Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МАОУ Гимназия № 8 Протокол №11 от 30.08.2022 УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ Гимназия №8 ________________/Трофимова Е.Е. / Приказ№136 от 01.09.2022 Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе в области театрального искусства «Искусство театра» ПО.01.УП.03. «Художественное слово» Возраст обучающихся: 6,5 - 16 лет Срок реализации: 9 лет г. Екатеринбург, 2022 год 1 Содержание № 1 Пояснительная записка 3 2 Планируемые результаты освоения программы 4 3 Календарный учебный график 5 2 1.Пояснительная записка Учебный предмет «Художественное слово» тесно связан с учебным предметом «Театральные игры», в начале программы, и в дальнейшем с предметом программы «Основы актерского мастерства». Хорошая дикция помогает актеру правильно донести свои мысли до зрителя и это требует определенных технических навыков. При выполнении комплексных заданий по технике речи, педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра и игр. В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и предполагают комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня ребёнка. Цель программы - развитие природных речевых и голосовых возможностей, обучающихся для владения голосовым аппаратом и применения этих данных в области актерского исполнительства. Задачи программы: Образовательные: — приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии; — овладение «техникой речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка. — самостоятельно работа над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции; — выразительное чтение, как виде искусства, знакомить с ведущими артистами художественного чтения. Развивающие: Развивать у обучающихся: — внимание, фантазию и воображение; — развитие у детей речевого слуха, внимания и памяти, речевых и творческих способностей; — развитие чувство свободы личности в коллективной деятельности и на сценической площадке; — развитие элементы актёрского мастерства: сценическое внимание, память, воображение, речь, голос, фантазию, наблюдательность, волевые качества, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел; — развитие их художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного; — развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления Воспитательные: — воспитание навыков самостоятельной творческого образного мышления; — увлечение детей красотой звучащего русского слова; — формирование у детей положительных нравственных качеств, внутреннего мира и духовной культуры. 3 Программа рассчитана на 9 лет обучения. Занятия ведутся из расчета 1 академического (по 40 минут) часа в неделю. Программа включает в себя 34 учебных недели в год у 1 класса и 35 учебной недели с 2 по 9 класс. Объем программы за 9 лет составляет 314 часов. 2. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями. Предметные результаты: - знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства; - знание строения артикуляционного аппарата; - знание основных норм литературного произношения текста; - знание основ фонетики и орфоэпии русского языка, - знание законов логического разбора произведения; - навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием; - навыки владения выразительными средствами устной речи; - навыки по тренировке артикуляционного аппарата; - навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца и актёра перед выступлением; - умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства; - умение устанавливать непосредственное общение со слушателями; - умение работать с литературным текстом; - умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения; - умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора; - умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов; - умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле; – умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства. Метапредметные результаты: - умение определять и формулировать цель деятельности на занятии; - овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии; - сплочение детского коллектива. 4 2.1. Календарный учебный график для 1 класса Номер Даты учебной учебной недели недели 1 01.09.2022 – 04.09.2022 2 05.09.2022 – 11.09.2022 3 12.09.2022 – 18.09.2022 4 19.09.2022 – 25.09.2022 5 26.09.2022 – 02.10.2022 6 03.10.202209.10.2022 7 10.10.2022 – 16.10.2022 8 17.10.2022 – 23.10.2022 9 24.10.2022 – 30.10.2022 10 07.11.2022 – 13.11.2022 11 14.11.202220.11.2022 12 21.11.2022 – 27.11.2022 Номер учебной недели 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Даты учебной недели 28.11.2022 – 04.12.2022 05.12.2022 – 11.12.2022 12.12.2022 18.12.2022 19.12.2022 – 25.12.2022 26.12.2022 – 31.12.2022 09.01.2023 – 15.01.2023 16.01.2023 – 22.01.2023 23.01.2023 – 29.01.2023 30.01.2023 – 05.02.2023 13.02.2023 – 19.02.2023 20.02.2023 – 26.02.2023 27.02.2023 – 05.03.2023 Номер учебной недели 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Даты учебной недели 06.03.2023 – 12.03.2023 13.03.2023 – 19.03.2023 20.03.2023 – 26.03.2023 03.04.2023 – 09.04.2023 10.04.2023 – 16.04.2023 17.04.2023 – 23.04.2023 24.04.2023 – 30.04.2023 01.05.2023 – 07.05.2023 08.05.2023 – 14.05.2023 15.05.2023 21.05.2023 22.05.2023 – 28.05.2023 5 2.2. Календарный учебный график 2 – 9 класс Номер Даты учебной учебной недели недели 1 01.09.2022 – 04.09.2022 2 05.09.2022 – 11.09.2022 3 12.09.2022 – 18.09.2022 4 19.09.2022 – 25.09.2022 5 26.09.2022 – 02.10.2022 6 03.10.202209.10.2022 7 10.10.2022 – 16.10.2022 8 17.10.2022 – 23.10.2022 9 24.10.2022 – 30.10.2022 10 07.11.2022 – 13.11.2022 11 14.11.202220.11.2022 12 21.11.2022 – 27.11.2022 Номер учебной недели 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Даты учебной недели 28.11.2022 – 04.12.2022 05.12.2022 – 11.12.2022 12.12.2022 18.12.2022 19.12.2022 – 25.12.2022 26.12.2022 – 31.12.2022 09.01.2023 – 15.01.2023 16.01.2023 – 22.01.2023 23.01.2023 – 29.01.2023 30.01.2023 – 05.02.2023 06.02.2023 – 12.02.2023 13.02.2023 – 19.02.2023 20.02.2023 – 26.02.2023 Номер учебной недели 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Даты учебной недели 27.02.2023 – 05.03.2023 06.03.2023 – 12.03.2023 13.03.2023 – 19.03.2023 20.03.2023 – 26.03.2023 03.04.2023 – 09.04.2023 10.04.2023 – 16.04.2023 17.04.2023 – 23.04.2023 24.04.2023 – 30.04.2023 01.05.2023 – 07.05.2023 08.05.2023 – 14.05.2023 15.05.2023 21.05.2023 22.05.2023 – 28.05.2023 Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. № 212 - и, №204 – и, №230 – и. Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием Форма занятия - групповая. 1 год обучения № 1 № учебной недели Количество часов теор Практ 1 1 - Форма Занятия Тема форма контроля практическое Вводное занятие. Беседа Правила поведения в классе. занятие Инструктаж по технике безопасности 6 2 3 практическое Дыхание. Основы занятие Наблюдение, анализ 1 практическое Упражнения на развитие дыхания. Работа занятие индивидуально и в парах Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ 2 0,5 0,5 3 - 4 4 0,5 0,5 Понятие «Диафрагма» практическое Упражнения на развитие дыхания занятие 5 5 0,5 0,5 практическое Наблюдение, Игровые комплексы на анализ занятие развитие внимания и памяти 6 7 8 6 7 8 1 Наблюдение, практическое анализ Упражнения на развитие занятие дыхания. Понятие «Толчок» 1 Наблюдение, анализ - практическое Игры на развитие дыхания. Игра «Насос» , Игра занятие «Воздушный шарик» - 0,5 0,5 практическое Контрольный занятие Урок Наблюдение, анализ беседа 1 Понятие «Дикция». 9 10 9 10 - практическое Что входит в занятие артикуляционный аппарат 1 - Наблюдение, практическое Разминка речевого анализ Аппарата. Звукоряд гласных занятие Наблюдение, анализ 11 11 - 1 практическое Упражнения на развитие занятие артикуляционного аппарата 12 12 - 1 практическое Разбор и повторение занятие артикуляционной разминки Наблюдение, анализ 1 Упражнения на развитие практическое речевого аппарата с использованием звукоряда занятие гласных Наблюдение, анализ 13 13 - 7 14 14 0,5 0,5 практическое Игровые комплексы на занятие развитие дикции 15 15 0,5 0,5 Наблюдение, практическое анализ Игровые комплексы на занятие развитие памяти и внимания 16 16 0,5 0,5 практическое занятие 17 17 - Наблюдение, анализ Контрольный урок 1 практическое Орфоэпия. занятие Произносительные нормы Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ 18 18 - 1 практическое Упражнения в движении с использованием ряда занятие гласных 19 19 0,5 0,5 практическое Упражнения на развитие занятие дикции в движении 1 практическое Разбор ошибок в бытовой занятие речи 1 практическое Игровые комплексы на развитие внимания занятие Игра «Волшебные слова» 20 21 20 21 - - Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ Беседа 22 23 23 24 25 22 23 23 24 25 - - - - - 1 практическое Игровые комплексы по речи Игра « Скажу неверно, а ты занятие поправь» 1 практическое Игровые комплексы на внимание и развитие занятие речевого аппарата 1 Игровые комплексы на практическое внимание и развитие речевого аппарата. Работа в занятие парах 1 1 практическое Речевые такты. Разбор по детским стихотворениям занятие как на примере практическое Понятие занятие пауза» Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ «Логическая 8 Упражнения на развитие внимания 26 27 28 29 30 31 32 33 26 27 28 29 30 31 32 33 - 0,5 - - - - - - Наблюдение, анализ 1 практическое Логические ударения. Главное слово занятие словосочетание 0,5 практическое Игровые комплексы занятие внимание и память 1 Закрепление изученного Наблюдение, анализ практическое материала с использованием упражнений с звукорядом занятие гласных 1 Закрепление изученного Наблюдение, анализ практическое материала с использованием упражнений с звукорядом занятие гласных. Работа в парах 1 Наблюдение, практическое Разбор детских несложных анализ произведений. Правильное занятие ударение и интонация 1 Исполнение детских практическое стихотворений или басен с применением полученных занятие знаний 1 1 34 34 - 1 35 35 - 1 или Наблюдение, на анализ практическое Умение владеть грамотной речью в основных занятие жизненных ситуациях практическое Парные этюды на основе скороговорок и простых занятие слогосочетаний Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ Наблюдение, анализ практическое Составление программы для Наблюдение, контрольного урока на анализ занятие основе сделанных этюдов практическое Контрольный урок. занятие Наблюдение, анализ 9 10