Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
5
4
Материально–технические условия
5
5
Тематическое планирование
6
6
Требования к учебной дисциплине «Музыкальная литература»
21
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Музыкальная литература» разработана для
обучающихся спортивно-эстетического отделения МАОУ Гимназии № 8.
На занятиях происходит формирование музыкального мышления обучающихся,
навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о
закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки.
Содержание также включает изучение мировой истории, истории музыки,
ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Занятия по данной
программе способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере
музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей обучающихся
на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения
отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
— обеспечить обучающихся теоретическими знаниями в области музыкального
искусства;
— формировать грамотную речь;
— использовать теоретические знания обучающихся в ходе выполнения
творческих практических заданий.
— обеспечить знания специфики различных музыкально-театральных и
инструментальных жанров;
— обеспечить знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
Развивающие:
— развитие аналитического мышления и музыкальной памяти;
— развитие навыка анализа и обобщения музыкального текста, владения
музыкальной терминологией;
— развитие творческих способностей обучающихся;
— формирование коммуникативных компетенций;
— формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной
культуре в целом; овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
— умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
— умение использовать полученные теоретические знания при исполнении
музыкальных произведений на инструменте.
Воспитательные:
— воспитывать чувство стиля, толерантность к музыке различных жанров, стилей,
эпох национальных композиторских школ;
— приобщить к мировой и Отечественной музыкальной культуре;
— формировать духовно-нравственные ценности и идеалы.
Программа рассчитана на 7 лет обучения. Занятия ведутся из расчета 1
академического (по 40 минут) часа в неделю для обучающихся 3-4 классов, 2
академических часов в неделю для обучающихся 5-9 классов. Программа включает в себя
34 учебные недели для всех лет обучения. Объем программы за весь период обучения
составляет 408 часов.
3
2. Планируемые результаты освоения программы
Результаты 1 года обучения:
— знать различные жанры музыки, разновидности народной песни,
разновидности танцевальной и маршевой музыки, музыкально-театральные жанры;
— уметь на слух определять вид голоса, рассказать о характере произведения и
средствах музыкальной выразительности;
— владеть навыками эмоционального восприятия музыкального материала.
Результаты 2 года обучения:
— знать элементы музыкальной речи, инструментальные тембры, состав
симфонического оркестра, простые и сложные музыкальные формы;
— уметь на слух определять элементы музыкальной речи, анализировать
музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение;
— владеть навыками по восприятию содержания музыкального произведения.
Результаты 3 года обучения:
элементы музыкальной речи, инструментальные тембры, состав
симфонического оркестра, простые и сложные музыкальные формы;
— уметь на слух определять элементы музыкальной речи, анализировать
музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение;
— владеть навыками по восприятию содержания музыкального произведения
— знать
Результаты 4 года обучения:
— знать историю развития и особенности вокальных и инструментальных жанров,
понимать особенности оперных и симфонических жанров;
— развивать умение анализировать форму и музыкальный язык изучаемых
произведений, элементарно разбираться в средствах музыкальной выразительности;
— владеть элементарной музыковедческой терминологией, развивать навык
осознанного слушания музыкального произведения.
Результаты 5 года обучения:
— знать основные черты музыки барокко и классицизма, изучить жизненные и
творческие пути, основные произведения композиторов этого периода;
— развивать музыкально-слуховые представления об изучаемых жанрах, умение
определить форму и объяснить выбор средств музыкальной выразительности;
— овладевать музыкальной терминологией, использовать ее в обсуждении
музыкальных произведений.
Результаты 6 года обучения:
— знать основные черты русской музыкальной культуры 20 века, понимать пути
ее развития, познакомиться с творчеством композиторов отечественной композиторской
школы этого периода;
— уметь анализировать и элементарно сравнивать изучаемые музыкальные
произведения, уметь объяснить связь музыки с выбором средств музыкальной
выразительности;
— свободно владеть музыковедческой терминологией, используя ее при
обсуждении, развивать музыкально-слуховые навыки.
Результаты 7 года обучения:
— формирование понятийного музыковедческого языка;
— знание форм, жанров и стилей музыкального материала;
4
умение творчески применять свои знания;
овладевание практическими умениями и навыками музыкального мышления;
формирование умения понимать и анализировать музыкальную речь.
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
— знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических
периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
— умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
— умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения.
—
—
—
—
3. Календарный учебный график
3.1. Календарный учебный график утверждается директором ОУ в соответствии с
учебным годом, каждый год
3.2. Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173
Время, дата и номер кабинета – в соответствии с утвержденным расписанием ОО
учреждения.
Форма занятия – групповая.
—
—
—
—
—
—
—
—
4. Материально-технические условия
учебная аудитория;
парты, стулья;
школьная доска для записей;
наличие аудиоаппаратуры;
наличие экрана для просмотра видеозаписей;
наличие компьютера с выходом в Интернет;
наличие музыкальной фонотеки;
музыкальный инструмент (фортепиано).
5
5. Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Жанры в музыке.
Теория: Понятие о фольклоре, скоморошестве. Рождение русской народной песни,
ее разновидности: веснянки, колядки, былины, исторические песни, лирические,
свадебные, плясовые, хороводные, шуточные. Городская песня-романс. Виды маршевой и
танцевальной музыки. Танцевальная сюита, западноевропейские танцы.
Практика: Эмоциональное восприятие музыкального материала, умение на слух
определить вид произведения. Уметь рассказать о характере и средствах музыкальной
выразительности.
Раздел 2. Певческие тембры.
Теория: Понятие о певческих тембрах, деление на высокие средние, низкие,
мужские, женские, детские. Характеристика каждого голоса: колоратура, контральто, альт,
сопрано, баритон, бас, тенор, фальцет, бельканто.
Практика: уметь на слух определить вид голоса, дать характеристику
прозвучавшему музыкальному произведению.
Раздел 3. Музыкально-театральные жанры.
Теория: Строение оперы и балета, особенности жанра. Виды опер и балетов,
сольные и ансамблевые номера, хоровые сцены.
Практика: определить характер музыки и средства выразительности: мелодия,
аккомпанемент, лад, темп.
Назвать: 1) героев опер и их голоса; 2) действующих лиц в балетах и балетные номера.
Уметь рассказать о строении оперы и балета, назвать композиторов.
Второй год обучения
Главное содержание второго года обучения – изучение возможностей музыки,
основное внимание уделено анализу элементов музыкальной речи, содержанию
музыкальных произведений, изучению форм музыкальных произведений, знакомству с
музыкой, тембрами, инструментами.
Раздел 1. Элементы музыкальной речи
Теория: Освоение понятий - контраст, образ, мелодия, сопровождение, реприза,
секвенция, вариация. Научить находить их, слышать в музыкальном произведениях.
Практика: Слушание музыкальных произведений, анализ элементов музыкальной
речи. Видео просмотр музыкального репертуара, обсуждение. Ведение словаря
музыкальных терминов. Воспитание слушательской культуры.
Раздел 2. Музыкальные тембры
Теория: Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра, а
также органом, клавесином и фортепиано. История рождения инструментов, их
устройство и характерные особенности тембров.Симфонический оркестр. Дирижер.
Практика: Слушание музыкальных произведений, обсуждение. Видео просмотр.
Воспитание слушательской культуры. Воспитание умения на слух определить тембр
музыкального инструмента и охарактеризовать его особенности, отличия. Ведение
словаря музыкальных терминов.
Раздел 3. Музыкальные формы
Теория: Освоение понятий – форма музыкального произведения, вступление,
заключение, а также рондо, рефрен, эпизод, вариации, соната, экспозиция, разработка,
реприза.
Практика: Воспитание умения разбираться в простейших формах музыкальных
произведений. Развитие музыкально-слуховых представлений формы, ее построения,
смены частей. Овладение навыками слухового анализа. Слушание музыкальных
произведений, видео просмотр. Воспитание слушательской культуры. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
6
Раздел 4. Музыкальный образ
Теория: Овладение понятием «музыкальный образ», его взаимосвязь с
литературным и изобразительным образом. Понятия: сюита, реквием, симфония. Влияние
особенностей музыкального жанра произведения на образ, выбор средств музыкальной
выразительности.
Практика: слушание музыкальных произведений с последующим анализом, видео
просмотр и обсуждение средств музыкальной выразительности, их значение в создании
художественного образа. Воспитание культуры слушателя. Работа со словарем
музыкальных терминов.
Третий год обучения
Содержание третьего года обучения – подробное изучение произведений разных жанров с
опорой на полученные ранее знания: анализ музыкального языка, формы, содержание
произведения, знакомство с творчеством композиторов разных времён и национальных
школ.
Раздел 1. Вокально-ораториальный жанр.
Теория: Овладение понятиями: песня, романс, баллада, кантата, оратория, реквием,
жанр.
Практика: Эмоционально воспринимать музыкальный материал во время
прослушивания или видео просмотра, уметь на слух определить жанр произведения,
уметь рассказать о характере, музыкальном образе и средствах музыкальной
выразительности, соотнося их между собой.
Воспитание слушательской культуры. Выполнение заданий в рабочей тетради, ведение
словаря иностранных музыкальных терминов.
Раздел 2. Инструментальный жанр.
Теория: Овладение понятиями: жанр, миниатюра, цикл/сюита, прелюдия, фуга,
квартет, соната.
Практика: Прослушивание и видео просмотр музыкального материала с
последующим обсуждением. Воспитание культурного и чуткого слушателя. Выполнение
индивидуальных творческих заданий: сообщений или видео презентаций на
предложенную тему. Работа с учебником, словарем. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Формирование умения на слух определять вид музыкального произведения,
умения рассказывать о музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности и
исполнителе (инструменте).
Раздел 3. Оперный жанр.
Теория: Овладение понятиями: жанр, опера, сюжет, либретто, строение оперы,
особенности жанра, сольные, ансамблевые и хоровые сцены.
Практика: Слушание и видео просмотр фрагментов опер русских и зарубежных
композиторов. Умение определить жанр оперы, разобраться в особенностях музыкального
языка произведения и средствах музыкальной выразительности. Умение охарактеризовать
арию главного героя, используя музыкальную терминологию. Разбираться в певческих
голосах (диапазон, тембровые краски...). Знать содержание изучаемых опер и
действующих лиц.
Раздел 4. Симфонический жанр.
Теория: Овладение понятиями: симфония, строение симфонического цикла,
главная тема, побочная тема, экспозиция, разработка, реприза, финал, вступление.
Повторение и закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра, их
характерных особенностях.
Практика: слушание изучаемых произведений с последующим разбором, анализом.
Видео просмотр фрагментов концертного исполнения симфоний с обсуждением. Знать
историю создания симфоний, понимать содержание произведения и уметь
охарактеризовать музыкальные образы главной и побочной тем, их развитие.
7
Четвертый год обучения
Содержание четвертого года обучения – подробное изучение произведений разных
жанров с опорой на полученные ранее знания: анализ музыкального языка, формы,
содержание произведения, знакомство с творчеством композиторов разных времён и
национальных школ.
Раздел 1. Вокально-ораториальный жанр.
Теория: Повторение и закрепление понятий: жанр, кантата, оратория, реквием,
жанры романса, баллада.
Практика: Слушание и видео просмотр музыкального материала, обсуждение и
анализ.
Уметь объяснить связь литературной основы произведения с выбором средств
музыкальной выразительности, связь музыкального образа с различными элементами
музыкальной речи. Подготовка индивидуальных творческих заданий по предложенной
теме. Видео презентации.
Раздел 2. Инструментальный жанр.
Теория: Повторение и закрепление понятий: фортепианная миниатюра,
инструментальный цикл, клавир, темперация, фуга, струнный квартет.
Практика: Прослушивание и видео просмотр музыкального материала, анализ
формы произведения, музыкального языка, содержания. Знакомство с творчеством
композиторов разных эпох и национальных музыкальных школ. Использование
музыкальной терминологии в устных ответах и письменных работах. Работа в рабочей
тетради, ведение словаря. Музыкальная викторина.
Раздел 3. Оперный жанр.
Теория: Повторение и закрепление понятий: жанры оперы, их характерные
особенности, сюжет, строение оперы, пролог, эпилог, разножанровость сольных номеров
в опере.
Практика: Слушание и видео просмотр фрагментов опер, обсуждение,
сравнительный анализ различных интерпретаций, роль режиссера в опере. Роль элементов
музыкальной речи в создании образов главных героев оперы. Свободное владение
музыкальной терминологией, работа с индивидуальным словарем. Формирование умения
сравнивать и обобщать. Знать содержание различных опер.
Раздел 4. Симфонический жанр.
Теория: Повторение и закрепление понятий: симфонический цикл, его строение и
исторические изменения формы симфонии, роль главной партии, значение разработки,
разные виды репризы. Интерпретация.
Практика: Слушание изучаемых произведений, видео просмотр концертных
исполнений. Роль дирижера и оркестра в интерпретации замысла композитора и выборе
некоторых средств музыкальной выразительности. Обсуждение, анализ, обобщение.
Свободное владение музыкальной терминологией.
Пятый год обучения
Раздел 1. Зарубежная музыка 17-18 веков.
Теория: Овладение понятиями: барокко, полифония, инвенция, фуга, сюита,
оратория, а также: классицизм, соната, симфония. Владение музыкальной терминологией,
использование ее в обсуждении музыкальных произведений.
Практика: Развитие музыкально-слуховых представлений полифонических,
симфонических и инструментальных жанров изучаемого исторического периода, умение
определить форму и объяснить характерные особенности жанров и выбор средств
музыкальной выразительности. Слушание музыкальных произведений с последующим
анализом. Выполнение индивидуальных творческих заданий (сообщений, видео
презентаций). Выполнение заданий в рабочей тетради, работа с учебником и другими
8
источникам информации. Ведение индивидуального словаря музыкальных терминов.
Раздел 2. Зарубежная музыка 19-20 веков.
Теория: Овладение понятиями: романтизм, инструментальные жанры, сюита,
концерт, опера, импрессионизм. Знать музыкальную терминологию, используя ее
практически. Знать характерные черты, особенности строения каждого жанра.
Практика: Слушание музыкальных произведений с последующим анализом и
обсуждением. Воспитание внимательного, чуткого слушателя. Развитие художественного
вкуса. Развитие музыкально-слуховых представлений инструментальных жанров эпохи
романтизма, умения объяснить связь музыкального образа со средствами музыкальной
выразительности. Выполнение творческих заданий-сообщений на заданную тему и видео
презентаций.
Раздел 3. Русская музыка 19-20 веков.
Теория: Владение понятиями: жанр, романс, опера, симфония, симфоническая
увертюра, балет. Свободно разбираться в жанрах романса и оперы, знать строение
симфонии. Владеть специальной музыкальной терминологией, используя ее в ответах.
Знать исторические предпосылки расцвета русской музыки в этот период, связь музыки с
другими видами искусства.
Практика: Слушание музыкальных произведений с целью формирования
образнослуховых
представлений
музыки
русского
романтизма.
Воспитание
слушательской культуры. Работа с учебником и другими средствами информации,
ведение рабочей тетради, ведение индивидуального словаря музыкальной терминологии.
Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму, жанр произведения
и другие элементы музыкальной речи.
Шестой год обучения
Раздел 1. Русская музыка 1 половины 20 века.
Теория: Обзор русской музыкальной культуры начала 20 века, знакомство с
творчеством С.С. Прокофьева, его роль в развитии национальной композиторской школы.
Свободное владение понятиями: жанр, симфония, опера, балет, кантата, фортепианный
цикл.
Практика: Воспитание слушательской культуры. Прослушивание и видео просмотр
изучаемых музыкальных произведений. Анализ, сравнение, обобщение. Ведение
индивидуального
музыкального
словаря,
свободное
владение
музыкальной
терминологией.
Раздел 2. Русская музыка 2 половины 20 века.
Теория: Знакомство с творчеством Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна. Влияние
их творчества на развитие музыки в русской и мировой культуре. Свободное владение
понятиями: симфония, симфоническое мышление, интерпретация, балет, опера,
фортепианный цикл.
Практика: Прослушивание изучаемых музыкальных произведений, видео просмотр
фрагментов. Обсуждение, анализ, сравнение и обобщение. Свободное владение
музыкальной терминологией. Выполнение индивидуальных творческих заданий по
предложенным темам: сообщений и видео презентаций. Музыкальная викторина.
Составление таблиц по творчеству композиторов.
Раздел 3. Современная русская музыка 60-90 годов 20 века.
Теория: Знакомство с творчеством Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина,
Э. Денисова, С. Губайдулиной, С. Слонимского, А. Петрова, В. Тищенко, А Шнитке.
Свободное владение понятиями - крупный музыкальный жанр балет, хоровой концерт,
Симфоническая поэма, оратория, инструментальный цикл.
Практика: составление таблиц по творчеству композиторов. Слушание и видео
просмотр фрагментов изучаемых произведений. обсуждение, анализ, сравнение и
обобщение. Музыкальная викторина. Умение составить словесный музыкально9
психологический портрет героя произведения, дать музыкально-пластическую
характеристику героя в балете. Воспитание слушательской культуры.
Седьмой год обучения
Раздел 1. Основные направления и новаторские стили в русской и зарубежной
музыке 2 половины 19 века - начале 20 века.
Теория: Знакомство с основными стилевыми тенденциями этого периода. Понятия:
импрессионизм, символизм, веризм, экспрессионизм, фовизм. Причины возникновения и
общие эстетические принципы каждого направления, связь с другими видами искусств.
Характерные образы, особенности композиторской техники.
Практика: Слушание, видео просмотр с последующим обсуждением музыкальных
произведений. Анализ средств музыкальной выразительности. Воспитание слушательской
культуры. Выполнение заданий в рабочей тетради на занятии и дома. Подготовка
индивидуальных творческих сообщений и видео презентаций.
Раздел 2. Основные направления и новаторские стили в русской и зарубежной
музыке середины и конца 20 века.
Теория: Знакомство с основными стилевыми тенденциями этого периода. Понятия:
конструктивизм, футуризм, урбанизм, кубизм, дадаизм, неоклассицизм. Современный
авангард. История формирования. Эстетика и художественные принципы каждого
направления. Связь с другими видами искусств. Особенности композиторской техники.
Практика: Видео просмотр и слушание музыкальных произведений, обсуждение и
анализ средств музыкальной выразительности. Воспитание слушательской культуры.
Выполнение заданий в рабочей тетради. Подготовка индивидуальных творческих заданий
сообщений и видео презентаций.
Основные стилевые тенденции 20 века
Основные идеи и концепция культуры, новаторство в сфере композиции.
Для прослушивания: К.Дебюсси Прелюдия для фортепиано «Затонувший собор», А.
Шёнберг вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро», А. Шнитке Симфония №1.
Импрессионизм. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Импрессионизм живописи.
Особенности живописной техники художников-импрессионистов. Импрессионизм в
музыке. Средства музыкальной выразительности.
Для прослушивания: К. Дебюсси Прелюдии для фортепиано «Девушка с волосами
цвета льна», «Колокола сквозь листву»; М. Равель «Игра воды», К Дебюсси
«Послеполуденный отдых фавна», М. Равель «Павана».
Символизм. Творчество А.Н. Скрябина и С.В Рахманинова. Основные эстетические
принципы символизма, символизм в литературе, поэзии, живописи. Музыкальный
символизм.
Для прослушивания: А.Н. Скрябин «Прометей», «Поэма экстаза», С.В Рахманинов,
Симфоническая картина «Остров мертвых», кантата «Колокола».
Веризм. Творчество Р. Леонковалло и Дж. Пуччини. Принципы эстетики
художественного течения веризм. Веризм в литературе и характерные особенности
музыки оперного веризма.
Для прослушивания: Р. Леонковалло опера «Паяцы»; Дж. Пуччини опера «Тоска».
Предэкспрессионистские тенденции. Экспрессионизм. Творчество Г. Малера, Р.
Штрауса, А. Шёнберга, А. Берга. Основные эстетические принципы, причины
возникновения экспрессионизма. Экспрессионизм в литературе и живописи. Характерные
образы экспрессионизма.
Для прослушивания: Г. Малер Симфония №1, Симфония №5, «Песнь о земле»; Р.
Штраус опера «Саломея», «Тиль Эйленшпигель»; А. Шёнберг моно-опера «Ожидание»; А.
Берг опера «Воццек».
Фовизм. Основные эстетические принципы фовизма, история формирования
течения, основные образы фовистов, выразительные средства музыкального фовизма.
10
Для прослушивания: И. Стравинский «Весна священная»; С.С. Прокофьев
«Скифская сюита»; К. Орф кантата «Кармина Бурана».
Конструктивизм. Творчество А. Шёнберга, А. Веберна. Нововенская школа,
серийная техника. Основные художественные принципы конструктивизма.
Для прослушивания: А. Шёнберг Кантата «Уцелевший из Варшавы»,
вокальноинструментальный цикл «Лунный Пьеро»; А. Веберн «Шесть пьес для струнного
квартета», «Пасскалия».
Футуризм. Урбанизм. История формирования футуризма, эстетика направления,
музыкальные принципы.
Для прослушивания: М. Равель «Болеро»; Д. Онеггер «Пассифик 231»; Д. Мийо
«Каталог сельскохозяйственных машин».
Кубизм. Дадаизм. История формирования, основатели течений. Принципы
музыкального кубизма и дадаизма.
Для прослушивания: Э. Сати сюита из балета «Парад»; Д. Мийо «Бык на крыше»; Ж.
Орик «Прощай Нью-Йорк»; А. Онеггер литургическая Симфония; Ф. Пуленк опера
«Человеческий голос», «Негритянская рапсодия», О. Мессиан «Девять медитаций для
органа».
Неоклассицизм. Творчество С.С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского. История
формирования течения. Неоклассицизм в литературе, живописи, музыке. Соединение
классического и современного.
Для прослушивания: И. Стравинский, Балет «Аполлон Мусагет» балет
«Пульчинелла»; С.С. Прокофьев «Мимолетности», Симфония №7 балет «Золушка».
Творчество Д.Д. Шостаковича.
Для прослушивания: Симфония №5, Симфония №7, Симфония №8, Симфония №15.
Современный «западный» авангард. Конкретная музыка, хэппенинг. Творчество К.
Пендерецкого, В. Лютославского.
Для прослушивания: К. Пендерецкий «Флуоресценции»; В. Лютославский
«Вариации на тему Паганини для двух фортепиано».
Новые композиторские техники в творчестве композиторов-шестидесятников.
Для прослушивания: А.Шнитке «Гоголь-сюита»; Р. Щедрин концерт для
фортепиано с оркестром №2, Э. Денисов, «Осенняя песня»; С. Губайдулина, Кантата
«Рубайят».
11
6. Тематическое планирование дисциплины
«Музыкальная литература»
на 7 лет обучения
Первый год обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
прак
1 1
теор
1
Форма
занятия
Тема
беседа
Форма
контроля
2 2
0.5
0.5
3 3
0.5
0.5
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
комбинированное Русская народная песня. Веснянки.
Колядки.
Сказка
Былины.
беседа
4 4
0.5
0.5
комбинированное Исторические песни.
опрос
5 5
0.5
0.5
опрос
6 6
0.5
0.5
комбинированное Скоморошество. Плясовые, хороводные,
шуточные.
комбинированное Песни лирические. Песни свадебные.
7 7
0.5
0.5
комбинированное Городская песня-романс
опрос
8 8
1
комбинированное Итоговое занятие по темам 1 четверти
9 9
0.5
0.5
комбинированное Маршевая музыка
практическая
работа
опрос
10 10
0,5
0,5
опрос
11 11
0.5
0.5
12 12
0.5
0.5
13 13
0.5
0.5
комбинированное Походные марш. Церемониальные и
траурные марши.
комбинированное Сказочные марши в операх. Сказочные
марши в балетах.
комбинированное Марши в детской музыке
П.И.Чайковского и С.С. Прокофьева.
Песни-марши.
комбинированное Танцевальная музыка. Народные танцы.
14 14
0.5
0.5
комбинированное Старинная сюита. Сюиты 18 века.
опрос
15 15
0.5
0.5
опрос
16 16
1
17 17
0.5
0.5
комбинированное Западно-европейские танцы. Менуэт.
Гавот. Полонез. Мазурка. Вальс.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 2
четверти.
комбинированное Певческие тембры: колоратура, фальцет.
18 18
0.5
0.5
опрос
19 19
0.5
0.5
20 20
0.5
0.5
21 21
0.5
0.5
комбинированное Детские голоса.
Женские голоса: сопрано.
комбинированное Женские голоса: лирическое сопрано.
Драматическое сопрано.
комбинированное Женские голоса. Меццо-сопрано.
Контральто.
комбинированное Мужские голоса. Тенор.
22 22
0.5
0.5
комбинированное Баритон. Бас.
опрос
23 23
0.5
0.5
беседа
24 24
0.5
0.5
комбинированное Хор.
Виды хоров.
комбинированное Оперы. Оперный хор
25 25
0.5
0.5
комбинированное Строение оперы
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
практическая
работа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
12
26 26
1
0.5
комбинированное Обобщающее занятие по темам 3
четверти.
комбинированное М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила».
практическая
работа
опрос
27 27
0.5
28 28
0.5
0.5
комбинированное М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила».
опрос
29 29
0.5
0.5
комбинированное Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко».
опрос
30 30
0.5
0.5
комбинированное Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко».
опрос
31 31
0.5
0.5
комбинированное Балет. Строение балета.
32 32
0.5
0.5
33 33
0.5
0.5
34 34
1
комбинированное П.И. Чайковский балет «Щелкунчик».
Соответствие содержания и музыки.
Особенности музыкального языка.
комбинированное П.И. Чайковский балет «Спящая
красавица».
Музыкальные характеристики главных
героев. Особенности оркестровой ткани
произведения.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 4
четверти.
практическая
работа
музыкальная
викторина
опрос
беседа
Второй год обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
прак
1 1
теор
Форма
занятия
1
беседа
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
Музыкальный язык. Элементы
музыкальной речи.
Контраст тем - контраст элементов
музыкальной речи.
Образное содержание тем и особенности
музыкальной речи.
Роль мелодии и сопровождения в создании
характера произведения
Развитие темы в музыкальном
произведении. Реприза.
Секвенция. Секвентное развитие темы.
Вариативность. Вариационное развитие
темы.
Итоговое занятие по темам 1 четверти.
Форма контроля
беседа
2 2
0.5
0.5
беседа
опрос
3 3
0.5
0.5
беседа
4 4
0.5
0.5
комбинированное
5 5
0.5
0.5
комбинированное
6 6
0.5
0.5
комбинированное
7 7
0.5
0.5
комбинированное
8 8
0.5
0.5
комбинированное
9 9
0.5
0.5
комбинированное Музыкальные тембры. Орган.
музыкальная
викторина
опрос
10 10
0.5
0.5
комбинированное Клавесин. Рояль.
опрос
11 11
0.5
0.5
опрос
12 12
0.5
0.5
13 13
0.5
0.5
14 14
0.5
0.5
комбинированное Группа струнных смычковых
инструментов, ее роль в оркестре.
комбинированное Группа деревянных духовых
инструментов, ее роль в оркестре.
комбинированное Группа медных духовых инструментов, ее
роль в оркестре. Особенности тембра и
диапазона медных духовых инструментов.
комбинированное Группа ударных инструментов, ее
многочисленность и разнообразие.
Шумовые и звуковые ударные
инструменты, их значение в оркестре.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
13
15 15
0.5
0.5
комбинированное Симфонический оркестр. Дирижер. Й.
Гайдн - основоположник симфонического
оркестра.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 2
четвертей.
беседа
16 16
0.5
0.5
17 17
0.5
0.5
опрос
0.5
комбинированное Музыкальная форма. Интонация, фраза,
период, каденция.
комбинированное Одночастная форма. Двухчастная форма.
Куплет. Куплетная форма в вокальной и
инструментальной музыке.
комбинированное Простая трехчастная форма. Роль
вступления.
комбинированное Сложная трехчастная форма. Роль коды.
18 18
0.5
0.5
19 19
0.5
0.5
20 20
0.5
21 21
0.5
0.5
комбинированное Форма рондо. Рефрен, эпизод.
опрос
22 22
0.5
0.5
комбинированное Вариации. Тема и ее изменения.
опрос
23 23
0.5
0.5
опрос
24 24
0.5
0.5
25 25
0.5
0.5
26 26
0.5
0.5
комбинированное Сонатная форма. Экспозиция, ее роль в
сонате. Главная и побочная темы
экспозиции.
комбинированное Сонатная форма. Разработка. Особенности
разработки.
комбинированное Сонатная форма. Реприза. Виды и
особенности репризы.
комбинированное Итоговое занятие по темам 3 четверти.
27 27
0.5
0.5
28 28
0.5
0.5
29 29
0.5
0.5
30 30
0.5
0.5
31 31
0.5
0.5
32 32
0.5
0.5
33 33
0.5
0.5
34 34
1
комбинированное Сюита. Цикл. История жанра. Его
особенности.
комбинированное М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
История создания цикла, содержание,
особенности.
комбинированное П. Дюка. «Ученик чародея». Литературная
основа. Характерные черты
симфонического скерцо.
комбинированное К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
История создания цикла, его содержание.
комбинированное В.А. Моцарт. Реквием. История создания
произведения, его содержание, строение.
Особенности литературного текста.
комбинированное Симфония. Ее роль в мировой
музыкальной литературе. Строение
симфонического цикла.
комбинированное Д.Д. Шостакович. Симфония № 11
комбинированное Обобщающее занятие по темам 4
четверти.
музыкальная
викторина
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
опрос
опрос
опрос
опрос
беседа
опрос
беседа
Третий год обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
прак
1 1
Форма занятия
Тема
Форма контроля
теор
1
беседа
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
Понятие о жанрах. Музыкальный жанр.
2 1
0.5
0.5
беседа
3 2
0.5
0.5
комбинированное Вокально-ораториальный жанр. Песня,
романс. Поэтический и музыкальный
образ Песни и романсы М.И. Глинки
беседа
опрос
опрос
14
4 2
0.5
0.5
опрос
0.5
комбинированное Песня и романс.
Соотношение текста и мелодии.
комбинированное Поэтический и музыкальный образ.
5 3
0.5
6 3
0.5
0.5
комбинированное Элементы музыкальной речи.
опрос
7 4
0.5
0.5
опрос
8 4
0.5
0.5
комбинированное Элементы музыкальной речи, их роль в
создании музыкального образа.
комбинированное Баллада. Особая значимость текста.
9 5
0.5
0.5
комбинированное Кантатно-ораториальный жанр.
опрос
10 5
0.5
0.5
опрос
11 6
0.5
0.5
12 6
0.5
0.5
13 7
0.5
0.5
комбинированное Особенности строения кантаты и
оратории.
комбинированное Особенности музыкального языка.
Кантаты и оратории.
комбинированное Маяковский в музыке советских
композиторов.
комбинированное Моцарт Реквием. История создания.
14 7
0.5
0.5
опрос
15 8
0.5
0.5
16 8
0.5
0.5
комбинированное Моцарт Реквием. Музыкальный образ,
особенности музыкальной речи.
комбинированное Оперные хоры. Место хора в опере в
зависимости от жанра оперы и
содержания.
комбинированное Итоговое занятие по темам 1 четверти.
17 9
0.5
0.5
комбинированное Фортепианная миниатюра.
18 9
0.5
0.5
19 10
0.5
0.5
комбинированное Фортепианная миниатюра.
опрос
Особенности стиля и музыкального языка.
комбинированное Инструментальные циклы.
опрос
20 10
0.5
0.5
комбинированное Связь пьес в циклах.
21 11
0.5
0.5
22 11
0.5
0.5
23 12
0.5
0.5
комбинированное Особенности строения цикла в зарубежной опрос
и русской музыке.
комбинированное Инструментальные циклы в старинной
опрос
европейской музыке.
комбинированное Сюита.
опрос
24 12
0.5
0.5
25 13
0.5
0.5
26 13
0.5
27 14
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
проверочный
тест
опрос
опрос
опрос
0.5
комбинированное И.С. Бах Хорошо темперированный
клавир. История создания.
комбинированное И.С. Бах Хорошо темперированный
клавир. Связь прелюдии и фуги.
комбинированное Строение фуги.
0.5
0.5
комбинированное Соната.
опрос
28 14
0.5
0.5
комбинированное Строение сонатного цикла.
опрос
29 15
0.5
0.5
комбинированное Скрипичные пьесы.
опрос
30 15
0.5
0.5
комбинированное Струнный квартет.
опрос
31 16
0.5
0.5
32 16
0.5
0.5
33 17
0.5
0.5
комбинированное Контрольное занятие по темам 2 четверти. музыкальная
викторина
комбинированное Обобщающее занятие по пройденным
беседа
темам 1 полугодия.
комбинированное Героика в опере
опрос
опрос
опрос
15
34 17
0.5
0.5
35 18
0.5
0.5
36 18
0.5
0.5
37 19
0.5
0.5
38 19
0.5
0.5
39 20
0.5
0.5
40 20
0.5
0.5
41 21
0.5
0.5
42 21
0.5
0.5
43 22
0.5
0.5
44 22
0.5
0.5
45 23
0.5
0.5
46 23
0.5
0.5
47 24
0.5
0.5
48 24
0.5
0.5
49 25
0.5
0.5
50 25
0.5
0.5
51 26
0.5
0.5
52 26
0.5
0.5
53 27
0.5
0.5
54 27
0.5
0.5
55 28
0.5
0.5
56 28
0.5
0.5
57 29
0.5
0.5
58 29
0.5
0.5
59 30
0.5
0.5
60 30
0.5
0.5
комбинированное История создания, содержание оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин», жанровые
особенности
комбинированное М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» увертюра
комбинированное М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» народные сцены, танцы
комбинированное А.П.Бородин опера «Князь Игорь» содержание оперы, эпичность
комбинированное А.П.Бородин опера «Князь Игорь» развитие, характеристики героев
комбинированное А.П.Бородин опера «Князь Игорь» хоровые сцены
комбинированное А.П.Бородин опера «Князь Игорь» восточные интонации в характере оперы
комбинированное Сказка в опере .В.А. Моцарт «Волшебная
флейта». Содержание оперы
комбинированное Сказка в опере В.А. Моцарт «Волшебная
флейта». Арии, речитатив.
комбинированное Сочетание лирического, реального и
фантастического в опере Н.А. РимскогоКорсакого «Снегурочка».
комбинированное Музыкальные характеристики- портреты
главных героев оперы «Снегурочка».
комбинированное М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» содержание оперы.
комбинированное М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» музыкальная характеристика героев.
комбинированное Комическая опера Дж. Россини
«Севильский цирюльник». Содержание
оперы.
комбинированное Комическая опера Дж. Россини
«Севильский цирюльник». Музыкальные
характеристики героев
комбинированное А.С. Даргомыжский опера «Русалка» психологическая драма.
комбинированное Музыкальные характеристики- портреты
главных героев оперы «Русалка».
комбинированное Контрольное занятие по темам 3 четверти.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1-3
четвертей.
комбинированное Симфонический цикл. Й.Гайдн Симфония
№103.
Обзорное содержание частей.
комбинированное Симфонический цикл. Й.Гайдн Симфония
№103.
Характеристика тем, их развитие.
комбинированное В.А. Моцарт Симфония №40. Развитие
главной темы в Iи IVчастей.
комбинированное В.А. Моцарт Симфония №40.
Музыкальное развитие тем.
комбинированное Л.В. Бетховен Симфония №5. Развитие
темы вступления.
комбинированное Л.В. Бетховен Симфония №5 Образное
содержание, характеристика тем.
комбинированное Л.В. Бетховен Симфония №5. Значение
финала симфонии.
комбинированное Сравнительный анализ развития
классической симфонии в творчестве Й.
Гайдна, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
Проверочный
тест
беседа
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
16
61 31
0.5
63 32
1
64 32
0.5
0.5
65 33
05
0.5
66 33
0.5
0.5
комбинированное Изменения в симфониях Л.В. Бетховена:
содержание, строение, музыкальный язык.
комбинированное Романтизм. Изменения в симфоническом
цикле 19 века.
комбинированное Ф. Шуберт Симфония №8
«Неоконченная».
комбинированное С.С. Прокофьев Симфония №7. Развитие и
значение темы побочной партии I части.
комбинированное С.С. Прокофьев Симфония №7. Образное
содержание и музыкальная
характеристика тем.
комбинированное М.И. Глинка увертюра «Ночь в Мадриде».
67 34
0.5
0.5
комбинированное Ф. Лист симфоническая поэма «Прелюды» опрос
68 34
0.5
0.5
комбинированное П.И. Чайковский увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта».
62 31
0.5
1
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Четвертый год обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
практ
1 1
теор
1
Форма
занятия
Тема
беседа
Форма
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
комбинированное Вокальный жанр.
беседа
комбинированное Соотношение текста и музыки,
поэтический и музыкальный образ.
комбинированное Романсы лирического и созерцательного
жанра.
комбинированное Романсы лирико-драматического жанра.
опрос
опрос
2 1
0.5
0.5
опрос
3 2
0.5
0.5
4 2
0.5
0.5
5 3
0.5
0.5
6 3
0.5
0.5
7 4
0.5
0.5
комбинированное Романсы драматического и
психологического жанра.
комбинированное Романсы сатирического жанра.
8 4
0.5
0.5
комбинированное Вокальный цикл.
опрос
9 5
0.5
0.5
комбинированное Строение, особенности жанра.
опрос
10 5
0.5
0.5
комбинированное Баллада.
опрос
11 6
0.5
0.5
опрос
12 6
0.5
0.5
комбинированное История возникновения, особенности
содержания.
комбинированное Кантатно-ораториальный жанр.
13 7
0.5
0.5
комбинированное Роль народной интонации.
опрос
14 7
0.5
0.5
комбинированное Реквием. История возникновения жанра.
опрос
15 8
0.5
0.5
опрос
16 8
0.5
0.5
17 9
0.5
0.5
комбинированное Особенности текста, его соотношение с
музыкой.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1
четверти.
комбинированное Инструментальные жанры.
18 9
0.5
0.5
комбинированное Фортепианные пьесы.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
беседа
опрос
17
19 10
0.5
0.5
комбинированное Циклы в инструментальной музыке.
опрос
20 10
0.5
0.5
комбинированное Р.Шуман «Карнавал».
опрос
21 11
0.5
0.5
комбинированное М.Мусоргский «Картинки с выставки»
сообщения
22 11
0.5
0.5
комбинированное П.Чайковский «Времена года».
опрос
23 12
0.5
0.5
опрос
24 12
0.5
0.5
комбинированное И.С. Бах «Хорошо темперированный
клавир».
комбинированное Прелюдия и фуга.
25 13
0.5
0.5
комбинированное Соната.
опрос
26 13
0.5
0.5
комбинированное Особенность сонатного цикла.
опрос
27 14
0.5
0.5
комбинированное Концерт.
опрос
28 14
0.5
0.5
опрос
29 15
0.5
0.5
комбинированное Знакомство с жанром в зарубежной и
русской музыке.
комбинированное Квартет. Струнный квартет.
30 15
0.5
0.5
комбинированное соната, концерт и квартет: общие черты и
различия.
комбинированное Контрольное занятие по темам 1
полугодия (Музыкальная викторина).
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1
полугодия.
комбинированное Лирическая опера. П.И.Чайковский
«Евгений Онегин». А.С. Пушкин и
П.И.Чайковский.
комбинированное Особенности строения оперы.
Музыкальные характеристики Ленского и
Ольги.
комбинированное Музыкальные характеристики Онегина и
Татьяны.
комбинированное Музыкальные характеристики Онегина и
Татьяны. Интонационная связь с другими
героями.
комбинированное Лирико-драматическая опера
А.Рубинштейн «Демон».
М.Ю. Лермонтов и А.Рубинштейн.
комбинированное Лирико-драматическая опера
А.Рубинштейн «Демон». М.Ю. Лермонтов
и А.Рубинштейн. Характеристики главных
героев.
комбинированное Лирико-психологическая опера.
Н.А. Римский-Корсаков «Царская
невеста». Сюжет, содержание оперы.
комбинированное Лирико-психологическая опера.
Н.А. Римский-Корсаков «Царская
невеста». Народные интонации в опере.
комбинированное Лирико-психологическая опера.
Н.А. Римский-Корсаков «Царская
невеста». Характеристики главных героев.
комбинированное Лирическая линия оперы «Царская
невеста».
комбинированное Драматизм столкновений и конфликтов в
опере Ж. Бизе «Кармен».
комбинированное Музыкальные портреты главных героев
оперы, их развитие.
опрос
31 16
1
32 16
1
33 17
0.5
0.5
34 17
0.5
0.5
35 18
0.5
0.5
36 18
0.5
0.5
37 19
0.5
0.5
38 19
0.5
0.5
39 20
0.5
0.5
40 20
0.5
0.5
41 21
0.5
0.5
42 21
0.5
0.5
43 22
0.5
0.5
44 22
0.5
0.5
опрос
опрос
музыкальная
викторина
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
18
45 23
0.5
0.5
опрос
0.5
комбинированное Лирико-психологическая опера Дж. Верди
«Травиата».
комбинированное Лирико-психологическая опера Дж. Верди
«Травиата». Конфликт с общественными
нормами морали.
комбинированное Народная музыкальная драма М.П.
Мусоргского «Борис Годунов». Пушкин и
Мусоргский.
комбинированное Жанровые особенности оперы.
46 23
0.5
0.5
47 24
0.5
0.5
48 24
0.5
49 25
0.5
0.5
комбинированное Образ народа в опере. Народные сцены.
опрос
50 25
0.5
0.5
комбинированное Характеристики главных героев.
опрос
51 26
0.5
0.5
комбинированное Образ царя Бориса, его многосложность.
опрос
52 26
0.5
0.5
53 27
0.5
0.5
комбинированное Обобщающее занятие по темам 3
четверти.
комбинированное Особенности симфонического жанра.
музыкальная
викторина
опрос
54 27
0.5
0.5
опрос
55 28
0.5
0.5
56 28
0.5
0.5
комбинированное Сравнительный анализ развития жанра в
творчестве венских композиторовклассиков.
комбинированное Романтизм. Основные темы, образы,
направления.
комбинированное Ф. Шуберт «Неоконченная» симфония.
57 29
0.5
0.5
комбинированное Программная симфония.
опрос
58 29
0.5
0.5
комбинированное Г. Берлиоз «Фантастическая» симфония.
опрос
59 30
0.5
0.5
опрос
60 30
0.5
0.5
61 31
0.5
0.5
комбинированное Симфония - психологическая драма. Роль
темы вступления.
комбинированное Монументально-философские образы,
внутренний конфликт. П.И. Чайковский
Симфонии № 4, 5.
комбинированное Программно-симфоническая музыка.
62 31
0.5
0.5
опрос
63 32
0.5
0.5
64 32
0.5
0.5
65 33
0.5
0.5
комбинированное Симфоническая поэма на сюжет оперы Р.
Вагнера «Тангейзер».
комбинированное Симфоническая поэма А.Н.
Скрябина «Поэма экстаза»
комбинированное Образы, особенности музыкального языка
произведения.
комбинированное Лирико-драматическая симфония.
66 33
0.5
0.5
комбинированное Н.Я. Мясковский Симфония № 27.
опрос
67 34
0.5
0.5
комбинированное Лирико-драматическая симфония.
опрос
68 34
0.5
0.5
комбинированное А. Дворжак Симфония № 9 «Из нового
света».
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Пятый год обучения
№
Учебная
неделя
1 1
Количество
часов
практ.
теор.
1
Форма
занятия
беседа
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
Форма
контроля
беседа
19
2 1
0.5
0.5
3 2
0.5
0.5
4 2
0.5
0.5
5 3
8 4
0.5
0.5
комбинированное Г.Ф. Гендель - общая характеристика
творчества.
комбинированное Г.Ф. Гендель - знакомство с основными
произведениями композитора.
комбинированное И.С. Бах - общая характеристика
творчества.
комбинированное И.С. Бах - полифонические произведения.
9 5
0.5
0.5
комбинированное И.С. Бах - сюиты.
опрос
10 5
0.5
0.5
комбинированное И.С. Бах -органное творчество.
опрос
1
6 3
1
комбинированное Искусство эпохи барокко. Главные черты опрос
барокко в музыке.
комбинированное Музыкальная характеристика Германии 17 опрос
века.
комбинированное Развитие полифонии и органной музыки.
опрос
0.5
7 4
0.5
1
11 6
сообщение
опрос
опрос
опрос
12 6
0.5
0.5
комбинированное Музыкальная характеристика Австрии 18 опрос
века.
комбинированное Классицизм. Венская классическая школа. опрос
13 7
0.5
0.5
комбинированное Творчество венских классиков - Й.Гайдн.
опрос
14 7
0.5
0.5
опрос
15 8
0.5
0.5
комбинированное Творчество венских классиков В.А.Моцарт.
комбинированное Творчество венских классиков- Бетховен.
16 8
0.5
0.5
музыкальная
викторина
опрос
опрос
18 9
0.5
0.5
комбинированное Обобщающий занятие по темам 1
четверти.
комбинированное Романтизм как художественное
направление.
комбинированное Творчество Ф. Шуберта.
19 10
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Р. Шумана.
опрос
20 10
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Ф. Шопена.
опрос
21 11
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Г. Берлиоза.
опрос
22 11
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Й. Брамса.
опрос
23 12
0.5
0.5
опрос
24 12
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Ф.
Мендельсона .
комбинированное Характеристика творчества И. Штрауса.
1
комбинированное Развитие оперы в 19 веке.
опрос
17 9
1
25 13
сообщение
опрос
26 13
0.5
0.5
комбинированное Творчество Дж. Верди.
опрос
27 14
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Дж. Россини.
опрос
28 14
0.5
0.5
комбинированное Характеристика творчества Ж. Бизе, Р.
Вагнера.
комбинированное Импрессионизм в музыке. Связь живописи
и музыки.
комбинированное Характеристика творчества композиторовимпрессионистов. М. Равель.
комбинированное Характеристика творчества композиторовимпрессионистов. К. Дебюсси.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 2
четверти.
опрос
29 15
1
30 15
1
31 16
1
32 16
0.5
0.5
опрос
опрос
опрос
Проверочный
тест
20
33 17
0.5
0.5
38 19
0.5
0.5
комбинированное Характеристика музыкальной культуры
России начала 19 века. Творчество И.
Хандошкина, Е. Фомина, В. Пашкевича.
комбинированное Творчество Д. Бортнянского, А.
Верстовского.
комбинированное А. Алябьев, А. Варламов - старшие
современники М.И. Глинки. Творческие
портреты, вокальное творчество.
комбинированное А.Гурилёв - Творческий портрет,
вокальное творчество.
комбинированное М.И. Глинка - мировое значение
творчества. Жизненный путь композитора.
комбинированное М.И. Глинка - оперное творчество.
34 17
0.5
0.5
35 18
0.5
0.5
36 18
0.5
0.5
39 20
0.5
0.5
комбинированное М.И. Глинка - симфоническое творчество.
опрос
40 20
0.5
0.5
комбинированное М.И. Глинка -романсы.
опрос
1
комбинированное А.С. Даргомыжский - жизненный и
творческий путь.
комбинированное А.С. Даргомыжский - оперы и романсы
композитора.
комбинированное Расцвет музыкальной культуры России в
60-е годы 19 века.
комбинированное Основные принципы творчества
композиторов «Могучей кучки».
комбинированное А.П. Бородин-жизненный и творческий
путь.
комбинированное Богатырская тема в творчестве Бородина.
опрос
комбинированное Н.А. Римский-Корсаков- композиторсказочник, жизненный и творческий путь.
комбинированное «Тема моря» в музыке РимскогоКорсакова.
комбинированное М.П. Мусоргский-жизненный и
творческий путь.
комбинированное Оперное и вокальное творчество
композитора.
комбинированное Контрольное занятие по темам 3 четверти.
опрос
37 19
1
41 21
42 21
0.5
43 22
44 22
1
0.5
45 23
46 23
0.5
1
1
47 24
48 24
0.5
1
1
49 25
1
50 25
1
51 26
0.5
0.5
52 26
0.5
0.5
53 27
1
54 27
0.5
0.5
55 28
0.5
0.5
56 28
1
57 29
0.5
0.5
58 29
0.5
0.5
59 30
0.5
0.5
60 30
0.5
0.5
61 31
62 31
1
1
комбинированное Обобщающее занятие по темам 3
четверти.
комбинированное П.И. Чайковский- жизненный и
творческий путь.
комбинированное П.И. Чайковский- характеристика
творчества.
комбинированное П.И. Чайковский. Симфоническое
творчество-обзор.
комбинированное П.И.Чайковский. Симфония №1 «Зимние
грезы».
комбинированное Оперы П.И Чайковского -общий обзор.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
комбинированное Сюжеты, образы, музыка в операх
Чайковского.
комбинированное Балеты П.И Чайковского -общий обзор.
опрос
комбинированное Сюжеты, образы, музыка в балетах
Чайковского.
комбинированное Русская музыкальная культура конца 19 начала 20 века.
комбинированное Композиторы, жанры, стилевые
особенности музыки этого периода.
опрос
опрос
опрос
опрос
21
63 32
1
64 32
1
65 33
1
66 33
1
67 34
1
68 34
1
комбинированное А.К. Лядов - творческий портрет
композитора. Жизнь и творчество.
комбинированное симфонические сказки А.Лядова:
«Кикимора», «Баба яга», «Волшебное
озеро».
комбинированное А.К. Лядов - симфоническое и
фортепианное творчество.
комбинированное В.С. Калинников-жизненный и творческий
путь.
комбинированное В.С. Калинников. Симфония №1, соль
минор.
комбинированное В.С. Калинников-симфоническая поэма
«Нимфа», кантата «Иоанн Дамаскин»,
музыка к пьеса «Царь Борис».
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Шестой год обучения
№
Учебная
неделя
Количество
часов
практ.
теор.
Форма
занятия
1 1
1
беседа
2 1
1
беседа
3 2
0.5
0.5
комбинированное
4 2
0.5
0.5
комбинированное
5 3
0.5
0.5
комбинированное
6 3
0.5
0.5
комбинированное
7 4
0.5
0.5
комбинированное
8 4
1
9 5
0.5
комбинированное
0.5
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
Обзор русской музыкальной культуры 20
века. Развитие национальной
композиторской школы. Союз
композиторов.
С.С. Прокофьев. Жизненный и творческий
путь композитора.
С.С. Прокофьев. Основные жанры
творчества - обзор.
Четыре основные линии в творчестве С.С.
Прокофьева-общее представление.
Знакомство с классической, новаторской,
токкатной и лирической линиями
творчества композитора.
Симфоническая творчество С.С.
Прокофьева. Симфония № 7.
С.С. Прокофьев. Симфония № 7.
Форма
контроля
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
комбинированное Кантата «Александр Невский» - история
создания.
комбинированное Кантата «Александр Невский содержание, образы, музыка.
комбинированное Балет С.С. Прокофьева «Золушка».
опрос
опрос
10 5
1
11 6
0.5
0.5
12 6
0.5
0.5
13 7
0.5
0.5
14 7
0.5
0.5
комбинированное Балет С.С. Прокофьева «Ромео и
Джульетта».
комбинированное Фортепианное творчество С.С.
Прокофьева. Циклы.
комбинированное С.С. Прокофьев. «Детская музыка».
15 8
0.5
0.5
комбинированное С.С. Прокофьев. «Мимолетности».
опрос
16 8
0.5
0.5
17 9
0.5
0.5
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1
четверти.
комбинированное Д.Д. Шостакович. Жизненный и
творческий путь композитора.
комбинированное Значение творчества Д.Д. Шостаковича в
истории мировой музыкальной культуры.
музыкальная
викторина
опрос
18 9
1
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
22
19 10
0.5
0.5
20 10
0.5
0.5
21 11
1
22 11
0.5
0.5
23 12
0.5
0.5
24 12
0.5
0.5
25 13
0.5
0.5
комбинированное Симфоническое творчество Д.Д.
Шостаковича - обзор.
комбинированное Д.Д. Шостакович. Симфония №7.
История создания, историческое значение.
комбинированное Д.Д. Шостакович. Симфония №7.
Значение 1 части, тематизм 2.3,4 частей.
комбинированное Д.Д. Шостакович - оперы и балеты.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
27 14
1
комбинированное Фортепианное творчество Д.Д.
Шостаковича.
комбинированное Фортепианное творчество Д.Д.
Шостаковича. «24 прелюдии и фуги».
комбинированное Творческий портрет А.И.
Хачатуряна.
комбинированное А.И. Хачатурян- Основные жанры,
произведения.
комбинированное Балет А.И. Хачатуряна «Спартак».
28 14
1
комбинированное Балет А.И. Хачатуряна «Гаянэ».
опрос
29 15
0.5
0.5
опрос
30 15
0.5
0.5
31 16
1
комбинированное А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с
оркестром.
комбинированное А.И. Хачатурян - музыка для театра и
кино.
комбинированное Музыкальная викторина по темам 1
полугодия.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 2
четверти.
комбинированное Г.В. Свиридов - творческий портрет
композитора.
комбинированное Г.В. Свиридов - основные произведения.
Обзор творчества.
комбинированное Г.В. Свиридов. Поэма «Памяти С.
Есенина».
комбинированное Г.В. Свиридов . «Курские песни», романсы
комбинированное В.А. Гаврилин - творческий портрет
композитора
комбинированное В.А. Гаврилин - основные произведения.
Обзор творчества.
комбинированное В.А. Гаврилин «Перезвоны», «Русская
тетрадь».
комбинированное В.А. Гаврилин - балет «Анюта».
опрос
комбинированное Р.К. Щедрин - творческий портрет
композитора
комбинированное Р.К. Щедрин - основные произведения.
Обзор творчества.
комбинированное Р.К. Щедрин балеты «Чайка», «Анна
Каренина».
комбинированное Р.К. Щедрин балеты «Дама с собачкой».
«Озорные частушки».
комбинированное Композиторы - представители
российского музыкального авангарда.
комбинированное Современные приемы композиторской
техники.
комбинированное Э.В. Денисов - творческий портрет
композитора.
комбинированное Э.В. Денисов - основные произведения.
Обзор творчества.
комбинированное Э.В. Денисов - особенности стиля
композитора.
опрос
26 13
1
32 16
1
33 17
0.5
0.5
34 17
0.5
0.5
35 18
0.5
0.5
36 18
0.5
0.5
37 19
0.5
0.5
38 19
0.5
0.5
39 20
0.5
0.5
40 20
0.5
0.5
41 21
0.5
0.5
42 21
0.5
0.5
43 22
1
44 22
1
45 23
1
46 23
0.5
0.5
47 24
0.5
0.5
48 24
0.5
0.5
49 25
0.5
0.5
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
23
№
50 25
0.5
0.5
комбинированное Э.В. Денисов «Знаки на белом».
опрос
51 26
0.5
0.5
комбинированное Э.В. Денисов «Диана в осеннем ветре».
опрос
52 26
0.5
0.5
53 27
0.5
0.5
комбинированное Обобщающее занятие по темам 3
четверти.
комбинированное Жизнь и творчество С. Губайдулиной .
музыкальная
викторина
опрос
54 27
0.5
0.5
опрос
55 28
0.5
0.5
56 28
1
57 29
0.5
0.5
комбинированное С. Гибайдулина - симфоническое
творчество, инструментальный концерт.
комбинированное С. Гибайдулина - вокальное и хоровое
творчество.
комбинированное Музыкальная викторина: Музыка
композиторов второй половины 20 века.
комбинированное Жизнь и творчество С. Слонимского.
58 29
0.5
0.5
опрос
59 30
0.5
0.5
комбинированное С. Слонимский. «Три пьесы для
фортепиано».
комбинированное Жизнь и творчество А. Петрова.
60 30
0.5
0.5
комбинированное А. Петров. Музыка и кино.
опрос
61 31
0.5
0.5
комбинированное Жизнь и творчество В. Тищенко.
опрос
62 31
0.5
0.5
опрос
63 32
0.5
0.5
комбинированное В. Тищенко. Концерт для арфы с
оркестром.
комбинированное Жизнь и творчество А. Шнитке.
64 32
0.5
0.5
комбинированное А. Шнитке. Симфония №1.
опрос
65 33
0.5
0.5
комбинированное А. Шнитке. Хоровой концерт.
опрос
66 33
0.5
0.5
комбинированное Джаз. Возникновение и развитие жанра.
опрос
67 34
0.5
0.5
комбинированное Джаз. Основные направления.
опрос
68 34
0.5
0.5
комбинированное Музыкальная викторина по темам 4
четверти.
проверочный
тест
Учебная
неделя
Количество
часов
практ.
1 1
теор.
1
2 1
0.5
0.5
3 2
0.5
0.5
4 2
0.5
0.5
5 3
0.5
0.5
6 3
0.5
0.5
7 4
0.5
0.5
8 4
0.5
0.5
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
Седьмой год обучения
Форма
занятия
Тема
беседа
Форма
контроля
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения в
кабинете.
комбинированное Основные идеи и концепции культуры 20
века. Новаторство в сфере композиции,
тональной системе.
комбинированное Импрессионизм.
беседа
комбинированное Средства музыкальной выразительности
композиторов-импрессионистов.
комбинированное Творчество К. Дебюсси. Периодизация
творчества.
комбинированное Творчество К. Дебюсси..Черты стиля.
опрос
комбинированное Творчество М. Равеля. Периодизация
творчества.
комбинированное Творчество М. Равеля. Стилевые
направления в творчестве.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
24
9 5
1
комбинированное Обобщающий занятие по теме
«Импрессионизм в музыке».
комбинированное Музыкальная викторина по темам 1
четверти.
комбинированное Символизм.
опрос
опрос
10 5
1
контрольное
занятие
опрос
11 6
0.5
0.5
12 6
0.5
0.5
13 7
0.5
0.5
14 7
0.5
0.5
15 8
0.5
0.5
16 8
0.5
0.5
17 9
0.5
0.5
18 9
0.5
0.5
комбинированное Основные принципы музыкального
символизма.
комбинированное Творчество А.Н. Скрябина.
Периодизация творчества
комбинированное Творчество А.Н. Скрябина. Черты стиля.
Творческая связь с символистами.
комбинированное Творчество С.В. Рахманинова.
Периодизация творчества, черты стиля.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1
четверти.
комбинированное Веризм. Характерные черты оперного
веризма и типичные образы.
комбинированное Опера Р.Леонковалло «Паяцы»
19 10
0.5
0.5
комбинированное Торчество Дж. Пуччини. Черты стиля.
опрос
20 10
0.5
0.5
комбинированное Опера «Тоска» Дж. Пуччини.
опрос
21 11
0.5
0.5
опрос
22 11
0.5
0.5
комбинированное Предэкспрессионистские тенденции в
музыке.
комбинированное Творчество Г. Малера.
23 12
0.5
0.5
опрос
24 12
0.5
0.5
25 13
0.5
0.5
комбинированное Экспрессионизм. Основные эстетические
принципы.
комбинированное Экспрессионизм. Характерные образы и
выразительные средства.
комбинированное Творчество Р. Штрауса.
26 13
0.5
0.5
опрос
27 14
0.5
0.5
комбинированное Р Штраус. Жанр симфонической поэмы в
творчестве.
комбинированное Творчество А. Берга.
28 14
0.5
0.5
комбинированное А. Берг. Опера «Воццек».
опрос
29 15
0.5
0.5
комбинированное Фовизм.
опрос
30 15
0.5
0.5
комбинированное Принципы фовизма.
опрос
31 16
0.5
0.5
опрос
32 16
0.5
0.5
33 17
0.5
0.5
комбинированное Выразительные средства музыкального
фовизма.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 1
полугодия.
комбинированное Конструктивизм. «Нововенская» школа.
34 17
0.5
0.5
комбинированное Творчество А. Шёнберга.
опрос
35 18
0.5
0.5
комбинированное Творчество А. Шёнберга и А. Веберна.
опрос
36 18
0.5
0.5
комбинированное Развитие серийной техники.
опрос
37 19
0.5
0.5
опрос
38 19
0.5
0.5
39 20
0.5
0.5
комбинированное Футуризм. Урбанизм. Эстетика
направлений.
комбинированное Футуризм. Урбанизм. Средства
музыкальной выразительности.
комбинированное Кубизм. Музыкальные принципы .
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
опрос
опрос
опрос
25
40 20
0.5
0.5
комбинированное Дадаизм. Музыкальные принципы
опрос
41 21
0.5
0.5
опрос
42 21
0.5
0.5
комбинированное Творчество композиторов группы
«Шести».
комбинированное История создания творческого союза.
43 22
0.5
0.5
опрос
44 22
0.5
0.5
45 23
0.5
0.5
комбинированное Творчество О. Мессиана. Концепция
творчества.
комбинированное Творчество О. Мессиана. Образный мир
композитора.
комбинированное Неоклассицизм. История формирования.
46 23
0.5
0.5
опрос
47 24
0.5
0.5
комбинированное Неоклассицизм. Соединение
классического и современного
комбинированное Творчество С.С. Прокофьева.
48 24
0.5
0.5
опрос
49 25
0.5
0.5
комбинированное Творчество С.С. Прокофьева.
Периодизация и панорама стилевых
направлений в творчестве композитора.
комбинированное Творчество И.Ф. Стравинского.
50 25
0.5
0.5
опрос
51 26
1
52 26
1
комбинированное Творчество И.Ф. Стравинского.
Периодизация, характеристика творчества
комбинированное Музыкальная викторина по темам 3
четверти.
комбинированное Обобщающее занятие по темам 3 четверти
53 27
0.5
0.5
комбинированное Творчество Д.Д. Шостаковича.
опрос
54 27
0.5
0.5
опрос
55 28
0.5
0.5
56 28
0.5
0.5
57 29
0.5
0.5
58 29
0.5
0.5
59 30
0.5
0.5
60 30
0.5
0.5
комбинированное Д.Д. Шостакович. Периодизация,
основные темы и образы творчества.
комбинированное Симфоническое творчество Д.Д.
Шостаковича. Формирование
трагедийного симфонизма.
комбинированное Симфоническое творчество Д.Д.
Шостаковича. Интонационные истоки
тематизма
комбинированное Сюрреализм. Виды, новые способы
нотации.
комбинированное Алеаторика. Виды, новые способы
нотации.
комбинированное Современный западный авангард,
электронная музыка.
комбинированное Творчество Э. Вареза, К. Пендерецкого,
61 31
0.5
0.5
опрос
62 31
0.5
0.5
63 32
0.5
0.5
64 32
0.5
0.5
65 33
0.5
0.5
комбинированное Творчество В. Лютославского, Дж.
Кейджа
комбинированное Творчество Г.В. Свиридова. Периодизация
творчества.
комбинированное Творчество Г.В. Свиридова. Основные
жанры, темы, образы
комбинированное Новые композиторские техники в
творчестве композиторовшестидесятников. Творчество А. Шнитке.
комбинированное Творчество А. Шнитке.
66 33
0.5
0.5
комбинированное Творчество С. Губайдулиной
опрос
67 34
0.5
0.5
опрос
68 34
1
комбинированное Творчество композиторов Р. Щедрина, Э.
Денисова.
комбинированное Музыкальная викторина по темам
учебного года.
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
беседа
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
музыкальная
викторина
26
7. Требования к учебной дисциплине
«Музыкальная литература»
Учебная дисциплина «Музыкальная литература» предполагает наличие следующих
учебных пособий:
1. Учебники «Музыкальная литература», 2-4 части, автор М. Шорникова (1-6 года
обучения)
2. Рабочие тетради по музыкальной литературе, автор М. Шорникова (1-6 года обучения)
3. Тетрадь для записей на уроке
4. Письменные принадлежности
27