль «классицизм» на примере
архитектуры Москвы и С.-Петербурга,
усвоить основные черты стиля,
представителей, примеры.
Дать характеристику стиля «романтизм»,
рассмотреть творчество О. Кипренского и В.
Тропинина.
Разобрать философскую глубину и
сложность творческих исканий Иванова,
разобрать «Явление Христа народу».
Дать характеристику стиля «реализм»,
рассмотреть творчество А.Венецианова и
осознать его роль в развитии русской
реалистической живописи.

1

1

1

1

1

1

1

1

4 четверть.
№
урока

Тема урока

1

Бытовой жанр П.Федотова.

2

Критический реализм в искусстве
России второй половины XIX века.

3

Творчество И.Крамского.

4

Творчество В.Перова.

5

Пейзажная живопись. Общий обзор.

Цели и задачи
Разобрать реализм и сатиру в живописи
Павла Федотова.
Разобрать метод критического реализма в
живописи, «Бунт 14» и его значение,
зарождение Товарищества передвижных
выставок.
Разобрать жизненный и творческий путь
главы передвижников, выявить основные
художественные особенности, заветы.
Разобрать жизненный и творческий путь
мастера, психологический портрет.
Составить общее представление об образах
природы в русской живописи, ярких
представителях на основе урока-семинара,
тем самым развивая интерес ребят к

Колво
часов
1

1

1
1

1

самостоятельной поисковой деятельности
(сообщения).
Осознать новое понимание исторического
процесса И.Репиным и В.Суриковым.

Исторический жанр в русской
живописи XIX века.

6

Итоговый урок. Занятие в музее.

7-8

Обобщить и закрепить изученный за год
материал на экспозиции русского искусства
в ЕМИИ.

1
2

Ученик к концу 7 класса должен знать:


имена и названия основных произведений крупнейших деятелей русского искусства,
изучаемых в пределах программы;





временные рамки и периоды изучаемых эпох;

взаимосвязи и особенности развития различных видов искусств, их конкретное проявление в
произведениях русской культуры X – XVII вв.;
идейно-эстетическую связь искусства с эпохой, в которую данное произведение было создано.
Уметь и понимать:



разбираться в исторических процессах изучаемых периодов;

различать произведения искусства разных стилей по их отличительным особенностям (в
пределах программы);


анализировать произведение искусства, определять его идейное содержание;


грамотно формировать свои суждения и высказывания.

8 класс
Задачи:
- формировать устойчивые знания о временных рамках, периодах, а также особенностях
изобразительного искусства изучаемых эпох;
- овладевать умением работать с источниками;
- овладеть сформированным навыком анализировать произведение искусства;
- развивать умение определять идейно-эстетическую связь искусства с эпохой, в которую
данное произведение было создано;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие

2

Европейское искусство XVII века.
Введение.

3

4

5

6

7

8

Цели и задачи
Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 7 класс.

Раскрыть исторические условия эпохи;
составить общее представление об эпохе;
усвоить стиль «барокко», его
характерные черты в искусстве.
Рассмотреть архитектуру барокко на
Искусство Италии XVII века.
Архитектура.
примере Л. Бернини и др. архитекторов,
закрепить знания о барокко, развивать
умение анализировать произведение
архитектуры.
Искусство Италии XVII века.
Рассмотреть стиль барокко в скульптуре
Скульптура.
на примере Л.Бернини, усвоить основные
темы, материалы, художественные
особенности.
Искусство Италии XVII века. Живопись
Разобрать творческий и жизненный путь
М.да Караваджо.
Караваджо, выделить черты барокко в
живописи, развивать умение
анализировать живопись.
Искусство Италии XVII века. Живопись Уяснить значимость Караваджо в
М.да Караваджо и последователи.
последующей истории живописи,
разобрать технику «кьяроскуро», увидеть
ее продолжение в последователях
мастера.
Искусство Фландрии XVII века.
Составить общее представление о
культуре и историческом процессе
Нидерландов, повлиявших на искусство.
Искусство
Фландрии
XVII
века. Познакомиться с основоположниками
Натюрморт.
жанра натюрморт (Снейдерс, Хеда,
Клаас), разобрать художественные
особенности.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

2 четверть
№
урока
1

2

3

4

5

6

7

8

Тема урока

Цели и задачи

Искусство Фландрии XVII века.
П.П. Рубенс.
Искусство Фландрии XVII века.
П.П. Рубенс и его школа.

Искусство Голландии XVII века.
Искусство Голландии XVII века. Ян
Вермеер.
Искусство Голландии XVII века. «Малые
голландцы».

Искусство Голландии XVII века.
Рембрандт ванн Рейн.
Искусство Голландии XVII века.
Библейские образы в живописи
Рембрандта.
Итоговый урок полугодия.

Разобрать жизненный и творческий путь
художника, основные темы творчества,
развивать умение анализировать
живопись.
Уяснить реализм, народность и
стихийную мощь образов Рубенса,
проследить черты его творчества в
последователях (А. ван Дейк и Якоб
Йордонс).
Составить общее представление о
живописи, разобрать основные темы и
жанры.
Познакомиться с художественными
особенностями Делфтской школы
живописи.
Сформировать у учащихся представление
о содержании выражений «искусство для
многих», «искусство для избранных
(популярное – элитарное), разобрать
особенности творчества «малых
голландцев».
Проследить жизненный и творческий
путь мастера, познакомиться с
основными темами живописи, выявить
характерные черты.
Рассмотреть картины по библейским
сюжетам.
Обобщить и закрепить пройденный
материал (искусство Италии, Фландрии и
Голландии XVII века).

Колво
часов

1

1

1

2

1

1

1

1

3 четверть.
№
урока
1

2

Тема урока
Искусство Испании XVII века. Эль
Греко.

Цели и задачи
Проследить жизненный и творческий путь
мастера, познакомиться с основными темами
живописи, выявить характерные черты,
трагический характер образов, развивать
умение анализировать живопись.

Колво
часов
1
1

3

Искусство Испании XVII века. Диего
Веласкес.

4
5

6

7

8
9

10

11

Искусство Франции XVII века.
Классицизм.
Искусство Франции XVII века. Никола
Пуссен.
Искусство Франции XVII века.
Архитектура.
Искусство Западной Европы XVIII
века. Введение.
Искусство Западной Европы XVIII века.
Рококо.
Искусство Западной Европы XVIII века.
Живопись Ж.-Б. С.Шардена.
Искусство Западной Европы XVIII века.
Английский портрет.

Проследить жизненный и творческий путь
мастера, познакомиться с основными темами
живописи, выявить характерные черты,
развивать умение анализировать живопись.
Разобрать специфику французского
искусства, историческую и культурную
составляющую эпохи, вспомнить основные
черты стиля «классицизм».
Рассмотреть творчество художника как
основоположника классицизма в живописи,
развивать умение анализировать живопись.
Рассмотреть садово-парковое искусство
Франции на примере Версаля, определить
господствующие стили эпохи, развивать
умение анализировать архитектуру.
Уяснить суть эпохи Просвещения, основных
представителей, стили.
Разобрать стиль «рококо» на примере
Франсуа Буше и Антуана Ватто, рассмотреть
стиль в ДПИ.
Рассмотреть творчество Шардена как
мастера мира простых вещей и сцен
повседневной жизни, как «певца» третьего
сословия.
Рассмотреть образ/характер человека данной
эпохи на примере живописи Т.Гейнсборо и
У.Хогарта, Дж.Рейналдс.

1
1

1

1

1

1

1

1

1

4 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

1

Искусство Западной Европы первой
половины XIX века.

Рассмотреть отражение исторических
событий в живописи на примере творчества
Т.Жерико и Э.Делакруа.
Проследить творческий и жизненный путь
мастера классицизма, патриотизм его
творчества, героику образов, связь с
историческими событиями Родины.
Разобрать жизненный и творческий путь
Ф.Гойи, тему борьбы добра и зла,
вспомнить специфику графического
искусства на примере серии «Капричос».
Рассмотреть эпоху в Англии под углом
развития жанра пейзажа на примере
У.Тернера, Дж. Констебла и У.Блейка.
Составить краткий обзор развития
архитектуры в странах Западной Европы

2

3

4

5

Искусство Западной Европы первой
половины XIX века. Искусство Ж.Л.Давида.
Искусство Западной Европы первой
половины XIX века в Испании.
Искусство Западной Европы первой
половины XIX века. Английский
пейзаж.
Искусство Западной Европы первой
половины XIX века. Архитектура.

Колво
часов
1

1

1

1

данного периода.
Искусство Западной Европы первой
половины XIX века. ДПИ.

6

Итоговый урок. Занятие в музее.

7-8

Рассмотреть, как эпоха влияет на
повседневное пространство на основе
урока-семинара, тем самым развивая
интерес ребят к самостоятельной поисковой
деятельности (сообщения).
Обобщить и закрепить изученный за год
материал на экспозиции
западноевропейского искусства в ЕМИИ.

1

1

2

Ученик к концу 8 класса должен знать:


имена и названия основных произведений деятелей западноевропейского искусства,
изучаемых в пределах программы;





временные рамки и периоды изучаемых эпох;

взаимосвязи и особенности развития различных видов искусств;

идейно-эстетическую связь искусства с эпохой, в которую данное произведение было создано.
Уметь и понимать:



разбираться в исторических процессах изучаемых периодов;

различать произведения искусства разных стилей по их отличительным особенностям (в
пределах программы);


анализировать произведение искусства, определять его идейное содержание;


грамотно формировать свои суждения и высказывания.

9 класс
Задачи:
- формировать устойчивые знания об общей характеристике и основных чертах творческих
методов художников, стилей/направлений;
- овладеть умением работать с источниками, составлять конспект/реферат, представлять свои
исследования публике;
- овладеть умением видеть взаимосвязи и особенности развития различных видов искусств;
- сформировать умение определять по стилевым особенностям примерное время, эпоху
создания неизвестного ранее произведения искусства и его автора
- развивать умение грамотно формировать свои суждения и высказывания в письменной и
устной форме;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость от искусства.
1 четверть
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

1

Вводное занятие

Обменяться летними впечатлениями об
искусстве; срез знаний за 8 класс.

2

Жемчужины европейского искусства
второй половины XIX века и рубежа
XIX - XX вв.

Составить представление об общем
развитии искусства во второй половине
XIX столетия.

Импрессионизм.

Разобрать направление «импрессионизм»,
его основные принципы, представителей,
шедевры (на примере К.Моне, О.Ренуара,
Э.Дега).
Разобраться в направлении
«постимпрессионизм», усвоить
представителей (В.Гог, П. Гоген,
П.Сезанн) и шедевры.
Разобрать жизненный и творческий путь
художника, основные темы творчества,
развивать умение анализировать
живопись.
Представить общую характеристику
стиля «модерн», основных
представителей.
Рассмотреть творчество художника как
яркого представителя эпохи и стиля
модерн.
Рассмотреть творчество Гауди,
поразмышлять над стилем, в котором он
работал.

3

4

5

Постимпрессионизм.

Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог.

6

Модерн в западноевропейском искусстве.

7

Живопись Густава Климта.

8

Архитектура Антонио Гауди.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

2 четверть
№
урока
1

2

3

4

5

6

7

8

Тема урока
Русское искусство рубежа веков.
Введение.

Портрет эпохи в живописи В. Серова.

Творчество Михаила Врубеля.

Архитектура русского модерна.

Модерн в живописи. «Мир искусства».

XX век в архитектуре Европы. Общая
характеристика.

Стилевые направления европейской
живописи XX столетия. Общий обзор
«-измов».
Творчество Пабло Пикассо.

Цели и задачи
Составить общую характеристику
художественной жизни в России,
выделить направления. Сравнить с
европейским искусством того же
времени.
Рассмотреть колористическое мастерство
и психологические характеристики в
творчестве Валентина Серова.
Проследить жизненный и творческий
путь художника, разобрать
колористическое мастерство, глубину
образов.
Вспомнить характерные черты стиля
«модерн», выделить особенности стиля
русского модерна, сравнить с
европейским, усвоить шедевры, развивать
умение анализировать произведение
архитектуры.
Разобрать идейно-эстетическую
программу течения «Мир искусства»,
работы основных представителей
(К.Сомова, А.Бенуа, М.Добужинского).
Определить основные черты модерна в
русской живописи.
Рассмотреть основные стили/направления
в архитектуре Европы, влияние
исторических процессов на искусство,
развивать умение анализировать
архитектуру.
Рассмотреть развитие живописи на
основе урока-семинара, тем самым
развивая интерес ребят к
самостоятельной поисковой деятельности
(сообщения).
Рассмотреть творчество мастера под
углом исторических изменений.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

3 четверть.
№
урока

Тема урока

Цели и задачи

Колво
часов

1

2

Искусство Сальвадора Дали.

Творчество Фриды Кало.

3

Искусство поп-арта. Энди Уорхолл.

4

Творчество Марка Шагала.

5

6

7

8

9

10-11

№
урока
1

2

3

Абстракционизм и Василий
Кандинский.
Малевич и его теория искусства.

Искусство России времен ВОВ.

Архитектура конструктивизма.
Современное искусство: дебаты.
Итоговый урок в галерее.

Тема урока
Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.
Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.
Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.

Разобрать направление «сюрреализм» на
основе творчества гения Дали, развивать
умение анализировать живопись.

1

Рассмотреть творческий и жизненный путь
художницы, особенности художественного
почерка.
Разобрать направление «поп-арт» на примере
яркого представителя – Уорхолла.
Рассмотреть творческий и жизненный путь
художника, особенности художественного
почерка.
Разобрать понятия: «абстракционизм»,
«авангард», рассмотреть творчество
Кандинского и его теорию символики цвета.
Натолкнуть к извечному спору, что есть
искусство, рассмотреть творчество мастера,
обсудить его теорию искусства.
Вспомнить страницы истории Великой
Отечественной войны посредством
искусства, содействовать формированию
чувства патриотизма.

1

1
1

1

1

1

Разобрать особенности стиля,
представителей, шедевры стиля в
Екатеринбурге.
Рассмотреть творчество художника как
основоположника классицизма в живописи,
развивать умение анализировать живопись.
Осознание собственного опыта о
современном искусстве на экспозиции в
галерее современного искусства.
4 четверть.
Цели и задачи
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.

1

1

2

Колво
часов
1

1

1

4

Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.

5

Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.
Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.

6

Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.

7

Подготовка к итоговой аттестации по
предмету.

8

Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.
Систематизировать полученные знания,
устранить пробелы, наработать умения
связно и по сути отвечать на вопрос,
свободно высказывать собственное мнение.

1

1

1

1

1

Ученик к концу 9 класса должен знать и понимать:


имена и названия основных произведений деятелей искусства, изученных на протяжении 9 лет
в пределах программы (и не только);



общую характеристику и основные черты творческих методов художников,
стилей/направлений;




временные рамки и периоды истории искусств;

взаимосвязи и особенности развития различных видов искусств;

неразрывную связь содержания и формы произведения искусства, что искусство есть средство
познания человеком мира и самого себя.
Уметь:




работать с научно-популярной и искусствоведческой литературой, составлять
конспект/реферат, представлять свои исследования публике;

определять по стилевым особенностям примерное время, эпоху создания неизвестного ранее
произведения искусства и его автора;





разбираться в исторических процессах и понимать их влияние на искусство;



анализировать произведение искусства, определять его идейное содержание;

грамотно формировать свои суждения и высказывания в письменной и устной форме.

Требования по годам обучения
Объём программы за 1-й год
«7 Чудес Света», Собор Василия Блаженного,
пейзажи (по 2-3) И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова,
картины на сказочные сюжеты (по 2-3) В. Васнецова и И. Билибина,
портреты детей И. Репина и В.Серова,
народные промыслы: хохлома, дымковская игрушка, Русская матрёшка,
несколько примеров (любых) скульптуры,
В. Серов «Похищение Европы», Икона «Богоматерь Владимирская»,
Что такое музей, кто такой меценат (Третьяков и Третьяковская галерея, Мамонтов и
Абрамцево, Тенишева и Талашкино).
Объём программы за 2-й год
Ансамбли деревянного зодчества в Кижи, Дворцовой площади в С.-Петербурге,
Московского Кремля, Храм Покрова на Нерли,
зимние пейзажи (на примере И. Грабаря, И. Шишкина, А, Саврасова),
«Царевна-Лебедь», «Пан» М. Врубеля,
Портреты Пушкина В. Тропинина и О. Кипренского,
Бытовые картины Маковского и Мясоедова,
«Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Последний день Помпеи» К.Брюллова.
«Явление Христа народу» А.Иванова,
Народные художественные промыслы: Гжель, Вологодское кружево, Каслинское
Художественное чугунное литье, Нижнетагильский расписной поднос, Златоустовская
гравюра на стали,
памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.,
Монументальная скульптура (на примере Екатеринбурга),
«Масленица» и др. Б. Кустодиева,
«Троица» А. Рублева,
Музеи мира: Лувр, Дрезденская картинная галерея, Эрмитаж, Русский музей.
Объём программы за 3-й год
Приводить по 4-5 примеров на каждый жанр живописи, по 2 любых примера каждого вида
искусств, определять композицию\колорит\точку зрения картины.
Объём программы за 4-й год
Наскальные рисунки в пещерах Альтамира, Ласко, Каповой пещере, мегалитические
сооружения (Стоунхэндж, мегалиты о.Пасхи), Шигирский идол, «пермский звериный
стиль» металлических пластинок,
Примеры архитектуры, скульптуры и живописи Др. Египта,
Примеры архитектуры, скульптуры Др. Америки (Камень Солнца, Календарь Майя, МачуПикчу!),

Искусство Месопотамии: зиккурат, скульптура одорантов, скульптура быков Шеду,
ворота богини Иштар, рельефы;
Искусство Китая: Великая Китайская стена, Запретный город в Пекине, пагоды,
терракотовая армия, китайские вазы, 6 законов китайской живописи, виды живописи;
Искусство Японии: замок Химэдзи, скульптуры Будды, Живопись К. Хокусая, икэбана.
Объём программы за 5-й год
Искусство Др. Греции: временные рамки, периодизация, архитектура и фрески
(«Ритуальный танец с быками», «Парижанка»и др.)Кносского дворца, понятие «античная
ордерная система», ансамбль Афинского Акрополя, около 10 греческих скульптур, типы и
стили греческих ваз.
Искусство Др. Рима: временные рамки, периодизация, Пантеон, Колизей, мостыакведуки, триумфальные арки, около 10 римских скульптур, фрески.
Искусство Византии: временные рамки, периодизация, архитектура, мозаики, фрески
Собора Святой Софии Константинопольской, Собора в Равенне, Византийские иконы.
Анализ любого произведения искусства.
Объём программы за 6-й год
Искусство Средневековой Европы: временные рамки, периодизация, по 5 примеров
соборов в романском и готическом стилях.
Искусство эпохи Возрождения: временные рамки, периодизация, по 5 произведений
Джотто, С.Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне,
Тициана, Яна ван Эйка, И. Босха, П. Брейгеля, А. Дюрера.
Объём программы за 7-й год
Архитектура Др. Руси: Десятинная церковь, Золотые ворота в Киеве и во Владимире,
Собор Св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке, Успенский, Дмитриевский соборы во
Владимире, Храм Покрова на Нерли, Шатровые храмы (в Коломне, в Кижи, в Москве).
Иконы Дионисия, Ф. Грека, А. Рублева, иконографические типы И.Христа и Богоматери.
Архитектура классицизма (несколько зданий Растрелли назвать), по 3 картины Рокотова,
Левицкого, Боровиковского, по 2 скульптуры Растрелли, Шубина, Фальконе,
По 5 картин О. Кипренского и В. Тропинина, А. Иванова, А.Венецианова, П.Федотова,
И.Крамского, В.Перова, И.Репина, В.Сурикова, И.Левитана, И.Шишкина, А.Саврасова,
И.Айвазовского.
Объём программы за 8-й год
Определение стилей Барокко и Классицизм. По 3 памятника архитектуры и скульптуры.
По 5 работ художников: Рембрандта, Яна Вермеера, П.П. Рубенса, Караваджо, Л.
Бернини , Диего Веласкеса, Эль Греко, Никола Пуссена, Ж.-Б. С.Шардена, Т.Гейнсборо и
У.Хогарта, Дж.Рейналдса, Т.Жерико и Э.Делакруа, Ж.-Л.Давида, Ф.Гойи, У.Тернера, Дж.
Констебла и У.Блейка.

Объём программы за 9-й год
По 5 картин художников: К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, В.Гога, П. Гогена, П.Сезанна,
Густава Климта, Антонио Гауди, В. Серова, Михаила Врубеля, художников объединения
«Мир искусства», Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Фриды Кало, Энди Уорхолла, Марка
Шагала, В. Кандинского, К.Малевича.
Искусство России времен ВОВ
Архитектура конструктивизма, модерна 9по 3 примера).
Репродукции для сдачи на экзамене, ответы на билеты за весь период обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Методическое обеспечение образовательной программы
Возможные формы занятий: урок (групповое занятие), урок-семинар, урок-дебаты,
творческий вечер художника, экскурсии на выставки, по городу.
Приёмы и методы организации материалы учебно-воспитательного процесса
Методы организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ произведения искусства),
- наглядный (просмотр передач и фильмов по искусству, наблюдения в жизни (на
экскурсиях, прогулках по городу),
- практический (упражнения, рисунок\проект по темам\в стиле и т.д.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию),
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности),
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом),
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальный (Индивидуальное выполнение заданий, решение проблем),
- в парах\группах (совместные проекты).
Приёмы используемые педагогом:
Игра, упражнения, диалог, устное изложение, беседа, дебаты, анализ произведения
искусства, наблюдение, решение проблемных ситуаций.
Дидактический материал: материалы по учебной программе, методическая и
учебная литература, альбомы по искусству, искусствоведческие словари, таблицы по
эпохам, набор репродукций по темам, наглядные стенды по эпохам, экспозиция макетов
архитектуры и скульптуры, разработки игр, карточки с заданиями, экзаменационные
билеты и наглядный материал для ответов.
Психолого-педагогическое
журнал групповых занятий.

сопровождение

образовательной

программы:

дневник,

Список литературы и ресурсов1
Книги:
1. Закон

об

образовании

в

РФ

(редакция

на

декабрь

2014

г.)

–

http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/
2. Волкова П.Д. Мост через бездну. – М.: Зебра Е, 2014. (серия искусствоведческих
лекций из 5 книг)
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
4. Гомбрих Э.Г. История искусства. М.: Искусство. 21 век, 2013.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств в трех книгах. М: Искусство, 1985-1993
гг.
6. Газета "Искусство" Издательского дома "Первое сентября" (подшивка номеров)
7. Искусство. Энциклопедия для детей Аванта+ в трех томах. М.: Аванта+, 2000.
8. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.:
Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции
(Учебник для 5/8 классов), Обнинск: Титул, 1998, - 80 с.
10. Программа «Волшебный мир искусства» Киневой Л.А.,Екб., 2003 г.
11. Программа

факультативных

курсов

для

общеобразовательных

школ.

М.:

Просвещение, 1991 г.
12. Программа

для

средних

общеобразовательных

учебных

заведений.

Факультативные курсы. М.: Просвещение, 1992 г.
13. Предтеченская Л.М. «Методика преподавания МХК». СПб.: ВЛАДОС, 2002 г.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.:
Народное образование, 2005.
15. Серия альбомов по русскому и европейскому искусству. М.: Белый город, 1998,
2000.
16. Технология

«Образ

и

мысль»:

http://cito-

web.yspu.org/link1/metod/met49/node27.html
17. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной

Список литературы и ресурсов предназначен как для обучающихся, так и для педагога: и тем, и другим
необходимо работать с альбомами по искусству, книгами, ресурсами интернета.
1

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (от
12.03.2012 № 156) ст. 3.4.8.
Мультимедиа и интернет источники:
1. Мурзина И.Я. Первобытное искусство и Древние цивилизации (мультимедиа)
2. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала (мультимедиа)
3. Энциклопедия. Цикл передач об известных личностях (в т.ч. художниках)
4. Цикл образовательных передач для детей «В музей без поводка» - путешествие в
картину.
5. Азбука искусства. Как научиться понимать картину. Программно-методический
комплекс. «Новый Диск».
6. http://art.1september.ru – все для учителя МХК
7. http://kultur-pro.ru/programs/oe – экскурсии по Екатеринбургу и стилям архитектуры
8. http://www.bibliotekar.ru/Iskusstva.htm - книги и статьи по искусству
9. http://smallbay.ru/article/history.html - статьи по искусству
10. http://gallerix.ru - виртуальный музей – репродукции хорошего качества
11. http://www.emii.ru – сайт ЕМИИ
12. http://www.shr-ekb.ru – сайт Союза художников России
13. http://www.art-teachers.ru/index/ - Сайт Союза педагогов-художников
14. http://muzped.net/hello - Программа РЦМП «Здравствуй, музей!»
15. artchallenge.ru - Art Challenge - игра на знание популярных художников
16. http://cvetamira.ru/ob-etom-sayte - сайт в помощь педагогу истории искусств
(понятия, материалы, викторины, мероприятия).
17. Виртуальные прогулки по музеям мира, используя сайты этих музеев.

Материально-технические условия
для реализации предмета ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Реализация программы учебного предмета история искусств обеспечивается
учебной аудиторией для групповых занятий площадью не менее ? кв. метров. В кабинете
имеются 15 парт и стульев, рабочее пространство для педагога.
Учебный кабинет оборудован соответствующими техническими средствами:
мультимедиа (экран, проектор, колонки, ноутбук), телевизор, фортепиано. Имеется
богатая художественная и искусствоведческая литература: материалы по учебной
программе, методическая и учебная литература, альбомы по искусству,
искусствоведческие словари. Набор репродукций по темам, наглядные стенды по эпохам,
экспозиция макетов архитектуры и скульптуры разработки игр, карточки с заданиями.
Организация учебного пространства призвана создавать благоприятную психологическую
обстановку, способствующую более эффективному взаимодействию преподавателя и
обучающихся в процессе занятий.
Каждый учащийся имеет доступ к библиотечному фонду: книгам, альбомам по
искусству, наборам репродукций, фонду фильмов по искусству.
Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Кадры. Для преподавания предмета «История искусств» педагог должен обладать
соответствующими профессиональными навыками и иметь определённый уровень
квалификации. Все преподаватели имеют высшее педагогическое образование и
регулярно подтверждают свою квалификацию (первая или высшая категория). Кроме
того, учебное заведение периодически организует курсы повышения квалификации,
благодаря которым педагоги расширяют спектр профессиональных умений и навыков,
необходимых для успешной образовательной деятельности.
Оценочные материалы.
Формами проверки знаний обучающихся на уроках истории искусств служат
самостоятельные работы (пятиминутки-проверки в начале урока), контрольные
(итоговые) работы по окончании большого блока/темы и в конце четверти.
Увидеть интерес ребят к предмету можно на примере того, как они участвуют в
создании проектов по изученной теме и представляют их классу; участие в вечерах
искусства, посвященных художникам. Учитываются и следующие критерии, создающие
воедино «портрет знаний» ученика:
 степень активности на уроке,
 уровень выраженности эстетических эмоций,
 богатство словарного языка, умение грамотно и образно выражать свои
мысли,
 умение анализировать произведение искусства, определять его идейное
содержание, привязанность к эпохе.
Итогом всех полученных знаний служит аттестация выпускников по предмету в
форме экзамена (по билетам или защита реферата), а также сдача репродукционного ряда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».