Программа Развиваемся, играя

Оглавление
№

Содержание

стр

1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка

2

1.2 Сводный учебный план

4

1.3 Учебный- тематический план. Содержание учебного плана.
Планируемые результаты

5

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график

11

2.2 Условия реализации программы

11

2.3 Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок

11

2.4 Методические материалы

12

2.5 Кадровое обеспечение программы

13

2.6 Материально-технические условия

13

2.7 Рабочая программа воспитания

15

2.8 Календарный план воспитательной работы

16

2.9 Аннотация

17

1

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра является ведущим видом деятельности обучающихся как дошкольный период их
жизни, так и в начале обучения в младших классах, до того как этот вид деятельности будет
заменен на учебный. В процессе игры происходит формирование интеллекта, психики,
коммуникативных умений и навыков у будущих младших школьников. Играя, учащиеся
познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми
в процессе приобретения новых знаний. В игровой деятельности существует уникальная
возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о
правилах взаимодействия при этом получая новые знания, осваивая логические операции,
необходимые для совершения игровых действий, и в конечном итоге развивая теоретическое
мышление, являющееся основой процесса обучения. Игра для младшего школьника имеет
важнейшую отличительную особенность, выделяющую ее среди прочих видов деятельности
- процессе игры обучающийся овладевает механизмами замещения, что, по словам Л.С.
Выготского, является «смысловой стороной его поведения»
Направленность программы - социально-педагогическая
Нормативно-правовые акты, на основе которых разработана программа:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28)
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" (Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерацииот 28 января 2021 года N 2)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015
г. № 09-3242;
 Устав ОО.
 Положение о дополнительном образовании ОО
Уровень освоения программы - базовый
Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой
задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний,
познавательных интересов, активной жизненной позиции. Практика показала, что
большинство детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью,
неумением работать самостоятельно. Данный курс предусматривает проведение специально
построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость
внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к
развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Новизна: данная программа предусматривает проведение специально построенной системы

заданий,
которые
помогут
учащимся
преодолеть
неустойчивость
внимания,
непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию
мыслительной деятельности и самостоятельно работать.
Отличительные особенности программы
В программу «Развиваемся, играя» включены специально подобранные логические и
развивающие игры, основой которой являются поисковые задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников, приобщение их к основам
математических знаний, умениям наблюдать, осуществлять сравнение, обобщение, находить
закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий у обучающихся происходит
развитие познавательных процессов и теоретического мышления. Все игры расположены в
порядке увеличения сложности выполнения логических операций. Каждая отдельная игра,
направлены на развитие одного из приоритетных логических умений работать с
информационными данными.
Адресат программы: программа разработана для детей 6,5-11 лет. Данная программа
рассчитана на детей 6,5 -11 лет и состоит из 4 лет обучения.
Цель программы: Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Задачи:
Обучающие:
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

научить приема и алгоритмам логических операций в ходе применения развивающих
игр.
Развивающие:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
Воспитательные:

воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Срок и объем реализации:
Программа рассчитана на 4 года обучения, из расчета 1 час в неделю. Программа включает в
себя 33 учебных недели в 1 классе, 34 учебных недели 2-4 класс. Общий объем программы –
135 часов.
Условия реализации программы: Для реализации программы набираются группы по
возрасту Приём в коллектив не предполагает конкурсного отбора, происходит на основе
3

желания учащигося и его родителей. Списочный состав формируется в соответствии с
технологическим регламентом.
Форма обучения, форма проведения учебных занятий.
Форма обучения – очная, групповая.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря
частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Форма проведения занятий может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по
выбору педагога:
 групповая;
 парная;
 игры;
 упражнения и т.д.
Методы обучения:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор
осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
 словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
 наглядные (картинки, видео, образцы, игрушки);
 наблюдения
 игровые (дидактические, развивающие, подвижные).
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
 логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
 обоснованно делать выводы, доказывать;
 обобщать материал;
 находить разные решения нестандартных задач;
 доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической
речи;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
 адекватно использовать речевые средства;
 отстаивать при необходимости свою точку зрения.
1.2. Сводный учебный план
№

Название раздела, темы

1 год 2 год 3 год 4 год всего
обуче обуче обуче обуче
ния
ния
ния
ния

1

Выявление уровня развития познавательных 1
процессов в начале учебного года.

1

1

1

4

2

Развитие внимания

8

8

8

8

32

3

Развитие памяти

8

8

8

8

32

4

Развитие и совершенствование воображения 8

8

8

8

32

5

Развитие логического мышления

7

8

8

8

31

6

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.

1

1

1

1

4

33

34

34

34

135

1.3 Учебно — тематический план
1 класс
N п/п

1

2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Выявление уровня развития
познавательных процессов в
начале учебного года.
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие и совершенствование
воображения
Развитие логического
мышления
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года.

Количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
1
8
8

Формы
аттестации/
контроля
тестирование

1
0,5
0,5

7,5
7,5

8

8

7

7

тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование

1

33

1

1

32

1.3.1 Учебно — тематический план
2-4 класс
N п/п

1

2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Выявление уровня развития
познавательных процессов в
начале учебного года.
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие и совершенствование
воображения
Развитие логического
мышления
Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года.

Количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
1
8
8

Формы
аттестации/
контроля
тестирование

1
0,5
0,5

7,5
7,5

8

8

8

8

тестирование
тестирование
тестирование
тестирование
тестирование

1

34

1

1

33

5

Содержание учебно-тематического плана
ТЕМА 1. Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года.
Практика: Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года.
ТЕМА 2. Развитие внимания.
Теория: Понятие «внимание»
Практика: Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного
внимания детей. Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.Упражнения,
направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных
умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двухтрехходовые задачи.
ТЕМА 3. Развитие памяти.
Теория: Понятие «память»
Практика:Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.Упражнения на
развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся
пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти
различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
ТЕМА 4. Развитие и совершенствование воображения.
Практика:Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры
из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт
речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
ТЕМА 5.Развитие логического мышления.
Практика: Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям
материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:

сравнивать различные объекты,

выполнять простые виды анализа и синтеза,

устанавливать связи между понятиями,


учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование
алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

умений

работать

с

ТЕМА 6. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.
Практика: Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года.

Место проведения занятий: МАОУ Гимназия № 8, ул. Луначарского, 173, каб. №_________
Время и дата в соответствии с утвержденным расписанием

№

№
учебной
недели

Количество
часов
теория

1.

1

2.

2

3.

3

4.

4

5.

6.

Форма занятия

практ
ика.
1

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

5

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

6

1

практическое
занятие,
обучающая

0,5

0,5

тема

форма контроля

Выявление уровня развития
познавательных процессов в
начале учебного года.
Развитие концентрации
внимания.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей

тестирование
Групповая
оценка работ.

Практическая
работа

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

7

игра

и способностей рассуждать.
Совершенствование
воображения.Развитие
наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации
внимания.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной
памяти.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

7.

7

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Групповая
оценка работ.

8.

8

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

9.

9

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

10.

10

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

11.

11

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

12.

12

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

13.

13

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способностей рассуждать.

Групповая
оценка работ.

14.

14

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Групповая
оценка работ.

15.

15

1

практическое
занятие,
обучающая

Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических

Педагогическая
диагностика

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

Педагогическая
диагностика

игра

способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации
внимания.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

16.

16

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Групповая
оценка работ.

17.

17

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

18.

18

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

19.

19

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

20.

20

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Развитие логического
мышления.Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способностей рассуждать.

Практическая
работа

21.

21

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Групповая
оценка работ.

22.

22

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

23.

23

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

24.

24

1

практическое
занятие,

Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации
внимания.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.

Групповая
оценка работ.

Практическая
работа

Групповая
оценка работ.

Педагогическая
диагностика

Групповая
оценка работ.

Практическая
работа
9

обучающая
игра

Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной
памяти. Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

25.

25

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

26.

26

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

27.

27

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способностей рассуждать.

Групповая
оценка работ.

28.

28

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Групповая
оценка работ.

29.

29

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

30.

30

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

31.

31

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно – образного
мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации
внимания.Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

32.

32

1

практическое
занятие,
обучающая
игра

33.

33

1

практическое
занятие,

Развитие логического
мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
аналитических способностей
и способностей рассуждать.
Совершенствование
воображения. Развитие
наглядно – образного

Групповая
оценка работ.

Практическая
работа

Педагогическая
диагностика

практическое
занятие,
обучающая
игра
Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

Групповая
оценка работ.

34.

34

1

обучающая
игра

мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.

практическое
занятие,
обучающая
игра

Выявление уровня развития
внимания, восприятия,
воображения, памяти и
мышления на конец учебного
года.

тестировани

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется и утверждается ежегодно (Приложение 1)
2.2 Условия реализации программы
Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 40 минут. Во время
занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и
самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство
учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение
к данным занятиям как к средству развития своей личности.
2.3 Оценочные материалы. Формы и методы контроля, система оценок
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по
трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых
немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом
(внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики
11

«Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни
описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития
контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам
Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала
его реального выполнения;
 пооперационный,
то
есть
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
 контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
 тестирование;
 практические работы;
 творческие работы учащихся;
 Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов
учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки
фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание
портфолио.
Зачетный лист учителя
Определение уровня достижения ПР на основе анализа ответа:
П (3)*: умеет отвечать на вопросы учителябез ошибок, не используя алгоритм, способен
проконтролировать и оценить одноклассника, в случае затруднений объяснить материал.
Б (2): умеет отвечать на вопросы учителяна основе памятки (алгоритма), допускает не более
2-х ошибок, исправляет на основе наводящих вопросов.
Н (1): отвечая на вопросы взрослого, допускает ошибки.
*3 – повышенный уровень, 2 – базовый, 1 – не достиг базового уровня.
№

Ф.И.
внима воспри
ние
ятие
№1

1
2
3
4
5
6

№2

память

мышление
Рекомендации

№3

№4

№5

№6

№7

№8

2.4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные
для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и
т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится
коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей
формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль,
возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет
отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки,
потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои
успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала
активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной
и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же
заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть
включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых
задач.
Основные принципы распределения материала:
 системность: задания располагаются в определенном порядке;
 принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
 принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
 увеличение объема материала;
 наращивание темпа выполнения заданий;
 смена разных видов деятельности.
2.5 Кадровое обеспечение программы
Программа может быть реализована педагогами дополнительного образования, учителями.
педагог дополнительного образования - высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
13

образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;
учитель – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
2.6 Материально-технические условия
Помещение, где проводятся занятия, мебель соответствуют санитарным требованиям и
возрастным особенностям детей.
 Наличие карточек с играми и заданиями.
 Наличие текстов для работы на занятиях.
 Мультимедийная доска, проектор
 Презентации к занятиям.
Список учебной и методической литературы
Методическая литература для учителя
Автор, год
издания
Холодова О.,
Москва: РОСТ
книга, 2011 г

Название
пособия
«Юным умниками умницам:
Задания по развитию
познавательных
способностей (6-7 лет)»

Вид пособия

Методическое пособие

Криволапова Н.А. Учимся учиться
Программа развития
[Текст]: программа развития познавательных способностей познавательных
учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю.
способностей учащихся
Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. И переподготовки
раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и
умницы»)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
Пособие для учителя
школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю.
Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. М.: Просвещение, 2010. – 215 с. –(Стандарты
второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в
Пособие для учителя
начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие
для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2 –е изд. –М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты
второго поколения)

Учебная литература для учащихся
Автор, год
издания
Холодова О.,
Москва: РОСТ книга,
2011

Название
пособия
«Юным умникам и умницам:
Задания по развитию
познавательных способностей (6-7лет)»

Вид пособия

Рабочие тетради в 2-х
частях.

2.7 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Центральное место в гимназии занимает интеллектуальное образование, которое состоит в
развитии познавательных сил и способностей школьников, их творческого ума, в вооружении
детей определенным объемом систематических знаний, в развитии познавательных
интересов и потребностей, в привитии культуры умственного труда, опираясь на
достигнутый опыт в пробуждении и развитии образного мышления на основе
полихудожественного подхода в образовании, который был положен в основу предыдущей
программы развития.
Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном
процессе: "не подготовка к жизни", а реальное "включение в жизнь". Поэтому в гимназии
создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического
самоопределения каждого ребенка, развития его способностей. Задача педагога — уметь
раскрыть в каждом виде деятельности образовательный, развивающий, воспитательный
потенциал.
Воспитательная система приобретает новое качественное состояние, представляет
сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом
жизни, гуманными отношениями, реализуемое через разнообразную творческую
практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
Система дополнительного образования в МАОУ Гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»:
 родителей (законных представителей);
 максимально ориентирована на запросы и потребности обучающихся и их
обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и
личностную значимость учащихся;
 дает шанс каждому открыть себя как личность;
 предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам
и в индивидуальном темпе;
 активно использует возможности окружающей и социокультурной среды;
 побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования
общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного
образования за счет углубления, расширения и применения знаний; позволяет расширить
общее образование путем реализации дополнительных развивающих образовательных
15

программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные
познавательные, эстетические, творческие запросы.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования происходит в рамках
следующих выбранных учащимися видов деятельности
Игровая деятельность. Программы дополнительног образования, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них
навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
 Развиваемся, играя
Основная цель реализации программы - создание системы необходимых условий для
разностороннего и целостного развития учащегося.
Для осуществления данной цели необходима реализация следующих задач:
 Создание условий для полноценного воспитания, развития, обучения школьника.
 Создание условий для свободного развития личности, подготовка ее к социальной
действительности с ориентацией на саморазвитие.
 Создание целостной системы оказания психологической помощи учащимся,
предупреждение и преодоление проблем в духовно - нравственном, психическом,
физическом развитии учащихя.
 Организация методического, педагогического, программного совершенствования.
 Организация формирования базиса общей культуры уащихся, педагогов, родителей.

2.8 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№

Направления
воспитательной
деятельности

Мероприятия

Формирование общей
культуры учащихся,
Духовно-нравственное
воспитание

Календарные праздники (день
матери,новогодний карнавал,
масленица, международный
день танца и т.д.).

Ответственный
Сроки
Педагоги
дополнительного
образования

Работа с родителями.
№ п\п
1.

Мероприятия.
Родительские собрания.

Основные задачи.
Осветить органные вопросы обучения и план
работы на текущий период. Отчёт по итогам
обучения, подведение итогов.

2.

Консультации по личным вопросам.

Способствовать решению организационных,
психологических, обще-учебных вопросов.

3.

Привлечение помощи и участия в
совместных мероприятиях.

Способствовать формированию общих
интересов родителей и детей.

4.

Анкетирование.

Диагностика интересов, потребностей,
степени удовлетваренности качеством и
средствами обучения.

2.9 АННОТАЦИЯ
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Развиваемся, играя» направлена на развитие интеллектуальных умений
учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого
и логического мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными
и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Разработана программа
«Развиваемся, играя» для развития познавательных и творческих способностей младших
школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и конкурсах.
Занятия по программе «Развиваемся, играя» отличаются тем, что ребёнку предлагаются
задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень
привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Цель программы: Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий. Для осуществления данной цели необходима реализация следующих
задач:

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

научить приема и алгоритмам логических операций в ходе применения развивающих
игр.

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.