РП_Вокальный ансамбль

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»

ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ Гимназия № 8
Протокол протокол №11 от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназия №8
________________/Трофимова Е.Е. /
Приказ№136 от 01.09.2022

Рабочая программа
к дополнительной общеразвивающей программе
в области театрального искусства
«Искусство театра»
ПО.01.УП.01. «Вокальный ансамбль»
Возраст обучающихся: 6,5 – 16 лет
Срок реализации: 9 лет

г. Екатеринбург, 2022 год

1

Содержание
№
1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения программы

4

3

Календарный учебный график

5

2

1.Пояснительная записка
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» тесно связана с программами
дисциплин «Основы актерского мастерства», «Подготовка сценических номеров» и
«Хореография», так как подбор репертуарного плана на год возможен в соответствии с
материалом, выбранным для работы по данным предметам и могут быть взяты вокальные
номера будущих миниатюр, концертных номеров, актерской песни, спектакля.
Особенность занятий в вокальном ансамбле в том, что он помогает детям
эмоционально раскрыться, развить творческое начало. Не все дети находятся в равных
условиях по уровню музыкальных способностей, в ансамбле же есть возможность
проявить себя, исполняя не очень сложную, но необходимую партию, получить
поддержку других детей и возможность выступать на сцене, что было бы недосягаемо в
сольном исполнительстве. В ансамбле каждый воспитанник - личность, отдельная
творческая единица и общий успех зависит от успехов каждого. Занятия в ансамбле
воспитывают как лидера-солиста, так и ансамблиста, умеющего подчинить свой голос
общей гармонии.
Теоретические знания по учебному предмету «Вокальный ансамбль» даются
также с учетом специфики театрального искусства. Обучающиеся получают знания о
специфике музыкального вокального искусства, осваивают знания музыкальной
терминологии, актуальной для театра, знакомятся с основой музыкальной грамоты:
осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор),
темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально
образно воспринимать и исполнять музыкальные произведения в ансамбле.
Программа рассчитана на два возрастных уровня обучения: 1. младший ансамбль
(где обучаются дети в возрасте от 6 – до – 12 лет) 2. старший ансамбль (где обучаются
подростки от 12 – до – 15/16 лет)
Цель программы
- развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков
в области музыкального вокального искусства, воспитание культуры слушания и
восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
— обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики программы
«Вокал»;
— обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном;
— овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое
дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности
звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
— овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения
в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности).
Развивающие:
— развитие природных вокальных данных обучающегося;
— развитие навыков вокального интонирования;
— развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;
— развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
3

возможностей;
— развитие исполнительской сценической выдержки;
— развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
— развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
Воспитательные:
— духовно - нравственное воспитание;
— воспитание навыков организации работы на занятиях во внеурочное время;
— воспитание
навыков
самоорганизации
и
самоконтроля,
умению
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
— воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;
— усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
— воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Программа рассчитана на 9 лет обучения.
Занятия ведутся из расчета 1 академического (по 40 минут) часа в неделю.
Программа включает в себя 34 учебных недели в год у 1 класса и 35 учебной недели с 2 по
9 класс. Объем программы за 9 лет составляет 314 часов.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла обучения
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Предметные результаты:
- правила певческой установки;
- правила организации вдоха и выдоха;
- особенности пения в поступательном движении;
- основные сведения о строении голосового аппарата;
- воспитание чувство ансамбля – умение слушать себя и партнера.
Младший ансамбль:
- уметь исполнять одноголосные произведения в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к вокальным ансамблям: единого звукообразования, одновременного
произнесения текста, единых вступлений и снятий, единой манеры исполнения;
- иметь представление о голосовом аппарате, резонаторах, о правильной
постановке корпуса во время пения, уметь правильно пользоваться певческим дыханием.
В период обучения в младшем ансамбле, обучающиеся должны постоянно
совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки,
приобретаемые в данный период:
- работать над организацией дыхания;
- выравнивать звучание гласных и четко произносить согласные;
- развивать четкую дикцию;
- мягкие регистровые переходы;
- постоянно работать над чистотой интонации.
Старший ансамбль:
4

- качественное исполнение унисона остается такой же первостепенной задачей, как
и вновь приобретаемые навыки, как, например, - умение слышать себя в вертикали;
- исполнение многоголосных произведений (в том числе с солистом);
- для коллективов, работающих в эстрадной манере умение исполнять
произведения как под фонограмму -1, так и с концертмейстером. В период обучения в
старшем ансамбле обучающиеся должны постоянно совершенствовать вокальнотехнические и музыкально – художественные навыки, расширять свой исполнительский и
общекультурный кругозор, постоянно совершенствоваться не только как исполнители, но
и как слушатели, так как теоретический слуховой опыт максимально дополняет
исполнительскую деятельность.
Метапредметные результаты:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- сплочение детского коллектива.

2.1. Календарный учебный график
для 1 класса
Номер
учебной
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Даты учебной
недели
01.09.2022 –
04.09.2022
05.09.2022 –
11.09.2022
12.09.2022 –
18.09.2022
19.09.2022 –
25.09.2022
26.09.2022 –
02.10.2022
03.10.202209.10.2022
10.10.2022 –
16.10.2022
17.10.2022 –
23.10.2022
24.10.2022 –
30.10.2022
07.11.2022 –
13.11.2022
14.11.202220.11.2022
21.11.2022 –
27.11.2022

Номер
учебной
недели
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Даты учебной
недели
28.11.2022 –
04.12.2022
05.12.2022 –
11.12.2022
12.12.2022 18.12.2022
19.12.2022 –
25.12.2022
26.12.2022 –
31.12.2022
09.01.2023 –
15.01.2023
16.01.2023 –
22.01.2023
23.01.2023 –
29.01.2023
30.01.2023 –
05.02.2023
13.02.2023 –
19.02.2023
20.02.2023 –
26.02.2023
27.02.2023 –
05.03.2023

Номер
учебной
недели
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Даты учебной
недели
06.03.2023 –
12.03.2023
13.03.2023 –
19.03.2023
20.03.2023 –
26.03.2023
03.04.2023 –
09.04.2023
10.04.2023 –
16.04.2023
17.04.2023 –
23.04.2023
24.04.2023 –
30.04.2023
01.05.2023 –
07.05.2023
08.05.2023 –
14.05.2023
15.05.2023 21.05.2023
22.05.2023 –
28.05.2023

5

Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. № 208 – и
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием
Форма занятия - групповая.
1 год обучения
№

№
учебно
й
недели

Количество
часов
теория

Форма
занятия

тема

форма
контроля

практика
.

1.

1

0.5

Беседа

2.

2

0.5

Беседа

3.

3

1

Лекция

4.

4

0.5

5.

0.5

комбиниро
ванное

5

1

практичес
кое

6.

6

1

практичес
кое

7.

7

1

практичес
кое

8.

8

1

репетицио
нное

9.

9

1

практичес
кое

10.

10

0.5

0.5

практичес
кое

11.

11

0.5

0.5

практичес
кое

12.

12

1

практичес
кое

13.

13

1

практичес
кое

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности о правилах
поведения в кабинете вокала и на
сцене.
Беседа о охране голоса, правила
гигиены голосового аппарата
Строение
голосового
аппарата.
Образование звука.
Освоение практических навыков вдоха
и выдоха.
Отработка
ощущений
смыкания
голосовых
связок,
формирование
певческого звука.
Отработка ощущений в технике
речевой позиции. Мягкое нёбо, твердое
нёбо.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Понятия: грудной резонатор, головной
резонатор.
Работа над репертуаром
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция.
Работа над скороговорками.
Понятия: вступление, мотив, фраза,
предложение, куплет, припев, бридж.
Анализ музыкальных произведений.
Понятия : легато, стаккато, кантилена,
акцент.
Анализ
музыкальных
произведений
Развитие навыка совместного пения в
одноголосном ансамбле: начало и
окончание звучания.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Развитие диапазона.

опрос

опрос
опрос
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Сдача
произведе
ния

наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
6

14.

14

1

практичес
кое

Развитие
вокально-исполнительских наблюде
навыков. Дикция и артикуляция
ние

15.

15

1

практичес
кое

Сценическое движение

16.

16

1

17.

17

1

практичес
кое
практичес
кое

18.

18

1

практичес
кое

19.

19

0.5

практичес
кое

20.

20

1

практичес
кое

21.

21

1

практичес
кое

22.

22

1

практичес
кое

23

23

1

практичес
кое

24

24

1

практичес
кое

25

25

1

практичес
кое

26

26

1

27

27

1

практичес
кое
практичес
кое

28

28

1

практичес
кое

29

29

1

практичес
кое

30

30

1

практичес
кое

31

31

1

практичес
кое

32

32

1

практичес
кое

33

33

1

практичес
кое

34

34

1

практичес
кое

0.5

Работа над репертуаром. Концерт
Освоение практических навыков вдоха
и выдоха.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Динамические оттенки. Форте, пиано,
крещендо, диминуэндо.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция
Развитие навыка совместного пения в
одноголосном ансамбле: начало и
окончание звучания.
Работа над смысловыми акцентами,
музыкальной фразировкой
Эмоциональное
исполнение
музыкальных произведений

Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок

наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Анализ

Актерское мастерство при исполнении исполнени
репертуара
я
Сценическое движение
Работа над репертуаром.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Развитие диапазона.
Работа над смысловыми акцентами,
музыкальной фразировкой
Эмоциональное
исполнение
музыкальных произведений

Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок

наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Анализ

Актерское мастерство при исполнении исполнени
репертуара
я
Сценическое движение
Работа над репертуаром. Концерт

Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок

7



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.