История искусств (Боевые искусства) (2-4 кл.) 2025-2026 уч.год

Содержание
№
1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения программы

4

3

Календарный учебный график

4

4

Материально–технические условия

4

5

Содержание программы

5

6

Тематическое планирование

8

7

Требования к учебной дисциплине «История искусств»

11

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История
искусств» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально–
пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно–
прикладное искусство.
Цель программы: сформировать систему знаний по программе, способствующую
интеллектуальному и творческому развитию обучающихся, умению видеть и понимать
смысл и значение художественного произведения. Развивая художественное восприятие
обучающихся, педагог заботится о развитии гуманитарной и художественной эрудиции, а
также воспитывает нравственные и эстетические идеалы, умение мыслить самостоятельно.
Обучение по данной программе способствует формированию духовных ценностей,
ориентирует на темы и проблемы вечные и возвышенные. Преподавание истории искусств
направлено на формирование мировоззрения, постижение детьми духовного опыта
человечества.
Задачи программы:
Образовательные:
— сформировать представления о стилистических особенностях каждого этапа
развития истории мирового искусства, в тесной связи историко-социальной проблематикой
времени через произведения и творчество тех мастеров, в работах которых наиболее полно
и ярко отразились черты эпохи;
— обеспечить
обучающихся
теоретическими
знаниями
в
области
изобразительного искусства;
— формировать художественно-аналитическое мышление;
— использовать теоретические знания обучающихся в ходе выполнения
творческих практических задний.
Развивающие:
— развить навык анализа и обобщения произведений изобразительного искусства;
— формировать коммуникативные компетенции;
— развить понятийный аппарат;
— развить художественно–творческие способности обучающихся, их интерес к
искусству;
— развить эмоциональную отзывчивость к эстетическим аспектам в явлениях
действительности и искусства.
Воспитательные:
— приобщить к мировой и Отечественной художественной культуре;
— формировать духовно-нравственные ценности и идеалы;
— воспитать отзывчивость на эстетическое воздействие искусства, на единство
содержания и формы произведения;
— сформировать уровень личного отношения к произведению искусства, который
предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и
самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с
собственным жизненным опытом.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия ведутся из расчета 1
академического (по 40 минут) часа в неделю. Программа включает в себя 34 учебные
недели для обучающихся 2-4 классов. Общий объем программы за весь перииод обучения
составляет 102 часа.

3

2. Планируемые результаты освоения программы
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального
переживания произведений искусства;
— обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их
многообразии;
— общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств
отдельных его видов;
— освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного
искусства;
— овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения
художественно-творческих идей в разных видах искусства;
— осознанное применение специальной" терминологии для обоснования
собственной" точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
— многообразный" опыт художественно-творческой" деятельности в разных видах
искусства;
— развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания,
памяти;
— эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов
искусства в их взаимопроникновении.
3. Календарный учебный график
3.1. Календарный учебный график утверждается директором ОУ в соответствии с
учебным годом, каждый год.
3.2. Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173
Время, дата и номер кабинета – в соответствии с утвержденным расписанием ОО
учреждения.
Форма занятия – групповая.
4. Материально-технические условия

— Учебный кабинет (включая типовую мебель);
— Проектор с экраном (мультимедиа);
— Компьютер персональный.

4

5. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые
взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в
комплексном развитии обучающихся.
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу.
Инструктаж по технике безопасности. Слово о С. П. Дягилеве. Азбука искусств от
«А до Я».
Раздел 2. Понятие об архитектуре.
Введение. Понятие архитектуры. Путешествие в Древний Египет. Дома вечности
богов и фараонов. Пирамиды
в Гизе. Древняя Греция. Прогулка по Афинскому Акрополю – храм Афины.
Посещение «вечного города» – Рима. Колизей и Пантеон. Знаменитые башни мира –
Пизанская, Спасская, Эйфелева. «Начинается земля, как известно от Кремля». Красная
площадь. Собор Василия Блаженного. Новые чудеса света. Великая Китайская стена.
Тадж-Махал в Индии.
Раздел 3. Понятие о скульптуре.
Понятие скульптуры. Знаменитые памятники России (Москва, СПб). Памятники
Екатеринбурга (скульпторы К. Грюнберг, Г. Геворкян). Сказочный герой в скульптуре
(отечественные и зарубежные). Анималистический жанр в скульптуре. Памятники –
символы (Статуя Свободы, Родина – мать в Волгограде, Статуя Христа в Рио). Необычные
памятники разных стран. Самые высокие статуи в мире.
Раздел 4. Понятие о живописи.
Понятие живописи. Жанры живописи. Портрет – зеркало души. Мир природы –
пейзаж. Мир вещей – натюрморт. Исторический жанр. Бытовой жанр. Мифологический
жанр. Анималистический жанр. Батальный жанр.
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство.
Введение.
Декоративно-прикладное
искусство.
Матрешки.
История
происхождения игрушки. Что такое Гжель. История хохломской росписи. Как появилась
дымковская игрушка. Жостовская, городецкая и палехская росписи.
Второй год обучения
Раздел 1. Первобытное искусство.
Инструктаж по технике безопасности.
Открытие росписей в пещере Альтамира (Испания) и пещере Ласко (Франция).
Раздел 2. Искусство Древнего Египта.
Древний Египет. Периодизация.
Древнее царство. Комплекс пирамид в Гизе. Скульптура (седьмое чудо света)
Среднее царство. Скульптурные памятники.
Новое царство. Комплексы архитектурно-храмового строительства в Карнаке Луксоре.
Амарнский период (Эхнатон, Нефертити, Тутанхамон). Фаюмский портрет.
Раздел 3. Искусство Древней Греции.
Периодизация.
Сложение ордерной системы: дорический, ионический, коринфский ордера. Период
высокой классики. Афинский акрополь. Памятники Акрополя. Скульптура: Фидий, Мирон,
Поликлет. Вазопись.
Раздел 4. Искусство Древнего Рима.
Появление бетона – нового материала в строительстве. Шедевры Римской
архитектуры: римские форумы, Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Римский
скульптурный портрет.

5

Раздел 5. Искусство Византии.
Распад Римской империи. Зарождение христианства. Византийское искусство
София Константинопольская, иконопись, мозаики Равенны, витражи.
Раздел 6. Искусство Средних веков.
Расцвет архитектуры. Искусство готики: Собор Парижской Богоматери, Реймский
собор, Кельнский собор, собор в Милане. Искусство витража.
Раздел 7. Искусство эпохи Возрождения.
Живописец Боттичелли – «Весна», «Рождение Венеры».
Ученый, исследователь, живописец Леонардо да Винчи - «Мадонна Бенуа» (Эрмитаж),
«Тайная вечеря», «Джоконда». Архитектор, живописец Рафаэль – роспись в Ватикане,
«Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж), «Сикстинская мадонна» (Дрезденская галерея).
Скульптор, архитектор, живописец Микеланджело – «Давид», росписи в Ватикане
Сикстинской капеллы, «Моисей».
Раздел 8. Итальянское искусство 17 века.
Зарождение барокко. Творчество Бернини – скульптора и архитектора. Статуя
«Давида», «Аполлон и Дафна», Фонтан четырех рек, Собор святого Петра в Риме и
площадь перед ним. Живописец Караваджо – «Юноша с лютней» (Эрмитаж), библейские и
мифологические сюжеты.
Раздел 9. Искусство Фландрии 17 века.
Творчество Рубенса. Мифологические и библейские мотивы. Картины Рубенса в
Эрмитаже. Ученики Рубенса: Антонис Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
Раздел 10. Искусство Голландии 17 века.
Творчество Рембрандта. Библейские мотивы, портреты и графика Рембрандта.
Шедевры Рембрандта в Эрмитаже. Малые голландцы – Вермеер, Хох, Терборх. Художники
бытового жанра.
Раздел 11. Искусство Испании 17 века.
Живопись 17 века. Веласкес – вершина испанской и мировой живописи. Портреты
художника, бытовой жанр, исторический жанр. «Сдача Бреды», «Завтрак», «Менины» –
реализм и красота окружающего мира. Тема труда в живописи – «Пряхи».
Третий год обучения
Раздел 1. Искусство Древней Руси.
Инструктаж по технике безопасности.
Выбор веры. Принятие христианства. Крещение Руси. Строительство храмов. Первые
произведения иконописи.
История создания и значение иконы «Богоматерь
Владимирская». Шедевры иконописи – Спас Нерукотворный, Ангел – Златые Власы.
Основание Москвы. Строительство первого деревянного Кремля.
Строительство
каменного Кремля Дмитрием Донским. Возвышение московского княжества. Архитектура
московского. Архитектура времен Ивана Грозного – развитие шатрового зодчества: храм в
селе Коломенском, Василия Блаженного. Творчество Андрея Рублева и московская школа
иконописи.
Раздел 2. Петровская эпоха.
Строительство Петербурга. Приезд иностранных архитекторов.
Расцвет дворцовой архитектуры. Архитектор В. Растрелли. Зимний Дворец,
Царскосельский дворец, Смольный монастырь.
Раздел 3. Искусство второй половины XVIII века.
Расцвет живописного портрета – Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
Раздел 4. Русское искусство 1-ой половины XIX века.
Положение с искусством в Императорской Академии художеств. Ведущие жанры –
исторический и портретный. О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, С. Щедрин, Г.
Венецианов, П. Федотов. Расцвет русской архитектуры. Ансамблевость русской
архитектуры – А. Захаров, А. Воронихин, К. Росси, О. Монферран. Скульптура – М.
6

Козловский, И. Мартос.
Раздел 5. Русское искусство 2-ой половины XIX века.
Бунт 14-ти в Императорской Академии художеств. Начало деятельности В. Перова.
Передвижники – жанристы, пейзажисты, портретисты. Прогрессивная роль В. Перова.
Борьба Академии художеств с передвижниками. Творчество ведущих художников – И.
Крамской, И Репин, И. Шишкин, А. Саврасов, Н. Ге, В. Поленов, В. Суриков, В. Васнецов
Раздел 6. Французская живопись 19 века.
Начало импрессионизма Импрессионисты – К. Моне, К.Писсарро, О. Ренуар.
Постимпрессионисты – В. ван Гог, П. Гоген , Ж. Сера. Начало кризиса художественных
течений во Франции, появление новых направлений в искусстве.
Раздел 7. Творчество П .Пикассо и С.Дали.
Зарождение в Европе течений и направлений, отрицающих реализм – футуристов,
кубистов, сюрреалистов.
Раздел 8. Русское искусство н. 20 в.
Творчество В. Серова и К. Коровина. Общий кризис в русском и европейском
искусствах на рубеже веков. Угасание реалистических тенденций в передвижничестве.
Появление в России новых обществ. «Мир искусства».
Раздел 9. Советское искусство.
Искусство 20-х гг. Плакат. Творчество Д. Моора. Творчество К.Петрова-Водкина, К.
Юона, М. Грекова. Образы людей труда. Художники авангарда. В.Кандинский, К.Малевич,
А. Лентулов, М.Шагал.
Искусство 30-х гг . Соц. Реализм. Творчество А. Пластова, А. Дейнеки, Ю. Пименова.
Образы героического советского народа. А. Дейнека, А. Герасимов, П. Корин и др.
Отражение массового героизма народа в живописи. Скульптура В. Мухиной, Е. Вучетича.
Архитектура.
Искусство 50-х гг. Творчество Т. Яблонской, А. Пластова. Бытовой жанр в
творчестве С. Григорьева, Ф. Решетникова.
Раздел 10. Музеи мира.
Знакомство с историей становления ведущих художественных музеев мира, с
описанием мотивов их появления и шедеврами собраний.

7

6. Тематическое планирование дисциплины
«История искусств»
на 3 года обучения
Первый год обучения
№

Учебная
неделя

Количество
часов
практ.

теор.

1 1

1

2 2

1

Форма
занятия

Тема

беседа

Форма
контроля

Инструктаж по технике безопасности.
Введение в программу.
комбинированное Введение. Понятие архитектуры.

Беседа

Рисунок

Рисунок

Беседа

3 3

1

4 4

1

5 5

1

6 6

1

комбинированное Путешествие в Древний Египет. Дома
вечности богов и фараонов.
комбинированное Древняя Греция. Прогулка по Афинскому
Акрополю
комбинированное Посещение вечного города. Колизей и
Пантеон.
комбинированное Знаменитые башни мира.

7 7

1

комбинированное «Начинается земля, как известно от Кремля»

8 8

1
1

комбинированное Новые чудеса света. Великая китайская стена Рисунок
и Тадж-Махал
беседа
Повторение
Опрос,
рисунок
комбинированное Понятие скульптуры
Беседа

11 11

1

комбинированное Знаменитые памятники России

Беседа

12 12

1

комбинированное Памятники Екатеринбурга

Опрос

9 9
10 10

1

Рисунок
Рисунок
Рисунок

13 13

1

комбинированное Сказочный герой в скульптуре

Сообщение

14 14

1

комбинированное Анималистический жанр в скульптуре

Сообщение

15 15

1

комбинированное Памятники – символы

Опрос

16 16

1

комбинированное Необычные памятники разных стран

Сообщение

17 17

1

комбинированное Самые высокие статуи в мире

Беседа

18 18

1

комбинированное Понятие живописи

Беседа

19 19

1

комбинированное Жанры живописи. Портрет – зеркало души

21 21

1

комбинированное Мир вещей – натюрморт

Опрос
Рисунок
Опрос
Рисунок
Рисунок

20 20

1

комбинированное Мир природы – пейзаж

22 22

1

комбинированное Исторический жанр

Беседа

23 23

1

комбинированное Бытовой жанр

Опрос

24 24

1

комбинированное Мифологический жанр

Рисунок

25 25

1

комбинированное Анималистический жанр

Рисунок

8

26 26

1

комбинированное Батальный жанр

27 27

1

комбинированное Введение. Декоративно-прикладное искусство Рисунок

28 28

1

Беседа

комбинированное Матрешки. История происхождения игрушки Рисунок

29 29

1

комбинированное Что такое Гжель

Беседа

30 30

1

комбинированное История хохломской росписи

Рисунок

31 31

1

комбинированное Как появилась дымковская игрушка

Опрос

32 32

1

комбинированное Жостовская, городецкая и палехская росписи Беседа

33 33

1

практическое

Повторение

Беседа

34 34

1

практическое

Повторение

Беседа

Второй год обучения
№

Учебная
неделя

Количество
часов
теор.

1 1

1

2 2

1

3 3

1

4 4

1

5 5

1

6 6
7 7

практ.

1
1

8 8

1

Форма
занятия

Тема

Форма
контроля

комбинированное Инструктаж по технике безопасности.
Первобытное искусство
комбинированное Открытие пещерных росписей

Опрос

комбинированное Искусство Древнего Египта. Комплекс
пирамид в Гизе
комбинированное Скульптура Древнего Египта

Опрос

комбинированное Искусство Древней Греции
Афинский Акрополь.
практическое
Скульптура Древней Греции

Опрос

комбинированное Образы античных богов и героев в искусстве

Беседа

беседа

Опрос

Повторение

Опрос

Опрос

Опрос

9 9

1

комбинированное Искусство Древнего Рима . Архитектура

Опрос

10 10

1

комбинированное Пантеон. Колизей

Опрос

11 11

1

комбинированное Римский скульптурный портрет

Опрос

12 12

1

Беседа

13 13

1

комбинированное Искусство Византии. София
Константинопольская.
комбинированное Средние века. Архитектура. Готика

14 14

1

комбинированное Скульптурное убранство соборов. Искусство
витража
практическое
Повторение

Опрос

15 15

1

16 16

1

17 17

1

18 18

1

Опрос

Беседа

комбинированное Искусство эпохи Возрождения. Сандро
Беседа
Боттичелли
комбинированное Высокое Возрождение. Творчество Леонардо Опрос
да Винчи
комбинированное Работы Леонардо да Винчи в Эрмитаже
Кроссворд

9

19 19

1

комбинированное Леонардо да Винчи изобретатель

Опрос

20 20

1

комбинированное Творчество Рафаэля

Беседа

комбинированное Работы Рафаэля в Эрмитаже

Сообщение

комбинированное Микеланджело скульптор

Беседа

комбинированное Микеланджело живописец

Сообщение

комбинированное Микеланджело архитектор

Опрос

комбинированное Повторение

Сообщение

комбинированное Итальянское искусство 17 века. Лоренцо
Бернини – скульптор стиля барокко
комбинированное Творчество Караваджо

Беседа

комбинированное Фламандское искусство 17 века. Живопись
Фландрии. Творчество Рубенса
комбинированное Творчество Ф. Снейдерса
Творчество Я.Йорданса
комбинированное Творчество Рембрандта

Худож.
викторина
Опрос

комбинированное Малые голландцы.

Кроссворд

21 21
22 22

1
1

23 23
24 24

1
1

25 25

1

26 26

1

27 27

1

28 28

1

29 29

1

30 30

1

31 31
32 32

1
1

Опрос

Беседа

комбинированное Искусство Испании 17в Творчество Веласкеса. Сообщение

33 33

1

беседа

Повторение

Опрос

34 34

1

беседа

Повторение

Опрос

Третий год обучения
№

Учебная
неделя

1 1

Количество
часов
теор.

практ.

1

2 2

1

3 3

1

4 4

1

5 5

1

6 6

1

7 7

1

8 8

1

9 9

1

10 10

1

11 11

1

Форма
занятия

Тема

Форма
контроля

комбинированное Инструктаж по технике безопасности.
Древнерусское искусство.
комбинированное Москва. Соборная площадь. Храмы. Башни
Московского Кремля.
комбинированное Шатровое зодчество. Храм в селе
Коломенском. Храм Василия Блаженного
комбинированное Искусство иконописи. Андрей Рублев.

Беседа

комбинированное Строительство Санкт-Петербурга. Петр 1.
Архитектура Растрелли.
комбинированное Творчество Д. Левицкого. Творчество В.
Боровиковского
комбинированное Русское искусство перв . пол .19 века О.
Кипренский К. Брюллов
комбинированное Творчество А.Иванова.
Творчество С. Щедрина
комбинированное Творчество П.Федотова.
Творчество А Венецианова
комбинированное Архитектура Творчество А.Захарова.
Творчество А. Воронихина
комбинированное Архитектура. Творчество К.Росси
Творчество О.Монферрана

Опрос

Беседа
Сообщение
Беседа

Беседа
Опрос
Беседа
Опрос
Беседа
Опрос

10

12 12

1

13 13

1

14 14

1

комбинированное Творчество скульпторов И.Мартоса., М.
Козловского, Орловского
комбинированное Русская живопись сер. 19 века
Передвижники. Портрет Творчество И.
Крамского, В. Перова, И. Репина
комбинированное Бытовой жанр в творчестве передвижников

Беседа

Беседа

Опрос
Опрос

15 15

1

16 16

1

комбинированное Исторический жанр в творчестве
передвижников
комбинированное Пейзаж в творчестве передвижников

1

комбинированное Французская живопись 19 века. Творчество Т. Беседа
Жерико
Живопись Э. Делакруа
комбинированное Живопись художников импрессионистов.
Опрос

17 17

1

18 18

Опрос

19 19

1

комбинированное Творчество П.Пикассо С.Дали

Беседа

20 20

1

Опрос

21 21

1

комбинированное Русское искусство Н. 20 века.
В. Серов. К.Коровина
комбинированное Мир искусства

22 22

1

23 23

1

24 24

1

25 25
26 26

комбинированное Творчество А. Пластова, Ю. Пименова.

Беседа

комбинированное Творчество Т. Яблонской, Ф. Решетникова

Опрос

1

беседа

Опрос

1

комбинированное Музеи мира.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
комбинированное Государственный Русский Музей.
Санкт-Петербург.
комбинированное Государственная Третьяковская галерея.
Москва.
комбинированное Государственный музей изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина.
комбинированное Лувр. Париж.
Прадо. Мадрид.
комбинированное Уффици. Флоренция.
Дрезденская картинная галерея
беседа
Повторение

1

28 28

1

29 29

1

30 30

1

31 31

1

32 32

1

33 33

1

34 34

комбинированное Советское искусство. Художники авангарда. Опрос
В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал
комбинированное Творчество К. Петрова-Водкина, А.Дейнеки, Беседа
П.Корина
комбинированное Скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Е. Вучетич. Опрос
1

27 27

Беседа

Повторение

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Опрос

7. Требования к учебной дисциплине «История искусств»
Учебная дисциплина «История искусств» предполагает использование альбомов и
рабочих тетрадей на уроке.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».