Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ Гимназия № 8
Протокол протокол №11 от 30.08.2022
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназия №8
________________/Трофимова Е.Е. /
Приказ№136 от 01.09.2022
Рабочая программа
к дополнительной общеразвивающей программе
в области театрального искусства
«Искусство театра»
ПО.01.УП.01. «Вокальный ансамбль»
Возраст обучающихся: 6,5 – 16 лет
Срок реализации: 9 лет
г. Екатеринбург, 2022 год
1
Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
5
2
1.Пояснительная записка
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» тесно связана с программами
дисциплин «Основы актерского мастерства», «Подготовка сценических номеров» и
«Хореография», так как подбор репертуарного плана на год возможен в соответствии с
материалом, выбранным для работы по данным предметам и могут быть взяты вокальные
номера будущих миниатюр, концертных номеров, актерской песни, спектакля.
Особенность занятий в вокальном ансамбле в том, что он помогает детям
эмоционально раскрыться, развить творческое начало. Не все дети находятся в равных
условиях по уровню музыкальных способностей, в ансамбле же есть возможность
проявить себя, исполняя не очень сложную, но необходимую партию, получить
поддержку других детей и возможность выступать на сцене, что было бы недосягаемо в
сольном исполнительстве. В ансамбле каждый воспитанник - личность, отдельная
творческая единица и общий успех зависит от успехов каждого. Занятия в ансамбле
воспитывают как лидера-солиста, так и ансамблиста, умеющего подчинить свой голос
общей гармонии.
Теоретические знания по учебному предмету «Вокальный ансамбль» даются
также с учетом специфики театрального искусства. Обучающиеся получают знания о
специфике музыкального вокального искусства, осваивают знания музыкальной
терминологии, актуальной для театра, знакомятся с основой музыкальной грамоты:
осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор),
темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально
образно воспринимать и исполнять музыкальные произведения в ансамбле.
Программа рассчитана на два возрастных уровня обучения: 1. младший ансамбль
(где обучаются дети в возрасте от 6 – до – 12 лет) 2. старший ансамбль (где обучаются
подростки от 12 – до – 15/16 лет)
Цель программы
- развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков
в области музыкального вокального искусства, воспитание культуры слушания и
восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
— обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики программы
«Вокал»;
— обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном;
— овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое
дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности
звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
— овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения
в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности).
Развивающие:
— развитие природных вокальных данных обучающегося;
— развитие навыков вокального интонирования;
— развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;
— развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
3
возможностей;
— развитие исполнительской сценической выдержки;
— развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
— развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
Воспитательные:
— духовно - нравственное воспитание;
— воспитание навыков организации работы на занятиях во внеурочное время;
— воспитание
навыков
самоорганизации
и
самоконтроля,
умению
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
— воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;
— усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
— воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Программа рассчитана на 9 лет обучения.
Занятия ведутся из расчета 1 академического (по 40 минут) часа в неделю.
Программа включает в себя 34 учебных недели в год у 1 класса и 35 учебной недели с 2 по
9 класс. Объем программы за 9 лет составляет 314 часов.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла обучения
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Предметные результаты:
- правила певческой установки;
- правила организации вдоха и выдоха;
- особенности пения в поступательном движении;
- основные сведения о строении голосового аппарата;
- воспитание чувство ансамбля – умение слушать себя и партнера.
Младший ансамбль:
- уметь исполнять одноголосные произведения в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к вокальным ансамблям: единого звукообразования, одновременного
произнесения текста, единых вступлений и снятий, единой манеры исполнения;
- иметь представление о голосовом аппарате, резонаторах, о правильной
постановке корпуса во время пения, уметь правильно пользоваться певческим дыханием.
В период обучения в младшем ансамбле, обучающиеся должны постоянно
совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки,
приобретаемые в данный период:
- работать над организацией дыхания;
- выравнивать звучание гласных и четко произносить согласные;
- развивать четкую дикцию;
- мягкие регистровые переходы;
- постоянно работать над чистотой интонации.
Старший ансамбль:
4
- качественное исполнение унисона остается такой же первостепенной задачей, как
и вновь приобретаемые навыки, как, например, - умение слышать себя в вертикали;
- исполнение многоголосных произведений (в том числе с солистом);
- для коллективов, работающих в эстрадной манере умение исполнять
произведения как под фонограмму -1, так и с концертмейстером. В период обучения в
старшем ансамбле обучающиеся должны постоянно совершенствовать вокальнотехнические и музыкально – художественные навыки, расширять свой исполнительский и
общекультурный кругозор, постоянно совершенствоваться не только как исполнители, но
и как слушатели, так как теоретический слуховой опыт максимально дополняет
исполнительскую деятельность.
Метапредметные результаты:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- сплочение детского коллектива.
2.1. Календарный учебный график
для 1 класса
Номер
учебной
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даты учебной
недели
01.09.2022 –
04.09.2022
05.09.2022 –
11.09.2022
12.09.2022 –
18.09.2022
19.09.2022 –
25.09.2022
26.09.2022 –
02.10.2022
03.10.202209.10.2022
10.10.2022 –
16.10.2022
17.10.2022 –
23.10.2022
24.10.2022 –
30.10.2022
07.11.2022 –
13.11.2022
14.11.202220.11.2022
21.11.2022 –
27.11.2022
Номер
учебной
недели
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Даты учебной
недели
28.11.2022 –
04.12.2022
05.12.2022 –
11.12.2022
12.12.2022 18.12.2022
19.12.2022 –
25.12.2022
26.12.2022 –
31.12.2022
09.01.2023 –
15.01.2023
16.01.2023 –
22.01.2023
23.01.2023 –
29.01.2023
30.01.2023 –
05.02.2023
13.02.2023 –
19.02.2023
20.02.2023 –
26.02.2023
27.02.2023 –
05.03.2023
Номер
учебной
недели
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Даты учебной
недели
06.03.2023 –
12.03.2023
13.03.2023 –
19.03.2023
20.03.2023 –
26.03.2023
03.04.2023 –
09.04.2023
10.04.2023 –
16.04.2023
17.04.2023 –
23.04.2023
24.04.2023 –
30.04.2023
01.05.2023 –
07.05.2023
08.05.2023 –
14.05.2023
15.05.2023 21.05.2023
22.05.2023 –
28.05.2023
5
Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. № 208 – и
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием
Форма занятия - групповая.
1 год обучения
№
№
учебно
й
недели
Количество
часов
теория
Форма
занятия
тема
форма
контроля
практика
.
1.
1
0.5
Беседа
2.
2
0.5
Беседа
3.
3
1
Лекция
4.
4
0.5
5.
0.5
комбиниро
ванное
5
1
практичес
кое
6.
6
1
практичес
кое
7.
7
1
практичес
кое
8.
8
1
репетицио
нное
9.
9
1
практичес
кое
10.
10
0.5
0.5
практичес
кое
11.
11
0.5
0.5
практичес
кое
12.
12
1
практичес
кое
13.
13
1
практичес
кое
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности о правилах
поведения в кабинете вокала и на
сцене.
Беседа о охране голоса, правила
гигиены голосового аппарата
Строение
голосового
аппарата.
Образование звука.
Освоение практических навыков вдоха
и выдоха.
Отработка
ощущений
смыкания
голосовых
связок,
формирование
певческого звука.
Отработка ощущений в технике
речевой позиции. Мягкое нёбо, твердое
нёбо.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Понятия: грудной резонатор, головной
резонатор.
Работа над репертуаром
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция.
Работа над скороговорками.
Понятия: вступление, мотив, фраза,
предложение, куплет, припев, бридж.
Анализ музыкальных произведений.
Понятия : легато, стаккато, кантилена,
акцент.
Анализ
музыкальных
произведений
Развитие навыка совместного пения в
одноголосном ансамбле: начало и
окончание звучания.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Развитие диапазона.
опрос
опрос
опрос
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Сдача
произведе
ния
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
6
14.
14
1
практичес
кое
Развитие
вокально-исполнительских наблюде
навыков. Дикция и артикуляция
ние
15.
15
1
практичес
кое
Сценическое движение
16.
16
1
17.
17
1
практичес
кое
практичес
кое
18.
18
1
практичес
кое
19.
19
0.5
практичес
кое
20.
20
1
практичес
кое
21.
21
1
практичес
кое
22.
22
1
практичес
кое
23
23
1
практичес
кое
24
24
1
практичес
кое
25
25
1
практичес
кое
26
26
1
27
27
1
практичес
кое
практичес
кое
28
28
1
практичес
кое
29
29
1
практичес
кое
30
30
1
практичес
кое
31
31
1
практичес
кое
32
32
1
практичес
кое
33
33
1
практичес
кое
34
34
1
практичес
кое
0.5
Работа над репертуаром. Концерт
Освоение практических навыков вдоха
и выдоха.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Динамические оттенки. Форте, пиано,
крещендо, диминуэндо.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция
Развитие навыка совместного пения в
одноголосном ансамбле: начало и
окончание звучания.
Работа над смысловыми акцентами,
музыкальной фразировкой
Эмоциональное
исполнение
музыкальных произведений
Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Анализ
Актерское мастерство при исполнении исполнени
репертуара
я
Сценическое движение
Работа над репертуаром.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Резонаторные ощущения.
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Дикция и артикуляция
Развитие
вокально-исполнительских
навыков. Развитие диапазона.
Работа над смысловыми акцентами,
музыкальной фразировкой
Эмоциональное
исполнение
музыкальных произведений
Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
наблюде
ние
Анализ
Актерское мастерство при исполнении исполнени
репертуара
я
Сценическое движение
Работа над репертуаром. Концерт
Анализ
исполнени
я
Контроль
ный урок
7