Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
МАОУ Гимназия № 8
Протокол №11 от 30.08.2022
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ Гимназия №8
________________/Трофимова Е.Е. /
Приказ№136 от 01.09.2022
Рабочая программа
к дополнительной общеразвивающей программе
в области театрального искусства
«Искусство театра»
ПО.01.УП.03. «Художественное слово»
Возраст обучающихся: 6,5 - 16 лет
Срок реализации: 9 лет
г. Екатеринбург, 2022 год
1
Содержание
№
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения программы
4
3
Календарный учебный график
5
2
1.Пояснительная записка
Учебный предмет «Художественное слово» тесно связан с учебным предметом
«Театральные игры», в начале программы, и в дальнейшем с предметом программы
«Основы актерского мастерства». Хорошая дикция помогает актеру правильно донести
свои мысли до зрителя и это требует определенных технических навыков.
При выполнении комплексных заданий по технике речи, педагог включает
элементы сценического движения, мастерства актёра и игр.
В то же время, задачи программы «Художественное слово» шире и предполагают
комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по
технике и логике речи, искусству художественного слова, но и развитие культуры
речевого общения, расширение кругозора чтения, повышение общекультурного уровня
ребёнка.
Цель программы
- развитие природных речевых и голосовых возможностей, обучающихся для владения голосовым
аппаратом и применения этих данных в области актерского исполнительства.
Задачи программы:
Образовательные:
— приобретение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи,
орфоэпии;
— овладение «техникой речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями каждого ребёнка.
— самостоятельно работа над исправлением индивидуальных недостатков дыхания,
артикуляции и дикции;
— выразительное чтение, как виде искусства, знакомить с ведущими артистами
художественного чтения.
Развивающие:
Развивать у обучающихся:
— внимание, фантазию и воображение;
— развитие у детей речевого слуха, внимания и памяти, речевых и творческих
способностей;
— развитие чувство свободы личности в коллективной деятельности и на сценической
площадке;
— развитие
элементы актёрского мастерства: сценическое внимание, память,
воображение, речь, голос, фантазию, наблюдательность, волевые качества, эмоциональную
отзывчивость на художественный вымысел;
— развитие их художественного вкуса и эстетического чувства прекрасного;
— развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления
Воспитательные:
— воспитание навыков самостоятельной творческого образного мышления;
— увлечение детей красотой звучащего русского слова;
— формирование у детей положительных нравственных качеств, внутреннего мира и
духовной культуры.
3
Программа рассчитана на 9 лет обучения.
Занятия ведутся из расчета 1 академического (по 40 минут) часа в неделю.
Программа включает в себя 34 учебных недели в год у 1 класса и 35 учебной недели с 2 по
9 класс. Объем программы за 9 лет составляет 314 часов.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла обучения
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Предметные результаты:
- знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
- знание строения артикуляционного аппарата;
- знание основных норм литературного произношения текста;
- знание основ фонетики и орфоэпии русского языка,
- знание законов логического разбора произведения;
- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
- навыки владения выразительными средствами устной речи;
- навыки по тренировке артикуляционного аппарата;
- навыки выполнения разминки для подготовки речевого аппарата будущего чтеца
и актёра перед выступлением;
- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями
театрального исполнительства;
- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;
- умение работать с литературным текстом;
- умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами
дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами
сценического движения;
- умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом:
идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной
проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;
- умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных
текстов;
- умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и
речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле;
– умение воплотить литературные произведения различных жанров в звучащем
художественном слове с учетом освоения основ актерского мастерства.
Метапредметные результаты:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- овладение способностью с учителем и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- сплочение детского коллектива.
4
2.1. Календарный учебный график
для 1 класса
Номер Даты учебной
учебной
недели
недели
1
01.09.2022 –
04.09.2022
2
05.09.2022 –
11.09.2022
3
12.09.2022 –
18.09.2022
4
19.09.2022 –
25.09.2022
5
26.09.2022 –
02.10.2022
6
03.10.202209.10.2022
7
10.10.2022 –
16.10.2022
8
17.10.2022 –
23.10.2022
9
24.10.2022 –
30.10.2022
10
07.11.2022 –
13.11.2022
11
14.11.202220.11.2022
12
21.11.2022 –
27.11.2022
Номер
учебной
недели
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Даты учебной
недели
28.11.2022 –
04.12.2022
05.12.2022 –
11.12.2022
12.12.2022 18.12.2022
19.12.2022 –
25.12.2022
26.12.2022 –
31.12.2022
09.01.2023 –
15.01.2023
16.01.2023 –
22.01.2023
23.01.2023 –
29.01.2023
30.01.2023 –
05.02.2023
13.02.2023 –
19.02.2023
20.02.2023 –
26.02.2023
27.02.2023 –
05.03.2023
Номер
учебной
недели
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Даты учебной
недели
06.03.2023 –
12.03.2023
13.03.2023 –
19.03.2023
20.03.2023 –
26.03.2023
03.04.2023 –
09.04.2023
10.04.2023 –
16.04.2023
17.04.2023 –
23.04.2023
24.04.2023 –
30.04.2023
01.05.2023 –
07.05.2023
08.05.2023 –
14.05.2023
15.05.2023 21.05.2023
22.05.2023 –
28.05.2023
5
2.2. Календарный учебный график
2 – 9 класс
Номер
Даты учебной
учебной
недели
недели
1
01.09.2022 –
04.09.2022
2
05.09.2022 –
11.09.2022
3
12.09.2022 –
18.09.2022
4
19.09.2022 –
25.09.2022
5
26.09.2022 –
02.10.2022
6
03.10.202209.10.2022
7
10.10.2022 –
16.10.2022
8
17.10.2022 –
23.10.2022
9
24.10.2022 –
30.10.2022
10
07.11.2022 –
13.11.2022
11
14.11.202220.11.2022
12
21.11.2022 –
27.11.2022
Номер
учебной
недели
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Даты учебной
недели
28.11.2022 –
04.12.2022
05.12.2022 –
11.12.2022
12.12.2022 18.12.2022
19.12.2022 –
25.12.2022
26.12.2022 –
31.12.2022
09.01.2023 –
15.01.2023
16.01.2023 –
22.01.2023
23.01.2023 –
29.01.2023
30.01.2023 –
05.02.2023
06.02.2023 –
12.02.2023
13.02.2023 –
19.02.2023
20.02.2023 –
26.02.2023
Номер
учебной
недели
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Даты
учебной
недели
27.02.2023 –
05.03.2023
06.03.2023 –
12.03.2023
13.03.2023 –
19.03.2023
20.03.2023 –
26.03.2023
03.04.2023 –
09.04.2023
10.04.2023 –
16.04.2023
17.04.2023 –
23.04.2023
24.04.2023 –
30.04.2023
01.05.2023 –
07.05.2023
08.05.2023 –
14.05.2023
15.05.2023 21.05.2023
22.05.2023 –
28.05.2023
Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. № 212 - и,
№204 – и, №230 – и.
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием
Форма занятия - групповая.
1 год обучения
№
1
№
учебной
недели
Количество
часов
теор
Практ
1
1
-
Форма
Занятия
Тема
форма
контроля
практическое Вводное занятие.
Беседа
Правила поведения в классе.
занятие
Инструктаж по технике
безопасности
6
2
3
практическое
Дыхание. Основы
занятие
Наблюдение,
анализ
1
практическое Упражнения на развитие
дыхания. Работа
занятие
индивидуально и в парах
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
2
0,5
0,5
3
-
4
4
0,5
0,5
Понятие «Диафрагма»
практическое Упражнения на развитие
дыхания
занятие
5
5
0,5
0,5
практическое
Наблюдение,
Игровые
комплексы
на
анализ
занятие
развитие внимания и памяти
6
7
8
6
7
8
1
Наблюдение,
практическое
анализ
Упражнения на развитие
занятие
дыхания. Понятие «Толчок»
1
Наблюдение,
анализ
-
практическое Игры на развитие дыхания.
Игра «Насос» , Игра
занятие
«Воздушный шарик»
-
0,5
0,5
практическое
Контрольный
занятие
Урок
Наблюдение,
анализ
беседа
1
Понятие «Дикция».
9
10
9
10
-
практическое
Что входит в
занятие
артикуляционный аппарат
1
-
Наблюдение,
практическое Разминка речевого
анализ
Аппарата.
Звукоряд
гласных
занятие
Наблюдение,
анализ
11
11
-
1
практическое
Упражнения на развитие
занятие
артикуляционного аппарата
12
12
-
1
практическое
Разбор и повторение
занятие
артикуляционной разминки
Наблюдение,
анализ
1
Упражнения на развитие
практическое речевого аппарата с
использованием звукоряда
занятие
гласных
Наблюдение,
анализ
13
13
-
7
14
14
0,5
0,5
практическое
Игровые комплексы на
занятие
развитие дикции
15
15
0,5
0,5
Наблюдение,
практическое
анализ
Игровые комплексы на
занятие
развитие памяти и внимания
16
16
0,5
0,5
практическое
занятие
17
17
-
Наблюдение,
анализ
Контрольный урок
1
практическое
Орфоэпия.
занятие
Произносительные нормы
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
18
18
-
1
практическое Упражнения в движении с
использованием ряда
занятие
гласных
19
19
0,5
0,5
практическое
Упражнения на развитие
занятие
дикции в движении
1
практическое
Разбор ошибок в бытовой
занятие
речи
1
практическое Игровые комплексы на
развитие внимания
занятие
Игра «Волшебные слова»
20
21
20
21
-
-
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Беседа
22
23
23
24
25
22
23
23
24
25
-
-
-
-
-
1
практическое Игровые комплексы по речи
Игра « Скажу неверно, а ты
занятие
поправь»
1
практическое Игровые комплексы на
внимание и развитие
занятие
речевого аппарата
1
Игровые комплексы на
практическое внимание и развитие
речевого аппарата. Работа в
занятие
парах
1
1
практическое Речевые такты. Разбор по
детским стихотворениям
занятие
как на примере
практическое
Понятие
занятие
пауза»
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
«Логическая
8
Упражнения на развитие внимания
26
27
28
29
30
31
32
33
26
27
28
29
30
31
32
33
-
0,5
-
-
-
-
-
-
Наблюдение,
анализ
1
практическое Логические ударения.
Главное
слово
занятие
словосочетание
0,5
практическое
Игровые комплексы
занятие
внимание и память
1
Закрепление
изученного Наблюдение,
анализ
практическое материала с использованием
упражнений с звукорядом
занятие
гласных
1
Закрепление
изученного Наблюдение,
анализ
практическое материала с использованием
упражнений с звукорядом
занятие
гласных. Работа в парах
1
Наблюдение,
практическое Разбор детских несложных анализ
произведений. Правильное
занятие
ударение и интонация
1
Исполнение детских
практическое стихотворений или басен с
применением полученных
занятие
знаний
1
1
34
34
-
1
35
35
-
1
или
Наблюдение,
на анализ
практическое Умение владеть грамотной
речью в основных
занятие
жизненных ситуациях
практическое Парные этюды на основе
скороговорок и простых
занятие
слогосочетаний
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
Наблюдение,
анализ
практическое Составление программы для Наблюдение,
контрольного урока на
анализ
занятие
основе сделанных этюдов
практическое
Контрольный урок.
занятие
Наблюдение,
анализ
9
10