Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МАОУ Гимназия № 8 Протокол протокол №11 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ Гимназия №8 ________________/Трофимова Е.Е. / Приказ№136 от 01.09.2022 Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе в области театрального искусства «Искусство театра» ПО.01.УП.01. «Вокальный ансамбль» Возраст обучающихся: 6,5 – 16 лет Срок реализации: 9 лет г. Екатеринбург, 2022 год 1 Содержание № 1 Пояснительная записка 3 2 Планируемые результаты освоения программы 4 3 Календарный учебный график 5 2 1.Пояснительная записка Учебный предмет «Вокальный ансамбль» тесно связана с программами дисциплин «Основы актерского мастерства», «Подготовка сценических номеров» и «Хореография», так как подбор репертуарного плана на год возможен в соответствии с материалом, выбранным для работы по данным предметам и могут быть взяты вокальные номера будущих миниатюр, концертных номеров, актерской песни, спектакля. Особенность занятий в вокальном ансамбле в том, что он помогает детям эмоционально раскрыться, развить творческое начало. Не все дети находятся в равных условиях по уровню музыкальных способностей, в ансамбле же есть возможность проявить себя, исполняя не очень сложную, но необходимую партию, получить поддержку других детей и возможность выступать на сцене, что было бы недосягаемо в сольном исполнительстве. В ансамбле каждый воспитанник - личность, отдельная творческая единица и общий успех зависит от успехов каждого. Занятия в ансамбле воспитывают как лидера-солиста, так и ансамблиста, умеющего подчинить свой голос общей гармонии. Теоретические знания по учебному предмету «Вокальный ансамбль» даются также с учетом специфики театрального искусства. Обучающиеся получают знания о специфике музыкального вокального искусства, осваивают знания музыкальной терминологии, актуальной для театра, знакомятся с основой музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально образно воспринимать и исполнять музыкальные произведения в ансамбле. Программа рассчитана на два возрастных уровня обучения: 1. младший ансамбль (где обучаются дети в возрасте от 6 – до – 12 лет) 2. старший ансамбль (где обучаются подростки от 12 – до – 15/16 лет) Цель программы - развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального вокального искусства, воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства. Задачи программы: Образовательные: — обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики программы «Вокал»; — обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном; — овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса); — овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности). Развивающие: — развитие природных вокальных данных обучающегося; — развитие навыков вокального интонирования; — развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма; — развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых 3 возможностей; — развитие исполнительской сценической выдержки; — развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления; — развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре; Воспитательные: — духовно - нравственное воспитание; — воспитание навыков организации работы на занятиях во внеурочное время; — воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память; — воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; — усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения; — воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох. Программа рассчитана на 9 лет обучения. Занятия ведутся из расчета 1 академического (по 40 минут) часа в неделю. Программа включает в себя 34 учебных недели в год у 1 класса и 35 учебной недели с 2 по 9 класс. Объем программы за 9 лет составляет 314 часов. 2. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями. Предметные результаты: - правила певческой установки; - правила организации вдоха и выдоха; - особенности пения в поступательном движении; - основные сведения о строении голосового аппарата; - воспитание чувство ансамбля – умение слушать себя и партнера. Младший ансамбль: - уметь исполнять одноголосные произведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к вокальным ансамблям: единого звукообразования, одновременного произнесения текста, единых вступлений и снятий, единой манеры исполнения; - иметь представление о голосовом аппарате, резонаторах, о правильной постановке корпуса во время пения, уметь правильно пользоваться певческим дыханием. В период обучения в младшем ансамбле, обучающиеся должны постоянно совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки, приобретаемые в данный период: - работать над организацией дыхания; - выравнивать звучание гласных и четко произносить согласные; - развивать четкую дикцию; - мягкие регистровые переходы; - постоянно работать над чистотой интонации. Старший ансамбль: 4 - качественное исполнение унисона остается такой же первостепенной задачей, как и вновь приобретаемые навыки, как, например, - умение слышать себя в вертикали; - исполнение многоголосных произведений (в том числе с солистом); - для коллективов, работающих в эстрадной манере умение исполнять произведения как под фонограмму -1, так и с концертмейстером. В период обучения в старшем ансамбле обучающиеся должны постоянно совершенствовать вокальнотехнические и музыкально – художественные навыки, расширять свой исполнительский и общекультурный кругозор, постоянно совершенствоваться не только как исполнители, но и как слушатели, так как теоретический слуховой опыт максимально дополняет исполнительскую деятельность. Метапредметные результаты: - умение определять и формулировать цель деятельности на занятии; овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии; - сплочение детского коллектива. 2.1. Календарный учебный график для 1 класса Номер учебной недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Даты учебной недели 01.09.2022 – 04.09.2022 05.09.2022 – 11.09.2022 12.09.2022 – 18.09.2022 19.09.2022 – 25.09.2022 26.09.2022 – 02.10.2022 03.10.202209.10.2022 10.10.2022 – 16.10.2022 17.10.2022 – 23.10.2022 24.10.2022 – 30.10.2022 07.11.2022 – 13.11.2022 14.11.202220.11.2022 21.11.2022 – 27.11.2022 Номер учебной недели 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Даты учебной недели 28.11.2022 – 04.12.2022 05.12.2022 – 11.12.2022 12.12.2022 18.12.2022 19.12.2022 – 25.12.2022 26.12.2022 – 31.12.2022 09.01.2023 – 15.01.2023 16.01.2023 – 22.01.2023 23.01.2023 – 29.01.2023 30.01.2023 – 05.02.2023 13.02.2023 – 19.02.2023 20.02.2023 – 26.02.2023 27.02.2023 – 05.03.2023 Номер учебной недели 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Даты учебной недели 06.03.2023 – 12.03.2023 13.03.2023 – 19.03.2023 20.03.2023 – 26.03.2023 03.04.2023 – 09.04.2023 10.04.2023 – 16.04.2023 17.04.2023 – 23.04.2023 24.04.2023 – 30.04.2023 01.05.2023 – 07.05.2023 08.05.2023 – 14.05.2023 15.05.2023 21.05.2023 22.05.2023 – 28.05.2023 5 Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. № 208 – и Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием Форма занятия - групповая. 1 год обучения № № учебно й недели Количество часов теория Форма занятия тема форма контроля практика . 1. 1 0.5 Беседа 2. 2 0.5 Беседа 3. 3 1 Лекция 4. 4 0.5 5. 0.5 комбиниро ванное 5 1 практичес кое 6. 6 1 практичес кое 7. 7 1 практичес кое 8. 8 1 репетицио нное 9. 9 1 практичес кое 10. 10 0.5 0.5 практичес кое 11. 11 0.5 0.5 практичес кое 12. 12 1 практичес кое 13. 13 1 практичес кое Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности о правилах поведения в кабинете вокала и на сцене. Беседа о охране голоса, правила гигиены голосового аппарата Строение голосового аппарата. Образование звука. Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Отработка ощущений смыкания голосовых связок, формирование певческого звука. Отработка ощущений в технике речевой позиции. Мягкое нёбо, твердое нёбо. Развитие вокально-исполнительских навыков. Резонаторные ощущения. Понятия: грудной резонатор, головной резонатор. Работа над репертуаром Развитие вокально-исполнительских навыков. Дикция и артикуляция. Работа над скороговорками. Понятия: вступление, мотив, фраза, предложение, куплет, припев, бридж. Анализ музыкальных произведений. Понятия : легато, стаккато, кантилена, акцент. Анализ музыкальных произведений Развитие навыка совместного пения в одноголосном ансамбле: начало и окончание звучания. Развитие вокально-исполнительских навыков. Развитие диапазона. опрос опрос опрос наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние Сдача произведе ния наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние 6 14. 14 1 практичес кое Развитие вокально-исполнительских наблюде навыков. Дикция и артикуляция ние 15. 15 1 практичес кое Сценическое движение 16. 16 1 17. 17 1 практичес кое практичес кое 18. 18 1 практичес кое 19. 19 0.5 практичес кое 20. 20 1 практичес кое 21. 21 1 практичес кое 22. 22 1 практичес кое 23 23 1 практичес кое 24 24 1 практичес кое 25 25 1 практичес кое 26 26 1 27 27 1 практичес кое практичес кое 28 28 1 практичес кое 29 29 1 практичес кое 30 30 1 практичес кое 31 31 1 практичес кое 32 32 1 практичес кое 33 33 1 практичес кое 34 34 1 практичес кое 0.5 Работа над репертуаром. Концерт Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Развитие вокально-исполнительских навыков. Резонаторные ощущения. Динамические оттенки. Форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Развитие вокально-исполнительских навыков. Дикция и артикуляция Развитие навыка совместного пения в одноголосном ансамбле: начало и окончание звучания. Работа над смысловыми акцентами, музыкальной фразировкой Эмоциональное исполнение музыкальных произведений Анализ исполнени я Контроль ный урок наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние Анализ Актерское мастерство при исполнении исполнени репертуара я Сценическое движение Работа над репертуаром. Развитие вокально-исполнительских навыков. Резонаторные ощущения. Развитие вокально-исполнительских навыков. Дикция и артикуляция Развитие вокально-исполнительских навыков. Развитие диапазона. Работа над смысловыми акцентами, музыкальной фразировкой Эмоциональное исполнение музыкальных произведений Анализ исполнени я Контроль ный урок наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние наблюде ние Анализ Актерское мастерство при исполнении исполнени репертуара я Сценическое движение Работа над репертуаром. Концерт Анализ исполнени я Контроль ный урок 7